Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовая инфраструктура рыночной экономики

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Финансоваяинфраструктура рыночной экономики
ВЫВОДЫ ИРЕКОМЕНДАЦИИ
ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ
Важнойпредпосылкой для стабильного иускоренного экономического роста в Украине является формирование широкой сетиразвитой и сбалансированной финансовой инфраструктуры, субъекты которой должныобеспечивать удовлетворение потребностей государства, предприятий и домохозяйств,а также эффективное развитие регионов. Рыночная экономика, в основе которойлежит острая конкуренция за ресурсы и рынки сбыта, обусловливает углублениеспециализации во всех сферах жизни (в том числе — и в финансах). Это, в своюочередь, повлекло за собой появление в финансовой среде разнообразных органов,учреждений и институций, специализирующихся на отдельных видах финансовыхопераций и услуг и формирующих в совокупности финансовую инфраструктурурыночной экономики. Между тем до сих пор это сложное и многоплановоеобщественное явление практически не исследовано — четко не определены егосмысловое и структурное наполнение, внутренние и внешние взаимосвязи, принципыфункционирования. Соответственно, отсутствуют четкие стратегия и тактикаразвития финансовой инфраструктуры рыночной экономики в Украине. Цель работы заключаетсяв обосновании концептуальных подходов к определению и структуризации финансовойинфраструктуры рыночной экономики, а также в общей оценке нынешнего состояния иперспектив ее развития в нашем государстве.

ФИНАНСОВАЯИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Хотясегодня дефиниция «финансовая инфраструктура» и используется вотдельных случаях в научной и учебной литературе, все же широкого примененияона еще не нашла, поскольку не представлена ни в одном энциклопедическомиздании по экономике и финансам. До сих пор употребление этого терминаотдельными авторами носило случайный характер, а также не сопровождалосьсоответствующими объяснениями и обоснованиями. Это происходило преимущественнопри рассмотрении финансовой системы, но в разных аспектах ее трактовки.Например, авторы учебника по основам экономической теории выделяли в составефинансовой системы Украины финансовую инфраструктуру, с отнесением к нейзаконодательно-нормативного, научно-методического и кадрового обеспечения, атакже системы финансовых учреждений. Согласиться с таким подходом довольнотрудно, хотя бы потому, что выделенные элементы по сущностному содержанию ипредназначению слишком разные, чтобы быть объединенными в одно целое. При этомсодержание отдельных составляющих (например, кадрового обеспечения) носитнефинансовый характер. Другие ученые под финансовой инфраструктурой понимаютодну из ключевых сфер финансов — финансовый рынок — и систему органов управленияфинансами. Безусловно, подобная трактовка имеет определенный смысл, посколькутот же финансовый рынок представляет собой своеобразную обеспечивающую (то естьинфраструктурную) составляющую финансов. Если другие их составляющиеобеспечивают конкретные общественные потребности (государственные финансы — реализацию функций государства; страхование — формирование коллективныхстраховых фондов на принципах солидарной ответственности; финансы субъектовхозяйствования — производственный процесс; финансы домохозяйств — потребностиграждан; международные финансы — мирохозяйственные связи), то в этой сфере непроисходит ни продуцирования финансовых ресурсов, ни их использования наконкретные нужды. Финансовый рынок — это сфера торговли финансовыми активами(ресурсами). В этом контексте инфраструктурой является не рынок сам по себе, аего профессиональные участники, которые, выполняя определенные функции иреализуя собственные интересы, одновременно обеспечивают трансформациюсбережений граждан и накоплений предприятий в инвестиции, а также направлениересурсов, которое способствует надлежащей эффективности их использования. Нопри этом стоит отметить, что вряд ли правомерно объединять общим термином«финансовая инфраструктура» разные вещи: содержательное понятие«финансовый рынок» (который с позиций экономической теории являетсяфинансовой категорией) и организационную составляющую — органы управленияфинансами.
Вотдельных случаях термин «финансовая инфраструктура» употребляетсяпри рассмотрении конкретной проблематики (например, финансовой поддержкиразвития малого бизнеса). По мнению Кузьмина и Комарницкого, «главнейшейпроблемой создания и эффективного развития малых предприятий является дефицитденежных средств, поступление которых должно было бы обеспечиватьсяинфраструктурой финансового рынка. Развитая финансовая инфраструктура можетминимизировать стоимость финансовых ресурсов, что в итоге способствуетуменьшению стоимости основных ресурсов производства. Соглашаясь с позициейавторов в части финансовой поддержки развития малого бизнеса, нельзя необратить внимание на некоторые терминологические несогласованности. Во-первыхиз приведенной цитаты понятно, что фактически авторы рассматривают финансовуюинфраструктуру и инфраструктуру финансового рынка как синонимы, а это, с нашейточки зрения, неоправданно. Во-вторых, инфраструктура финансового рынка обеспечиваетего функционирование, а не потребности отдельных субъектов.
Наданный момент дефиниция „инфраструктура финансового рынка (а точнее — “инфраструктура рынка ценных бумаг») имеет достаточно четкую и сднозначнуютрактовку и именно в таком контексте довольно широко используется. При этом ксубъектам рынка ценных бумаг относят его основных(финансовыепосредники) и инфраструктурных (биржи и ТИС, клиринтмые центры, регистраторы,хранители, депозитарии, информационные и рейтинговые агентства и другиесубъекты) участников. Инфраструктурные субъекты не принимают участия вмобилизации и размещении финансовых ресурсов, но активно способствуют этимпроцессам, предоставляя определенные услуги. Подобная трактовка вполнеобоснованна и общепринята. Но это только отдельный сегмент финансовойинфраструктуры, тогда как мы пытаемся рассмотреть ее как цельное явление, в теснойвзаимосвязи его составляющих.
Снашей точки зрения, «финансовая инфраструктура» является довольносложным и широким понятием, нуждающимся в подробном исследовании. Прежде всего,необходимо остановиться на общем понимании термина «инфраструктура».Применительно к экономике в его трактовке особых отличий не наблюдается. Так, в«Экономической энциклопедии» «инфраструктура» определяетсякак «комплекс отраслей народного хозяйства (сферы материального инематериального производства), которые обслуживают промышленность и сельскоехозяйство». К ней отнесены две составляющие: производственнаяинфраструктура (транспорт, связь, энергоснабжение, санитарно-техническоеобслуживание и др.) и непроизводственная (социальная) инфраструктура(жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение). Как видим,финансовая составляющая экономической инфраструктуры авторами энциклопедии невыделяется.
Авторыдругого энциклопедического издания — «Экономического энциклопедическогословаря» — определяют не только сущность и составляющие инфраструктуры (вцелом идентично предыдущей энциклопедии), но и следующие ее функции: 1)предоставление различных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);2) купля-продажа разнообразных товаров; 3) обеспечение субъектов рынка информацией;4) повышение эффективности работы субъектов регулируемых рыночных отношений врезультате их специализации; 5) организационно-правовое оформление регулируемыхрыночных отношений; 6) отражение экономической конъюнктуры в целом и важнейшихвидов рынков в частности; 7) содействие процессу государственного регулированияэкономики и контроля над рыночными процессами 6. Хотя некоторые изэтих функций (например, 6-я) нуждаются в дополнительных пояснениях иуточнениях, все же в целом такой подход может быть приемлемым и приисследовании проблематики финансовой инфраструктуры. Скажем, в частипредоставления ресурсов их финансовая составляющая; купля-продажа разнообразныхтоваров включает также операции по торговле финансовыми активами; важнойсоставляющей информационного обеспечения является финансовая информация. Иначеговоря, роль финансов в составе инфраструктуры вполне очевидна.
Кромеобщего понятия «инфраструктура», в упомянутом энциклопедическомсловаре выделяется также «рыночная инфраструктура — совокупностьпредприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают стабильное развитиеи функционирование рыночного механизма регулирования экономики, непрерывноедвижение товаров, услуг и разных ценностей в разных сферах общественноговоспроизводства». При этом авторами определяются ее составляющие: всоответствии со структурой производительных сил — кадровая,материально-вещественная, научная, информационная; в зависимости от структурыэкономических отношений — технико-регистраторы, хранители, депозитарии,информационные и рейтинговые агентства и другие субъекты) участников.Инфраструктурные субъекты не принимают участия в мобилизации и размещениифинансовых ресурсов, но активно способствуют этим процессам, предоставляяопределенные услуги. Подобная трактовка вполне обоснованна и общепринята. Ноэто только отдельный сегмент финансовой инфраструктуры, тогда как мы пытаемсярассмотреть ее как цельное явление, в тесной взаимосвязи его составляющих.
Снашей точки зрения, «финансовая инфраструктура» является довольносложным и широким понятием, нуждающимся в подробном исследовании. Прежде всего,необходимо остановиться на общем понимании термина «инфраструктура».Применительно к экономике в его трактовке особых отличий не наблюдается. Так, в«Экономической энциклопедии» «инфраструктура» определяетсякак «комплекс отраслей народного хозяйства (сферы материального инематериального производства), которые обслуживают промышленность и сельскоехозяйство»6. К ней отнесены две составляющие: производственнаяинфраструктура (транспорт, связь, энергоснабжение, санитарно-техническоеобслуживание и др.) и непроизводственная (социальная) инфраструктура(жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение). Как видим,финансовая составляющая экономической инфраструктуры авторами энциклопедии невыделяется. Авторы другого энциклопедического издания — «Экономического энциклопедическогословаря» — определяют не только сущность и составляющие инфраструктуры (вцелом идентично предыдущей энциклопедии), но и следующие ее функции: 1)предоставление различных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);2) купля-продажа разнообразных товаров; 3) обеспечение субъектов рынкаинформацией; 4) повышение эффективности работы субъектов регулируемых рыночныхотношений в результате их специализации; 5) организационно-правовое оформлениерегулируемых рыночных отношений; 6) отражение экономической конъюнктуры в целоми важнейших видов рынков в частности; 7) содействие процессу государственногорегулирования экономики и контроля над рыночными процессами 6. Хотянекоторые из этих функций (например, 6-я) нуждаются в дополнительных поясненияхи уточнениях, все же в целом такой подход может быть приемлемым и приисследовании проблематики финансовой инфраструктуры. Скажем, в части предоставленияресурсов их финансовая составляющая выделена самими авторами; купля-продажаразнообразных товаров включает также операции по торговле финансовыми активами;важной составляющей информационного обеспечения является финансовая информация.Иначе говоря, роль финансов в составе инфраструктуры вполне очевидна. Кромеобщего понятия «инфраструктура», в упомянутом энциклопедическомсловаре выделяется также «рыночная инфраструктура — совокупностьпредприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают стабильное развитиеи функционирование рыночного механизма регулирования экономики, непрерывноедвижение товаров, услуг и разных ценностей в разных сферах общественноговоспроизводства». При этом авторами определяются ее составляющие: всоответствии со структурой производительных сил — кадровая,материально-вещественная, научная, информационная; в зависимости от структурыэкономических отношений — технико-экономическая; в соответствии со структуройорганизационно-экономических отношений — маркетинговые службы, управленческиеструктуры на микроуровне и т. п.; в зависимости от структуры экономическойсобственности — банковские и страховые компании, кредитно-сберегательныеучреждения и др. На макроуровне к структуре хозяйственного механизма (но ведьречь идет об инфраструктуре) отнесены министерства, ведомства, комитеты и т. п.
Каквидим, финансовая инфраструктура как часть общей инфраструктуры рыночнойэкономики авторами не выделена, хотя в отдельных ее составляющих финансовыеэлементы присутствуют. Например, к информационной почему-то отнесены все типыбирж (очевидно, фондовые и валютные тоже). Безусловно, индикативная функцияфондовых бирж очень важна, но, прежде всего, это посредники в торговлефинансовыми активами. По непонятным причинам в зависимости от структурыэкономической собственности выделяются банки и страховые компании,кредитно-сберегательные учреждения. Спецификой этих учреждений является неструктура экономической собственности, а финансовая направленность ихдеятельности. Быть же они могут и в государственной, и в частной, и вколлективной, и в акционерной формах собственности. Отсутствие финансовойсоставляющей в приведенном перечне элементов рыночной инфраструктуры, на нашвзгляд, не оправданно. Достаточно хотя бы задать вопрос: может ли без нее функционироватьрыночная экономика? Ответ очевиден — «нет». И именно это в первую очередьобусловливает повышенный интерес к финансам со стороны всего общества. С учетомсущности и функций финансов их можно и необходимо расценивать как отдельнуюсоставляющую экономической инфраструктуры. Ведь главное общественноепредназначение финансов заключается, прежде всего, в создании, совместно сдругими составляющими экономической инфраструктуры, надлежащих условий длявоспроизводственного процесса, который является основой жизнедеятельностиобщества. Возможны ли, например, производство и потребление товаров и услуг безтакой составляющей экономической инфраструктуры, как транспортная индустрия?Несомненно, нет, поскольку именно она обеспечивает движение товаров к потребителюили потребителя к товарам и услугам инеслучайно во многих странах мира путь к ускоренному экономическому развитиюначинается именно с развития дорожной инфраструктуры, стратегии которой в четкоопределенном и завершенном виде в Украине, времени нет). Так же в условияхрыночной экономики общественное производство невозможно без финансов, которыена основе движение денег опосредуют процессы производства, распределения,обмена и потребления. Финансысуществуют не сами по себе, а ради обеспечения удовлетворения потребностейграждан, предприятий и государства. Любая финансовая операция так или иначе, вданный момент или в отдаленной перспективе, связана с общественнымвоспроизводством. С одной стороны, исходной основой для формирования доходоввсех субъектов является ВВП, а с другой — их использование связано с егопродуцированием. В силу такого понимания обеспечивающей роли финансов ипринципов их функционирования финансовая инфраструктура может характеризоватьсяв двух измерениях. Во-первых, именно в контексте понимания финансов как однойиз основополагающих составляющих экономической инфраструктуры финансоваяинфраструктура представляет собой совокупность элементов, при помощи которыхопосредуются финансовые отношения (платежи, взносы, отчисления, налоги, сборы,выплаты, трансферты, инвестиции и др.), на основе использования которых иобеспечивается удовлетворение потребностей общественного воспроизводства. Приэтом отдельные элементы могут рассматриваться с позиций как обеспеченияпроведения финансовых операций (расчетов с бюджетом, взаимоотношений с банками,страховыми компаниями, институциональными инвесторами и т. д.), так иосуществления на их основе влияния одного субъекта на другого. В этом измерениифинансовая инфраструктура связана с таким понятием, как «финансовыймеханизм», — как бы он ни рассматривался отдельными авторами (то ли каксовокупность форм финансовых отношений, то ли как совокупность инструментов ирычагов влияния на темпы и пропорции социально-экономического развитияобщества). Во-вторых, финансовая инфраструктура вполне закономерно можетрассматриваться как совокупность разных элементов, обеспечивающихфункционирование финансов как общественного института в разных срезах — институциональном, управленческом, инструментальном. С одной стороны, финансы — объективное явление. Без них в рыночной экономике (да и в административнойтоже) процессы общественного воспроизводства не возможны. С другой стороны,функционирование финансов происходит не автоматически само по себе, аобеспечивается соответствующей инфраструктурой, формирующейся в каждой стране ина международном уровне. Эта инфраструктура несет в себе объективную основу.Имея общие закономерности формирования и развития, она одновременно имеет своюспецифику в каждой стране — по составу, уровню развития, структурнымсоотношениям, законодательной регламентации и другим признакам. При этом онанепрерывно эволюционирует, постоянно появляются новые финансовые институции иинструменты, обеспечивающие удовлетворение все новых и новых потребностейграждан, предприятий, государства и межгосударственных образований. В целом обаизмерения финансовой инфраструктуры тесно взаимосвязаны. Ведь инфраструктурафинансов, обеспечивая их функционирование, удовлетворяет и потребностиобщественного производства. Иначе говоря, финансовую инфраструктуру вполне аргументированоможно рассматривать как единое целостное явление. В то же время исследование еепроблематики требует четкого согласования таких понятий, как «финансоваясистема», «финансовый сектор экономики», «финансовыйрынок» и «рынок финансовых услуг». Прежде всего, следуетотметить, что все эти понятия, в отличие от финансовой инфраструктуры,достаточно широко применяются в научной литературе и в финансовой практике. Приэтом они тесно взаимосвязаны, хотя и не являются четко субординированными. Имеямного общего, они пересекаются между собой, но только в определенном сегменте. Кнастоящему времени четкого разграничения и однозначной трактовки указанныхпонятий в экономической литературе не существует. Например, в западнойфинансовой литературе финансовая система довольно часто, по сути,отождествляется с финансовым рынком. Так, 3. Боди и Р. Мертон характеризуютфинансовую систему как «совокупность рынков и других институтов,используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Этасистема включает рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов,финансовых посредников (таких, как банки и страховые компании), фирмы,предлагающие финансовые услуги (например, финансово-консультационные компании),и органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений». Г. Габбартопределяет финансовую систему как сеть «рынков и институтов, являющихсяпосредниками между сберегателями и заемщиками». Обращая внимание именно напосредническую роль финансовой системы, он подчеркивает, что «какиндивидуальный сберегатель вы можете и сами найти потенциальных заемщиков,однако это будет обременительно и затратно».
Ноесть также другие подходы. В частности, П. Роуз рассматривает финансовуюсистему достаточно широко, относя к ней сеть финансовых рынков, финансовыеинституции, бизнесовые структуры, (тоесть фактически все то, что в отечественной литературепривыкли определять как финансовый рынок, финансы субъекты предпринимательскойдеятельности, государственные финансы и финансы домохозяйств). Уделяя основноевнимание именно финансовым институтам они все же исходят из того, что ресурсычастично размещаются в отдельных сферах), а частично перерастая при помощи финансовыхрынков и институтов.
Наиболеешироким среди названных понятий является, именно «финансоваясистема», рассматриваемая в научном понимании в различных аспектах. В научномаспекте ее трактовка связана в совокупности отношений — государственные(публичные) финансы, финансы домохозяйств, страхование и финансово-народныефинансы. Этот аспект финансовой системы характеризует своеобразные научныеабстракции.
Отдельныефинансовые институции могут функционировать как неприбыльные организации,выполняя роль организаторов торговли и создавая тем самым надлежащиепредпосылки для деятельности всех субъектов финансового рынка (фондовые ивалютные биржи, ТИС). Поскольку основное предназначение финансовых институцийзаключается в мобилизации и обеспечении движения финансовых ресурсов на основепредоставления разного рода финансовых услуг, то они без каких-либо ограничениймогут расцениваться как составляющие финансовой инфраструктуры.
Рассмотрениефинансовых институций требует более четкой характеристики таких дефиниций, как«институт» и «институция». По сути, они достаточно частоупотребляются как синонимы: одни авторы в отношении тех же понятий используюттермин «финансовый институт», другие — «финансоваяинституция». Поэтому остановимся, прежде всего, на общем понятии«институт». В целом его трактовка достаточно одинакова. Так, визвестном «Словаре русского языка» С. Ожегова этот терминрассматривается в двух значениях: во-первых, как название некоторых учебныхзаведений и научных учреждений; во-вторых, как совокупность норм права вкакой-либо сфере общественных отношений, как та или иная форма общественногоустройства. В таком же понимании этот термин представлен в «Экономическойэнциклопедии»: «Институт — 1) форма общественного устройства; 2) совокупностьнорм права в любой сфере общественных отношений; 3) научное учреждение,осуществляющее фундаментальные и прикладные исследования; 4) организация,выполняющая проектно-изыскательские работы».
Спозиций проблем, рассматриваемых в данной работе, научный интерес представляетпонимание института как формы общественного устройства, упорядоченной нормамиправа. Именно такой аспект является главным в теории институционализма иинституциональной экономики. В этом контексте специалистами дается болееконкретизированное определение понятия «институт»: «правила игрыв обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, организовывающиевзаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающих их выполнение(enforcement). Они создаютструктуру побудительных мотивов человеческой деятельности, уменьшают неопределенность,организовывают повседневную жизнь». Такими общественными институтамиявляются, например, институт государства, институт права, институт семьи, и др.Это своего рода научные абстракции, обобщающие понятия, которые достаточноосновательно и всесторонне рассматриваются философией как социальные институты.Среди отдельных их составляющих и свойств, выделяемых данной наукой, особенностоит подчеркнуть их характеристику как «устойчивого комплекса формальныхи неформальных правил, ценностей, норм, установок и других присущих институтусоциальному регулятивов, которые взаимосогласовывают формы деятельности иотношения между людьми в соответствующей системе социальных ролей истатусов», а также наличие «специфической для определенного институтасоциального сети организаций и учреждений».
Учитываяохарактеризованные подходы, финансы тоже вполне правомерно рассматривать какобщественный институт, ведь государство на основе правовой регламентацииденежных отношений формирует определенные правила игры и мотивационногоповедения отдельных субъектов, а также инструментарий своего влияния на ихдеятельность. С позиций теории финансы рассматриваются как экономическаякатегория, отражающая определенные взаимоотношения в обществе. В то же время врамках этого всеобщего явления выделяются отдельные структурные элементы — финансовые категории — налоги, бюджет, государственный кредит и др. Исходя изприведенных определений, их можно рассматривать как финансовые институты — формы общественного устройства в финансах. Следовательно, финансовые институтысвязаны с категориальными понятиями в финансах. Опять-таки, это своеобразныенаучные абстракции, тогда как финансовые институции — это реальные юридическиелица, функционирующие в сфере финансов.
Понятие«финансовый сектор»тоже является довольно распространенным. В СНС принято выделять пять секторов:нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; сектор общего государственногоуправления; сектор домашних хозяйств; сектор некоммерческих организаций.Финансовые корпорации формируют финансовый сектор экономики, к которому относятсяте финансовые институции, которые ведут свою деятельность на коммерческихпринципах и принимают непосредственное участие в процессах общественногопроизводства, продуцируя добавленную стоимость. Соответственно, фиксируется их доляв произведенном ВВП: в Украине в последние годы она несколько превышает 10%. Вэтом контексте финансовый сектор относится к экономической системе и можетрассматриваться как явление, в некоторой степени более широкое, чем финансы,поскольку его представляют производители услуг. Поскольку же такие услуги носятфинансовый характер, то есть все основания рассматривать этот сектор и каксоставляющую финансовой системы. Но сегодня в финансовой литературе ему не уделяетсянадлежащее внимание. Практически ни в одном учебнике или энциклопедическомсловаре не дается определение, не указывается состав, не характеризуются роль иместо финансового сектора. Между тем, по мнению В. Зимовца, «можно утверждать,что с ростом богатства происходит объективный процесс усиления роли финансовогосектора в системе экономических отношений».
Напервый взгляд, учитывая дуалистический характер финансового сектора, достаточносложно определиться с его принадлежностью к финансовой инфраструктуре. Ведь, содной стороны, он является составляющей экономической системы. Однако на самомделе проблемы здесь нет, поскольку это ее инфраструктурная составляющая, нарядус другими инфраструктурными отраслями. С другой стороны, финансовый секторявляется составляющей финансовой системы, и потому его институции вполне правомерномогут быть отнесены к финансовой инфраструктуре как ее институциональная составляющая.
Вусловиях рыночной экономики финансовый рынок является одой из важнейшихсоставляющих финансов. Институции, относящиеся к финансовому сектору экономики,функционируют именно в его сфере. Но, кроме того, к его организационнойструктуре относятся также организаторы торговли, неинституциональные посредники(брокерские и дилерские конторы), обслуживающие организации (регистраторы ихранители ценных бумаг, депозитарии) и др. Поэтому финансовый рьнок и посмысловому наполнению, и по организационному строению шире, чем финансовыйсектор. С позиций проблематики данной работы можно констатировать, что все институциии организации финансового рынка относятся к элементам инфраструктуры,обеспечивая перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве илиспособствуя этому процессу. Если финансовые институции в совокупности формируютинституциональную составляющую, то другие субъекты должны быть отнесены кобслуживающей составляющей.
Рынокфинансовых услуг по своей сути ближе всего лежит к финансовойинфраструктуре. В отличие от предыдущих дефиниций, имеющих преимущественнонаучное определение, это понятие зафиксировано в законодательном акте — ЗаконеУкраины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынковфинансовых услуг». В соответствии с ним, финансовой услугой считается«операция с финансовыми активами, которая осуществляется в интересахтретьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях,предусмотренных законодательством, — и за счет привлеченных от других лицфинансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимостифинансовых активов». Рынки финансовых услуг определяются как сферадеятельности их участников с целью предоставления и потребления определенныхвидов финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных, операций сценными бумагами и др.), которые обеспечивают обращение финансовых активов.
Согласноэтим определениям, рынок финансовых услуг тесно взаимосвязан с финансовымрынком и страхованием, то есть финансовые учреждения (термин закона), которыена нем работают (банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании,доверительные товарищества, страховые компании, учреждения накопительногопенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании), являются предоставителямисоответствующих услуг. В то же время финансовый рынок в определенной степенипредставляет собой явление, более широкое, чем рынок финансовых услуг,поскольку некоторая его часть в сегменте рынка ценных бумаг функционирует наоснове прямых взаимосвязей двух субъектов — эмитента и инвестора. По сути,указанным законом к финансовым услугам отнесены только посредничество вдвижении финансовых ресурсов на финансовом рынке и страхование. Но в тех жесферах страхования и кредитования возможны, например, брокерские услуги.Подобные услуги финансового характера законом не рассматриваются, но вполнеочевидно, что по своему содержанию они относятся и к рынку финансовых услуг, ик финансовой инфраструктуре.
Вцелом необходимо заметить, что понятие «финансовая услуга» достаточносложное и многоаспектное. С одной стороны, следует различать финансовые услугии услуги в сфере финансовой деятельности. Если первые из них по своемусодержанию отражают финансовые операции (то есть процессы мобилизации,размещения и движения ресурсов), то вторые непосредственно с ними не связаны,но способствуют им. Такими услугами являются финансовый консалтинг, аудиторскиепроверки, информационные и рейтинговые услуги, финансовая аналитика и др.Организации, предоставляющие подобные услуги, по характеру деятельности неявляются финансовыми. Но при этом они играют чрезвычайно важную роль вфункционировании финансовой системы и финансовой деятельности отдельныхсубъектов. Поэтому их, несомненно, следует относить к финансовой инфраструктурекак обслуживающую составляющую. С другой стороны, как уже отмечалось, само пониманиеуслуги в сфере операций с финансовыми активами является достаточно сложным. Всовременном мире движение ресурсов может опосредоваться многими субъектами, иих всех можно рассматривать как предоставителей финансовых услуг, то есть могутсуществовать прямые услуги и своего рода услуги на услуги. Кроме того, возникаетвопрос: собственно, кто кому предоставляет услугу — например, банк клиенту,принимая денежные средства на депозитный вклад, или клиент банку, предоставляяему ресурсы? Ответ на этот вопрос следует искать в цели функционированияотдельных субъектов, то есть с целью предоставления банковских услуг созданименно банк.
Кстати, возникает такжевопрос относительно термина «финансовые активы», который используетсяв указанном законе и в современной литературе, тогда как нами в качествепредмета торговли на финансовом рынке видятся финансовые ресурсы. На первыйвзгляд, с позиций очерченной цели их использования — получения определенногодохода (в виде процентов, дивидендов, дисконта, курсовых разниц и т. п.) — разницы между ними нет. Но если исходить из перечня финансовых активов, которыйприводится в законе (денежные средства, ценные бумаги, долговые обязательства иправо требования долга, не отнесенное к ценным бумагам), то можно понять, чтотакое восприятие активов обусловливается не их содержанием, а бухгалтерскимподходом, согласно которому это финансовые составляющие актива баланса.
Составляющиефинансовом инфраструктуры рыночном экономикиФинансы субъектов хозяйствования Государственные финансы Страхование Финансовый рынок Кредитный рынок Рынок ценных бумаг Сфера рынка финансовых услуг Организационная финансовая инфраструктура Управленческая финансовая инфраструктура Институциональная финансовая инфраструктура (финансовые институции) Обслуживающая финансовая инфраструктура Финансовые службы предприятий и управленческих структур
Министерство финансов ГНА
Государственное казначейство
Контрольно-ревизионная служба
Счетная палата
Пенсионный фонд
Дирекции фондов социального
страхования
ГКЦБФР
Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг Страховые компании Негосударственные пенсионные фонды Центральный банк Коммерческие банки Небанковские кредитные учреждения JІ тин і овые компаї і ии Факторинговые компании
Институты
совместного
инвестирования
Компании по
Управлению активами Организационные посредники Услуги по финансовой деятельности
Фондовые биржи
Валютные биржи
Брокерские
конторы
Дилерские
конторы
Регистраторы
Депозитарии
Аудиторские фирмы
Информационные
агентства
Рейтинговые агентства Риэлтерские конторы Консалтинговые фирмы Финансовая аналитика Бюро кредитных историй НЕФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР Неэкономические агенты Инструментальная финансовая инфраструктура
налоги и сборы взносы и огчисления займы
денежная эмиссия государственные трансферты государственные инвестиции пенсии пособия
страховые
взносы
страховое
возмещение
пенсии
пособия
депозиты
кредиты
лизинг
факторинг
франчайзинг акции облигации деривативы векселя условия торговли листинг котировка фондовые индексы
информационные
сборники
рейтинги
аналитические обзоры
Спозиций же финансовой деятельности одну из составляющих активов — денежныесредства (точнее, остатки денежных средств в кассе и на банковских счетах) — вряд ли можно признать активами, поскольку они, как правило, дохода не приносят.Это скорее потенциальные активы, каковыми они могут стать после ихинвестирования. С нашей точки зрения, объединять в одно целое понятия, разныепо финансовому содержанию, вряд ли обоснованно.
Итак,финансовая инфраструктура рыночной экономики — достаточное сложное,разветвленное и многоаспектное явление, тесно взаимосвязанное с такимидефинициями, как «финансовая система», «финансовый сектор экономики»,«финансовый рынок» и «рынок финансовых услуг».Она рассматриваетсяв двух срезах — организационном и инструментальном: первый из них характеризуетсостав субъектов, а второй — набор средств, которые ими используются. Организационнаяфинансовая инфраструктура представляет собой совокупность соответствующихорганизационных структур, обеспечивающих функционирование финансов как вотдельных сегментах финансовой системы, так и вне ее. В свою очередь, онавключает три составляющие: управленческую, институциональную и обслуживающую. Управленческаяфинансовая инфраструктура представлена совокупностью финансовых органов (накоторые возложены функции по оперативному управлению в сфере государственныхфинансов, регулятивной деятельности в отношении институций финансового истрахового рынков и рынка финансовых услуг), а также финансовыми службамиотраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Институциональнаяфинансовая инфраструктура — это совокупность финансовых институций, которыефункционируют на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя функции помобилизации, перемещению и инвестированию ресурсов. Обслуживающая финансоваяинфраструктура включает тех субъектов, которые выполняют функцииорганизационных посредников на финансовом рынке (биржи, брокерские и дилерскиеконторы и др.) и вспомогательные функции на рынке ценных бумаг (регистраторы,депозитарии, клиринговые центры и др.), а также тех субъектов, которые, небудучи финансовыми по содержанию деятельности, предоставляют услуги разнымсубъектам в сфере финансовой деятельности (аудиторские и консалтинговые фирмы,информационные, рейтинговые и аналитические агентства, риэлтерские конторы,бюро кредитных историй и т. п.).
Инструментальнаяфинансовая инфраструктура представляет собой совокупностьфинансовых инструментов, используемых субъектами организационной инфраструктурыв их деятельности. Поскольку направления и сферы деятельности отдельныхсубъектов, их задачи, полномочия и функции существенно разнятся, то имеют местои различия в используемых ими инструментах. При этом, как отмечалось,финансовые инструменты, обеспечивающие регулирование финансов, могутиспользоваться и в финансовой политике для достижения определенного влиянияодних субъектов над другими. Современные финансовые теория и практикахарактеризуются динамичными изменениями, которые в свою очередь связаны с развитиемфинансового инструментария. Например, в коммерческих банках Украины появилисьспециальные подразделения по работе в новых банковских продуктов. Сегодня нарынке выигрывает, прежде всего тот, кто может предложить что-то новое на любыезапросы.
Сегоднябанковские активы почти в 9 раз превышают активы всех других финансовыхучреждений. В последние годы численность коммерческих банков относительностабилизировалась: к концу 2000 г. в реестре НБУ насчитывалось 195 банков, а кконцу 2007 г. — 198. Но именно в этот период подавляющая часть банков уделялибольшое внимание развитию собственной сети, в результате чего они сталимаксимально приближены к своим клиентам — как юридическим, так и физическимлицам. Значительно укрепилась ресурсная база банков: по данным «БюллетеняНационального банка Украины», за этот период их уставный капитал вырос с3,7 млрд. грн. до 43,1 млрд., денежные средства на счетах субъектовхозяйствования — соответственно, с 12 млрд. до 115,6 млрд., а на счетахфизических лиц — с 6,8 млрд. до 164,2 млрд. Расширились также объемыбанковского кредитования. Если к концу 2000 г. требования банков по кредитам,предоставленным в экономику, составили 19,6 млрд. грн., то к концу 2007 г.-426,9 млрд., в том числе субъектам хозяйствования — соответственно, 18,6 млрд.и 271,4 млрд., а физическим лицам — 1 млрд. и 155,4 млрд. Таким образом, можноутверждать, что развитие банковской системы происходило просто поразительнымитемпами. Причем это касается не только количественных, но и качественных параметров.Рыночные принципы функционирования национальной экономики и конкуренция сделалито, чего так и не удалось достичь административными мерами, — банки повернулисьлицом к клиентам. Хотя подобный ускоренный рост несет в себе определенныеугрозы и проблем в банковской системе еще достаточно много (что нагляднопроявилось в условиях нынешнего мирового финансового кризиса), все же ееположительное влияние на экономический рост в Украине очевидно.
Впоследнее время в нашем государстве достаточно активно развиваются небанковскиекредитные учреждения — кредитные союзы и ломбарды, о чем свидетельствуютданные, приведенные в информационно-аналитическом справочнике «Альманахфинансовых услуг». К началу 2005 г. в государственном реестренасчитывалось 622 кредитных союза, а к началу 2007 г. — 724. Причем здесь, каки в банковском секторе, в последние годы стремительно развивалась сетьучреждений. Так, например, количество обособленных подразделений кредитныхсоюзов выросло со 193 к началу 2005 г. до 760 к началу 2007 г. К началу 2007 г.общая численность членов таких союзов достигла 1,8 млн., из которых 566,2 тыс.имели кредитные сделки на сумму 2,6 млрд. грн. К середине 2005 г. количестволомбардов, внесенных в государственный реестр, составило 312, а к началу 2007г. — 313. В течение 2005 г. ими под залог имущества было выдано кредитов насумму 1,4 млрд. грн., а в 2006 г. — уже на 4 млрд.
Всебольшее распространение получает финансовый лизинг, который в Украине могутпредоставлять не только финансовые институции (коммерческие банки, небанковскиефинансовые учреждения, специализированные лизинговые компании), но и любоеюридическое лицо. Так, к началу 2007 г. общий объем заключенных лизинговыхсделок достиг 4,9 млрд. грн., что в 2,5 раза превышало соответствующий показательпредыдущего года. Сегодня одним из наиболее развитых сегментов рынка финансовыхуслуг в Украине является страхование, которое прошло сложный путь развития. Запериодом стремительного роста количества страховых компаний в начале 90-х годов(в 1994 г. их было зарегистрировано 700) наступил спад, повлекший за собойзначительное сокращение объемов страхования (особенно в сфере личногострахования). Уже в 1997 г. количество страховщиков составило всего 212. Вдальнейшем началось постепенное развитие системы страхования как по сети, так ипо объемам страховых услуг. Так, к началу 2007 г. в нашей стране былизарегистрированы уже 411 страховых компаний. Если в 2000 г. объем валовыхстраховых премий был на уровне 2,1 млрд. грн., а валовых страховых выплат — 0,4млрд., то за 2006 г. эти показатели достигли, соответственно, 13,8 млрд. и 2,6млрд. И хотя это достаточно ощутимый рост (по страховым премиям — в 6,6 раза, апо страховым выплатам — в 6,5 раза), все же по показателям развития страховойрынок отстает от банковской системы (за аналогичный период остаток денежныхсредств на счетах клиентов банков вырос в 9,9 раза, а требования попредоставленным кредитам — в 12,5). Причем стоит отметить: если развитиебанковской системы происходило на принципах добровольности, то рост объемовстраховых услуг обусловлен преимущественно их обязательной формой (обязательноестрахование транспортных средств при приобретении их в кредит; обязательноемедицинское страхование при поездках за границу; и т. п.). В финансовыхпоказателях деятельности страховых компаний тоже имеют место ощутимыенесогласованности. Никакой экономической логикой нельзя объяснить соотношениемежду тремя основными показателями их деятельности: в 2004 г. страховые премиисоставили 19,4 млрд. грн., страховые выплаты — 1,5 млрд., а страховые резервы — 8,3 млрд., в 2005 г. — соответственно, 12,9 млрд., 1,9 млрд. и 5 млрд., в 2006г. — 13,8 млрд., 2,6 млрд. и 6,1 млрд.
Негосударственныепенсионные фонды являются одними из важнейших финансовых институций, враспоряжении которых находятся так называемые «длинные деньги» (кромених, такие ресурсы концентрируются в страховых компаниях, занимающихсястрахованием жизни). В Украине этот сегмент институциональной финансовойинфраструктуры, который пока находится на стадии формирования, тоже развиваетсядостаточно быстрыми темпами. К началу 2005 г. был зарегистрирован 21негосударственный пенсионный фонд, к началу 2006 г. — 54, а к началу 2007 г. — 79. Между тем объемы их деятельности крайне незначительны: к началу 2007 г.количество участников этих фондов составило всего 193 тыс., сумма пенсионныхвзносов — 0,1 млрд. грн., а пенсионные выплаты — лишь 4 млн. грн. Безусловно,обеспечить ускоренное развитие негосударственного пенсионного страхования оченьважно, однако достичь этого будет чрезвычайно сложно, поскольку необходимосформировать доверие общества к негосударственным пенсионным фондам, а дляэтого требуется время. Кроме того, и нынешние темпы развития их системы вряд липриемлемы. Это означает, что государству следует усилить меры по стимулированиюразвития негосударственных пенсионных фондов (и в первую очередь — средстваминалоговой политики), поощряя юридические и физические лица к участию в них.
Противоречивымявляется развитие отечественного рынка ценных бумаг. С одной стороны, пообъемным показателям и инфраструктурному обеспечению он развивается достаточнобыстро. Так, по данным ГКЦБФР, к концу 2006 г. общий объем эмиссии ценных бумагдостиг 291,1 млрд. грн., тогда как к концу 2000 г. — всего 46,9 млрд. При этомрост составил 6,2 раза, что сопоставимо с ростом за указанный период страховыхпремий, полученных страховыми компаниями (6,6 раза), хотя и меньше ростаденежных средств, привлеченных коммерческими банками от юридических и физическихлиц (9,9 раза). Эмиссия инструментов собственности — акций — составила,соответственно, 195,9 млрд. и 46,5 млрд. грн., то есть выросла в 4,2 раза.Произошел также прорыв на рынке облигаций предприятий: в 2006 г. по сравнению спредыдущим годом их эмиссия выросла на 73%, а по сравнению с 2000 г. — в 315раз.
Постепенносовершенствуется структура эмиссионной деятельности по видам финансовыхинструментов. Например, в 2006 г. она характеризовалась следующими пропорциями:акции — 51,8%, облигации предприятий — 26,3%, облигации местных займов — 0,1%,опционы — 0,02%, инвестиционные сертификаты паевых инвестиционных фондов — 19,8%, акции корпоративных инвестиционных фондов -1,8%, сертификаты фондовопераций с недвижимостью — 0,2%. Для сравнения: в 2000 г. на акции приходилось98,6%, на облигации предприятий — 0,8%, на инвестиционные сертификаты — 0,6%.Как видим, практически не развит рынок производных финансовых инструментов, нов последнее время в этом отношении наметились некоторые сдвиги к лучшему.
Кнастоящему времени в Украине сформированы достаточно разветвленныеинституциональная и обслуживающая инфраструктуры рынка ценных бумаг. По данным«Альманаха финансовых услуг», к началу 2007 г. в нашем государстведействовали 519 институтов совместного инвестирования и 228 компаний поуправлению активами, тогда как к началу 2004 г. их было, соответственно, всего29 и 32. Только за 2006 г. активы институтов совместного инвестирования вырослис 6,1 млрд. грн. до 17 млрд., то есть в 2,8 раза. Но емкость рынка совместногоинвестирования пока существенно уступает объемам кредитования экономикикоммерческими банками: к началу 2007 г. требования банков по кредитам составили245,2 млрд. грн. По состоянию на начало 2007 г., лицензию на профессиональнуюдеятельность имели 354 реестродержателя, 180 хранителей ценных бумаг и 805торговцев ценными бумагами, а также 11 организаторов торговли, в числе которых8 фондовых бирж, 1 межбанковская валютная биржа и 2 ТИС. Между тем при такомбольшом количестве организаторов торговли в Украине доминирует неорганизованныйрынок — в 2006 г. на него приходилось 94,1% (а в 2003 г. — 97%). Существенныедиспропорции наблюдаются и на организованном рынке: в 2006 г. 96,3% сделок былизаключены на фондовой бирже ПФТС. В целом можно отметить, что формированиеинфраструктуры рынка ценных бумаг намного опережает развитие самого рынка, чтовряд ли можно признать положительным фактом. Например, какой смысл в Крымскойфондовой бирже, где в течение 2006 г. было заключено сделок аж на 1 млн. грн.?
Главнымипроблемами отечественного рынка ценных бумаг уже продолжительное время остаютсяего ограниченность, закрытость и «непрозрачность». Субъекты егоинфраструктуры пока не прилагают надлежащих усилий к их решению (как, например,те же коммерческие банки, которые в условиях жесткой конкуренции сумелиналадить эффективную работу с клиентами). Особенно негативное явление — абсолютно незаметная роль в Украине фондовых бирж, которые во всем миревыступают центрами деловой активности. Причем это проблема развития не толькофинансовой инфраструктуры, но и всей экономики. Собственно, в таких условияхнет особой потребности в развитии учреждений по оказанию информационной ианалитической поддержки (аудиторских фирм, информационных и рейтинговыхагентств и др.), что и обусловило некоторую аморфность в их деятельности.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Такимобразом, в Украине практически сформированы основы финансовой инфраструктурырыночной экономики, и главная задача заключается в устранении имеющихсядиспропорций в развитии отдельных сегментов. В такой среде становится всетруднее ориентироваться не только рядовым гражданам, но испециалистам-финансистам. Следует учитывать, что вся эта инфраструктурасориентирована, прежде всего, на привлечение финансовых ресурсов и ихнаправление в экономику, а основными инвесторами при этом являютсядомохозяйства. Создать такую инфраструктуру — это только половина дела, главное- обеспечить высокую эффективность ее деятельности. Поэтому необходимо быстрееналаживать массово-разъяснительную работу, максимально полно информируя населениеобо всех потенциальных возможностях финансовых институций.

ИСТОЧНИКИ
1. Основи економічної теорії:політекономічний аспект. // В.П. Нестеренко, Л.О. Каніщенко та ін.; заред. Г.Н. Климка, В.П. Нестеров- К…'Виша школа" —«Знання», 1997,с.373.
2. Фінанси. Навчальний посібник О.П.Близнюк — К., «Знання»,2006, с.25.
3. Кузьмін О.Є., Комарницький І.М.Фінансові підтримки малихпідприємств. «Фінанси України» № 2, 2003, с. 87.
4. ШелудькоВ.М. Фінансовий ринок. Навчальний посібник.-К.,«Знання-Прес»,2003, с. 14.
5. Економічна енциклопедія. У трьох томах.Т.1.- К., «Академія»,2000, с. 702.
6. Мочерний С.В., Ларіна Я.С, Устенко О.А.,Юрій С.І. Економічний енциклопедичний словник. У 2 т.Т.1. -Львов,«Світ», 2005,с.294.
7. Статистичний щорічник Україниза 2005 рік.-К.,«Теиша», 3006, с 29.
8. 3имовецВ.Место финансового сектора в современных условиях
«Экономика Украины» № 11,2004.
9. Альманахфінансових послуг. Інформаційно-аналітичний довідник.- К.,«Поліграфічні послуги», 2007, 407 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.