Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Безопасность труда на рабочем месте контролера ОТК

Содержание.


Стр.


Введение ____________________________________________________3


1.Условия труда и факторы их формирования._____________________4


2.Классификация условий труда_________________________________8


3.Оценка условий труда на рабочем месте контролера ОТК__________11


3.1Оценка тяжести труда.____________________________________11


3.2Оценка напряженности труда. _____________________________12


3.3Оценка действия вредных факторов рабочей среды.___________15


3.4Итоговая оценка условий труда.____________________________17


Заключение. _________________________________________________18


Список используемой литературы._______________________________19


Введение


Рабочее место
– первичное звено производства, находящееся в непосредственном ведении одного рабочего или бригады и включающее в себя комп­лект материальных элементов, обеспечивающих процесс труда.


Безопасность жизнедеятельности на рабочем месте– это комплекс мероприятий, на­правленных на создание на рабочем месте необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательнос­ти и охрану здоровья рабочего.


Комплекс мероприятий охватывает:


– выбор рациональной организации рабочего места и его осна­щение оборудованием и инвентарем;


– создание комфортных условий труда;


– рациональную планировку;


– бесперебойное обслуживание рабочего места по всем его функ­циям.


В данной работе будут кратко описаны основные моменты обеспечения безопасных условий труда контролера ОТК при работе на пробойной установке с напряжением до 1000 Вольт при проверке электротехнических приборов.


1.Условия труда и факторы их формирования.


Находясь на работе, человек тратит комплекс жизненных сил и энергии не только на достижение определенных результатов труда, но и на реакцию организма, связанную с условиями труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте формируются под воздействием таких групп факторов: производственных, санитарно-гигиенических, факторов безопасности, инженерно-психоло-гических, эстетичных и социальных. Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника, темп и монотонность работы. Санитарно-гигиенические факторы — это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность, на рабочем месте. Факторы безопасности предусматривают защиту работников от травм, поражений током, химического и радиационного загрязнение. Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов.


Находясь на работе, человек тратит комплекс жизненных сил и энергии не только на достижение определенных результатов труда, но и на реакцию организма, связанную с условиями труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте формируются под воздействием таких групп факторов: производственных, санитарно-гигиенических, факторов безопасности, инженерно-психологичес-


ких, эстетичных и социальных.


Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника,


темп и монотонность работы.


Санитарно-гигиенические факторы — это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность на рабочем месте.
Факторы безопасности предусматривают защиту работников от травм,


поражений током, химического и радиационного загрязнения.


Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслу-живания машин и механизмов.


Эстетические факторы определяют красоту производственной среды, приятность форм, цветов и звуков, на рабочем месте, успокоительное оформление зон отдыха и тому подобное.


Социальные факторы определяются взаимоотношениями в трудовом коллективе, стилем руководства, миссией и целями предприятия и мерой их идентификации, с интересами работника. Под действием этих факторов формируется морально психологический климат в коллективе.


В соответствии с рекомендациями Международной организации труда
выделяют десять основных групп факторов производственной среды, которые влияют на работоспособность человека и вызывают у нее усталость:
-физическое усилие
(передвижение или поддерживание грузов, усилия натиска, на предмет труда и тому подобное). Различают четыре уровня физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
-нервное напряжение
(сложность расчетов, высокая ответственность, интеллектуальная нагрузка, особенные требования, к качеству или точности, опасность для жизни и здоровья и тому подобное). Выделяют три уровня нервного напряжения: незначительная, средняя, повышенная;
-темп работы
(количество трудовых движений за единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;
-рабочее положение
(положение тела человека относительно средств производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно ограниченное и очень неудобное;
-монотонность работы
(многоразовость повторения однообразных кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня:


незначительная, средняя, повышенная;


-температура, влажность, тепловое излучение
в рабочей зоне. Различают пять стадий влияния отмеченных факторов: незначительный, повышенный


(сниженный), средний , высокий, очень высокий;


-загрязненность воздуха
(содержимое примесей в 1 куб. м воздуха и влияние их на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
-производственный шум
(частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;
-вибрация, вращение, толчки
на рабочем месте. Различают три уровня значений этих факторов: повышенные, сильные, очень сильные;
-освещенность
в рабочей зоне. Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая .


Изучение условий труда на конкретном предприятии проводится для того, чтобы, во-первых, обнаружить направления и пути их улучшения, и во-вторых, чтобы компенсировать работникам вредное влияние условий труда на их здоровье в денежной или другой форме (повышенная заработная плата, льготы в пенсионном обеспечении, специальное питание, сокращенная длительность рабочего времени и тому подобное). Основной задачей изучения условий труда остается поиск возможностей создания на рабочих местах нормальных условий для работы в таких направлениях как:


-техническое
(создание новой техники , которая обеспечивает сохранение здоровья и минимизацию затрат труда);


-технологическое
(внедрение новых технологических режимов);
-организационное, психофизиологическое и социальное
направления заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении инте-


реса к работе и ее результатам;


-эстетическое
(изменение цветов, звуков, света, форм, которые применяются в производстве, и внедрения в них художественных элементов, положительно влияющих на самочувствие человека во время работы и способствующих повышению результативности труда).


Условия труда характеризуются совокупностью факторов производст-


венной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и


работоспособность человека в процессе труда. В Российской Федерации применяется следующая классификация условий труда: безопасные условия труда, вредные условия труда, опасные условия труда. Она будет рассмотрена в следующей главе.


2.Классификация условий труда.


Безопасными
условиями труда считаются такие условия, при которых


воздействие на работающих людей опасных и вредных производственных


факторов не превышает гигиенических нормативов.


Вредные
условия труда характеризуются превышением параметров опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте по их вредному действию над гигиеническими нормативами.


Оценка вредности условий труда на рабочем месте проводится на основании определения их степени опасности и вредности по уровню превышения значений опасных и вредных производственных факторов над значениями гигиенических нормативов и условий опасности для организма человека.


Рассмотрим классификацию условий труда по степени вредности и опасности.


Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации труда, последние подразделяются на четыре класса.


1 класс

характеризует оптимальные условия труда

, т.е. такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для сохранения высокого уровня работоспособности.


Оптимальные нормативы производственных факторов установлены:


− для микроклиматических параметров производственной среды;


− для факторов трудового процесса.


Для других действующих факторов условно за оптимальные принимают такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.


2 класс

относится к допустимым условиям труда

. Допустимые условия труда характеризуются такими факторами среды и трудового процесса, которые не превышают значений, установленных гигиеническими нормативами для рабочем месте, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.


Такие условия труда не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.


Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.


3 класс

– это вредные условия труда

. Они характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих значения гигиенических норма-тивов и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и степени выраженности изменений в организме работающих людей подразделяются на четыре степени вредности.


1 степень 3 класса (3.1)

– объединяют условия труда, характеризующиеся такими отклонениями факторов от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания.


2 степень 3 класса (3.2)

характеризуются условиями труда с такими уровнями опасных и вредных производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.


3 степень 3 класса (3.3)

выражаются условиями труда, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в легкой форме в период трудовой деятельности, росту хронической обще соматической («сома» обозначает тело) патологии, включая повышение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.


4 степень 3 класса (3.4)

– это условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии, высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.


4 класс

– опасные условия труда, характеризуются такими уровнями опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.


Оценка условий труда в соответствии с характеристикой действующих факторов на рабочем месте дается в зависимости:


− от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (по числу раз превышения значений предельно допустимых уровней);


− от наличия биологических факторов;


− от уровня шума и вибрации;


− от действия электромагнитных излучений и полей (по числу критериев, превышающих значения предельно допустимых уровней);


− от показателей микроклимата для производственных помещений и открытых территорий в теплый и холодный периоды года;


− от показателя ТНС-индекса для производственных помещений и открытых территорий в теплый период года;


− от параметров световой среды производственных помещений (для посто-янных рабочих мест);


− от показателей тяжести и напряженности трудового процесса.


В Российской Федерации для оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности рабочего процесса используется Руководство
Р 2.2.2006-05


«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда
».


Анализ условий труда контролера ОТК с учетом совокупности вредных факторов рабочей среды, тяжести и напряженности труда, произведенный в соответствии с данным Руководством, рассмотрим в следующей главе.


3.Оценка условий труда на рабочем месте контролера ОТК.


3.1 Оценка тяжести труда.


Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в


эргонометрическнх величинах, характеризующих трудовой процесс, незави-симо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Нормативы различаются лишь по полу работника, в зависимости от того, мужчина он или женщина.


Основными показателями тяжести трудового процесса являются:


- физическая динамическая нагрузка;


- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;


- стереотипные рабочие движения;


- статическая нагрузка;


- рабочая поза;


- наклоны корпуса;


- перемещение в пространстве.


Рассмотрим физическую динамическую нагрузку
в трудовой деятельности контролера ОТК. Работник, находясь на рабочем месте у пробойной установки, берет с транспортировочного устройства (тачки) прибор весом 14 кг, устанав-ивает его в установку (для чего перемещает на расстояние 0,8м.), выполняет необходимые операции по проверке и перемещает агрегат обратно. Всего за смену происходит около 50 таких манипуляций. Для расчета внешней механи-еской работы вес прибора умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, т.к. каждый агрегат перемещается дважды, а затем количество проверок в смену .


Итого: 14кг х 0,8м х 2 х 50 = 1120 кг-м.


По нормам руководства данная нагрузка не превышает оптимальную, т.е. по показателю 1.1 данная работа относится к 1 классу
.


Оценим условия труда по массе поднимаемого и перемещаемого груза
. Подъем и перемещение груза весом до 15 кг происходит постоянно в течение рабочей смены. Согласно нормам Руководства нагрузка по перемещению груза относится к допустимой, т.е. ко 2 классу

.


По количеству стереотипных рабочих движений
и статической нагрузке
условия работы относятся к оптимальным (1 класс
).


Рабочая поза
– свободная, стоя проводится до 40% рабочего времени, имеется возможность смены рабочего положения тела. Вынужденных наклонов корпуса
свыше 30 градусов практически нет. Перемещения в пространстве
, обусловленные технологическим процессом, составляют по горизонтали
1 км за смену, по вертикали
– 200м. По всем критериям, указанным в этом абзаце, условия труда относятся к оптимальным, т.е. к 1 классу

.


Таким образом, большинство показателей тяжести трудового процесса контролера ОТК относится к оптимальным, а один показатель - по массе поднимаемого груза – к допустимым (2 класс). Получается, что окончательная оценка тяжести трудового процесса контролера ОТК – класс 2.


3.2. Оценка напряженности труда.


К показателям напряженности трудового процесса отнесены следующие нагрузки: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, при определении напряженности труда следует учитывать также монотонность нагрузок и режим работы.


Оценим напряженность труда согласно соответствующим критериям Руководства, указанным в таблице 18 этого руководства.


Интеллектуальные

нагрузки характеризуются следующими показателями:


− содержанием работы;


− восприятием сигналов (информации) и их (ее) оценкой;


− степенью сложности задания;


− характером выполняемой работы.


Критерий 1.1 – содержание работы
. В процессе работы решаются простые альтернативные задачи (типа «годен» - «не годен») по прилагаемым инструк-циям, это относится к 2 классу

.


Критерий 1.2 – восприятие сигналов
. После восприятия сигналов (измерения параметров) необходимо сопоставить их с номинальными значениями и на этой основе произвести их заключительную оценку, поэтому класс напряженности (согласно таблице 18 Руководства) – класс 3.1


1.3 – распределение функций по степени сложности задания –
относится к классу 1

(легкому), т.к. по роду деятельности требуется лишь обработка и выполнение задания.


1.4 – характер выполняемой работы
– работа ведется по установленному графику с возможностью коррекции его деятельности - класс 2

.


Рассмотрим напряженность труда контролера в плане сенсорных нагрузок.


Критерий 2.1 – длительность сосредоточенного наблюдения
– составляет до 25 % времени рабочей смены – класс 1

.


2.2 – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений за час работы
в среднем составляет около 60 , т.е. до 75 – класс 1

.


2.3 – число производственных объектов одновременного наблюдения
не превышает трех, т.е. относится к группе «до пяти» - класс1

.


2.4 – размер объекта наблюдения
– в основном нормально различимые объекты (более 5 мм), но иногда бывает необходимость различать достаточно мелкие надписи, подключать разъемы и т.д. – класс2

.


2.5 – работа с оптическими приборами
– практически отсутствует – класс1

.


2.6 – наблюдение за экранами видеотерминалов
– не превышает 2 часов за смену – класс1

.


2.7 – нагрузка на слуховой анализатор
. В процессе работы периодически возникают акустические помехи, речь во время которых слышна лишь на расстоянии до 3,5 метров – класс2

.


2.8 – нагрузка на голосовой аппарат
небольшая – класс1

.


Эмоциональные нагрузки

тоже имеют свои критерии оценки:


3.1 – степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки
. – Контролер несет ответственность за выполнение элементов своей работы – класс1

.


3.2 – степень риска для собственной жизни
– вероятна, т.к. происходит работа с оборудованием напряжением до 1000В – класс 3.2

.


3.3 – степень ответственности за безопасность других лиц
– прямая ответственность в должностную инструкцию не внесена, поэтому этот критерий – класс1

.


3.4 – конфликтные ситуации
– за смену не превышают уровень от от 1 до 3, т.е. находятся в пределах допустимого – класс2

.


Чтобы оценить монотонность нагрузок,

надо проанализировать следующие критерии:


4.1 – число элементов, необходимых для реализации простого задания
(например, проверка прибора) – более 10 – класс1

.


4.2 – продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повто-ряющихся операций
– более 100 – класс1

.


4.3 – время активных действий (% от рабочего времени)
– более 20% -класс1

.


4.4 – монотонность производственной обстановки
. На пассивное наблюдение за ходом технологического процесса уходит менее 75% времени, поэтому этот критерий можно тоже оценить как класс1

.


Режим работы

имеет три критерия оценки. Рассмотрим и их.


5.1 – фактическая продолжительность рабочего дня
– 8 часов – класс2

.


5.2 – сменность работы
– односменная без ночной смены – класс1

.


5.3 – наличие регламентированных перерывов и их продолжительность
. В нашем случае при восьмичасовом рабочем дне имеется 45-минутный перерыв, что составляет свыше 9 % рабочего времени, т.е. – класс1

.


Оценим по совокупности критериев напряженность трудового процесса. Из 23 критериев два относятся к вредному классу, шесть – ко второму(допустимому) классу, 15 – к первому (оптимальному). Согласно методике определения напряженности труда рассмотренный нами вид деятельности имеет допустимую степень напряженности - класс2.


3.3 Оценка действия вредных факторов рабочей среды


Химический фактор.

Содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК), поэтому условия труда по этому критерию – допустимые (класс2

).


Биологический фактор.

Работник не имеет контакта по ходу работы с возбудителями и больными инфекционными и опасными болезнями, содержание патогенных микроорганизмов в рабочей зоне не превышает ПДК. Условия труда по биологическому фактору – допустимые (класс2

).


Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

. Атмосфера в цехе согласно требований для цехов точного машиностроения должна быть очищена от пыли и вредных примесей, соответственно пылевая нагрузка на организм работника не превышает контрольную пылевую нагрузку (КПН), содержание вредных примесей в воздухе не превышает ПДК. Условия труда по этому критерию – допустимые (класс2

).


Виброакустические факторы

. На рабочем месте ультразвук и инфразвук отсутствуют, уровни локальной и общей вибрации, а также шума не превышают ПДК, поэтому условия труда по виброакустике – допустимые (класс2

).


Микроклимат

. Для оценки микроклимата необходимо измерить основные его параметры и сравнить с нормативами согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». При определении нормативов необходимо учитывать категорию работ по энергозатратам – в нашем случае это категория IIа, т.к. энергозатраты составляют от 175 до 232 ватт.


Температура на рабочем месте
. Температура воздуха варьируется в пределах от 20 градусов в холодное время года до 26 в теплое – согласно СанПиН укладывается в допустимые нормы. Температура поверхностей имеет температуру окружающей среды, и тоже не выходит из допустимого диапазона.


Тепловое излучение
отсутствует.


Относительная влажность воздуха
также не выходит за пределы допустимого диапазона – от 20 до 55 %.


Скорость движения воздуха
не превышает 0,1 м/с – оптимальные условия.


Согласно Руководству Р 2.2.2006-05 условия труда по критерию микроклимата относим к допустимым – класс2

.


Световая среда

. Освещение на рабочем месте соответствует нормам для предприятий точного машиностроения. Коэффициент естественной освещен-ности больше 0,5; параметры искусственного освещения – освещенность и коэффициент пульсации - не выходят за пределы нормативных значений, блесткость отсутствует. Таким образом, условия труда по параметрам световой среды относим к допустимым – класс2

.


Неионизирующие магнитные поля и излучениия

. В нашем случае такие вредные факторы, как геомагнитное поле, постоянное магнитное поле, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона находятся в пределах естественного фона – класс1. Электрические и магнитные поля промышленной частоты 50 Гц естествееный фон превышают, но менее предельно допустимого уровня (ПДК) – класс2. Общий класс условий труда по этому фактору – класс2

(допустимые условия).


Ионизирующие излучения

отсутствуют, условия по этому фактору – оптимальные .


3.4 Итоговая оценка условий труда.


Теперь на основе вышеприведенных данных об условиях труда произведем итоговую оценку условий труда. Для этого заполним таблицу:



Получается, что все критерии определения вредности условий труда находятся в пределах допустимых или оптимальных. Итоговая оценка условий труда – допустимые условия (класс2)

.


Заключение.


В данном реферате было изучено рабочее место контролера ОТК с точки зрения соблюдения условий труда и произведена их оценка. На основе учета нормированных факторов определения условий труда и характеристик рабочего процесса сделан вывод, что условия труда контролера ОТК по классификации, принятой в Российской Федерации относятся к допустимым – класс2

.


Созданные условия должны обеспечивать комфортную ра­бо­ту Соблюдение условий, определяющих оптимальную ор­ганизацию рабочего места контролера ОТК при работе на пробойной установке, позволит сох­ранить хорошую ра­ботоспособность в течение всего рабочего дня, что позволит свести к минимуму выпуск некачественной продукции без ущерба для здоровья работника, осуществляющего контроль качества выпускаемой продукции.


Список используемой литературы


1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями. – М:, Эксмо, 2010.


2. Руководство Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация. – М:, Деан, 2006.


3. Анфиловьев Б.А.
Справочно-методическое пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - Самара, СамГАПС, 2004.


4. Арустамов А.Э.
Охрана труда. Справочник./ Составитель проф. А.Э.Арустамов – М:, Дашков и К, 2008.


5. Глебова Е.В.
Производственная санитария и гигиена труда. Учебное пособие. – М:, Высшая школа, 2005.


6. Микрюков В.Ю.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М:, Феникс, 2006.


7. Резчиков Е.А.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. - М., МГИУ, 2005.


8. Сидорова А.И.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М:, Кнорус, 2009.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Перестройка ее противоречивый характер и последствия
Реферат Destiny And Fate Essay Research Paper Destiny
Реферат История развития библиотечно-библиографических классификационных систем
Реферат Государственное управление внешним долгом и экономическое развитие
Реферат Немецкие парашютисты: создание, формирование, подготовка, оснащение и участие в боевых действиях
Реферат Составление анкеты
Реферат Навыки руководителя
Реферат Основы управления образовательными системами
Реферат Klio
Реферат Hamlet Revised Essay Research Paper Chani Nissenbaum
Реферат «Тюменская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Реализация проекта "Сахалин-2"
Реферат Забезпечення обвинуваченому права на захист
Реферат Сущность социологических исследований
Реферат Елизавета - королева английская