СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙПОЛИТИКИ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Предмет и объект социальнойполитики
1.2. Типы социальной политики
1.3. Функции социальной политики
1.4. Основные положения социальнойполитики в различных экономических системах
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВРАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Состояние социальной политикиГермании
2.2. Состояние социальной политикиШвеции
2.3. Состояние социальной политикиЯпонии
2.4. Состояние социальной политикиВеликобритании
2.5. Состояние социальной политикиРеспублики Беларусь, перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем изучать конкретную дисциплину,обсуждать и анализировать какую-либо научную проблему, необходиморазобраться в ее сущности и содержании,теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений ипроцессов.
Целью настоящей курсовой работы изучениесоциальной политики как предмета, обзор социальной политики в различныхэкономических системах, состояние действующей системы социальной политики вРеспублике Беларусь.
Для достижения поставленных целей необходиморешить следующие задачи:
— изучить теоретический аспект понятиясоциальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типысоциальной политики;
— изучить общие положения, на основаниикоторых построена социальная политика в различных экономических системах. Вкачестве изучаемых систем избраны следующие страны: Англия, Великобритания,Швеция, Япония, а также Республика Беларусь.
— изучить состояние социальной политики ввышеуказанных экономических системах, определить их достоинства и недостатки, атакже состояние социальной политики в республике Беларусь и перспективы ееразвития.
Словосочетание социальная политика прочновошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но имассовый оборот и является одним из самых распространенныхтерминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делатьее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактикуосуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийнымаппаратом.
Экономический рост странынапрямую зависти от степени социальной политики. Применительно к РеспубликеБеларусь это проявилось во всех сферах экономики. Не было необходимостидоказывать переход нашей экономической системы к рынку, поскольку история XX в.убедительно продемонстрировала неэффективность жестко централизованнойгосударственной системы хозяйствования. Вопрос в другом: неизбежно ли обеднениешироких масс населения при переходе от планово-административной экономики крыночной?
Видный теоретик и практик социальногорыночного хозяйства — бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт писал: «… Историянапоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа былислишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминаетнам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способностидолжны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс могосуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободыостаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо такназываемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномернов пользу этого меньшинства. …… Общество может более или менее полноудовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оновозлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, насоциальное государство. .…… Мы рассматриваем социальное государство какинституциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческогодостоинства простого мужчины и простой женщины...»[2, c.32].
Исторически в СССР сложилось так, чтомногие отрасли экономики не признавались частью реальной экономики, арезультаты их деятельности не включались в национальный доход, в совокупныйобщественный продукт и валовой внутренний продукт. Под влиянием вульгарнойтрактовки производительного труда труд во многих отраслях социальногообслуживания считался непроизводительным, а сами эти отрасли — непроизводящими, а лишь потребляющими национальный доход. Даже оценка результатових деятельности осуществлялась в СССР по затратам на функционирование, т.е. сбольшим искажением и занижением. Отсюда возникло и соответствующее наименованиедля совокупности многих отраслей, составляющих социальное хозяйство —непроизводственная сфера, а позже — социальная сфера. В настоящее времясоциальная отрасль выделена как самостоятельная отрасль экономики, котораявключает в себя образование, здравоохранение, культуру, жилищное и коммунальноехозяйство, санаторно-курортный и оздоровительный комплексы, физкультура испорт, социальная работа и др.
В первой главе курсовой работырассмотрена сущность социальной политики, ее типы, функции, какая социальнаяполитика сложилась в развитых странах мира, таких как Великобритания, Швеция,Германия, Япония. А также приведены основные положения социальной политики республикиБеларусь.
Во второй главе приведеныпрактические данные о состоянии социальной политики в изучаемых странах, ихдостоинства и недостатки, дано состояние социальной политики РеспубликиБеларусь, определены перспективы развития.
1. СУЩНОСТЬ ИЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ,
СОЦИАЛЬНАЯПОЛИТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Предмет иобъект социальной политики
Под социальнойполитикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимаютсовокупность (систему) направленных на жизнеобеспечение населения.
Социальнаяполитика — это не столько система мер и мероприятий, сколько системавзаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоямиобщества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние,социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальнаябезопасность населения в целом [2, c.9].
Объект и предмет этой политикисовпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупныйединый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС) — системувзаимосвязанных компонентов и частей среди которых [2, c.10]:
— отраслисоциальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т т.д.;
— рыноктруда, занятость, безработица;
— социальноепартнерство;
— социальнаязащита;
— оплатаи охрана труда;
— социальное страхование;
— пенсионнаясистема и др.
Эффективность реализации социальнойполитики любого уровня — государственного, регионального, корпоративного вомногом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсовгосударства, органов власти, предприятий ит.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры,жилищно-коммунального сектора, рынкатруда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения,своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и другихисточников и механизмов жизнеобеспечения граждан.
Социальная политика исоциально-трудовая сфера не носят пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств насамозапуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику,экономический рост, динамику ВВП, траекториюдвижения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системымощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличиватьобъемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей,что требует соответствующего отношения ксоциально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства,его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей исобственников.
/>Эффект этого влияния намного превышает вложенные в ихразвитие и реализацию первоначальные затраты. Если государство и работодателизатрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы, токажется на самом деле, что обычная социальная мера, не имеющая выхода наэкономическую составляющую, поскольку пенсионер не работает, он не производитпродукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. На самом же деле, если пенсионнаясистема отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсиинапрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионномвозрасте, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительноготруда и развития производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существуетмежду экономической эффективностью — с одной стороны, и решением проблемзанятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры,здравоохранения, науки, образования — с другой.
В последнее время достаточно часто,особенно практики, используется понятие — социально-трудовая сфера (СТС). Оноотражает объект и предмет социальной политики, характеризует степеньсоциального развития, вполне обоснованно отражает единство ивзаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовыеотношения — отношения между трудом и капиталом, наемным работником иработодателем, редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. Инаоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов,сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сферадостаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и егосоциальное сопровождение. Основными блоками СТС являются [2, c. 15]:
— социальная сфера, т.е. отраслисоциально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура ит.д.);
— рынок труда, службы занятости,переподготовки кадров (в том числе безработных);
— сфера мотиваций производительноготруда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).
/>/> — группы отношений и компоненты, возникающие в процессевоспроизводства рабочей силы и обеспеченияусловий для взаимодействияработника со средствами и предметами труда: — система социальной защитынаселения, система социального партнерства, системасоциального страхования, пенсионнаясистема, охрана труда и т. д.
Главная темасоциальной политики — социальное положение тех или иных частей народа и народа вцелом. Социальное положение — это основная комплексная характеристика жизнедеятельностинаселения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется какрезультат действия системы существенных факторов (причин), которые образуютобщественные условия существования и развития структурных частей общества [2, c.21].
Параметрысоциального положения — конкретные измерители социального положения, егокачественно-количественные характеристики (показатели и оценки), системакоторых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностьюсудить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении икомплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметрысоциального положения применяются также при определении качественных соотносительныхуровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство идругие) [2, c. 22].
Субъектысоциальной политики — это реально самостоятельные и притом фактическидействующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты,структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятсяи представляющие их интересы организационные структуры. Создаютсяклассовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё этодействующие лица социальной политики, ее субъекты. Главнымсубъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальнуюполитику [2, c. 24].
Государственная социальная политика — действия государства в социальной сфере,преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленныенеобходимыми организационными ипропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты [2, c. 25].
Следующая содержательнаяхарактеристика социальной политики — система целей, которые ставят перед собоюактивные участники социальной политики (ее субъекты). Цели применительно ксоциальным взаимодействиям — это желательные результаты общественных перемен.Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своесложившееся положение в обществе, но и свое реально возможное изменившееся клучшему положение.
Основные сферы осуществлениясоциальной политики — комплекс отраслей социального хозяйства исоциально-трудовая сфера. Социальное хозяйство — это комплекс отраслейнародного (национального) хозяйства страны, сектор реальной экономики,производящий вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечениянаселения как народа с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой идосуговой жизнедеятельности, с привычным (и прутом структурнодифференцированным) уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями[2, c. 34].
К социальному хозяйству относятсяпросвещение, образование, культура, здравоохранение, жилищное хозяйство,коммунальное хозяйство, санаторно-курортный комплекс, оздоровительный итуристический комплекс (без экспортной части), физкультура и спорт (безпрофессионального спорта), социальная работа и др.
1.2. Типысоциальной политики
Типы состояний общества как целостнойсистемы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане ипозволяют выделить следующие её типы [2, c.27]:
1) социальная политика в социальноустойчивых обществах (общественных формациях);
2) социальная политика в обществах,находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях);
3) социальная политика в обществах,находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественнойсистемы);
4) социальная политика в обществах,выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е.социальная политика переходного периода.
Общественные формации — это такиесостояния (полосы) общественного развития, когда социальная и хозяйственнаяструктуры воспроизводятся на своей собственной, социально устойчивой основе исохраняют свою качественную определённость. Это периоды относительно «плавного»развития.
/>/>Особенностями социальной политики всоциально устойчивых обществах являются:
— стабильный (установившийся иставший привычным для большинства населения) порядок взаимоотношений важнейшихсоциальных групп (и классов);
— образование значительных слоевболее или менее удовлетворённых своим общественным положением (часто ихназывают «средним классом»);
— сбалансированность общеклассовыхинтересов господствующего класса и интересов его отдельных частей (подчинениеинтересов частей общеклассовым интересам);
— налаживание и поддержание системымирного социального сосуществования господствующих и подчиненных классов;
— ослабление чувства социальнойнесправедливости, снижение уровня массовой распространенности этого чувства вобществе, снижение влияния протестных, реформистских и особенно революционныхидеологий, ослабление и упадок рабочего движения, социальных движений,протестных и освободительных движений.
Кризис общественной системы(системный кризис) — это такое состояние общества, когда становится необходимымисторический выбор нового варианта будущего и, как правило, новогообщественного устройства (нового типа власти). Развиваться по-старому,по-привычному далее невозможно, потому что имеющиеся власти неспособныпоставить новые реалистические цели и наладить эффективные общественныедействия для их достижения, а «низы» не желают далее мириться со сложившимисяформам жизни. Несоответствие социальных форм жизни новому уровню потребностей ивозможностей не просто ощущается, но требует своего преодоления [2, c.28].
Особенности социальной политики вобстановке системного кризиса являются:
— активизация общественного сознанияво многих социальных группах, обозначение реального многообразия мнений исоциально-психологических типов, идеологического многообразия;
— нарастание критического отношения ксложившимся социальным порядкам, отчуждённости по отношению к ним;
— выявление коренных противоречийсуществующего общественного устройства, осознание, с одной стороны,необходимости их преодоления, а, с другой, — неспособности существующегогосударства справиться с этой исторической задачей;
— формулирование социально-групповыхинтересов и требований, формирование (или обновление, привязка к злободневнымисторическим задачам) социально-групповых идеологий, формированиесоциально-групповых субъектов-представителей (организаций, движений, партий,политических союзов и коалиций и т.п.);
— выдвижение политических исоциальных программ, конкретных требований по поводу коренного улучшениясоциально-экономического положения классов и многочисленных социальных слоев,т.е. по существу требования значительных политических и социальных реформ.
Преодоление системного кризиса всегдапроисходит в форме революции, суть которой — смена типа власти и кореннаяперемена общественного устройства. Революция по-разному вызревает вдеформированных обществах и в общественный формациях, но если она началась исостоялась, то её принципиальные задачи более или менее сходны. Эти задачисводятся к необходимости проведения системы революционных реформ, охватывающихвсе важнейшие сферы жизни общества и налаживающих качественно новоежизнеспособное общественное устройство в каждой их этих сфер.
Переходным периодом называется историческийпериод, и течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальнойсистемы к качественно новой устойчивой социальной системе. Системареволюционных реформ в социальной сфере в обеспечении основных условийжизнедеятельности населения в целом и его важнейших социальных групп являетсясутью социальной политики переходного периода. Социальная политика переходногопериода — это социальная политика, соответствующая переходным состояниямобщества. Главная её особенность в том, что она формируется в условияхисторической совмещенности процессов коренного обновления как общества, так игосударства [2, 31].
Социальная политика переходногопериода отражает обострение борьбы за перемены во всех ключевых условияхформирования социального положения. Обострена борьба за степень эксплуатации,за доступ к политической власти, за передел собственности, за сохранение илипонижение уровня жизни и уровня социальной защищенности, за условия труда.Исход этой борьбы определяется соотношением политической силы и политическойорганизованности разных общественных групп (классов). Тип и направлениядействий государства настолько существенны при решении основных социальныхвопросов, что борьба за государственную власть становится центральным пунктомвлияния на социальную политику.
1.3. Функциисоциальной политики
Обозначим основной круг функцийсоциальной политики.
Первая из основных её функций —обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости исамовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается,приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна бытьнастолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасностиеё разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциалкачественного обновления путём реформ и революций.
Все ныне существующие общества исовременный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорствеодних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е.на эксплуатации).
Вторая из основных функций социальнойполитики — обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивостьпо-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретныхисторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участиясоциальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало быдоминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса, Впротивном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежнымиреволюционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетнымстановится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.
Третья основная функция социальнойполитики — обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности),которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы запередел.
Четвёртая основная функция социальнойполитики — налаживание такой системы распределения экономических ресурсов иэкономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющеебольшинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мерезависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решенияпроблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень идифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальныхрасходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки.
Пятая основная функция социальнойполитики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточногоуровня экологической безопасности.
Шестая основная функция социальнойполитики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточногоуровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из егосоциальной групп.
1.4.Основные положения социальной политики
вразличных экономических системах
1.4.1.Германия
Социальная политика заложена в самойфинансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построенатаким образом, что она вполне соответствует правительственной политикесоциальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальномуобеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.
Так, в Германии существуютспециальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируютсяв основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основномфонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте послегосударственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фондсоциального страхования, который охватывает отдельные виды страхования — повременной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев,пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, неработающих по найму [6, c.71].
Финансирование выплат по безработицеосуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомствомзанятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице.Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудовогостажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличияобязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования побезработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получаютвыплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных,имеющих детей — 58%, для безработных без детей — 56%.
Социальная помощь и другие видысоциальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счетгосударственного бюджета.
Система пенсионного обеспеченияГермании содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан встарости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется«системой трех уровней». Первый — (около 80% всех пенсионных выплат в основномфинансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего,обязательное пенсионное страхование всех работников по найму.Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсийпожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомствапенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховыевзносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этойпенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека.Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частныенакопления, финансируются накопительным способом [4, c.71].
1.4.2.Швеция
Каждая социально-экономическая модельпреследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепеннуюроль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менеенормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественновысококвалифицированной) — обстоятельство исключительной важности для Швеции,если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда,- и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализацииклассовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политикаспособствует преобразованию общественных отношений в духе социальнойсправедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итогепостроению нового демократического общества на базе государственногоблагосостояния [5, c.132].
Уровень жизни в Швеции считаетсяодним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяетсякомплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швециязанимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швецияопережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплатемужчин в Швеции самое высокое в мире.
Неоспорим успех Швеции на рынкетруда. Швеция всегда сохраняла исключительно низкую безработицу: в послевоенныйпериод, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели кмассовой безработице в большинстве развитых стран мира, в настоящее время.
Есть определенные достижения и вдлительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный факторвыравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах ижизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочнаябезработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваютсядвумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплатыстремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство используетпрогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Социальное страхование составляетосновной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системысоциального обеспечения в Швеции — обеспечить человека экономической защитой вслучае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости(всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями попроизводственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) ибезработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными).Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособиеналичными, известное как страховая помощь [11, c .48].
Система страхования здоровьяявляется, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономическогоравенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся винтенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенствас другими. Более того, система страхования функционирует как финансовыйинструмент и инструмент государственного управления.
Система социального страхованияфинансируется из государственных и местных налогов, налогов с предпринимателей,трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капиталаиз различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей,исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется черезКонторы Социального Страхования.
1.4.3.Япония
Японская социальная политика восновном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилоговозраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растети к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году [7, c. 163]. Кроме того, из-за ростапродолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категориинаселения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важнымкомпонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна имногослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплатбазовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется вЯпонии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, ктосам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляетсяна основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семиноминациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинскоеобслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественномувспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% — из бюджетовместных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальноеобеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всехнуждающихся [16, c. 57].1.4.4. Великобритания
Социальная политика Великобританиихарактеризуется политической направленностью страны. В зависимости от того,какая из политических партий руководит в правительстве, определяются иприоритеты экономического и социального развития страны.
Так, с приходом к властиправительства М.Тэтчер, в Великобритании значительно ухудшилось экономическое исоциальное положение. Оказались деградированными все прежние вариантыгосударственного регулирования, основанные на кейнсианской теории, а Британскиеострова превратились в своего рода полигон для испытаний идейно-политическихустановок правых консерваторов. За время пребывания консерваторов у власти(80-е-90-е годы) значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности иинституты. Существенного изменения претерпела и модель социально-экономическогоразвития. Государство приступило к реформированию отношений собственности, ее«распылению», к преобразованию системы социальных услуг – внедрению рыночныхначал и конкуренции в «государстве благосостояния», созданию «смешанной»государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионногообеспечения, распространению принципа свободы выбора в школьном образовании.Однако с приходом к власти лейбористской партии во главе с Т.Блэром социальнаяполитика претерпевает небольшие изменения: сочетаются социальные ценностистарого лейборизма с развитием рыночной экономики [19, c. 98].
По мнению правительства Т.Блэра,«старый лейборизм» провозглашал своей целью обеспечение равенства доходов, «новый»- равенство возможностей: все больше британцев должны вливаться в среднийкласс. Суть социальной реформы состоит в том, чтобы все меньше государственныхсредств шло на социальное вспомоществование и все больше на образование,профессиональное обучение, особенно молодежи, создание новых рабочих мест [20, c. 101].
1.4.5.Республика Беларусь
Белорусская модельсоциально-экономического развития — это, прежде всего, высокоэффективнаяэкономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой,действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателейв расширении и совершенствованиипроизводства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Онагарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членамобщества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых иинвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свободграждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выборапрофессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии еенеприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечениявзаимоувязки благосостояния работника и результатовего труда.
Главная цель социально-экономическогоразвития Республики Беларусь как на 2001-2005годы, так и на 2006-2010 годы –дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышениеконкурентоспособности экономики, создания государства удобного для людей.
Основные направлениясоциально-экономического развития страны пересматриваются каждую пятилетку.Так, например на 2006-2010 годы на всебелорусском народном собрании разработанпроект Программы социально-экономического развития страны. Социальная политикав Республике Беларусь построена на следующих принципах: эффективная политика вобласти оплаты труда; эффективная политика в области занятости; социальнаязащита и поддержка бедных слоев населения, эффективная молодежная политика,доступность здравоохранения, бесплатное базовое образование и доступность вдальнейшем образовании и т.д. [15, c. 1].
Политика в области оплатытруда формируется с учетом того, что заработная плата является важнейшимфактором экономического роста и повышения эффективности производства. С учетомэтого, создана Единая тарифная сетка, которая регулирует ставки первого разрядадля различных профессий и должностей. Причем минимальный уровень ставки первогоразряда устанавливается государством.
Основные задачи в областиполитики занятости являются формирование ее рациональной структуры в соответствиис потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использованиятрудовых ресурсов. В Республике Беларусь на базе государственных центровсодействия занятости создаются различные курсы для подготовки и переподготовкикадров. После таких курсов службы занятости гарантируют возможностьтрудоустройства. [14, c. 8].
Молодежная политиканаправлена на решение проблем молодежи в области образования, занятости,улучшения жилищных условий, поддержка талантливой молодежи. Так, например, вРеспублике Беларусь создан специальный фонд Президента, из котороговыплачиваются всеразличные стипендии талантливой молодежи Республики Беларусь.Стать стипендиатом этого фонда является престижным достижением. Для улучшенияжилищных условий предусмотрено льготное кредитование молодых семей в возрастедо 31 года включительно (одного из супругов). [14, c. 9].
Целью социальной защиты являетсяповышение жизненного уровня населения, и прежде всего социально-незащищенныхслоев. В Республике Беларусь для инвалидов и ветеранов действует система льгот,для семей имеющих детей разработана шкала пособий, для студентов предусмотреныстипендии различных уровней. Кроме того, по принципу адресности действуетсоциальная помощь для граждан, проживающих за чертой бедности. [14, c. 11].
Политика в области образованияпредусматривает бесплатное образование средней школы и доступностьпослешкольного образования. Так, для студентов Республики Беларусь имеетсявозможность обучения как на государственной так и платной основе, имеетсявозможность оплачивать обучение не только за счет собственных средств и средстворганизаций, но также за счет кредитов. [14, c. 12].
Политика в области здравоохраненияпредусматривает рациональное сочетание как бесплатного медицинскогообслуживания, так и спектр платных услуг населению. Помимо поликлиник, больници амбулаторий сельского типа в Республике Беларусь создаются специализированныемедицинские центры, как например, государственный центр «Мать и дитя», центрыдля сохранения здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Крометого, строятся стадионы и ледовые дворцы для поддержки здорового образа жизнинаселения. [14,c. 13].
В целом, социальная политикаРеспублики Беларусь является одной из составляющих социально-экономическогоразвития страны.
2.СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ДОСТОИНСТВАИ НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Состояние социальной политики Германии
Одна из целей социальной политикиГермании — смягчение социального неравенства в обществе. Решается она какхарактером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. Ссередины 70-х годов до настоящего времени на цели социального обеспечениянаправляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социальногострахования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затратна социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства ввоспроизводстве квалифицированной рабочей силы. [12, c. 42].
Эти расходы в основном представляютсяв виде социальной помощи нуждающимся. Действующая в Германии система социальнойпомощи сложилась на материальной базе, созданной «экономическим чудом» 50-70годов. Бум процветания захлестнул тогда страну. Всего было вдоволь – рабочихмест, доходов, налоговых поступлений в бюджет, а потому возможностей длясоциальных пособий. Социальная помощь выплачивается управлением по социальномуобеспечению («социаламт»). Сюда не входят безработные, проработавшие ранееполгода, поскольку пособия по безработице выплачивает ведомство «арбайтсамт»(управление по трудоустройству). Кроме того, социальная помощь не выдаетсябомжам (их в стране примерно 30 тыс.человек на 82 млн. человек населения). Неимея зарегистрированного местожительства, они не входят в сферу попечения территориальныхсобесов и могут рассчитывать лишь на частную и общественнуюблаготворительность. [12, c.43].
Согласно федеральному закону, правомна социальную помощь обладают все нуждающиеся – не только трудоспособные или неуспевшие выработать полугодовой страж, но и те, кто работает, но чей доход впересчете на одного члена семьи меньше установленного прожиточного минимума.Любому, легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде,«социаламт» обязан так или иначе помочь.
Структура социальной помощи такова.Прежде всего, это – ежемесячное пособие на «жизнеобеспечение». Оно должнопокрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного обихода(естественно, самые дешевые). Больным, престарелым, беременным положены доплатык пособию. Далее, каждый «социальщик» получает медицинскую страховку, котораядает право на бесплатное медобслуживание и бесплатные (за немногим исключением)лекарства. Дополняет ее страховка на случай потребности в постоянном уходе.Наконец. И это наиболее весомая статья, собес оплачивает «социальщику» съемноежилье и отопление. За электроэнергию и телефон, однако, нужно платить самому.Впрочем, абонентская плата за телефон – льготная, а от платы за радио ителевизор бедняки освобождены. Итого на содержание бездетной супружеской парынемецкое государство расходует свыше 1100 евро в месяц (вынимая их, понятно, изкарманов работающих налогоплательщиков). [12, c. 44].
Независимо от того, относится лисемья к бедным и состоит ли на учете в «социаламте», на каждого ребенка ввозрасте до двух лет (в некоторых землях до трех лет) мать получает по 300 евров месяц. Плюс так называемые «детские деньги» — еще по 154 евро на каждого изпервых трех детей и по 179 евро на четвертого и последующего. Эти деньги платятдо 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, чтоон получает сначала среднее, а затем и высшее образование). [12, c. 44].
Кроме ежемесячного пособия, каждомуклиенту «социаламта» дважды в год выдают деньги на покупку одежды, зимней илетней, — от 340 до 420 евро в зависимости от пола и возраста. При первомвселении в квартиру предоставляется помощь на приобретение мебели,электроприборов, постельного белья, занавесей и т.д. Понятно, имеется в видумебель и электроприборы (плита, холодильник, стиральная машина, пылесос,телевизор) подержанные, которые можно приобрести в магазинах «сэконд хенд»благотворительных организаций. Предусмотрена законом и помощь в тяжкихжизненных ситуациях – при сопровождении больных, похоронах и пр. [12, c. 45].
Забота о детях дифференцирована повозрастам. Для малышей оплачиваются книжки с картинками, скромный наборигрушек, трехколесный велосипед. При зачислении ребенка в школу выделяютсясредства на покупку ранца, тетрадей и ручек. Каждый год бесплатно выдаются необходимыеучебники. Оплачивается и спортивная форма – тоже недорогая или подержанная.Когда класс отправляется в летний лагерь или на экскурсию, за детей изобеспеченных семей платят родители, а за детей «социальщиков» — тот же собес.Многодетные – с тремя и более детьми – семьи имеют право на ежегоднуюбесплатную путевку для всех в санаторий или дома отдыха. [12, c. 46].
Социальной помощью пользуются нетолько граждане ФРГ, но и законно пребывающие в стране иностранцы. Иммигрантынаходятся подчас даже в привилегированном положении. Так, лицам, получившимполитическое убежище, а также немцам-переселенцам и еврейским эмигрантам избывшего СССР помощь предоставляется сразу и безоговорочно – лишь помотивированной просьбе и при невозможности найти иное решение.
Система социальных гарантий в Германиипри всех ее достоинствах имеет существенный недостаток — онаслишкомдорога, и ее финансирование создает большие трудности даже дляодной из сильнейших экономик мира. Кроме того, она воздействует нарост безработицы двояким образом: во-первых, крайнеудорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды,во-вторых, способствует тому, что незанятость становитсядля многих людей более привлекательной, чем работа. Пример Германиисвидетельствует, что социальная помощь повышает долговременнуюбезработицу — из 2,7 млн. человек, получающих ее сегодня, поменьшей мере 1 млн в состоянии выйти на рынок труда. Защитаот необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютнонеобходимым правом работника, которое должно быть гарантированогосударством. Однако при высокой и устойчивой безработице «барьеры выхода», выгодные дляимеющих работу, превращаются в «барьеры входа» для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм. [12, c. 46].
Однако в настоящее время экономикарастет всего на 1,5-2,5% в год, а то и вовсе топчется на месте. Безработицаупорно держится на уровне 9-10% рабочей силы. Между тем более 3% населенияпродолжают получать ежемесячное пособие «на обеспечение жизни» и прочиесоциальные выплаты. Годовой прирост «социальщиков» — около 7%. Расходы насоциальные пособия растут. И чтобы покрывать гигантские платы, приходитсяпостоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, — они поглощают уже до40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду – после всехположенных вычетов рядовой рабочий или служащий получает в месяц почти столькоже, сколько неработающий «социальщик». Кроме того, получатели социальной помощинередко подрабатывают, но нелегально. Особенно часто – женщины, которые занятыв каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Если нелегаловудается выявить, их штрафуют и на время лишают социальной помощи. Но происходиттакое нечасто. Для нанимателей нелегальные работники выгоднее – им платятменьше, чем оформленным, и не вносят за них налоги, страховку. Но и«социальщику» выгоднее работать нелегально – он сохраняет при этом пособие, а витоге повышает свой жизненный уровень. Проигрывает государство, которое теряетот такой практики более 100 млрд.евро в год. А значит скудеет и источниквыплат. [12,c. 47].
2.2.Состояние социальной политики Швеции
Швеция, избравшая принцип всеобщегоблагосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера,что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населениязанята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительновысоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающиекак издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляютсвыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире. Можноохарактеризовать эту часть шведской модели как социализацию основныхпотребностей, таких, как образование и здравоохранение. Таким образом,достаточность средств в государственном бюджете дает возможность направлятьколоссальные суммы на поддержку населения: на пособия по безработице, пособиядля детей (в Швеции они считаются одними из самых высоких на территорииЕвропы), на здравоохранение и образование (поскольку несложная медицинскаяпомощь, дошкольное образование и обучение в средней школе являютсябесплатными). [5, c. 134].
Поскольку одним из основных принциповсоциальной политики Швеции является снижение безработицы и содействиезанятости, правительство поддерживает частный бизнес, который создаетдополнительные рабочие места. В этом случае предусматриваются определенныеденежные субсидии для предпринимателей, а также льготы по налогообложению.
В соответствии с программойдополнительных служебных пенсий, введенной еще в 1960 году, был создан Всеобщийпенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частныхсбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своихработников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 годувыросли до 12,25%. К 2003 году эта доля снизилась до 9,7%. [5, c. 135].
Поскольку взносы и доходы попроцентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы огромныерезервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон. Поэтому всеобщий пенсионныйфонд оказывает решающее воздействие на рынок капиталов и держит около 1/3 общейсуммы шведских облигаций. 52% средств фонда размещено в жилищное строительство,29% — в ценные бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации. [5, c. 135].
Однако с 1981 года послепродолжительного роста чистых доходов (после вычета налогов) реальные чистыедоходы домашних хозяйств начали постепенно сокращаться. Реальные доходытрудящихся начали отставать по темпам роста от доходов других слоев населения(например, пенсионеров). Если в 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйствприходилось 70% ВВП, то к 1989 г. эта доля упала примерно до 50%, к 2003 годуупала еще примерно на 11%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование снаселения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственногосектора домашним хозяйствам. [5, c. 135].
Наиболее слабым местом моделиоказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-хгодов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом.Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающеесяна меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали.Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но ненашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, апериод пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборыпроходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическоемужество при сдерживании высокой конъюнктуры. [11, c. 48].
Таким образом, уже к 2000 годушведская модель оказалась под угрозой. Сейчас шведское правительствозаинтересовано оставить специфические черты шведской модели, но используемыеметоды повышения налогового бремени для трудящихся создают огромные трудности,поскольку поддержка социальных расходов на достаточно высоком уровне требуетдополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочегонаселения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полнойзанятости и равенства, видимо, потребует новых методов, которые в настоящеевремя должны соответствовать изменившимся условиям рынка. Лишь время покажет,сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкая безработица,политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры позарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелоеналоговое бремя, или же модель придется изменить по принципу другихразвивающихся стран, а именно ввести оплату за базовое обучение, за медицинскуюпомощь всех видов, снизить всеразличные пособия, и отпустить экономику (азначит и социальную политику) по принципу прочих развитых стран мира. 2.3. Состояние социальной политикиЯпонии
В Японии основноевнимание в области социальной политики уделяется пенсионному обеспечению. ВЯпонии предусмотрены так называемые специальные фонды. К ним относятсястраховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов идо настоящего времени в Японии осуществляется постепенное реформированиепенсионной системы. Задача реформы — сделать ее состоящей из национальнойпенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, ипенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, атакже всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различныхстраховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии постарости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работаетпрактически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 2003 году каждыйработающий японец вносил в тот или иной фонд около 150 долларов в месяц. [18, c. 62].
Пенсионный фонд наемныхработников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самихработников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70%месячной зарплаты работника-мужчины. [18, c. 63].
Пенсионные фондыработников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируютсяиз средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а такжевыплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовойпенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст.Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случаеухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и болеелет. В начале нового тысячелетия базовая пенсия составляла примерно 65 тысячиен (примерно 600 долларов).[[18, c. 63].
Таким образом, доходсемейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюспенсия по страхованию наемного работника. В 20203 году в совокупности этосоставляло в среднем свыше 2200 долларов. [18, c. 64].
Социальная помощьнуждающимся как таковая в Японии не актуальна, хотя также имеется такназываемый прожиточный минимум, и есть критерии, по которым она выдается висключительных случаях (пособия по безработице, пособия детям и т.д.). В целом,для поддержания уровня жизнеобеспечения в Японии действует система«пожизненного найма», которая пре6дусматривает наем работников на работупожизненно, в целях исключения роста безработицы. И хотя систему «пожизненногонайма» используют не все работодатели, тем не менее, это частично спасаетстрану от роста безработицы. В Японии уровень безработицы, превышающий 3%населения считается уже критическим.
2.4.Состояние социальной политики Великобритании
Социальная политика, предпринятаяТ.Блэром, вывела страну на новый рубеж социального развития. Это отразилось наросте потребительских расходов на 3,5%, увеличились затраты населения на товарыдлительного пользования и продукцию отраслей высоких технологий. Общее числопользователей мобильных телефонов в Великобритании составляет ¾населения страны. В основе роста потребительских расходов – расширениезанятости и рост реальных доходов населения. С 1995 года создано новых рабочихмест порядка 2 млн. Весьма велика женская занятость. Реальная заработная платаза 2000 год выросла на 5%, а реальный доход населения – на 4,5%. В 2003 годуэти данные составляют еще 3% и 2,2% соответственно. Безработица при этомсокращается. К началу нового тысячелетия она составила примерно 5,3%экономически активного населения, а вакансий было приблизительно около 1 млн.Половина британских компаний испытывала нехватку квалифицированных кадров.Однако в 2003 году уровень безработицы снизился и составил примерно 4,4%.Особенно острой эта проблема стала в строительстве, машиностроении, натранспорте и связи, а также в сфере информационных технологий. Такая ситуациясложилась из-за того, что рост реальной заработной платы на частныхпредприятиях значительно опережал рост на государственных, что повлекло резкийотток рабочей силы из государственного сектора экономики. Правительстввынуждено пойти на ослабление миграционных требований в целях привлечь новуюрабочую силу.[19, c.99].
Заметно сократилась разница в оплатемужчин и женщин; в 2003 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии — 84,8%, в Германии — 73%, в Японии — 48,5%). [19,c.100].
Определяя структуру расходов бюджета,правительство лейбористов особое внимание уделяет вложениям в «человеческийкапитал», полагая, что они являются важнейшим инструментом повышенияэффективности экономики и конкурентоспособности. В настоящее время вВеликобритании остаются бесплатными медицинская помощь государственныхмедучреждений и бесплатное образование базового уровня. В ближайшие годы свышеполовины расходов бюджета предполагается направить опять таки наздравоохранение и образование. Создается система, при которой пациентыгосударственных лечебных учреждений получают право пользоваться бесплатноуслугами частных клиник и больниц. Увеличены расходы на строительство школьныхзданий, повышены заработки учителям. В рамках осуществляемого правительствомнового курса крупные средства направляются на профессиональную подготовку,особенно молодежи, и переобучение кадров.
Кроме того, действует системасоциальной помощи нуждающимся, в категорию которых входят одинокие пенсионеры,инвалиды, безработные, дети.
Однако, действующая политика опять жеимеет свои проблемы из-за высокого уровня налогообложения населения и всевозможныхвыплат государству. Так, например, правительство предусмотрело, что при покупкежилья стоимостью ниже 250 тыс. фунтов стерлингов, покупающая сторона обязанавыплатить государству 1% стоимости жилья в качестве налога. Это оченьзатруднено для молодых семей, которые не могут себе позволить такие суммывыплатить в качестве налога. В отношениях собственности поддерживается принцип:богатые все больше богатеют, а бедные все больше беднеют. До настоящего времениэта проблема не решена.
2.5.Состояние социальной политики Республики Беларусь,
перспективыразвития.
В настоящее время в РеспубликеБеларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа.Особое внимание уделяется системе социальной поддержке населения. Возросласреднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способностьнаселения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии.
В настоящее время выполнены всепрограммы социально-экономического развития на 2001-2005 годы (таб. 1) [15, c. 1].
Таблица1
Выполнениезаданий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на2001-2005 годы, в процентах Программные показатели Выполнение 2005 год К 1990 году К 1995 году
Валовой внутренний продукт
Продукц3ия промышленности
Продукция сельского хозяйства
Инвестиции в основной капитал
Производство потребительских товаров
В том числе:
Продовольственных
Непродовольственных
Реальные денежные доходы населения
Реальная заработная плата
135-140
128-132
122-128
160-170
142-147
139-144
146-152
158-163
180-185
143,1
151,8
125,7
184
150,4
151,1
150,4
176,7
207,0
127
153
90
95
166
117
198
175
195
1,9 раза
2,5 раза
1,2 раза
2,5 раза
2,8 раза
2,3 раза
3,4 раза
3,4 раза
3,5 раза
К концу 2005г. номинальнаяначисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйствасоставила 261 долл.США в эквиваленте (был предусмотрен рост до уровня 250долл.США.). [10,c. 62].
В области занятостисформировалась рациональная структура в соответствии с потребностямиреформируемой экономики, повышена эффективность трудовых ресурсов.
Социальная защитанаправлена на повышение жизненного уровня населения, и прежде всего,пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей.
Проводится пенсионная реформа,уровень пенсий уже достигает 48% от среднего заработка.
В целях стабилизациирождаемости и поддержки семей совершенствовалась система государственныхпособий семьям, воспитывающих детей, уровень пособий поступательноувеличивается в зависимости от среднедушевого потребительского бюджета,предусматривается льготное кредитование для строительства жилья.
Размер стипендийстудентов составляет 25-30 процентов от средней заработной платы по стране. [10, c. 63].
Развиваетсясоциально-культурный комплекс республики, который предусматривает формированиедуховно богатого и физически здорового человека.
В области здравоохраненияпредусмотрена доступность широким слоям населения медицинской помощи иулучшения качества оказываемых медицинских услуг.
Образование имеет целиповышения удовлетворения потребностей граждан в образовании: бесплатное базовоеобразование, доступность к среденспециальному. Среднетехническому и высшемуобразованию, возможность платного обучения.
Развивается систематуризма, который направлен на развитие высокоэффективного комплекса рыночноготипа, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежныхграждан. Строятся и приводятся в порядок гостиничные комплексы, обновляютсяздания архитектуры и старины, обновляются дороги, значительно в лучшую сторонуизменился внешний вид городов и поселков.
В Республике Беларусь действуетсистема социальных нормативов. Основными элементами системы социальных норм инормативов в Республике Беларусь являются:бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда и коэффициенты,учитывающие эффект совместногопроживания.
Норматив бюджета прожиточного минимума (БПМ)введен в Беларуси в законе «О прожиточном минимуме в РеспубликеБеларусь». Этотпоказатель рассчитывается ежеквартально для шести социально-демографическихгрупп. [8, c. 71].
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) разрабатывается иприменяется в соответствии с законом «О формировании и использованииминимального потребительского бюджета». В МПБ предусмотрены расходы на питание,одежду, жилищно-коммунальные и бытовые услуги и т.д., а также обязательныеплатежи и взносы. Он рассчитывается раз в квартал в ценах последнего месяца длявосемнадцати различных социально-демографических групп населения, но далее впрактике регулирования используетсязначение МПБ на одного члена семьи из четырех человек. [8, c. 72].
Минимальная заработная плата (МЗП) (месячнаяи часовая) в соответствии с Декретом Президента РеспубликиБеларусь «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» изаконом «Об установлении и порядке повышения размера минимальнойзаработной платы» применяется исключительно в сфере трудовых отношений,является государственным минимальным социальным стандартом в области оплатытруда. Базовая величина пересматривается по мереизменения тарифной ставки первого разряда. [8, c. 73].
Тарифная ставка первого разряда,устанавливаемая на общегосударственном уровне, применяется для регулированияоплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихсягосударственными дотациями. Ее установление производится с использованиемресурсного подхода, что является несомненным недостатком. В 2005 г. обеспечение физиологического существования на уровне и выше БПМ за счеттарифной оплаты возможно только для работников бюджетнойсферы, тарифицируемых только четырнадцатым и более высокимиразрядами. [8, c. 74].
Помимо указанных основных нормативов в РеспубликеБеларусь существуют и другие социальные нормативы.
Таким образом, социальные нормы и нормативыявляются критериями, индикаторами и регуляторами уровня жизни. На их основеопределяются слой объектов социальной политики, масштабыгосударственного вмешательства и эффективностьпроведенных регулирующих мероприятий.
Основополагающие принципы переходаРеспублики Беларусь к устойчивому развитию [14, c. 5]:
— человек — цель прогресса, а уровеньчеловеческого развития — мера зрелости общества и государства;
— повышение уровня благосостояниянации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
— приоритетное развитие системздравоохранения, образования, науки, культуры -важнейших сфер духовной жизниобщества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активностинарода, эволюции народного хозяйства;
— улучшение демографической ситуации,содействие устойчивому развитию поселений;
— переход на природоохранный,ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
— усиление взаимосвязи экономики иэкологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитиеее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
— рациональное природопользование,предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимальновозможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширениеиспользования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
— развитие международногосотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты ивосстановления экосистем;
— экологизация мировоззрениячеловека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационныхценностей;
— ведущая роль государства восуществлении целей и задач устойчивого развития систем управления,политических механизмов принятия и реализации решений;
— повышение скоординированности иэффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданскогообщества.
Переход к устойчивому развитиювключает два этапа социально-экономического развития. Основной целью этапапервого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровняжизни населения на основе развитияи эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологическогоперевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ееконкурентоспособности. Целью этапа второго этап (2011-2020 гг.) являетсягармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развитияхозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферыи перенесения, акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей надуховно-нравственные. [14, c. 7].
В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровнямалообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданамравных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Навтором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение РеспубликиБеларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странамна основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. [14, c. 8].
Стратегия государства по реализациицелей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена напоследовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателяуровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платырассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннегопотребительского спроса.
Борьба с бедностью является важнейшимприоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенноезначение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности.Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста,повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработнойплаты, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходовпредполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточногоминимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларациитысячелетия. [14, c.8].
Пенсионное обеспечение — важнейшеенаправление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальнаяпенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Дефицитсредств и проблемы экономики затрудняютвозможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения в должнойдифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Основная его цель — повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансовоустойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальнойсправедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей реформированияпенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы,сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы, такжепроходящей в два этапа: на этапе до 2010 г. предусматривается регулирование законодательной и организационной базы, развитие государственного пенсионногострахования, на этапе 2011 -2020 гг. — обеспечить развитие дополнительногопенсионного страхования. [14, c. 9].
Важной составляющей повышения уровняи качества жизни населения,вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование: Егоразвитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения отсоциальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работыили здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основныхсоциальных страховых рисков.
Основными задачами в областисоциальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержкинуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальныхсоциальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.Предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан,направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведениегосударственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимостижизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат,механизмов защиты доходов населения от инфляции. [14, c. 10].
В прогнозируемом периоде дальнейшееразвитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственнойсистемы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сетинестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальнымнуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальнаяполитика — это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами,социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель —человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие,жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Социально-трудовая сфераотражает объект и предмет социальной политики, характеризует степеньсоциального развития, вполне обоснованно отражает единство ивзаимообусловленность трудовых и социальных отношений.
Субъектысоциальной политики — это самостоятельные и фактически действующие социальные группыи представляющие их органы, организации, институты, структуры, а также представляющие ихинтересы организационные структуры, государство.
Типы социальной политики:
1) социальная политика в социальноустойчивых обществах;
2) социальная политика в обществах,находящихся в системных кризисах;
3) социальная политика в обществах,находящихся в состоянии деформаций;
4) социальная политикапереходного периода.
Основные функции социальнойполитики — обеспечение социальной устойчивости общества, обеспечениеполитической устойчивости власти, обеспечение справедливого распределениявласти в хозяйстве, обеспечение необходимого уровня экологической безопасности,обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённостинаселения.
Социальная политика в Германии представляет собой систему«всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат ипособий всех нуждающихся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются,а если и относятся к нуждающимся, то уровень пособий им позволяет не работать инаходится у государства на попечении годами.
Социальная политика вШвеции построена по принципу всеобщего равенства и справедливости, однако впоследние годы модель дает сбои из-за установления высоких налогов трудящихся.Широко используется система социального страхования. Уровень жизни в Швецииявляется самым высоким в Европе.
Социальная политикаЯпонии построена по принципу: все для пенсионеров, поскольку возрастает возраствыхода на пенсию, число пенсионеров стремительно растет, в целом происходитстарение населения.
Социальная политикаВеликобритании зависит от политического состояния страны в целом и от кругаправящей партии. В целом для своей страны она достаточно эффективна, но имеетсвои просчеты.
Социальная политика вРеспублике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она являетсяприоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентомпри переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение,молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм,физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстверазвиваются динамично все составляющие социальной политики. Всебелорусскимнародным собранием, состоявшимся в феврале 2006 года определены основныенаправления социально-экономического развития. И главное внимание уделяетсяименно человеку, с его социальными потребностями. Лозунг пятилетки 2006 – 2010гг. – «Государство для народа».
Национальная стратегияустойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 годаподтверждает этот лозунг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика:социально ориентированный подход.; Учеб. пособие / Под ред. Э.А. Лутохиной. –Мн.: «Тесей», 2003. – 351 с.
2. Социальнаяполитика.; Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2004. – 736с.
3. High-Level Group. ЕС-25: будущее социальной политики. // «Человек итруд», 2005, №3, с. 8 – 14.
4. Вагнер У., ГутникВ. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы. // «Проблемытеории и практики управления», 2003, №1, с. 70 – 73.
5. Волков А. Швецияна пути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения»,1997, №6, с.132 – 135.
6. Гутник В.Германия: дорога к подъему. //«Мировая экономика и международные отношения»,2000, №8
7. Динкевич А.И.Особенности экономического развития Японии 90-х гг. // «Деньги и кредит», 2000,№6, с. 62 – 74.
8. Ерофеева О.Н.Социальные нормативы: разработка и использование (опыт Республики Беларусь). //«Вестник БГЭУ», 2005, №5, с. 70 – 77.
9. Ковалевская К.В.Реализация приоритетных направлений социальной политики в Республике Беларусь.// «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ», 2005, №5, с. 70 –77.
10. Колос Е.П. Модельсоциального развития: белорусский вариант. // «Информационный бюллетеньАдминистрации Президента Республики Беларусь», 2004, №9, с. 61 – 67.
11. Ламеко П.Шведская модель экономической реформы. // «Белорусский банковский бюллетень»,2001, №2, с. 46 – 52.
12. Мадиевский С.Социальная помощь в Германии. //«Мировая экономика и международные отношения»,2000, №10, с. 42 – 44.
13. Миронов С.Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов. // «Общество иэкономика», 2005, №5, с. 5 – 12.
14. Основныеположения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на период до 2020 года. // «Белорусский экономическийжурнал», 2004, №3, с. 4 – 18.
15. Основныеположения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на2006 – 2010 годы. // «Рэспублiка»,24 лютага 2006.
16. Рамзес В.Тернистый путь к материальному благополучию. Япония: реальность и перспективы.//«Мировая экономика и международные отношения», 2004, №9.
17. Соболева И.Социальная политика как фактор устойчивого развития. // «Проблемы теории ипрактики управления», 2003, №3, с. 68 – 73.
18. Тецуя Дзе.Политика занятости в Японии. //«Человек и труд», 2004, №3.
19. Хесин Е.Великобритания: седьмой год подъема. //«Мировая экономика и международныеотношения», 2000, №8.
20. Хесин Е.Великобритания: социально-экономическая политика. // «Мировая экономика имеждународные отношения», 2001, №8, с. 98 – 108.