ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТУПРАВЛЕНИЯ
Институт финансового менеджмента
Кафедра финансов, денежного обращенияи кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги иналогообложение»
на тему:
«Упрощенная системаналогообложения малых предприятий»
Выполнил студент очной формы обученияспециальности “Финансы и кредит” 5 курса 2 группы Кучук А.М.
Руководитель работы д.э.н., проф
Карп М.В.
Москва 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыупрощенной системы налогообложения1.1 Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения
1.2 Элементы упрощенной системыналогообложения
1.2.1Субъекты УСН
1.2.2 Объекты налогообложения при УСН
1.2.3 Налоговая база, налоговый период при УСН
1.2.4 Налоговая ставка единого налога, порядок его исчисленияи уплаты
Глава 2.Применение упрощенной системы налогообложения на малых предпритиях
2.1 Переход на УСН и возможностьизменения объекта налогообложения
2.2 Потеря праваприменения УСН
2.3 Упрощённаясистема налогообложения на основе патента
Глава 3. Расчет УСН на маломпредприятие
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
Введение
Налоговые системы многихстран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетностиили с использованием специальных режимов или условно-расчетных налогов.
Способность налоговойсистемы эффективно выполнять эти функции напрямую зависит от её адекватностиэкономической среде, а также соответствия определенным принципам и требованиям.В частности налоговое бремя должно распределяться справедливо по всемэкономическим субъектам в зависимости от их налогоспособности. Однакореализация данного принципа затруднена неофициальной (незарегистрированной)экономической деятельностью и активным уклонением от налогообложениязначительной части налогоплательщиков.
Другой проблемой иодновременно важной задачей государства является формирование экономическойсреды, благоприятной для всех видов общественно полезной предпринимательскойдеятельности. При этом в особой государственной поддержке нуждаются малыепредприятия и индивидуальные предприниматели. В экономической структуре развитыхстран малый бизнес занимает весьма заметное место до 40% ВВП. Следует отметитьи особую роль малого бизнеса в решении социальных проблем. Он не толькоудовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятоститрудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных и среднихпредприятиях, что имело место в нашей стране в первой половине 1990-х годов.
Позитивные возможностималого бизнеса могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов впроизводстве, активизации промышленной политики и решение задач по переводупредприятий на современные условия хозяйствования. Главное значение малогопредпринимательства в РФ на современном этапе состоит в том, чтобы окончательноликвидировать монополистическую систему хозяйства, превратитьмонополизированную экономику в подлинно рыночную, развить свободную конкуренциюна товарном и финансовом рынках и рынке труда. Под термином «свободнойконкуренции» имеется в виду свободный выход на рынок любого производителя, чтоопределяет свободу выбора для потребителей товаров и услуг, а не бесконтрольнаястихия рынка и отсутствие регулирования экономических и социальных процессов.
В связи с эти особоважная роль малого бизнеса в формировании конкурентной среды и становлениирыночного равновесия спроса и предложения. В свою очередь, через механизмформирования конкурентной среды малого предпринимательства оказываетсущественное влияние на повышение качества продукции, работ, услуг. Государстводолжно поддерживать, стимулировать малый бизнес, и осуществляется это, главнымобразом, через налоговую систему, налоговую политику страны. Между темналоговые системы большинства стран были ориентированы на крупные и средниепредприятия, обладающие наибольшей «бюджетной эффективностью» с позицииналогового администрирования. В результате для малого бизнеса, как правило,оказываются неприемлемыми издержки и сложности, связанные с ведением учета ипредоставлением отчетности в соответствии с общим порядком налогообложения.Таким образом, для решения данных проблем и стали применять условно-расчетноеналогообложения. [8]
В России проблемы выводаиз «тени» предприятий остаются насущными. Также нельзя сказать, что меры поподдержке малых предприятий являются однозначно действенными и совершенными. ЭкономикаРоссии нуждается в развитии малых предприятий, т.к. эти субъекты являютсястабильным источником налоговых поступлений. В то же время к числу основныхфакторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, относитсянесовершенство налоговой системы. [3] Тем не менее, популярность УСНОвозрастает с каждым днем. Компаний, перешедших на эту систему налогообложения,становится все больше. Число «упрощенцев», по данным ФНС РФ, за год к октябрю2008г. выросло на 20%. Поступления в бюджет от «упрощенцев» составили 28,9млрд. руб. налогов, на 66% больше, чем в 2007г. Их привлекает простота учета ивозможность сэкономить на налогах. Действительно, УСНО задумывалась в целяхподдержки субъектов малого предпринимательства. В Бюджетном послании ПрезидентаРФ, направленном Федеральному Собранию 24 мая 2005г., В.В. Путин призвалповысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на УСНО для малыхпредприятий. Назвав это приоритетом налоговой политики на 2005-2006 годы.Теперь порог, дающий право применять УСНО, составляет 15млн. руб. (ранее 11млн.руб.), а оборот после которого это право теряется, соответственно 20 млн. в год(ранее 25млн. руб.).
Такой специальный режим,как УСНО, содержит множество нюансов. Не вдаваясь в такие подробности, как,например, какой ручкой заполнять декларации и почему сотрудники налоговыхорганов запрещают использовать штрих, необходимо проанализировать наиболееважные моменты и выяснить эффективно ли действует УСНО или же существуюткакие-то негативные стороны при переходе на данный режим- это и является цельюданной курсовой работы.
Для достижения даннойцели были решены следующие задачи:
1. характеристикасовременного состояния упрощенной системы налогообложения;
2. сравнениеупрощенной системы налогообложения с общей системой налогообложения;
3. описаниеэлементов упрощенной системы налогообложения;
Для написания даннойработы были использованы следующие источники: Налоговый кодекс РФ, а такжедругие нормативные акты, касающиеся упрощенной системы налогообложения; учебныепособия, а также периодическая литература.
Глава 1.Теоретические основы упрощенной системы налогообложения 1.1 Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения
Специальный налоговыйрежим – это законодательно установленный льготный порядок применения налоговогомеханизма в целях реализации задач налоговой политики. К его характерным чертамможно отнести: разный, но обязательно льготный характер действия налоговогомеханизма, предоставляющие определенные экономические преимущества приоритетныхнаправлений развития экономики; налоговые механизмы, применяемые приустановлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевуюнаправленность по улучшению экономического положения отдельныхналогоплательщиков; цели и механизмы введения специальных режимов должныподчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т.д. В настоящее время на территории Российской Федерации, согласнозаконодательству, действуют 4 специальных налоговых режима, которые направленына создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Одним из такихрежимов является «упрощенная система налогообложения».
Переход к упрощеннойсистеме налогообложения или возврат к иным режимам налогообложенияосуществляется, в отличие от ЕНВД, добровольно в соответствии с гл. 26.2. НКРФ. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малыхпредприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета иотчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 346.11НК РФ). Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФдействительно идет навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговоебремя и упрощая порядок уплаты налогов [11, С. 95].
Сущность УСН и еепривлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяетсяуплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатовхозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.[12, С.8]
Применение УСНорганизациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога наимущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, окотором было сказано выше. Организации, применяющие УСН, не признаютсяналогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствиис НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Применение УСН ИПпредусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов,полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога наимущество физических лиц (в отношении имущества, используемого дляосуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога сдоходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иныхвознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единогоналога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговыйпериод. ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаютсяналогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога надобавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможеннуютерриторию РФ в соответствии с НК РФ.
Кроме единого налога,организации и ИП, применяющие УСН, должны платить взносы в Пенсионный фонд,страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии сзаконодательством РФ, в также прочие налоги (федеральные, региональные иместные) и сборы, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и ИП,применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов,предусмотренных НК, а также для них сохраняется действующий порядок введениякассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Сравнениетрадиционной (общей) системы налогообложения и УСН можно на основе следующейтаблицы:
Отличие УСН от общегорежима налогообложения:Факторы Общий режим УСН Ведение бухгалтерского учета Обязательно в полном объёме Обязательны ведение кассовых операций и бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов; при переходе на общий режим налогообложения необходимо восстановить бухгалтерский учет Оформление первичных документов Обязательно в полном объёме Обязательно, если объектом выбраны доходы за вычетом расходов Ведение налогового учета В рамках бухгалтерского учета- для всех налогов, отдельный учет – для налога на прибыль Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет и доходов и расходов Налоговая отчетность Отчетность по всем налогам Отчетность только по ЕН, НДФЛ и взносам в ПФР Доходы Для всех налогов (в основном) – по методу начисления; для НДС – как по отгрузке, так и по оплате Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов Расходы В бухгалтерском учете – на основании ПБУ 10/99; в налоговом учете – согласно гл. 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета не обязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст.346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом Порядок включения в состав расходов стоимости основных средств (ОС) Путем начисления амортизации: в бухгалтерском учете – согласно ПБУ 6/01; в налоговом учете – согласно ст. 258 НК РФ Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН; ОС, приобретенные до перехода на УСН, включаются в состав расходов в значительно более короткие сроки, чем при общем режиме налогообложения Реализация ОС, приобретенных после перехода на УСН, до истечения трех лет Негативных последствий не влечет Необходимо пересчитать налоговую базу и дополнительно заплатить налоги и пени Убыток, полученный до перехода на УСН Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Не уменьшает налогооблагаемую базу по ЕН Налогообложение дивидендов 33% (24% — налог на прибыль +9% — НДФЛ) От 12 до 15% (от 3 до 6% — ЕН в зависимости от взносов в ПФР +9% — НДФЛ) НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) Принимается к вычету НДС При исчислении ЕН включается в состав расходов Возможность быть плательщиком НДС Актуально, если клиент не работает с населением и по УСН; не актуально при реализации товаров (работ, услуг) населению Не актуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по УСН Высока доля расходов на оплату труда в общем объеме затрат Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля ЕСН Возможно уменьшение оплаты ЕН (до 50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР Пособие по временной нетрудоспособности По установленным нормам выплачивается из средств работодателя и ФСС РФ; сверх нормы может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Если объектом выбраны доходы, то ЕН может быть уменьшен без ограничений на размер выплаченного пособия, превышающего 1 МРОТ
1.2Элементы упрощенной системы налогообложения
1.2.1Субъекты УСН
Налогоплательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие наупрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке(ст. 346.12 НК РФ).
Малые предприятия имеютправо перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцевтого года, в котором малое предприятие подает заявление о переходе наупрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый всоответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысил 15 млн. руб.(без учета НДС). Указанная величина предельного размера доходов организации,ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения,подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждыйследующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары(работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а такжена коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефляторопределяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленномПравительством Российской Федерации (ст. 346.12 НК РФ). На 2009 год он былпринят равным 1,538. [14 С.233]
Некоторые предприятия иорганизации, даже будучи малыми, права, перейти на УСН не имеют в связи ссуществующими ограничениями по видам деятельности. Так не могут применить УСНследующие организации:
ü организации, имеющие филиалы и (или)представительства;
ü банки;
ü страховые компании;
ü негосударственные пенсионные фонды;
ü инвестиционные фонды;
ü профессиональные участники рынкаценных бумаг;
ü ломбарды;
ü организации и индивидуальныепредприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а такжедобычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенныхполезных ископаемых;
ü организации и индивидуальныепредприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
ü частные нотариусы, адвокаты,учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
ü организации и индивидуальныепредприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
ü организации и индивидуальные предприниматели,переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
ü организации, в которых доля участиядругих организаций составляет более 25%.
Данное ограничение нераспространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит извкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численностьинвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплатытруда — не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организациипотребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии сЗаконом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а такжехозяйственные общества, единственными учредителями которых являютсяпотребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность всоответствии с указанным Законом;
ü организации и индивидуальныепредприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный)период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ постатистике, превышает 100 человек;
ü организации, у которых остаточнаястоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствиис законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100млн. руб. Здесь учитываются основные средства и нематериальные активы, которыеподлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии сгл. 25 НК РФ;
ü бюджетные учреждения (с 1 января 2006года);
ü иностранные организации, имеющиефилиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территорииРоссийской Федерации (с 1 января 2006 года).
Организации и ИП,переведенные на особый режим налогообложения в форме единогосельскохозяйственного налога, а также являющиеся участниками СРП, не могут бытьпереведены на УСН.
Вместе с тем в 2004 годуопределенное исключение сделано для организаций и ИП, переведенных на уплатуЕНВД. Т.о., если организация или индивидуальный предприниматель в установленномпорядке были переведены на уплату единого налога на вмененный доход дляотдельных видов деятельности, то они могут применять и упрощенную системуналогообложения к оставшимся видам своей деятельности. При этом ограничения,которые устанавливаются к этим предприятиям по размеру дохода, численностиработников, стоимости основных средств и нематериальных активов, будутопределяться уже исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. [6С.536] 1.2.2 Объекты налогообложения при УСН
Начиная с моментавведения в действие главы НК, посвященной УСН, т.е. с 01.0103.,налогоплательщикам предоставлено право выбирать по их желанию один из двух, всоответствии со ст. 346.14 НК РФ, объектов налогообложения
w доходы;
w доходы, уменьшенные на величинурасходов.
/>/>При этом выбор объектаналогообложения должен быть осуществлен налогоплательщиком до начала налоговогопериода, в котором он впервые переходит на УСН. В случае желания налогоплательщикаизменит избранный им объект налогообложения после подачи заявления о переходена УСН, он должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года,предшествующего году, в котором впервые им будет применена УСН.Налогоплательщик не может поменять объект налогообложения в течение трех лет сначала применения упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщики,являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместнойдеятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют вкачестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статьей 346.15 НК РФустановлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложенияучитывают следующие доходы:
w доходы от реализации товаров, работ,услуг, от реализации имущества и имущественных прав (определяемые всоответствии со ст. 24 НКРФ). Эти виды доходов определяются в порядке,установленном НК РФ для расчета дохода от реализации по налогу на прибыльорганизаций;
w внереализационные доходы (определяемыев соответствии со ст. 250 НК РФ), которые также определяются в порядке,установленном по налогу на прибыль организаций.
При определении объектаналогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Средитаких доходов можно встретить имущество или имущественные права (как было ужезамечено), полученные в форме залога или задатка в качестве обеспеченияобязательств, или полученные в порядке предоплаты товаров, работ, услуг и т.д.Этот список достаточно длинный (приблизительно 33 пункта). Не учитываются всоставе доходов те доходы, которые получены в виде дивидендов, если ихналогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями ст.214 и 275 НК РФ. При определении размера доходов индивидуальнымипредпринимателями должны учитываться все доходы, полученные отпредпринимательской деятельности.
Если налогоплательщикомбыл выбран объект налогообложения «доходы за вычетом расходов», то возникаетпотребность учета произведенных налогоплательщиком расходов, т.е.налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы (ст. 346.16НКРФ):
ü расходы на приобретение, сооружение иизготовление основных средств;
ü расходы на приобретениенематериальных активов, а также создание нематериальных активов самимналогоплательщиком;
ü расходы на ремонт основных средств (втом числе арендованных);
ü арендные (в том числе лизинговые)платежи за арендуемой (в том числе принятое в лизинг) имущество;
ü материальные расходы;
ü расходы на оплату труда, выплатупособий по временной нетрудоспособности*;
ü расходы на обязательное страхованиеработников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионноестрахование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний*;
ü суммы налога на добавленную стоимостьпо оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком иподлежащим включению в состав расходов;
Расходы, помеченныезвездочкой (*), принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисленияналога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263 -265 и 269 НКРФ.
ü проценты, уплачиваемые запредоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а такжерасходы, связанные оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями*;
ü расходы на обеспечение пожарнойбезопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарнойсигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охраннойдеятельности*;
ü суммы таможенных платежей, уплаченныепри ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащиевозврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательствомРоссийской Федерации*;
ü расходы на содержание служебноготранспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебныхпоездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленныхПравительством Российской Федерации*;
ü расходы на командировки, в частности:
− на проездработника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
− наем жилогопомещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работникана оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключениемрасходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание вномере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами)*;
− суточные илиполевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РоссийскойФедерации*;
− оформление ивыдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов*;
− консульские,аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного ииного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобнымисооружениями и иные аналогичные платежи и сборы*;
ü плату государственному и (или)частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такиерасходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке*;
ü расходы на бухгалтерские, аудиторскиеи юридические услуги*;
ü расходы на публикацию бухгалтерскойотчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, еслизаконодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложенаобязанность осуществлять их публикацию (раскрытие)*;
ü расходы на канцелярские товары*;
ü расходы на почтовые, телефонные,телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи*;
ü расходы, связанные с приобретениемправа на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателе:(по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы наобновление программ для ЭВМ и баз данных*;
ü расходы на рекламу производимых(приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака изнака обслуживания*;
ü расходы на подготовку и освоениеновых производств, цехов и агрегатов*;
ü суммы налогов и сборов, уплаченные всоответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
ü расходы по оплате стоимости товаров,приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов,указанных в подп. 8 ст. 346.16 НК РФ). При реализации указанных товаровналогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов,непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов похранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров;
ü расходы на выплату комиссионных,агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
ü расходы на оказание услуг погарантийному ремонту и обслуживанию;
ü расходы на подтверждение соответствияпродукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услугтребованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиямдоговоров;
ü расходы на проведение (в случаях,установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки вцелях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора обисчислении налоговой базы;
ü плата за предоставление информации озарегистрированных правах;
ü расходы на оплату услугспециализированных организаций по изготовлению документов кадастрового итехнического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числеправоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межеванииземельных участков);
ü расходы на оплату услугспециализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдачезаключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно дляполучения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
ü судебные расходы и арбитражные сборы;
ü периодические (текущие) платежи запользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствамииндивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов наизобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальнойсобственности);
ü расходы на подготовку ипереподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорнойоснове в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ;
ü расходы в виде отрицательной курсовойразницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей итребований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, втом числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменениемофициального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации,установленного Центральным банком Российской Федерации.
Расходаминалогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
1.2.3 Налоговаябаза, налоговый период при УСН
Исходя из того, что приупрощенной системе налогообложения налогоплательщик может выбрать один из двухвариантов объектов, существует два варианта определения налоговой базы:
1. когда объектомявляется доход, то налоговой базой признается денежное выражение доходоворганизации или индивидуального предпринимателя;
2. когда объект –доход, уменьшенный на величину расходов, тогда налоговая база – это денежноевыражение доходов организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенныхна величину расходов.
Доходы и расходы,выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами ирасходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные виностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центральногобанка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получениядоходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральнойформе, учитываются в целях налогообложения по рыночным ценам.
При определении налоговойбазы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налоговогопериода.
Для налогоплательщиков,применявших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величинурасходов, установлена сумма минимального налога в размере 1%отсуммы полученных ими доходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если заналоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммыисчисленного минимального налога. Это означает, что налогоплательщик, выбравшийобъектом доходы, уменьшенные на сумму расходов, в любом случае (даже приналичие убытков) заплатит в бюджет сумму налога в размере не меньше, чем 1% отполученных доходов. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периодывключить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммойналога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, втом числе увеличит сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущиепериоды. Эти же налогоплательщики имеют право уменьшать налоговую базу на суммуубытков. Полученных по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых ониприменяли УСН и использовали в качестве объекта налогообложения доходы,уменьшенные на величину расходов. Установлено, что при этом убыток не можетуменьшать налоговую базу более, чем на 30%, а оставшаяся часть убытка можетбыть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более, чем на 10налоговых периодов.
Под убытком понимается превышениерасходов над доходами. [14, С. 235] убыток, полученный налогоплательщиком приобщем режиме налогообложения, не может быть принят при переходе его на УСН, каки убыток, полученный при УСН, не может быть принят при возвратеналогоплательщика на общий режим налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год.Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарногогода. Таким образом, каждый налоговый период по единому налогу – календарныйгод включает в себя три отчетных периода, при этом налог исчисляется по итогамкаждого отчетного периода нарастающим итогом. 1.2.4 Налоговая ставка единого налога, порядок егоисчисления и уплаты
В случае если объектомналогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величинурасходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Налог исчисляется каксоответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налогапо итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно поитогам налогового периода.
Порядок исчисленияединого налога:
w Если в качестве объектаналогообложения были выбраны доходы, то по итогам каждого отчетного периодаисчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставкиналога и фактически полученных доходов. Причем эти доходы должны бытьрассчитаны нарастающим итогом с начала налогового периода до окончаниясоответственно квартала, полугодия, 9 месяцев. Учитываются и ранее уплаченныесуммы квартальных авансовых платежей по налогу. Сумму налога (квартальныхавансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период,налогоплательщики уменьшают 1) на сумму страховых взносов на обязательноепенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии сзаконодательством РФ; 2) на сумму выплаченных работникам пособий по временнойнетрудоспособности. При этом уменьшение налога по страховым взносам наобязательное пенсионное страхование не может быть более чем на 50%.
w Если объект налогообложения – доходы,уменьшенные на величину расходов, то по итогам каждого отчетного периодаисчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставкиналога и фактически полученных доходов, которые в свою очередь должны бытьуменьшены на величину расходов. Последние должны быть рассчитаны нарастающимитогом с начала налогового периода до окончания соответственно первогоквартала, полугодия, девяти месяцев. Должны учитываться ранее уплаченные суммыквартальных авансовых платежей по налогу. Авансовые платежи по налогузасчитываются затем в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Уплата налога иквартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахожденияорганизации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Квартальныеавансовые платежи должны быть осуществлены налогоплательщиком не позднее 25-гочисла первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог, подлежащий уплатепо истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленногодля подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками- организациямипо истечению налогового или отчетного периода в налоговые органы по месту ихнахождения. При этом налоговые декларации по итогам налогового периодапредставляются указанными налогоплательщиками не позднее 31 марта года,следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогамотчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончаниясоответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики-индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляютналоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларациипо итогам отчетного периода представляются ими не позднее 25 дней со дняокончания соответствующего отчетного периода. Форма и порядок заполненияналоговых деклараций утверждаются Минфином РФ.
Налоговый учет. Налогоплательщики обязаны вести учетдоходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учетадоходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющихупрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которойутверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Зачисление суммналога. Суммы налогазачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующегораспределения в бюджеты соответствующего уровня и бюджеты государственныхсоциальных внебюджетных фондов.
Доходы от уплаты налогапри УСН распределяются органами Федерального казначейства по уровням бюджетнойсистемы по следующим нормативам отчислений:
v в бюджеты субъектов Федерации- 90%;
v бюджет ФФОМС (Федеральный фондобязательного медицинского страхования)-0,5%;
v бюджеты территориальных фондов ОМС(обязательного медицинского страхования)-4,5%;
v бюджет ФСС (Фонд социальногострахования) РФ- 5%;
Принципиально иноераспределение установлено для доходов от уплаты минимального налога. Онираспределяются органами Федерального казначейства по следующим нормативамотчислений:
v в бюджет ПФР (Пенсионный фондРоссии)-60%;
v бюджет ФФОМС-2%;
v бюджеты территориальных фондовОМС-18%;
v бюджет ФСС России-20%.
Глава2. Применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях
2.1Переход на УСН и возможность изменения объекта налогообложения
Переход на упрощеннуюсистемуналогообложения предприятия и индивидуальные предприниматели, могут осуществитьв период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная скоторого налогоплательщики собираются перейти на упрощенную системуналогообложения, подав в налоговый орган по месту своего нахождения (местужительства) заявление. Предприятие в заявлении о переходе на упрощенную системуналогообложения должно сообщить о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
Вновь созданнаяорганизация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель имеетправо подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения втечение 5 дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной всвидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случаеорганизация и индивидуальный предприниматель может начать применять упрощеннуюсистему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указаннойв свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Организации ииндивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательствомсубъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного годаперестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, имеютправо на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения сначала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единогоналога на вмененный доход. Однако законодательством установлено, чтоналогоплательщики, применяющие УСН, не имеют права до окончания налоговогопериода вернуться на другой режим налогообложения за исключением отдельныхоговоренных, в законе случаев. Например, если по итогам налогового илиотчетного периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. руб., то такойналогоплательщик автоматически переходит на общий режим налогообложения сначало того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом, наналогоплательщика возложена обязанность сообщить в налоговый орган о переходена другой режим налогообложения в течение 15 дней по истечению отчетного илиналогового периода, в котором его доход или остаточная стоимость основныхсредств и нематериальных активов превысили установленные пределы. Т.о., исходяиз положения НК РФ и учитывая незначительный размер предельного объема дохода,налогоплательщик может быть переведен на общий режим налогообложения поистечении одного, двух кварталов работы по УСН. В этом случае он будет обязанне только ввести всю систему бухгалтерского учета и отчетности, но ивосстановить ее за эти истекшие кварталы, поскольку по большинству налоговналоговым периодом считается год. Налогоплательщику предоставлено право перейтина общий режим налогообложения только с начало календарного года. Об этом ондолжен уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором онпредполагает перейти на другой режим налогообложения. Возврат такогоналогоплательщика вновь на УСН может быть осуществлен не ранее, чем через годпосле того, как он утратил право на применение УСН. [6 С.538]
Итак, налогоплательщиксчитается перешедшим с применения УСН на применение общего режиманалогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода имеет место хотябы одно из условий, как то:
· доход организациипревышает 20 млн. руб.;
· остаточнаястоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.;
· долянепосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщикасоставляет более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);
· средняячисленность работников превышает 100 человек. [7]
Заявление о переходена УСН. Формазаявления о переходе на УСН приведена в приказе МНС России от 19.09.2002№ВГ-3-22/495 (форма №26.2-1). В эту форму были внесены изменения (приказ ФНСРоссии от 02.09.2005 № САЭ-3-22/421). Эта форма заявления носитрекомендательный характер. Поэтому предприниматели и предприятия могут еевидоизменять при условии, что в заявлении будут обязательно отражены следующиеданные:
− Полное названиеорганизации или филиала, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
− Основнойгосударственный номер (ОГРН- для юридических лиц или ОГРНИП- для индивидуальныхпредпринимателей);
− ИНН/КПП дляорганизаций и ИНН для индивидуальных предпринимателей;
− Дата перехода наУСН;
− Объектналогообложения;
− Сумма доходов отреализации;
− Средняячисленность сотрудников за 9 месяцев, в котором организация или ИП составляетзаявление;
− Остаточнаястоимость основных средств и нематериальных активов, которые числятся набалансе организации на день подачи заявления.
С 1 января 2004 годапроцедура государственной регистрации проводится налоговыми органами попринципу «одного окна». Для получения статуса юридического лица или ИПнеобходимо представить в налоговую инспекцию заявление о регистрации и комплектдокументов. Порядок оформления Заявления о государственной регистрации приведенв приказе ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16. Для регистрации в качестве ИПфизическое лицо представляет в налоговые органы Заявление о государственной регистрации,нотариально заверенную копию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины. ИП иорганизации могут применять УСН с момента начала своей деятельности (п.2ст.346.13 НК РФ), то есть с момента государственной регистрации, Для этого имнеобходимо одновременно с Заявлением о государственной регистрации подать вналоговые органы Заявление о переходе на УСН по форме №26.2-1. (Приложение №1)
2.2 Потеряправа применения УСН
Условия, при которых налогоплательщик теряет право применять УСН,изложены в ст. 346.13 НК. Некоторые пояснения: Если доход превыситустановленный лимит. В 2009 году лимит составляет 30 760 000 рублей ( 20 млн х1,538). Обратите внимание, что выручка от деятельности, попадающей под ЕНВД,при расчете лимита не учитывается. А вот ограничения по численности работникови стоимости ОС и НМА определяются исходя из всех осуществляемых видовдеятельности (ст.346.12 п.4 НК) Если налогоплательщик становится участникомдоговора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договорадоверительного управления имуществом, то он теряет право применять УСН 6%, ноэто не дает ему право автоматического перехода на УСН 15%. Он обязан перейти наОСНО. ИП не касается лимит в 100 млн. рублей по ОС. Поэтому если они егопревысят (правда, представить это можно только теоретически), то они непотеряют право применять УСН.
2.3Упрощенная система налогообложения на основе патента
Начиная с 2006 года,индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную системуналогообложения на основе патента. Применение упрощенной системыналогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям,если они не привлекают в своей предпринимательской деятельности наемныхработников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, иосуществляют один из следующих видов предпринимательской деятельности:
ü пошив и ремонтодежды и других швейных изделий и головных уборов (из фетра, ткани и другихматериалов), изготовление и ремонт трикотажных, вязаных изделий и изделий измеха;
ü изготовление иремонт обуви (в том числе валяной), мебели, ковровых изделий, металлоизделий,изготовление галантерейных изделий и бижутерии, искусственных цветов и венков,ремонт часов и выполнение граверных работ;
ü изготовление иремонт игрушек и сувениров, фото-, кино- и видео-услуги;
ü ремонт бытовойтехники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров, ремонт и техническоеобслуживание автомобилей, перевозку пассажиров и грузов на автомобильном иводном транспорте, мойку автотранспортных средств;
ü ремонт квартир,электромонтажные, строительно-монтажные, сантехнические,художественно-оформительские и дизайнерские работы чертежно-графические работы,переплетные работы;
ü услуги пообучению и репетиторству, тренерские услуги, организацию и ведение кружков и студий;сдачу в аренду квартир и гаражей, ветеринарное обслуживание; ритуальные услугии другие, перечисленные в НК РФ услуги.
При этом следует особоподчеркнуть, что решение о возможности применения индивидуальнымипредпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимаетсясоответствующими законами указанных субъектов Федерации. При этом в указанныхзаконах должны определятся конкретные перечни видов предпринимательскойдеятельности, но в пределах, предусмотренных НК РФ, по которым разрешаетсяприменение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента.
Документом,удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями упрощеннойсистемы налогообложения на основе патента, является выдаваемый индивидуальномупредпринимателю налоговым органом патент на осуществление одного из видовпредпринимательской деятельности. Форма патента утверждается ФНС России. Патентвыдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов,начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Заявление на получениепатента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по меступостановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе непозднее, чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателемупрощенной системы налогообложения на основе патента. Форма указанногозаявления утверждается ФНС России. Налоговый орган обязан в 10-дневный сроквыдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе ввыдаче патента. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, которыйхранится в налоговом органе.
Годовая стоимость патентаопределяется как соответствующая налоговой ставке 6%-ная доля установленного покаждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного кполучению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
В случае полученияиндивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок, т.е. квартал,полугодие, 9 месяцев, стоимость патента подлежит пересчету в соответствии спродолжительностью того периода, на который был выдан патент.
Размер потенциальновозможного к получению ИП годового дохода устанавливается законами субъектов РФпо каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применениеиндивидуальным предпринимателем УСН на основе патента. При этом Кодексом незапрещается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и меставедения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями натерритории соответствующего субъекта РФ.
Индивидуальныепредприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основепатента, производят оплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 днейпосле начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.
При нарушении условийприменения упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальныйпредприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложенияна основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае индивидуальныйпредприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимомналогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченнаяиндивидуальным предпринимателем не возвращается. Оплата оставшейся частистоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дняокончания периода, на который был получен патент.
Глава 3.Расчет УСН на малом предприятие
Учет доходов
«Упрощенцы»,осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, учитывают доходы отреализации и внереализационные доходы в соответствии с порядком,предусмотренным ст. 346.15 НК РФ.
К отдельным случаям учетадоходов можно отнести учет доходов при торговле с использованием платежныхкарт. При оплате товара с использованием платежных карт денежные средства нарасчетный счет предприятия торговли поступают не сразу, а, как правило, наследующий день. Причем порой банк зачисляет на счет организации не всю снятуюсо счета покупателя сумму, а уже за минусом комиссии за проведение расчетов сиспользованием платежных карт. В итоге в выписке банка может быть отражентолько сальдовый остаток по этой операции. Отдельно сумма, поступившая отпокупателей, и комиссия банка в выписке могут быть не указаны. Однаконепонятно, какую сумму выручки отражать бухгалтеру: уплаченную покупателем илипоступившую на расчетный счет организации?
Тесно связан с этим такойвопрос: когда признавать выручку для целей налогового учета — в моментавторизации карты (совершения покупки) или в момент зачисления денежных средствна расчетный счет организации? Особенно остро данная проблема встает в техслучаях, когда день, в который деньги поступили на расчетный счет, относитсяуже к другому отчетному периоду или даже году.
По каждому из этихвопросов контролирующими органами даны разъяснения. Рассмотрим их.
Сумма выручки. Здесьмнение Минфина и налоговых органов едино: сумма выручки признается в полномобъеме, оплаченном покупателями, без уменьшения на сумму услуг банка. Даннаяпозиция находит отражение в Письмах Минфина России от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138,от 14.10.2004 N 03-03-02-04/1-30, УМНС по г. Москве от 15.12.2003 N21-09/69433, от 03.07.2003 N 21-09/35908. В поддержку своей позиции чиновникиприводят следующие доводы: ст. 346.15 НК РФ определено, что организации,применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объектаналогообложения учитывают, в частности, доходы от реализации товаров (работ,услуг), определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 249 НКРФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных срасчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права,выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, независимо отформы оплаты (наличными денежными средствами, посредством кредитных карт илибезналичной формой оплаты) доходом организации от реализации товаровпокупателям является вся стоимость реализованного товара.
Что касаетсяналогоплательщиков, применяющих «упрощенку» и выбравших в качествеобъекта налогообложения доходы, то чиновники Минфина в Письме от 23.05.2007 N03-11-04/2/138 обращают их внимание на то, что в данном случае налоговой базойявляется денежное выражение доходов без уменьшения на какие-либо расходы, в томчисле на комиссию банка.
Момент признания выручки.На этот счет существует две точки зрения. С одной стороны, в Письме МинфинаРоссии от 14.10.2004 N 03-03-02-04/1-30 указано: торговые организации,применяющие упрощенную систему налогообложения, признают доходы в целяхналогообложения в момент авторизации банковской карты и оформления кассовогочека в сумме покупки.
С другой стороны, позицияфинансового ведомства в данном Письме небесспорна. Согласно п. 1 ст. 346.17 НКРФ датой получения дохода для организации-«упрощенца» признается деньпоступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иногоимущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При оплате с помощьюплатежных карт денежные средства в кассу организации торговли не поступают. Вданном случае имеет место безналичный порядок расчетов. С учетом безналичногохарактера расчетов, производимых при оплате услуг с использованием платежныхкарт, датой признания дохода следует считать дату поступления на расчетный счетсписанных со счета покупателя денежных средств. Основанием для учетапоступивших на расчетный счет денежных средств является выписка банка. Вподдержку изложенной позиции можно привести Письма, содержащие аналогичныеразъяснения: Письма Минфина России от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138, УМНС по г.Москве от 15.12.2003 N 21-09/69433, от 03.07.2003 N 21-09/35908. Та же позицияпредставлена и в одном из последних писем главного финансового ведомства,посвященных данному вопросу: при оплате покупателями товаров пластиковымикарточками организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учитываетдоходы в момент поступления денежных средств на ее расчетный счет (Письмо от03.04.2009 N 03-11-06/2/58).
Пример: ООО«Торговый дом „Антей“ применяет упрощенную системуналогообложения. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенныена величину расходов. Организация принимает к оплате платежные карты. Выручкаот продажи товаров 30 марта 2009 г. составила 75 000 руб., в том числе 30 000руб. — от продажи с использованием платежных карт. Комиссия банка за проведениеопераций с помощью платежных карт составляет 3%. Денежные средства, поступившиеот таких операций, зачисляются на счет ООО „Торговый дом “Антей»за минусом торговой уступки. Зачисление сумм произошло 1 апреля 2009 г.
В книге учета доходов ирасходов ООО «Торговый дом „Антей“ будут сделаны следующиезаписи.Регистрация Сумма N п/п дата и номер первичного документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы 1 2 3 4 5 ... ... ... ... ... 158 30.03.2009 Приходный кассовый ордер N 75 Выручка от реализации за 30.03.2009 45 000-00 ... ... ... ... ... Итого за I квартал 258 000-00 156 000-00 173 01.04.2009 Выписка банка N 194 Выручка от реализации с использованием платежных карт 30 000-00 174 01.04.2009 Выписка банка N 194 Расходы на услуги банка за осуществление платежей с использованием платежных карт 900-00 ... ... ... ... ... Итого за II квартал 254 000-00 124 000-00 Итого за полугодие 512 000-00 280 000-00
Суммы выручки ибанковской комиссии определены на основании выписки банка, реестра платежей исправки бухгалтера.
Учет расходов
Расходы на приобретениетоваров
Одним из основныхрасходов налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложениядоходы, уменьшенные на величину расходов, являются расходы по оплате стоимоститоваров, приобретенных для дальнейшей реализации.
От редакции. Подробновопрос учета в расходах стоимости покупных товаров был рассмотрен в статьяхЮ.А. Мельниковой „Учет товаров при “упрощенке»: определяемосновные понятия" в N 10, 2008, «Учет товаров при»упрощенке": включаем в расходы «входной» НДС" в N 11,2008, «Учет товаров при „упрощенке“: списываем в расходыстоимость товаров» в N 12, 2008. Поэтому в рамках данной статьирассматриваются лишь специфические вопросы учета товаров.
Сразу хочется отметить,что вопрос включения в расходы покупной стоимости товаров при применении УСНОявляется достаточно сложным и не урегулирован законодательно. Точнее сказать,законодатель ограничился перечнем требований, при выполнении которых можнопринять в расходы стоимость покупных товаров, не раскрыв при этом сам механизмтакого учета. С одной стороны, данный подход объясняется тем, что ситуациякаждой организации уникальна, и предусмотреть на законодательном уровне всеслучаи не представляется возможным, с другой стороны, в сложившихся условияхналогоплательщики остаются один на один со своими проблемами и вынуждены самипридумывать выход — конечно же, коррелирующий с нормами действующегозаконодательства. Таким образом, практических решений может быть много,универсального варианта не существует; однако общие рекомендации все же можнопривести.
Для того чтобы дальнейшийразговор был предметным, напомним основные требования НК РФ к включению врасходы стоимости покупных товаров.
Принимать в расходыстоимость товаров «упрощенцы» могут на основании пп. 23 п. 1 ст.346.16 НК РФ — при этом в расходы принимается стоимость товаров без учета сумм«входного» НДС .
Подробнее опорядке учета «входного» НДС при приобретении товаров читайте встатье Ю.А. Мельниковой «Учет товаров при „упрощенке“: включаемв расходы „входной“ НДС» в N 11, 2008.
Нормами п. 2 ст. 346.17НК РФ определено, что «упрощенцы» признают расходы после фактическойоплаты. Кроме того, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен особый порядоквключения в расходы стоимости товаров: расходы по оплате стоимости товаров,приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализацииуказанных товаров.
Кроме того, для«упрощенцев» понятие реализации связано не только спереходом права собственности на товар, но и с поступлением платы от покупателяза проданный товар. Именно такой позиции придерживаются специалисты главногофинансового ведомства.
Определенияосновных понятий, касающихся учета товаров при УСНО, в частности понятия«реализация товаров», рассмотрены в статье Ю.А. Мельниковой«Учет товаров при „упрощенке“: определяем основные понятия»в N 10, 2008.
Таким образом, чтобыпризнать в расходах стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации,«упрощенцем» должны быть соблюдены четыре условия.Условие Нормы законодательства, предусматривающие выполнение условия Первичный документ, подтверждающий выполнение условия Товар получен от поставщика Подпункт 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ Товарная накладная, товарно- транспортная накладная Товар, полученный от поставщика, оплачен Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ Платежное поручение, выписка банка, квитанция к приходному кассовому ордеру, кассовый чек, а также документы, подтверждающие погашение задолженности иными способами Товар реализован покупателю Подпункт 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ Товарная накладная, товарно- транспортная накладная Товар, реализованный покупателю, оплачен покупателем Подпункт 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, разъяснения специалистов финансового ведомства, трактующие особым образом понятие «реализация» для «упрощенцев» Платежное поручение, выписка банка, приходный кассовый ордер, кассовый чек, а также документы, подтверждающие погашение задолженности иными способами
Выполнение всехперечисленных условий удается отследить, если ассортимент товаров невелик илизакупки производятся под конкретную продажу. К сожалению, в розничной торговлеотследить выполнение всех условий для каждого наименования товара весьмапроблематично.
Можно выделить следующиесложности учета товаров в рознице:
— велик ассортименттоваров;
— учет товаров ведется попродажным ценам;
— приобретенный товар имеетразные ставки «входного» НДС;
— трудно отнестиреализованный товар к категориям: «оплачен поставщику», «неоплачен поставщику»;
— необходимо разработатьметодику расчета стоимости товаров, включаемых в состав расходов.
Однако есть и плюсы: врозничной торговле реализованный товар всегда оплачен, то есть отслеживатьтовар на данный предмет не надо.
Возможно несколькоситуаций. Рассмотрим каждую, двигаясь от простого к сложному. Поскольку должныбыть выполнены четыре условия, а выше мы сказали, что два из них (товаротгружен покупателю и товар оплачен покупателем) при реализации товаров врозницу всегда выполнены, постольку надо отследить выполнение условия об оплатереализованного товара поставщику. Условие оприходования товара тожевыполняется, раз товар реализован: нельзя реализовать то, что еще не получили.
Следовательно, необходимовыполнение четвертого условия: товар оплачен поставщику. И тут может быть дваварианта: перед поставщиком нет задолженности и задолженность по оплатереализованного товара существует.
Если перед поставщикомнет задолженности. Самым нетрудоемким для бухгалтера вариантом будет полнаяоплата поставщику приобретенного товара до окончания периода (месяца, квартала,года).
Конечно, у такого решенияесть и минус — данное решение должно быть согласовано с руководителеморганизации. А как уговорить руководителя расстаться с деньгами раньше, еслиесть возможность заплатить позже, тем более в нынешних непростых условиях? Ктому же на изъятие оборотных средств руководители всегда идут тяжело, что можетбыть обусловлено объективными причинами и финансовым состоянием организации.Если оборачиваемость оборотных средств высока, есть смысл задуматься о работе споставщиками на условиях предоплаты.
Заключение
На сегодняшний день нагосударственном уровне признано право налогоплательщиков на минимизациюналоговых платежей – официально высший судебный орган Российской Федерацииподтвердил, что налогоплательщик обладает конституционным правом на выборнаиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности ииспользование на законных основаниях льгот, отсрочек и иных налоговыхпослаблений в целях уменьшения налоговых платежей.
Таким образом,законодательство Российской Федерации признает право плательщика налогов (собственникаденежных средств, полученных от осуществления определенной хозяйственнойдеятельности) на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и надействия, направленные на уменьшение налоговых обязательств.
Упрощенная системаналогообложения – один из способов минимизации налогового бремени и упрощенияведения бухгалтерского и налогового учета. Она дает возможность небольшимкомпаниям и фирмам развиваться быстрее и облегчает их взаимодействие сналоговой инспекцией. УСН применяется наряду с общей системой налогообложения.Переход к упрощенной системе или возврат к общему режиму налогообложенияосуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно вустановленном порядке. Применение УСН организациями предусматривает заменууплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единогосоциального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатамхозяйственной деятельности предприятия за налоговый период. Применение УСН ИПпредусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов,полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога наимущество физических лиц (в отношении имущества, используемого дляосуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога сдоходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иныхвознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единогоналога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговыйпериод. ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаютсяналогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога надобавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможеннуютерриторию РФ в соответствии с НК РФ. Кроме единого налога, организации и ИП,применяющие УСН, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы наобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, в соответствии с законодательством РФ, в такжепрочие налоги (федеральные, региональные и местные) и сборы, в соответствии собщим режимом налогообложения. В случае если объектом налогообложения являютсядоходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае если объектомналогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговаяставка устанавливается в размере 15%.
Главные достоинстваупрощенных налогов заключаются в их относительной простоте, как дляналогоплательщиков, так и для налогового администрирования. К их основнымнедостаткам можно отнести несоответствие оценок дохода на основе используемыхпоказателей фактическим доходам налогоплательщика. При упрощенномналогообложении практически не учитывается дифференциация налогоплательщиков поприбыльности бизнеса, зависящая от видов и отраслевой направленностипредпринимательской деятельности, региональных особенностей.
Существование такихрежимов как УСН является одним из условий успешного развития малого бизнеса вРоссии и свидетельствует о поддержке малых предприятий государством. Хотя онанесовершенна, не идеальна и требует доработок, так или иначе достоинствапреобладают его недостатков. Упрощенная система налогообложения стимулируетактивизацию предпринимательской деятельности, способствует созданию новых рабочихмест, а также ужесточению конкуренции между производителями товаров и услуг.
Списокиспользованной литературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации: в двух частях.-9 изд-е.- М.: «Ось-89», 2009.
2. Борисов А.В.Специальный налоговый режим: упрощенная система налогообложения. – Финансы,2003, №5, с.34
3. Егорова Н.Е.,Хромов И.Е. Налогообложение малых предприятий: расчетные схемы и проблемавыбора. – Экономическая наука современной России, 2004, №2, с. 72-78
4. Карп М.В. Специальныеналоговые режимы на предприятиях. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2004 г. – 256с.
5. Козлова О.Л.Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малогопредпринимательства. – Финансы, 2005, №9, с. 26-28
6. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов.-7-ое изд., доп. И перераб.-М.: МЦФЭР, 2006.-592с.
7. Лукаш Ю.А.Экономия на налоговых платежах: упрощенная система налогообложения:практическое пособие /Ю.А. Лукаш. – М.: ООО «ТОРГСТРИМ», 2006. – 232 с.
8. Македонский С.Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт. – Рынок ценныхбумаг, 2005, №6, с. 26-31
9. Налоговыйменеджмент. Учебник / Под ред. докт. экон. Наук, проф., чл.-корр. РАН А.Г.Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 442 с. — (серия «Высшее образование»)
10. Рагимов С.Н.,Волкова М.В. Ещё одни дебют упрощенной системы. – Финансы, 2004, №1, с. 30-33
11. Яковлев Г.А.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.:Издательство РДЛ, 2004. – 336 с.
12. КурбангалееваО.А. Упрощенная система налогообложения в 2006 году.- М.: ГроссМедиа,2006.-264с.
13. Петров В.О.Специальный режим налогообложения: упрощенная система налогообложения.-Предпринимательское право, 2006г. №3
14. Черник Д.Г.Налоги и налогообложение: учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007 год.-311с.
15. ИгнатовА.В.упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусомГУП (МУП) // Финансы, 2004, №7, с.32-33
16. Мельникова Ю.А. «Упрощеннаясистема налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» 05.08.2009
Приложение
Образец заполнениязаявления о переходе на УСН
Форма N 26.2-1
В Инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 поВосточному административному округу г. Москвы
----------------------------------
(наименование налогового органа)
Общества с ограниченной ответственностью«Дельта»
от -------------------------------
(полное наименование
__________________________________
организации, фамилия, имя,
__________________________________
отчество индивидуального
__________________________________
предпринимателя)
107014, Москва, ул. Стромынка,
----------------------------------
(адрес места нахождения
организации,
д. 4
----------------------------------
места жительства
индивидуального предпринимателя)
1037814501987,
----------------------------------
7718602332/771801004
----------------------------------
(ОГРН, ИНН/КПП организации,
ОГРНИП, ИНН индивидуального
предпринимателя)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о переходе на упрощенную систему налогообложения
В соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13главы 26.2
Общество с ограниченной
Налогового кодекса Российской Федерации--------------------------
ответственностью «Дельта», 1037814501987,7718602332/771801004
------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации, ОГРН, ИНН/КПП;
фамилия, имя, отчество индивидуальногопредпринимателя,
ОГРНИП, ИНН)
переходит на упрощенную систему налогообложения
1 января 09
с "---" — 20-- года.
доходы, уменьшенные
В качестве объекта налогообложения выбраны-------------------
на величину расходов
------------------------------------------------------------------
(наименование объекта налогообложения в соответствии
со статьей 346.14 Налогового кодекса РоссийскойФедерации)
08
Получено доходов за девять месяцев 20-- года
Пять миллионов
— рублей .
(сумма прописью)
Средняя численность работников за налоговый(отчетный) период
08 Сорок пять
20-- года составляет-------------------------------- человек .
(прописью)
Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в
собственности организации на дату подачи настоящегозаявления,
Два миллиона
составляет------------------------------------------- рублей .
(сумма прописью)
Участие в соглашениях о разделе продукции
-------------------------------------------------------------------
___________________________________________________
Иные условия и ограничения, предусмотренные статьей346.12
Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Ранее упрощенная система налогообложения, предусмотренная
главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации,применялась в
-
— году.
Сергеев Сергеев И.П.
Руководитель организации — ---------------------
(Индивидуальный предприниматель) (подпись) (фамилия,инициалы)
15 октября 08
"--" — 20-- года
М.П.
Отметка о регистрации заявления:
"__" ___________ 20__ года, входящий номер________________
___________ ____________________
(подпись) (фамилия, инициалы штамп налогового органа
должностного лица
налогового органа)
--------------------------------
Данные сведенияне указываются вновь созданной организацией (вновь зарегистрированныминдивидуальным предпринимателем), а также налогоплательщиком, прекратившимприменение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход дляотдельных видов деятельности в соответствии с законом субъекта РоссийскойФедерации.
В не заполненныхналогоплательщиком строках заявления проставляется прочерк.