Содержание
Введение
1. Сущность фискальной политики, еевиды
2. Инструменты фискальной политики
3. Особенности фискальной политики вРоссии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Основной задачей государствана всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее времягосударство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным2 видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнестибюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.
Целью данной курсовой работыявляется изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политикигосударства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлениивелика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулированияэкономики, она непосредственно формирует государственный бюджет,государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политикаявляется стержневой частью государственной экономической политики.
Фискальная политика какважнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейшихфункций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых дляфункционирования государства, их распределение в целях решениясоциально-экономических проблем страны.
Теоретическая база фискальнойполитики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической науки неисчерпала себя. Множество спорных и нерешенных проблем реализации фискальнойполитики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшегосовершенствования и решения. В прошлом, в течение длительного времени,бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспектапропорций распределения объема производства страны.
Актуальность изученияфискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условияхрыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментовфискальной политики, а также механизма ее действия для более правильнойориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятияуправленческого решения.
Целью нашей работы сталоизучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами даннойкурсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристикифискальной политики,
- видов фискальной политики,
- инструментов фискальной политики,
- роли фискальной политики вразвитии государства и ее особенности в России.
Учитывая актуальность изучения фискальной политикинеудивительно отметить, что эту тему изучали многие экономисты, которыепо-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ееинструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всехучебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционированияуделяется большое внимание.
При работе над темой данной курсовой работой былииспользованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политикегосударства, учебные пособия, статьи экономических журналов и газет,статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.
1.Социально-экономическая сущность фискальной политики
Экономическая политика –совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ходэкономических процессов, оказать на них влияние или предопределить ихрезультаты [6, с.674].
В зависимости от областигосударственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментовосуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует,разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируютобщий перечень составных частей экономической политики государства. Вукрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику),монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.
В макроэкономике нетоднозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ееопределений:
– фискальная политика представляетсобой формирование государственного бюджета через систему налогообложения иманипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленныхцелей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) [6, с 285].
– фискальная политика государствапредставляет собой систему регулирования экономики посредством государственныхрасходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственнымирасходами [4, с 154].
– фискальная политика – этосовокупность финансовых мероприятий государства по регулированиюправительственных доходов и расходов [2, с 166].
– фискальная политика – это мерыправительства по изменению государственных расходов, налогообложения исостояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полнойзанятости, равновесия платежного баланса и экономического роста припроизводстве неинфляционного ВВП [5, с 271].
Все нескольковышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках,отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, чтофискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительствагосударства по регулированию государственных расходов, налогообложения исостояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономикипутем достижения поставленных целей.
Понятие фискальной политикикак реального инструмента государственного регулирования экономики связано сименем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точкизрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении вопределенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами,трансфертами и правительственными закупками [6, с 285]. Дж.М. Кейнс и егосторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль ввоздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. Прирассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место,считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращениеналогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растетреальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того,происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появлениеили нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории«экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают,что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамикусовокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок можетстимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то естьсократить бюджетные дефициты. Но большинство экономистов к этой позицииотносится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может ине оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Крометого, изменение совокупного предложения происходит в течение длительногопериода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть измененав короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующихмежду собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит отконкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной переднациональной экономикой [3, с 70-71]. Современные экономисты, даже подвергающиекритике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущностифискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются созданиеи сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства междурегионами, а также стимулирование эффективности производства и социальнойсферы. [6, с 285]
Важным моментом приопределении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели.Выделяют следующие цели фискальной политики [4, с 156]:
- сглаживание колебанийэкономического цикла,
- обеспечение устойчивогоэкономического роста,
- достижение высокого уровнязанятости при умеренных темпах инфляции.
Важнейшая задача фискальнойполитики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованныхгосударственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.
Одним из главных таких фондовявляется государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой плангосударственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. Вбюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства [5, с389].
Сущность экономически вернойфискальной политики и состоит в стратегически правильном формированиигосударственного бюджета через систему налогообложения и манипулированиисредствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.
Фискальнаяполитика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейшихинструментов государственного регулирования экономики, направленных настабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налогиоказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, ина объемы национального производства и занятость населения. В связи с этимизвестный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система сталапревращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструментрегулирования спроса, который, по его мнению, является органическойпотребностью индустриальной системы.
Фискальная политика включаетпрямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым относятся способыбюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействуетна финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительскогоспроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставкиналогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижаянеоблагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно болееустойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и паденийпроизводства.
В зависимости от характера использования прямых и косвенныхфинансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционнуюи недискреционную [2, с 166, 167].
Дискреционная фискальнаяполитика представляет собой сознательное манипулирование налогами иправительственными (государственными) расходами с целью изменения реальногообъема национального производства и занятости, контроля над инфляцией иускорения экономического роста [6, с 286].
К числу наиболеераспространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальнойполитики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменениеналоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечениебезработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счетслужит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В периодобострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных группграждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренныезаконом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи,увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкоеснижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки,вводят частичные льготы.
Государственная программазанятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизацииэкономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местныхорганов власти. Конечно, эта программа занятости могут модифицироваться. Так,для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающиемаксимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется вКитае.
Дискреционная фискальная политика осуществляется черезгосударственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги.Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов.
На характер дискреционной фискальной политики большое влияниеоказывает состояние экономики. [3, с 336] При проведении этой политикиучитываются следующие количественные зависимости между финансовыми переменнымивеличинами: 1) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос(потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции изанятости трудоспособного населения, 2) показывает, что увеличение суммыналогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаютсяспрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижениеналогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции изанятости [2, с 167].
Указанные зависимости используются в дискреционной фискальнойполитике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политикаотличается на разных фазах цикла [3, с 343].
В период спада, как правило, осуществляется стимулирующаяфискальная политика, которая складывается из динамичного сочетания уменьшенияналогов с увеличением государственных расходов. Такая фискальная политикаприводит фактически к дефицитному финансированию, но сокращает падениепроизводства. [10, с 74] При увеличении государственных расходов возникает«эффект вытеснения» — инвестиционная конкуренция между государством и частнымсектором (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределениюфакторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупокповышает ставки процента, что ведет к сокращению частных инвестиций. Сокращениереальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень жизни.Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственныхрасходов. [9, с 48].
В условиях избыточного спроса и инфляционного ростадискреционная фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается изсочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. [10, с74].
Анализ равновесного объема национального продукта иманипулирования государственными расходами позволяет с позиций роста совокупныхрасходов выявить, что включение в них государственных расходов вызывает сдвигкривой C+I вверх и ведет к росту национального продукта, причем здесьсрабатывает эффект мультипликатора (мультипликатор – это коэффициент,показывающий во сколько раз возрастает конечный результат при увеличенииисходных параметров [6, с 286] Мультипликатор государственных расходов – этокоэффициент, который показывает, во сколько раз конечный прирост совокупногодохода (Y) превосходит вызвавший его первоначальныйприрост государственных закупок товаров и услуг (G). [6, с 659] Мультипликатор государственных расходоврассчитывается следующим образом:
Mg=ΔY/ΔG=1/(1-MPC), (1)
где Mg – мультипликатор государственныхрасходов;
ΔY – прирост доходов;
ΔG – прирост государственных расходов;
MPC – предельная склонность кпотреблению.
Изменения вналогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращениев свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения накаждом уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Изменение величины национального продукта можноопределить с помощью подсчета налогового мультипликатора:Mt=ΔY/ΔT (2)
Где ΔT – изменениеставки налога
Потребительские расходыуменьшаются на величину ΔT*MPC и соответственно уменьшаютравновесный объем производства на ΔY (ΔY=(-ΔT:MPC)/(1 – MPC)),где налоговый мультипликатор будет равен
Mt=ΔY/ΔT=-MPC/(1– MPC), (3)
В дискреционной фискальной политике есть понятие«мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличения государственныхрасходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта нату же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 [6, с286, 287].
Схема разновидностей дискреционной фискальной политикипредставлена в приложении 1.
Недискреционнаяфискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговыхпоступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национальногопроизводства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налоговвводятся автоматически. Сюда относится прогрессивная система налогообложения,система государственных трансфертов (страхование по безработице), системаучастия в прибылях. [6, с 288]
Недискреционная фискальнаяполитика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенныхстабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы – не зависящие отполитики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемыв экономике. [9, с 49] Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязкеставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены такимобразом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличениемчистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физическихлиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленнуюстоимость; налога с продаж, акцизов.
Изменение налоговыхпоступлений относится к основным встроенным стабилизаторам. Сумма налоговзависит от величины доходов. Поэтому в период активного роста ВНП налоговыепоступления автоматически возрастают (при прогрессивной системеналогообложения), что обеспечивает снижение покупательной способности исдерживание экономического роста. И наоборот. Таким образом, прогрессивнаяналоговая система может привести к потере потенциальной покупательнойспособности либо обеспечивать минимальную ее потерю. И то, и другое желательнос точки зрения экономической стабильности [10, с 74].
По мере роста объеманационального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений.Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходыкорпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национальногопроизводства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежиимеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, вовремя спада возрастают [6, с 288].
Встроенные стабилизаторы,представляющие собой инструменты фискальной политики, которые автоматическисмягчают колебания совокупного выпуска и занятости (например: прогрессивноеналогообложение доходов, пособия по безработице) [6, с 645], как, правило,смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательныеизменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать припостроении фискальной политики. [6, с 288].
Действие автоматическихстабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставокпроцента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменениевыпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величинециклического дефицита/профицита бюджета. [9, с 49] Схема воздействия встроенныхстабилизаторов на экономику приведена в приложении 2.
При наличии системы встроенных стабилизаторов,например при пропорциональном налогообложении, все мультипликаторы расходовменяются. Величина мультипликатора снижается, что ослабляет воздействиепервоначального импульса (изменение расходов) на объем производства исовокупный доход. Например, налоговый мультипликатор при наличии встроенныхстабилизаторов принимает вид:Mt=-MPC/[1 – MPC(1 — T)], (4)
Рассмотренные дискреционная и недискреционная политикаявляются видами фискальной политики, которые выделяются в зависимости отхарактера использования прямых и косвенных финансовых методов регулированияэкономики, используемым инструментам.
Эффективность фискальной политики на практике может снижатьсяв результате возможного ее временного запаздывания по отношению к потребностямтекущей экономической ситуации, ее использования в политических целях, а такжев результате непредвиденных международных шоков совокупного спроса и эффектачистого экспорта, если экономика носит открытый характер. [9, с 75] Поэтому дляправильного выбора того или иного вида фискальной политики необходимо изучениемеханизмов ее функционирования, возможного воздействия на экономику, а такжезнание экономической конъюнктуры.
2.Инструменты фискальной политики
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своихинструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономическиемеханизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальнойполитикой.
Набор инструментов фискальной политики включаетгосударственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личныйподоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставокили аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политикиотносятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различныеинструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличениеаккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит кизменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходногоналога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выборразличных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации илиакциза — в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние наэкономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост иэффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного видагосударственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатораможет быть различным. Например, среди специалистов в области экономическойполитики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшуювеличину мультипликатора по сравнению с другими видами государственныхрасходов. [10, с.75]
Взависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ейвида фискальной политики, инструменты фискальной политики государстваиспользуются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политикивыступают:
- увеличениегосударственных закупок;
- снижение налогов;
- увеличениетрансфертов.
Инструментамисдерживающей фискальной политики являются:
- сокращениегосударственных закупок;
- увеличениеналогов;
- сокращениетрансфертов.
Немногоиной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике«Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы,инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменениетрансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.
Кинструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит измененияв налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидиифермерам. [5, с. 404]
Анализируяисточники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментамифискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.
Однимиз главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющиесобой принудительно изымаемые государством или местными властями средства сфизических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своихфункций. [5, с. 405].
Налогивыполняют три основные функции [5, с. 394]:
– фискальную,заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежныхфондов и материальных условий для функционировании государства;
– экономическую,предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределениянационального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства,стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственнойдеятельности;
– социальную,направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношениямежду доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства междуними.
Всовременной экономике существуют различные виды налогов.
Прямымиявляются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь,прямые налоги подразделяются на
– реальные, которыеполучили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой,промысловый, налог на ценные бумаги;
– личные,включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, насверхприбыль.
Косвенныеналоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, соборота, таможенные пошлины.
Взависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иныеналоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях этофедеральные, налоги субъектов федерации, местные.
Взависимости от использования налоги делятся на:
– общие,предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, беззакрепления за каким-либо определенным видом расходов;
– специальныеналоги, имеющие целевое назначение
Взависимости от характера ставок различают налоги [5, с. 394, 395]:
– твердые(фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицуналогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных сделовой активностью;
– регрессивные, прикоторых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
– пропорциональные,проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковыеставки;
– прогрессивные,при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Группа американскихспециалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговыхпоступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отраженакривой Лаффера, представленной на рисунке 1.
/>/>
T />
TR
50 % />
Рис. 1 Кривая Лаффера
Налоговые ставкиустанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. Доопределенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинаютснижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживатьвысокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, ас ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значениеналоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджетдостигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговуюставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов.При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм иработников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику [2, с. 167].
Однако во многихгосударствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и этообъясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели.Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию,будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть.Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет клиберальному рыночному устройству, к минимальному государственномувмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремлениеиметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетныхассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки-во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокиеналоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетнымдефицитом, нехваткой государственных средств для осуществлениясоциально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижениеналоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобыкак-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяютсяналоговые льготы — форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае,освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются каксредство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватнопредоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равнуюсумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставокстоит перед любым государством.
Очевидно, чем вышеналоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупатьи сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учеттех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитиеи благосостояние общества.
Такой инструментфискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментомбюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые ввиде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь наразличные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основнаячасть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридическихлиц.
В настоящее время получила распространение точказрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговыхставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотряна временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективеулучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг,повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнутрасти доходы государства [5, с. 347].
Под государственными или правительственными расходамипонимаются расходы на содержание института государства, а также государственныезакупки товаров и услуг.
Государственные закупкитоваров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджеташкол, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупкисельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий.Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всехэтих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство.Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки длясобственного потребления государства, которые более или менее стабильны, изакупки для регулирования рынка.
Государство увеличиваетсвои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции вцелях поддержания стабильности производства. В то же время эти действиянаправлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросоми предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономическихфункций государства.
Государственные расходыиграют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюдаони объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределовможет привести к финансовой нестабильности в национальной экономике,чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Государственные расходывыступают в форме:
- государственногозаказа, который распределяется на конкурентной основе;
- строительства засчет капитальных вложений;
- расходов наоборону, управление и т.д.
Основная часть государственныхрасходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федеральногоправительства и местных властей.
Государственный бюджет – этогодовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия(доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагомгосударственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственнуюконъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.
Государственный бюджетпредставляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагаетправительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил,а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Расходы показываютнаправление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического,социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, какправило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственныхсредств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковскогокредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить,что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означаетпроизвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансированиягосударство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевогонаправления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизнинаселения.
Структура государственныхрасходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не тольконациональными традициями, организацией образования и здравоохранения, ноглавным образом характером административной системы, структурными особенностямиэкономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Государственныетрансферты,являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплатыгосударственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Ониперераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, черезпособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [6, с. 671].Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другимигосударственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается.Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственныхрасходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществомтрансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определеннымгруппам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия)входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на10-12% [6, с. 409].
Инструменты фискальнойполитики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей,поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальнойполитики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей.Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той илииной политики государства велика.
3. Особенности фискальной политики вРоссии
Фискальная политика оказывает большое влияние на развитиегосударства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень важноанализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия ещетолько планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболееправильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим еесистемный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политикаиграет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положениеграждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловуюактивность предприятий.
Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, вконсолидированный бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов,сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учетаединого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступленияв консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились посравнению с предыдущим месяцем на 36,6%. Подробно поступление налоговпредставленор в приложении 3.
В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерациипоступило федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд.рублей (91,5% от общей суммыналоговых доходов), региональных — 403,5 млрд.рублей (5,1%), местных налогов исборов — 90,7 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом — 184,7 млрд.рублей (2,3%) [12].
Если мы рассмотримтаблицу, представленную в приложении 3 и построим диаграмму посткупленияналогов (рис.2), то увидим, что основную часть налогов, сборов и иныхобязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечилипоступления налога на прибыль организаций — 31,6%, налога на добычу полезныхископаемых — 21,5%, налога на доходы физических лиц — 21,0%, налога надобавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территорииРоссийской Федерации — 12,6%.
/>
Рис. 2 Структурапоступивших налогов [12].
Однаков России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговойзадолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженностьпо налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения(без учетазадолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную системуРоссийской Федерации на 1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей. Посравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу надобычу полезных ископаемых — на 18,1%, на добавленную стоимость — на 2,7%,акцизам в целом — на 3,3%, из нее на вина — 65,0%, дизельное топливо — на60,1%, табачную продукцию — на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы — на12,2%, пиво — на 8,1%, автомобильный бензин — на 3,7%. Увеличиласьзадолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числеэтиловый спирт сырец из всех видов сырья) — на 41,5%, алкогольную продукцию собъемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) — на 21,9%, налогу на прибыль организаций — на 4,9% [12]..
Задолженность по уплатепеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.
На рисунке 3 представленадинамика и структура просроченной задолженности.
/>
Рис.3 Динамиказадолженности по налогам и сборам [12].
Рассмотрим теперь какоеместо налоги занимают в формировании бюджета РФ.
В приложении 4 данаструктура бюджета по поступлениям и расходам. Из данной таблицы видно, чтоналоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляютдоходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать долюналоговых поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.
Исходя из вышеприведенныхзначений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективнойфискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источникомформирования доходной части бюджета РФ.
В этой связи хотелось бывыделить основные направления налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.
К настоящему времени вРоссийской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговойсистемы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройствароссийской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогови сборов, унаследованную от советских времен; система базируется наобщепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетомспецифики российской экономики. Преобразование налоговой системы России впоследние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы ипреобразованиями в области бюджетного федерализма.
Введенные в действие кнастоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы вомногом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе стем эффективность и результативность функционирования российской налоговойсистемы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все жедалека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментовналоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах,свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причиныэтих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Отчасти подобные проблемымогут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментовналоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чегоявляется успешное использование в России плоской ставки налога на доходыфизических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговойсистемы связана с недостаточной эффективностью системы применения иадминистрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы,органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочнойперспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанныхнедостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности ирезультативности таких мер будет их тесная координация ссоциально-экономическими преобразованиями в иных областях.
В среднесрочнойперспективе будет продолжено совершенствование системы администрированияналогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:
а) Совершенствованиеподходов к проведению налоговых проверок;
б) Повышение уровняинформационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) Обеспечениеинформационного взаимодействия между налоговыми, таможенными,правоохранительными и иными органами;
г) Совершенствованиесистемы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей безобразования юридического лица.
С точки зрения количественныхпараметров российской налоговой системы с учетом изменений, которыепредполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметитьследующие цели налоговой политики:
1) Отказ от увеличенияноминального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условииподдержания сбалансированности бюджетной системы
2) Унификация налоговыхставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счетвнедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотраналоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы вмеждународные налоговые отношения.
Среди основныхнаправлений, в которых предполагается развивать налоговую политику всреднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления.
1. Контроль затрансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее времяполучила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам скорпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществленииопераций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, средиспособов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделитьрегистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением,использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов,наличие убытков по данным налогового учета, а также неуплату налогов врезультате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.
Еще одним негативнымэффектом использования трансфертного ценообразования группами компаний вусловиях российской налоговой системы является перемещение мобильной налоговойбазы между регионами страны, в результате чего за счет выгод, получаемыхотдельными регионами, потери несет не только бюджетная система в целом, нобюджеты прочих субъектов Российской Федерации.
В данный момент дляРоссии актуальным является вопрос противодействия использованию подобныхтрансфертных цен связанными или контролируемыми компаниями в целях минимизациисвоих налоговых обязательств. Основной задачей налоговых органов является непредотвращение использования трансфертных цен, а недопущение бюджетных потерькакого-либо государства от их использования.
2. Налогообложениедивидендов, выплачиваемых российским лицам. В целях повышенияконкурентоспособности российской налоговой системы и создания благоприятногоинвестиционного климата предполагается применять нулевую ставку налога наприбыль организаций при получении дивидендов российскими лицами.
3. Регулированиеналогообложения контролируемых иностранных компаний. Разработказаконодательства, регулирующего налогообложение контролируемых иностранныхкомпаний, является важным средством борьбы с укрывательством доходовроссийскими компаниями с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкийуровень налогообложения.
4. Проблемы определенияналогового резидентства юридических лиц. В среднесрочной перспективе крайнеактуальным является внесение в налоговое законодательство понятия резидентстваюридических лиц на основе нескольких критериев: критерия «места управления» икритерия резидентства участников юридического лица, владеющих в нем контрольнымпакетом.
5. Совершенствованиеразличных видов налогов.
6. Налогообложениеорганизаций при совершении операций с ценными бумагами. В связи с развивающимсяхарактером российского рынка ценных бумаг законодательство в части правилналогообложения при совершении операций с ценными бумагами постоянносовершенствуется. В среднесрочной перспективе предполагается решить следующиепроблемы, связанные с налогообложением налогом на прибыль при совершенииорганизациями операций с ценными бумагами.
7. Международноесотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения,информационный обмен. Налоговая конкуренция между странами за привлечениеналогоплательщиков в условиях глобализации мировой экономики, с одной стороны,препятствует одностороннему увеличению налогового бремени отдельным странами(например, интенсивному применению прогрессивных ставок налогов), а с другойстороны, создает стимулы к использованию противозаконных и сомнительных схем поминимизации налоговых обязательств и «отмыванию» денежных средств. Россияявляется частью мировой экономической системы, при этом ускоренная интеграциястраны в мировую экономику, присоединение к международным организациямзаставляет принимать меры в области налоговой политики, направленные как нагармонизацию российского налогового законодательства с законодательством стран– основных экономических партнеров России, так и присоединение к международнымсоглашениям, действующим в налоговой сфере, принятию на себя обязательств вобласти международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обменаинформацией.
Заключение
Фискальная политика государствапредставляет собой формирование государственного бюджета через системуналогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета длядостижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темповинфляции).
Цели фискальной политики,направленной на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики вкраткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного объемавыпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальнаяполитика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой,в обеспечении макроэкономического регулирования.
Различают дискреционную иавтоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена сманипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия наразличные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста.Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторовбазируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действиемеханизмов саморегулирования. Инструментами фискальной политики выступаютрасходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги;трансферты.
И дискреционная иавтоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационныхмероприятиях государства, однако ни та ни другая не являются панацеей от всехэкономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ейвстроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебанийэкономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.
Тем не менее максимальноразумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политикиможет существенно влиять на динамику общественного производства и занятости,снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Тема фискальной политики насегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерациипереживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будетосуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека,живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее времяправительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов,минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создаваянаиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишитьтрансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
В России фискальнаяполитика была превращена во вспомогательное средство реализацииденежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Однако,важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной,отвечающей интересам национальной экономики бюджетно-налоговой политики,направленной на развитие национального производства, отвечающей интересамгосударства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.
Список использованнойлитературы
1. «Налоговый КодексРоссийской Федерации» от 05.08.2000 №117-ФЗ
2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 384с.
3. Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.: ил. –(Серия «Завтра экзамен»)
4. Кураков Л.П.,Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 416с.
5. Курсэкономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика.Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н.,проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832 с.
6. Макроэкономика.Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с.
7. Макроэкономика:Учеб. пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред.Л.П. Зеньковой. – М.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическоеобразование).
8. Тарасевич Л.С.,Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник/Общаяредакция Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е, перераб. И доп. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ,1999. – 656 с.
9. Алехин С.Н.Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков/С.Н.Алехин//Финансы и кредит. – 2005
10. Едронова В.Н.Принципы налоговой политики/В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина//Финансы и кредит. –2005. — №8.
11. Сидорова Н. Экономическиепоследствия налоговой политики/Н. Сидорова//Экономист. – 2003. — №1.
12. Федеральнаяслужба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru
Приложение 1
Разновидностидискреционной фискальной политики/> /> /> /> /> /> />
Приложение2
Схемы воздействиявстроенных стабилизаторов на экономику страны/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />