План
І. Теоретическая часть
1. Цены на рынкекапитальных активов, процентная ставка и спрос на инвестиции
2. Транспортные тарифы наперевозку грузов и методика их расчета
ІІ. Практическая часть
Список литературы
І.Теоретическая часть
1. Цены нарынке капитальных активов процентная ставка и спрос на инвестиции
Купля-продажаденег, ценных бумаг имеет свою специфику, и это находит отражение приформировании процентной ставки, темпов инфляции и валютного курса.
Средиразличных видов цен, используемых коммерческими банками, особое место занимаетпроцентная ставка – номинальная и реальная (рыночная). Рыночная ставка процентаколеблется под влиянием факторов, определяющих рыночную конъюнктуру. В учебникепо управлению финансами в коммерческих банках американского экономиста ДжозефаФ. Синки выделяются следующие составные части рыночной ставки процента:
•вознаграждение за отказ от потребления;
• премия заожидаемую инфляцию;
• премия занесение риска непогашения;
• премия занесение процентного риска.
Процентнаяставка включает в себя несколько элементов, точно так же как и структура ценылюбого товара. При формировании процентной ставки важную роль играют и скидки кставке, которые устанавливаются в зависимости от деловой политики, проводимойбанком.
Количествоскидок в процентной ставке зависит от видов и размеров страхования депозитов. Регулированиеуровня процентной ставки снижает риск неплатежеспособности.
Мелкиевкладчики готовы платить за диферсификацию портфеля и за его прогрессивнуюоценку, осуществляемую банками. У банков при этом образуются более низкиеиздержки на привлекаемые средства. Полученная экономия выступает по своемусодержанию как вознаграждение банка за посредничество при реализации риска.
Большинствобанковских пассивов краткосрочны, и их вкладчики не несут значительногопроцентного риска. В целях привлечения клиентов банки устанавливают скидки спроцентной ставки. За создание удобств для клиента или за предоставлениеклиенту дополнительных услуг в виде открытия чековых счетов или сдачи в арендусейфов взимается дополнительная плата.
Наоборот, покрупным депозитам рисковая премия может колебаться в значительных размерах.Стоимость ссуды с учетом многих факторов выступает как функция издержек напривлечение банковских средств, риска невозвращения ссуды, срока ссуды,характера взаимосвязи между клиентом и банком. Например, хорошие ипервоклассные клиенты получают привилегии в виде скидок от процентной ставки.
Разница междупроцентными ставками есть маржа, то есть прибыль банка. Маржа призвана покрытьосновные операционные расходы банка, обеспечить выплату налогов и норму прибыли,необходимую для обеспечения нормального процесса расширенного воспроизводствабанковской деятельности.
Вэкономической науке принято считать, что теория процента строится на базетеории ценности и теории денег.
Ссуда денегесть отчуждение права собственника на присвоение с помощью денег чужого труда иреализация данного права в возрастании стоимости ссуды при ее возврате. Такимобразом, процент за кредит возникает, с одной стороны, как результат, а сдругой – как условие выбора собственником в альтернативе отчужденияпринадлежащей ему потребительной стоимости. Характер потребительной стоимостипринадлежащих кредитору средств зависит от способа производства и определяетпоявление соответствующего ему отношения по плате за кредит. Процент за кредитв этом качестве делает возможной ссуду. Известное определение – процент какдвижущий мотив развития кредитных отношений – отражает именно эту сторонусодержания процента.
С помощьюпроцента собственник превращает деньги в капитал, от него же требуют не капитала,а денег как таковых. Это соответствует различию ролей кредитора и заемщика.
Процент, каки всякая цена, становится результатом торга, в данном случае торга междуфункционирующим и денежным капиталистами. Вместе с тем объект их торга – этоособый товар. С обычным товаром его объединяет только то, что, как и в любойсделке «купли-продажи», денежный капиталист в действительности отчуждаетпотребительную стоимость и отдает ее как товар. Но при купле-продаже обычноготовара только потребительная стоимость и отчуждается. При ссуде же отчуждаетсяи стоимость. Общность сделок ссуды и купли-продажи, собственно, и отражаетхарактеристика процента как цены. Отличия этих сделок выражаются виррациональности такой цены. При равенстве спроса и предложения, равно как ипри любых других условиях, цена не может равняться стоимости ссуживаемыхсредств. Механизм формирования этой цены соответствует не стоимости, авыражаемой ценой потребительной стоимости ссуживаемых денег быть средствомприсвоения чужого труда. Вокруг цены разворачивается конкуренция денежного ифункционирующего капиталистов. Механизм их конкуренции становится механизмомформирования уровня процентных ставок. В самом деле, только разделениекапиталистов на денежных и промышленных превращает часть прибыли в процент,вообще создает категорию процента, и только конкуренция между этими двумявидами капиталистов создает ставку процента.
Движениеденег совершается по схеме:
/>
где Д –деньги, взятые в ссуду, допустим, 1 млн руб. На них покупается товар Т;
СП – средствапроизводства;
PC – рабочаясила;
П – процесспроизводства, в результате которого создается новый товар Т'.
Т'реализуется за деньги Д'. Предположим, получаем от реализации 1,2 млн руб. Изэтой суммы возвращается кредит 1 млн руб. и процентная ставка за него при норме5% – 50 000 руб. Оставшаяся часть – 150 тыс. руб. – принимает форму прибылипроизводителя товара и называется предпринимательским доходом. Она равна 15%.Процесс кругооборота денег должен носить непрерывный характер.
Как цена,регулируемая не стоимостью, а колебаниями спроса и предложения, процент неможет иметь естественной нормы. Но поскольку заемщик и кредитор делят однупотребительную стоимость, соответственно и процент оказывается в известныхграницах связан со средней нормой прибыли и является ее частью.
Так как прикупле-продаже отдаются деньги, а не их стоимость, которая возмещается в форметовара, поэтому цена, возникающая в кредитной сделке, где товарная и денежнаяформы стоимости не противостоят друг другу, не может быть обычной ценой,денежным выражением стоимости, а является иррациональной ценой потребительнойстоимости ссуживаемых средств.
Нормапроцента есть величина, выражающая среднюю ставку процента по ее изменениям вовремя крупных промышленных циклов. Среднюю норму процента, в отличие отпостоянно колеблющихся рыночных ставок, невозможно определить каким-либозаконом. Соотношение спроса и предложения не играет никакой роли. Один и тот жекапитал выступает как ссудный (для кредитора) и как торговый (для заемщика –функционирующего капиталиста). Как эти два лица делят полученную прибыль – эточисто эмпирический, относящийся к царству случайностей факт.
Большойудельный вес перераспределительной, спекулятивной экономики породил и другиетеории процентной ставки. В западной экономической литературе процент обычнорассматривается как «естественная» форма дохода, присваиваемого собственникомкапитала.
Например,норма процента у Дж. М. Кейнса наряду с графиком предельной эффективностиинвестиций или ожидаемым доходом от имеющихся капитальных вложений представленакак фактор, определяющий величину инвестиций. Инвестиции, в свою очередь,играют важную роль в определении уровня национального дохода и занятости. Дж. М.Кейнс особо подчеркивал, что предельная эффективность капитала зависит преждевсего от оценки будущих прибылей, что делает ее крайне чувствительной ковсякого рода спекуляциям, панике, техническим переворотам и т. п. Однако нижнимпределом этого показателя – пределом, существующим сегодня, является ставкапроцента. Сегодняшняя ставка процента определяет для предпринимателя нижнююграницу прибыльности его будущих капитальных вложений. Чем ниже норма процента,тем дальше отодвигаются эти границы, и наоборот, жесткость процентной ставки,по Дж. М. Кейнсу, будет тормозить склонность к инвестированию.
Дж. М. Кейнсвыдвинул совершенно иное, отличное от классиков и неоклассиков объяснениепроцента. Процент в его теории – автономный фактор, его уровень определяетсявзаимодействием предложения и спроса на денежные остатки, то есть не на всесбережения, а лишь на их денежную часть. Процент у Дж. М. Кейнса чисто денежныйфеномен, отражающий игру рыночных сил на денежном рынке. Именно в этомнаправлении развивал Дж. М. Кейнс и свою концепцию денежного спроса, связав егос так называемой «склонностью к ликвидности». Три мотива, согласно Дж. М.Кейнсу, регулируют уровень денежной наличности, накапливаемой индивидуумами:
•трансакционный, вытекающий из потребностей товарно-денежных отношений, –потребность в наличных деньгах для текущих сделок потребительского илипроизводственного характера, то есть для осуществления товарообменных сделок;
• мотивпредосторожности, тесно связанный с первым мотивом, – то есть желание обеспечитьв будущем возможность распоряжаться определенной частью ресурсов в формеденежной наличности или риск потери капитала;
•спекулятивный мотив, непосредственно связанный с нормой процента, – то естьнамерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим посравнению с рынком знанием того, что принесет будущее, или неопределенность поповоду будущих изменений нормы процента.
Необходимостьотказаться от денежной ликвидности и порождает, по мнению Кейнса, своеобразнуюплату, принимающую форму процента. «Норма процента в любое время, – пишет Дж.М.Кейнс, – будучи вознаграждением за расставание с ликвидностью, есть меранежелания со стороны тех, кто владеет деньгами, расставаться с непосредственнымконтролем над ними. Норма процента –… это «цена», котораяуравновешивает настойчивое желание удерживать богатство в форме наличных денегс находящимся в обращении количеством денег».
Чем выше«склонность к ликвидности», усиливаемая, прежде всего, неуверенностьюучастников процесса на рынках денежного капитала, тем выше процент, и наоборот.
Учетспекулятивного мотива предпочтения ликвидности ставит потребность в деньгах взависимость от колебаний нормы процента (вернее, если точно следовать схемеКейнса, степени отклонения рыночной нормы процента от того уровня, который вданный момент считается «нормальным»). Акцент на норме процента как важнойдетерминанте спроса на деньги имел исключительно важные и далеко идущиепоследствия для экономической теории. Во-первых, с введением процента в анализспроса на деньги была поставлена проблема оптимизирующего выбора при размещениихозяйствующим субъектом своих ресурсов между альтернативными видами активов.Во-вторых, при таком преобразовании функции спроса начинает играть важную рольанализ ожиданий хозяйственных агентов в условиях неопределенности и риска.Наконец, спрос на деньги, в постановке Дж. М. Кейнса, утрачивает чертыустойчивости и предсказуемости, которые свойственны ему в неоклассическихсхемах.
Главныммоментом в теории Дж.М. Кейнса является то, что «процент – это в высшей степенипсихологический феномен», утративший вопреки реальной действительностикапитализма связь с природой ссудного капитала, зато тесно породнившийся сденежной сферой. Это не вознаграждение за сбережение, а плата «за расставание сликвидностью», за преодоление страха перед неопределенным будущим и рисканеплатежа по обязательствам и договорам.
Традиционныетеории А. Маршалла, Л. Вальраса и др. рассматривают норму процента как фактор,который приводит в равновесие желание инвестировать и готовность сберегать. Заинвестированием стоит спрос на соответствующие ресурсы, за сбережением ихпредложения, в то время как норма процента есть такая «цена» ресурсов дляинвестиций, при которой спрос и предложение уравниваются. Как цена некотороготовара неизбежно остановится на уровне, где спрос на этот товар равен егопредложению, точно так же и норма процента под действием рыночных сил стремитсяк уровню, при котором объем инвестиций равен объему сбережений. По А. Маршаллу,процент, будучи ценой, уплачиваемой на любом рынке за пользование капиталом,стремится к такому равновесному уровню, при котором совокупный спрос на капитална этом рынке при данной норме процента равен совокупному капиталу,притекающему на рынок при этой же норме процента. Л. Вальрас такжепридерживается классической традиции: «… каждой возможной норме процентасоответствует сумма, которую индивидуумы будут сберегать, а также сумма,которую они будут инвестировать в новые капитальные активы, и эти двеагрегатные величины стремятся уравниваться друг с другом, и норма процента естьта переменная, которая приводит их к равенству...». В итоге норма процентаустанавливается на уровне, при котором сбережения, представляющие предложениеновых капиталов, равны спросу на них. Классики полагают, что любойсовершившийся акт индивидуального сбережения автоматически понижает нормупроцента, что это автоматически стимулирует выпуск новых средств помещениякапитала и что норма процента падает ровно на столько, сколько необходимо длятого, чтобы стимулировать выпуск новых средств помещения капитала в размере,равном приросту сбережений. При этом все дело представляется как некийсаморегулирующийся процесс, который происходит без специального вмешательствасо стороны органов, регулирующих денежное обращение.
Процентныеставки испытывают влияние многочисленных факторов – экономических иполитических, внутренних и внешних. Главное значение имеет, несомненно,соотношение спроса и предложения денежного капитала. Однако в современныхусловиях механизм формирования процентных ставок как в России, так и в странахЗапада стал более сложным, чем раньше: появляются и усиливаются новые факторы,в то же время роль прежних факторов меняется, иногда происходит ее ослабление.
К числутрадиционных факторов, влияющих главным образом на предложение ссудногокапитала, относятся степень развития кредитной системы страны и объем денежныхнакоплений населения. Чем больше денежные накопления, тем больше возможности укредитных учреждений, выполняющих роль посредников, предоставлять заемщикамссуды на «приемлемых» условиях, то есть по сравнительно низким ставкам. Так,например, высокий уровень денежных накоплений в ФРГ и Японии является одной изпричин традиционно низких процентных ставок в этих странах.
С другой стороны,значительные размеры денежных накоплений вызывают известное снижение спроса набанковские кредиты, развитие политики самофинансирования предприятий.Определенное влияние на стоимость банковского кредита оказывают специфическиеособенности кредитной системы той или иной страны, например размеры депозитнойгарантии – минимальной суммы, которая должна храниться на счете заемщика,возможность финансирования в Центральном банке или другом кредитном учреждении.
Важнымфактором также является состояние экономики, в частности фаза экономическогоцикла. В условиях роста производства, как известно, повышается спрос на заемныесредства, в итоге растет процентная ставка. При экономическом спаде, напротив,происходит свертывание производства, предпринимателям становится ненужнымдополнительный капитал, падение спроса на денежном рынке вызывает снижениеставок. Вместе с тем надо иметь в виду, что это лишь один из многих факторов,другие могут одновременно действовать в противоположном направлении, оказываятем самым нивелирующее влияние.
Важноезначение для уровня процентных ставок имеют вид и срок кредита, репутация иэкономическое положение клиента, продолжительность его деловых отношений сбанком. Как мы уже отмечали, «стоимость» кредита, предоставляемого банками крупнымкомпаниям – первоклассным заемщикам, надежность которых не вызывает сомнений,устанавливается на более низком уровне, чем, например, «стоимость» банковскогопотребительского кредита.
Известноевлияние на уровень процентных ставок в стране оказывают такие факторы, какразмеры бюджетного дефицита и состояние национальной валюты. Дефицитгосударственного бюджета и необходимость его покрытия вызывают повышенный спросгосударства на заемные средства. В результате процентные ставки на рынкессудных капиталов повышаются, что может, в свою очередь, привести к уменьшениючастных инвестиций, поскольку некоторые из них становятся нерентабельными. Хотяданная зависимость статистически не всегда прослеживается.
Анализвалютного положения многих стран и прежде всего национальных валют в сравнениис уровнем процентных ставок позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи междууказанными показателями. Для большинства стран характерна следующаязависимость: устойчивая национальная валюта – низкая процентная ставка. При обесценениивалюты происходит повышение краткосрочной процентной ставки.
Большоетеоретическое и практическое значение для участников кредитных операций имеет всовременных условиях соотношение двух факторов формирования процентных ставок:рыночных сил и государственного регулирования. Цели регулирования процентныхставок состоят, в первую очередь, в приоритетном развитии отдельных отраслейэкономики. Так, льготные условия кредитования экспортных отраслей наряду сналоговыми льготами позволяют в ряде стран компенсировать отставаниенациональных компаний от их иностранных конкурентов на внешнем рынке исокращать тем самым дефицит торгового баланса. Другая цель регулированияпроцентных ставок заключается в создании сравнительно единообразных условий дляучастников национальной кредитной системы.
Наконец,регулирование государством процентных ставок может рассматриваться как важноесредство антиинфляционной политики. В начале 80-х гг. многие западные страныпроводили политику «дорогих денег» в целях борьбы с инфляцией. Однако самвалютный курс испытывает большое влияние со стороны процентных ставок. Поэтомугосударственное регулирование процентных ставок нередко преследует цельвоздействия на соотношение национальной и иностранной денежных единиц.
Ссудныйпроцент предполагает рынок ссудных капиталов (кредитный рынок), эмбриональноесостояние его в РФ в 1989-1991 гг. определило индивидуальный характерпроцентной политики коммерческих банков. Это, с одной стороны, создалоблагоприятные условия для усиленной дифференциации процентных ставок по банкамв зависимости от типа и размера последних, местности, клиентуры и прочихобстоятельств, имеющих действительно индивидуальную природу. С другой стороны,уже в 1993-1995 гг. особенности процентной политики, проводимой коммерческимибанками, стали отражать проявление ряда общих факторов, имеющих независимый оттого или иного банка характер. И сохраняющаяся невысокая в целом интенсивностьрынка предопределила широкую вариацию результатов.
Такимобразом, факторы, влияющие на процентную ставку, с известной долей условностимогут быть разделены на факторы объективного характера (внешние) и факторывнутренние, степень влияния которых на уровень ставок определяется самимибанками. К внешним факторам принадлежит состояние кредитного рынка, а такжехарактер государственного регулирования деятельности коммерческих банков(уровень резервных требований, нормативы ликвидности, ставка Центральногобанка, ставка налогообложения прибыли). К внутренним факторам относится, преждевсего, оценка банком степени риска по вложениям средств в зависимости отхарактера ссудозаемщика, вида, сроков пользования и величины ссуды. Сюда жепримыкает и определение допустимой цены привлекаемых ресурсов, исходя из задачподдержания ликвидности банка и возможностей прибыльного размещения средств.
В то же времяпри всей богатой палитре особенностей может быть выделено некое общее базовоеначало, фундамент процентной политики банков. Таким фундаментом, если говоритьобобщенно, выступает кредитно-денежная политика государства, проводимаяЦентральным банком. Безусловно, политика Центрального банка не являетсяединственно определяющей. С одной стороны, сама эта политика хорошо ли, худоли, но ориентируется на состояние экономики и свободного кредитного рынка. Сдругой – на ставки коммерческих банков влияют факторы, не связанные напрямую сполитикой Центрального банка. Имеет место, таким образом, многофакторныйпроцесс, в котором компоненты находятся в тесном взаимодействии. Тем не менее,это не устраняет того факта, что кредитно-денежная политика выступает одним изведущих факторов изменения цен на кредитном рынке. Определяя (точнее,воздействуя) на общие условия предложения кредита, центральные банки своейполитикой оказывают весьма значительное влияние на уровень рыночной ценыпроцента.
Развитиепроцессов позволяет выявить определенные тенденции в изменении тех или иныхинструментов кредитно-денежной политики с точки зрения их влияния на уровеньпроцентных ставок на кредитном рынке. Так, по мере относительного уменьшениядоли централизованных кредитных ресурсов в общем объеме ресурсов коммерческихбанков и в условиях высокого уровня спроса на кредит начиная с конца 1990 г.увеличивается отрыв ставок коммерческих банков от ставки тогда еще Госбанка инаблюдалось ослабление влияния последней на общий уровень ставок по сравнению с1988-1990 гг. Ставка Госбанка изначально формировалась в период зарожденияновых коммерческих банковских структур и отражала существовавшие на тот моментобщие представления о нормальной величине (рыночных) процентных ставок.
В последующемна ее уровень влияли различные факторы, в том числе обострение ситуации накредитном рынке, реализация Центробанком задач рестриктивной кредитнойполитики, инфляционные тенденции в экономике и др. Эти факторы задавали общуюнаправленность изменений процентной ставки Центрального банка (в 1988-1989 гг.она была 4-5%, в 1990 г. – 6%, в 1991г.–8-12%, в 1992 г.–20-80%, в 1993г.–80-210%, в 1994 г.–210-200%, в 1997-1998 гг. она снизилась до 30%).Процентная ставка стала фактором балансировки цен и реализации задачрегулирования кредитно-денежной сферы, что способствовало усилению степенивоздействия процентной ставки и ее изменений на уровень рыночных цен и рыночныхставок коммерческих банков.
Необходимотакже отметить, что рассматривать процентную политику коммерческих банковцелесообразно раздельно с учетом:
• надбавок зариск, которые тем выше, чем меньше уверенность банка в надежности возвратассуды;
• надбавок(скидок) на условия рынка (спрос-предложение) и положение на нем продавца(монополия-конкуренция).
Надбавки-скидкиопределяются политикой, проводимой Центральным банком РФ и коммерческимибанками на рынке кредитных ресурсов и рынке кредита. Что же касается процентнойполитики как инструмента управления кредитом в народном хозяйстве, то она сталаосновной политикой «дорогих» и «дешевых» денег, которая была использована припроведении экономических реформ 1992-1999 гг.
В РоссийскойФедерации при проведении экономических реформ в 1992 г. и в последующие годыбыла взята на вооружение западная теория «дорогих» денег и западная методикарегулирования денежного обращения. Высокие процентные ставки, падение курсарубля и высокие темпы инфляции дали возможность разрушить социалистическуюэкономику и осуществить перераспределение доходов населения, предприятий впользу частного сектора.
Доходность поГКО (государственным краткосрочным обязательствам) колебалась за 1998-1999 гг.в пределах от 60 до 450 %. Лишь в отдельные периоды она снижалась до 30%.Сложилась такая практика потому, что ГКО были проданы правительством РФкоммерческим банкам, и через выплату процентов по ГКО и другим ценным бумагампроисходило перераспределение бюджетных средств в пользу частных коммерческихбанков. Когда в августе 1998 г. долг по государственным ценным бумагам превысилв три раза бюджет, правительство вынуждено было объявить об отказе платитьдолги и осуществить реструктуризацию долгов. В стране разразился финансовыйкризис, и значительная часть коммерческих банков объявила себя банкротами, пострадалипри этом и вклады населения. При переводе вкладов частных лиц из коммерческихбанков в сберегательный банк потери населения составили значительную сумму.
Теория«дорогих» денег и высокие процентные ставки не дали положительных результатов вборьбе с инфляцией за счет сжатия денежной массы (неплатежей) – цены после 17августа 1998 г. стали расти, и темпы инфляции повысились, неплатежисократились, но не исчезли. Налоговая реформа принесла лишь частичныерезультаты, так как начавшийся процесс роста производства в начале 1999 г.после падения правительства Е. М. Примакова прекратился, и вновь начался спад.
Спрос наденьги должен определяться прежде всего потребностями реального сектораэкономики и лишь частично спекулятивными операциями под жестким государственнымконтролем. Эмиссия кредитных денег, вызванная ростом коммерческих банков иприведшая к вывозу капитала за границу, должна смениться эмиссией реальныхденег, ограничением вывоза валютных средств за рубеж и созданием условий длязаинтересованности национального частного капитала в инвестициях в экономикуРоссии и стран СНГ.
2.Транспортные тарифы на перевозку грузов и методика их расчета
Перевозкагрузов — одна из важных ланок национального экономики государства. В отличие отпроизводственных отраслей транспорт не создает продукт, но продолжает процесспроизводства в сфере услуг, потому что без него невозможно конечное доведениепродукции до потребителей. Транспорт обеспечивает связки между отраслями ипредприятиями национальной экономики, регионами государства, производителями ипотребителями.
Приопределении транспортных тарифов за базу берется перевозка грузов, в составкоторой входит стоимость средств производства, которые используются в процессеперевозки, плата работников и другие расходы. Себестоимость перевозки зависитот размеров грузового потока, его состава, направления движения, расстоянияперевозки, вида транспорта, но др. Процесс перевозки грузов состоит из трехэтапов.
Ценообразованиена транспорте является сложным процессом, что связано с разнообразиемпродукции, которое транспортируется. Для перевозки грузов и расчета за услугитранспортные предприятия устанавливают грузовые тарифы. Формированиетранспортных тарифов имеет определенные особенности, связанные с особенностямитранспорта как сферы деятельности. Рассмотрим основные из них.
1.Транспортне создает новый товар, однако является сферой материального производства,выполняя функции доведения товаров к потребителям и предоставлению услуг.
2. Врезультате деятельности работники транспорта не изменяют изделие, однакостоимость его увеличивается, поскольку тратятся материальные, финансовые итрудовые ресурсы, что образуют услуги, связанной с транспортировкой грузов.
3.Тарифзависит также от условий транспортировки, расходов, на транспортировку наразных участках путей, оптимальной пропускной способности транспортной сети.
4.Транспортнийтариф зависит еще и от вида продукции, что, расстояния, скорости перевозки,вида отправления. В расчете транспортного тарифа учитываются тип подвижногосостава, степень загруженности транспортного средства и тому подобное.
5.Транспортныетарифы отражаются во всех элементах розничной цены, поскольку услугамитранспортных предприятий пользуются как предприятия-производители, так ипредприятия-посредники (в частности, розничные торговые предприятия).
6.Транспортныепредприятия используют разные ресурсы (железо, уголь, нефть, газ,электроэнергию, строительные материалы, но др.), стоимость которых входит всебестоимость перевозок. Поэтому цены на эти ресурсы существенно влияют нарасходы транспортных предприятий и стоимость тарифа в целом.
Перечисленныеособенности предопределяют сложность процесса ценообразования в сферетранспортных перевозок в сравнении с процессами ценообразования в другихотраслях национальной экономики.
Процессперевозки грузов состоит из трех этапов: начального, подвижного и конечного. Сучетом типичности и конечной этапов выделяют расходы на осуществлениеизначально конечных и подвижных операций. К начально-конечным принадлежатрасходы на удерживание подвижного состава на стоянках, на его подготовку изагрузку, на разные маневровые работы, то есть на все работы, не связанные сдвижением и расстоянием перевозок.
Подвижныеоперации предусматривают расходы на удерживание подвижного состава на путипередвижения груза. В целом себестоимость транспортного тарифа рассчитываетсяпо формуле:
стт = впк +врв,
где Вп к —расходы на изначально конечные операции, гр. од.; В — подвижные (путейские)расходы на 1 км расстояния, гр. од.; В — расстояние перевозки грузов, км.Используя эту формулу, рассчитывают себестоимость перевозок на 1 км грузамассой 1 т.
С увеличениемрасстояния перевозки грузов себестоимость перевозки 1 т/км уменьшается, потомучто уменьшаются относительные расходы на изначально конечные операции изперемещения грузов на 1 км.
Распределениеопераций на начально-конечные и подвижные имеет большое экономическое значение.Это дает возможность устанавливать двоставковый тариф, то есть ставки нанеподвижные и подвижные операции, полнее учитывать расходы транспортныхпредприятий, осуществлять технико-экономические расчеты и применять их в общихрасчетах как транспортных, так и других предприятий, а следовательно,эффективнее определять цену изделия. Любое предприятие, в том числе итранспортное, для объемов деятельности, обновления оборудования,усовершенствования технологических процессов, стимулирования труда, должнополучать прибыль. Поэтому к транспортным тарифам включается также прибыль.Уровень прибыльности зависит от вида транспорта, типа перевозки грузов, видагрузов, и тому подобное.
Посколькутранспорт есть фондоемкой отраслью, прибыльность планируется к себестоимости вразмерах, которые дают возможность расширять объемы деятельности и создаватьпоощрительные фонды. Наибольший объем перевозок благодаря мобильностиосуществляет автомобильный транспорт. Для него характерны высокая маневренностьи скорость перевозок грузов. В сравнении с железнодорожным и другими видамитранспорта перевозки грузов автомобильным транспортом. Это объясняется тем, чтоон имеет небольшую грузоподъемность и значительные эксплуатационные расходы,особенно связанные с заработной платой. Принципы определения тарифовавтомобильного транспорта таковы же, что и для других видов. Ониустанавливаются на уровне, что обеспечивает возмещение себестоимости перевозоки получения прибыли, которую можно будет использовать для развитияавтотранспортного предприятия и стимулирование труда.
Насебестоимость перевозки грузов автомобильным транспортом влияют много факторов:
климатическиеусловия;
вид груза;
характергрузопотока;
типподвижного состава;
состояниепутей;
цены нагорючее и масла;
нормырасходов горючего разными видами автомобилей;
расходы наремонт автомобилей и запасных частей;
заработнаяплата водителей и обслуживающего персонала;
разгрузочныеи эксплуатационные расходы.
Действующиетарифы автомобильного транспорта условно разделяются на сдельных и почасовые.
Сдельныетарифы. Устанавливаются на услуги перевозки завись-ка от объемов грузов насоответствующее расстояние. Это самый распространенный вид тарифов, какойприменяется тогда, когда можно четко определить массу груза и расстояниеперевозки. Грузы, которые подлежат перевозке, разделяются на четыре класса взависимости от загруженности транспортного средства.
К 1-у классупринадлежат грузы, которые дают возможность загрузить автомобиль на 100 %(зерновые, бахчевые, сахар, соль, картофель, ткани и тому подобное), к 2-у — на71-99 % (молоко и молочные изделия, мясо в тушах и тому подобное), к 3-у — на51-70 % (кондитерские изделия, табак, одел, игрушки), к 4-у классу — на 50 %.За основу берутся грузы 1-го класса, а для других применяются надбавки. Кромекласса грузов учитываются степень загруженности транспортного средства ирасстояние перевозки. Тарифы автомобильного транспорта составлены так, что сувеличением расстояния перевозки (при этом повышаются грузоподъемностьавтомобиля и коэффициент использования пробега) тарифная ставка в расчете на 1км уменьшается. Эти тарифы направлены на стимулирование перевозок грузов набольших расстояниях.
Тарифы наперевозку грузов массой до 5 т и на расстояние до 50 км устанавливаются взависимости от загруженности автомобиля, размера партии отправления, классагруза, расстояния перевозки. Эти тарифы применяются также при перевозке мелкихпартий грузов.
Надбавки ктарифам устанавливаются в зависимости от вида перевозки (потяговий состав,международные перевозки и тому подобное). Тариф на международные перевозкивключает стоимость разрешения на передвижение территорией других государств,зеленой карточки, пошлины и тому подобное.
В отдельныхслучаях применяются так называемые исключительные тарифы, то есть льготные,сниженные. В частности, они устанавливаются для массовых перевозок навалом(например, товары промышленные, строительные, а также те, что во времяразгрузки легко отделяются от кузова: песок, гравий, щебень, камни, руда).Основанием для применения этих тарифов является снижение норм расходов временидля разгрузки.
Почасовыетарифы. Применяются тогда, когда невозможно точно определить расстояниеперевозки груза или груз перевозится на расстояние до 5 км; груз нужно завезтипо меньшей мере в пять пунктов и его массу небольшая; грузоподъемностьавтомобилей не превышает 1 т. Чаще всего эти тарифы применяются на предприятияхрозничной торговли, массового питания, бытового обслуживания, где грузыперевозятся к большому количеству пунктов продажи товаров небольшими партиями,а также при внутризаводских, перевозках без выезда за пределы предприятия(завода).
Почасовойтариф устанавливается за каждые часы работы автотранспортного средства и взависимости от его грузоподъемности. Однако эти тарифы имеют недостаток:заказчик не заинтересован увеличивать расстояние перевозки грузов, автомобильиспользуется не всегда эффективно, много простоев; водители автотранспортногопредприятия также не заинтересованы в работе автомобиля, который также приводитк простоям.
Сдельные ипочасовые тарифы являются базовыми для расчета расходов на перевозку грузов. Взависимости от разных условий перевозки устанавливаются надбавки или скидки.
Надбавки ктарифам добавляются при перевозке грузов в специализированном подвижном составе(автофургоны, лесовозы, рефрижераторы, самосвалы и тому подобное). В этомслучае увеличиваются расходы на перевозку, а следовательно, тариф. Скидкитогда, когда загружается автомобиль, который двигается в направлении пустым,или когда снижение тарифов стимулируется государством (доплата со стороныгосударственных органов при перевозке отдельных видов товаров) или регулируетсягосударственными органами (сниженные тарифы при перевозке урожая). В расчетеобщих расходов на перевозку грузов необходимо учитывать дополнительную оплатунемеханизированных грузовых работ и оплату экспедиционного обслуживания (принятиеи сдача груза, оформления транспортных документов, сопровождения грузов, и томуподобное). Как правило, эти работы выполняют водители, которые в то же времяявляются экспедиторами.
ІІ.Практическая часть
Задача 2.1
За прошлыйотчетный период выручка от реализации составила 180 000 грн.
Руководствопредприятия намерено увеличить выручку от реализации на 10%, (с 180 000 до 198000 грн.). Общие издержки – 420 грн. Постоянные издержки равны 40 грн.
Рассчитайтесумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от реализации. На сколько% увеличится прибыль предприятия при увеличении выручки на 10 % ?
Решение.
1) Переменныеиздержки составляли (Общие – Постоянные) 420 – 40 = 380.
2) Силавоздействия операционного рычага составляет:
(180 000 – 380)/ (180 000 – 380 – 40) = 179 620 / 179 580 = 1
Это значит,что 10-ти процентное увеличение выручки обеспечит рост прибыли на:
(10 * 1) =10%.
3) Суммарные переменныеиздержки, следуя за динамикой выручки, должны возрасти на 10% и составить 418грн.
4)Следовательно, прибыль составит:
(198 000 –418 – 40) = 197 542 грн., т.е. увеличится на 10%.
Задача 2.2.
Годовой объемдобычи угля составил 7 200 тыс. т, из них добыто открытым способом 40 %. Общиезатраты на добычу угля приведены в таблице. Затраты на добычу угля открытымспособом составили 18 % общих затрат. Расходы на сбыт составили 2 % отпроизводственной себестоимости.
Определите:1) структуру себестоимости добычи угля; 2) себестоимость добычи 1 т. угляоткрытым и подземным способом:
Решение.
Таблица 2.Затраты Сумма тыс. грн. На 1 т угля
Структура затрат
% Общие
Откр. способ.
(18 % от Общих) Подзем. способ Откр. способ. Подзем. способ Материалы 80 000 14 400 65 600 34,9 Топливо 12 000 2 160 9 840 5,2 Электроэнергия 43 000 7 740 35 260 18,7 Зарплата 53 000 9 540 43 460 23,1 Амортизация 16 000 2 880 13 120 7 Производственные расходы 21 000 3 780 17 220 9,2 Сбыт 4 500 810 3 690 2 Всего 229 500 41 310 188 190 14,3 43,6 100
1) Годовойобъем добычи угля составил:
Открытымспособом: 7200 * 40 % =2880 тыс. т.
Подземнымспособом: 7200 – 2880 = 4320 тыс. т.
2)Производственная себестоимость:
Σпроизводственных затрат = 80 000 + 12 000 + 43 000 + 53 000 + 16 000 + 21 000 == 225 000 тыс. грн.
3) Затраты насбыт:
225 000 * 2 %= 4 500 тыс. грн.
4) Всегообщие затраты:
225 000 + 4500 = 229 500 тыс. грн.
5) Структурасебестоимости добычи угля в Таблице 2.
6)себестоимость добычи 1 т. угля:
открытымспособом: 41 310 / 2 880 = 14,3 тыс. грн
подземнымспособом: 188 190 / 4 320 = 43,6 тыс грн.
Задача 2.3
Принятый накомиссию товар продан за 30 000 грн. Определить сумму, уплаченную комитенту ивеличину НДС, комиссионный сбор – 15 %.
Решение.
1. Суммакомиссионного вознаграждения уплаченная комиссионеру:
30 000 * 15 %= 4 500 грн.
2. Сумма НДСк комиссионному вознаграждению:
4 500 * 20 %= 900 грн.
3. Суммауплачена комитенту:
30 000 – 4500 = 25 500 грн.
Списоклитературы
Есипова В.Е. Цены иценообразование — СПб.Питер, 1999-464с
Чудаков А.Д. Цены и ценообразования.– М.: Русская деловая литература, 2004.
Шуляк П.Н.Ценообразования. М.: Дашков и К, 2005.
Яркин Е.В. Цены иценообразования. М.: Инфра – М, 2001.