Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовое планирование в организации

Федеральное агентство по образованию
филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Всероссийского заочногофинансово-экономического института
в г.Туле
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы организаций»
на тему: «Финансовое планирование ворганизации»
Выполнил: студент 4 курса
факультет финансово-кредитный
специальность финансы и кредит
группа дневная
 
Тула 2010 г.

Оглавление
Введение
Глава 1. Содержание и значение финансового планирования
1.1 Сущность и задачи финансового планирования
1.2Место и роль финансового плана в бизнес-плане
Глава 2. Методыфинансового планирования
2.1Основные этапы процесса финансового планирования
2.2 Методы расчета показателей финансового плана
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией
3.1 Перспективный финансовый план
3.2Текущий финансовый план
3.3 Оперативный финансовый план
Расчетная часть
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
 
Любая экономическаядеятельность представляет собой сложное явление, которое предусматриваетпостоянное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В их распоряжениинаходятся различные ресурсы — материальные, финансовые, трудовые. Для успешнойдеятельности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять управление своимиресурсами, в т.ч. и финансовыми. Неотъемлемой частью управления финансамиявляется финансовое планирование. В процессе финансового планированияопределяется сколько, когда, из каких источников поступит финансовых ресурсов ив каких объемах, по каким направлениям и когда эти ресурсы будут израсходованы.
Для предприятий успешное функционированиев значительной степени зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами каккраткосрочного, так и долгосрочного характера. Финансовое планирование играетисключительную роль, поскольку с его помощью можно комплексно охарактеризоватьвсе стороны деятельности хозяйствующего субъекта, связанные с планомернымформированием и использованием денежных доходов. В развитых странах планированиевыступает одним из важнейших инструментов регулирования деятельностипредприятия.
Как известно, финансовыересурсы, находящиеся в распоряжении организации, ограничены. До недавнеговремени финансовому планированию не уделялось должного внимания. В настоящеевремя, в условиях мирового финансового кризиса, привлечение дополнительно заемныхсредств затруднено вследствие ужесточения требований к заемщикам и повышениябанковских процентных ставок. В результате существенно возросла роль иактуальность финансового планирования, поскольку организация должна как можноболее эффективно производить аккумулирование и распределение всех доступныхденежных средств, так как внешние источники ограничены.
Актуальность темы работыподтверждается и тем, что до сих пор нет единого мнения о количественном икачественном составе системы разрабатываемых организацией финансовых планов.
Целью данной курсовойработы является исследование системы финансового планирования на предприятии наоснове анализа теоретического материала, обоснование роли и значенияфинансового планирования в системе управления организацией, состава иназначения финансовых планов.
В соответствии с этимбыли поставлены следующие задачи:
исследовать и обосноватьзначимость профессионального и эффективного финансового планирования;
исследовать основные теоретическиеположения финансового планирования, его цели и задачи, субъекты и объекты,этапы и методы, существующие проблемы, дискуссионные вопросы;
подробно изучитьвозможный состав и содержание финансовых планов, разрабатываемых организацией.Данное направление имеет большую практическую значимость, поскольку полученныерекомендации позволяют совершенствовать систему финансового планированияорганизации.
Объектом исследованияявляется финансово-хозяйственная деятельность российских коммерческихорганизаций.
Предметом исследованияявляется система финансового планирования организации и, в частности, системаразрабатываемых финансовых планов.
Теоретической основойкурсовой работы послужили научные труды российских авторов по вопросамфинансового менеджмента, финансового планирования и бюджетирования. Исследовалифинансовое планирование в своих работах следующие отечественные и зарубежныеавторы: Р. Акофф, В.В. Бочаров, Л.А. Дробозина, В.В. Ковалёв, В.Е. Леонтьев,В.В. Остапенко, Г.Б.Поляк, С.А. Чернецов и др. В процессе работы использовалисьнормативно-правовые документы государственных органов, периодические издания.
Информационной базойпослужили статистические данные Федеральной службы государственной статистикиРФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, монографии и публикации отечественных и зарубежныхавторов, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а такжедействующая нормативно-правовая база.
В расчетной частикурсовой работы на основании сметы затрат на производство продукции ОАО ипрочих приведенных данных произведен расчет потребности организации в оборотныхсредствах, составлен проект отчета о прибылях и убытках, баланс доходов ирасходов и краткая пояснительная записка к нему.
Перейдем к рассмотрениюсодержания и значения финансового планирования в организации.
Глава 1. Содержание и значение финансового планирования 1.1 Сущность и задачи финансового планирования
«Финансовые ресурсыпредприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступленийизвне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия,финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства»[10, c. 11]. Эффективное управлениефинансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов,находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, их источников и направленийрасходования.
«Планированиепредставляет собой процесс принятия целевых установок в количественном икачественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективногодостижения» [10, c. 253]. Т.е.планирование, помимо определения конечной цели, предполагает и разработкукомплекса мероприятий для ее достижения. Также, финансовое планированиепозволяет создать систему финансовых планов и плановых (нормативных)показателей по обеспечению предприятия необходимыми ресурсами и повышениюэффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.
Значение финансовогопланирования трудно переоценить, поскольку предприятие без плана своейдеятельности существовать не может. Это приведет к проблемам с платёжеспособностью,большим объёмам дебиторской задолженности, недостатку собственного оборотного капиталаи др., т.е., к ухудшению финансового состояния предприятия и как следствие его— к банкротству (рис.1.) Не без оснований считается, что в 70-80% всехбанкротств причиной являются ошибки в финансовом планировании.
/>
Рис. 1.Число банкротств в России в2000-2008 гг (по материалам официального сайта Высшего Арбитражного Суда РФ)
Из рис. 1. видно, что впоследние годы наблюдалась тенденция к снижению числа банкротств, что, скореевсего, было связано с благоприятной экономической конъюнктурой. Однако уже поитогам первого полугодия 2009 число банкротств по сравнению с аналогичным периодом2008 года увеличилось на 16,7% [16].
Таблица 1
Число предприятий в РФ в 2005-2008 гг[7, с. 339] 2005 2006 2007 2008 Число предприятий, тыс. 4417,1 4767 4506,6 4674,9
Из таблицы 1 видно, что вРоссии в 2005 — 2008 гг., для сравнения, всего было зарегистрировано от 4 417до 4 767 тыс. предприятий.
Объектом финансовогопланирования являются финансовые ресурсы организации, субъектом — финансоваяслужба организации.
Главная цель финансовогопланирования — «обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениямиспользования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов всоответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и сучетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития» [12, c. 93]. Главная цель реализуется за счет определения возможныхобъемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозированиявеличины денежных потоков, формируемых за счет различных источников. Финансовоепланирование осуществляется на основе анализа информации о финансах организации,получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.
«Основными задачамифинансового планирования являются:
1. Обеспечениенеобходимыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовойдеятельности.
2. Определение путейэффективного вложения капитала, оценка степени рациональности егоиспользования.
3. Выявлениевнутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономногоиспользования денежных средств.
4. Установлениерациональных финансовых отношений с бюджетами, банками, контрагентами.
5. Соблюдениеинтересов акционеров и других инвесторов.
6. Контроль зафинансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия»[10, c. 255-256].
Все эти задачи можносвести к одной — повышению эффективности работы организации.
В процессе финансовогопланирования руководствуются следующими принципами:
- Единства икоординации планов — все планы являются взаимосвязанной системой;
- Принципнепрерывности планов — процесс планирования в организации является непрерывным.
- Принцип гибкости— обеспечение возможности для планов менять направленность в связи свозникновением непредвиденных обстоятельств.
- Принцип точностипланов — планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, вкакой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
- Принцип участия —каждый работник фирмы становится участником плановой деятельности, независимоот должности и выполняемой им функции.
- Принципрентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбиратьсамые дешевые способы финансирования.
- Принципсбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестициицелесообразно финансировать за счет собственных средств.
- Принциппредельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которыеобеспечат максимальную рентабельность.
- Принципподдержания платежеспособности предприятия в любое время [14, c. 75-76].
В зависимости от горизонтапланирования различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование.Результатом финансового планирования является составление финансового плана.Только при использовании всей совокупности финансовых планов, различающихся по своимсрокам и целям, возможно эффективная работа предприятия.
Рассмотрим место и рольфинансового плана в бизнес-плане. 1.2 Место и роль финансового плана в бизнес-плане
«Финансовый план — этодокумент, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей,отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсовна планируемый период» [12, c.93]. Финансовый план — результат финансового планирования и прогнозирования,«надлежащим образом оформленное управленческое решение» [7, c. 180], служащее инструментомэкономической проверки внутренней сбалансированности материально-вещественных,трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки ихэкономической эффективности. Финансовый план отличает адресность и конкретностьпоказателей, целевая направленность, обязательность для исполнения. Финансовыйплан не только тесно связан с бизнес-планом организации, но составляет еговажнейший элемент.
«Бизнес-план — документвнутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планированияпроизводственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, скоторыми она может столкнуться, а также определяющий способы решенияфинансово-хозяйственных задач» [4, c. 458].
Составление бизнес планапреследует две основные цели:
1. внутрифирменноепланирование;
2. обоснование полученияденежных средств из внешнего источника, т.е. получение банковских ссуд,бюджетных ассигнований, долевое участие других предприятий в осуществлениипроекта.
В разработке бизнес-планапринимают участие все структурные подразделения предприятия, в том числефинансовый менеджер и руководимые им подразделения. Бизнес-план выступает вкачестве документа текущего и среднесрочного планирования. Обычно показателипервого года планирования рассчитываются с помесячной разбивкой, остальных лет— с поквартальной.
В России в настоящеезаконодательство не закрепляет обязательность разработки предприятиямибизнес-плана, его форму и структуру, поэтому его содержание определяетсяфирмами самостоятельно, в зависимости от преследуемых целей. Бизнес-план несоставляют некоммерческие и бюджетные организации. Коммерческие же организации,наоборот, обычно разрабатывают его с особой тщательностью.
Бизнес-план может иметьследующую структуру [11, c.482]:
I. Резюме (выводы),где в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для егоосуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости. Здесь должна бытьсформулирована самая важная для инвестора информация.
II. Основная часть,которая включает в себя:
- описание видадеятельности;
- описаниепродукции (услуги);
- оценка отрасли;
- рынок;
- маркетинг;
- планпроизводства;
- организационныйплан;
- юридический план;
- анализ рисков;
- финансовый план.
III. Стратегияфинансирования, где определяется размер денежных средств, необходимых дляосуществления мероприятия, источники получения этих средств, срок окупаемостисредств.
Финансовый план занимаетособое место в бизнес-плане, так как здесь обобщены и представлены встоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Он необходим не толькопредпринимателям, но и инвесторам (кредиторам, акционерам), так какпредприниматель должен знать источники и размеры финансовых ресурсов,необходимых для обеспечения производства, направления использования средств,размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результатысвоей деятельности для осуществления контроля. Инвесторы же должны иметьпредставление о том, насколько эффективно будут использоваться их средства,какова их отдача, размер прибыли, срок окупаемости и возврата.
Обычно финансовый планкак часть бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:
- Прогнозный расчетобъема реализации продукции (услуг) — разрабатывается на основе показателейплана маркетинга, используются статистические данные, проводятся исследованиярынка, опросы покупателей;
- План доходов ирасходов — производится расчет доходов от реализации продукции, себестоимостьреализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы(реклама, аренда, страховка и т.д.), прибыль до уплаты налога, налоги, прибыльпосле уплаты налогов — выявляются доходность, рентабельность производства,взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, прибыльность;
- План денежныхпоступлений и выплат — оценка потребности в денежных средствах для нормальногофункционирования предприятия, организации, проверка синхронности денежныхпоступлений и выплат. Этот план включает в себя такие показатели, как наличныеденьги (на начало месяца), поступление денег, итого поступлений наличности,общая сумма имеющейся наличности, денежные выплаты, прирост или недостатокденежной наличности на конец месяца;
- Баланс активов ипассивов — позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Балансвключает в себя две части: активы (текущие и фиксированные) и пассивы(долгосрочные и краткосрочные обязательства, собственный капитал предприятия);
- План поисточникам и использованию средств — показывает источники получения средств иих использование, изменение активов за определенный период времени — ихдинамика;
- Расчет точкидостижения самоокупаемости (безубыточности) — состояния в деятельностипредприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. В этотмомент суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменныхиздержек [11, c. 483-484].
Финансовое планированиепредставляет собой сложный процесс, поэтому проходит ряд этапов и имеетсобственную методологию 
Глава 2. Методыфинансового планирования 2.1 Основные этапы процесса финансового планирования
В соответствии спринципами единства и координации, непрерывности и точности планов, взависимости от поставленных целей и периода осуществления, в организацииразрабатывается целая система финансовых планов, процесс финансовогопланирования является непрерывным и проходит ряд основных этапов:
1. Первый этап являетсяподготовительным этапом, на протяжении которого анализируется относящаяся кпредыдущим периодам информация, которой обладает организация. Т.е. производитсяанализ выполнения финансового плана в предыдущем и текущем периодах,определяется степень выполнения плановых показателей за истекший период путемсравнения их с фактическими данными. Информационной базой служат основныефинансовые документы организации: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях иубытках, отчет о движении денежных средств. Эти документы содержат основнуюинформацию для процесса финансового планирования и поэтому имеют большоезначение. Для упрощения процесса планирования рекомендуется конечные формыпланов делать как можно более схожими по содержанию с формами финансовойотчетности.
2. На втором этапеосуществляется перспективное финансовое планирование, которое включает в себяразработку общей финансовой стратегии фирмы и составление основные прогнозныедокументы: прогноз баланса, прогноз отчета и прибылях и убытках, прогноздвижения денежных средств (движение наличности). Эти документы относят кстратегическим финансовым планам. Производится расчет прогнозных плановыхпоказателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию ииспользованию финансовых ресурсов. Чем больше прогнозируемый период, тем менееточны полученные показатели, и наоборот.
3. На третьем этапепроисходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовыхдокументов посредством разработки текущих финансовых планов. Финансовые планысоставляются как документы, обязательные для исполнения, и утверждаютсяуполномоченным органом или должностным лицом. Текущие финансовые планыдействуют в течение одного года и иногда называются годовыми.
4. На четвертом этапеосуществляется оперативное финансовое планирование, т.е. на данном этапепроисходит конкретизация показателей, полученных на предыдущем этапе.Оперативные планы составляются на срок от нескольких дней до несколькихмесяцев.
5. На пятом этапе процессфинансового планирования завершается практическим внедрением планов и контролемза их выполнением. В ходе контроля осуществляется сопоставление текущих иплановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использованияфинансовых ресурсов, оценка правомерности действий финансовых работников,производится контроль за соблюдением законодательства. Контроль производитсяфинансовыми службами организации.
Таким образом, процессфинансового планирования проходит ряд этапов, начиная от определения финансовойстратегии и моделирования возможных ситуаций, с которыми может столкнутьсяорганизация, и достигая все большей и большей конкретизации показателейфинансирования мероприятий по достижению поставленных организацией долгосрочныхцелей финансовой деятельности. Планирование является непрерывным, т.е. процессциклически повторяется из года в год (приложение 1).
Все подсистемыфинансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются вопределенной последовательности. На каждом этапе процесса используются специфическиеметоды финансового планирования.
2.2 Методырасчета показателей финансового плана
Существует достаточнообширный перечень методов финансового планирования, которые целесообразноразделить на две группы. Первая группа — методы расчета финансовых показателей.В практике финансового планирования применяются следующие методы [9, c. 205-206]:
1. Метод экономическогоанализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движениинатуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия,обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работеорганов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов,подготовить предложения по их устранению. Этот метод применяется на первомэтапе процесса финансового планирования и имеет следующие разновидности:
· горизонтальныйанализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями запрошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
· вертикальныйанализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельныхпоказателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
· трендовый анализ,проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовыхпоказателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет;
· факторный анализ,который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовыепоказатели.
2. Сущность нормативногометода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономическихнормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовыхресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов,нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующегосубъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им длярегулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля заиспользованием финансовых ресурсов, других целей. Данный метод можетприменяться как при текущем, так и при перспективном и оперативномпланировании.
3. Метод балансовыхрасчетов используется для определения будущей потребности в финансовыхсредствах на основании прогноза поступления средств и затрат по основнымстатьям баланса на определенную дату в перспективе, позволяет увязатьфинансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них.
4. Метод денежных потоковносит универсальный характер при составлении финансовых планов и служитинструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовыхресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемыхпоступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек ирасходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовойсметы.
5. Метод многовариантностирасчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, стем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могутзадаваться различные. В некоторых источниках этот метод называют разработкойсценариев. Чаще всего этот метод используется на втором этапе процессафинансового планирования при составлении перспективных финансовых планов.
6. Методыэкономико-математического моделирования позволяют количественно выразитьтесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, ихопределяющими. Моделирование — создание условного, упрощенного образа реальногообъекта, процесса исследования или управления, адекватно отображающегосущественные для целей исследования свойства реального объекта. В данном случаемодель записывается математическими символами и выражает функциональнуювзаимосвязь между значением финансового показателя и значением воздействующихна него факторов.
Однако на практике чащевсего применяется такой метод планирования как бюджетирование – производственно-финансовоепланирование деятельности путём составления общего годового бюджетаорганизации, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения ихфинансовых затрат и результатов.
Строго говоря,бюджетирование является комплексной управленческой технологией, финансового планирования,учёта, контроля доходов и расходов, тогда как предыдущие методы представляютсобой в основном методы расчета показателей финансового плана. В мировойпрактике бюджетирование – это элемент менеджмента, ориентированный науправление организацией. Наличие процедуры бюджетирования является нормой длязарубежных компаний и в последние годы уже становится нормой в России.
Вышеперечисленные методыв зависимости от поставленных целей и имеющейся информации применяются наразличных этапах процесса финансового планирования и позволяют количественноохарактеризовать величину и источники финансовых ресурсов, направления ихрасходования на плановый период.
В зависимости от периодаосуществления планирования и поставленных целей выделяют перспективные, текущиеи оперативные финансовые планы.
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией 3.1 Перспективный финансовый план
Перспективное(стратегическое) планирование определяет важнейшие показатели, пропорции итемпы развития предприятия. Иногда данный вид планирования называютпрогнозированием финансовой деятельности [15], однако это название полностью неотражает сущности перспективного планирования, которое помимо прогнозированиявключает в себя разработку финансовой стратегии предприятия. Финансоваястратегия дает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выборнаиболее эффективных способов их достижения. На основе финансовой стратегииопределяется финансовая политика организации по конкретным направлениямфинансовой деятельности. Прогнозирование состоит в изучении возможногофинансового состояния предприятия на длительную перспективу. Перспективноепланирование охватывает период времени от одного года до трех лет.
Результатомперспективного планирования является разработка трех основных финансовыхдокументов: прогнозов отчета о прибылях и убытках; бухгалтерского баланса;движения денежных средств, основная цель которых — оценка финансового состоянияпредприятия в перспективе.
Для составленияпрогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущихпродаж. Для этого используются следующие методы [9, c. 216-217]:
Эвристические — основанына усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участниковрынка. Этот метод дает точную информацию о нуждах потребителей, однако неучитывает вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
Анализ временных рядов —используется для учета временных колебаний объема продаж продукции. Включаетметод экстраполяции — продлении существующей тенденции на будущие периоды,анализ сезонности — зависимость потребления продукции от времени года, анализцикличности.
Эконометрические модели —с помощью этих моделей определяется степень влияния изменений внешней средыпредприятия на размер продаж.
С помощью прогнозногоотчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли впредстоящем периоде. Также, при проведении прогнозного анализа прибыли широкоприменяется метод «издержки — объем — прибыль» или CVP-анализ. Иногда этот вид анализа называют анализомбезубыточности. Сущность метода заключается в нахождении объема производства,при котором прибыль равна нулю, или, иначе, «точки безубыточности(самоокупаемости)». Объем производства можно найти по формуле [9, c. 218]:
/>, где
К — объем производства,при котором достигается безубыточность
FC — постоянные издержки
Р — цена продукции
VC — переменные издержки.
Пример статей, которыемогут содержаться в прогнозном отчете о прибылях и убытках, приведен вприложении 2.
Прогноз балансапредставляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники формированияимущества (пассив) и имущество по составу и размещению (актив). Баланс активови пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляютсяденежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансироватьсоздание этих активов. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках,который показывает динамику финансовых операций организации, прогноз балансаотражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия.Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетногобаланса предприятия (Приложение 3, Приложение 4), так как в качестве исходногоиспользуется отчетный баланс на последнюю дату. Соответственно, активы должныбыть равны пассивам.
Прогноз движения денежныхсредств отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной ифинансовой деятельности. Представляет собой таблицу, которая делится на двечасти — источники денежных средств и использование денежных средств (Приложение5). Части не обязательно должны быть равны между собой. Прогноз движенияденежных средств позволяет дать оценку использованию организацией денежныхсредств и определить их источники, охарактеризовать будущие денежные потоки и,соответственно, определить финансовые потребности организации. Также, можноопределить, сколько финансовых ресурсов необходимо вложить в хозяйственнуюдеятельность предприятия, проверить синхронность поступления и расходованияденежных средств.
Таким образом, путемсоставления перспективных финансовых планов можно получить представление офинансовом состоянии организации в будущем, охарактеризовать структуру активови пассивов, источники денежных средств и их расходование, определитьприбыльность деятельности организации. Кроме всего прочего, применениеперспективного финансового планирования помогает оценить риски, вовремя выявитьсильные и слабые стороны организации и, используя преимущества, добитьсягосподствующего положения на рынке.
Количественные икачественные характеристики целей и задач, выявленных и поставленных на этапеперспективного финансового планирования, уточняются путем составления текущихфинансовых планов.
3.2 Текущий финансовый план
Текущее финансовоепланирование является составной частью перспективного финансового плана ипредставляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование обычноосуществляется на период в один год с разбивкой по кварталам.
В настоящее время текущеефинансовое планирование осуществляется в рамках бюджетирования. «Бюджетирование— это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контрольза его исполнением» [9, c.221-222]. Также, бюджетирование, как элемент менеджмента, представляет собой «распределеннуюсистему согласованного управления деятельностью подразделений предприятия» [6, c. 8]. Бюджетирование, какуправленческая технология, включает три составные части (приложение 6):«технологию бюджетирования, организацию процесса бюджетирования, использованиеинформационных технологий» [9, c.223]. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.
«Бюджет — это документ, вкотором показаны централизованно установленные количественные показатели планаорганизации на определенный период» [9, c. 224]. Сводный бюджет объединяет два составные части:операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет, в зависимости от сферыдеятельности организации, может содержать бюджеты продаж, производственный,прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственныхрасходов, производственных запасов, коммерческих расходов, управленческихрасходов, доходов и расходов. Финансовый бюджет включает бюджеты:инвестиционный (капитальных вложений), бюджет движения денежных средств(кассовый), прогноз баланса (балансовый отчет). Сводный бюджет содержитосновные бюджеты, составление которых обязательно для каждой организации,использующей бюджетирование, независимо от организационной формы и сферыдеятельности. Основные бюджеты — это консолидированные бюджеты, имеющиестандартные форматы. К ним относятся прогноз баланса, бюджет доходов ирасходов, бюджет движения денежных средств. «При составлении бюджетовструктурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоватьсяпринципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкогоуровня является детализацией бюджетов более высокого уровня» [3, c. 479].
Существует дискуссия поповоду соотношения понятий «план» и «бюджет». В западной экономическойлитературе, особенно англоязычной, наблюдается четкое разграничение этихпонятий [13, c. 69]. Подобного мненияпридерживаются и некоторые отечественные авторы [6, c. 9]. Однако в отечественной практике различие междуфинансовым планом и бюджетом несущественно, можно даже сказать, что эти понятияидентичны, поскольку по структуре и содержанию вышеперечисленные основныебюджеты идентичны планам прибылей и убытков, движения денежных средств иплановому балансу [10, c.268-279], которые составлялись на практике в недавнем прошлом.
Бюджеты могут бытьклассифицированы по разным основаниям.
По реакции на измененияразличают жесткие бюджеты, цифровые показатели которых не изменяются в течениегода, и гибкие бюджеты, в которых плановые документы могут периодическикорректироваться для отражения оперативных результатов. По степенинепрерывности выделяют дискретные и скользящие бюджеты, по целевой ориентации —стратегические и тактические.
Различают два основныхметода бюджетирования. Традиционный метод — планирование производится отдостигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Нулевой метод —применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельностидействующего.
Существует два основныхспособа построения бюджета:
1. Бюджетирование «снизувверх» (build up) начинается с бюджета продаж. Исходя из суммы продаж исоответствующих затрат получают финансовые показатели деятельности предприятия,которые затем сводятся в общий бюджет организации.
2. Бюджетирование «сверхувниз» (break-down) начинается с определения руководством организациицелей и задач, плановых показателей, по мере продвижения на более низкие уровниструктуры эти показатели все более детализируются и включаются в планыподразделений.
Рассмотрим основныебюджеты.
Бюджет доходов и расходов— показывает, какой доход заработало предприятие за плановый период, какиезатраты были понесены, отражает прогнозируемый размер прибыли. Большая частьисходных данных берется из операционных бюджетов. Бюджет доходов и расходов дляупрощения процесса планирования может разрабатываться по форме, идентичнойпрогнозному отчету о прибылях и убытках (Приложение 2) или форме №2бухгалтерской отчетности [2]. Показатели отображаются с разбивкой по кварталам.Дополнительно, на последней строке можно отобразить нераспределенную прибыльнарастающим итогом.
Бюджет движения денежныхсредств — охватывает совокупность денежных потоков, представляющих собойнепрерывный процесс движения денежных средств. Денежные потоки могут бытьклассифицированы:
по масштабам обслуживанияхозяйственного процесса — по предприятию в целом, по видам хозяйственнойдеятельности, по структурным подразделениям, по хозяйственным операциям;
по направлению движенияденежного потока — положительный, который означает приток денежных средств, иотрицательный — отток денежных средств в связи с выплатами. Если разница междупритоком и оттоком положительна, то ее называют чистым притоком денежных средств,если наоборот, разница отрицательна, то ее называют чистым оттоком.
по видам хозяйственнойдеятельности денежные потоки оцениваются по операционной, инвестиционной ифинансовой деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность,связанная с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции иоказанием услуг. Деятельность организации характеризуется положительно, еслиосновной приток денежных средств связан с операционной деятельностью.Инвестиционной считается деятельность, связанная с приобретением и продажейнедвижимости, осуществлением строительства и прочих капитальных вложений.Инвестиционная деятельность обычно дает отток денежных средств. В результатефинансовой деятельности изменяется величина и состав собственного капитала организации,заемных средств.
Бюджет движения денежныхсредств отражает предполагаемые в течение года притоки и оттоки денежныхсредств по трем видам деятельности. Бюджет считается окончательно составленным,если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Денежным потоки такжемогут планироваться не только по организации в целом, но и по отдельнымподразделениям.
Завершается процессбюджетирования составлением прогноза баланса. Прогноз баланса также долженсостоять из двух, равных между собой разделов — актива и пассива. Прогнозбаланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемыхизменений, для определения которых используется информация, содержащаяся вбюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств.
В дополнение иногдаразрабатывается бюджет по налогам, который отражает плановый уровень и срокипогашения налогов и иных обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетныефонды. Бюджет по налогам всегда рассчитывается только по организации в целом.
В связи с динамичностьюрыночной среды возникает потребность в приспособлении текущих финансовых плановк изменениям, возникающим в течение года. Эта задача решается путем составленияоперативных финансовых планов. 3.3 Оперативный финансовый план
финансовый бизнес план
«Оперативное финансовоепланирование — разработка краткосрочных плановых заданий (оперативных мер) пообеспечению денежными средствами предусмотренных затрат» [5, c. 277]. Составление оперативныхфинансовых планов необходимо для реализации стратегических и тактическихрешений и обеспечения стабильности работы всех служб организации. Оперативныепланы составляются на период от нескольких дней до нескольких месяцев.
В процессе оперативногофинансового планирования производится:
конкретизацияустановленного бюджетного задания по более узким показателям, структурнымподразделениям (центрам финансовой ответственности) на короткое время дляобеспечения его выполнения.
контроль исполнениябюджетов организации, который включает в себя определение кругалиц-контролеров, перечня контрольных показателей, сбор информации, сравнениеплановых и фактических показателей, определение и анализ отклонений, выявлениеих причин, принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля заего исполнением.
увязка финансовыхпоказателей с движением материальных ценностей — определяется оптимальныхуровень товарно-материальных запасов.
эффективное управлениеоборотными активами — обеспечение ликвидности организации, сведение к минимумурасходов на самофинансирование, соблюдение графика производства, обеспечениесбыта.
Результатом оперативногофинансового планирования является составление «платежного календаря (кассовогоплана (бюджета), оперативного бюджета денежных средств) — на предстоящий месяц(квартал) с разбивкой по декадам или дням» [9, c. 246].
«Платежный календарь —это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, вкотором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходына определенный период времени» [9, c. 246]. Платежный календарь позволяет обеспечить постояннуюплатежеспособность и ликвидность организации.
Составление платежногокалендаря проводится в несколько этапов:
1. Занесение плановыхвыплат и поступлений по операционной деятельности;
2. Занесение данных наоплату и поступлений по инвестиционной деятельности;
3. Занесение плановыхвыплат и поступлений по финансовой деятельности;
4. Формированиепромежуточного сальдо движения денежных средств;
5. Определениенеобходимости дополнительного финансирования или возможности краткосрочногоинвестирования;
6. Формирование итоговогосальдо денежных средств.
Календарь платежейсоставляется на основе реальной информационной базы о денежных потокахорганизации, составными элементами которой являются такие документальныеисточники, как договоры, счета-фактуры, платежные поручения, графики отгрузкипродукции и выплаты зарплаты, законодательно установленные сроки платежей пофинансовым обязательствам перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентамии др.
На основании входящихпервичных документов заполняется календарь очередности платежей и поступлений,запланированный по датам обычно в течение месяца. Этот календарь можетзаполняться как вручную, так и автоматически при помощи пакетов прикладныхпрограмм.
Форма и методикасоставления платежного календаря аналогична бюджету движения денежных средств(приложение 7). Платежный календарь составляется на основании календаряочередности платежей.
Критерием качестваоперативного финансового планирования является своевременное исполнениеобязательств с нулевым итоговым сальдо по операционной деятельности. Превышениерасходами ожидаемых поступлений означает недостаточность собственныхвозможностей организации для их покрытия. В целях недопущения дефицита бюджетадолжна быть заранее решена очередность оплаты счетов. Для этого всезапланированные выплаты делят на группы по степени их важности.
К платежам первой очередив большинстве случаев относят:
· заработную платуработников,
· налоговыеплатежи,
· погашение кредиторскойзадолженности перед основными поставщиками,
· погашениекредитов, полученных в банке,
· другие платежи.
К группе платежей второйочереди, выплаты по которым проводят после первоочередных платежей, относят:
· премии ивознаграждения по итогам года,
· выплаты по прочимоперациям,
· закупки не поосновной деятельности и другие платежи.
Если же в результатевозникновения дефицита не хватает денежных средств на осуществлениепервоочередных платежей, то можно привлечь заемные средства в формекраткосрочного кредита. Также одним из источников краткосрочного финансированияорганизации является несвоевременная оплата кредиторской задолженностипоставщикам. Однако возможны последствия в виде штрафов, пеней, ухудшенияделовой репутации организации. Часто дефицит может возникать в результатеошибок в процессе планирования. В таком случае может быть принято решение попересмотру (корректировке) бюджета.
Излишек денежных средств,возникающий в результате деятельности организации, может оказать какположительное, так и отрицательное влияние. Отрицательная сторона выражается впотере потенциального дохода от возможного краткосрочного инвестированиясвободных денежных средств, что сказывается на рентабельности активов исобственного капитала организации. Положительная сторона — создается большойзапас денег на случай непредвиденных расходов. Поэтому в процессе планированияденежных потоков необходимо определять оптимальный объем денежных средств.
Для автоматизациипроцесса планирования в современных условиях требуется применениеинформационных технологий, которые включают в себя соответствующее программноеобеспечение, технические средства и телекоммуникации, обученный иорганизованный персонал.
Оперативное финансовоепланирование необходимо в целях контроля за поступлением фактической выручки нарасчетный счет организации и расходованием наличных финансовых ресурсов.Оперативный финансовый план дополняет текущий.
Таким образом, только приприменении всей системы вышеперечисленных финансовых планов, различающихся по своимсрокам и целям, возможно эффективное управление организацией.
Расчетная часть
Таблица 1
Смета II затрат на производствопродукции
открытого акционерного общества, тыс.руб.№ стр. Статья затрат Вариант 2.1. всего на год в т.ч. на IV квартал 1 2 3 4 1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) 10 520 2 630 2. Затраты на оплату труда 17 300 4 325 3. Амортизация основных фондов 3 167 792 4.
Прочие расходы – всего,
в том числе: 5 738 1436 4.1 Уплата процентов за краткосрочный кредит 35 10 4.2
Налоги, включаемые в себестоимость,
в том числе: 5 487 1372 4.2.1. Единый социальный налог (26%) 4 498 1125 4.2.2. прочие налоги 989 247 4.3. Арендные платежи и другие расходы 216 54 5. Итого затрат на производство 36 725 9 183 6. Списано на непроизводственные счета 400 100 7. Затраты на валовую продукцию 36 325 9 083 8. Изменение остатков незавершенного производства 269 67 9. Изменение остатков по расходам будущих периодов 30 8 10. Производственная себестоимость товарной продукции 36 026 9 008 11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы 1 463 369 12. Полная себестоимость товарной продукции 37 489 9 377 13. Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) 81 560 20 390 14. Прибыль на выпуск товарной продукции 44 071 11 013 15. Затраты на 1 рубль товарной продукции 0,46 0,46
ЕСНсоставляет 26% от затрат на оплату труда. «Итого затрат на производство» — этосумма «материальных затрат», «затрат на оплату труда», «амортизации основныхфондов» и «прочих расходов». (п.5 = п.1+п.2+п.3+п.4). Затраты на валовуюпродукцию — это затраты на производство за вычетом непроизводственных затрат.
Ксмете IIСтоимостьосновных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года – 22 420тыс. руб.
Таблица 2
Данные к расчету амортизационныхотчислений
на основные производственные фонды февраль май август ноябрь Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.   5 200 10 450 Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб. 9 890
Среднегодоваястоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) – 2780 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 12,5%.
Расчетамортизационных отчислений произведем в таблице 3.
Таблица 3
Расчет плановой суммы амортизационныхотчислений и ее распределение№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1 Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года 22 420 2 Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов 6 517 3 Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов 824 4 Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) 2 780 5 Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) – всего 25333 6 Средняя норма амортизации 12,5 7 Сумма амортизационных отчислений — всего 3167 8 Использование амортизационных отчислений на кап. вложения 3167
Среднегодовуюстоимость основных фондов (ОФ) находим по формуле: стоимость ОФ на нач. г. +среднегодовую стоимость вводимых ОФ – среднегодовую стоимость выбывших ОФ –среднегодовую стоимость полностью амортизированного оборудования.
Таблица 4
Данные к расчету объема реализации иприбыли№ стр. Показатель Вариант сметы, тыс. руб. 2.1. 1 2 3 1 Фактические остатки нереализованной продукции на начало года 1.1 а) в ценах базисного года без НДС и акцизов 2 430 1.2 б) по производственной себестоимости 1 460 2 Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года 2.1 а) в днях запаса 9 2.2
б) в действующих ценах
(без НДС и акцизов) 2039 2.3 в) по производственной себестоимости 901
Таблица 5
Расчет объема реализуемой продукции иприбыли от продаж№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1 Фактические остатки нереализованной продукции на начало года — 1.1 а) в ценах базисного года без НДС и акцизов 2430 1.2 б) по производственной себестоимости 1460 1.3 в) прибыль 970 2
Выпуск товарной продукции
(выполнение работ, оказание услуг) — 2.1 а) в действующих ценах без НДС и акцизов 81 560 2.2 б) по полной себестоимости 36 026 2.3 в) прибыль 45 534 3 Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года — 3.1 а) в днях запаса 9 3.2 б) в действующих ценах без НДС и акцизов 2039 3.3 в) по производственной себестоимости 901 3.4 г) прибыль 1138 4 Объем продаж продукции в планируемом году — 4.1 а) в действующих ценах без НДС и акцизов 81 951 4.2 б) по полной себестоимости 36 585 4.3 в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг) 45 366
Объемпродаж продукции по итогам года равен остатки нереализованной продукции на началогода + выпуск товарной продукции за год – остатки нереализованной продукции наначало года. По итогам планового периода будет реализовано продукции на сумму81 951 тыс. руб. и получено прибыли от основной деятельности — 45 366тыс. руб.
Таблица 6
Данные к расчету прибыли№ стр. Показатель Вариант сметы, тыс. руб. 2.1. 1 2 3 Прочие доходы и расходы 3 Выручка от реализации выбывшего имущества 8 200 4 Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям) 2 040 5 Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий 3 442 6 Расходы от реализации выбывшего имущества 4 900 7 Проценты к уплате 8 Расходы на оплату услуг банков 120 9 Доходы от прочих операций 17 942 10 Расходы по прочим операциям 12 460 11 Налоги, относимые на финансовые результаты 2 658 12
Содержание объектов социальной сферы – всего
в том числе: 1 820 12.1 а) учреждения здравоохранения 800 12.2 б) детские дошкольные учреждения 730 12.3 в) содержание пансионата 290 13 Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 1 000
Таблица 7
Проект отчета о прибылях и убытках№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности 1
Выручка (нетто) от продажи продукции в
планируемом году 81 951 2 Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году 36 585 3 Прибыль (убыток) от продаж 45 366 2. Прочие доходы и расходы 4 Проценты к получению 2 040 5 Проценты к уплате 611 6 Доходы от участия в других организациях 3 442 7 Прочие доходы 26 142 8 Прочие расходы — всего 22 958 в том числе: 8.1 а) содержание учреждений здравоохранения 800 8.2 б) содержание детских дошкольных учреждений 730 8.3 в) содержание пансионата 290 8.4 г) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 1 000 8.5 д) налоги, относимые на финансовый результат 2 658 8.6 е) прочие расходы 17 480 9 Прибыль (убыток) планируемого года 53 421
Прибыль планируемого годаравна прибыль от продаж + проценты к получению + доходы от участия в др.организациях + прочие доходы – проценты к уплате – прочие расходы.
Таблица 8
Расчет налога на прибыль№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1
Прибыль – всего,
в том числе: 53 421 1.1 прибыль, облагаемая по ставке 9 % 3 442 1.2 прибыль, облагаемая по ставке 20 % 49 979 2
Сумма налога к уплате по ставке 20 % — всего,
в том числе: 9 996 3
Сумма налога к уплате по ставке 9 % — всего,
в том числе: 310 7
Итого сумма налога на прибыль
(по ставкам 20 % и 9 %) 10 306 8 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль 43 115
Таблица 9
Показатели по капитальномустроительству№ стр. Показатель Вариант сметы, тыс. руб. Смета II 1 2 3 1 Капитальные затраты производственного назначения в том числе: 16 725 1.1 объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом 8 100 2 Капитальные затраты непроизводственного назначения 6 000 3 Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, % 8,2 4 Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве 1 000 5 Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, % 18
Таблица 10
Расчет источников финансирования кап.вложений, тыс. руб.№ стр. Источник Капитальные вложения производ-ственного назначения Капитальные вложения непроизвод-ственного назначения 1 2 3 4 1 Ассигнования из бюджета 1600 — 2 Прибыль, направляемая на кап. вложения 8 900 4 000 3 Амортизационные отчисления на основные производственные фонды 3 167 — 4 Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом 664 — 5 Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия — 1 000 6 Прочие источники — — 7 Долгосрочный кредит банка 2 394 1000 8 Итого вложений во внеоборотные активы 16 725 6 000 9
Проценты по кредиту к уплате
(по ставке 18% годовых) 431 180
Так как собственныхсредств для финансирования капитальных вложений недостаточно, то было приняторешение о привлечении долгосрочного кредита банка (на 3 года) на сумму 3 394тыс. руб. под 18% годовых.
Таблица 11
Данные к расчету потребности воборотных средствах№ стр. Показатель
Вариант сметы,
тыс. руб. 2.1. 1 2 3 1 Изменение расходов будущих периодов 30 2 Прирост устойчивых пассивов 280 3 Норматив на начало года: 3.1 Производственные запасы 1 416 3.2 Незавершенное производство 539 3.3 Расходы будущих периодов 70 3.4 Готовая продукция 1 567 4 Нормы запаса в днях: 4.1 Производственные запасы 30 4.2 Незавершенное производство 8 4.3 Готовые изделия 9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.