Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сущность и методы налогообложения

Муниципальноеобразовательное учреждение
Тарусскаясредняя общеобразовательная
школа№ 2 им. ученого В. З. Власова.
РЕФЕРАТ
поэкономике
натему: «Принципы и методы налогообложения»
Выполнил: учащийся
10 класса
Волков Сергей.
Принял: Мясникова В.Я.
Таруса-2008

Содержание
 
1. Введение………………………………………………………….… 3
2. Принципы и методы налогообложения…………………….….…. 4
 2.1. Сущность налогообложения…………………………………….4
 2.2. Принципы налогообложения…………………………………… 4
 2.3. Методы налогообложения………………………………….…… 9
3. Заключение………………………………………………………… 12
4. Список используемой литературы……………………………… 14

Введение.
 
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействуетна рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночнойэкономики любое государство широко использует налоговую политику в качествеопределенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как ився налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой вусловиях рынка.
 От успешного функционирования налоговой системы во многом зависитрезультативность применяемых экономических решений. Налоги являются необходимымзвеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованиемналоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основнаяформа доходов государства.
 Цель работы – раскрыть сущность налоговых отношений, принципы и методыналогообложения в России на современном этапе.
 Исходя из этой цели, предстоит решить следующие задачи:
— определить сущность и значение налогов;
— рассмотреть принципы налогообложения;
— рассмотреть методы налогообложения.

2. Принципы и методы налогообложения.
 
2.1. Сущность налогообложения.
 
Понятие«налог» уходит своими корнями в глубину веков (жертвоприношения, военныетрофеи, рабский труд и т. п.), В историческом ракурсе существовали самыеразличные виды поступлений в казну. Это — даньс побежденных; контрибуции, домены, т.е, государственное имущество, приносящее доход(земля, леса, вещные права, капиталы); регалии как промысловые источники доходамонопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная,судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза.
Введение женалогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономики,систем государственного контроля. В понятии «налог» переплелись не толькоэкономический и философский смысл, но и конкретная форма правовыхвзаимоотношений, закрепленных в законодательных актах.
Представленияо налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствованиятеорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина«налог». Через его определение осознается и оценивается отношение общества кналогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринималипопытки дать дефиницию налога не только с экономических позиций, но и сюридической точки зрения.
2.2. Принципы налогообложения.
 
 Использование налогов в качестве главного источника доходов государстватребует разработки определенных правил. Эти принципы налогообложения наиболееярко сформулировал в ХVIII в. Адам Смит. Выделяютчетыре важнейших принципа: справедливость, определенность, удобство и экономия.
Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития,социального статуса человека, его политических взглядов. А. Смит считалсправедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитываютплатежеспособность плательщика.
Принцип определенности Смит объясняет следующим образом: «Налог, которыйобязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть достаточно определен,а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должнобыть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибонеопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерностьналогообложения.
Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься тогда и такимспособом, когда и как плательщику удобнее всего его платить.
Принцип экономии: «Каждый налог должен быть так задуман и разработан,чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что онприносит государственному казначейству». Данный принцип рассматривается какчисто технический принцип построения налога. Трактуется он так: расходы повзиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, которыйприносит данный налог.
В России действует следущая система принципов налогообложения:
1) принцип всеобщности — это когда публично-правовая обязанность платитьзаконно установленные налоги распространяется на всех лиц, признаваемых НК РФ.Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применятьсяисходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иныхразличий между плательщиками налогов;
2) принцип равенства — в социальном государстве вотношении обязанности платить законно установленные налоги предполагает, чторавенство должно достигаться посредством справедливого перераспределенияналогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот.Налоги, не учитывающие финансового потенциала различных слоев плательщиков,создают социальное неравенство при взыскании формально равной суммы сплательщиков;
3) принцип соразмерности — означает ограничение правасобственности в результате установления и взимания налогов в допустимой мере.Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционныхправ. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств;
4) принцип справедливости — в социальном государстве вотношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должнодостигаться посредством справедливого перераспределения налогового бременипутем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установлениедифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимостиот формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождениякапитала;
5) принцип законности — является наиболее универсальнымпринципом, в нем обозначены формальные основания, необходимые для признанияналогов и сборов законно установленными. Права и свободы человека и гражданинаопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнойи исполнительной власти, местного самоуправления;
6) принцип точности или ясности (понятности),определенности (непротиворечивости) формулировок актов налоговогозаконодательства. Плательщик налога не должен нести ответственность из-завозможного двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанностипо уплате налога, и все сомнения, противоречия и неясности актовзаконодательства о налогах толкуются в пользу плательщика налога.
Кроме этих ставших уже классическими норм,современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важныхпринципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемыхзапретов). Среди них выделим следующие:
1) запрет на введение налога без закона;
2) запрет двойного взимания налога;
3) запрет налогообложения факторов производства;
4) запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: онзапрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против волинарода. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и внастоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложениедолжно быть обязательно одобрено представителями граждан в органахзаконодательной власти (в парламенте).
Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией,когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагатьсяидентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойноеналогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системыналогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни властив одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися)налоговыми правами.
Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекатьк налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам, как известно,относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер,то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако этоне мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго,как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всеналоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируетсяпри непременном соблюдении этого основополагающего запрета.
Для капитала, вложенного в производство, формальносуществуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налогна деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается толькокапитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессепроизводства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, аполученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога,если она реинвестируется на развитие производства в рамках этого жепредприятия.
Наконец, последний запрет касается в основноммеждународных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящеевремя граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и дажемиллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы вразных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношенииграждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства).Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказатьсяот какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете навстречную взаимность).
Таким образом, эти основополагающие принципыналогообложения во всех ведущих развитых странах мира соблюдаются уже напротяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельныхстранах и в отдельные критические периоды власти — вынужденно или произвольно — отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Так, в США в периодрузвельтовского «нового курса» налоговые ставки достигали невероятновысоких размеров (обсуждался даже вопрос о введении временного 100%-го налогана особо крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европывводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялисьособые формы налогообложения — в виде долгосрочных принудительных займов и т.д.Но такие отклонения носили подчеркнуто временный, преходящий характер, и спрекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливалипрежние порядки.
2.3. Методы налогообложения.
 
 МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — порядок изменения ставки налога в зависимости отроста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное,прогрессивное и регрессивное налогообложение.
 РАВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — метод налогообложения, когда для каждогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Иначе — это подушноеналогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитываетимущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях. Пример- некоторые целевые налоги.
 РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — (от лат. regressus — обратное движение) — порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходитсокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается помере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налогазафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.
 ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — порядок налогообложения, при котором сростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах,в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц.
 ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — метод налогообложения, при которомдля каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит отвеличины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастаетпропорционально. В РФ примером П.н. является налог на прибыль юридических лиц.
Наконец, определение налоговой политики требуеттакже уяснения основных ее методов изымания самих налогов, а точнееспособствования этому. В данном случае следует исходить из того, что к числу таковыхв первую очередь относятся методы: управления, информирования (пропаганды),консультирования, воспитания, льготирования, контроля, принуждения. Анализпрактики налогообложения за последние годы позволяет сделать вывод о том, чтодо недавнего времени финансовыми и налоговыми органами преимущественноиспользовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активнонаряду с ними осуществляется информирование, консультирование и воспитаниеналогообязанных лиц. Это означает, что налоговая политика в большей степенистала учитывать интересы налогоплательщиков.
Информирование или налоговая пропаганда предполагаетцеленаправленную деятельность финансовых и налоговых органов по доведению доналогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполненияналоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующихналогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. Установлено, чтоинформация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении,изменении и отмене региональных и местных налогов должны направляться органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в соответствующиефинансовые и налоговые органы (ст. 16 НК РФ).
Что касается воспитания, то оно в рамках проводимойналоговой политики имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознаннойнеобходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей ипредполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимостиналогообложения для государства и общества.
С учетом изложенного, государственную налоговуюполитику можно определить как совокупность организационно-правовых мероприятий,осуществляемых наделенными соответствующей компетенцией органамигосударственной власти посредством использования специфических методов с цельюсоздания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговойсистемы, отвечающей финансовым интересам государства и общества.

3. Заключение.
 
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Онавыступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства,определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтомунеобходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новымобщественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России вотличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственностьсоответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросахналогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечнядействующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволилоболее полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местныхбюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит кновым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность,запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорийплательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорениенаучно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий илиувеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательствофактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение внародное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, чтоналоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изме­няется,приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количестваналогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в периодперехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствуетинвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговойсистемы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
На основе изученного материала, можносделать выводы, которые дают право предложить один из путей решения даннойпроблемы:
 - для обеспечения стабильного развития всякая странадолжна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы иметоды налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны,налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этихпринципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговыхпринципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы законаили иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначноетолкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

4. Список используемой литературы.
 
1. Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан вРоссийской Федерации. — М., 1992.
2. Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства. Налоговое правоРоссии. Курс лекций. –М., 2003.
3. Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю. Экономика: принципы, проблемы иполитика. – Баку, 1992.
4. www.revolution. –каталог рефератов и справочных материалов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационная структура службы маркетинга с ориентацией по функциям рынка
Реферат Сила и бессилие героя романа Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Расширение ЕС и взаимоотношение с Россией
Реферат История монет
Реферат Век нынешний Чацкий, Молчалин, Репетилов
Реферат История крестьянства
Реферат Исторический портрет Петра 1
Реферат Аппарат теории двойственности для экономико-математического анализа. Анализ одномерного временно
Реферат История Албании
Реферат История г. Рыльска с 1917 г. до наших дней
Реферат Общая характеристика предприятия "Альянс-Моторс". Техническая эксплуатация автомобилей
Реферат Исторический путь императоров династии Юлиев-Клавдиев
Реферат Право Интернета в зарубежных странах: концепции налогообложения субъектов электронной коммерции
Реферат Расчет и распределение прибыли на предприятии
Реферат Итоги коллективизации для СССР.