Содержание
Введение
1. Теоретическиеосновы ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ
1.1 Развитие системы пенсионногострахования в России
1.2 Социально-экономическаясущность ПФ РФ, его роль в финансовой системе РФ и в проведении пенсионнойреформы в РФ
1.3 Источники и направлениярасходования средств ПФРФ
2. Анализдеятельности ПФРФ
2.1 Анализ состава и структурыдоходов бюджета ПФРФ за период 2007-2009 г.
2.2 Анализ состава и структурырасходов бюджета ПФРФ за период 2007-2009 г.
2.3 Оценка деятельности ПФРФ3. Совершенствованиепенсионной системы Российской Федерации
3.1 Долгосрочная стратегия развитияпенсионной системы
3.2 Тенденцииразвития пенсионной системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Пенсионныйфонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью егоявляется – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путемперераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бычеловек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантируетсебе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствамиобеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силуопределенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числепенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий,пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей ввозрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом,определяется его важное социальное значение.
Актуальностью темы рассмотренной вкурсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедурамакроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджетакажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем всятекущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а темболее столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ,непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильнобыли определены соответствующие бюджетный параметры.
Пенсионный фонд РФ долженобеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплатгосударственных пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечаютсвоему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизнилюдям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, чтовыполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионногофонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет РоссийскойФедерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такойзадачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
Целью работы является определениенаправлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда РоссийскойФедерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели,необходимо решить следующие задачи:
— изучить аспекты и основныенаправления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
— изучить создание и размещениепенсионных резервов;
— рассмотреть основные направленияповышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансыПенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.
Объект исследования — Пенсионный фондРоссийской Федерации.
Курсовая работа изложена на 40 страницах машинописного текста ивключает в себя: введение, 3 главы, список использованных источников илитературы. Также курсовая работа содержит 4 таблицы, 6 рисунков, 1 приложение.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы таких авторов как А.К.Соловьев, Г.Б.Поляк, В.М.Родионова, О.В.Врублевская, А.И.Архипов, В.А.Слепов, А.А.Беленчук, А.И.Лушин, А.М.Годин, В.П.Горегляд, И.В.Подпорина, периодические издания и другие источники.
1. Теоретические основы Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ
1.1 Развитие системы пенсионного страхования в России
Система пенсионного обеспеченияРоссии, как и любая форма социально-экономических отношений, переживалаопределенные этапы своего развития, начиная от введения данного видасоциального страхования в российскую систему социального обеспечения населенияи его развития до современных форм.
До революции 1917 года право нагосударственное пенсионное обеспечение в России имели только государственныечиновники. В 20-е годы перечень лиц, имеющих право на получение пенсии, былзначительно расширен. В 1932 году пенсионное обеспечение по старости охватилорабочих всех отраслей народного хозяйства и законодательно были введеныпенсионные возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор этиграницы не менялись. В 1936 году после принятия Конституции СССР пенсионноеобеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.
В последующие годы принимались законыо государственных пенсиях, в результате которых к середине 60х годов в России (как части бывшего СССР) сложиласьгосударственная система всеобщего пенсионного обеспечения к старости дляработающего населения, которая модифицировалась многократно. В связи спостоянной нехваткой трудовых ресурсов в 60х годах в основном принималисьзаконы и постановления о мерах по повышению материальной заинтересованноститрудоспособных пенсионеров по старости в продолжении работы после назначенияпенсии.
К 80-ым годам XX века пенсионнаясистема СССР сформировалась к тому виду, который сохранился до периодадемократических реформ (перенеся отдельные черты и на современную российскуюпенсионную систему). К тому времени пенсионное обеспечение в СССР осуществлялосьв форме обязательного государственного социального страхования трудовогонаселения страны. Средства на пенсионное страхование аккумулировались в Фондегосударственного социального страхования, через который образовывались ииспользовались средства государственного социального страхования. Фонд былконсолидирован в государственном бюджете и включался в него по доходам ирасходам. Основным источником доходов Фонда государственного социальногострахования являлись страховые взносы, уплачиваемые предприятиями,организациями, учреждениями на сумму начисленной заработной платы своихработников. Расходы по уплате страховых взносов хозяйствующих предприятий иорганизаций включались в себестоимость продукции, работ и услуг, в бюджетныхучреждениях – в состав сметных назначений.
В Российской Федерации право игарантии пенсионного обеспечения установлены Конституцией РФ: “РоссийскаяФедерация — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. ВРоссийской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаетсягарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственнаяподдержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,пособия и иные гарантии социальной защиты”[1]. “Каждому гарантируется социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственныепенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольноесоциальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения иблаготворительность”[2].
Новый этап пенсионной реформы началсяв России в 2002 году. Основная цель — достижение долгосрочной финансовойсбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспеченияграждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов всоциальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе отчисто распределительной системы к распределительно-накопительной системепенсионного обеспечения.
Необходимость в пенсионной реформевозникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношениеколичества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается,число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонноснижается.
Пенсионная реформа базируется надействующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,«Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств дляфинансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
В современном обществе объективносуществуют отдельные слои населения, испытывающие потребность во временной илипостоянной материальной поддержке, реализуемой через систему социальногообеспечения.
Социальное обеспечение — системаматериального обеспечения определенных категорий лиц, неспособных, либоиспытывающих значительные затруднения самостоятельно обеспечить своесуществование[3].
Основной формой социальногообеспечения является социальное страхование, представляющее собой системуматериального обеспечения населения страны, основанную на принципахстрахования. Ведущая роль в процессе российского государственного социальногострахования принадлежит Пенсионному фонду России, управляющему финансамипенсионного обеспечения в стране.
Наряду с бюджетным финансированием ивнебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств,направляемых на цели социального развития, являются негосударственныепенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе.Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. УказаПрезидента Российской Федерации «О негосударственных пенсионныхфондах».
С помощью НПФ обеспечиваютсядополнительные возможности Государственного пенсионного фонда.Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социальногообеспечения, исключительным видом деятельности которой являетсянегосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда
Государственное пенсионноестрахование — вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховыхвзносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиямипо старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет всоответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях».
Пенсионное обеспечение производится ввиде выплаты пенсий отдельным категориям лиц при наличии оснований,установленных действующим законодательством. Основанием для пенсионногообеспечения являются различные юридические факты: достижение определенноговозраста; наступление инвалидности; смерть кормильца; длительное выполнениеопределенной профессиональной деятельности (выслуга лет)[4].
Задачи системы пенсионногообеспечения:
1. Материальное обеспечениепроживания и защита от бедности при наступлении старости, и в других,установленных законодательством случаях;
2. Предоставление гарантированногодохода по завершении трудовой деятельности, размер которого обычно составляетопределенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемогонепосредственно перед выходом на пенсию;
3. Защита дохода, получаемого в видепенсии, от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.
Экономическая сущность пенсионногострахования проявляется через его функцию: обеспечение посредством финансовогомеханизма образования и использования Пенсионного фонда в целях выплат пенсийопределенным социальным группам общества. Под финансовым механизмом пенсионногострахования следует понимать действие законов, подзаконных актов и инструкцийгосударственных финансовых органов по образованию и использованию денежногоПенсионного фонда. Денежный характер Пенсионного фонда позволяет организоватьего эффективное функционирование, так как его формирование происходит впроцессе перераспределения валового внутреннего продукта общества.
1.2 Социально экономическая сущностьПФ РФ, его роль в финансовой системе РФ и в проведении пенсионной реформы в РФ
Среди всех субъектов пенсионногострахования ведущее место принадлежит Пенсионному фонду России.
Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитноеучреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионногообеспечения в стране[5].
Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря1990 года посредством выделения из Фонда государственного социальногострахования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный СоветРСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной ДумеРоссийской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ,и отчет о его исполнении[6].
Пенсионный фонд РФ выполняетотдельные банковские операции в порядке, установленном действующим натерритории Российской Федерации законодательством о банках и банковскойдеятельности.
Пенсионный фонд РФ и его денежныесредства находятся в государственной собственности Российской Федерации.Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат.
ПФ РФ осуществляет ряд социальнозначимых функций:
— учет страховых средств, поступающихпо обязательному пенсионному страхованию;
— назначение и выплата пенсий;
— назначение и реализация социальныхвыплат отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, в том числевследствие военной травмы, героям Советского Союза, героям РоссийскойФедерации);
— персонифицированный учет участниковсистемы обязательного пенсионного страхования;
— взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;
— выдача сертификатов на получениематеринского (семейного) капитала.
С 1 января 2007г вступил в силу ФЗ№256 от 29 декабря 2006г «О дополнительных мерах государственной поддержкисемей, имеющих детей». Величина материнского капитала ежегодно индексируетсягосударством (в 2007г он составлял 250тыс руб., а в 2010г 343 378руб 80коп). В2011 году величина материнского капитала выросла до 365 тысяч 700 рублей. Правона получение материнского капитала предоставляется только один раз, этисредства могут направляться на улучшение жилищных условий, полученияобразования ребенком и формирование накопительной части трудовой пенсии дляженщины;
— управление средствами пенсионнойсистемы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, котораяосуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэконом банк) ичастные управляющие компании;
— реализация программыгосударственного софинансирования пенсии. Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить своюбудущую трудовую пенсию с участием государства: часть взносов в накопительнуючасть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Вступить вПрограмму можно до 1 октября 2013 года. Минимальный размер взноса в рамкахпрограммы софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государствоудвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в3 раза но не более 36000 рублей в год. Программа рассчитана на 10 лет. Впрограмме государственного софинансирования пенсии уже участвуют2 367 800 человек.
Пенсионныйфонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную системуорганов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ вкоторой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Вструктуре Пенсионного фонда — 7 Управлений в Федеральных округах РоссийскойФедерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г.Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всехрегионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов[7].
Система управления Пенсионного фондаРФ имеет разветвленную структуру, которая приведена в Приложении 1.
Руководство Пенсионным фондом РФосуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующимисполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав правления Пенсионного фондаРФ входят по должности председатель, который назначается и освобождается отдолжности Государственной Думой Российской Федерации, первый заместитель,заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фондаРФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководителиминистерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. В состав правлениямогут входить представители общественных, религиозных и государственныхорганизаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связанас защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основнаяфункция по управлению пенсионным обеспечением в России несет ответственность завыполнение функций, относящихся к компетенции ПФРФ. Оно определяетперспективные и текущие задачи ПФРФ и утверждает бюджет, сметы расходов(включая фонд оплаты труда) структурных органов ПФРФ, отчеты об их исполнении,а также их структуру и штаты. Правление Пенсионного фонда РФ назначает иосвобождает от должности исполнительного директора и его заместителей,председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионногофонда РФ, утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссиии региональных органах ПФРФ, издает в пределах своей компетенции нормативныеакты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ и решаетдругие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ[8].
1.3 Источники и направлениярасходования средств ПФРФ
Формированию доходной базыПенсионного фонда РФ отведено ключевое место в российской системегосударственного социального страхования. До 2010 г средства, используемые навыплату трудовых пенсий, формировались за счет двух основных источников. Первый– единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховыевзносы, предназначенные для выплаты трудовых пенсий. Доходы в виде страховыхвзносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионногострахования. Второй – дотация за счет средств федерального бюджета.
До1 января 2010 г трудовая пенсия по старости состояла из трех частей: базоваячасть (гарантируется государством и её размер устанавливается законодательствомв виде фиксированной суммы), страховая часть (дифференцированная часть,зависящая от результатов труда конкретного человека), и накопительная часть(образуется только у граждан 1967г рождения и моложе).
Тарифыстраховых взносов для лиц 1967г рождения и моложе приведены на рисунке 1.
/>
Рис.1 Тарифы страховых взносов
Адля лиц 1966г рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносыпоступали на страховую часть трудовой пенсии.
С1января 2010г базовая часть трудовой пенсии по старости в РФ перешла встраховую часть трудовой пенсии в виде фиксированного базового размера. Это всвою очередь дало возможность сделать ещё одно важное изменение: до сих порбазовая и страховая части пенсии индексировались в отдельности и по разнымправилам. С 2010г индексируется вся пенсия целиком в соответствии с ростомзаработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного фонда в расчете наодного пенсионера.
С1января 2010г работодатели вместо единого социального налога уплачиваютстраховые взносы в государственные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд РФ,Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинскогострахования. В 2010г разбивка 20% взносов в Пенсионный фонд РФ изменилась исоставляет: на финансирование страховой части для лиц 1966г рождения и старшеуплачивается вся сумма взносов – 20%, а у лиц 1967г рождения и моложе страховаячасть составляет 14%, а накопительная – 6%.
С2011 года совокупный платеж составил 34% от фонда оплаты труда, в том числе вПФ РФ – 26%, ФСС – 2.9%, ФФОМС – 3.1%, ТФОМС – 2.0% Если годовая зарплатасотрудника превышает 415 тысяч рублей, сверх этой суммы страховые взносыуплачиваться не будут. В итоге взносы в ПФ РФ с 2011г составят 26% для лиц1966г рождения и старше, а для граждан 1967г рождения и моложе 6% нанакопительную часть и 20% на страховую.
На2011 — 2012 годы установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР дляплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющихопределенные виды деятельности.
ВЗакон о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС внесено дополнение,предусматривающее возможность применения льготных тарифов организациями ииндивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную системуналогообложения, основным видом деятельности которых являются, в частности:производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство,производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всегоперечень содержит 36 позиций).
Дляуказанных лиц на 2011 год устанавливается пониженный тариф страховых взносов вПФР – 18% (общий тариф – 26%). В остальные фонды размеры страховых взносовсоставят: в ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 3,1%, ТФОМС — 2,0%. В 2012 году размерытарифов сохранятся. При этом взносы в Фонд обязательного медицинскогострахования с 2012 года будут уплачиваться только в ФФОМС[9].
Таблица1 Тарифы страховых взносов
/>
Такимобразом, у граждан 1967г рождения и моложе, а так же у всех участниковпрограммы государственного софинансирования пенсий, независимо от возраста,формируется помимо страховой части накопительная часть пенсии. Средствапенсионных накоплений учитываются отдельно от страховой части. По решениюгражданина они передаются в доверительное управление управляющей компании или внегосударственный пенсионный фонд и инвестируются в предусмотренные закономфинансовые инструменты, обеспечивающие сохранность и их увеличение вдолгосрочной перспективе.
В России фонд обязательногопенсионного страхования так же пополняется ассигнованиями из федеральногобюджета, объясняется это возложением на данный фонд тех затрат, которые неявляются страховыми пенсионными расходами. К ним относятся нерабочие периоды,связанные с материнством и уходом за малолетними детьми, инвалидами,долгожителями, служба в силовых ведомствах и др.
Таким образом, средства Пенсионногофонда РФ формируются за счет:
· взносовработодателей;
· взносов граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
· страховых взносовиных категорий работающих граждан;
· ассигнований изфедерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсийотдельным категориям граждан;
· средств,взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессныхтребований;
· доходов отэмиссии ценных бумаг;
· добровольныхвзносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· доходов откапитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.
Расходная часть бюджета Пенсионногофонда РФ включает в себя финансирование мероприятий по управлению процессомгосударственного пенсионного страхования в России, и прежде всего, средства,аккумулированные в бюджете Пенсионного фонда РФ, расходуются на выплатугосударственных пенсий.
К числу расходов Пенсионного фонда РФотносят:
1. выплату в соответствии сдействующим на территории Российской Федерации законодательством,межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;
2. оказание органами социальнойзащиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
3. доставка и пересылка пенсий;
4. финансовое иматериально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ иего органов;
5. другие мероприятия, связанные сдеятельностью Пенсионного фонда РФ[10].
Основноенаправление расходования средств Пенсионного фонда РФ – финансированиевыплаты государственных пенсий. Ключевое место в процессе определенияпотребностей финансовых средств для выплаты пенсий при планировании расходнойчасти бюджета Пенсионного фонда РФ занимает расчет размера государственныхпенсий, финансируемых из Пенсионного фонда РФ.
Расходы,не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год,осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет вустановленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результатепревышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части,зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми нафинансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджетПенсионного фонда РФ в полном объеме. Эти средства расходуются в следующемпорядке:
на возмещение недостатка средствбюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; надополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции наочередной финансовый год.
Порядок использования временныхсвободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом.Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФопределяется в соответствии с законодательством РФ.
Для обеспечения в среднесрочной идолгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательногопенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионногофонда РФ создается резерв, формирование и расходование которого определяютсяфедеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.
Контроль за использованием средствбюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии сзаконодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым впорядке, определяемом Правительством РФ.
Пенсионное обеспечение — базовая иодна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересовнетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей страны.
Качественные и количественныехарактеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют обуровне социального, экономического, правового и культурного развития общества игосударства. Вместе с тем показатели структуры и функционированиягосударственной пенсионной системы во многом определяют её устойчивость идинамику экономического и социального развития.
В целях государственного управленияфинансовыми ресурсами пенсионного обеспечения образован государственныйвнебюджетный Пенсионный фонд РФ. С точки зрения его экономического содержания –это форма образования и расходования денежных средств, образуемых внефедерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Организационная структураПенсионного фонда РФ, его региональных и территориальных органовхарактеризуется сложной системой финансовых отношений. Движение финансовыхресурсов ПФРФ является центральным звеном функционирования всей государственнойпенсионной системы.
пенсионный управлениефинансовый кредитное
2. Анализ деятельности Пенсионногофонда РФ
2.1Анализ состава и структуры доходов бюджета ПФРФ запериод 2007-2009 г.
Вдоходы бюджета Фонда включены страховые взносы на обязательное пенсионноестрахование, средства федерального бюджета, передаваемые фонду на выплатупенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые фонду напокрытие дефицита бюджета фонда в связи с недостатком средств на выплату базовойчасти трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а такжеиные источники установленные законодательством Российской Федерации.
На рис. 2 представлена динамикадоходов Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006-2010 гг.
/>
Рис. 2 Доходы Пенсионного фондаРоссийской Федерации
В 2006г бюджетПенсионного фонда Российской Федерации по доходам утвержден в сумме 1 637 580,0млн. рублей, из них 1 536 990,4 млн. рублей в части, не связанной сформированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на2007 год по доходам утвержден в сумме 1 914 133,2 млн. рублей, из них 1 777702,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств дляфинансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем доходов бюджета Фонда в 2008г утвержден всумме 2 621 075 405,3 тысяч рублей, из них 2 363 031 225,2 тыс. рублей в части,не связанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых изфедерального бюджета в сумме 1 401 666 555,2 тыс. рублей и бюджетов субъектовРоссийской Федерации в сумме 2 285 180,5 тыс. рублей;
Объем доходов бюджета Фонда в 2009 году утвержден всумме 3 282 951 083,1 тыс. рублей, из них 2 994 149 643,3 тыс. рублей в части,не связанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых изфедерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. рублей и бюджетов субъектовРоссийской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. рублей;
БюджетПенсионного фонда по доходам в 2006 году исполнен на 104,5%, в 2007 – на101,7%, в 2008 г – на 104,2% в 2009 г – на 98,2%.
Таблица2 Структура доходов Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.Доходные источники 2006 г. 2009 г. Изменения сумма, млрд. руб. доля в доходах, % сумма, млрд. руб. доля в доходах, % млрд. руб. в структуре Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего 1566,4 100,0 3222,6 100,0 1656,2 - Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии 617,0 39,4 1356,7 42,1 739,7 2,7 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии 96,5 6,2 183,7 5,7 87,2 -0,5 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 833,2 53,2 1640,3 50,9 807,1 -2,3 Прочие 19,2 1,2 45,1 1,4 25,9 0,2
На рис. 3 наглядно демонстрируетсянезначительные изменения в структуре доходов Пенсионного Фонда в 2009 г посравнению с 2006 г.
/>
/> 2006 г. 2009 г.
/>
Рис. 3 Структура доходов ПенсионногоФонда в 2006-2009 гг.
Вструктуре доходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют безвозмездныепоступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. в 2006 г – 53,2%, а в2009 г – их доля снизилась на 2,3% и составили 50,9%. Так же значительна доляпоступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ,зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в2006 г – 39,4%, а в 2009 г их доля увеличилась на 2,7% и составили 42,1%).
Долястраховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых вПенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в 2006 г — 6,2%, в 2009 г. — 5,7% (снижение на 0,5%).
Доляпрочих доходов в 2006 г — 1,2%, в 2009 г. – 1,4% (увеличение на 0,2%).
2.2Анализ состава и структуры расходов бюджета ПФРФ запериод 2007-2009 г.
ПФ РФ организует мобилизацию ииспользование средств фонда в размерах и на цели, регламентированныегосударством. Государство также определяет уровень страховых платежей,принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
В 2006 г бюджетПенсионного фонда Российской Федерации по расходам утвержден в сумме 1 537257,1 млн. рублей, из них 1 529 577,8 млн. рублей в части, не связанной сформированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на2007 год по расходам утвержден в сумме 1 782 348,2 млн. рублей, из них 1 764429,8 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств дляфинансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем расходов бюджета Фонда в 2008 году утвержден всумме 2 378 681 283,4 тыс. рублей, из них 2 351 074 052,3 тыс. рублей в части,не связанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетамсубъектов Российской Федерации, в сумме 69 768,8 тыс. рублей;
Объем расходов бюджета Фонда в 2009 году утвержден всумме 3 041 483 420,5 тыс. рублей, из них 2 998 653 912,2 тыс. рублей в части,не связанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетамсубъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. рублей;
На рис. 4 представлена динамикарасходов Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2006-2010 гг.
/>
Рис. 4 Расходы Пенсионного ФондаРоссийской Федерации
БюджетПенсионного фонда по расходам в 2006 году исполнен на 103,2%, в 2007 – на100,2%, в 2008 г – на 111,6% в 2009 г – на 98,9%.
Рассмотримизменения в структуре расходов Пенсионного Фонда за 2006-2009 гг.
Таблица3 Структура расходов Пенсионного Фонда в 2006-2009ггРасходные источники 2006 г. 2009 г. Изменения сумма, млрд. руб. доля в расходах, % сумма, млрд. руб. доля в расходах, % млрд. руб. в структуре Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего 1537,3 100 3008,7 100 1471,4 Ежемесячные денежные выплаты ветеранам 45,2 2,9 58 1,9 12,8 -1 Ежемесячные денежные выплаты инвалидам 127,9 8,3 193,2 6,4 65,3 -1,9 Базовая часть трудовой пенсии 502,5 32,7 979,2 32,5 476,7 -0,2 Страховая часть трудовой пенсии 699,4 45,5 1394,5 46,4 695,1 0,9 Прочее 162,3 10,6 383,6 12,8 221,3 2,2
Вструктуре расходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют расходы настраховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. – 45,5%, а в 2009 г – их доляувеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов набазовую часть трудовой пенсии (в 2006г – 32,7%, а в 2009г их доля снизилась на0,2% и составили 32,5%).
Доляпрочих расходов в 2006г – 10,6%, в 2009г увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.
Доляежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006г – 2,9%, в 2009гснизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидамв 2009г снизилась по сравнению с 2006г на 1,9% и составила 6,4%.
Нарис. 5 наглядно демонстрируется незначительные изменения в структуре расходовПенсионного Фонда в 2009г по сравнению с 2006г.
/>
/> 2006 г. 2009 г.
/>
Рис. 5 Структура расходов ПенсионногоФонда в 2006-2009 гг.2.3 Оценка деятельности Пенсионного Фонда РФ
В 2006г профицит бюджетПенсионного фонда Российской Федерации утвержден в сумме 76,98 млрд. рублей.
Профицит бюджета Пенсионного фонда РоссийскойФедерации на 2007 год утвержден в сумме 131,78 млрд. рублей.
Профицит бюджета Фонда в 2008 году утвержден в сумме507,37 млрд. рублей. Предельный объем профицита бюджета Фонда в части несвязанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий. 11,96 млрд. рублей
Профицит бюджета Фонда в 2009 году утвержден в сумме241,47 млрд. рублей. Предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, несвязанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий утвержден в сумме 4,504 млрд. рублей.
/>
Рис. 6Величина дефицита / профицита бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации,млрд. руб.
Профицитбюджета Пенсионного фонда в 2006 году исполнен на 130,3%, в 2007 – на 121,7%, в2008 г. – на 73,4% в 2009 г. – на 88,6%.
Таблица 4 Показатели бюджета ПенсионногоФонда, млрд. рубПоказатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Утв. Исп. Утв. Исп. Утв. Исп. Утв Исп. Утв. Исп.
Доходы 1566,44 1637,58 1914,13 1946,82 2621,08 2730,17 3282,95 3222,65 4680,04 -
Расходы 1489,47 1537,26 1782,35 1786,46 2113,71 2357,48 3041,79 3008,66 4398,04 -
Величина дефицита / профицита 76,98 100,32 131,78 160,36 507,37 372,38 241,47 213,99 282,00 -
Анализ данных показывает, что в 2006гдоходы Пенсионного Фонда превысили утвержденный показатель на 4,54%, а расходы на3,21%; в 2007г доходы — на 1,71%, а расходы на 0,23%; в 2008г доходы — на 4,16%,а расходы на 11,53%; а в 2009г утвержденные доходы недоисполнены на 1,84%, арасходы на 1,09%.
В целом за рассматриваемый периодбюджет Пенсионного Фонда был как утвержден, так и исполнен с профицитом.
В результате мероприятий по повышениюпенсий в 2009 году средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на1,72 тысячи рублей, или на 35% и на конец года составил 6,63 тысячи рублей. Вчастности, с 1 марта 2009 года установлен размер базовой части трудовой пенсиипо старости в сумме 1,95 тысячи рублей с ростом на 8,7% и с 1 декабря — 2,56тысячи рублей с ростом на 31,4%, одновременно повышены размеры всех другихбазовых частей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потерикормильца). Кроме того, с 1 августа 2009 года проведена индексация страховойчасти трудовой пенсии на 7,5%, а с 1 апреля 2009 г проведено дополнительноеувеличение страховой части трудовой пенсии на 17,5%[11].
Размеры ежемесячных денежных выплатинвалидам, ветеранам и другим категориям граждан были увеличены с 1 апреля 2009года на 13%.
На конец 2009 года общий уровеньдоходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительногоежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов иучастников Великой Отечественной войны — 20 тысяч рублей, а у инвалидов,награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — 14 тысячрублей.
Расходы на обеспечение текущей деятельностиФонда составили 61,9миллиарда рублей, или 97,7% к бюджетным назначениям. Приэтом расходы на содержание органов Фонда за 2009 год составили 59,8 миллиардарублей (97,9% к бюджетным назначениям) или 2% от общих расходов Фонда (2008 год-2,1%).
В целом, индексация пенсий в 2009году осуществлялась темпами, опережающими рост заработной платы.
Среднегодовой размер трудовой пенсиипо старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза.Средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточногоминимума пенсионера в РФ и составил 4,24 тысячи рублей.
Фактическое исполнение бюджета фондаза 2009 год по доходам составило 3 миллиарда 222,6 миллиона рублей (101,9% кбюджетным назначениям) и по расходам — 3,008 миллиарда рублей (98,5%). За 2009год бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 36,8 миллиарда рублей по текущимобязательствам и профицитом в сумме 250,8 миллиарда рублей по накопительнойсоставляющей бюджета.
Межбюджетные трансферты из федеральногобюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ, поступили вполном объеме в сумме 1 триллиона 944,2 миллиарда рублей. В том числе навыплату базовой части трудовой пенсии было направлено 984,4 миллиарда рублей,пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям,дополнительного материального обеспечения, пособий и других социальных выплат — 560,5 миллиарда рублей, на покрытие дефицита бюджета фонда — 399,3миллиардарублей.
Средства федерального бюджета, передаваемыефонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительногоежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям СоветскогоСоюза, Героям РФ и другим категориям граждан), поступили в сумме 272,74миллиардарублей (100% к бюджетным назначениям).
Доходы бюджета фонда, связанные сформированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий,за 2009 год составили 282,9 миллиарда рублей (98% к бюджетным назначениям), изних поступление страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 266,6миллиарда (102,6% к бюджетным назначениям).
Для возмещения потерь, возникших приинвестировании фондом сумм страховых взносов на финансирование накопительнойчасти трудовой пенсии, поступивших в фонд за 2007 год, в соответствии сраспоряжением Правительства РФ, Минфином России в 2009 году в бюджет фондаперечислены средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов вразмере 9,7 миллиарда рублей.
Объем пенсионных накопленийувеличился за отчетный период на 250,8 миллиарда рублей (в 1,3 раза) и посостоянию на 1 января 2009 года составил 975,8 миллиарда рублей, в том числесредства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управлениеуправляющим компаниям — 414,2миллиарда рублей, из них государственнойуправляющей компании — 401,6 миллиарда рублей; средства пенсионных накоплений,не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, — 561,6миллиарда рублей, из них направленные на временное размещение в разрешенныезаконодательством РФ виды активов — 308 миллиардов рублей.
В 2009 году в бюджет Фонда поступило2,6 миллиарда рублей дополнительных страховых взносов в рамках реализациипрограммы государственного софинансирования пенсий.
Таким образом, проанализировавдинамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006-2009г,можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета вфинансировании пенсионной. Основнымипричинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются:возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплатнестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкийудельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населенияи, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменениес 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовойпенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрированиястраховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательноепенсионное страхование (в том числе просроченной).
Рассмотримдинамику базовой, страховой и накопительной части пенсии. Для базовой частипенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительствопытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 страховомупринципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносовстраховой и накопительной части пенсии.
В структурерасходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплатутрудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочновышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Чтокасается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах ПенсионногоФонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой частипенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеюттенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховаясоставляющая, далее базовая и накопительная части.
3. Совершенствование пенсионной системы РоссийскойФедерации
3.1 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы
Принятие правильного решения одополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается навсесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионнойсистемы РФ.
Необходимость разработки долгосрочнойстратегии развития пенсионной системы была обусловлена неудовлетворительнымихарактеристиками современной пенсионной системы в части финансовой обеспеченностигосударственных пенсионных обязательств собственными источниками исоответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР,возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровняжизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном илиполностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а такжеторможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионнойреформой 2002г.
Согласно прогнозным расчетам,развиваясь в условиях действующего законодательства, ПФР будет постояннонуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренныхусловиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета напокрытие дефицита бюджеты ПФР к 2025г. вырастет до 1,2% ВВП.
Однако абсолютный размер трудовойпенсии будет индексироваться замедляющимися темпами и уже к 2030г. еесреднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижениепродолжиться. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточномуминимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего минимума – свыше 1,5раз – в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т.е. до уровня2009г.
Еще менее утешительные прогнозыожидают младшие поколения граждан, которые формируют пенсионные права вусловиях сохранения действующего налогового законодательства: влияниедемографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяетгосударственному страховщику сохранить в течение всего пенсионного цикланакопленные пенсионные права. В результате средневзвешенное соотношение размератрудовой пенсии и текущего заработка неуклонно снижается и к 2020г. будет ниже20%.
В бюджетном послании о бюджетнойполитике в 2008 – 2010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионнойсистемы как главного рискового фактора развития отечественной экономики вдолгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в бюджетномпослании в части необходимости формирования устойчивого экономическогомеханизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условийдля получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, так и тем, кому этопредстоит. Эти меры должны предусматривать в том числе упорядочение источниковфинансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Чтобы реализовать эффективныеинструменты государственного регулирования пенсионной системы, необходимоопираться на факторы, которые определяют ее развитие:
· макроэкономические(темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы ростапотребительских цен, количественные характеристики состояния рынка труд и др.);
· демографические(рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структуранаселения);
· социально-трудовые(ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудовогостажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величинапрожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения);
· собственнопенсионные (нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионныесхемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационнаяструктура самой пенсионной системы).
Перечисленные факторы накладываютограничения на формирование экономических механизмов регулирования развитияпенсионной системы и должны быть учтены при формировании долгосрочных целевыхориентиров ее развития. Исходя из страховых принципов системы обязательногопенсионного страхования они должны формулироваться следующим образом:
· полная текущаяфинансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств идолгосрочная устойчивость бюджета ПФР;
· созданиеэкономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровнязамещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициентзамещения);
· государственнаягарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимальногопрожиточного уровня./>/>/>/>/>/>
3.2 Тенденции развития пенсионнойсистемы
По прогнозным оценкам,разбалансированность бюджета ПФР достигает своего максимума около 1,2% ВВП вначале 2020-х гг. При этом, если в 2010г. несбалансированность составила около18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовойпенсии, то к 2025г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%.Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательствуявляются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефицитепенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионныхобязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений,следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджетана покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будутопережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы ростацен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделеннымивыше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастаниенесбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховыхотчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговымзаконодательством.
В долгосрочной перспективе пристраховании параметров начисления страховых взносов объем средств, поступающихв систему обязательного пенсионного страхования, так называемый эффективныйтариф страховых взносов, из-за роста размера заработной платы будет сокращатьсяс 11,45% в 2011г. до 0,59% в 2050г., т.е. почти в 20 раз. Еще больше сократитсяэффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии – с 8,8% в2011г. до 0,3% в 2050г., т.е. более чем в 25 раз.
Разница в динамике показателейобусловлена относительным увеличением к 2027г. части страховых взносов,отчисляемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967г.рождения, доля которых достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособноговозраста к этой дате.
Финансирование базовой части трудовойпенсии из средств федерального бюджета при условии поддержания в долгосрочнойперспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимумапенсионера (ПМП), соответствующего повышению размеров базовых частей трудовыхпенсий по росту ПМП, сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2011г. до 2,1% в2050г., т.е. в 4,1 раза.
Государственные обязательства повыплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая ростдоходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов ростазарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР по актуарным расчетамбудут сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовойдеятельностью. Возникающую разницу придется покрывать за счет средствфедерального бюджета в возрастающем размере с 1,5% фонда заработной платы в2011г. до 4,1% к 2022г.
В результате этой тенденции к 2050г.финансирование пенсионной системы почти полностью отходит от страховыхпринципов, так как 86% доходов будут составлять не страховые поступления, асредства федерального бюджета.
Другая тенденция связана синдексацией пенсионных прав, которые ограничены индексом роста доходов ПФР врасчете на каждого пенсионера. С самого начала реформы она отстает от темповроста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.
Однако начиная с 2012г. основнымфактором, оказывающим влияние на снижение темпа роста доходов ПФР в расчете накаждого пенсионера, становится не увеличение относительной численностипенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050г.) и не увеличениеотносительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионныхнакоплений в пользу лиц 1967г. рождения и моложе (вдвое за период 2010-2025гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов настраховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранениярегрессионной шкалы базы начисления страховых взносов.
Программа повышения развития уровняблагосостояния получателей трудовых пенсий должна предусматривать перерасчетнакопленных пенсионных прав (валоризацию), приобретенных к началу пенсионнойреформы 2002г. Финансирование валоризации и связанных с ее проведениемрасходов, включая последующие индексации трудовой пенсии, в дальнейшем будетосуществляться из федерального бюджета.
Одним из ключевых положений налоговойи пенсионной реформ является финансирование базовой части трудовой пенсии засчет ЕСН, что означала ее полный отрыв и независимость от трудового вклада(если не считать ограничение пятилетним минимумом стажа). При этом размербазовой части не зависит ни от заработка (взносов) застрахованного лица, ни отего стажа (для начисления требуется всего 5 лет страхового стажа), чтофактически превратило базовую часть трудовой пенсии в социальное пособие.
Предлагается перейти нафинансирование базовой части трудовой пенсии из средств страховых взносов ииндексировать ее в зависимости от роста среднемесячной начисленной заработнойплаты. Одновременно с переходом на страховые методы формирования бюджета ПФРнеобходимо отказаться от регрессивной шкалы и установить верхнюю границудохода, на который начисляется страховые взносы. Тем самым ПФР примет на себяобязательство по страхованию суммы утраченного заработка для абсолютного большинствазастрахованных лиц, а в дальнейшем индексировать по темпу роста среднейзаработной платы в экономике.
Установление предельно уровняначисления взносов позволит не только стимулировать высокодоходные категорииработников на их плату, но и ограничит неконтролируемый рост долгосрочныхгосударственных пенсионных обязательств ПФР перед высокооплачиваемымизастрахованными лицами и существенно уменьшит тарифную нагрузку наработодателей.
Заключение
Пенсионное обеспечение являетсябазовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развитияобщества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособногонаселения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Такжеэтот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для Россииэтот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в Россиипроживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов ичленов семей, потерявших кормильца.
Программа пенсионной реформы РФ вдолгосрочной перспективе предусматривает переход от действующейраспределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет всебя включать:
- государственноепенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимостиот страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджетгосударственного пенсионного страхования, финансируется государственноепенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ,так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов нанакопления;
- государственноепенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые неприобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, — засчет средств федерального бюджета;
- дополнительноепенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносовработодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ –обязательных страховых взносов.
Для сокращения дефицита бюджетаПенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структурыотчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд.Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка. Кроме того,будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления тудапредполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, спомощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.
Для совершенствования пенсионнойсистемы РФ:
а) требуется разработать научныйинструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующихуровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базеорганизационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личногострахования и социальной помощи.
б) необходимо предусмотреть новыйпорядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовомобеспечении системы.
в) нужно усилить взаимозависимостьмежду страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно бытьсвязано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всеготрудового периода.
Необходима целенаправленная работа посозданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определениягосударственных обязательств перед застрахованными лицами. Посколькупроизводится переход на полное пенсионное страхование, то необходимо четкопроводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическуюситуацию и др. Исходя из этого в дальнейшем можно было бы выстраиватьоптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессиональногопенсионного страхования.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Бюджетный КодексРоссийской Федерации, М., 2006.
2. Налоговый кодексРоссийской федерации М., 2006.
3. Федеральныйзакон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от14 декабря 2001г.№ 164-ФЗ.
4. Федеральный законРФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15декабря 2001г. №167-ФЗ.
5. Федеральный законРФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ.
Периодические издания:
1. БатановГ.Н. Пришло время многое менять в системе инвестирования средств «молчунов» //Финансовый контроль. – 2008. – №1. – С.1-3.
2. Вестник ПФР. — 2008.- №2.
3. ВьюницкийВ.И. Что ждет пенсионную систему? // Пенсия. – 2008. – №4. – С.41-52.
4. ГалаеваЮ.С, Потапов И.В. Бюджет Пенсионного фонда РФ: Анализ и прогнозирование //Общество и Экономика. – 2008. – №6. – С.88-105.
5. КлимоваЕ.С. Пенсионный фонд России в условиях реформирования пенсионной системы –Тюмень, 2007. – 22 с.
6. КокоревР.А., Трухачев С. А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущеесостояние, проблемы и пути решения // Информационно-аналитическая бюллетень.–2008. – №62. – С.1-49.
7. КращенкоЛ.С., Асанов И.П. Одиночное плавание // Эксперт. – 2008. – №36. – С.104-110.
8. ЛаврентьеваП.К. Развитие пенсионной системы в России – М.:2008.–25 с.
9. ЛогиновВ.С… Пенсионная реформа: нужна новая стратегия // Ведомости. – 2008. – №32. –С.5.
10. СоловьевА.К. Актуарный обоснование вариантов развития пенсионной системы // Пенсия. –2008. – №11. – С.41-47.
Литература:
1. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Бюджетная системаРФ: Учебник / Под ред. А.М. Годин, Н. С. Максимов, И.В, Подкорина.: Дошков и К,2008.
3. Бюджетная системаРФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин-М.: Дошков и К, 2007.
4. ГавриловР.В. Реформирование пенсионных систем: мировой и отечественный опыт –М.: ВНИЭРХ, 2008. – 113 с.
5. ЛочаковД.Е. Экономические предпосылки и основные направления реформирования пенсионнойсистемы Российской Федерации – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 16 с.
6. СоловьевА.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионнойреформы (до 2015 г.) // Пенсия. – 2007. – №8. – С.45-50.
7. СоловьевА.К. Экономика пенсионного страхования. Учеб. пособие для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.
8. Финансы:Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: Рос. Экон. акад., 2006.
9. Финансы:Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. Финансы: Учебник/под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2003 г.
11. Финасы, денежноеобращение и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова-М.: Проспект, 2006г.
12. Человек и труд. –2006.- № 3