/>/>/>/>Введение
Актуальность. В формировании и развитии экономической и социальнойструктуры общества большую роль играет государственное регулирование,осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Однимиз механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальнуюполитику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственныйбюджет. Именно через государственный бюджет производится направленноевоздействие на образование и использование централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Бюджетное устройство имеет особуюзначимость для России и в силу концентрированного отражения принципафедерализма в государственном устройстве, поскольку показывает состав бюджетнойсистемы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетовкаждого уровня системы.
Бюджет – это публичные экономические отношения, опосредующиепроцесс образования, распределения и использования определенногогосударственно-территориального или муниципального образованияцентрализованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органовгосударственной власти или местного самоуправления, предназначенного дляфинансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом,утверждаемым соответствующим представительным органом.
С практической стороны одним из основных условий эффективнойреализации бюджетно-правовой политики является включенность какого-либоопределенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных ирасходных источников, что актуализирует постановку и рассмотрение вопроса обюджетном устройстве Российской Федерации. Формирование и развитие системыбюджетного устройства отнесено Правительством РФ к стратегической цели развитиябюджетного федерализма в России на период до 2005 года.
В данной работе предлагается рассмотреть устройство бюджетнойсистемы и обозначить основные проблемы исполнения бюджета.
Задачи:
1. необходимо определить,что является бюджетной системой в РФ;
2. рассмотретьсовременное состояние бюджетной системы РФ путем определения принципов ипроблем;
3. рассмотреть основныефункции бюджетной системы РФ;
4. определить рольбюджетной системы РФ;
5. провести анализ ипоказать основные проблемы исполнения бюджета;
6. дать рекомендации посовершенствованию бюджетной системы.
Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главерассматриваются теоретические аспекты функционирования бюджетной системы РФ, вовторой главе проводится оценка современного состояния бюджета РФ, выделяютсяосновные проблемы исполнения бюджета. В третьей главе рассмотрены основныенаправления совершенствования бюджетной системы РФ.
/>/>/>/>1. Теоретические аспектыфункционирования бюджетной системы/>/>/> 1.1Понятие и законодательные основы бюджетной системы РФ
Бюджетная система Российской Федерации имеет законодательноеопределение, которое, к сожалению, только затрудняет решение вопроса о критерииотнесения составных частей к этой системе.
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливает:»… бюджетная системаРоссийской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственномустройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетови бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Кбюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектамибюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществлениярасходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ибюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных имуниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципальногодолга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношенийв процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Следует отметить, что в последнеевремя в бюджетное законодательство были внесены существенные изменения. Вдекабре 2005 года были изменения в Бюджетный кодекс в части уточнения порядкараспределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектовРоссийской Федерации и местными бюджетами; внесены изменения в Федеральныйзакон «О бюджетной классификации Российской Федерации» в части уточнениянекоторых понятийных категорий, изложен в новой редакции ряд приложений куказанному ФЗ, а также внесены изменения в нормы Бюджетного кодекса РФ, касающиесябюджетной классификации РФ, классификации источников финансирования дефицитовбюджетов Российской Федерации, ведомственной классификации расходов бюджетовсубъектов Российской Федерации; внесены изменения в Постановление Правительства№249, в части дополнения Правил, утвержденных Постановлением, разделом VI «Предоставлениесубвенций на развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства»;введен в действие с 1 января 2006 года Порядок кассового обслуживанияисполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органамиФедерального казначейства; внесены изменения в Инструкцию о порядке составленияи представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности,утвержденную Приказом Минфина РФ от 21.01.2005 №5н.
В действующем бюджетномзаконодательстве исключены нормы, касающиеся полномочий федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления по предоставлению налоговыхкредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей всоответствующие бюджеты.
Статья 62 «Неналоговые доходыместных бюджетов» Бюджетного кодекса РФ дополнена нормативами платы в местныебюджеты за воздействие на окружающую среду; за выдачу лицензий на розничнуюпродажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления; отпродажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственностиземельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства,расположенных в границах поселений, городских округов, а также на межселенныхтерриториях.
Изменения, внесенные в Федеральныйзакон от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», вчастности, уточняют понятийные категории «бюджетная классификация РоссийскойФедерации», «функциональная классификация расходов бюджетов РоссийскойФедерации», «классификация источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов Российской Федерации», «классификация источников внешнегофинансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации». Введено положение о том, что органы, организующие исполнениебюджетов Российской Федерации, вправе принимать решения о дополнении перечнейцелевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетовРоссийской Федерации.
Бюджетная система РоссийскойФедерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации ибюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, втом числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в формефедеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаютсяв форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываютсяи утверждаются в форме правовых актов представительных органов местногосамоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальныхобразований.
Межбюджетные отношения – отношениямежду органами государственной власти Российской Федерации, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Межбюджетные отношениясуществуют в любом государстве, имеющем административно-территориальноеделение. Но складываться они могут на разных основах (принципах). Приняторазличать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетнымсистемам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств,отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Имприсуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюденииединства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которыхфункционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетногофедерализма.
Принимая федерализм как способуправления, при котором огранично сочетаются интересы всего государства синтересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страныпри соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в ихкомпетенцию, бюджетный федерализм можно определить как отношения междуфедеральной властью и властями национально-государственных иадминистративно-территориальных подразделений по поводу оптимального,научно-обоснованного распределения доходов бюджета каждого уровня и расходов,финансируемых из них.
Бюджетный федерализм базируетсяна:
- Сочетании интересов, обеспечивающемвысокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохраненииведущей роли федерального бюджета;
- Наличие трехзвенной бюджетной системы иравенстве прав бюджетов одного звена;
- Применения единых для всех субъектовРоссийской Федерации критериев при расчетах объемов средств, выделяемых изфедеративного бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания имфинансовой помощи.
Асимметричность федерации неявляется отступлением от принципов федерализма. Когда такая асимметричностьвызвана объективной необходимостью, это обязательное условие длясбалансированности интересов ее субъектов, а значит, и для сохранения единствафедеративного государства. Российская Федерация относится к асимметричнымфедерациям. В ее состав, как определено в Конституции Российской Федерации,входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, городафедерального значения Москва и Санкт-Петербург. Согласно Конституции РоссийскойФедерации (ст. 5) все субъекты Федерации равны между собой. Принциправенства прав, однако, не исключает различие в степени соответствия этих правреально сложившимся историческим, социально-экономическим и политическимусловиям для функционирования и развития субъектов Федерации.
Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:
1. распределение и закреплениерасходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РоссийскойФедерации.
2. разграничение (закрепление) напостоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходовпо уровням бюджетной системы Российской Федерации.
3. равенство бюджетных правсубъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальныхобразований.
4. выравнивание уровней минимальнойбюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований.
5. равенство всех бюджетовРоссийской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенствоместных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РоссийскойФедерации.
Такие принципы определяют основубюджетного федерализма. Этот термин по понятным причинам даже не упоминается вкодексе, однако именно о нем должна идти речь при регламентации принциповмежбюджетных отношений. Система межбюджетных отношений включает не толькоотношения между федерацией и ее субъектами, но и внутри субъекта – междурегиональными органами власти и органами местного самоуправления. Общиепринципы организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах федерацииопределены в Законе Российской Федерации от 25.09.97 №126-ФЗ 2О финансовыхосновах местного самоуправления в Российской Федерации». Отметим, чтодецентрализация бюджетных средств – необходимый процесс при переходе отунитарной к федеративной модели межбюджетных отношений.
/>/>/>/>1.2 Основные принципы и функции бюджетнойсистемы РФ
Бюджетное устройство в РоссийскойФедерации основывается на принципах:
1) единства;
2) полноты;
3) реальности;
4) гласности;
5) самостоятельности всехбюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Единство бюджетной системыобеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетнойклассификации и форм бюджетной документации, согласованными принципамибюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходыдолжны отражаться в их полном объеме. Реальность означает правдивость бюджетныхпоказателей. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, атакже отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ итерриторий, а также Бюджетного послания Президента РФ. Самостоятельность бюджетовобеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определятьнаправления их использования. К собственным источникам доходов относятсязакрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисленияпо регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемыесамостоятельно представительными органами субъектов Федерации и местнымисамоуправлениями.
Свод федерального бюджета ибюджетов субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально-государственных иадминистративно-территориальных образований, образует понятие«Консолидированный бюджет» РФ, Этот бюджет используется для анализа показателейбюджетной системы. Консолидированный бюджет не утверждается законодательныморганом власти.
Практически во всех странах мира,в т.ч. и в РФ бюджет делится на текущий, из которого осуществляетсяфинансирование текущих затрат и бюджет развития – финансирование капитальныхвложений.
Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:
– экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной продукции – были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример – индустриализация). Важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов.
С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет – главный инструмент поддержки развития слабых районов);
– социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение – частичное или полное финансирование из бюджета РФ). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет – главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения.
– политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).
– научно-технический прогресс (финансирование фундаментальных наук, государственных научно – технических проектов);
– финансирование государственных органов власти.
/>/>/>/>1.3 Роль и значение бюджетнойсистемы РФ
Рассмотрим роль и значениебюджетной системы РФ. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и ихиспользования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджетявляется инструментом экономической и социальной политики, служит дляперераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетомобщественных интересов.
С помощью бюджета государство осуществляетперераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионамистраны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такогоперераспределения различны. К ним может относиться содействие развитиюприоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являютсяубыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость(например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальнойбезопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионовстраны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Бюджет оказывает не только прямое,но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Прямое влияние – это изменениераспределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственнымрезультатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.
Косвенное воздействие заключаетсяв том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основныхпоказателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты идр.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направленияформирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенныеожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своейхозяйственной деятельности на перспективу.
Влияние бюджетного регулированияна экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например,изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системыналогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однакопри этом расширяются возможности проведения государственных программ развития,финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходоврегиональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствуетулучшению положения более бедных территорий, может оцениваться какнесправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ.Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработкатаких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов. Вусловиях рыночной экономики основным инструментом государственногорегулирования является финансовая система, центральным звеном которой являетсябюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметьфинансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетнымирасходами.
/>/>/>/>2. Современное состояние бюджетаРФ/>/>/> 2.1Анализ исполнения бюджета РФ
/>/>/>
СогласноФедеральному закону 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О Федеральном бюджете на2005 год» федеральный бюджет на 2005 год утвержден в сумме3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продуктав сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительскихцен) 7,5–8,5 процента (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Такжеустановлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году вразмере 278 111,8 млн. рублей.
Структурадоходов и расходов бюджета представлена на рис. 1 и 2 (Приложение).Анализируя рис. 1, можно отметить, что основнуючасть доходов федерального бюджета составляют налоги на товары (23,8%), доходыот внешнеэкономической деятельности (27,63%), налоги и сборы за пользованиеприродными ресурсами (14,52%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ(12,44%), налоги и взносы на социальные нужды (8,01%).
Из рис. 2 видно, что основными расходными статьямибюджета 2005 года являются: межбюджетные трансферты (31,32%), национальнаяоборона (17,43%), общегосударственные вопросы (15,11%), национальнаябезопасность (13,0%). Проанализируем исполнение федерального бюджета за 2005год. Основные параметры исполнения федеральногобюджета характеризуются следующими данными (табл. 1).
Таблица 1. Основные параметры исполнения федерального бюджета 2005,млн. руб.
Бюджетные назначения (уточненная бюджетная роспись)
Исполнение за январь-декабрь 2005 года
% выполнения
Доходы
4979756,6
5125092,8
102,9
Расходы (касса)
3574312,6
3512183,0
98,3
Дефицит (–)/ профицит (+)
1405444,0
1612909,8
Источники финансирования дефицита федерального бюджета – всего
-1405444,0
-1612909,8
Источники внутреннего финансирования дефицита
-451777,9
-707329,7
Доходы федерального бюджета за2005 год по оценкам казначейства, сложились в сумме 5125,1 млрд. рублей, чтосоставляет 102,9% к бюджетным назначениям по доходам на 2005 год.
Доходы федерального бюджета поглавным распорядителям средств федерального бюджета – администраторам доходовфедерального бюджета приведены в табл. 2.
Таблица 2. Доходы федеральногобюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета – администраторамдоходов федерального бюджета, млн. рублей Бюджетные назначения на 2005 год Исполнение за январь-декабрь 2005 года % выполнения Исполнение за январь-декабрь 2004 года % выполнения бюджетных назначений на 2004 год Доходы – всего 4979756,6 5125092,8 102,9 3428873,5 104,7 Налоги и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой 2627374,1 2668559,9 101,6 1963052,1 103,9 Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой 2035768,5 2102242,9 103,3 1219268,5 102,6 Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом 52078,8 57504,8 110,4 50924,6 120,8 Поступления, администрируемые другими федеральными органами 264535,2 296785,2 112,2 195628,3 127,5
Из табл. 2 видно, что доходыбюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета в 2005 годусоставили 5125092,8 млн. рублей, что на 2,9% превышает запланированныезначения. В 2004 году исполнение бюджета по доходам составило 104,7%.
Наибольший удельный вес в общемобъеме поступлений за январь-декабрь занимают доходы, администрируемые Федеральнойналоговой службой – 52,1% (57,3% – за соответствующий период 2004 года);доходы, администрируемые Федеральной таможенной службой, составили 41,0% (вянваре-декабре 2004 года – 35,6%).
Федеральный бюджет в январе-декабре 2005 года исполнен с профицитомв сумме 1612,9 млрд. рублей./>/>/>2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета
Одна из самых серьезных проблемисполнения федерального бюджета – накопление в нем значительных неиспользуемыхостатков.
Например, за январь 2005 онивыросли на 50 миллиардов рублей. А в целом на счетах регионов скопились суммы,эквивалентные 13 миллиардам долларов. И это при том, что в стране существуетцелый ряд проблем, для решения которых требуется относительно незначительноефинансирование.
Накопление остатков объясняется нетолько низким качеством исполнения бюджета, но и необходимостью борьбы синфляцией, а также накопления денег «на черный день» в виде сначала «финансовогорезерва», а теперь «стабилизационного фонда». Эти оправдания не выдерживаюткритики. С одной стороны, борьба с инфляцией при помощи «замораживания» вбюджете денег налогоплательщиков подрывает мотивацию к уплате налогов. Ведьлюди платят в казну для решения проблем общества, а если деньги лежат бездвижения, то и уплата налогов теряет смысл. С другой стороны, идея «стабилизационногофонда» заключается в накоплении денег вместо их использования, в пассивноможидании «черного дня» в то самое время, когда финансирование модернизациистраны может, ослабив зависимость от нефтедолларов, позволить избежать самогоего наступления.
Словом, накопление остатков вфедеральном бюджете в определенной мере имеет вполне ясное оправдание. Однако,как выясняется, такой же процесс идет и в региональных бюджетах, то есть там,где в принципе такое не должно иметь места. Неиспользуемые остатки средстврегионов на 1 января 2005 года составили 73,1 миллиарда рублей, в том числе безМосквы, Московской области и Санкт-Петербурга – 35,8 миллиарда рублей. Заянварь неиспользуемые остатки средств на счетах бюджетов выросли еще на 25,1миллиарда.
Это значит, что 17 процентов всехдоходов регионов, то есть практически каждый шестой заработанный ими рубль, небыл использован и остался на их счетах.
По оценкам аналитиков, остаткирастут не только в благополучных регионах. К примеру, в Приморском Крае до сихпор так и не решена проблема водоснабжения Владивостока, которая приобрела ужефедеральное значение. А неиспользуемые остатки выросли за январь с 225,1 до251,7 миллиона рублей. На многострадальной Камчатке они уже превышают 120миллионов рублей, в Сахалинской области – 360 миллионов.
Все это весьма тревожные симптомы.Исключительно высокий уровень неиспользуемых остатков средств на счетахрегиональных бюджетов превращается из проблемы отдельных территорий в проблемубюджетной политики России.
/>/>/>3. Основные задачи в направлении совершенствованияБюджетной системы
Развитие межбюджетных отношений осуществлялосьв рамках Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерациив 1999–2001 гг. и Программы развития бюджетного федерализма в РоссийскойФедерации на период до 2005 г.
Принятые федеральные законы от 4июля 2003 г. №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон«Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», а также подготовленные и принятые всоответствии с ними федеральные законы от 20 августа 2004 г. №120ФЗ «Овнесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования межбюджетных отношений», от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «Овнесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признанииутратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи спринятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»и от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемразграничения полномочий», создали законодательную базу, по-новому регулирующуюфинансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации.
В результате упорядочено бюджетноеустройство субъектов Российской Федерации, разграничены полномочия междуорганами государственной власти Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходныеисточники бюджетов, определены принципы формирования и распределениямежбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами нарегиональном и местном уровне.
Вместе с тем, по мере развитияфинансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всехуровней, реализация нового бюджетного законодательства требует осуществлениякомплекса мероприятий как в направлении совершенствования межбюджетныхотношений, так и повышения эффективности управления государственными имуниципальными финансами.
Важно создать условия дляэффективной реализации требований нового бюджетного законодательства,обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграниченияполномочий.
Проводимая реформа бюджетнойсистемы, основные положения которой утверждены в рамках Концепцииреформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах,одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г.№249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», также требуетпринятия мер по ее реализации не только на федеральном, но и на региональном иместном уровнях бюджетной системы.
В 2006 году планируется внесение вПравительство Российской Федерации подготовленных Министерством финансовРоссийской Федерации поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования бюджетного процесса.
После внесения поправок вБюджетный кодекс Российской Федерации Министерством финансов РоссийскойФедерации планируется разработка и внесение в Правительство РоссийскойФедерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «Обутверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации бюджетныхцелевых программ». Данный инструмент призван объединить свойства федеральных иведомственных целевых программ, существенно упростить для субъектов бюджетногопланирования процедуру разработки, утверждения и реализации бюджетных целевыхпрограмм и стимулировать расширение применения в бюджетном процессепрограммно-целевых инструментов.
Меры по укреплению бюджетногофедерализма, создание системы стимулов по укреплению доходной базы субъектовРоссийской Федерации способствуют стабильному укреплению бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
/>/>/>Заключение
В результате анализа теоретическихположений можно сделать следующие выводы. Бюджетная система РФ – это основаннаяна экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемаянормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местныхбюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройствомназывают принципы организации и построения бюджетной системы, а такжевзаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, всоответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ ибюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Первый и второй уровни бюджетнойсистемы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е.включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджетыгосударственных внебюджетных фондов.
Бюджетным кодексом РФрегламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строитьсяи развиваться бюджетная система РФ:
1. Принцип единства бюджетнойсистемы
2. Принцип разграничения доходов ирасходов между уровнями бюджетной системы.
3. Принцип самостоятельностибюджетов
4. Принцип полноты отражениядоходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
5. Принцип сбалансированностибюджета
6. Принцип эффективности иэкономности использования бюджетных средств
7. Принцип общего (совокупного)покрытия расходов
8. Принцип гласности
9. Принцип достоверности бюджета
10. Принцип адресности и целевогохарактера бюджетных средств.
Значение бюджета проявляется втом, что бюджет является инструментом экономической и социальной политики,служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны сучетом общественных интересов.
Анализ исполнения бюджета в 2005году показал, что бюджет исполнен с профицитом. Исполнение бюджета в 2005 годуна 1,8% ниже, чем в 2004 году.
Одна из самых серьезных проблемисполнения федерального бюджета – накопление в нем значительных неиспользуемыхостатков. Накопление остатков объясняется не только низким качеством исполнениябюджета, но и необходимостью борьбы с инфляцией, а также накопления денег «начерный день» в виде сначала «финансового резерва», а теперь «стабилизационногофонда».
Для решения проблем в 2006 годупланируется внесение в Правительство Российской Федерации подготовленныхМинистерством финансов Российской Федерации поправок в Бюджетный кодексРоссийской Федерации в части регулирования бюджетного процесса.
После внесения поправок вБюджетный кодекс Российской Федерации Министерством финансов РоссийскойФедерации планируется разработка и внесение в Правительство РоссийскойФедерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «Обутверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации бюджетныхцелевых программ». Данный инструмент призван объединить свойства федеральных иведомственных целевых программ, существенно упростить для субъектов бюджетногопланирования процедуру разработки, утверждения и реализации бюджетных целевых программи стимулировать расширение применения в бюджетном процессе программно-целевыхинструментов.
Меры по укреплению бюджетногофедерализма, создание системы стимулов по укреплению доходной базы субъектовРоссийской Федерации способствуют стабильному укреплению бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
/>/>Списоклитературы
/>/>1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральныйзакон от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ // Российская газета, №25, 08.02.2006.
2. Федеральный закон от 4 июля 2003 г.№95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»
4. Федеральный закон 173-ФЗ от 23 декабря2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год» принят Государственной Думой 8декабря 2004 года
5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г.№120ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования межбюджетных отношений»
6. Федеральный закон от 22 августа 2004 г.№122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерациив связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений вФедеральный закон «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации»
7. Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 31 декабря2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
8. Программа развитиябюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. ПринятаПостановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 года №584 // Российскаягазета. 2001. 21 авг.