Реферат по предмету "Финансовые науки"


Ценообразование и конъюнктура рынка

Содержание
1. Средние цены иобобщающий уровень цен
2. Индексный метод ванализе конъюнктуры
3. Индексы товарной биржи
4. Индексы фондового рынка
5.Методы исследования отраслевой структуры рынка
Литература

1. Средниецены и обобщающий уровень цен
Существуют две основные концепции регистрации цен. В условияхполитики стабильных цен применялся сплошной учет, с переходом к рынку в нашейстране в основном стал использоваться выборочный метод регистрации цен, как и вмеждународной практике. Основные принципы выборочной системы регистрации цен:
• отказ от массового документированного учета, практическиневозможного в условиях различных форм собственности, а следовательно, отказ отсплошного учета и переход к использованию выборочного метода;
• полный охват всех форм и видов торговли;
• формирование потребительской корзинки, то есть наборатоваров-представителей.
Оценка уровня цен — первый этап в статистическом изучениицен.
Уровень цен — обобщающий показатель, характеризующийсостояние цен за определенный период времени, на определенной территории, посовокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами '.
Можно оценить индивидуальный, средний и обобщающий уровеньцен.
Индивидуальный уровень цены — это абсолютная величина — суммаденег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.
Для совокупности однородных товаров на основаниииндивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен, который будетвыступать в качестве обобщенной характеристики для данной товарной группы.
Выбор формулы расчета средней цены зависит от наличияимеющейся дополнительной информации. Формула простой средней почти не находитприменения, так как при этом не учитываются различия в составе товара. Длярасчета средней цены применяются приведенные ниже формулы.

Средняя хронологическая
/>

где t — число месяцев в периоде.
Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равноудалены друг от друга, например фиксированы данные на начало каждого месяца.Формула находит свое применение в основном при расчете средней за год илиполугодие.
2. Средняяхронологическая взвешенная
/>
Данная формула применяется в том случае, если датырегистрации цен расположены неравномерно.
3. Средняя арифметическая взвешенная
Формула применяется в том случае, если регистрируется количествопроданных товаров или процентные соотношения количества проданных товаров:
/>
где Q — количество проданных товаров в натуральных единицахизмерения (метры, литры, килограммы и т. п.).
4. Средняя гармоническая взвешенная
Данная формула применяется в том случае, если известныобороты в рублях (товарооборот), соответствующие разным уровням цен, то есть вкачестве весов используется стоимостный показатель:
/>
где PQ — товарооборот в рублях.
Чтобы устранить влияние сезонности, изменения ассортимента,,географии продаж на изменение средних цен, нужно брать постоянные веса:
/>
Рост средних цен за счет улучшения качества и ассортиментатоваров нельзя рассматривать как удорожающий фактор. Его следует рассматриватькак фактор реального улучшения качества товаров.
С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен,дифференциации их уровня изучают закономерности поведения рыночных цен,взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.
В качестве обобщающего уровня цен рассматриваетсяпоказатель стоимости фиксированной потребительской корзинки, который объединяетразличные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данныйпоказатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированногонабора товаров, но и «цену жизни», в этом своем качестве он также активноиспользуется в статистике цен.
Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительнаявеличина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей(по отдельным социальным группам, в целом по стране или по отдельным регионам):
• отношениецены (индивидуальной или средней) к среднему денежному доходу населения;
• отношениестоимости потребительской корзины к среднему денежному доходу населения.
Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированнуюхарактеристику уровня цен и международные сравнения.
2. Индексный метод в анализе конъюнктуры
Исчисление средних цен имеет смысл только для групподнородных товаров, если же группа товаров неоднородна (например, группапродовольственных товаров), тогда для оценки динамики цен используют индексы.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощьюиндивидуального индекса цен.
/>
Основной формой индекса цен для совокупности разнородныхтоваров является агрегатный индекс.
В экономической литературе считается, что первый индекс ценбыл построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построенпо среднеарифметической формуле без применения какой-либо системы взвешивания.В XIX веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной илисоответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинаютиспользовать систему взвешивания. В зависимости от выбора базисных или текущихвесов возникли две формулы: Ласпейреса (1871 г.) и Пааше (1874 г.). Болееширокое практическое применение находят две другие их формы: в формулеЛаспейреса — средняя арифметическая форма, в формуле Пааше — средняягармоническая, которые отражены в табл. 1
Таблица 1. Агрегатные, арифметические и гармонические формы индексов цен
/>
Преимущества агрегатной формы — в ее ясном экономическомсмысле. Она устанавливает изменение цен при предположении, что количестватоваров неизменны, при этом в формуле Ласпейреса берется количество проданноготовара в базисном периоде (Q0), а в формуле Пааше — в текущем (Q,).
Среднеарифметическая форма не имеет такого ясногоэкономического смысла, но ее преимущества состоят в том, что она позволяетболее легко производить сам расчет индекса и облегчает последующие егоперерасчеты. В частности, при расчете по среднеарифметической взвешеннойформуле с базисными весами (формула Ласпейреса) значительно легче установитьвеса, достаточно иметь данные о стоимости продаж указанных товаров в базисныйпериод, то есть P0Q0
Поэтому индексы цен в большинстве развитых стран строятся посреднеарифметической взвешенной формуле Ласпейреса.
В отечественной статистике до 1992 г. общий индекс ценрассчитывался по формуле Пааше, используя гармоническую его форму. Связано этобыло с простотой получения данных о текущем товарообороте (PjQj) в связи сосплошной ежемесячной статистической отчетностью и незначительным изменениемцен. Однако после 1992 г., когда был осуществлен переход к рыночным отношениями принята новая методика расчета индекса потребительских цен, он сталрассчитываться так же, как и в большинстве стран, по формуле Ласпейреса.
Другой важный показатель — дефлятор валового национальногопродукта в большинстве стран рассчитывается по формуле Пааше, и тем самымрасчет максимально приближен к совокупности товаров, произведенных в отчетномпериоде.
В связи с расхождениями в результатах между индексами стекущими и базисными весами возникла теория о так называемых весовыхотклонениях (weightbins). Суть ее сводится к утверждению, что использование итекущих и базисных весов ведет к отклонениям в величине индекса от егоистинного значения, в первом случае в сторону понижения, а во втором —повышения. Поэтому задача теории индексов состоит в разработке таких формулиндексов, которые ликвидировали бы эти отклонения и дали бы результаты,свободные от влияния использования весов за различные периоды.
Однако в данном случае рассматривается не экономическоесодержание индексов, а определенные формальные требования к ним. С позицииэкономического содержания одинаково правомерны индексы цен с использованием ибазисных и текущих весов. Расхождения между их величинами не есть результаткаких-то противоположных отклонений от единственно правильной величины.Правомерен и более высокий результат, полученный на основе формулы Ласпейреса,и более низкий результат, полученный по формуле Пааше, так как в обоих случаяхизмеряются два различных экономических явления, в первом случае — изменение центоваров по структуре базисного, а во втором — текущего периода. Экономическоесодержание обоих индексов различно, и поэтому должны быть различны их величины.
Тем не менее ряд экономистов попытались создать такие формыиндексов, которые были бы «очищены» от подобных отклонений.
Так, например, индекс Фишера, который называют «идеальной»формулой, вычисляется как средняя геометрическая из индексов Ласпейреса и Пааше.
Или, например, формула Эджуорта—Маршалла-Боули, в которой вкачестве весов используются средние количества проданной продукции за базисныйи текущий периоды:
/>
Однако все представленные формулы индексов для практическихрасчетов индексов цен применяются редко.
Индексы цен строятся на основе определенного товарногонабора, который, в свою очередь, состоит из товаров-представителей, представляющихзначительное число других товаров, не включенных в товарный набор. К ценекаждого товара, включенного в индексный набор, приписывается не вес данноготовара, а вес той товарной группы, изменение цен которой он представляет виндексе, за исключением тех товаров, которые представляют только самих себя.Эффективность системы представительных весов полностью определяется тем,насколько представителен сам товарный набор.
При расчете индекса необходимо решить вопрос о выборе базыдля индекса цен. Под базой индекса цен, или, точнее, под базой для сравнения,понимается тот период, уровень цен которого принимается за исходный пунктсравнения, то есть за 100. В принципе при наличии готового индексного рядалюбой период, охваченный им, может быть принят за базу — для этого достаточнозначение индекса для других периодов разделить на значение индекса для этогопериода.

3. Индексытоварной биржи
Говоря о конъюнктуре товарных бирж, необходимо отметить, чтоона характеризуется комплексом показателей, связанных с функционированием самойтоварной биржи. К ним относятся:
1) число, состав и размер бирж; 2) спрос и предложение на бирже; 3)товарооборот биржи; 4) деловая активность на биржевом рынке; 5) биржевые цены;6) хеджирование; 7) эффективность биржевой деятельности, биржеваяинфраструктура 1. Источниками информации для определения этихпоказателей является государственная статистическая отчетность, данныерасчетной палаты, данные котировочной палаты, отчетность брокеров и т. п.
Биржевые индексы применяются для анализа деловой активностибиржи. К индексам относятся индексы заявок на продажу и покупку, индексысреднего объема заявок, индексы оптового товарооборота, индексы биржевых цен.
Биржевые индексы оптового товарооборота определяются:
1)  по отдельному товару(товару-представителю) отдельного ассортимента, который рассчитывается какотношение количества продажи данного товара за отчетный период к количествуэтого товара, проданному в базисном периоде, в натуральных единицах измерения:
/>
Можно измерять динамику продажи к любому базисному периодупутем перемножения индексов за каждый последующий период после базисного. Приэтом следует следить за сопоставимостью периодов. Если вычисляются индексы занеравные промежутки времени, то возможно рассчитать средний дневной (месячный,квартальный и т. п.) индекс. В этих целях используется формула среднейгеометрической:

/>
2)по товару в целом, включаявсе виды и сорта. Существуют два типа индексов: а) количественный (отношениесуммы количества товара всех видов и сортов в отчетном периоде к периодубазисному); б) стоимостный (сумма объем* продаж товаров в отчетном периоде кбазисному, взвешенная по неизменным ценам — ценам базисного периода);
3)по различным видамтоваров. Существует несколько разновидностей таких индексов: групповые (посовокупности товаров-представителей каждой товарной группы) и сводные (посовокупности товаров-представителей всех товарных групп) по отдельным биржам,группе бирж и в целом по биржам России. Групповые и сводные индексырассчитываются по формуле Ласпейреса. Сводный индекс цен биржевой торговлипредставляет собой среднюю из групповых индексов цен, взвешенных по долеотобранных товарных групп в их общем объеме оборота по бирже в базисномпериоде.
Уровни цен на биржах обычно стандартизированы. Минимальноеизменение цены, которое носит название пункта, составляет для разных товаровразличное значение, так в США: для зерновых — 0,25 цента за бушель, для бензина— 0,01 цента за галлон, для нефти — 1 цент за баррель и др.
Вообще же информация о ценах по товарной бирже представляетсяв виде котировки. Так как биржевые котировки представляют собой динамическиеряды за весьма длительный период времени, то это делает возможным использованиеих для прогнозирования. Особое значение имеет единая цена по товару за биржевойдень, устанавливаемая в результате усреднения цен, которые были зафиксированына заключительном этапе биржевого дня, и в большой мере лишенная случайныхотклонений так называемая официальная котировка.
Определяется и типичная (справочная) цена товара — онарассчитывается при нестабильном рынке, в случае когда цены и факторы, влияющиена них, имеют большой разброс. Типичная цена отражает стоимость единицы товарапри типичных условиях реализации. Она является наиболее реальной ценой,поскольку исключает воздействие случайных ценообразующих факторов. (В случаебольшого количества сделок эта цена определяется как средняя цена сделок, таккак отклонения взаимно погашаются, в случае малого количества сделок выводитсяс учетом ценообразующих факторов и с учетом соответствия типичной цены прошлогобиржевого дня ценам вновь совершенных сделок.)
На основании биржевых котировок составляются сводные таблицы,в которых все цены даются на единицу товара. Они систематически публикуютсясамими биржами, деловыми изданиями.
4. Индексыфондового рынка
Изучение динамики фондового рынка позволяет более или менееобоснованно судить о текущей конъюнктуре этого рынка, инвестиционнойпривлекательности отдельных ценных бумаг и экономики в целом, посколькуфондовый рынок очень чувствителен к различным изменениям в результатеэкономических и политических событий. Динамика фондового рынка является однимиз важных моментов при оценке рыночной конъюнктуры для принятия решений поустановлению цен.
Фондовые индексы представляют собой числа, характеризующиеуровень и динамику цен на акции компаний, включенных в индексный список наопределенный момент времени. Существующие ныне индексы можно классифицироватьпо ряду признаков: по степени охвата рынка, по методу расчета, по отраслевому ирегиональному признакам. Группировка индексов по отраслям, например, позволяетсудить о том, какая из них находится в стадии упадка, а какая, наоборот,подъема. Аналогичным путем может быть определена ситуация на мировом рынке посравнению с ситуацией на отдельном национальном или региональном рынках.Поэтому рассмотрим наиболее известные в мире фондовые индексы.
Наиболее старым и весьма известным в биржевом мире индексомцен акций является индекс Доу-Джонса (Dow-Jones Average). Он был предложен ещев 1884 г. Чарльзом Доу и, пожалуй, является единственным индексом, которыйохватывает более чем столетний период. В форме отчета о торгах на Нью-Йор-скойфондовой бирже он регулярно публиковался в газете «The Wall-Street Journall»,основанной Ч. Доу. Впоследствии в 1928 г. он был дополнен и усовершенствованприемником Ч. Доу — Джонсом.
Суть этого индекса заключается в расчете простой среднейарифметической из цен акций, которые были проданы на бирже. Таким образом, онотражает средний уровень цен. Этот индекс вычисляется по следующей формуле:
/>
где Р — цена акций i-й корпорации,
п — число корпораций,
К — коэффициент-делитель (с учетом корректировки числакорпораций
при дроблении компаниямисвоих акций). Индекс исчисляется в денежных единицах и может выражаться дробнымчислом. Так, на Нью-Йоркской фондовой бирже курсы, превышающие $2, учитываютсяв долях, кратных 1 /8, а ниже $2 — кратных 1/16. Целью постоянной корректировкииндекса с помощью коэффициента-делителя является обеспечение его сопоставимостидо и после дробления компаниями своих акций.
Существуют четыре разновидности индекса Доу-Джонса. Первыйисчисляется по акциям 30 промышленных корпораций (Dow-Jones IndustrialAverage), куда входят такие американские компании, как Кока-Кола, ИБМ, Боинг идр. На долю этих 30 компаний приходится около 1 /3 дневного биржевого оборота.Второй исчисляется по акциям 20 транспортных компаний (Dow-Jones TransportAverage). Третий — по 15 коммунальным корпорациям (Dow-Jones Utility Average).Все это обеспечивает некоторую отраслевую однородность индекса и влияющих нанего факторов. И наконец, четвертый индекс — сводный, исчисляемый по 65корпорациям (Dow-Jones Composite Average).
Большую известность получил другой американский индекс —S&P-500 (Standard and Poor's). Он охватывает акции 500 компаний, в томчисле 425 промышленных. Его основная особенность заключается в том, что прирасчете не используется принцип равновзвешенности цен по числу проданных акций.Таким образом, он отражает роль каждого набора акций в процессе их реализации иучитывает степень влияния на результат наиболее активных акций с большей массойстоимости. Формула для его расчета имеет следующий вид:
/>
Весьма оригинальная методика используется при расчетепопулярного британского индекса FT (Financial Times). Он рассчитывается в двухвариантах: по 30 крупнейшим и по 100 малым компаниям. В основе его построениялежит средняя геометрическая из равновзвешенных ежедневных темпов роста курсовакций. В результате этого данный индекс отражает не уровень цен, а ихизменение, и в конъюнктурной статистике он считается одним из наиболеечувствительных индикаторов фондового рынка.
Вычисляется он по формуле:

/>
В США регулярно публикуется порядка 20 индексов фондовогорынка, в Европе — 25, свои индексы имеет и Япония. По мере усиления интеграциимирового финансового рынка ряд финансовых институтов начали рассчитывать имеждународные индексы. Так, например, существует индекс EAFE — индекс Европы,Австралии и Дальнего Востока, который охватывает более 2000 компаний из 21страны. Его расчет ведется «Morgan Stanly Capital International».
Среди российских индексов фондового рынка наиболее известныиндекс АК&М, Интерфакса, Финансового центра «Грант», РК-30, SOBI,ROS-индекс «Коммерсантъ». Большая часть этих индексов определяется на основекотировок акций компаний на внебиржевом рынке. Индексные списки фондовыхиндексов отличаются незначительно. В основе различий лежит вопрос о численнойоценке репрезентативности рассматриваемого рынка и степени необходимого учетакотировок.
5. Методыисследования отраслевой структуры рынка
При анализе структуры рынка часто используются количественныеметоды оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражаетотносительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм,тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнееотличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень конце к -трации.Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы и каковыграницы рынка.
В качестве показателя, определяющего размер фирмы, можетслужить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых напредприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, илидоля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т. п.
Существуют и различные критерии выделения рынка. В курсемикроэкономики мы отождествляли понятия «рынок» и «отрасль». Однако различиямежду ними основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, аотрасль — характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия дляцелей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качествевзаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и подотрасльна основании производства близких товаров-заменителей. В качестве границ рынкамогут использоваться:
• товарные(продуктовые) границы;
• временные;
• географическиеграницы.
В каждом конкретном случае необходимая широта или узостьграниц зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибитьсяпри определении границ рынка как в сторону уменьшения его, так и слишкомрасширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временныеграницы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущегопотребления. Однако кроме особенностей товара необходимо исходить и из целейисследования.
Например, если производство медикаментов рассматривается сцелью улучшения политики медицинского обслуживания населения, то рынокмедицинской продукции следует определить достаточно широко, то естьодновременно рассматривать производство всех видов фармопродукции, медтехники ирынок медицинских услуг. Однако если анализируется слияние двух компаний,производящих медикаменты, в этом случае рынок трактуется в узком смысле,возможно, даже с учетом профиля медикаментов.
Рассмотрим конкретные показатели уровня концентрации рынка.
1. Для характеристики концентрации на рынке может служить показательразмера крупнейших фирм, называемый пороговой долей рынка.
По первому российскому закону 1991 г. «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в первоначальнойредакции, если доля предприятия на данном рынке превышала 35%, то этопредприятие включалось в Государственный реестр предприятий-монополистов.
По новой редакции (1995 г.) безусловным монополистомпризнается предприятие, контролирующее более 65% рынка.
Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35 до 65%, такжеможет быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что оназанимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.
Государственный комитет по антимонопольному законодательствув 1995 г. возбудил 692 дела по злоупотреблению доминирующим положением нарынке. Наиболее типичные нарушения антимонопольного законодательства:
• навязываниеневыгодных условий договора;
• установлениемонопольно высоких цен;
• нарушениеустановленного порядка ценообразования.
В некоторых странах пороговая доля рынка устанавливается нетолько для продавцов, но и для покупателей, по нашему же законодательству —только для продавцов.
Данный показатель как характеристика рыночной структуры имееттот недостаток, что применяется к отдельному преудприятию и не даетхарактеристики структуры рынка данного товара в целом. Для этой цели служатдругие показатели.
2. Индекс концентрации (concentration ratio — CR).
Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.)крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночныхдолей крупнейших фирм, действующих на рынке.
Например, для трех крупнейших фирм
/>
Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынокхарактеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим большенуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
3. Индекс Линда
Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как ииндекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (т) крупнейших фирм и,следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличиеот него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.
Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению ихрыночных долей:
/>
Для четырех фирм:
/>

4. Индекс Херфиндаля—Хиршмана
В США с 1982 г. официальная статистика полностью отказаласьот индекса концентрации. При проведении антимонопольной политики сталииспользовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
Его можно также рассматривать как индекс концентрации, однакоон характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшимикомпаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данногорынка.
Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей(в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
/>
максимальное значение соответствует ситуации, когда рынокполностью монополизирован одной фирмой. В этом случае очевидно:
/>
Если число фирм больше единицы, то HHI может приниматьразличные значения в зависимости от распределения рыночных долей.
Данный индекс используется в США в качестве ориентира дляопределения возможности слияния фирм. Если HHI 1800 — рынок высоко концентрированный. В этом случае слияние фирмразрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов,назначается дополнительная проверка; если более 100 — слияние запрещается.
Другой важнейшей характеристикой концентрации производстваявляются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели,в отличие от отраслевых, не содержат погрешностей, связанных с учетомнепрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
Товарная номенклатура, по которой Госкомстатом Россиипроводятся расчеты коэффициентов концентрации, в целом соответствуетноменклатуре основного промышленного производства и может быть базой дляиндикативной характеристики степени монополизации российской промышленности.
Позитивные тенденции (некоторое снижение уровня концентрации)связаны:
• попродукции металлургической промышленности — с активизацией промышленногопроизводства в данном секторе экономики;
• попродукции транспортного машиностроения (вагоны) и автоматическим телефоннымстанциям — с расширением числа отечественных производителей данной продукции,возникновению конкуренции;
• побытовым швейным машинам, бытовым морозильникам — за счет расширения производителей поконверсионным программам.
Негативные тенденции повышения уровня концентрациинаблюдаются:
• попродукции химического комплекса — в связи с отсутствием программыдемонополизации;
• попродукции сельхозмашиностроения — с крайне низкой платежеспособностьюпотребителей данной продукции, сокращением объемов производства и концентрациейего на отдельных специализированных предприятиях.
Принято считать, что российская экономика характеризуетсявысокой степенью концентрации производства и монополизированности рынка внациональных масштабах. Однако реальная ситуация не столь однородна. Монополийнационального масштаба относительно немного. Более характерны для экономикистраны другие модели:
• локальныймонополизм (монопсонизм) в масштабах региональных товарных рынков, характернымпримером являются предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;
• олигополия— наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий,занимающих доминирующее положение (производство легковых автомобилей);
• наличиеодного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аудсайдеров (концерн«Газпром»).
Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрациисвязан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широкоиспользуется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс,характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую ценапревышает предельные затраты:
/>
Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексомХерфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что онописывается моделью Курно (см. курс «Микроэкономика»).
В этом случае для отдельной фирмы индекс Лернера будетвычисляться по формуле:1

/>
принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействиюфирм по Курно, до 1, что соответствует заключению картельного соглашения. Чемвыше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимостьиндекса Лернера для фирмы от доли ее на рынке, а для отрасли — от уровняконцентрации продавцов.

Литература
1. Ценыи ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Е. Есипова.- СПб.: Питер,2003.- 464 с.
2. Ценообразование:Учеб. Пособие.-М.: ИНФРА-М,2006. – Х,442с. – ГерасименкоВ.В.- (Учебникиэкономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
3. ШулякП.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-9-е изд., перераб. И доп.- М.:Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.