1. Финансирование отраслей материального производства.Особенности финансирования ЖКХ
Финансы предприятий — исходное звено всей финансовойсистемы государства, поскольку именно в сфере материального производствасоздаются валовой внутренний продукт общества, первичные денежные накопления,поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежныхсредств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.
Финансирование развития предприятий сферыматериального производства осуществляется за счет собственных средств (восновном — прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы ифинансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов.
За последние годы в структуре источниковфинансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительномсокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансыпредприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма исамофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятийс бюджетной системой по принципу бюджета-нетто.
В соответствии с действующей бюджетной классификациейв состав расходов включаются расходы на материальное производство,жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
В последние годы основной объем бюджетных ресурсовнаправляется на финансирование капитальных вложений в государственном сектореэкономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат всфере материального производства связывается со следующими причинами:
1) постепенным прекращением дотирования предприятий всвязи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствованияза выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
2) сокращением участия государства в производственныхинвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений иприватизации предприятий;
3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы вценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;
4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств,достигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат,непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий дляее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетныхассигнований.
С переходом на рыночные отношения система расходованиябюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюджетные ассигнованияпризваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
• финансирование приоритетных мероприятий, связанных сразвитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производствовысокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировомрынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающиефункционирование космических программ, атомная промышленность,энергомашиностроение и др.;
• сохранение научно-технической и кадровой базыроссийского ВПК, создание экономических условий для совершенствованиятехнологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличить на этой основеэкспортный потенциал страны;
• поддержка реализации высокоэффективных ибыстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделениябюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для этихпроектов;
• сосредоточение инвестиционных расходов на вводимыхобъектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализацииобъектов незавершенного строительства;
• оказание поддержки агропромышленного комплекса набазе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы,направленной на сохранение плодородия почв, преодоление спадасельскохозяйственного производства;
• создание финансовых возможностей длясовершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось иснижением объемов промышленного производства, ростом числа убыточныхпредприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:
1) изъятие капитала предприятий через рынокгосударственных и муниципальных облигаций;
2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели кобесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферыбартера;
3) недоступность кредитных ресурсов для многихпромышленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превышающихрентабельность вложений.
Предприятия производственной сферы, являясь главнойфинансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центреисследований российских ученых-финансистов.
Основная слабость государственной инвестиционнойполитики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета наинвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причинпроводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из годав год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реальноосуществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался.Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что правительство не смогло обеспечитьсвоевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов.Однако опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываютсяобъективные предпосылки для выхода из инвестиционного тупика.
Внедрение бюджета развития — один из тех шагов,который позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.
Считается, что при правильной организации управлениябюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средствчастных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном сектореэкономики. К приоритетным направлениям промышленной политики относятсянефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка,добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства, обеспечивающиевыпуск машин и оборудования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряддругих.
Учитывая приоритетное финансирование в настоящее времясоциальных расходов, не имеющих альтернативных источников финансирования,примерно 60—65% средств инвестиционной программы направляется нагосударственную поддержку социальной сферы и 35—40% — на развитие производственнойсферы. Это позволит в социальной сфере:
• снять остроту жилищной проблемы и в первую очередьдля бесквартирных кадровых и уволенных в запас военнослужащих;
• улучшить напряженную социально-экономическуюситуацию в радиоактивных загрязненных районах;
• оказывать государственную поддержку фундаментальнойнауке в части сохранения и развития производственной базы;
• продолжать строительство важнейших объектовкоммунального хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовыепереходы.
Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечениячеловека.
В современном урбанизированном обществе одной изважнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальноехозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городахи поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек всовременном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом,городским транспортом и т.д.
Современное производство также невозможно безобеспечения его услугами ЖКХ, предприятия которого не только создают условияжизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным истроительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самымв процессе производства.
Нельзя представить функционирование города, нормальнуюжизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения,озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Следовательно, услуги ЖКХ —важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочейсилы.
Являясь важной частью народного хозяйства страны, этаотрасль требует выделения на свое содержание и развитие значительного объемафинансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывалисьв пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.
Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
• жилищное хозяйство;
• водопроводно-канализационное хозяйство;
• топливно-энергетическое хозяйство;
• городской пассажирский транспорт;
• гостиницы;
• благоустройство населенных мест.
Источниками финансирования расходов на содержание иразвитие ЖКХ являются:
• бюджетные средства;
• средства, получаемые жилищно-коммунальнымипредприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическимлицам;
• средства предприятий на содержаниепринадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
До 2000 г. в ведомственном подчинении находилосьпримерно 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых сетей и около 30%мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Доля средств предприятий вфинансировании жилищного хозяйства составляла более 75%, а коммунальногохозяйства — около 25%. В связи с переходом на рыночные отношения предприятияиз-за отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов стали отказываться отсвоих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местныморганам власти, т. е. на бюджетное финансирование.
До проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовыхресурсов, необходимых для содержания и развития этой отрасли, поступала избюджета.
В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХсоставляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почтиполностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств,направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и65% — на местные бюджеты.
В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХфинансируются из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объемерасходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе врегиональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.
Роль бюджетных средств в финансировании отдельныхподотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнованийфинансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорийнаселенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средствабюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищноехозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделениябюджетных дотаций.
Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненныхсредств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затратыпотребителей этих услуг, т.е. населения. Это увеличение должно возмещаться либоза счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований изцентрализованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотацийпредприятиям и организациям, оказывающим услуги населению, либо населению. Впрактике применяются все способы.
Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать как одиниз способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществленного труда, аработникам — затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следуетпризнать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции,товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, неспособствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышениюзаинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовыхресурсов.
В условиях рыночных отношений проблема дотацийстановится еще более актуальной.
Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшениеэкономической работы в этой отрасли с целью повышения эффективностииспользования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижениетемпов роста эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей болееэффективного использования затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и снижениетемпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли в веденииместных органов власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы поспециализации предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимостиоказываемых ими услуг.
Реальными действиями в этом направлении станетпроводимая в нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реализацию мер,направленных на повышение эффективности использования средств на содержаниежилищно-коммунальных предприятий:
1) переход к самофинансированию предприятий ЖСК путемпрекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а такжеперекрестного субсидирования потребителей;
2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услугидля населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном врезультате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Жилищное хозяйство — одна из важнейших отраслейсоциально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан сулучшением жилищных условий.
Принимаемые за последние десятилетия меры по решениюжилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов.Улучшилось инженерное оборудование домов и оснащение их водопроводом,канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главнымобщественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов,подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%.
Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляютсятолько из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональныхбюджетов и 70% — из местных.
В общем объеме территориальных бюджетов расходы насодержание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональныхбюджетах — 11%, в местных — 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловленне только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, ихтехнической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности,технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержаниедевяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома,соответственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанельного домостроениявозрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходыпревышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится натекущий ремонт.
Таким образом, в перспективе с развитием в городахмногоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищногофонда будут возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезногоподхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемыхна содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно бытьизыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.
В затратах на содержание жилых строений значительнуючасть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинамивысокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищномхозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизацииинженерных систем в домах, широкое применение ручного труда.
Снижение роста расходов на содержание жилищного фондав значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации.Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенностидомов, повышение требовательности к качеству услуг, оказываемых жилищнымхозяйством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатациижилищного фонда, при которой все основные работы по его содержаниюосуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой ипроизводительностью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этойотрасли и дает значительные экономические потери.
Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителейнаселенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Расходы на оплатууслуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются за счет средствтерриториальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.
Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблемаобеспечения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важноезначение для развития городов, особенно в густонаселенных и промышленныхрайонах.
Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являютсяжизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов,дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличиеводных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленноепроизводство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительство. В то жевремя централизованное водоснабжение с достаточно налаженной технологиейобработки воды дает возможность не только контролировать ее качество, но иискусственно обогащать питьевую воду необходимыми для здоровья населениямикроэлементами. Строительство водоотводных и очистных сооружений позволяетсохранять экологическое равновесие окружающий среды, беречь водные ресурсы страны.
Городской пассажирский транспорт становится одним изглавных средств осуществления производственных и социальных связей в городскихсистемах, фактором экономии времени населения.
В выполнении возлагаемых на транспорт функций главнаяроль отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению синдивидуальным транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность,безопасность, экономнее использует дорожное пространство.
Развитие транспорта еще значительно отстает отрастущих потребностей в его услугах.
С увеличением территорий городов возросла дальностьпоездок их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвижение в городах.Еще недостаточна насыщенность территорий городов линиями общественноготранспорта и значительны интервалы движения машин. Отсутствие нужногоколичества подвижного состава является причиной его переполнения.
Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемыхиз территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации нажилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату ижилищно-коммунальные услуги. Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ вэтот период оказали влияние два основных фактора.
1) предприятия из-за резкого уменьшениягосударственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокращалирасходы на эти цели. В результате расширялась сфера ответственности местныхбюджетов за дотирование ЖКХ,
2) рост цен на энергоносители опережал общий уровеньинфляции. Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло бытькомпенсировано за счет установления льготных тарифов населению иперераспределения этих расходов на предприятия.
2. Бюджетный контроль. Парламентский иадминистративный контроль
БЮДЖЕТНЫЙКОНТРОЛЬ — важнейшая часть государственного финансового контроля,осуществляемого в бюджетном процессе; главной целью является контроль засоблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений.В Бюджетном кодексе определены по времени проведения три формы бюджетногоконтроля, осуществляемого законодательными (представительными) органамигосударственной власти и органами местного самоуправления: предварительный,текущий и последующий.
Предварительныйконтроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений)о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов назаседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных(представительных) органов государственных органов, органов местногосамоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий- в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующийконтроль проводится по окончании отчетного периода или финансового года с цельюпроверки количественно-качественных (по каждому виду доходов и расходов)показателей исполнения бюджетов разных уровней.
Субъектамиосуществления бюджетного контроля являются: Министерство финансов РФ,Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальныхобразований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль заведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителейв получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участниковбюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов.Министерство финансов осуществляет внутренний контроль за использованиембюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателямибюджетных средств (бюджетополучателями), за соблюдением общих и специальныхпринципов бюджетного и бюджетно-сметного финансирования. В некоторых случаях,специально оговоренных в Бюджетном кодексе, Министерство финансов осуществляетконтроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов(например при предоставлении финансовой помощи субъекту Федерации или местномубюджету). Министерство финансов также организует контроль и проверки юридическихлиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуди бюджетных инвестиций. Аналогичные контрольные функции возложены на финансовыеорганы субъектов РФ и муниципальных образований. Главные распорядители ираспорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль заиспользованием бюджетных средств в части их целевого обеспечения исвоевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы запользование бюджетными средствами; проводят проверки подведомственныхгосударственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.
Особоезначение имеет осуществление бюджетного контроля в процессе подготовки ирассмотрения отчета об исполнении бюджета. При выявлении фактов нарушениябюджетного законодательства (несоответствия бюджета утвержденному закону обюджете, неведении режима сокращения и блокировки расходов) соответствующийпредставительный орган вправе отклонить отчет об исполнении бюджета иобратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств, приведших кнарушениям, и привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Две формы контроля за исполнением бюджета. ВРоссийской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы —парламентский и административный.
Парламентский контроль осуществляется соответствующимипредставительными органами. Он предполагает:
• право соответствующих представительных органоввласти на получение от органов исполнительной власти необходимыхсопроводительных материалов при утверждении бюджета;
• право соответствующих представительных органоввласти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации обисполнении бюджета;
• право соответствующих представительных органоввласти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
• право создавать собственные контрольно-счетныеорганы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палатыпредставительных органов власти субъектов Российской Федерации и местногосамоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов;
• право вынесения оценки деятельности исполнительныхорганов по исполнению бюджетов.
Административный контроль осуществляется Министерствомфинансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовымиорганами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главнымираспорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает:
• право проведения проверок главных распорядителей иполучателей бюджетных средств;
• право получения информации, необходимой для контроляза соблюдением бюджетного законодательства;
• право требовать устранения выявленных нарушенийбюджетного законодательства;
• право давать обязательные для исполнения указания поустранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлятьдокументы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.
1) Казначейство Российской Федерации осуществляетконтроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетныхсредств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченныхбанков, других участников бюджетного процесса.
2) Министерство финансов Российской Федерацииосуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителейбюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетовсубъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части средств, получаемыхими из федерального бюджета.
3) Министерство финансов Российской Федерацииорганизует финансовый контроль и аудит юридических лиц — получателей гарантийПравительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд иинвестиций.
4) Финансовые органы субъектов Российской Федерации иместного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетнымисредствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетныхсредств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участниковбюджетного процесса.
5) Главные распорядители бюджетных средствосуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевогоиспользования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставленияотчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенныхпредприятий.
6) Контроль за исполнением федерального бюджетаосуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального СобранияРоссийской Федерации. Для этих целей создана Счетная Палата РоссийскойФедерации. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит вминистерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов,связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета ииспользованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу еюежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета идается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.
Заключение Счетной Палаты по отчету ПравительстваРоссийской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:
• заключение по каждому разделу и подразделуфункциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том,сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, атакже указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлениемруководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявшихрешение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лицКазначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;
• заключения по каждому разделу и подразделуфункциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверхбюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;
• заключения по каждому случаю финансированиярасходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписибюджетных расходов.
Кроме того, в заключение по отчету об исполнениибюджета входит анализ, характеризующий различные стороны исполнения бюджета.
3.Преимущества казначейской системы в сравнении с банковской системой исполнениябюджета
Из мировой практикиизвестны две модели исполнения государственного бюджета: банковская иказначейская. В первом случае государство доверяет исполнение бюджетакоммерческим банкам (утрачивая функцию текущего контроля за операциями сбюджетными средствами). Во втором — государство создает свой собственныйаппарат управления и контроля за исполнением бюджета.
Система, похожая наказначейскую, в России действовала с 1918 года до середины 1990-х годов. В СССРпорядок исполнения бюджета определялся Минфином СССР по согласованию сгосбанком СССР. Бюджетными средствами распоряжались финансовые органы, единаясистема которых была подчинена Минфину; кассовое исполнение бюджета осуществлялГосбанк по принципу единства кассы. В систему Госбанка поступали и хранилисьвсе доходы и оттуда производились все расходы бюджета.
С распадом СССР в Россиисложилась банковская система исполнения бюджета, ее участники: Минфин,Центробанк, налогоплательщики, коммерческие банки, налоговые органы.Распоряжался бюджетными средствами государственный орган – Минфин России, аоперировали деньгами коммерческие банки. Кассиром коммерческих банков являлсяЦБ, а кассиром бюджетных средств — коммерческие банки. Сначала ЦБ предложилпользоваться услугами расчетно-кассовых центров (РКЦ), но бюджетополучателей неустраивала скорость операций и отсутствие процентов по остаткам на бюджетныхсчетах. Тогда был создан институт уполномоченных федеральных коммерческихбанков — из числа крупных, обладающих достаточной филиальной сетью, а так жемуниципальных банков.
Обладая болеесовершенными банковскими технологиями, комбанки получили право на кассовоеобслуживание денежных потоков бюджета. Значительная часть счетов бюджета ибюджетных учреждений были переведены в коммерческие банки, которые осуществляливсе расчетные функции. Однако из-за многочисленности счетов Правительство немогло в полном объеме владеть информацией о движении средств и контролироватьисполнение бюджета. Нецелевое использование бюджетных денег стало массовымявлением, хотя и каралось Минфином и ЦБ.
Кроме того, банковскаясистема исполнения бюджета вообще является «рисковой»: коммерческиебанки разоряются, и деньги застревают в неплатежеспособном банке.
Рассмотренные недостаткибанковской системы исполнения бюджета устраняет централизованная казначейскаясистема исполнения бюджета. К 1999 году практически был завершен процессперевода счетов бюджетополучателей из комбанков в систему казначейства, котораясостоит из трех уровней:
— Главное Управлениефедерального казначейства на правах департамента Министерства финансов РФ (всеего счета, за исключением валютных, находятся в ЦБ РФ и Сбербанке России,которые обслуживают все бюджетные счета по указаниям казначейства);
— Главное Управлениефедерального казначейства на правах департамента Министерства финансов РФ (всеего счета, за исключением валютных, находятся в ЦБ РФ и Сбербанке России,которые обслуживают все бюджетные счета по указаниям казначейства);
— сеть отделенийфедерального казначейства в городах и районах (в них сосредоточено большинстволицевых счетов бюджетных организаций и остатков бюджетных средств. Если нетучреждения Центрального банка или Сбербанка, счет отделения казначействаоткрывается в коммерческом банке, выигравшем конкурс).
Казначейство выполняетобязательства бюджетных организаций (оплачивает счета поставщиков ипроизводителей) и контролирует расходы, отслеживая целевой характер расходов исоответствие объемов фактического финансирования бюджетных организацийзаложенным в бюджете (роспись) показателям.
Принципиальным отличиемказначейской системы от банковской является перевод всех счетов в казначейство.Все доходы бюджетополучателей отражаются на лицевых счетах, открытых в рамкахединого бюджетного счета. Фактически деньги не находятся в распоряжениибюджетополучателей, лицевые счета ведутся исключительно в целях бухгалтерскогоучета. Система работает так: Казначейство получает поручение бюджетополучателя,проверяет его на адекватность и передает документы на оплату в отделения ЦБ,который осуществляет расчеты.
В рамках внедрениятехнологий ЕКС в 2000 году был завершен перевод всех доходных счетов в системусчетов федерального казначейства, в том числе и счетов Таможенного комитета иМинобороны России. Введение ЕКС не позволяет бюджетным учреждениям иметь счетав кредитных организациях. Теперь государственные финансы менее подвержены влияниюэкономических кризисов.
Создание единого счетапозволит в любой момент получить информацию об объемах собранных доходовбюджета, о произведенных расходах, о наличии свободных денежных средств.Федеральное казначейство выполняет роль «кассира-контролера».Правительство сможет увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системекакого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытываетзатруднения. Появится возможность прогнозировать кассовые разрывы приисполнении бюджета с большей точностью. Сокращаются краткосрочные заимствованияна внутренних финансовых рынках.
В результате казначейскаясистема имеет три специфических преимущества: во-первых, повысилась сохранностьсредств; во-вторых, повышается скорость расчетов в государственном секторе(сокращаются неплатежи); и, в-третьих, высвобождается значительный объембюджетных средств за счет перехода от авансирования расходов к оплате счетов пофакту.
Казначейскаясистема исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначействоконцентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессеисполнения бюджета, — доходный и расходный — на одном счете.
Казначейскаясистема исполнения бюджетов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджетывсех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы,который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета,привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета иосуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций поисполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ.
Исполнениебюджетов по доходам предусматривает:
•перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
•распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
• возвратизлишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
• учетдоходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнениебюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетныхсредств на едином счете соответствующего бюджета, при этом должны соблюдатьсяобязательные последовательно проводимые процедуры санкционирования ифинансирования расходов.
Основнымиэтапами санкционирования и финансирования при исполнении расходов бюджетовявляются:
• составлениеи утверждение бюджетной росписи;
• утверждениеи доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей иполучателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходовраспорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями,
• утверждениеи доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей иполучателей бюджетных средств;
• принятиеденежных обязательств получателями бюджетных средств;
•подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
•расходование бюджетных средств (процедура финансирования).
ЗадачаГруппы классов 01.01. 01.09 К ср. год. учащиеся классы учащиеся классы учащиеся классы I-IV 246 10 259 10 250 10,0 V-IX 476 19 421 17 460 18,4 X-XI 96 4 137 5 108 4,3 итого 818 33 817 32 818 32,7
1) 246-43+56=259 –учащиеся на 01.09 (I-IV)
2) 476-98+43=421 –учащиеся на 01.09 (V-IX)
3) 96-28+(98•0,7)=137 – учащиеся на 01.09 (X-XI)
4) К ср. год. = (246•8,5+259•3,5)/12 = 250 – учащиеся (I-IV)
5) К ср. год. =(10•8,5+10•3,5)/12=10,0 – классы (I-IV)
6) К ср. год. =(476•8,5+421•3,5)/12=460 – учащиеся (V-IX)
7) К ср. год. =(19•8,5+17•3,5)/12=18,4 – классы (V-IX)
8) К ср. год. =(96•8,5+137•3,5)/12=108 – учащиеся (X-XI)
9) К ср. год. =(4•8,5+5•3,5)/12=4,3 – классы (X-XI)
Используемаялитература
1. Бюджетная система России: Учебникдля вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: 2005год.
2. Казначейское дело: Учебное пособиедля вузов/ под ред. В.М. Тиницкий – М.: 2007 год