План
Введение
Глава 1. Сущность и характеристикаденежной системы
1.1 Понятие денежной системы и еетипы
1.2 Элементы денежной системы
1.3 Денежная масса
Глава 2. Состояние денежной системыРоссии в современных условиях
2.1 Особенности функционированияденежной системы в Российской Федерации
2.2 Проблема инфляции
2.3 Перспективы развития денежнойсистемы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность работы.
Актуальность избраннойтемы обусловлена необходимостью исследования специфики функционированияденежного рынка в условиях российской экономики.
Цель.
Цель работы –проанализировать денежную систему Российской Федерации и раскрыть особенностифункционирования денежного рынка под влиянием макроэкономических процессов.
Задачи.
· определить сущностьи понятие денежной системы
· раскрыть типыденежных систем
· дать характеристикуденежной массе и элементам денежной системы
· раскрытьособенности функционирования денежной системы Российской Федерации всовременный период
· определитьпроблему развития денежного рынка
· определитьперспективные направления совершенствования механизма денежного рынка вусловиях российской экономики
Глава 1. Сущность ихарактеристика денежной системы
1.1 Понятие денежнойсистемы и ее типы
Деньги играютисключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен безденег, денежного обращения. Денежноеобращение — это движение денег, опосредствующее обороттоваров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движениефинансового рынка.
Денежная система –исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежногообращения в стране.
Денежные системысформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления централизованных государстви их национальных товарных и финансовых рынков. Денежные системы прошлидлительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами,происходившими в экономике стран и регионов.
Объективную необходимостьв единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующиепричины:
· Феодальнаяраздробленность, в т.ч. в монетном деле, препятствовала образованию национальногорынка. Государство упорядочило денежное обращение, создав единую ицентрализованную регламентацию выпуска денег эмиссионным банком;
· Товарно-денежныеотношения требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянствастоимости денежной единицы;
· Цикличностьпроцессов воспроизводства предполагала эластичное денежное обращение, способноерасширяться и сужаться в соответствии с потребностью хозяйственного оборота.[1]
Тип денежной системызависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщийэквивалент или как знак стоимости. В связи с этим выделяют два типа денежныхсистем:
1) системы обращенияметаллических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или)серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньгимогут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);
2) системы обращениякредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а самозолото вытеснено из обращения.[2]
Металлические денежныесистемы
Металлические денежныесистемы делятся на биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм – денежнаясистема, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно закрепляется задвумя металлами – золотом и серебром.
Существовали следующиеразновидности биметаллизма:
· системапараллельной валюты, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетамиустанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой металла;
· система двойнойвалюты, при которой такое соотношение определялось государством;
· система«хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законнымплатежным средством, но не на равных основаниях, т.к. чеканка серебряных монетпроизводилась в закрытом порядке, в отличие от свободной чеканки золотых монет.В том случае серебряные монеты становились знаками золота.
Обращение двух металлов вроли всеобщего эквивалента приводило к трудностям при установлении соотношениямежду золотом и серебром. В результате чего один денежный металл оказывался позакону выше стоимости, а другой – недооцененным. Стремление каждого лицаиспользовать как покупательное и платежное средство переоцененный денежныйметалл приводило к тому, что недооцененный вытеснялся из обращения. Поэтому«…там, где по закону функцией меры стоимостей были наделены два товара,фактически эта функция всегда закреплялась лишь за одним из них» (Маркс К.).
Так, в конце XVII в. в Англии законом было установленосоотношение между стоимостями золота и серебра 1:15,5, в то время как воФранции и Голландии это соотношение составляло 1:15, а соотношение рыночнойцены 1:14,9.
Стоимость золота в формеденег превышала его стоимость в других формах, поэтому серебряные деньги сталиисчезать из обращения. Стоимость золота всегда была дороже стоимости серебра. Вконце XIX века стоимость золота превышаластоимость серебра в 33 раза.
В итоге к концу XIX века всеобщим стоимостнымэквивалентом стал служить один металл – золото – несмотря на формальноеравноправие двух металлов.
Между тем предпринималисьпопытки сохранения биметаллизма. В 1865 г. ряд стран Европы (Франция, Бельгия,Швейцария, Италия) подписали соглашение о поддержании твердого соотношениямежду стоимостями золотых и серебряных монет (1:15,5). Так возник Латинскиймонетный союз первая попытка межгосударственного регулирования денежнойсистемы. В 1874 г. союз распался, и его участники перешли к золотомумонометаллизму.[3]
Монометаллизм – денежнаясистема, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщимэквивалентом, и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости,которые разменны на драгоценный металл.
В зависимости от того,какой металл является основой денежного обращения, различают следующие видымонометаллизма:
1) Медный. Рим V- III вв. до н.э.
2) Серебряный.Существовал в России в 1843-1852гг.; в Индии – в 1852-1893гг.; в Голландии – в1847-1875гг.; в Китае – до 1935г.
3) Золотой. Впервыеустановлен в Великобритании в 1816г.; в Германии – в 1871-1873г.; в Швеции,Норвегии, Дании – в 1873г.; во Франции – в 1876г.; в Австрии – в 1892г.; вРоссии и Японии – в 1897г.; в США – в 1900г.[4]
Золотой монометаллизм,наиболее совершенная металлическая система. Широкое и достаточно быстрое распространениезолотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резкимобесцениванием серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.
В Российской империистремление к увеличению золотого запаса стало отчетливо наблюдаться с 1877г. В частности,были значительно повышены таможенные тарифы, т.е введены «золотые пошлины». Ониуплачивались по прежним ставкам, но золотом, что фактически повышало их на 50%и способствовало притоку золота в государственную казну.
Реально устойчивыепредпосылки для пополнения золотого запаса страны сложились только в конце1880-х гг.
Золотой стандарт вводилсяпоэтапно. В 1893 г. были запрещены сделки на разность по покупке и продажезолотой валюты и усилен надзор за биржами. С 1895г. было признанным необходимымприучать население к золотому обращению.
Золотой стандартзакрепился в хозяйственной жизни и получил законодательное оформление.
Исторически существовалотри разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарт):
· Золотомонетныйстандарт
· Золотослитковыйстандарт
· Золотодевизныйстандарт
Для золотомонетногостандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этихусловиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монетпроисходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы.
Золото свободно ввозитсяи вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег.Одновременно гарантируется устойчивость курса национальной валюты.
С началом первой мировойвойны система золотомонетного стандарта была подорвана. После окончания Первоймировой войны и международной военной интервенции в России в ходеэкономического подъема во многих государствах были проведены стабилизационныеденежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизномустандарту. Но ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановитьзолотомонетный стандарт. Его сменил золотослитковый стандарт.
Золотослитковый стандартприменялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция,Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя быи с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, ана золото в слитках.
Золотослитковый стандартдействовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929г. Начиналаутверждаться система неразменных денег.
Для золотодевизногостандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран,которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото.
Золотодевизный стандартвводился в странах, не располагавших достаточными золотыми запасами и необладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия,Норвегия, Австрия, Дания и др.
После Второй мировойвойны в течение длительного периода времени поддерживался межгосударственныйзолотодевизный стандарт на основе Бреттон-Вудской системы соглашений. Страны,подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах или взолоте. Доллар был признан основной мировой валютной единицей.
В 1971 г. США прекратилиобмен долларов на золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Еесменила Ямайскаямеждународная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. в Кингстоне(Ямайка, Индонезия) и вступившем в силу в апреле 1978 г. Суть соглашениясостоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признанииотказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золотоисключалось из расчетов Международного валютного фонда и его членов.
Тем не менее, и сегоднязолото составляет значительную долю официальных государственных резервов. Поданным Международного валютного фонда, более половины из них сосредоточены вЕвропе.[5]
Бумажно-кредитная система
В системе золотогостандарта золото не являлось единственной формой денег, хотя и главной.
Постепенно сталискладываться условия для его вытеснения бумажно-кредитными деньгами.
Производству требовалсятакой носитель денежных отношений, который бы не зависел от монополии золота,его объем бы регламентировался степенью развития самого национального капитала.Этим требованиям соответствуют бумажно–кредитные деньги. Они полностью замещаютполноценные деньги и создают условия, при которых сама сфера обращения«функционирует как фабрика по производству денег».
Бумажно-кредитные деньгивозникают и развиваются на основе функции денег как средства обращения иплатежа. Первоначально – это долговые обязательства (векселя), которыми можнопереносить требования уплаты наличных денег с одного лица на другое. Далее,деньгами становятся долговые обязательства банков – банкноты и, наконец, ихобязательства в форме записей на счетах вкладчиков.
Все формы денег, неимеющих внутренней товарной стоимости, обозначают понятием «бумажно-кредитныеденьги». Иногда их называют фидуциарными (основанными на доверии) деньгами.
Система кредитно-бумажныхденег отличается от золотого обращения по механизму формирования стоимостиденежной единицы. Номинальная стоимость бумажно-кредитных денег намногопревышает их собственную стоимость. Для поддержания этого разрыва государствомонополизировало выпуск банкнот через Центральный банк.
Неразмерныебумажно-кредитные деньги лежат в основе функционирования современных денежныхсистем.[6]
Современнаяденежно-кредитная система характеризуется следующими особенностями:
1) Отменойофициального золотого содержания денежных единиц. Золото полностью вытеснено извнешнего и внутреннего оборота;
2) Сохранениемзолотого резерва преимущественно в центральных банках, а также у частных лиц ввиде золотых монет, слитков, украшений (тезаврация);
3) Переходом кнеразменным на золото кредитным деньгам;
4) Национальнойденежной единицей становится банкнота центрального банка;
5) Выпуском банкнотв обращение в порядке кредитования государства банками, а также под приростофициальных золотых и валютных резервов;
6) Сохранением вденежной системе некоторых стран наряду с банкнотами бумажных денег(казначейских билетов);
7) Расширениемэмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их вбумажные деньги;
8) Развитием ипреобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременномсокращении наличного;
9) Созданием иразвитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.
1.2 Элементы денежнойсистемы
Структура денежнойсистемы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управленияи функционирования и регламентируются законодательством страны. Присущественных различиях в формах построения денежных систем на разных стадияхразвития товарного хозяйства при неодинаковых формахнационально-государственного устройства для всех систем характерны некоторыеобщие черты.
Развитая денежная системастраны включает следующие элементы:
1. Наименование денежной единицы –установление законом денежного знака, служащего для соизмерения и выражения центоваров и услуг. Денежная единица, как правило, делится на мелкиепропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная системаделения (один доллар США равен 100 центам, один английский фунт стерлинговравен 100 пенсам).
2. Порядок обеспечения денежных знаковдействует в странах в соответствии с установленным законом.
3. Эмиссионный механизм – законодательноустановленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции(по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют: 1)центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпускабанкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег; 2) казначейство(государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрныебумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевыхвидов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общеговыпуска наличных денег).
4. Структура денежной массы в обращениипредставляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а такжесоотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.
5. Порядок прогнозного планированиявключает систему планов денежного оборота, органов, составляющих эти планы,задачи, решаемые планами.
6. Механизм денежно-кредитногорегулирования – это набор инструментов влияния государства на экономику вцелом.
7. Порядок установления валютного курсаили котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностраннымвалютам.
8. Порядок кассовойдисциплины в хозяйстве отражает совокупность правил, форм, кассовых и отчетныхдокументов, которыми руководствуются юридические лица и население приорганизации налично-денежного оборота.[7]
1.3.Денежнаямасса
Однимиз важнейших показателей, характеризующих денежно-кредитную сферу, и вчастности денежный оборот, является денежная масса. Денежную массу можноопределить как совокупность денежных средств, предназначенных для оплатытоваров и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми предприятиями,организациями и населением. При разработке экономической политики иустановлении количественных ориентиров макроэкономических пропорцийиспользуются различные агрегированные (суммарные) показатели объема и структурыденежной массы — денежные агрегаты. Они различаются широтой охвата тех или иныхфинансовых активов и степенью их ликвидности (т.е. способности бытьистраченными как покупательное и платежное средство).
Существуютразличные концепции определения компонентов денежной массы. Согласно первойденежная масса состоит из наличных денег в обращении (банкноты, монеты, внекоторых странах — казначейские билеты) и денег безналичного оборота, илибезналичных денег (остатки на банковских счетах, или банковские депозиты).Кроме денег в платежном обороте, в соответствии с данной концепцией, могутиспользоваться различные виды ценных бумаг — векселя, чеки, депозитныесертификаты и др.
Данная концепция лежит воснове формирования денежных агрегатов, используемых Банком России в настоящеевремя. Сторонники второй концепции относят векселя, чеки, а иногда и другиеценные бумаги к безналичным деньгам и включают их в денежную массу. Исходя изэтой концепции Банк России в начале 90-х гг. использовал агрегат МЗ, который состоялиз наличных денег и остатков на различных банковских счетах плюс депозитныесертификаты и облигации государственных займов. Экономисты, разделяющие третьюконцепцию, отрицают существование безналичных денег и считают деньгами тольконаличные деньги.
Важнейшийкомпонент денежной массы — денежная база. Банк России использует этот агрегат вузком и широком определении. Денежная база в узком определении включаетналичные деньги вне Банка России и обязательные резервы банков в Банке России.В денежную базу в широком определении дополнительно включаются остатки накорреспондентских и других счетах банков в ЦБ РФ. В таблице «Аналитическиегруппировки счетов органов денежно-кредитного регулирований» этот показательносит название «Резервные деньги».
Денежнаябаза («Резервные деньги») служит одним из основных показателей, применяемых длямониторинга экономических процессов. Изменяя величину денежной базы, БанкРоссии регулирует объем всей денежной массы и тем самым воздействует на уровеньцен, деловую активность и другие экономические процессы. Общая сумма средств насчетах банков в Банке России при предоставлении банками кредитов своим клиентамостается неизменной (происходит лишь перевод средств с корсчета одного банка насчет другого), а сумма депозитов и, следовательно, объем денежной массывозрастают. Последнее связано со способностью банковской системы создаватьдепозиты на основе выдачи банковских ссуд.
Степень кумулятивного(многократного) увеличения депозитов в процессе кредитования измеряетсякредитно-депозитным (банковским) мультипликатором (Бм), исчисляемым по формуле:
/>
Степенькумулятивного воздействия денежной базы на объем денежной массы определяетсяденежным мультипликатором (Дм) по формуле:
/>
Если,например, Дм равен 2,0, это значит, что каждый рубль денежной базы обладаетспособностью создавать денежную массу в сумме 2 руб.[8]
Глава 2. Состояниеденежной системы России в современных условиях
2.1 Особенностифункционирования денежной системы в Российской Федерации
Правовые основыфункционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. НаБанк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичныхрасчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числеклиринговые системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществлениябезналичных расчетов.
Официальной денежнойединицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иныхденежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц,нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем изолотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительноеправо выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращенияна территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку РоссийскойФедерации (ЦБ).
Видами денег, имеющимизаконную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическаямонета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическаямонета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами.Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территорииРоссийской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета,вклады, аккредитивы и для перевода.
Закон разделил полномочияПравительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банкнесет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целяхорганизации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:
· прогнозирование иорганизация производства банкнот и металлических монет;
· созданиерезервных фондов банкнот и монет;
· определениеправил хранения, перевозки и инкассации
· наличных денег;
· установление признаковплатежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
· утверждениеправил ведения кассовых операций для кредитных организаций.
С июня 1997 г. БанкРоссии ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций вкредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.№ 56. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банкомразрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежнойи кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономикиЦентральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночнойэкономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческимбанкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Онрегулирует величину и темпы роста денежной массы.
Денежная системапредставляет собою единую в масштабах страны информационно-управляющая системудвижения и использования особого информационного объекта – денег, с помощьюкоторых осуществляются многообразные задачи учета и управления обществом,экономическими субъектами и физическими лицами.
В Российской Федерациидопускаются к функционированию две денежные системы – национальная инерезидентная (валютная).
В национальной денежнойсистеме используется единственный вид денежной информации – национальныеденьги. Эта денежная система является замкнутой внутри территории страны и неимеет выхода за ее пределы.
В валютной денежнойсистеме могут использоваться несколько видов денежной информации – нерезидентныхденег (валют).
Данное положение можетбыть изменено лишь в рамках межгосударственных соглашений с иными странами обиспользовании российской национальной валюты в финансовом общении между Россиейи этими странами или в рамках использования российских денег во внутреннемденежном обороте этих стран.
Валютная денежная системаявляется разомкнутой и имеет связь с денежными системами других стран.
Принципы функционированиеобеих денежных систем по основным техническим, технологическим и правовымхарактеристикам одинаковы.
Данный закон описываетфункционирование национальной денежной системы. Отличия в функционировании валютнойденежной системы от национальной описываются в соответствующем законе овалютной денежной системе. [9]
Для осуществленияэмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитныхорганизаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главныхтерриториальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрахимеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фондыденежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фондыденежных билетов и монет в отдельных главных территориальных управленияхЦентрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется,поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Есликоличество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишниеденьги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды денежныхбилетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет вхранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центральногобанка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы,объема налично-денежного оборота, условий хранения.
Образование резервныхфондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличныхденьгах, оперативно обновлять денежную кассу в обращении, поддерживатьнеобходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранениеденежных знаков.
В банках такие фонды несоздаются – у них имеются операционные кассы Кредитным организациям с 1 июня1997 г. устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег воперационной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег сосчетов предприятий независимо от их организационно-правовой форы и физическихлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, а также со счетов по вкладам граждан. Регулированиеденежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствиис основными направлениями денежно кредитной политики, которая разрабатывается иутверждается в порядке, установленном банковским законодательством. БанкРоссии, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен заподдержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периодасуществования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении,когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банкдолжен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
2.2 Проблема инфляции
Дж. М. Кейнс писал, что неможет быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основуобщества, чем расстройство денежного обращения. Ярким примером тому можетслужить инфляция в Российской Федерации.
Росстатопубликовал первую оценку темпов роста потребительских цен в марте 2009 года,которая составляет 1,2-1,3%, хотя с 1 по 30 марта инфляция, по даннымстатистического ведомства, выросла на 1,2% (1,2% в марте 2008 года). С началагода предварительная оценка роста потребительских цен составляет 5,3% против4,8% за соответствующий период 2008 года. Инфляция в первом квартале 2009 годаросла быстрее благодаря увеличению тарифов госмонополий в начале года, несмотряна кредитное и денежное «сжатие».
Помнению аналитиков, эффект девальвации должен себя исчерпать уже к концу первогоквартала 2009 года (с середины февраля курс рубля относительно стабилен), сокращениеже М2 (в четвертом квартале 2008 года сокращение денежной массы — 6,1% противроста на 15,5% в четвертом квартале 2007 года), которое началось с началачетвертого квартала 2008 года, но продолжалось и в марте 2009-го, приводит кзамедлению инфляции. До последнего времени ускоренными темпами снижались и ценыпроизводителей. При сокращении производства и ВВП большинство факторов противроста цен.
Минэкономикиговорит о 13,3% инфляции по итогам года, ЦБ настаивает примерно на тех же 13%.При этом последний, согласно прогнозам, обнародованным на заседанииНационального банковского совета, предполагает рост М2 в 2009 году на 9-11%,тогда как по итогам 2008 года денежная масса увеличилась на 1,7% (в 2007 годурост — 47,5%). Если еще в апреле текущего года в годовом выражении денежнаямасса сокращалась на 8%, то денежное предложение должно увеличиться на 20% в2009 году. Из цифр регулятора следует: в ЦБ ожидают, что при сокращении ВВП на2,2% в 2009 году экономика за оставшиеся девять месяцев года буквально«наводнится» деньгами. Судьба инфляции в середине 2010 года в случае,если экономика не начнет расти, представляется определенной в отличие отближайших месяцев. [10]
2.3 Перспективы развитияденежной системы
Принципыденежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
В «Основных направленияхединой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанныйпериод в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерацииэкономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики,ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает сгоризонтом планирования федерального бюджета.
Установлениецелевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнегоскользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действиитрансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияниединамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траекториина инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявлениесреднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизацииинфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условияхнепредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурногохарактера.
БанкРоссии и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российскойэкономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценоквнешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три годаосновной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижениеинфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
В ближайшее времяденежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные впоследние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютногокурса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствиемденежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использованиебивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учеташирокого спектра экономических индикаторов.
Общемироваятенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а такжеопережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую,чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком Россииосуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однакорешение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рыноккризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами вэкономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент сконтроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Былиусилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойностипроведения расчетов.
Ускорениеинфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренниемакроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления болеегибкой курсовой политики и активного использования процентной политики.Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценкимонетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Одновременнос сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализациякомплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главныйинструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожиданияэкономических агентов и формирующий монетарные условия функционированияэкономики.
Приразработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк Россиипринимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товарыроссийского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этихцен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемоговнутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительногосальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.
Посколькув этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укреплениерубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке,осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты.Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютномрынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетнойполитики.
Ожидаемоесокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистыхиностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основногоисточника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствияденежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активноиспользовать операции по рефинансированию банков. Это также будетспособствовать повышению роли процентной политики Банка России в сниженииинфляции.
Для обеспечениясоответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будетиспользовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитнойполитики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять вопределенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительныхдоходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынкаэнергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентнаяполитика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики идинамики инфляции.
Денежно-кредитная политикав 2008 году
Впервом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% ваналогичный период 2007 года. Наибольший вклад в прирост производства внеслоувеличение выпуска в отраслях, ориентированных преимущественно наотечественного потребителя: оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства;существенно увеличился вклад строительной деятельности.
Увеличениевнутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышениезаработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличениеденежных доходов населения, что в свою очередь сказалось на ростепотребительских расходов. В январе-сентябре 2008 года по сравнению ссоответствующим периодом предыдущего года расходы населения на покупку товарови оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 12,2% посравнению с 13,9% в аналогичный период 2007 года. Сохранились условия для ростаинвестиций в основной капитал – по итогам девяти месяцев они возросли, пооценке, на 12,8% (в январе-сентябре 2007 года – на 21,3%).
Нарастаниекризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года кувеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть.При сохранении до конца года этих тенденций возможно ослабление платежногобаланса и, как следствие, изменение условий проведения денежно-кредитнойполитики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цены нанефть могут отразиться на итогах экономического развития.
В январе-сентябре 2008года сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по отношению кдекабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,6% (ваналогичный период 2007 года – 7,5%), базовая инфляция – 10,1% (6,7%). В годовомвыражении в сентябре потребительские цены повысились на 15,0%, а товары иуслуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен, сталидороже, по оценке, на 14,5%.
Средипотребительских товаров особенно высокими темпами росли цены на продуктыпитания. За январь-сентябрь 2008 года темп удорожания продовольственных товаровв 1,1 раза превысил общий темп прироста цен на потребительском рынке. Однакоускоренный рост цен был характерным не только для продуктов питания, но и длядругих групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы прироста цен на товарынепродовольственной группы (до 6,5% по сравнению с 4,0% в сопоставимый период2007 года). Платные услуги населению за девять месяцев стали дороже на 14,1%,что на 2,5 процентного пункта выше аналогичного показателя 2007 года.
Вкраткосрочный период сдерживание роста цен исключительно мерами Банка России,учитывая лаги воздействия на экономику инструментов денежно-кредитной политики,ограничено. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца годаподдерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансовогокризиса, изменением поведения инвесторов и ценовой политики производителей. Всложившихся условиях целевой ориентир по инфляции, установленный в «Основных направленияхединой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» (6-7%), будетпревышен и, по оценкам Банка России, инфляция составит около 13%.
/>
Реализацияденежно-кредитной политики
В«Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на2008 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развитияРоссийской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6-7%.Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция5-6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4-6,7% взависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации. В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политикиучитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса наденьги и денежного предложения. Темпы роста спроса на деньги, ожидаемые втекущем году, скорее всего, будут ниже, чем в 2007 году, вследствие некоторогоснижения темпов экономического роста по сравнению с предыдущим годом, болеевысоких темпов инфляции, замедления процессов дедолларизации, существенногоснижения темпов роста цен на активы.
Снижениеинфляции в период до апреля 2007 года способствовало процессу накоплениянаселением финансовых активов в национальной валюте. Ускорившийся со IIквартала 2007 года рост цен оказал заметное влияние на снижениепривлекательности рублевых сбережений населения, в первую очередь в видебанковских вкладов. Так, годовые темпы прироста срочных рублевых вкладовфизических лиц, по предварительным данным, к 1 октября 2008 года снизились до25,0% (на 1.10.2007 они составляли 46,3%).
Замедлениепроцессов дедолларизации проявлялось в повышении спроса физических лиц на иностраннуювалюту (как в наличной, так и в безналичной форме).
Впредыдущие годы рост цен на активы (на рынке жилья и акций) существенноопережал рост потребительских цен, что выражалось в снижении скорости обращенияденег. Однако снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менееинтенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние наприрост спроса на деньги в 2008 году.
/>
На динамику денежногопредложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренниефакторы. К важнейшим из них относятся — усиление нестабильности и нарастаниекризисных тенденций на международных финансовых рынках, определяющихинтенсивность и направления потоков капитала. По сравнению с первыми девятьюмесяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 за январь-сентябрь 2008года снизился более чем в 3 раза – с 27,8 до 8,3%, а годовой темп его прироста(на 1 октября по отношению к той же дате предыдущего года) – с 48,3 до 25,0%.
Денежнаямасса с учетом депозитов в иностранной валюте (М2Х) за январь-сентябрь 2008года, по предварительным данным, возросла на 10,2%, что превышает темпыприроста рублевой денежной массы (в течение первых девяти месяцев 2007 года ихсоотношение было обратным). Сложившаяся динамика объясняется ускорившимсяростом депозитов нефинансовых организаций и вкладов населения в иностраннойвалюте, что связано как с высокими доходами экономических агентов отвнешнеэкономических операций, так и с изменением их предпочтений приповысившихся темпах инфляции и обесценении рублевых активов.
Сокращениеналичной иностранной валюты у населения и нефинансовых организаций такжезамедлилось: если за январь-сентябрь 2007 года оно составило 11,3 млрд.долларов США, то за январь-сентябрь 2008 года, по оценке платежного баланса, –6,5 млрд. долларов США. По данным Банка России о движении наличной иностраннойвалюты через уполномоченные банки, ее нет то продажи населению в целом заянварь-август 2008 года значительно превысили аналогичный показатель в 2007году.
Воктябре 2008 года приняты федеральные законы, позволяющие реализовать комплексдополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации,предусматривающие (с момента вступления их в силу и до конца 2009 года):
– наделениеГосударственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности(Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк) правом предоставлять кредитным инефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживанияиностранных кредитов, полученных ими до 25.09.2008. Предусмотрено, что БанкРоссии разместит во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд.долларов США сроком на один год с возможностью пролонгации;
–предоставление Банку России права заключать с банками соглашения, всоответствии с которыми он обязуется компенсировать таким банкам часть убытков,возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которыхв указанный срок была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;
–поэтапное предоставление субординированных кредитов российским банкам на общуюсумму до 950 млрд. рублей на срок до 31 декабря 2019 года (в том числе БанкомРоссии Сберегательному банку Российской Федерации на сумму не более 500 млрд.рублей, а Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния,размещенных на депозиты в указанной государственной корпорации на общую суммуне более 450 млрд. рублей, – другим банкам);
–предоставление Банку России права предоставлять в порядке и на условиях,установленных Советом директоров Банка России, кредиты без обеспеченияроссийским кредитным организациям на срок не более шести месяцев.[11]
Заключение
Сначала 2009 года оценка роста потребительских цен составляет 5,3% против 4,8%за начальный период 2008 года. В 2008 году сохранялся высокий рост потребительских цен. Всентябре по отношению к декабрю 2007 года инфляция на потребительском рынкесоставила 10,6% (в аналогичный период 2007 года – 7,5%).В четвертом квартале 2008 года сокращение денежной массы — 6,1% против роста на15,5% в четвертом квартале 2007 года, которое началось с начала четвертогоквартала 2008 года, но продолжалось и в марте 2009 приводит к замедлениюинфляции.
В 2008 году Банк Россиипри реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупностимакроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежногопредложения.
На динамику денежногопредложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренниефакторы. К важнейшим из них относятся — усиление нестабильности и нарастаниекризисных тенденций на международных финансовых рынках. По сравнению с первымидевятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 заянварь-сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза – с 27,8 до 8,3.
Согласнопрогнозам предполагается рост М2 в 2009 году на 9-11%, тогда как по итогам 2008года денежная масса увеличилась на 1,7% (в 2007 году рост — 47,5%). Если еще вапреле текущего года в годовом выражении денежная масса сокращалась на 8%, тоденежное предложение должно увеличиться на 20% в 2009 году.
В предстоящие три годаосновной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижениеинфляции до 5-6,8% в 2011 году.
В ближайшее времяденежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные впоследние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютногокурса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствиемденежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использованиебивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.
При разработкеденежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает вовнимание возможные изменения мировых цен на основные товары российскогоэкспорта, прежде всего на энергоносители.
Список использованнойлитературы:
1. Алпатов Г.Е., Базулин Ю.В. и др.Деньги. Кредит. Банки. под ред. Иванова В.В., Соколова Б.И. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2003. – 624 с.
2. Владимирова М.П. Деньги, кредит,банки: Учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006 – 288 с.
3. Горина Т.И. Деньги, кредит, банки:Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 144 с.
4. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.Ценные бумаги. Практикум: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 310с.
5. Поляк Г.Б. Финансы. Денежноеобращение. Кредит. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд. 2002. – 512с.
6. Чепурин М.Н. Курс экономическойтеории. Учебное пособие. – Киров: АСА, 1995. – 624 с.
7. Газета “Коммерсант“ N 58 (4113) от 02.04.2009.
8. Федеральный закон “О деньгах иденежной системе Российской Федерации “http://www.yur.ru/laws/3.htm
9.”Основные направленияединой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и2011 годов” Центральный банк Российской Федерации, 2008г. — www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2009(2010-2011).pdf
10. Официальный сайтЦентрального банка РФ www.cbr.ru/