Тема:Управление финансами внешнеэкономической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. 5
Необходимость исущность финансов предприятия. 5
Функции и принципыфинансов предприятия. 7
УПРАВЛЕНИЕФИНАНСАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 14
Финансовыеаспекты внешнеэкономической деятельности предприятия. 14
Валютное регулированиевнешнеэкономической деятельности. 20
АНАЛИЗВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 25
Характеристикапредприятия. Виды операций во внешнеэкономической деятельности. 25
Анализвнешнеэкономической деятельности ОАО «Керамин» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ. 36
/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Управление финансами —понятие комплексное. Оно предполагает, что государство использует финансы вкачестве инструмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощьюна весь процесс общественного производства. Такое воздействие может бытьколичественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетныхассигнований на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к егоускорению или замедлению. Поэтому одной из целей данной курсовой работыявляется изучение понятия и значения финансов предприятий.
Внешнеэкономическаядеятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельныххозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельностьнаправлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, созданиеправовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие иповышение эффективности внешнеэкономических связей.
Предприятиемявляется хозяйствующий субъект, который на основе использования экономическихресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги.Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственнойдеятельности, связанная с международной производственной интеграцией икооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключениеи исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическаядеятельность является составной частью всей работы большинства предприятий.Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности,такие как использование преимуществ международной кооперации производства исвобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач,таких как:
- свободныйвыбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
- свободавыбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальнойприбыльностью;
- свободавыбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степениотвечающего экономическим интересам предприятия;
- свободавыбора путей и возможностей повышения технического уровня производства иконкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортногопотенциала;
- включаясьв международную кооперацию производства, предприятие становится участникоммеждународного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельныеэлементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу дляэкономической стабильности отдельных его звеньев.
Отличиявнешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаютсяв том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе,регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическуюдеятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильностьнациональной экономики, система мировых цен, а также правовая системасобственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляетвнешнеэкономическую деятельность.
Целью настоящей работыявляется исследование сущности, целей и основных характеристиквнешнеэкономической деятельности предприятия. В процессеработы были изучены теоретические материалы:аналитическая информация, научная литература и различные методическиеисточники.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ/>/>/> 1.1. Необходимость и сущность финансов предприятий
Финансыорганизаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы,охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостномвыражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основномсоздаются совокупный общественный продукт и национальный доход.
Финансовыеусловия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились влиберализации экономики, изменении форм собственности, проведенииширокомасштабной приватизации, изменении условий государственногорегулирования, введении системы налогообложения организаций и предприятий. Всеэто привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательскойдеятельности для всех предприятий и организаций, независимо от формсобственности, стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала[12, c. 6].
Входе предпринимательской деятельности организаций и предприятий возникаютопределенные финансовые отношения, связанные с организацией производства иреализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированиемсобственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источниковфинансирования, их распределением и использованием.
Материальнойосновой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения — частьденежных отношений и возникают лишь при реальном движении денежных средств,сопровождаются формированием и использованием собственного капитала,централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [20, c.8].
Финансыорганизаций в совокупности являются основным звеном финансовой системы. Попризнаку характера обслуживаемых сфер общественного производства различаютфинансы предприятий сферы материального производства и финансы организацийнепроизводственной сферы.
Однимиз основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятияявляются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектамэтой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты,продажа продукции- получением денег в обмен на поставленную продукцию, уплатаналогов- платежами в бюджет, получение (погашение) банковского кредита-движением денежных средств по счетам предприятия и т.п. все подобные денежныеотношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия.
Такимобразом, финансы предприятий – совокупность денежных или финансовых отношений,возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и(или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использованияна нужды производства и потребления. Финансовая наука изучает не ресурсы кактаковые, а отношения, возникающие на основе образования и использования этихресурсов [19, c. 7].
Сферыпроявления финансовых отношений:
1. отношениямежду предприятиями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий,реализации продукции и услуг;
2. отношениямежду предприятиями и банками, возникающие при получении и погашении кредита,при покупке и продаже валюты, по расчётам за банковские услуги;
3. отношениясо страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, коммерческихи финансовых рисков;
4. отношенияс товарными, сырьевыми, фондовыми биржами по операциям с производственнымиактивами;
5. отношенияс инвестиционными фондами и компаниями по размещению инвестиций, приватизации;
6. отношенияс филиалами и дочерними фирмами;
7. отношенияс персоналом по выплате заработной платы, дивидендов, с акционерами, если онине являются членами трудового коллектива;
8. отношенияс налоговой службой при уплате налогов, с аудиторскими фирмами, с внебюджетнымиорганизациями./>/>/>1.2. Функции ипринципы финансов предприятий
Финансы, какобщеэкономическая категория выполняют множество функций, т.е. динамическихпроявлений своих свойств и предназначений. Основными из них являются:инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходораспределительная,обеспечивающая и контрольная.
Первая функцияпроявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационныхгруппировок, основными из которых являются: а) структурные подразделенияпредприятия и (или) виды деятельности; б) виды активов [12, c.9].
Распределениесовокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видовдеятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамкахинвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее вниманиеуделяется тому или иному подразделению, дивизиону, технологической линии и др.Основным критерием в этом случае, как правило, является прогнозируемаярентабельность инвестиций. Распределительная функция финансов предприятия спозиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активнуюсторону баланса.
Фондообразующая функцияреализуется в ходе оптимизации правой (т.е. источниковой, пассивной) стороныбаланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников, причем ихмного, и они, как правило, небесплатны. Здесь возникает естественное желаниевыбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект принеобходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах,что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ.
Сутьдоходораспределительной функции в том, что решающую роль в создании ифункционировании предприятия несут его собственники; они могут ликвидироватькомпанию, поддерживать величину вложенного капитала на уровне, непредусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в видедивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов внадежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем.Аргументы в пользу того или иного решения формируются в рамках дивиденднойполитики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него ивыплачивается в виде дивидендов [12, c.10].
Смысл обеспечивающейфункции финансов определяется, во-первых, целевым предназначением предприятияи, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначениепредприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодарячему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется вполучении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходнымиинвестициями. В чисто процедурном плане горазд значимее второй аспект- системарасчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения всистемах «предприятие-государство», «предприятие-предприятие», «предприятие- работники»,«предприятие-собственник» и т.п. чаще всего выражаются в форме денежныхотношений. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспеченияэтой текущей, рутинной деятельности.
Контрольная функцияфинансов предприятий проявляется в контроле за обоснованностью формированиядоходов, за затратами предприятия, рациональным использованием денежных фондов,уплатой налогов в бюджет и отчислениями во внебюджетные социальные фонды.Финансовый контроль осуществляется в процессе использования денежных фондов поцелевому назначению. Реализация этой функции осуществляется с помощьюфинансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработкинеобходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.
Финансовые отношениякоммерческий организаций строятся на определенных принципах, связанных сосновами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянномразвитии и совершенствовании.
Выделяют следующиепринципы финансов предприятий.
1. Принципхозяйственной самостоятельности — не может быть реализован безсамостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, чтохозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельноопределяют сферу экономической деятельности, источники финансирования,направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращениякапитала, повышения благосостояния владельцев фирмы [9, c.12].
Рынок стимулируеткоммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала,созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу.Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращениякапитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовыеинвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценныхбумаг других предприятий, государства, участия в деятельности другиххозяйствующих субъектов.
2. Принципсамофинансирования. Реализация этого принципа — одно из основных условийпредпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособностьхозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемостьзатрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказаниеуслуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежныхсредств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов [20, c.13].
В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вессобственных средств достигает 70% и более. Организации ряда отраслей, выпускаяпродукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинамне могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятиягородского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, обороннойпромышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможностиполучают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования избюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Самофинансированиеимеет целый ряд преимуществ:
• исключаютсярасходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);
• предприятиестановится более независимым от внешнего капитала;
• за счетдополнительного собственного капитала повышается надежность икредитоспособность предприятия;
• облегчаетсяпроцесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительныхинвестиций.
3. Принципматериальной заинтересованности. Смысл принципа материальнойзаинтересованности, или принципа финансового стимулирования(поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управленияфинансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельныхподразделений и организационной структуры управления предприятием в целом.Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболееэффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центровответственности. Смысл выделения центров ответственности- в поощренииинициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работыподразделений, получении относительной экономии издержек производства иобращения [9, c. 14].
4. Принципобеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательскойдеятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнессредств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов идругих аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятияв критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервымогут формироваться предприятиями всех организационно-правовых формсобственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и другихобязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв взаконодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовыхвозможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые дляих финансовой устойчивости.
5. Принципсочетания финансового планирования и коммерческого расчета. Важным принципоморганизации финансов предприятий является сочетание финансового планирования икоммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчетнесовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практикеобщепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексныепрограммы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирмане начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованиемфинансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменногопланирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе.Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубокомизучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовыхвозможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатомкоммерческого расчета.
6. Принципматериальной ответственности. В любом предприятии складывается система мерпоощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельныхработников. Составным элементом такой системы является идея материальнойответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющиеотношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем занеоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальнойответственности могут быть различными, однако основные их них две:индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
7. Принципэкономической эффективности. Смысловая нагрузка принципа экономическойэффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание ифункционирование некоторой системы управления финансами предприятий снеизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономическицелесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми иликосвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначныеколичественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность,оптимизация организационной структуры осуществляется на основе экспертныхоценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегдасубъективна [20, c. 14].
8. Принципфинансового контроля. Деятельность предприятия в целом, его подразделений иотдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут бытьпостроены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контрольявляется наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейшихспособов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании иее управленческого персонала является проведение аудиторский проверок.Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельностьаудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерскойотчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и другихфинансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказаниюиных аудиторских услуг. Внутренний финансовый контроль осуществляется путеморганизации системы внутреннего аудита.
2.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия
Понятие внешнеэкономическаядеятельность (ВЭД) предприятия включаетв себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность: производственнуюкооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами,услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительныеправа на них (интеллектуальная собственность). ВЭД вовсех странах выполняет рядфункций:
• способствует выравниванию уровня экономическогоразвития (национального и мирового);
• осуществляетсоизмерение национальных и мировых издержек производства;
• реализует преимуществамеждународного разделения труда и, как следствие, способствует повышениюэффективности национальной экономики.
Включение национальной экономики в мировую влияет наразвитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодолениякризисных явлений и ускорения перехода к рыночному хозяйствуй Опытвосточноевропейских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси,практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и рядаразвивающихся стран показывают, что производство на экспорт, различные формы международнойпроизводственной кооперации становятся важнейшимфактором экономического роста.
Внешнеэкономическаядеятельность оказывает положительное влияние на развитие экономики в разныхаспектах:
• во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта.В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным факторомфинансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС,акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджетареспублики;
• во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровняпроизводства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействиемНТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, возросли затратына научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опытпоказывает, та только за счет внутренних источников решить проблему обновленияпроизводственных факторов невозможно;
• в-третьих,ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственногосотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместнойдеятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней намировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений:закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы,консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий нановые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли ипредприятия, где необходима техническая и технологическая модернизация.
Выходпредприятий на мировой рынок позволяет обеспечить их реальное участие вмеждународных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли иповышения рентабельности за счет широкого использования преимуществмеждународного разделения труда. Согласно действующему законодательству оноимеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнемрынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности предприятияпостоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности предприятийявляются составной частью и одним из источников доходов государственных финансовв данной сфере деятельности.
Какособая сфера функционирования финансы ВЭД обладаютспецифическими чертами. Область их существования ограничивается сферойвнешнеэкономической деятельности. Онивоплощаются в ресурсах, формирующихся не только в национальной, но ииностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду снациональными юридическими и физическими лицами являются такжезарубежные партнеры в лице иностранного государства, международной организации,иностранные юридические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходитпод влиянием сложившейся системы международных валютно-кредитных и расчетныхотношений.
Финансывнешнеэкономической деятельности предприятий выражают систему экономическихотношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежныхсредств, полученных от внешнеэкономической деятельности в иностранной инациональной валите. Они включают специфические отношения:
• междурезидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг),предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;
• предприятиямии коллективами их работников при выплате заработной платы, премий,распределении средств фонда потребления;
• предприятиямии финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальнойвалюты; а в части иностранной валюты — по поводу распределения валютной выручки,покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фондагосударства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;
• предприятиямии кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов закредит в. иностранной и национальной валюте;
• партнерамисовместного предприятия, связанные с формированием уставного фонда,распределением доходов и др.;
• государствамии международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи,выдачи и погашения ссуд и т. д.
Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляетсяс помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собойсовокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов ивключает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.
Структураорганов управления представлена следующими уровнями:
• общегосударственный – Парламент,Президент, Правительство;
• функциональный – органыгосударственного планирования, финансирования и контроля валютной деятельности(Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов,Национальный банк и т. п.);
• хозяйственный – субъектыхозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельноосуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.
Центральнымисполнительным органом, координирующим внешнеэкономическую деятельность,является Министерство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает)решения по вопросам государственной внешней политики и обеспечивает ихреализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:
• созданиеблагоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) навнешних рынках;
• разработкапредложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового иплатежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного инетарифного регулирования внешней торговли;
• анализ ипрогноз тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики вреспублике, содействие в привлечении иностранного капитала;
• участиев работе по координации предоставления и контролю зараспределением государственных централизованныхвалютных ресурсов;
• разработка и осуществление совместно с заинтересованнымисторонами мероприятий по развитию и улучшению структурыэкспорта и импорта и другие задачи.
НаМинистерство экономики возложена разработка социально-экономическойстратегии, включая определение основных направленийразвития ВЭД и формирования приоритетов вовнешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, отвечающихэкономическим интересам нашей страны.
Министерствофинансов осуществляет выработку финансовой политики в сфере хозяйственнойдеятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует врегулировании экспортно-импортных операций, в формировании и использованиигосударственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляетдеятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другимиорганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международнымэкономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованиювалютно-финансовых отношений с иностранными государствами.
Государственныйтаможенный комитет (ГТК) осуществляет таможенное регулирование и контроль натерритории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сферевнешнеэкономической деятельности. В его функциивходит:
• реализациятаможенной политики;
• обеспечениесоблюдения законодательства о таможенном деле;
• обеспечение впределах своей компетенции экономической безопасности республики;
• борьба сконтрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах,находящихся в области таможенных органов;
• своевременноеи полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Национальныйбанк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банкахдругих стран; совместно с Министерством финансов определяет условия и порядокфинансирования внешнеэкономической деятельности. Он регулирует валютныеоперации и курс белорусского рубля по отношению к валютам других государств,вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам наосуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроляпо экспорту и импорту. Национальный банктакже определяет порядок функционированияи выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств.
Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь являетсянегосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитиюнациональной экономики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объединяетюридических лиц и предпринимателей и осуществляет свою деятельность в целях интегрированиябелорусской экономики в мировую хозяйственную систему, формирования рыночнойинфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательскойдеятельности, а также расширения торгово-экономических связей республики с другими странами.
На уровне предприятия управление внешнеэкономической деятельностьюосуществляется посредством внешнеторгового аппарата, организационная структуракоторого весьма разнообразная Она зависит от размера предприятия, характера егопроизводственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления,совокупности внешних условий функционирования, уровня развития экспорта. Сучетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура(например, внешнеторговая фирма, управление внешнеэкономической деятельностью, отдел внешнеэкономическихсвязей).
2.2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
Важной составляющей в механизмерегулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного контроля. Валютное законодательствопредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления валютныхопераций, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза,вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функцииорганов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.
Практика валютного регулирования ВЭДсводится к следующимосновным мерам:
• лицензирование деятельности коммерческих банков на проведениевалютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;
• проведение всех операций исключительно через уполномоченныебанки и осуществлениепоследними контроля засоответствием проводимых клиентами операции действующему валютномузаконодательству;
• предоставление в банки надлежащим образом оформленныхбанковских документов, содержащих информацию с валютной операции;
• обязательность хранения юридическими лицами-резидентамипринадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банкахРеспублики Беларусь и своих валютных кассах;
• регулированиекурса белорусского рубля к иностранным валютам;
• регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;
• определениепорядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования;осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций,связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.
Согласнонациональному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности,получающие валютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банкахреспублики или в предусмотренных законодательством случаях — на счета виностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования пообеспечению поступления:
• выручки отпродажи продукции по экспортному контракту — не позднее 180 календарных дней сдаты отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг — непозднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;
• товара поимпортному контракту — не позднее 60 календарных дней с даты проведенияполучателем платежа за товар;
• товара поимпорту согласно бартерному контракту — не позднее 60 календарных дней с датывыполнения экспортной части данного контракта.
Оплата илипоставка товара за третьих лиц или третьими лицами по внешнеэкономическимсделкам допускается при наличии договора об уступке требования либо переводедолга, заключенного в соответствии с законодательством, лишь в тех случаях,когда стороне по такой сделке — резиденту Республики Беларусь поступает иностраннаявалюта или сырье, материалы, комплектующие изделия энергоносители,используемые для собственного производства.
Поскольку вБеларуси еще не отлажен рыночный механизмперераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования,основанный на валютном курсе, такое перераспределениеосуществляется путем создания дополнительных условий, в том числечерез обязательную продажу части валютной выручки навалютном рынке. Все предприятия независимо от формсобственности и места регистрации, получающие выручку отэкспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемойвалюте и от операций на внутреннем валютном рынке,обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондоваябиржа» (БВФБ) 30 % этих средств в течение 5 днейпосле поступления на счета белорусских или иностранныхбанков, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством.
Существуютнекоторые льготы по обязательной продаже валютнойвыручки. Не подлежат обязательной продаже суммыконвертируемой валюты и российских рублей:
• приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютномрынке Республики Беларусь;
• поступившие в качестве вклада в уставныефонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доляиностранных участников превышает 30 %, а также в уставныефонды банков от резидентов Республики Беларусь;
• поступившие в виде привлеченных средств (кредитов,депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;
• поступившие в качестве возврата основной суммы кредита(займа, депозита);
• поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, атакже полученные от международных организаций ииностранных государств в порядке оказания РеспубликеБеларусь помощи, при условии использования ее по назначению;
• поступившие в рамках целевого финансирования за счет средствреспубликанского и местных бюджетов;
• поступившие на счета Фонда социальной защиты населенияМинистерства социальной защиты для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а также поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;
• поступившие энерго-, газо- инефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средствв иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;
• поступившие на счета юридических лиц ипредпринимателей от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь, выступающим вкачестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;
• поступившие на счета юридических лиц ипредпринимателей и не принадлежащие им на праве собственности (полного хозяйственного ведения, оперативногоуправления) в соответствии сзаконодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектамихозяйствования;
• взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами вгосударственный бюджет в течение 5 дней с даты поступления.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Характеристика предприятия. Виды операций вовнешнеэкономической деятельности.
ОАО«Керамин»- современное предприятие, оснащённоепередовыми технологиями и новейшим оборудованием для керамической отрасливедущих мировых производителей. С 1990 года предприятие сотрудничает ситальянской фирмой «SACMI» — лидером по производству оборудования длякерамической отрасли. Результатом успешной совместной работы сталакрупномасштабная модернизация производства. На предприятии используют уникальныеинновационные разработки, постоянно идёт модернизация технологических процессови производственных циклов, что позволяет создавать уникальные продукты. Сегоднястало возможным имитировать различные фактуры натурального камня, текстильныхматериалов, дерева, металла. Завод постоянно ведёт работу по обновлениюассортимента выпускаемой продукции. Изучается опыт ведущих предприятий Испаниии Италии в разработке новых дизайнов плитки и применения новейших технологий.Сегодня новые виды керамических плиток ОАО «Керамин» по всемхарактеристикам не уступают аналогам ведущих мировых производителейкерамических плиток. А разнообразие ассортимента выпускаемой продукциипозволяет предлагать покупателям изысканную по дизайну, современную, моднуюпродукцию высокого качества, различных ценовых категорий и широкого спектраприменения.
С 1997 года наоборудовании итальянской фирмы «SACMI» начато производство новогоуникального материала – керамического гранита. Керамический гранит (GRESporcellanato (ит.)) – одна из новейших технологий в керамическом производстве.Керамический гранит относится к области высоких технологий и представляет собойновое поколение керамики, которая не просто имитирует природный камень, нопосредством использования природного сырья и современных высоких технологийвоспроизводит свойства натурального камня. Керамический гранит ОАО«Керамин» успешно прошёл испытания на соответствие европейскимстандартам и получил положительное заключение в Керамическом Центре в г.Болонье – официальном контрольном органе Италии. По своим техническим,эксплуатационным и эстетическим характеристикам не уступает аналогичнойпродукции испанских и итальянских производителей, его качество и дизайнвосхищает специалистов крупнейших передовых производителей керамической плиткии керамического гранита.
Модернизация исовершенствование технологических процессов на предприятии ведётся постоянно.Так в 2000-2003 годах большая часть оборудования обновлена. Установленоитальянское оборудование «System Ceramics» и внедрена технологиянанесения рисунка установкой «ROTOCOLOR». Установленные линиятретьего обжига фирмы «КЕМАС» по производству фризовой плитки и двелинии по выпуску объемных декоративных элементов позволили дополнить,разнообразить и обогатить существующие коллекции керамической плитки. Сегодняна предприятии имеются возможности выпускать новые, актуальные и современныевиды продукции, интересные коллекции, плитки инновационных фактур и сложныхдизайнов. Режим работы конвейерных линий принят по их максимальной загрузке –360 суток в году, что позволяет бесперебойно вести производство и обеспечиватьпартнёров необходимыми объёмами высококачественной продукции, что, в своюочередь, позволяет им поддерживать в местах продаж оптимальные запасы продукциии в полной мере удовлетворять потребности потребительского рынка.
В 2003-2004 годах напредприятии сертифицирована система качества производства всех видов плитки (втом числе фризов) и санитарно-технических изделий по СТБ ИСО 9001-2001. Этотмеждународный стандарт гарантирует соответствие всем жёстким требованиям настадиях производства, транспортирования и хранения продукции.
В декабре 2005 годапредприятию был выдан экологический сертификат соответствия, которыйудостоверяет, что система управления окружающей средой разработки и производствана предприятии соответствует требованиям СТБ ИСО 14001-2005. Что подтверждаетэкологически безопасное производство и высокое качество контроля на ОАО«Керамин».
Ассортимент выпускаемойпродукции разнообразный. Это более 30 коллекций облицовочной плитки, которыесостоят из светлой и тёмной плитки для стен; декоров и бордюров, включаяобъёмные декоративные элементы; напольной плитки. Коллекции выпускаются вразличных цветовых вариантах. Также производится неколлекционная облицовочнаяплитка, глазурованная плитка для облицовки пола и различные виды керамическогогранита – более 20 коллекций и видов.
Предприятие за годыактивного развития (керамическая плитка производится с 1961 года) накопилоогромный опыт в организации производства, в освоении инновационных технологий,модернизации и совершенствовании производственных процессов, установлениистабильных и взаимовыгодных партнёрских отношениях. Приобрело статус надёжногои успешного производителя и поставщика керамической плитки.
ОАО «Керамин»принимало участие в международных и региональных отраслевых выставках, являетсяпобедителем и лауреатом многочисленных государственных и международныхконкурсов, имеет престижные награды и дипломы: «Бренд года 2004»(Беларусь), «Бренд года 2005» (Беларусь), «Бренд года2005» (Молдова), «Лучшие товары Республики Беларусь»,«Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации»,«Факел Бирмингема» (США) — престижная награда Международной Академиилидеров бизнеса и управления «За успешное экономическое выживание иразвитие в трудных экономических условиях, „Золотой глобус“ (Дания),»Золотая звезда" (Испания), «Гран-при» (Франция),«Золотой орёл» (Германия-Голландия) и другие.
3.2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО«Керамин»
В РеспубликеБеларусь все большее число предприятий включается во внешнеэкономическуюдеятельность и оказывается перед необходимостью организации учета и анализавалютных операций, расчетов с покупателями и поставщиками, документальногооформления импортно-экспортных операций. Сложности в ведении такого учетавызваны прежде всего ежегодно изменяющимся порядком распределения валютнойвыручки, налогообложения, а также тем, что учет ведется параллельно как виностранной валюте, так и в белорусских рублях, пересчитанным по курсу Национальногобанка Республики Беларусь.
Анализ текущихрезультатов хозяйственной деятельности предприятия предполагает выяснение егоэкономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности,финансового положения, эффективности производственно-хозяйственной ивнешнеэкономической деятельности за соответствующий период. Анализируются такиепоказатели как активы, основной капитал, качество и стоимость произведённойпродукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделенийпредприятия, как в своей стране, так и за границей и другие показатели,характеризующие экономический потенциал предприятия.
Наряду с параметрами,описывающими основные количественные и качественные характеристики, важноанализировать так называемые мягкие параметры, характеризующие внешний видтовара (дизайн, цвет), его упаковку, товарный знак и другие показатели.
Внешнеэкономическаядеятельность ОАО «Керамин» направлена на реализацию продукции за пределамиРеспублики Беларусь в России, Украине, Казахстане, Молдове, Литве, Латвии,Узбекистане, Азербайджане, Киргизии.
Одной из важнейшихсоставляющих успешной деятельности предприятия на данных рынках являетсясоздание эффективной товаропроводящей сети на основе региональных дилеров(Торговых домов) и дистрибьюторов, обеспечивающих качественное представлениепродукции ОАО «Керамин» более чем в 1700 розничных мест продаж во всехстранах сбыта.
Вавгусте 2000 г. был создан первый торговый дом — ТД «Керамин Северо-запад», асегодня сеть торговых домов представлена следующими компаниями: ТД «КераминСеверо-Запад» (Санкт-Петербург), ТД «Керамин-Центр» (Москва), ТД «Керамин-Урал»(Челябинск), ТД «Керамин-Юг», ТД «Керамин-Киев», ТД «Керамин-Кишинев», ТД«Керамин-Бишкек», ТД «Керамин» (Минск), ТД «Керамин-Витебск», ТД «Керамин-Гродно»,ТД «Керамин-Могилев», ТД «Керамин-Гомель», ТД «Керамин-Барановичи», ТД«Керамин-Брест», ТД «Керамин-Бобруйск».
Учитывая,что внешнеторговая политика ОАО «Керамин» ориентирована на достижение высокогокачества продукции на уровне зарубежных стандартов, и в конечном итоге,повышение рентабельности производства, постоянно ведется работа по расширениюрынков сбыта не только с партнерами из Российской Федерации, но и с партнерамииз Республики Польша, Германии, Голландии.
Доля экспорта вреализации продукции ОАО «Керамин» составляет по плитке керамической 75-80%, посантехническим изделиям 60-65% (Таблица 3.1). Основной рынок сбыта продукциипредприятия – это Российская Федерация, куда поставляется более 50% всейпроизводимой предприятием продукции, затем следуют Украина и РБ. Наблюдаетсяпозитивное развитие экспорта на рынки Казахстана и Молдовы.
Таблица 3.1. Анализдинамики рынков сбыта продукции за 2005-2007 годы.Товарная продукция в фактических ценах, млн.руб. Внутренний рынок Экспорт 2005 2006 2007 2005 2006 2007 Плитка для пола глазурованная 3157,6 4776,0 8328,5 30251,8 33367,3 40290,2 Гресс 2458,0 3734,4 6236,1 22831,5 30670,9 35352,7 Фасонные изделия 4537,8 4826,8 8328,5 28968,3 36737,7 43450,2 Фриз 1853,0 2438,8 4184,8 14697,8 18705,9 21330,1 Вставка 2836,2 3556,7 4266,7 20833,8 25446,9 30020,2 Плитка облицовочная 4065,2 6071,6 9682,4 25114 23593 27057,6 Всего: 18907,8 25404,3 41027 142697,2 168521,7 197501
Примечание. Источник:собственная разработка.
Из таблицы 3.1 видно,что за последние три года спрос на продукцию растет по всем видам товарнойпродукции. Объем экспортируемой продукции составляет около 75-80% от общегочисла произведенной продукции.
Заминувший год акционерное общество выпустило и реализовало свыше 7,6 миллионов квадратныхметров плитки для облицовки стен, более 5,5 миллионов квадратных метров дляпола, в том числе 4,5 миллионов квадратных метров плитки «Грес».Кроме того, ОАО «Керамин» производит 450 тысяч штук санитарно-техническихизделий (умывальники, унитазы, бачки) и около 60 миллионов штук кирпича.Львиную долю доходов в денежном выражении (около 90%) обеспечивает керамическаяплитка. В минувшем году около 80% продукции реализовано в странах ближнегозарубежья. Основные внешнеторговые партнеры предприятия — Россия и Украина, атакже продукция пользуется одинаково большим спросом в Казахстане, Грузии,странах Прибалтики.
Распределение продукциипо регионам сбыта в 2007 году представлена в таблице 3.2 и на рисунке 3.1.
Таблица 3.2Распределение продукции ОАО «Керамин» в 2007 г.Продукция Доля в общем объеме продаж в натуральном выражении РФ Украина РБ Казахстан Молдова Литва Плитка облицовочная глазурованная 38,40 28,60 16,40 7,10 8,50 0,20 Вставка 55,10 17,90 12,60 7,40 6,40 0,30 Фриз 59,60 9,30 14,20 8,10 8,30 0,10 Фасонные изделия 59,10 10,50 11,70 7,70 2,90 0,20 Грес 56,00 15,60 17,20 5,80 5,00 0,01 Плитка для пола глазурованная 53,80 19,00 13,10 5,70 7,50 0,20
Примечание. Источник:собственная разработка.
Таким образом, наданный момент доля экспорта в реализации продукции ОАО «Керамин»составляет по плитке керамической 75-80%, по сантехническим изделиям 60-65%.Основной рынок сбыта продукции предприятия – это Российская Федерация, кудапоставляется более 50% всей производимой предприятием продукции, затем следуютУкраина и РБ. Наблюдается позитивное развитие экспорта на рынки Казахстана иМолдовы. Наименьший объем продаж у Литвы, однако необходимо отметить, что вЛитву поставляется более дорогая продукция первого сорта, то есть в денежномвыражении доля Литвы в общем объеме продаж была бы выше.
Из изложенного можнозаключить, что ОАО «Керамин» динамично развивающиеся предприятие,характеризующиеся широким ассортиментом товарной продукции, котораяотвечает системе качества производства всех видов плитки исанитарно-технических изделий по СТБ ИСО 9001-2001,основными внешнеторговыми партнерами ОАО «Керамин» являются предприятияРоссийской Федерации, Украины, а также расширяются рынки сбыта в Казахстане,Грузии, странах Прибалтики, Республике Польша, Германии, Голландии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, финансы предприятий – совокупность денежных или финансовых отношений,возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и(или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использованияна нужды производства и потребления.
Управление финансами представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основеанализа складывающейся текущей финансовой ситуации предприятия, целью которогоявляется получение максимального эффекта от распределения финансовых ресурсовпри минимуме затрат. Финансывнешнеэкономической деятельности предприятий являются составной частью и однимиз источников доходов государственных финансовв данной сфере деятельности. Основное содержаниеуправления финансами внешнеэкономической деятельности заключается вманеврировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимыхрезультатов (планов), а также устранения возможных затруднений на отдельныхучастках финансово-хозяйственной деятельности предприятий при сложившихсяэкономических условиях на мировом рынке.
Экономическаяцелесообразность внешнеэкономической сделки предполагает соблюдение следующихосновных положений:
— экспортно-импортная операция основывается на принципах полной самоокупаемости(в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципах полногохозрасчета;
— объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжениипредприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
— коммерческой сделке должны предшествовать тщательный маркетинг,технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотренымногочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
— организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативныхправовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановленийсоответствующих органов Республики Беларусь; двусторонних государственныхсоглашений);
— обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системыналогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, атакже наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
— лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностраннымипартнерами, должны владеть иностранным языком, знать общепринятые правилапроведения переговоров.
ОАО«Керамин» — стабильное, крупное, динамичноразвивающееся предприятие по производству высококачественных строительныхматериалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарнойкерамики, керамических камней и кирпича. Производство ведётся в тесномсотрудничестве с ведущим мировым производителем оборудования для керамическойотрасли – итальянской фирмой «SACMI». Преемственностьпрофессионализма и высокий уровень ценности качества всей продукции определяют ОАО«Керамин» как ведущего производителя отечественной керамическойотрасли.
Доля экспорта вреализации продукции ОАО «Керамин» составляет по плитке керамической75-80%, по сантехническим изделиям 60-65%. Основной рынок сбыта продукциипредприятия – это Российская Федерация, куда поставляется более 50% всейпроизводимой предприятием продукции, затем следуют Украина и РБ. Наблюдаетсяпозитивное развитие экспорта на рынки Казахстана и Молдовы.
В целях увеличенияобъемов экспорта ОАО «Керамин» проведит активную рекламную деятельность:обеспечение клиентов необходимым рекламно-информационным материалом в нужномколичестве, осуществление во всех округах России, Казахстана и другихгосударств целенаправленной и бесперебойной рекламной кампании, активная рекламакак на белорусском телевидении, радио, прессе, так и в зарубежных тематическихжурналах и газетах, ведущих телеканалах и другие мероприятия.
Товарная продукция ОАО«Керамин» представлена на мировом рынке широким ассортиментом, котораяотвечает системе качества производства всех видов плитки исанитарно-технических изделий по СТБ ИСО 9001-2001. Основнымивнешнеторговыми партнерами ОАО «Керамин» являются предприятия РоссийскойФедерации, Украины, а также расширяются рынки сбыта в Казахстане, Грузии, странахПрибалтики, Республике Польша, Германии, Голландии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. «Анализфинансово-экономической деятельности предприятия». Учебно-практическое пособие.– М.: издательство «Дело и сервис», 1998
2. Баканов М. И., Сергеев Э. А.Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. –1999г
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теорияэкономического анализа». Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2001.
4. Бланк И.А. Стратегия и тактикауправления финансами. – Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 1997 г.
5. Григорьев В.В. «Оценка ипереоценка основных фондов» М. 1997.
6. Грузинов В.П., Грибов В.Д.«Экономика предприятия». Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2001.
7. Ефимова О. В. Анализ оборотныхактивов организации. // Бухгалтерский учет – 2000г.
8. Закон РеспубликиБеларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности.
9. Ковалева А. М. Финансы вуправлении предприятием. — М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Ковалева А. М. Финансы вуправлении предприятием. — М.: Финансы и статистика, 2002.
11. Ковалева А.М. «Финансы». – М.:«Финансы и статистика», 2001.
12. Стровский Л. Е., Казанцев, С. К.Паршина Е. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. – 3 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-318с.
13. Финансы (учебное пособие) подредакцией Ковалева А.М.- М.: Изд-во Финансы и статистика 1999г.
14. Финансы предприятий. Под редакциейпроф. Колчиной Н.В.- М.: Изд-во ЮНИТИ, 2001г.
15. Экономика предприятия. Л. Я.Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля,проф. В. А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ,1998 г.;
16. Экономикапредприятия: учеб. Пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич; под общей ред. А.И.Ильина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Новое знание, 2005. – 698 с.
17. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 2000.
18. Экономическаятеория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П.Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.