Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление финансовыми потоками предприятия

Кафедра антикризисного управления и финансовогоменеджмента
Курсовая расчётная работа
по курсу Финансовый менеджмент
Управление финансовыми потоками предприятия
Вариант №3
Санкт-Петербург 2009

Содержание
Введение
1. Задача 1
2. Задача 2
3. Задача 3
4. Задача 4
5. Задача 5
6. Задача 6
7. Задача 7
8. Задача 8
9. Задача 9
10. Задача 10
11. Задача 11
Заключение
Список литературы

ВведениеВ настоящеевремя функционирование хозяйствующих субъектов среднего размера осложняется, с однойстороны, усилением конкуренции со стороны крупных организаций. С другой стороны,выросли потребности рынка покупателей, изменилось их отношение к качеству и ценетоваров, продуктов и услуг. В таких условиях первые вынуждены искать новые, неценовые,формы эффективной конкуренции, связанные с качеством обслуживания, отраслевой специализацией,использованием новых технологий и т. д.Вполнеочевидно, что финансовое благополучие любой коммерческой структуры непосредственносвязано с устойчивостью получения доходов. В этой связи неизбежно усиливается вниманиек доходам, получаемым от управления активами и пассивами. В сложившихся условияхвыживаемость средних коммерческих структур связана с получением ими конкурентныхпреимуществ путем создания сбалансированной системы управления финансовыми потоками.Экономическаяэффективность деятельности организации основывается на наличии удачной рыночнойстратегии, максимально полного и эффективного использования финансовых ресурсов,минимизации комплекса рисков. Все эти задачи и призвана решить система управленияфинансовыми потоками, базирующаяся на своевременном получении и анализе аналитическойинформации и принятии адекватных управленческих решений.На современномэтапе развития экономики России одной из важнейших проблем, стоящих перед отечественнымикомпаниями, является проблема эффективного и гибкого механизма управления финансовымипотоками.Эффективноеи рациональное управление потоками денежных средств и их эквивалентов способствуетдостижению финансовой устойчивости, прибыльности и положительной динамики развитиякомпании. В условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации достижение даннойцели невозможно без использования теоретических подходов и практических разработокв области управления финансовыми потоками.
В данной курсовой работе рассмотреныосновные темы финансового менеджмента, приведены решенные по ним практические заданияи краткий теоретический материал.
В работе о писаны такие темы,как: теоретические и методологические основы финансового менеджмента, формированиесистемы управления финансами на предприятиях и в организациях, управление денежнымипотоками, терминология и базовые показатели классического финансового менеджмента,управление заемным капиталом, эффект финансового рычага, анализ чувствительностиприбыли.

1.  Задача №1
Дляпринятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельностипредприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможностипредприятия на предстоящие периоды.
Основныепоказатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе.Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражаетресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования,с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования — с другой (пассив).Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия.
«Актив:1. Внеоборотные активы: Нематериальные активы (организационные расходы патенты,лицензии, товарные знаки, иные аналогичные активы); основные средства (земельныеучастки и объекты землепользования, здания, машины, оборудование и др.); незавершенноестроительство; долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние общества,инвестиции в зависимые общества, инвестиции в другие организации займы, предоставленныеорганизациям на срок не более 12 месяцев и пр.); прочие внеоборотные активы.
2. Оборотныеактивы: Запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, пр.);налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность(платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты — покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимыхобществ); дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцевпосле отчётной даты — покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженностьдочерних и зависимых обществ); Краткосрочные финансовые вложения (инвестиции в зависимыеобщества. собственные акции, выкупленные у акционеров и пр.); Денежные средства(касса, расчетные счета, валютные счета, пр. денежные средства, пр. оборотные активы).3. Убытки: Непокрытые убытки прошлых лет; убыток отчетного года.
Пассив:1. Капитал и резервы: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал (резервныефонды, образованные в соответствии с законодательством, резервы, образованные всоответствии с учредительными документами); фонды накопления; фонд социальной сферы;целевые финансирование и поступления; нераспределенная прибыль прошлых лет; нераспределеннаяприбыль отчетного года. 2. Долгосрочные пассивы: Заемные средства (кредиты банков,подлежащие погашению более, чем через 12 месяцев после отчетной даты, прочие займы).3. Краткосрочные пассивы: Заемные средства ( кредиты банков, подлежащие погашениюв течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие займы); Кредиторская задолженность(поставщики и подрядчики, векселя к уплате); Расчеты по дивидендам; доходы будущихпериодов; фонды потребления; резервы предстоящих расходов и платежей.»[1]
Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты,но и отдельно анализировать движение денежных средств за отчетный период, определятьизменения основных источников получения денежных средств и направлений их использования.
Различаются два метода расчета показателей денежного потока: прямойи косвенный. Прямой метод заключается в группировке и анализе данных бухгалтерскогоучета, отражающих движение денежных средств в разрезе указанных видов деятельности.Косвенный метод заключается в перегруппировке и корректировке данных баланса и отчетао финансовых результатах с целью пересчета финансовых потоков в денежные потокиза отчетный период.
Расчет потока денежных средств осуществляется по трем основнымнаправлениям деятельности: текущая, инвестиционная и финансовая.
1. Денежный поток от основной деятельности:
Чистая прибыль = прибыль доналогообложения отчетного периода
/+отложенные налоговые активы/+отложенные налоговые
обязательства текущий налогна прибыль
Амортизационные отчисленияприбавляются к сумме чистой прибыли, т. к. они не вызывают оттока денежных средств.
Увеличение суммы текущих активовозначает, что денежные средства уменьшаются за счет связывания в дебиторской задолженности,запасах и затратах (Минус изменение текущих активов).
Увеличениетекущих обязательств вызывает увеличение денежных средств за счет предоставленнойотсрочки оплаты кредиторам, полученных авансов (Плюс изменение суммы текущих обязательств).
2. Денежный поток от инвестиционной деятельности:
Увеличениесуммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет инвестированияв активы долгосрочного использования. Реализация долгосрочных активов (основныхсредств, акций других предприятий и др.) увеличивает денежные средства (Минус изменениесуммы долгосрочных активов).
3. Денежный поток от финансовойдеятельности:
Увеличение (уменьшение) задолженностиуказывает на увеличение (уменьшение) денежных средств за счет привлечения (погашения).(Плюс изменение суммы задолженности).
Увеличение собственных средствза счет размещения акций означает увеличение денежных средств; выкуп акций и выплатадивидендов приводит к их уменьшению (Плюс изменение величины собственных средств).
В финансовом менеджменте наиболееважными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:
1. Коэффициенты ликвидности.
2. Коэффициенты деловой активности.
3. Коэффициенты рентабельности.
4. Коэффициенты платежеспособностиили структуры капитала.
5. Коэффициенты рыночной активности.
1. Коэффициенты ликвидности– позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательствав течение отчетного периода.
· Коэффициент общей (текущей) ликвидности– показывает достаточно ли у предприятия средств для погашения его краткосрочныхобязательств в течение определенного периода. Считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы додвух (иногда трех). Рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочныеобязательства
· Коэффициент срочной ликвидности — отношение наиболее ликвидной части оборотных средств(денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности)к краткосрочным обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности можетприменяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разницемежду оборотными средствами (без учета расходов будущих периодов*) и материально-производственнымизапасами. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.
· Коэффициент абсолютной ликвидности — рассчитывается как частное от деления денежных средствна краткосрочные обязательства. В западной практике коэффициент абсолютной ликвидностирассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25.
· Чистый оборотный капитал — рассчитывается как разность между оборотными активамипредприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходимдля поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотныхсредств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только можетпогасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширениясвоей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторови кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
2. Коэффициентыделовой активности — позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятиеиспользует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показателиоборачиваемости.
· Коэффициент оборачиваемостиактивов — отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса— характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимоот источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетныйпериод) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующийэффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принеслакаждая денежная единица активов.
· Коэффициент оборачиваемостидебиторской задолженности — сколько раз в среднем дебиторская задолженность (илитолько счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции насреднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности.
· Коэффициент оборачиваемостикредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованнойпродукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности, и показывает, сколькокомпании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
· Коэффициент оборачиваемостиматериально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов.Он рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции насреднегодовую стоимость материально-производственных запасов.
3. Коэффициентырентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициентырассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо какотношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.
· Коэффициент рентабельностивсех активов предприятия (рентабельность активов) рассчитывается делением чистойприбыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежныхединиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимоот источника привлечения этих средств.
· Коэффициент рентабельностиреализации (рентабельность реализации) рассчитывается посредством деления прибылина объем реализованной продукции.
· Коэффициент рентабельностисобственного капитала (рентабельность собственного капитала) позволяет определитьэффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнитьэтот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другиеценные бумаги.
4. Показателиструктуры капитала (или коэффициенты платежеспособности) характеризуют степень защищенностиинтересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Ониотражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
· Коэффициент собственностихарактеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно,соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов.
· Коэффициент заемногокапитала, который отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этоткоэффициент является обратным коэффициенту собственности.
· Коэффициент финансовойзависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем он выше, тембольше займов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротствупредприятия.
· Коэффициент защищенностикредиторов (или покрытия процента) характеризует степень защищенности кредиторовот невыплаты процентов за предоставленный кредит.
5. Коэффициентырыночной активности включают в себя различные показатели, характеризующие стоимостьи доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются:
• прибыль на однуакцию,
• соотношение рыночнойцены акции и прибыли на одну акцию,
• балансовая стоимостьодной акции;
• соотношение рыночнойстоимости одной акции и ее балансовой стоимости;
• доходность однойакции и доля выплаченных дивидендов.
Задача №1
Допустим, за отчётный периодпредприятие характеризуется данными, приведенными в табл. (тыс. руб.):АКТИВ 2002 год 2003 год
1. Основные средства и внеоборотные активы:
основные фонды
амортизация
30 000
35 000
5 000
45 000
52 000
7 000
2. Оборотные средства:
денежные средства
дебиторская задолженность
материально-производственные запасы
краткосрочные финансовые вложения
20 000
4 000
6 000
7 000
3 000
40 000
8 000
17 000
15 000
- ИТОГО 50 000 85 000 ПАССИВ
3. Собственный капитал:
акционерный капитал
эмиссионная премия
накопленная прибыль
30 000
1 000
4 000
30 000
7 000
8 000 4. Долгосрочные кредиты банка - 20 000
5. Краткосрочная задолженность:
краткосрочные кредиты банка
задолженность бюджету
задолженность поставщикам
задолженность по заработной плате
15 000
6 000
1 000
7 000
1 000
20 000
5 000
2 000
9 000
4 000 ИТОГО 50 000 85 000
Допустим, далее, что чистаяприбыль за период составила 3000 тыс. руб. Дивиденды были выплачены на сумму 1000тыс. руб.
Краткосрочные финансовые вложениябыли реализованы с прибылью в 100 тыс., поскольку их рыночная стоимость превысилафактическую себестоимость, по которой они отражены в балансе, и составила 3100 тыс.руб.
Определите чистый денежныйпоток косвенным методом и проведите анализ денежного потока методом финансовых коэффициентов.
Сделайте выводы.
Расчет денежногопотока по косвенному методу
1. Денежные средства от основной деятельности предприятия:
чистая прибыль
корректировка чистой прибыли
а) амортизация
б) дебиторская задолженность
в) материально-производственные запасы
г) краткосрочные финансовые вложения
д) краткосрочные кредиты банка
е) задолженность бюджету
ж) задолженность поставщикам
з) задолженность по заработной плате Сумма
3000
2000
-11000
-8000
-100
-1000
1000
2000
3000 ИТОГО денежные средства от основной деятельности -6100
2. Денежные средства от инвестиционной деятельности:
приобретение основных средств продажа краткосрочных финансовых вложений
-17000
3100 ИТОГО денежные средства от инвестиционной деятельности -13 900
3. Денежные средства от финансовой деятельности: получение долгосрочного кредита банка
выплата дивидендов
20 000
-1000 ИТОГО денежные средства от финансовой деятельности 27000 ИТОГО чистое изменение денежных средств за период 7000
С помощьюподобного документа финансовый менеджер получает информацию о движении денежныхсредств по основным сферам деятельности.
Выводыпо первой части: как следует из приведенных данных, основная часть денежныхсредств получена предприятием за счет его финансовой деятельности: получения долгосрочногокредита и эмиссии акций, в то время как от основной деятельности у предприятия сложилсядефицит денег в сумме 6 100 тыс. руб. При прочих равных условиях такое положениевызовет тревогу у заинтересованных пользователей.
Рассчитаем коэффициенты:
1.  Коэффициент текущей ликвидности:
КТЛ = ОА / КО,
где ОА – оборотныеактивы, КО — краткосрочные обязательства.
КТЛ = ((20 000+40 000) / 2) / (15 000 + 20 000) / 2 = 1,71%
2.  Коэффициент срочной ликвидности:
КСЛ = (ОА — З)/ КО,
Где ОА – оборотныеактивы, З – запасы, КО- краткосрочные обязательства.

КСЛ =((20+40)/2) -(7+15)/2))/((15 000+20 000)/2)= 1,08 %
3.  Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности):
КАЛ = ДС / КО,
Где ДС – денежныесредства,
КО- краткосрочныеобязательства
КАЛ = ((4000+8000)/2)/((15 000+20 000)/2)=0,34%
4.  Чистый оборотный капитал:
ЧОК = оборотные активы предприятия — краткосрочные обязательства
ЧОК = ((20 + 40)/2) – ((15 000+20 000)/2) = 12 500 тыс. руб.
5.  Коэффициент рентабельности активов предприятия:
КРА = (чистаяприбыль / среднегодовую стоимость активов)*100%
КРА = 3000 / (50000 + 85 000) / 2) * 100% = 4,44 %
6.  Коэффициент рентабельности собственногокапитала:
КРСК = (чистаяприбыль / среднегодовую стоимость собственного
капитала) * 100%
КРСК = 3000 /((35 000 + 45 000) / 2) * 100% = 7,5%
7.  Коэффициент собственности:
КС = собственныйкапитал /общую сумму активов
КС = ((35 000+ 45 000) / 2) / ((50 000 + 85 000) / 2) = 0,59%
8.  Коэффициент заемного капитала
КЗК = ОбратныйКС.
КЗК = 1 / 0,59= 1,69%
9.  Коэффициент финансовой зависимости
КФЗ = заемныйкапитал / собственный капитал
КФЗ = ((20 000+ 15 000) / 2) + 20 000) / ((35 000 + 45 000) / 2) = 0,93%
Следующие коэффициенты– коэффициенты оборачиваемости, но в данном случаи их мы не можем рассчитать, таккак у нас нет данных об объеме продаж.
Коэффициенты рыночнойактивности мы не можем рассчитать, так как у нас нет информации о показателях, относящихсяк акциям.
Выводы по части2: из рассчитанных коэффициентовмы видим, что у данного предприятия достаточно средств для погашения его краткосрочныхобязательств в течение определенного периода, так как рассчитанный коэффициент текущейликвидности равен 1,71%, а норма для этого коэффициента 1-2; предприятие не толькоможет погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы длярасширения своей деятельности в будущем, так как оборотные средства превышают показателькраткосрочных обязательств.
Наблюдается невысокаязависимость предприятия от внешних займов, соотношение заемного и собственного капиталапоказывает, что заемные средства не превышают собственных средств, а составляютпримерно половину. А чем больше займов у компании, тем рискованнее ситуация, котораяможет привести к банкротству. Коэффициент заемного капитала должен быть не меньшеединицы, в данной задаче он равен 1,69%.
Коэффициент рентабельностисобственного капитала (ROE) оченьневысокий (7,5%), что означает для владельцев не самые выгодные вложения.
Коэффициент собственностиимеет нормативное значение — 0,5-0,7. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшаетсяриск невыполнения предприятием своих долговых обязательств. В нашем случае коэффициентсобственности в норме, так как равен 0,59%.
 
2.  Задача №2
 
Существует четыре основных показателя, используемых уже не тольков западной, но и в отечественной практике. Первый: добавленная стоимость (ДС).
Еслииз стоимости продукции, произведенной а не только реализованной предприятием затот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенноепроизводство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства(сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которуюдействительно добавили к стоимости сырья) энергии, услуг. Величина добавленной стоимостисвидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национальногобогатства. Вычтем из ДС налог на добавленную стоимость и перейдем к конструированиюследующего показателя. Второй: брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежипредприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и проч.), а такжевсе налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль — получим БРЭИ.
БРЭИиспользуется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычетаамортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога наприбыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытиевсех этих расходов.
Третий:нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты процентовза кредит и налога на прибыль.
Четвертый:Экономическая рентабельностьактивов (ЭР) — характеризует эффективность затрат и вложений:
ЭР = (НРЭИ / АКТИВ) * 100
Также есть два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициенттрансоформации (КТ).
Коммерческаямаржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота (обычноКМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота,или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции. У предприятийс высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3— 5%.
КМ =НРЭИ / ОБОРОТ * 100,
гдеоборот складывается из доходов от обычных видов деятельности и прочих доходов предприятия.
КТ показывает,сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т. е. в какой оборот трансформируетсякаждый рубль актива. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. Втакой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждыйрубль активов.

КТ = ОБОРОТ / АКТИВ
Задача №2
Предприятие специализируетсяна производстве музыкальных инструментов. Общие доходы от основной деятельностипредприятия за текущий год составили 1200 тыс.руб., внереализационные доходы составили400 тыс. руб., а прибыль (до уплаты % за кредит и налога на прибыль) – 400 тыс.руб. Актив предприятия составляет 2000 тыс. руб.
Определите экономическую рентабельностьактивов.
Какой результат эксплуатацииинвестиций предприятия дает каждый рубль оборота?
Сколько рублей оборота снимаетсяс каждого рубля актива?
Решение:
Экономическаярентабельность активов (ЭР) характеризует эффективность затрат и вложений:
ЭР = (НРЭИ/ АКТИВ) * 100 = (400 тыс.руб. / 2000 млн.руб.) * 100 = 20%
Экономическаярентабельность активов составляет 20%.
Коммерческаямаржа (КМ) – показывает какой результат эксплуатации дает каждая денежная единицаоборота.
КМ = (НРЭИ/ ОБОРОТ) * 100 = 400 тыс. руб. / (1200 тыс.руб. + 400
тыс. руб.)= 25 %
ОБОРОТ складываетсяиз выручки от реализации продукции и внереализационных доходов
Каждый руб.оборота дает 0,25 руб.
Коэффициенттрансформации (КТ) – показывает сколько рублей оборота снимается с каждого рубляактива.
КТ = ОБОРОТ/ АКТИВ = 1600 тыс.руб. / 2000 млн.руб. = 0,8
ЭР = КМ *КТ = 25% * 0,8 = 20%
 
Выводы: экономическая рентабельность активовсоставляет 20%, показывает, что на 1 рубль активов приходится 20 копеек чистой прибылии процентов за кредит. Каждый руб. оборота дает 0,25 руб. эксплуатации инвестицийпредприятия, с каждого рубля актива снимается 0,8 руб. оборота
Судя по показателю коммерческоймаржи у предприятия высокий уровень прибыли, так как рентабельность реализованнойпродукции составляет 25%.
 
3.  Задача №3
 
«Замечено, чтофирма, которая рационально использует заемные средства, несмотря на их платность,имеет более высокую рентабельность собственных средств. В использовании заемныхденег для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования; заемв данном случае используется в качестве «рычага»: он повышает потенциалзаемщика в производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал)с заимствованными деньгами, вы тем самым увеличиваете объем капитала, который можновложить в дело. Пока ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, которыйвы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования — палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.
Заимствованиеосложняется тем, что имеет множество источников, и с каждым из них связаны своипреимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера — найтитакое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процессэтот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимостикредита.
Помимо поискаисточников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходованиясредств. У большинства компаний потенциальных статей расхода множество, а размерыкапитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств,управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволилабы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям компании»[2]
Одним из основныхинструментов, как говорилось выше, применяемых финансовыми менеджерами, являетсятак называемый эффект финансового рычага.
Эффект финансового рычага(ЭФР) — это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаряиспользованию кредита, несмотря на платность последнего.
ЭФР= (1 – ставка налогообложения прибыли) * (ЭР — СРСП) * ЗС/СС Экономическая рентабельность(ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабельность всего капитала предприятия,т. е. суммы его собственных и заемных средств ЭР = (НРЭИ / АКТИВ) * 100.
СРСП = (Финансовые издержкипо всем кредитам / Сумма заемных средств) * 100 %
Дифференциал финансового рычага– это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкойпроцента по заемным средствам. (ЭР — СРСП).
Плечо финансового рычага –характеризует силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемнымии собственными средствами предприятия (ЗС/СС).
Если новое заимствование приноситпредприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствованиевыгодно. Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал,тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск. Из этих графиков видно, что чем меньше разрыв междуЭР и средней ставкой процента (СРСП), тем большую долю приходится отводить на заемныесредства для подъема РСС, но это небезопасно при снижении дифференциала.
Задача №3
Рассчитать выгодность привлечениязаемных средств, исходя из следующих условий предприятия:1. АКТИВ 27 348 руб.
2 ПАССИВ:
собственный источник
заемные средства
14 531 руб.
12 817 руб. 3. Финансовые издержки по задолженности 2 691,6 руб. 4. Финансовый результат 9 398 руб. 5. Предприятию необходимо привлечение средств сроком на 9месяцев в размере 15 500 руб. 6. Процентная ставка в КБ 35 % годовых
Рассчитать выгодность привлечениязаемных средств.
Решение:
Найдем эффект финансовогорычага по формуле:
/>
СНП – ставка налогообложенияприбыли;
ЭР – экономическая рентабельность;
СС – собственные средства;
СРСП – средняя расчётная ставкапроцента.
Для нахождения ЭФР найдемЭР:
ЭР = (НРЭИ / Актив) * 100%
НРЭИ = 9398 + 2691,6 = 12089,6руб.
ЭР = (12089,6 / 27348) * 100= 44,21 %
Найдем СРСП до взятия на себякомпанией обязательств по второму кредиту:
СРСП = (Финансовые издержкипо всем кредитам / Сумма заемных средств) * 100 %
СРСП = 2691,6 / 12817 = 21%
ЭФР = (1 — 0,2) * (44,21 — 21) * ( 12817 / 14531) = 18,568 * 0,882 = 16,38%
Найдем выплаты по процентамза кредит сроком на 9 месяцев:
Кредитная ставка = 35% * 3/4= 26,25%
В абсолютном выражении:
15500 * 0,2625 = 4068,75 (руб.)
НРЭИ = 4068,75 + 2691,6 +9398 = 16158,35 (руб.)
ЭР = (16158,35 / 42848) /100 = 37,71%
Найду СРСП по формуле:
СРСП = (2691,6 + 4068,75)/ (12817 + 15500) * 100 = 23,87%
ЭФР = (1 — 0,2) * (37,71 — 23,87) * (28317 / 14531) = 11,072 * 1,94873 =
21,58%

Данные расчётов представленыв табл.Показатель До привлечения средств После привлечения средств Актив 27348 руб. 42848 руб. Пассив 27348 руб. 42848 руб. Собственные средства 14531 руб. 14531 руб. Заемные средства 12817 руб. 28317 руб. Издержки по задолженности 2691,6 руб. 6760,35 руб. НРЭИ 12089,6 руб. 16158,35 руб. ЭР 34,36% 21,93% ЭФР 16,38% 21,58%
Выводы: анализируя полученные данные, можно сделатьвывод, что ЭФР увеличился на 5,2%, следовательно, увеличилась рентабельность собственныхсредств, получаемая благодаря использованию кредита.
Так, если дифференциал имеетположительное значение, как и в нашем случае ( 23,21), то любое увеличение плечафинансового рычага, т.е. повышение доли заемных средств в структуре капитала, будетприводить к росту его эффекта, что подтверждается нашими расчетами. Соответственно,чем выше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочихравных условиях будет его эффект. Но в процессе повышения доли заемного капиталаснижается уровень финансовой устойчивости предприятия, что приводит к увеличениюриска его банкротства, поэтому привлекать займы нужно обосновано.
На основании полученных данныхможно сказать, что новый кредит выгоден.
 
4.  Задача №4
«Современная фирма, действующая в рыночныхусловиях, исповедует философию сопоставления результатов и затрат при превышениипервого над вторым в качестве важнейшего условия собственного существования».[3]
Эффектфинансового рычага (ЭФР) — это приращение к рентабельности собственных средств (РСС),получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
ЭФР= (1 – ставка налогообложения прибыли) * (ЭР — СРСП) * ЗС/СС Экономическая рентабельность(ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабельность всего капитала предприятия,т. е. суммы его собственных и заемных средств ЭР = (НРЭИ / АКТИВ) * 100.
Дифференциал финансового рычага– это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкойпроцента по заемным средствам. (ЭР — СРСП).
Плечо финансового рычага –характеризует силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемнымии собственными средствами предприятия (ЗС/СС).
Если новое заимствование приноситпредприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствованиевыгодно. Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал,тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск. Из этих графиков видно, что чем меньше разрыв междуЭР и средней ставкой процента (СРСП), тем большую долю приходится отводить на заемныесредства для подъема РСС, но это небезопасно при снижении дифференциала.

/>
Задача №4
Предприятие «Алмаз» специализируетсяна выпуске ювелирных изделий.
Актив предприятия составляет130 тыс. руб.; собственные средства – 70 тыс. руб., долгосрочные заемные средства– 37, 6 тыс. руб., а срочная кредиторская задолженность 22, 4 тыс. руб., предприятиеза текущий год получило прибыль в размере 80 тыс. руб. (до уплаты % за кредит иналога на прибыль) и ему необходимо взять дополнительно кредит на покупку новогооборудования, при условии, что средняя расчетная ставка процента составляет 32 %.
Рассчитайте уровень эффектафинансового рычага для данного предприятия и экономическую рентабельность активов,а также определите желательные условия получения запрашиваемого кредита и рассчитайтеего сумму.
Решение.
ЭФР = (1– ставка налогообложения прибыли) * (ЭР – СРСП) * ЗС / СС,
где: ЭФР– эффект финансового рычага,
ЭР – экономическаярентабельность,
ЗС — заемныесредства,
СС – собственныесредства,
СРСП – средняярасчетная ставка процента.

ЭР = (НРЭИ/ АКТИВ) *100 = 80 тыс. руб./ 130 тыс. руб. *100 = 61,5%
ЭФР = 0,8* (61,5 – 32) *((37,6 + 22,4) / 70 ) = 0,8 * 29,5 * 0,86 = 20,3 %
Дифференциалрычага = 29,5, он превышает 20%, а плечо = 0,86, т.е. финансовый риск, связанныйс этим предприятием незначительный.
На сегодняшний день без взятия нового кредита ЭР активов предприятиясоставит
ЭР / СРСП= 61,5 / 32 = 1,9 раза
Экономическаярентабельность активов в 1,9 раза превышает среднюю расчетную ставку процента,
ЭР = 1,9СРСП
(60 + Суммакредита) / 70 = 1
Сумма кредита= 10 тыс. руб.
Ответ:Уровень эффекта финансовогорычага составляет 20,3 %, экономическая рентабельность активов 61,5%, безопаснаясумма кредита составляет 10 тыс. руб.
Выводы: многие западныеэкономисты считают, что золотая середина близка к 30—50 процентам, т. е. что эффектфинансового рычага оптимально должен быть равен одной трети — половине уровня экономическойрентабельности активов. Тогда эффект финансового рычага способен как бы компенсироватьналоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу.
В данной ситуации ЭФР составляет30% от рентабельности активов предприятия. Это показывает, что предприятие находитсяв достаточно устойчивом положении, величина задолженности не превышает допустимуюи предприятие может позволить себе взять еще один кредит для развития своей деятельности.
 
5.  Задача №5
Однаиз главнейших проблем финансового менеджмента — формирование рациональной структурыисточников средств предприятия в целях финансирования необходимых объемов затрати обеспечения желательного уровня доходов.
Привысокой чистой рентабельности собственных средств можно оставлять больше нераспределеннойприбыли на развитие (наращивание собственных средств). Таким образом, внешнее —за счет заимствований и эмиссии акций — и внутреннее — за счет нераспределеннойприбыли — финансирование тесно взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости.Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечениеи использование собственных средств.
Вносяпрямой вклад в финансирование стратегических потребностей предприятия, собственныесредства одновременно становятся важным козырем в финансовых взаимоотношениях предприятиясо всеми персонажами рынка. Но не будем принижать и роль заемных средств в жизнипредприятия. Задолженность смягчает конфликт между администрацией и акционерами,уменьшая акционерный риск, но обостряет конфликт между акционерами и кредиторами.
Предприятиевне экстремальных условий не должно полностью исчерпывать свою заемную способность.Всегда должен оставаться резерв «заемной силы», чтобы в случае необходимости покрытьнедостаток средств кредитом без превращения дифференциала финансового рычага в отрицательнуювеличину.

Прибыль,подлежащая налогообложению = НРЭИ – проценты за кредит
Чистаяприбыль = Прибыль, подлежащая налогообложению – сумма налога на прибыль
Чистаярентабельность собственных средств = (Чистая прибыль / Собственные средства) * 100%
Расчетпороргового значения НРЭИ. На пороговом значении НРЭИ одинаково выгодно использоватьи заемные, и собственные средства. А это значит, что уровень эффекта финансовогорычага равен нулю – либо за счет нулевого значения дифференциала (тогда ЭР = СРСП),либо за счет нулевого плеча рычага (и тогда заемных средств нет).
Задача №5
Предприятие имеет 900 000шт. выпущенных и оплаченных акций на общую сумму 9 000 000 руб. и рассматриваетальтернативные возможности: либо осуществить дополнительную эмиссию акций того женоминала (10 руб.) ещё на 9 000 000 руб., либо привлечь кредиторов на эту же сумупод среднюю расчетную ставку процента – 14 процентов.
Что выгоднее? Анализ проводитсядля двух различных прогностических сценариев нетто-результата эксплуатации инвестиций:оптимистический сценарий допускает достижение НРЭИ величины 3 600 000 руб., пессимистическийограничивает НРЭИ суммой 1 800 000 руб. Всю чистую прибыль выплачивают дивидендами,не оставляя нераспределенной прибыли.
Для решенияэтой задачи, нам необходимо рассчитать следующие показатели:
1. Рассчитаемпоказатели для долгового финансирования, для бездолгового финансирования показателирассчитываются аналогично.

Прибыль подлежащаяналогообложению = НРЭИ — % за кредит
ПРпн = 3600 000 – 1 260 000 = 2 340 000
ПРпн’= 1800000 – 1 260 000 = 540 000
Сумма налогана прибыль = ПРпн * 0,2
Сумма налогана прибыль = 2 340 000 * 0,2 = 468 000
Сумма налогана прибыль = 540 000 * 0,2 = 108 000Чистая прибыль = ПРпн– сумма налога на прибыль
ЧП = 2 340 000 – 468 000 =1 872 000
ЧП’= 540 000 – 108 000 = 432000
Экономич.рентаб. =( НРЭИ / общая ст-ть акций) * 100%
ЭР=(3 600000 / 9 000 000) * 100% = 40 %
ЭР’=(1 800000 / 9 000 000) * 100% = 20 %
ЧП1а = ((1-ставкаобложения прибыли)*(НРЭИ — % за кредит)) / кол-во
акций
ЧП1а = ((1-0,2)* (3 600 000 – 1 260 000)) / 900 000 = 2,08
ЧП1а’= ((1-0,2)* (1 800 000 – 1 260 000)) / 900 000 = 0,48
Чистая рентабсобств. ср-в = (Чистая прибыль / собств. Ср-ва) * 100%
ЧРсс = (1872 000 / 9 000 000) * 100% = 20,8
ЧРсс’ = (432000 / 9 000 000) * 100% = 4,8
Используярассчитанные данные можно составить таблицу:Показатель Бездолговое финансирование (ЗС = 0) Долговое финансирование (ЗС/СС = 1) НРЭИ (прибыль до уплаты процентов и налога), руб. 1 800 000 3 600 000 1 800 000 3 600 000 Проценты за кредит, руб. - - 1 260 000 1 260 000 Прибыль, подлежащая налогообложению, руб. 1 800 000 3 600 000 540 000 2 340 000 Сумма налога на прибыль, руб. (20% или 0,2) 360 000 720 000 108 000 468 000 Чистая прибыль, руб. 1 440 000 2 880 000 432 000 1 872 000 Количество обыкновенных акций, шт. 1 800 000 1 800 000 900 000 900 000 Экономическая рентабельность, % 20 40 20 40 СРСП, % - - 14 14 Чистая прибыль на акцию, руб. 1,6 3,2 0,48 2,08 Чистая рентабельность собственных средств, % 16 32 4,8 20,8
2. Теперь рассчитаем пороговоезначение НРЭИ:
ЭР = НРЭИ / (СС + ЗС) * 100= СРСП
НРЭИп = ЭР * (СС + ЗС) = СРСП* (СС+ЗС)
НРЭИп = 0,14 * (9 000 000+ 9 000 000) = 2 520 000
 
Выводы по пункту 2: экономический смысл этого числа в том,что при значениях НРЭИ меньше 2 520 000 выгоднее использовать только собственныесредства. Когда же НРЭИ превысит 2 520 000, выгоднее использовать заемные средствав виде банковских кредитов и займов.
Выводы по задаче: сравнивая два варианта развития: оптимистическийи пессимистический, мы видим, что самый высокий показатель чистой рентабельностисобственных средств получается при оптимистическом сценарии развития с бездолговымвидом финансирования, не прибегая к заимствованию средств (32%). Самый низкий показатель,а поэтому и не привлекательный вариант развития у пессимистического сценария, нос заимствованием средств.
Поэтому в случае пессимистическоговарианта следует прибегнуть к дополнительной эмиссии акций. И в случае оптимистическогоразвития событий — более предпочтительным будет так же не прибегать к заимствованиюсредств.
 
6.  Задача №6
Часть нарабатываемой предприятием чистойрентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит»в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействиемпринятой предприятием нормы распределения (HP), которая показывает,какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд.
Внутренние темпы роста собственных средств фактически дают информациюо нарастании собственных средств предприятия и его пассива и оборота.
внутренние темпы роста собственных средств (ВТР= РСС (1-НР));
норма распределения прибыли на дивиденды (HP).
При неизменной структуре пассива внутренние темпы роста применимык возрастанию актива.
При неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформациивнутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.
Задача №6
По нижеприведенным даннымо деятельности фирмы «Алкор», специализирующейся на продаже компьютеров и аксессуаровк ним, рассчитайте:
Коммерческую маржу;
Экономическую рентабельность;
Эффект финансового рычага;
Рентабельность собственныхсредств;
Внутренние темпы роста.
Исходные данные:
Актив за вычетом кредиторскойзадолженности 12 тыс.руб.
Пассив:
Собственные средства 4,8 тыс.руб.
Заемные средства 7,2 тыс.руб.
Оборот составляет 36 тыс.руб.
НРЭИ достигает 2,16 тыс. руб.
СРСП составляет 16,8 %
На дивиденды распределяется30 % прибыли
Какой величины достигнет объемпассива, актива и оборота?

КМ = (НРИЭ/ ОБОРОТ) * 100 = (2,16 / 36) * 100 = 6%
ЭР = (НРИЭ/АКТИВ) * 100 = (2,16/12) = 0,18 = 18%
ЭФР = (1-ставканалогообложения) * (ЭР-СРСП) * (ЗС/СС) = 0,8 * (18-
16,8) * (7,2/4,8)= 1,44
РСС = (1- ставка налогообложения) * (ЭР + ЭФР) = 0,8 * (18 + 1,44) = 15,5
ВТР = РСС* (1 – НР), НР –
норма распределенияприбыли на дивиденды
ВТР = 15,5* (1-0,3) = 10,8
КТ = ЭР /КМ
КТ = 18 /6 = 3
Определимновый актив, пассив и оборот с учетом внутренних темпов роста 10,8%
Актив составит– 13,3 тыс. руб.
Пассив: собственныесредства – 5,3 тыс. руб.; заемные средства – 7,9 тыс. руб.
Если коэффициенттрансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 13,3тыс. руб. принесет 39,9 тыс. руб. оборота, т.е. опять плюс 10,8 %
Оборот составит- 39,9 тыс. руб.
Объем Активасоставит – 13,3 тыс. руб.; Пассива: собственные средства – 5,3 тыс. руб.; заемныесредства – 7.9 тыс. руб.; новый Оборот – 39,9 тыс. руб.
Выводы: «Внутренние темпы роста собственных средств (ВТР) фактически дают информацию о нарастаниисобственных средств пассива и служат основанием для расчета темпов роста производства(что важно при определении производственной программы фирмы, так как после расчетаВТР можно подумать и о привлечении заемных средств в том или ином виде, в том илиином количестве)».При неизменнойструктуре пассива внутренние темпы роста можно применить к возрастанию актива.Далее,если коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, тоактив объемом 13,3 тыс. руб. принесет 39,9 тыс. руб. оборота.При неизменнойструктуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы ростаприменимы к возрастанию оборота. В данном случаи с 36 тыс. руб. до 39,9 тыс. руб.
7.  Задача №7
Ключевымиэлементами операционного анализа служат: финансовый и операционный рычаги, порогрентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действиеоперационного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, чтолюбое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практическихрасчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношениетак называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменныхзатрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализациии переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначаетсятоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытиепостоянных расходов, но и на формирование прибыли.
СВОР = ВМ/Прибыль

где валоваямаржа (ВМ) – разница между выручкой от реализации и переменными затратами.
Порог рентабельности– это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков,но ещё и не имеет прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянныхзатрат, а прибыль равна нулю.
Порог рентабельности= Постоянные затраты/валовая маржа в относительном выражении.
Валовая маржав относительном выражении = Валовая маржа/ выручка от реализации.
Запас финансовойпрочности = Выручка от реализации – порог рентабельности.
Задача №7
Комиссионный магазин принимаетна реализацию у оптовой фирмы телевизоры по цене 250 у. д. е. за штуку и реализуетпо цене 300 у. д. е. за штуку.
Непроданный товар возвращаетсяоптовой фирме по исходной цене – 250 у. д. е. за штуку.
Постоянные издержки магазинасоставляют 1500 у. д. е.
1.  Каков порог рентабельности магазина? Какон изменится, если удастся увеличить цену реализации с 300 у. д. е. до 310 у. д.е.?
2.  Какое количество телевизоров необходимопродать для получения прибыли в размере 750 у. д. е.? Какой запас финансовой прочностиимеет магазин при данной прибыли?
3.  Какую прибыль можно ожидать при различныхусловиях продаж?

1. Порог рентабельности = Постоянные затраты/ цена реализ. – цена закуп.
ПР1 = 1500/ (300 — 250) = 30 шт.
ПР1= 30 *300=9000 у.д.е ( в денежном выражении)
ПР2 = 1500/ (310 — 250) = 25 шт.
ПР2 = 25* 300 = 7500 у.д.е
2. Для определенияпорога рентабельности при заданном уровне прибыли в размере 750 у.д.е. воспользуемсяформулой:
(Постоянныезатраты + прибыль) / (цена реализации – переменные
затраты наед. продукции) = (750 + 1500) / 50 = 45 шт.
Порог рентабельностидля получения желаемой прибыли в размере 750 у. д. е. необходимо продать 45 телевизоров,а в денежном выражении порог рентабельности составит 13 500 руб.
Запас финансовойпрочности = 45 * 300 – 9000 = 4500 у. д. е.
3. При различных уровнях продажможно ожидать различную прибыль.
Выводы: точка критического объема производства(точка безубыточности) показывает тот объем производства, при котором величина выручкиот реализации продукции равна ее полной себестоимости. Зависимость между объемоми выручкой и возможность ее изучения позволяют выявить изделие с большей рентабельностью,обеспечивают получение информации, позволяющей быстро переориентировать производствов ответ на изменение условий рынка.
При уровне продаж ниже точкибезубыточности деятельность предприятие не выгодна, т.к. прибыль будет ниже порогарентабельности. Значит, прибыль будет приносить только уровень продаж выше 30 шт.
8.  Задача №8
Сущностьпонятия чувствительности прибыли показывает степень влияния основных элементов стоимостина прибыль.
В основеанализа чувствительности лежат следующие условия:
1. Изменение элементовстоимости должно быть пропорциональными.
2. Эти изменения должныбыть параллельными, а не последовательными.
Для решениязадачи необходимо воспользоваться формулами для вычисления объема реализации, обеспечивающегопостоянный результат при изменении одного из элементов операционного рычага.
Если изменяетсяцена реализации, как в данной задаче, то:
Объем реализации= (Исходная сумма валовой маржи / новый коэффициент валовой маржи) / Новая ценареализации
От изменения цены, изменяетсяи порог рентабельности, и прибыль.
Прибыль = ВМ – постоянныезатраты
В практическихрасчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношениетак называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменныхзатрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализациии переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначаетсятоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытиепостоянных расходов, но и на формирование прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) показывает, сколькопроцентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.
Задача №8
ОАО «Салют» шьет 5000 изделийв месяц и продает их по цене 300 руб. за штуку. Расходуемые на одно изделия материалысоставляет 253 руб., а постоянные затраты предприятия составляют 92,5 тыс. руб.
1.  Как изменится прибыль, если цена реализацииизменится на 8 %? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализациибез потери прибыли?
2.  Как изменится прибыль при 8% увеличенииобъема реализации?
3.  Определить запас финансовой прочностипредприятия.
4.  Определить силу воздействия операционногорычага.
1.  При увеличении цены на 8%
Прибыль до изменения цены:
Прибыль = ВМ – постоянныезатраты
ВМ = Выручка – переменныезатраты
Сумма переменныхиздержек = 253 * 5000 = 1 265 000
ВМ = 1 500 000 – 1 265 000= 235 000
Прибыль = 235 000– 92 500= 142 500 руб.
300 + (300 * 0,08) = 324 руб.
Новая цена– 324 руб. Переменные затраты – 253 руб.
Выручка =324 * 5000 = 1 620 000
Сумма переменныхиздержек = 253 * 5000 = 1 265 000
Валовая Маржа(новая) = Выручка – переменные затраты = 1 620 000 –
1 265 000= 355 000
КоэффициентВМ = ВМ / Выручка = 355 000 / 1 620 000 = 0,219
Прибыль =ВМ – постоянные затраты = 355 000 — 92 500 = 262 500 руб.
262 500 /142 500 = 1,84%

Таким образом,наша прибыль возросла на 84%.
Объем реализациипри изменении цены:
Объем реализации= (ВМ (исх.) / коэф.ВМ (нов.)) / Новая цена = (235
000 / 0,219)/ 324 = 3 311
При уменьшениицены на 8%
Прибыль до изменения цены:
Прибыль = (1 500 000 – 1 265000) – 92 500 = 142 500 руб.
Новая цена– 276 руб.
Переменныезатраты – 253 руб.
Выручка =276 * 5000 = 1 380 000
Сумма переменныхиздержек = 253 * 5000 = 1 265 000
Валовая Маржа(новая)= Выручка – переменные затраты = 1 380 000 –
1 265 000= 115000
КоэффициентВМ = ВМ / Выручка = 155 000 / 1 380 000 = 0,083
Прибыль =ВМ – постоянные затраты = 115 000 — 92 500 = 22 500 руб.
22 500 /142 500 = 0, 16
Прибыль снизиласьна 16%
Объем реализациипри изменении цены:
Объем реализации= (ВМ (исх.) / коэф.ВМ (нов.)) / Новая цена = (235
000 / 0,083)/ 276 = 10 258
2. при увеличенииобъема реализации на 8%
Цена – 300руб.
Переменныеиздержки – 253 руб.
Объем реализации= 5400
Выручка =300 * 5400 = 1 620 000
Сумма переменныеиздержек = 253 * 5400 = 1 366 200
ВМ = Выручка– переменные затраты = 1 620 000 – 1 366 200 = 253 800
Прибыль =253 800 — 92 500 = 143 300 руб.
143 300 /142 500 = 1,005
Прибыль увеличиласьна 0,5 %
3. Запасфинансовой прочности = Выручка от реализации – порог рентабельности.
Выручка отреализации = 5000 * 300 = 1 500 000 руб.
Порог рентабельности= Постоянные затраты / ВМ = 92 500 / 0,16 = 578 125 (шт.)
Запас финансовойпрочности = 1 500 000 — 578125 = 932 875 руб.
4. Сила воздействияоперационного рычага (СВОР)
СВОР = ВМ/ Прибыль = 235 000 / 142 500 = 1, 6
Выводы: при увеличении цены на 8 % прибыль увеличитсяна 84%, а объем реализации без потери прибыли можно будет снизить до 3 311 шт.;при уменьшении цены на 8 % прибыль снизилась на 16%, а объем реализации без измененияприбыли нужно будет увеличить до 10 258; при 8% увеличении объема реализации прибыльувеличится на 0,5%, ЗФП составляет 932 875 руб., СВОР — 1,6.
Когда выручкаот реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждыйпроцент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли.Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.При возрастании же выручкиот реализации, если и порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден,сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки даетвсе меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затратв общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересамидальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходитсяпроходить новый порог рентабельности.
На небольшомудалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной,а затем вновь начнет убывать… и так вплоть до нового скачка постоянных затратс преодолением нового порога рентабельности.
 
9.  Задача №9
В практическихрасчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношениетак называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменныхзатрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализациии переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначаетсятоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытиепостоянных расходов, но и на формирование прибыли.
СВОР = ВМ/Прибыль
где валоваямаржа (ВМ) – разница между выручкой от реализации и переменными затратами.
Порог рентабельности– это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков,но ещё и не имеет прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянныхзатрат, а прибыль равна нулю.
Порог рентабельности= Постоянные затраты/валовая маржа в относительном выражении.
Валовая маржав относительном выражении = Валовая маржа/ выручка от реализации.
Запас финансовойпрочности = Выручка от реализации – порог рентабельности.
Задача №9
Фирма специализируется напроизводстве аудиокассет. В 2003 году при объеме реализации 61 500 руб. (включаяНДС) фирма несет убытки.
Конъюнктурные исследованияпоказали, что аналогичные предприятия (фирмы), работающие в тех же условиях и потому же принципу, имеют прибыль на уровне 6 % оборота.
С целью достижения прибылив размере 6 % сегодняшней выручки от реализации, руководство фирмы наметило четыреальтернативных выхода из кризисной ситуации:
1.  Увеличения объема реализации.
2.  Сокращение издержек.
3.  Изменение ориентации реализации (выборболее рентабельных изделий, более выгодных заказчиков, более прибыльных объемовзаказов и путей реализации).
Переменные издержки: 39 072,35
Сырье и материалы 20 800,00
Заработная плата основныхпроизводственных рабочих 12 110,00
ЕСН и отчисления в ФСС 4662,35
Прочие переменные издержки1500,00
Постоянные издержки: 16 160,00
Заработная плата 7000,00
ЕСН и отчисления в ФСС 2695,00
Аренда 950,00
Амортизация 740,00
Прочие постоянные издержки3870,00
В состав постоянных издержекпо заработной плате входит заработная плата мастера, контролирующего выпуск определенноговида продукции – 2785 руб. (с начислениями в сумме 3857,25 руб.).
1. Провести анализ чувствительностиприбыли к изменениям для каждого из трех направлений увеличения рентабельности.
Характеризуя четвертое направлениевыхода из кризиса (изменение ассортиментной политики), использовать данные по основнымвидам продукции фирмы, представленные в таблице, руб.Показатель Основа кассеты Лента Футляр Итого Выручка от реализации 20 000,00 10 000,00 20 000,00 50 000,00
Переменные издержки:
материалы
заработная плата
начисления
прочие издержки
15 432,60
7040,00
5760,00
2217,60
415,00
7051,00
3050,00
2600,00
1001,00
400,00
16 588,75
10 710,00
3750,00
1443,75
685,00
39 072,35
20 800,00
12 110,00
4662,35
1500,00
Постоянные издержки:
заработная плата
начисленная
аренда
амортизация
заработная плата
мастера с начислениями
прочие постоянные издержки 1100,00 900,00 1875,25
16 160,00
4215,00
1622,75
950,00
740,00
3857,25
3870,00
2.  Фирма решила полностью прекратить выпускнаименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве прибыльныхизделий. Маркетинговые исследования показали, что расширить реализацию футляровбез снижения цены невозможно; в то же время на рынке более рентабельной продукции– ленты – платежеспособный спрос превышает предложение. Фирма сняла с производстваоснову кассеты и резко увеличила производство ленты. Фирма для выхода из кризиснойситуации взяла кредит, % по которому составляют 0,6 тыс. руб. Провести оценку перечисленныхв условиях задания направлений выхода из кризиса.
1. Проведем анализ чувствительностиприбыли к изменениям для каждого из четырех направлений увеличения рентабельности.
Для достижения фирмой 6% рентабельностиоборота, т.е. получение 3690 тыс. руб. прибыли, рассчитаем с помощью таблицы основныеэлементы операционного рычага:
ВМ = Выручка – Переменныеиздержки
ВМ = 50 000 — 39 072,35 =10 927,65 руб.
Коэффициент ВМ = (10 927,65/ 50 000) * 100% = 21,9 %
Порог рентабельности = (16160 + 3857,25) / 0,219 = 91 402,97 руб.
ЗФП = Выручка — ПР
ЗФП = 50 000 – 91 402,97 =-41402,97 руб.Показатель Основа Лента Футляр Итого % кассеты Объем реализации 61500,00 Косвенные налоги 11500,00 Выручка от реализации за вычетом косвенных налогов 20000,00 10000,00 20000,00 50000,00 100 Переменные издержки 15432,60 7051,00 16588,75 39072,35 78,1
Валовая маржа1 4567,40 2949,00 3411,25 10927,65 21,9 То же, в % к выручке 22,8 29,5 17,1 Постоянные издержки по оплате труда мастера 1100,00 900,00 1875,25 3857,25 7,7
Валовая маржа2 3467,40 2049,00 1536,00 7070,40 14,2 То же, в % к выручке 17,3 20,5 7,7 Постоянные издержки 12302,75 24,6 Прибыль (убыток) -5232,35 -10,4

1.1 Увеличение объема реализацииприведет к пропорциональному увеличению переменных издержек. Если переменные издержкипо отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (т.е. процент валовоймаржи не меняется), то объем выручки от реализации, соответствующий новому уровнюваловой маржи должен составить
(Новая валовая маржа / Исходнаяваловая маржа, %) * 100
Новая валовая маржа должнадостигнуть такого уровня, чтобы покрыть постоянные издержки и обеспечить получениеприбыли в сумме 3690 тыс. руб.:
16 160 + 3 690 = 19 850руб.
Тогда новая выручка от реализациисоставит:
Новая выручка = 19 850 / 0,219=90639,26 руб.
1.2. Сокращение издержек должносоставить:
Убыток + желаемая прибыль= 5232,35 + 3690 = 8922,35 руб.
Новые постоянные издержки= 16 160 – 8922,35 = 7 237,65
Предположим, что фирме удастсяснизить постоянные издержки на 1 тыс. руб., после чего убытки составят 4232,35 руб.
Новая валовая маржа должнапокрыть новый уровень постоянных издержек и обеспечить прежнюю прибыль в 3690 тыс.руб.:

10 927,65 + 4232,35 + 3690= 18 850руб.
Тогда объем реализации долженсоставить:
18 850 / 0,219 = 86 073 руб.
1.3. Для определения направленийизменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельностиразличных групп изделий. Расчет составлен на основе двух величин валовой маржи,соответствующих двум различным направлениям выхода из кризиса. Валовая маржа получаетсяпосле возмещения переменных издержек, обусловленных производством данного вида продукции.Каждый из представленных видов продукции имеет и накладные расходы постоянного характера.К ним можно отнести зарплату мастера. Если один из трех видов продукции исключаетсяиз производственной программы, то и переменные издержки, связанные с этой продукцией,исключаются из расчета рентабельности. Постоянные издержки по оплате труда мастераперераспределяются на другие изделия. После замены этой статьи Валовой мажой1,получаем Валовую маржу2, которая является ценной характеристикой рентабельностиразличных групп изделий для второго направления выхода из кризиса.
Анализ показывает, что наименеерентабельным является выпуск футляров, процент валовой маржи2 по которымсоставляет 1536,00 руб./ 20000,00 руб. * 100 = 7,7 %. Процент валовой маржи2производства основы кассеты составляет 17,3 %, а наиболее рентабельным являетсяпроизводство ленты с процентом валовой маржи3 на уровне 20,5 %.
2. Фирма решила полностьюпрекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое вниманиена производстве основы кассеты и ленты. Маркетинговые исследования показали, чторасширить реализацию футляров без соответствующего снижения цены практически невозможно;в то же время на рынке более рентабельной продукции – ленты – платежеспособный спросзначительно превышает предложение. Фирма сняла с производства футляры и резко увеличилапроизводство ленты. Фирма для выхода из кризисной ситуации взяла кредит, % по которомусоставляют 0,6 тыс. руб.
Прибыль должна составить 3690тыс. руб., объем реализации основы кассеты не изменился.
— Валовая маржа всей фирмыравна:
(12 302,75 + 3 690) = 15 992,75руб.
— Валовая маржа ленты составляет:
(15 992,75 – 3467,40) = 12525,35 руб.
— Выручка от реализации лентыв новых условиях составляет:
(12 525,35 + 900,00 + 1875,25)/ 0,4 = 38 275,62 руб.
— Выручка от реализации всейфирмы равна:
(38 275,62 + 20 000) = 58275,62 руб.
— для выхода из кризиснойситуации фирма взяла кредит, проценты по которому составляют 0,6 тыс. руб.; теперьсила воздействия финансового рычага равна
СФР = 1 + (% за кредит / балансовуюприбыль)
СФР = 1 + (600 / 3690) = 1,16%

Тем больше СФР, тем большефинансовый риск. При не привлечении заемных средств, СФР = 1, наш вариант не намногопревышает данный показатель (0,16%).
Далее проведем оценку перечисленныхтрех направлений выхода из кризиса.
Оценку преимуществ различныхнаправлений выхода из кризиса представим в виде таблицы:Направления выхода из кризиса Выручка от реализации, руб. Валовая маржа, руб. Сила операционного рычага (валовая маржа на прибыль) Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов 1. Увеличение выручки от реализации 90 629,36 19 850 0,22 0,25 2. Увеличение выручки и снижение издержек 86 073 18 850 0,22 0,25 3. Изменение ассортиментной политики 58 275,62 15 992,75 3,64 4,22
Выводы: очевидно преимущество первого направлениявыхода из кризиса, выручка от реализации при таком развитии событий самая высокая.Первое направление позволяет сохранить значительный рыночный сегмент при относительноменьшем предпринимательском риске.
10. Задача 10
«Разницумежду текущими активами и текущими пассивами составляет текущие финансовые потребности(ТФП) или разница между средствами, иммобилизированными в запасах и клиентской задолженностии задолженностью предприятия поставщикам, называется в мировой практике текущимифинансовыми потребностями.»[4]
ВеличинуТФП часто обозначают так же, как потребность в оборотных средствах или просто _эксплуатационные потребности.
ТФП = Запасысырья и готовой продукции + дебиторская задолженность – кредиторская задолженность.
Целесообразнопериод оборачиваемости оборотных средств, т.е. время, необходимое для превращениясредств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в денежные средства насчетах.
Период оборачиваемостиоборотных средств = период оборачиваемости запасов + период оборачиваемости дебиторскойзадолженности – период оборачиваемости кредиторской задолженности.
Ключевымметодом ускорения оборачиваемости оборотных средств является экономический размерзаказа.
Экономныйразмер заказа – это такой заказ, при котором суммарные издержки на хранение и подготовкуединицы заказа минимальны.
Для определенияэкономного размера заказа следует воспользоваться следующей формулой:
Экономныйразмер заказа = />,
где: П –годовая потребность в запасах, ед.; З– затраты на подготовку одной пар-тии заказа,руб.; С – стоимость хранения единицы заказа, руб.
Задача №10
Фирма, специализирующаясяна выпуске телевизоров, закупает необходимое сырье и материалы. Стоимость храненияединицы запаса составляет 60 руб. Организационные расходы на выполнение заказа составляют400 руб. на каждую партию. Общая годовая потребность в сырье и материалах – 500тыс. единиц.
Определите оптимальный размерзаказа для фирмы.
Экономный размер заказа =/>= />= 2582 ед.
Ответ: экономический размер заказа фирмы равен– 2582
Выводы:
Таким образом, 2582 – этотакой заказ, который позволит фирме минимизировать общие переменные издержки, связанныйс заказом и хранением запасов.
Из практики давно известно,что намного дешевле заказать больше, чем меньше. Так минимизируется риск потериклиентов, которым нужно будет в срочном порядке предоставить заказ, а необходимыхкомпонентов для этого заказа у фирмы не окажется. Клиент уйдет к конкуренту. Лучшепереплатить за хранение запаса, чем не запастись нужным количеством. Именно по этимсоображением необходимо рассчитывать оптимальный размер заказа, чтобы найти балансмежду излишним заполнением склада и несвоевременной недостачей единиц запаса.
11. Задача 11
Одним из ключевых моментовускорения оборачиваемости оборотных средств является спонтанное финансирование.
Спонтанное финансирование– это определение скидок покупателям за сокращение сроков расчета.
Всегда возникает вопрос, стоитли оплачивать товар до истечения определенного срока, и при этом покупатель можетвоспользоваться солидной скидкой с цены.
Цена отказа от скидки рассчитываетсяпо следующей формуле:
Цена отказаот скидки = (% скидки / 100% — % скидки) * 100 * (360 дней / (макс.длит.отсрочкиплатежа, дн -период, в теч. кот. предост.скидки))
Задача №11
Фирма предлагает спецодеждуна следующих условиях: 4% скидка при платеже в 5-дневный срок при максимальной отсрочкеплатежа – 12 дней. Уровень банковского процента составляет 60% годовых. Начальниксчитает, что следует отказаться от данного предложения фирмы.
Согласны ли вы с ним? Пояснитесвой ответ.
Цена отказаот скидки =(4 / (100 – 4)) * 100 * 360 / (12 – 5) = 214,34
Ответ:так как цена отказа превысиластавку банковского процента, то следует обратиться в банк за кредитом и оплатитьтовар в течении льготного периода.
Выводы: трудно реализовать товар без коммерческогокредита. В развитых странах эта проблема решается введением спонтанного финансирования,при котором за оплату товара до истечения определенного срока покупатель получаетсолидную скидку с цены. После этого срока покупатель выплачивает полную стоимостьпри соблюдении договорного срока платежа.
Я не согласна с начальником,так как считаю, что фирме стоит прибегнуть к спонтанному финансированию, ведь ценаотказа от скидки превысила банковский процент за кредит (214,34>60), поэтомувыгоднее будет воспользоваться заемными средствами и сэкономить деньги.

ЗаключениеГлавнаязадача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно-финансовойдеятельности с целью удовлетворения потребностей людей в своей продукции и получениянаибольшей прибыли.Финансыпредприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формированиеи использование производственных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.Задачей каждого предприятия является планирование и использование финансовых ресурсовв целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости. Финансы предприятийслужат важным звеном в рыночной экономической системе, поскольку именно на этомуровне создаются основные денежные ресурсы страны.Особоеместо в деятельности компаний занимает управление финансовыми потоками и в даннойработе автор попытался показать различные пути развития предприятия в зависимостиот принимаемых решений, выгодность тех или иных действий. Приведены конкретные примерыи наиболее успешные решения поставленных перед предприятиями задач.

Список литературы
1.  Акулов В.Б.: Финансовый менеджмент. Учебник- М.: «Финансы и статистика», 2003.
2.  Балабанов И.Т. Сборник задач по финансовомуменеджменту: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1994.
3.  Бланк И.А.: Финансовый менеджмент: Учебныйкурс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, «Ника — центр», 2004. – 656 с.
4.  Ковалев В. В.: Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.
5.  Комаха А., журнал «Финансовый директор»,№ 4/2001 г
6.  Мухачев В.М. Финансовый менеджмент: Учебно-методическийкомплекс. – М.: Изд-во СЗАГС, 2005. — 96с.
7.  Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслейнародного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2000. — 292 с.
8.  Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансовогоменеджмента. – Минск: 2002
9.  Финансовый менеджмент: теория и практика:Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. – 6-е изд. – М.: Изд-во «Перспектива», 2008.– 656с.
10.  Финансовый менеджмент / под редакциейН.Ф. Самсоновой – М: Юнити, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.