СОДЕРЖАНИЕ
1.Торговые организации как субъекты налоговых правоотношений
1.1 Понятие налоговогоправа. Предмет налогового права, метод правового регулирования
1.2 Объектналогообложения. Реализация товаров, работ, услуг
2.Система налогов и сборов в Российской Федерации
2.1 Понятие налоговойсистемы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)
3.Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
3.1 Взыскание налога,сбора, пени за счет денежных средств, имущества, находящихся на счетахналогоплательщика
3.2 Обеспечениеисполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
4.Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
Библиография
1.ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1Понятие налогового права. Предмет налогового права, метод правовогорегулирования
Подсубъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложенаобязанность по оплате того или иного налога.
Основнуюкатегорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщикисборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаютсяорганизации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложенаобязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Всоответствии с НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы и представительства российскихюридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговыхправоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иныхобязанных лиц. Соответственно, субъектом налогообложения филиалы ипредставительства тоже быть не могут. Кроме того, с 1 января 1999 г. ответственностьза исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафовнесет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал(представительство).
Впорядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделенияроссийских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогови сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Обязанностьпо исчислению и уплате налогов не всегда возложена на прямыхналогоплательщиков. В некоторых случаях, в частности при уплате налога надоходы физических лиц, обязанность по начислению и перечислению в бюджетисчисленных налоговых сумм возлагается на иных, по идее законодателя болеекомпетентных, лиц, именуемых налоговыми агентами.
Налоговымиагентами признаютсялица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению,удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет(внебюджетный фонд) налогов. Подробнее об этом сказано в гл. VI “Налоговыеправоотношения”.
1.2Объект налогообложения. Реализация товаров, работ, услуг
Статьей38 НК РФ установлены следующие группы объектов налогообложения в РоссийскойФедерации:
1)операции по реализации товаров (работ, услуг);
2)имущество;
3)прибыль;
4)доход;
5) стоимостьреализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
6)иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики,с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборахсвязывает возникновение обязанности по уплате налога.
Такимобразом, в части первой НК РФ установлен открытый перечень объектовналогообложения.
Каждыйналог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствиис частью второй НК РФ.
Пункт2 ст. 38 НК РФ содержит бланкетную норму и для определения понятия имуществадля целей налогообложения отсылает к нормам ГК РФ. Таким образом, имуществомв НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществув соответствии с ГК РФ.
Статья128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит:
1)вещи, включая деньги и ценные бумаги;
2)иное имущество, в том числе имущественные права;
3)работы и услуги;
4)информацию;
5)результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права наних (интеллектуальная собственность);
6)нематериальные блага.
Объектомналогообложения может быть каждое из объектов гражданских прав, за исключениемимущественных прав.
Товаромдля целей НК РФпризнается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целяхрегулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарамотносится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 11 ноября 2004 г.).
Подпункт1 п. 1 ст. 11 ТК РФ к товарам причисляет любое перемещаемое через таможеннуюграницу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границуотнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства,указанные в подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, к товарам не относятся.
Работойдля целейналогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальноевыражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организациии (или) физических лиц.
Под услугойдля целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой неимеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессеосуществления этой деятельности.
Реализациейтоваров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается,соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами,работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненныхработ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицомдругому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственностина товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказаниеуслуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Местои момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются всоответствии с частью второй НК РФ.
Непризнается реализацией товаров, работ или услуг:
1)осуществление операций, связанных с обращением российской или иностраннойвалюты (за исключением целей нумизматики);
2)передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имуществаорганизации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этойорганизации;
3)передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имуществанекоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, несвязанной с предпринимательской деятельностью;
4)передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (вчастности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ итовариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместнойдеятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
5)передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственногообщества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе(выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также прираспределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товариществамежду его участниками;
6)передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договорапростого товарищества (договора о совместной деятельности) или егоправопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общейсобственности участников договора, или раздела такого имущества;
7)передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного илимуниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8)изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращениев собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных,находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;
9) иныеоперации в случаях, предусмотренных НК РФ.
Дляцелей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указаннаясторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта ценасоответствует уровню рыночных цен.
Налоговыеорганы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправепроверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1)между взаимозависимыми лицами;
2) потоварообменным (бартерным) операциям;
3)при совершении внешнеторговых сделок;
4)при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения отуровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам(работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Пункт3 ст. 40 НК РФ устанавливает правило, согласно которому в случаях, когда ценытоваров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторонуповышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных(однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынестимотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных такимобразом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применениярыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночнаяцена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ. Приэтом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицаминадбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
1)сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы,услуги);
2)потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
3)истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализациитоваров;
4)маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, неимеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новыерынки;
5)реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с нимипотребителей.
Судможет признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, но только еслиотношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализациитоваров (работ, услуг).
Рыночнойценой товара (работы,услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения нарынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) всопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рыноктоваров (работ, услуг) — это сфера обращения таких товаров (работ, услуг), определяемая исходяиз возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительныхзатрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей поотношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или запределами Российской Федерации.
Идентичнымипризнаются товары,имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Приопределении идентичности товаров учитываются, в частности, их физическиехарактеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения ипроизводитель. При определении идентичности товаров незначительные различия вих внешнем виде могут не учитываться.
Однороднымипризнаются товары,которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят изсхожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или)быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Приопределении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличиетоварного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
Приопределении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во вниманиесделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки междувзаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях,когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Под взаимозависимымилицами для целей налогообложения понимаются физические лица и (или)организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия илиэкономические результаты их деятельности или деятельности представляемых имилиц, а именно:
1)одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другойорганизации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Долякосвенного участия одной организации в другой через последовательность иныхорганизаций определяется в виде произведения долей непосредственного участияорганизаций этой последовательности одна в другой;
2)одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностномуположению;
3)лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации вбрачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя иусыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Приопределении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация озаключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках сидентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимыхусловиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как:
1)количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);
2)сроки исполнения обязательств;
3)условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;
4)иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
Приэтом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных)товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такимиусловиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг,либо может быть учтено с помощью поправок.
Рыночнаяцена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разностьцены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этихтоваров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычныхв подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (безучета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавцатовары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателятоваров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибылипокупателя в следующих случаях:
1)при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок поидентичным (однородным) товарам, работам, услугам;
2)при отсутствии предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг;
3)при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либонедоступности информационных источников для определения рыночной цены.
Приневозможности использования метода цены последующей реализации (в частности,при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующемреализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночнаяцена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как суммапроизведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этомучитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты напроизводство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг,обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование ииные подобные затраты.
Приопределении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используютсяофициальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услугии биржевых котировках.
Прирассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение дляопределения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами,перечисленными в п. 4-11 ст. 40 НК РФ.
Приреализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам(тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целейналогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Всоответствии с Налоговым кодексом доходом признается экономическаявыгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ееоценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая всоответствии с главами “Налог на доходы физических лиц”, “Налог на прибыль(доход) организаций”, “Налог на доходы от капитала” НК РФ.
Налоговоеправо РФ знает два виды доходов налогоплательщика:
1)доходы от источников в РФ;
2)доходы от источников за пределами РФ в соответствии с главами
“Налогна прибыль организаций”, “Налог на доходы физических лиц” НК РФ.
Еслиположения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщикомдоходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам отисточников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иномуисточнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Ваналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может бытьотнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могутбыть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Дивидендомпризнается любойдоход, полученный акционером (участником) от организации при распределенииприбыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов попривилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям(долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном)капитале этой организации.
Кдивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределамиРоссийской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии сзаконодательствами иностранных государств.
Непризнаются дивидендами:
1)выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации вденежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера(участника) в уставный (складочный) капитал организации;
2)выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой жеорганизации в собственность;
3)выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставнойдеятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенныехозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью извкладов этой некоммерческой организации.
Процентамипризнается любой заранеезаявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный подолговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). Приэтом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладами долговым обязательствам.
2.СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)
Налоговаясистема представляет собой форму организации порядка налогообложения.
Следуетотметить, что под налоговой системой в Российской Федерации понимается нехаотический набор разных налогов, а строго регламентированная совокупностьобязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объектналогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).
В РФустанавливаются следующие виды налогов и сборов:
1)федеральные;
2)региональные;
3)местные.
Переченьфедеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены нароссийской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональныеили местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут.Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются такжеисключительно Налоговым кодексом.
Налоговымкодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могутпредусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяютсяпорядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие иприменения указанных специальных налоговых режимов.
Специальныеналоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплатеотдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.13-15 НК РФ.
Федеральныеналоги и сборы
Федеральныминалогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ иобязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное непредусмотрено законом.
Кфедеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы;
3)налог на доходы физических лиц;
4)единый социальный налог;
5)налог на прибыль организаций;
6)налог на добычу полезных ископаемых;
7)налог на наследование или дарение;
8)водный налог;
9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
10)государственная пошлина.
Налогии сборы субъектов РФ (региональные)
Региональныминалогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ оналогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, еслииное не предусмотрено законом.
Региональныеналоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФв соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
Приустановлении региональных налогов законодательными (представительными) органамигосударственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которыепредусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки,порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональнымналогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными(представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами оналогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могутустанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Крегиональным налогам относятся:
1)налог на имущество организаций;
2)налог на игорный бизнес;
3)транспортный налог.
Местныеналоги и сборы
Местныминалогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовымиактами представительных органов муниципальных образований о налогах иобязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местныеналоги вводятся в действие и прекращают действовать на территорияхмуниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовымиактами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Согласност. 39 Федерального закона “Об общих принципах организации местногосамоуправления” местные налоги, сборы, а также льготы по их уплатеустанавливаются представительными органами местного самоуправлениясамостоятельно.
Населениенепосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан илипредставительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могутпредусматривать разовое добровольное внесение жителями средств дляфинансирования решения вопросов местного значения.
Земельныйналог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативнымиправовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов),городских округов о налогах и обязательны к уплате на территорияхсоответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
Земельныйналог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращаютдействовать на территориях поселений (межселенных территориях), городскихокругов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительныхорганов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Местныеналоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербургеустанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательнык уплате на территориях этих субъектов РФ.
Местныеналоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК.
Приустановлении местных налогов представительными органами муниципальныхобразований (законодательными (представительными) органами государственнойвласти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются впорядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементыналогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Иныеэлементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НКРФ.
Представительнымиорганами муниципальных образований (законодательными (представительными)органами государственной власти городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах,которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основанияи порядок их применения.
Кместным налогам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц.
Общиеусловия установления налогов и сборов
Налогсчитается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики иэлементы налогообложения, а именно:
1)объект налогообложения;
2)налоговая база;
3)налоговый период;
4)налоговая ставка;
5)порядок исчисления налога;
6)порядок и сроки уплаты налога.
Внеобходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах исборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для ихиспользования налогоплательщиком.
Приустановлении сборов определяются их плательщики и элементы обложенияприменительно к конкретным сборам.
3.СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
3.1Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств, имущества, находящихсяна счетах налогоплательщика
НК РФисходит из того, что обязанность по уплате налогов и сборов должна исполнятьсяналогоплательщиком добровольно. Однако по отношению к налогоплательщикам(плательщикам сборов), не исполняющим добровольно свои обязанности по уплатеналогов (сборов), НК РФ предусматривает возможность принудительного исполненияэтой обязанности.
Согласноп. 1 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорномпорядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с организации неможет быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налогаоснована на изменении налоговым органом:
1)юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьимилицами;
2)юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
Вслучае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производитсявзыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетахналогоплательщика в банке, путем взыскания налога за счет иного имуществаналогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.
Статья47 НК РФ устанавливает ряд условий для обращения взыскания налога, а такжепеней за счет имущества налогоплательщика.
Взыскатьнедоимки по налогам может только налоговый орган, при недостаточности илиотсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (или налогового агента)или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента), итолько в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Обоснованноерешение об обращении взыскания на имущество организации выносится руководителем(его заместителем) налогового органа. В этом решении необходимо указать на то, чтоналогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налога и сбора и чтовзыскать эту задолженность за счет денежных средств, находящихся на счетахданной организации, не представляется возможным из-за отсутствия на нихнеобходимого денежного остатка.
3.2Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Вцелях обеспечения уплаты налогов и сборов, срок оплаты которых был изменен, всоответствии с решением о его изменении срок переносится под залог имуществалибо при наличии поручительства. Способы обеспечения исполнения обязанности поуплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются гл.9 НК РФ.
Исполнениеобязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующимиспособами:
1)залогом имущества;
2)поручительством;
3)пеней;
4)приостановлением операций по счетам в банке;
5)наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Залогимущества. В случаеизменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанностьпо уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имуществаоформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателемможет быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
Принеисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплатепричитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый органосуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенногоимущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Предметомзалога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залогпо гражданскому законодательству РФ. Предметом залога по договору междуналоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другомудоговору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либопередаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) свозложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числесделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществлятьсятолько по согласованию с залогодержателем. К правоотношениям, возникающим приустановлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей поуплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства,если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Поручительство.В случае изменениясроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налоговможет быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручительобязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанностьналогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленныйсрок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительствооформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ, ГК РФ, договороммежду налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщикомналоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством,поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительноевзыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговыморганом в судебном порядке. По исполнении поручителем своих обязанностей всоответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщикауплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков,понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Поручителемвправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности поуплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Правоотношениям,возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечениюисполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданскогозаконодательства РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах исборах. Указанные правила применяются также в отношении поручительства приуплате сборов.
Пеня.Пеня — это денежнаясумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должнывыплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том численалогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границуРФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах исборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся куплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспеченияисполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственностиза нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждыйкалендарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора,начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дняуплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которуюналогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органаили суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложенарест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставленииотсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредитане приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеняза каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налогаили сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в этовремя ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно суплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пенимогут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика насчетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке,предусмотренном ст. 46-48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организацийпроизводится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.
Приостановлениеопераций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента — организации, плательщика сбора — организации или налогоплательщика — индивидуальногопредпринимателя. Приостановлениеопераций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения овзыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетамналогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходныхопераций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется наплатежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов исборов. Фактическим основанием приостановления операций по расчетным счетам вбанке является:
1)неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанностипо уплате налога;
2)непредставление этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговыйорган в течение двух недель по истечении установленного срока представлениятакой декларации;
3)отказ от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случаеприостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа непозднее одного операционного дня, следующего за днем представления этиминалогоплательщиками налоговой декларации.
Решениео приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банкепринимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившимтребование об уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операцийналогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято толькоодновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Решениео приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банкенаправляется налоговым органом в банк с одновременным уведомлениемналогоплательщика- организации и передается под расписку или иным способом,свидетельствующим о дате получения этого решения. Решение налогового органа оприостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банкеподлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам вбанке действует с момента получения банком решения налогового органа оприостановлении таких операций и до отмены этого решения. Приостановлениеопераций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налоговогооргана не позднее одного операционного дня, следующего за днем представленияналоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решенияо взыскании налога. Банк не несет ответственности за убытки, понесенныеналогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций вбанке по решению налогового органа. Указанные правила применяются также вотношении приостановления операций по счетам в банке налогового агента — организации и плательщика сбора — организации. При наличии решения оприостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этойорганизации новые счета.
Арестимущества. Арестомимущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налогапризнается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора поограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении егоимущества. Арест имущества производится в случае неисполненияналогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплатеналога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных основанийполагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть своеимущество. Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестомимущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации вотношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованнымимуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются сразрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестомпризнается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении егоимущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществомосуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счетимущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. Арестможет быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. Ареступодлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполненияобязанности по уплате налога. Решение о наложении ареста на имуществоналогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем)налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Арестимущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган,производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации(его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при арестеимущества. Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качествепонятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (егопредставителю) разъясняются их права и обязанности. Проведение ареста имуществав ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаныпредъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение оналожении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Припроизводстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколелибо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество,подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальныхпризнаков предметов, а при возможности — их стоимости. Все предметы, подлежащиеаресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (егопредставителю). Руководитель (его заместитель) налогового или таможенногооргана, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяетместо, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Отчуждение(за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового илитаможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, накоторое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядкавладения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест,является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности,предусмотренной ст. 125 НК РФ и (или) иными федеральными законами.
Решениеоб аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового илитаможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога. Решение обаресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решенияуполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенногооргана, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящимналоговым или таможенным органом или судом. Указанные правила применяются такжев отношении ареста имущества налогового агента-организации и плательщика сбора — организации.
4.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВЛОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
ВНалоговом кодексе РФ впервые дается систематизированный перечень налоговыхправонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.
Нарушениесрока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).
Еслиналогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные закономсроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб. Если налогоплательщикпросрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, снего взыскивается штраф в размере 10 тыс. рублей.
Уклонениеот постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ).
Подуклонением от постановки на учет понимается деятельность организации илипредпринимателя без постановки на учет в налоговом органе, что ведет квзысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течениеназванного времени, но не менее 20 тыс. руб. То же деяние, совершаемое болеетрех месяцев, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов,полученных в данный период.
Нарушениесрока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НКРФ).
Вслучае нарушения налогоплательщиком сроков представления в налоговый органинформации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке он наказываетсяштрафом в размере пяти тыс. руб.
Непредставлениеналоговой декларации (ст. 119 НК РФ).
Представлениеналоговой декларации в налоговый орган является важнейшей обязанностьюналогоплательщика. Невыполнение данной обязанности в период до 180 дней со днянаступления даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа вразмере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этойдекларации, за каждый полный месяц, но не более тридцати процентов от указаннойсуммы и не менее ста руб. Непредставление декларации в течение более чем 180дней по и течении срока представления названной декларации влечет взысканиештрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10процентов суммы налога, подлежащего уплате основе этой декларации, за каждыйполный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Грубоенарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120НК РФ)
Подгрубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложениязаконодатель понимает отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерскогоучета, систематически несвоевременное или неправильное отражение на счетахбухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств,материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложенийналогоплательщика. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одногоналогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тыс. руб. Еслиэти грубые нарушения были совершены в течение более чем одного налоговогопериода, они наказываются штрафом в размере 15 тыс. руб. Если те же деянияповлекли занижение дохода, взимается штраф размере десяти процентов от суммынеуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. Данным составом правонарушенияохватываются и нарушения правил составления налоговой декларации, выразившиесяв несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходовналогоплательщика, источников доходов, исчисленной сумм налога и (или) другихданных, связанных с исчислением и уплатой налога. Эти действия наказываютсяштрафом в размере трех тыс. руб. Неуплата или неполная уплата суммналога(ст. 122 НК РФ)
Есливыездная налоговая проверка налогового органа выявил что в результате заниженияналогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налоговогопериода налог не был уплачен или уплачен не полностью, с налогоплательщикавзыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Если теже действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40процентов от неуплаченных сумм налога.
Невыполнениеналоговым агентом обязанности по удержаниюи (или) перечислению налогов (ст. 123НК РФ)
Невыполнениеналоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечетвзыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Несоблюдениепорядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на котороеналожен арест (ст. 125 НК РФ)
Несоблюдениепорядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на котороеналожен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
Непредставлениеналоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля(ст. 126 НК РФ)
Непредставлениеналоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля,влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.Если непредставление сведений выразилось в отказе предоставить требуемыедокументы или организация иным образом уклонилась от представления документов,либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями,взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб. К налоговым правонарушениямотносятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, нои иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие.
Ответственностьсвидетеля (ст. 128 НК РФ)
Ответственностьсвидетеля наступает в следующих случаях: а) неявка либо уклонение от явки безуважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении вкачестве свидетеля, — влечет взыскание штрафа в размере тысячи руб.; б) неправомерныйотказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний — влекут штраф в размере трех тыс. руб.
Отказэксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговойпроверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомоложного перевода (ст. 129НК РФ)
Отказэксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговойпроверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомоложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. и одной тыс. руб.соответственно.
Неправомерноенесообщение сведений налоговому орган(ст. 129 НК РФ)
Неправомерноенесообщение сведений налоговому органу, если это деяние не содержит признаковналогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК, влечет взыскание штрафав размере одной тыс. руб. За повторные деяния налагается штраф в размере пятитыс. руб.
Нарушениебанком порядка открытия счета налогоплательщику(ст. 132 НК РФ)
Нарушениебанком порядка открытия счета налогоплательщику заключается в открытии банкомсчета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на учет вналоговом органе, а также в открытии счета при наличии у банка решенияналогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
Нарушениесрока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ)
Нарушениебанком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора влечетвзыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования БанкаРоссии, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Неисполнениебанком решения налогового органа о приостановлении операций по счетамналогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ)
Вкачестве меры обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностейзаконодатель предоставляет налоговому органу право приостанавливать операции посчетам налогоплательщика или налогового агента. В случае неисполнения банкомподобного решения налогового органа налагается штраф в размере 20 процентов отсуммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика илиналогового агента другим лицам, но не более суммы задолженности.
Неисполнениебанком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ)
Неисполнениебанком решения о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пенив размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2процента за каждый день просрочки. Взыскание штрафа предусмотрено и засовершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств насчете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношениикоторых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.
Непредставлениеналоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщиков — клиентов банка (ст. 135 НК РФ)
В ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» закреплено правило,в соответствии с которым банки представляют справки об операциях и счетах своихклиентов налоговым органам. Ранее в законодательстве не содержалось нормы,гарантирующей исполнение данного требования банками. В 1999 г. НК РФ былдополнен статьей об ответственности банков за непредставление налоговым органамсведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов,что влечет взыскание штрафа.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Землин А.И. Налоговоеправо: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 304 с. — (Профессиональное образование).
2. Виленский А.А.Финансовая поддержка малых предприятий// Экономист, 2002 — № 9. C. 9-19.
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 января 2009года(в ред. законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ). Изменения в налоговый кодекс, принятые в2008 году.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.-602с.
4. Налоги за 14 дней.Экспресс-курс/ С.С. Молчанов.-5-е изд, перераб. и доп.-М.: Эксмо,2008.-512с.
5. Налоговое право России: Учебник для вузов/И.Д. Еналеева, Л.В. Сальникова. — М.: Юстицинфо РМ, 2006.
6. Налоговое право:Учебник/Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова.-М.: Юристъ, 2005. — 223 с.
7. Налогообложение:учебное пособие / Т.А. Меркулова. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 112 с.