Содержание
Введение
1. Состав расходов бюджетовна культуру
2. Источники финансированияучреждений культуры
3. Особенности планированиярасходов учреждений культуры
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных)отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов,движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннегопродукта.
Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкийкруг регламентированных государством денежных отношений, связанных сформированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов(доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики.Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральноезвено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.
Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которыхобразуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованнымденежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественныхпотребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).
В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации вформировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управлениягосударственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем,реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечениюдоходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к секторуунитарных предприятий на первый план выступает задача более качественноговыполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичныхинтересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (вдоходном и расходном аспектах).
1. Составрасходов бюджетов на культуру
Культурнаядеятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоениюкультурных ценностей.
Культурныеценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения,языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, историческиетопонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры иискусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности,имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы итехнологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1,ст.3/.
Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержаниясостоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечныеэкономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупностьпредприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи поразвитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранениюсамобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественнойкультуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводитсяЗакону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства РоссийскойФедерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотраслирегулируется дополнительно принятыми специальными законами.
Организациикультуры могут быть учреждены:
— федеральными органами государственной власти и управления;
— органамигосударственной власти и управления республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга;
— местнымиСоветами народных депутатов и соответствующими органами управления;
— общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественнымиобъединениями;
— иными, втом числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.
Организациикультуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации,установленным законодательством РФ / 1, ст.41/.
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживаниюнаселения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, также как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственногобюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческимпотенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад вразвитие отечественной экономики. Примером может служить концертнаядеятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементамисамофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночногомеханизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией ихреставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросыпосетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом илихудожественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческийподход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другиекультурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создаютусловия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством,обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорноготворчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют какэстетические потребности населения, так и активно влияют на психологиюзрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат насодержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов наспектакли.
Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, чтогосударство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для гражданкультурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государствонамеревается:
— осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимыхслучаях негосударственных организаций культуры;
— стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставленияналоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства вэти цели;
— устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организацийкультуры;
— способствовать развитию благотворительности в области культуры;
— осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многомсхожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости отсобственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными,негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные имуниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируютсвои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядкапользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учрежденийпо установленным нормативам право на получение дополнительных источниковфинансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие отобразования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовыеположения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же времябюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения иразвития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколькопредложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:
— исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численностинаселения;
— на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого врегионе;
— на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.
В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принятименно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться неменее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов.Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования длявозмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.
В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так какни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательстваиз-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат(бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурнаядеятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры.Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы накоммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементыхозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуруотражаются в двух главных разделах — «Культура и искусство» (включаякинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение,радиовещание, периодическую печать и издательства).
Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетныхучреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущихрасходов.
В таблице 1 представлена группировка экономической структуры расходов,финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура».
Таблица 1
Группировка экономической структуры расходов, финансируемыхза счет бюджетных средств по отрасли «культура»Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций учреждения организации
1. Текущая деятельность:
1.1. финансирование в разрезе экономических статей
1.2. финансирование в форме субсидий
+
-
-
+
-
+ 2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + + 3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:
4.1.государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:
5.1. оборудование
5.2. капитальный ремонт и реставрацию
объектов культуры
5.3. новое строительство
+
+
+
+
+
+
-
-
-
Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрениявидов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что составрасходов отрасли можно представить через источники финансирования, уровнибюджетов, направления деятельности и т.д.
В качестве примера рассмотрим основные виды расходов федеральногобюджета. Всего на 2006 г. по разделу «Культура, кинематография и средствамассовой информации» утверждено 51 млрд. руб., из них на культуру – 30 млрд.руб.;. расходы на кинематографию в сумме 3 млрд. руб.
Важное значение для решения вопроса о государственном финансированииотечественной культуры имеет классификация направлений деятельности учрежденийи организаций. Группировка функций на социально значимые иразвлекательно-досуговые позволяет определить степень государственного участияв покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социальнозначимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровенькоммерциализации оказываемых услуг. Источники финансирования культурыпрактически не отличаются от других отраслей социальной сферы. К ним относятся:средства бюджетов всех уровней; собственные доходы, являющиеся в настоящеевремя неналоговыми доходами бюджета; внебюджетные источники, в которые входятблаготворительная помощь, средства спонсоров. Следует обратить внимание наразличную природу благотворительной и спонсорской деятельности. Если перваярегулируется Федеральным законом от 18 августа 1995 г. № 122-ФЗ «Облаготворительной деятельности», то вторая — Федеральным законом от 18 июля1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». В соответствии с законодательством спонсорствомназывается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (ввиде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности,оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического илифизического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемымрекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой зарекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем ирекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельностьспонсируемого.
Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередьнаправлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционныхправ граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользованиеучреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.
2. Источникифинансирования учреждений культуры
Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует егодеятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральномбюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средствпредусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетныхучреждений.
Бюджетныеассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальныхучрежденийкультуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой(фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные отпредприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов,выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другиепоступления, не противоречащие законодательству РФ. Средства фондов развитиякультуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах,которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.
Расходыконсолидированного бюджета по разделу «Культура, искусство и кинематография»составили на 1 сентября 2006 г. 29 млрд. руб. На культуру было израсходовано 14млрд. руб.
Для пониманияособенностей современных механизмов бюджетного финансирования учрежденийкультуры и перспектив их изменения принципиальное значение имеет анализ опытапреобразований, которые проводились в последние 15 лет.
Следствиемполитических и экономических реформ начала 90-х гг. стала децентрализацияфинансирования культуры. И, хотя уровень децентрализации бюджетных расходов накультуру был высок и раньше, радикально изменилась сама практикафинансирования. Если до 1992 г. все ассигнования на культуру в местных бюджетахсогласовывались с Министерством культуры РФ, а затем с Министерством финансовРФ, то в 1992 г. местные власти стали фактически самостоятельны в принятиирешений о распределении средств своих бюджетов.
Закон «Окультуре» (1992 г.) содержал попытку однозначно определить обязанностигосударства по финансированию сферы культуры. Был провозглашен принципнормативного подхода к формированию в бюджетах всех уровней ассигнований накультуру. На эти цели должно идти не менее 2% средств федерального бюджета и неменее 6% средств региональных и местных бюджетов. Но, как и в случае сфинансированием образования, эти нормы не выполнялись.
Что жекасается собственно механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры,то вплоть до середины 90-х гг. радикальных изменений здесь не происходило.Новая система хозяйствования, которая была закреплена в Законе «О культуре» иряде других документов, с середины 1990-х гг. постепенно стала демонтироватьсяпри помощи различного рода методических указаний, разъяснений и инструкций. А врезультате введения в действие Бюджетного кодекса и казначейской системыисполнения бюджета экономическая самостоятельность организаций культуры оказаласьменьшей, чем та, которая была у них в условиях плановой экономики.
Дляреализации уставных целей организации культуры собственник финансирует еедеятельность из бюджета соответствующего уровня. Бóльшая часть бюджетныхсредств выделяется на текущую деятельность организаций культурыпо статьям:
1. 1501/410/273 и1501/411/273 – содержание особо ценных объектов культурного наследия народовРФ;
2. 1501/410/283 – содержаниемузеев и постоянных выставок;
3. 1501/410/284 – содержаниебиблиотек;
4. 1501/41/281 –государственная поддержка театров, концертных организаций и других организацийисполнительского искусства;
5. 1501/410/288 –государственная поддержка цирковых организаций.
Финансированиетекущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек,клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своейорганизационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основесметного принципа. Для каждого из них утверждается смета расходов, в которойотражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификациибюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета на текущуюдеятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органахказначейства. Последние осуществляют контроль за расходованием этих средств всоответствии с целевым назначением. Вышеназванные организации культуры не имеютправа самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов.Бюджетная роспись может меняться Минфином (или другим соответствующимифинансовым органом) в течение года по запросу Минкультуры (или другогосоответствующего органа исполнительной власти), подготовленного по заявкеорганизации культуры.
Компания«Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии изфедерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают наее расчетный счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковымиорганизациями и зачисляются на их расчетные счета. Часть из них являютсяунитарными предприятиями, а часть – бюджетными учреждениями. Первым компаниявыделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым –на основе сметы доходов и расходов, но не такой подробной как театрам,концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры.Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскуюсистему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляетсяруководством компании.
Помимобюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существуетцелевое бюджетное финансирование:
1. по статье 1501/410/287 –прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства (изцентрализованного фонда Минкультуры);
2. по статье 1501/631/711 –Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Развитиекультуры и сохранение культурного наследия России»).
3. Целевое бюджетное финансированиеорганизаций культуры осуществляется на основе договора (до 200 тыс. руб.) илигосударственного контракта (свыше 200 тыс. руб.). Выделенные средства такжепоступают на лицевой счет организации в органах казначейства и расходуются посмете, утвержденной Минкультуры (или другим соответствующим органом исполнительнойвласти).
Финансовыесредства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как исредства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органахказначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходовпо внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, атакже направления их использования в соответствии со статьями экономическойклассификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как ипо бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другимсоответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованиюс ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства.
Сметы,отражающие доходы организации культуры из бюджета и от предпринимательской ииной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов ирасходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступленийведется по самостоятельному балансу.
Государственными муниципальным учреждениям культуры разрешено вести предпринимательскуюдеятельность, предусмотренную их уставом.
Установленследующий перечень видов предпринимательской деятельности:
1. по реализации и сдаче варенду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанныхс культурной деятельностью;
2. по торговле покупнымитоварами, оборудованием;
3. по оказаниюпосреднических услуг;
4. по долевому участию вдеятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числекультуры);
5. по приобретению акций,облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) поним;
6. по осуществлениюприносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг /1, 15/.
Деятельностьучреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ, услуг ипроизводимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, вкоторой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственнов данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствованияосновной уставной деятельности.
Платные формыкультурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров,филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются какпредпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие исовершенствование.
Цены (тарифы)на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культурыустанавливают самостоятельно.
Приорганизации платных мероприятий учреждения культуры обязаны устанавливатьльготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащихсрочной службы. Порядок установления льгот для данных категорий населенияустанавливается соответствующими органами законодательной власти.
Финансированиерасходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, недостигшими 18 лет, осуществляется в пределах средств, предусмотренных нафинансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходовфедерального бюджета.
Для обеспечениясоциальной защиты граждан допускается государственное регулирование цен напродукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и информационногоназначения и занимающих при этом монопольное положение на рынке.
Составныечасти системы государственных и муниципальных учреждений культуры чрезвычайнонеоднородны с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности.Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почтиполностью обеспечивается за счет финансирования государства илиблаготворительных организаций. В музейной и клубной деятельности более заметнуюроль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг исувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование.Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечиваетсясочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажибилетов и др.
Между тем,принципы и механизм финансирования абсолютного большинства организаций культурыне отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основнойформой бюджетного финансирования государственных и муниципальных учрежденийкультуры является сметное финансирование. Оно обеспечивает государственныеорганизации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но приэтом не просматривается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований идостигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной –через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметноефинансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятиисамостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств.
В течениепоследних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активнойпредпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнованийвнебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, отреализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но долявнебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.
Сокращениегосударственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностьюих использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств наподдержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и безконтроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсноераспределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедурынепрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошозарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурныхпроектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения осоздании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурнойдеятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и сразвитой рыночной, и с переходной экономикой.
3.Особенности планирования расходов учреждений культуры
В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральныеучреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В неговходят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурнуюзначимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры иискусства. Например, из федерального бюджета финансируются ГосударственныйЭрмитаж, музей-усадьба «Ясная Поляна», Всероссийская государственнаябиблиотека, Государственный академический Большой театр и др. В каждом субъектеРФ также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение. Главнымисточником их финансирования выступают региональные бюджеты, посколькуфедеральные органы не являются собственниками этих организаций. Какфедеральные, так и региональные центры культуры и искусства в соответствии сзаконодательством должны обладать всей полнотой творческой и хозяйственнойсамостоятельности. На самом деле финансовая самостоятельность в отношениибюджетных средств и собственных доходов, зачисленных согласно БК РФ в разрядненалоговых доходов бюджета, при целевом финансировании сведена до минимума.
Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счетрегиональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположениябиблиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учрежденияразличаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения.Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельскойместности, ориентировано преимущественно на бюджетное финансирование. Крупныемуниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, средикоторых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого ифинансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.По-разному строится и механизм распределения общего объема бюджетных средств нафинансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальнойединицы делятся на две части. Первая предназначается для финансированиягосударственных учреждений, вторая — для финансирования программ и мероприятий,а также обеспечения деятельности негосударственных организаций и частных лиц,вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собойцелевую статью расхода, при формировании которой применяется методология «отдостигнутого уровня», или же выделение средств осуществляется в определеннойпропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могутфинансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так инегосударственных учреждений культуры. В данном случае применяетсяпрограммно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можноотнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности,подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие, как:
— сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
— сохранение народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей, центровдекоративно-прикладного искусства, самодеятельного народного творчества и др.);
— развитие национальных культур малочисленных народов (создание центровнациональных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
— развитие творчества детей и поддержка молодых дарований;
— организация семейного отдыха и создание условий для здорового образажизни.
В условиях ограниченного финансирования при разработке той или инойпрограммы избирается некоторая крупная социально значимая и общественнонеобходимая цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Дляповышения эффективности выделяемых средств в условиях конкуренции применяетсяконкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможныварианты финансирования программ из различных источников. В этом случае органуправления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценкерезультативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком,расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертовопределяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителебюджетных средств создаются экспертные советы. В его состав включаютсяСпециалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот советс максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и даетрекомендации главному распорядителю бюджетных средств о выделении средств навыполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основываетсяна системе критериев, среди которых целесообразность, экономическаяэффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурнаяпреемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическаяобоснованность.
В качестве примера приведем конкретные данные о критериях по одному изтипов учреждений культуры — музеям. При этом следует учитывать, что допускается наличие угосударственного музея иных учредителей, наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации /4, ст. 29/. При этом музейрегистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности засчет средств соответствующих бюджетов более чем на 50%.
Решая задачу целесообразности, экспертный совет определяет, приведет ливыделение средств к улучшению условий хранения и изучения музейных предметов иколлекций; в процессе рассмотрения вопроса о надежности реализации мероприятийуточняются сведения о наличии в штате музея квалифицированных исполнителей;согласованность с соответствующими инстанциями возможности проведения работ;гарантированность софинансирования за счет других источников и т.д. Из этогоследует, что при подготовке учреждениями и организациями проектных заявок направо получения государственного или муниципального заказа в области культурыважно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценитьсоответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.
После формирования сводной программы и определения объема финансированиязаказчик программ переходит к этапу собственно финансирования. Бюджетныесредства, выделенные для покрытия расходов на реализацию программногомероприятия, выделяются исполнителю одной суммой без разбивки по статьямбюджетной классификации.
Следуетотметить, что театральная общественность проявляла высокую активность,добиваясь формирования правовой ниши для развития сценического искусства и егосоциальной востребованности. Именно активная позиция мастеров сцены,Министерства культуры, Союза театральных деятелей способствовали определенномуупрочению положения. Всероссийские совещания «Театр и город — лицом друг кдругу» инициировали разработку и принятие Постановления Правительства №297 от31 мая 1991 года «О социально-экономической защите и государственной поддержкетеатров и театральных организаций в РСФСР». Надо признать, что оно оказалосерьезную помощь театральным коллективам /8, 40/.
Нафедеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации сегодня бюджеты финансируютпочти исключительно так называемые защищенные статьи, в основном, заработнуюплату. Отсутствие финансирования творческой деятельности привело к сокращениючисла новых постановок (театры с трудом отыскивают на это средства из разныхисточников), что весьма опасно с точки зрения взаимоотношения театра и егоаудитории. Складывается парадоксальная ситуация: государство, поддерживаятеатры, меньше всего заботится о зрителе, то есть о тех, ради кого театр существуети кто, собственно, театр и финансирует (ведь зритель — это и есть жительгорода, избиратель и налогоплательщик) /8, 42/.
В 1992 году,приводя законодательство в соответствие вновь принятому Закону РФ «Основызаконодательства РФ о культуре», ввели для государственных театров льготы поналогу на прибыль, освободив их от этого налога независимо от источникаполучения прибыли. В 1996 году эту льготу отобрали, уточнив, что налогом необлагается только прибыль от основной деятельности, что лишило театры стимула кпривлечению дополнительных источников финансирования. Законодатели, очевидно,хотели пополнить бюджет за счет «прибыли» театров, а на самом деле поставилибюджет перед необходимостью давать театрам те деньги, которые они могли быпривлечь /8, 42/.
В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизньорганов управления и организаций культуры внедряется принцип применения такназываемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования длявсех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности наполучение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедурефинансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключениидоговоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что онразбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ниорганом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть нефиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий икультурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены однихмероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешаетсявносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсныхусловий.
В отношении расходов, связанных с укреплением и развитиемматериально-технической базы объектов культуры, действует особый порядокфинансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которыхрегулируется БК РФ.
Коротко остановимся на порядке взаимодействия культуры, физической культурыи спорта со средствами массовой информации. Например, государственные службы потелевидению и радиовещанию обеспечивают финансирование программтеатрально-зрелищной, оздоровительной и спортивной направленности за счетсредств федерального бюджета, бюджетов РФ и собственных источников.Телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности — за счетсобственных средств с учетом того, что трансляция мероприятий по каналам теле-и радиовещания, съемки и фотографирование, производство записей их изображенияи звуковой записи осуществляются только при наличии соответствующих разрешений.Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения зрелищных и спортивныхмероприятий допускается также с разрешения организаторов, поскольку это связанос получением дохода от рекламы в виде спонсорского вклада.
Бюджетное финансирование средств массовой информации, как правило,осуществляется в виде грантов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратнойоснове и регулируется особым законодательством. Выделение грантовосуществляется на оплату социально значимых информационно-публицистическихматериалов о социальных проблемах, производство просветительских программ всфере культуры и научно-популярных материалов, производство печатной продукции,предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.Конкурсное рассмотрение заявок и их экспертная оценка — обязательные условия,предшествующие выделению бюджетного финансирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что формы и методы финансовогообеспечения культуры находятся в прямой зависимости от выполняемых отрасльюфункций, решаемых задач.
Особенности планирования расходов учреждений культуры:
— постепенныйотказ государства от роли координатора социальных процессов, делегирование всебольшего числа социальных функций на места;
— перенесениецентра тяжести в финансировании социальных расходов с государственного бюджетана сбережения граждан через аккумулирование этих средств специлизированнымиинституциональными инвесторами (пенсионными и инвестиционными фондами,страховыми компаниями и др.);
— основные источники финансирования: государственныйбюджет, включающий в себя средства федерального и консолидированных бюджетовРФ; государственные внебюджетные социальные фонды — Пенсионный фонд РФ,Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Фондобязательного медицинского страхования; средства работодателей
— широко используется метод смешанногофинансирования. Его сущность состоит в том, что расходы учреждения покрываютсяза счет и бюджетных, и собственных источников.
Нормативный способ расчета потребности в финансовыхресурсах предусматривает использование норм и нормативов.
Расчетной базой для формирования нормативовфинансовых затрат являются: социальные нормы и нормативы; материальные нормы инормативы; стоимостные (ценовые) нормы.
Интегральнаяобработка этих источников позволяет сформировать денежное выражение социальныхи материальных норм и нормативов, а именно норматив финансовых затрат (НФЗ).
Заключение
Задачамизаконодательства Российской Федерации о культуре являются:
— обеспечениеи защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурнуюдеятельность;
— созданиеправовыхгарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов ииных этнических общностей Российской Федерации;
— определениепринципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
— определениепринципов государственной культурной политики, правовых норм государственнойподдержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческиепроцессы.
Государственные и муниципальные учреждения культуры в подавляющей частиявляются подведомственными органам управления культуры на федеральном,региональном и местном уровнях.
В государственной статистике совокупность таких учреждений включается впонятие «организации системы Министерства культуры Российской Федерации».
К началу 2006 г. в этой системе находилось 104470 организаций культуры иискусства.
В состав этих организаций входили:
— культурно-просветительные учреждения (101099, их доля составляла 97%от общего числа организаций культуры и искусства);
— библиотеки (48820);
— учреждения культурно-досугового типа: клубы, дома культуры, центрыдосуга и пр. (52279);
— музеи (1964, в том числе 656 филиалов);
— парки культуры и отдыха (542);
— зоопарки (20);
организации исполнительских искусств: театры (518); концертныеорганизации (264, в том числе 138 самостоятельных коллективов); цирки (63, изних 59 входили в компанию «Росгосцирк») /14, 55/.
Большинствомассовых учреждений культуры являются муниципальными и финансируются из местныхбюджетов.
Музеи,организации исполнительских искусств, крупные библиотеки находятся в ведениирегиональных органов власти и финансируются из бюджетов субъектов РФ.
В федеральномведении находилось 157 организаций: 23 театра, 27 концертных организаций иколлективов, 2 цирка, 96 музеев, 9 библиотек.
Часть этихорганизаций имеют статус особо ценных объектов культурного наследия России.
В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизньорганов управления и организаций культуры внедряется принцип применения такназываемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования длявсех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получениебюджетных средств.
Списокиспользованной литературы
1. Закон РоссийскойФедерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1
2. «Основызаконодательства РФ о культуре».
3. Федеральный закон от29 декабря 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле».
4. Федеральный закон от19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
5. Федеральный закон от26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях Российской Федерации».
6. ПостановлениеПравительства РФ от 25 марта 1999 г. №329 «О государственной проддержки театральногоискусства в Российской Федерации».
7. Федеральный закон РФот 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями идополнениями на 08.07.1999 г.)
8. Федеральный закон от19 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ».
9. Бабич А.М. ПавловаЛ.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юристъ, 1999. – 385 с.
10. Бюджетная система Российской Федерации /Под ред. О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
11. Галуцкий Г. М. Основы финансов и финансированиякультурной деятельности.- М.: Финансы, 2000. – 825 с.
12. Жильцов Е. Н. Экономика общественногосектора и некоммерческих организаций. — М.: Инфра-М, 2001. – 485 с.
13. Кокорев А.К., Кузык М.В. Повышениеэффективности бюджетного финансирования государственных учреждений и управлениягосударственными унитарными предприятиями, том 2. – М.:CEPRA, 2003.-423 с.
14. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э.Бюджетная система России. – М.: Эксмо, 2006. – 752 с.
15. Пятаков В.А. Бюджетная система России. – М.:Приор-издат, 2005. – 160 с.
16. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций.– М.: Вузовский учебник, 2006. – 363 с.
17. Финансы / Под ред. М.В. Романовского. –М.: Инфра-М, 2002. – 546 с.