Реферат по предмету "Финансовые науки"


Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе

Содержание
Введение
ГлаваI. Федеральное казначейство РФ
1.1 Сущностьи функции Федерального казначейства
1.2 Этапыстановления деятельности Федерального казначейства
1.3 ПолномочияФедерального казначейства
ГлаваII. Перспективы совершенствованияказначейской системы РФ
2.1Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе
2.2Пути совершенствования казначейской системы РФ
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
 
Бюджетная системаявляется одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективностьфункционирования которого оказывает непосредственное влияние на качествоэкономического роста и на уровень общественного благосостояния. Именно этимфактом объясняется столь серьезное внимание, которое в последнее время сталоуделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса. И очень важнуюроль играет в этом Федеральное казначейство.
Система органовфедерального казначейства — относительно молодая структура, тем не менее, какотмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстронаращивает выполняемые функции и эффективность работы.
На счетах казначействасобирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневноинформирует о суммах поступивших, на счета казначейства. Министерства иведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать,сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметьвозможность прогнозировать, сколько доходов они получат. Знать когда эти доходыстанут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависитот поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральноеказначейство.
Основное предназначениеказначейской системы — содействие оптимальному управлению государственнымифинансовыми ресурсами. Эффективность функционирования казначейства на всехуровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов,а также с введением единой классификации доходов всеми участниками бюджетногопроцесса и с повышением качественного уровня используемых информационныхтехнологий в системе казначейства.
Ещё одно немаловажноепредназначение казначейства как государственного института — это обеспечениеточного учета государственных финансов, что очень важно для регулированияденежных потоков в стране.
Одна из основных задачФедерального казначейства — обеспечить нормальное функционирование единогосчета бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей, нормальную транспортнуюсистему для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряженийглавного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств иобъемов финансирования — это всего лишь административные решения,административные ограничения на деятельность тех или иных учреждений). И, вконечном счете, это позволяет через систему регистраций операций представлять информациюоб исполнении бюджета.
Федеральноеказначейство представляет политикам достоверную информацию о состоянии дел сисполнением бюджета, подталкивает их к движению в направлении бюджетных реформ.
Целью данной курсовойработы является исследование роли федеральногоказначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствованиядействующей казначейской системы.
Для реализациипоставленной цели необходимо решитьследующие задачи: федеральный казначейство бюджетный
v рассмотретьэтапы становления деятельности Федерального казначейства;
v исследоватьсущность и функции Федерального казначейства;
v изучитьорганизационно – правовые основы казначейской системы исполнения бюджета;
v выявитьроль Федерального казначейства в бюджетном процессе;
v проанализироватьсостояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства вуправлении бюджетным процессом.
Предмет данной курсовойработы — бюджетный процесс в части исполнения доходной ирасходной части бюджетов различных уровней органами федерального казначейства.
Объект курсовой работы– Федеральноеказначейство Российской Федерации.
Несмотря на то, чтоказначейская система уже миновала стадию становления, и является достаточноэффективно работающим механизмом, отдельные элементы казначейской системыисполнения бюджета постоянно совершенствуются, это и обуславливает актуальностьвыбранной темы.
 

Глава I.Федеральное казначейство РФ и его роль в бюджетном процессе
 
1.1 Сущность и функцииФедерального казначейства
 
Федеральноеказначейство – это единая централизованная системаорганов исполнительной власти, включающая органы по субъектам РФ и субъектамместного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами,имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков дляведения хозяйственных операций. Единую централизованную систему органовказначейства возглавляет начальник Главного управления Министерства финансов РФв ранге заместителя министра. Структура управления федеральным казначействомпредставлена в приложении 2.
Федеральноеказначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемыеказначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства.Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровнейказначейской системы различны и имеют свою специфику.
Особенность функций,возложенных на Главное Управление, определяется тем, что оно руководит работойвсех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовоеисполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляетвыполнение других функций.
К функциям Главногоуправления федерального казначейства Минфина РФ относятся:
v организациябюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовоеисполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципаединства кассы;
v руководствоработой территориальных органов Федерального казначейства;
v доведениедо территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований изфедерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;
v ведениесводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственныхфедеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
v организацияраспределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ,передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогами доходам;
v управлениедоходами и расходами федерального бюджета и другими централизованнымифинансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжениесредствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственныхфедеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств,осуществление операций с этими средствами;
v организацияосуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетамисубъектов РФ;
v регулированиефинансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральнымивнебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованиемфедеральных внебюджетных средств;
v организацияи осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планированиясредств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов инаправлений их использования; учета операций по движению средств федеральногобюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральныхвнебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализаинформации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетныхсредств;
v осуществлениепо поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствамифедерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении ПравительстваРФ;
v организацияработы территориальных органов Казначейства по контролю исполнения федеральногобюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением ииспользованием федеральных внебюджетных средств;
v управлениеи обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с БанкомРоссии и другими уполномоченными банками, организация и осуществлениеразмещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов,находящихся в ведении Правительства РФ;
v организацияи ведение операций по учету государственной казны.
Органы Казначейства посубъектам РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинениинижестоящие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территориифункции, применительно к функциям, рассмотренным выше, кроме функций,относящихся исключительно к обслуживанию федерального бюджета, закрепленным заГлавным управлением федерального казначейства.
Органы Казначейства погородам, кроме городов районного подчинения, районам, районам в Городахвыполняют следующие функции:
v осуществляютбюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнениегосударственных федеральных внебюджетных фондов, контроль поступления ииспользования федеральных внебюджетных средств;
v обеспечиваютцелевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета,государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использованиефедеральных внебюджетных средств;
v обеспечиваютполный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственныхфедеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
v осуществляютраспределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ,производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам вместные бюджеты;
v осуществляютоперации со средствами федерального бюджета, государственных федеральныхвнебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;
v осуществляюткассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральныхвнебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений ихиспользования;
v контролируютсвоевременность совершения операций и целевое направление использования средствфедерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов ифедеральных внебюджетных средств;
v осуществляютпо представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральныйбюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
v осуществляютучет операций по движению средств федерального бюджета, государственныхфедеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетахорганов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;
v осуществляютсбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации иотчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовомисполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении ииспользовании федеральных внебюджетных средств;
v осуществляютотдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.
Схема исполненияфедерального бюджета представлена в приложении 1.
 
1.2 Этапы становлениядеятельности Федерального казначейства
 
Казначейство прошлодлинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развитияРоссийского государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло ещево времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лицакняжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которыеназывались казной. С расширением границ Российского государства и егоукреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля засохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлениюв XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.
В результате финансовыхпреобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейскаяконтора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Онапросуществовала до 1742 года. Следующей ступенью в развитии финансовой системыРоссии стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупногоправового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи»от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаютсяказенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходовИмператорского Величества» и определяются основные их функции:
1) Дабы доходы сполна ив настоящее время собраны были;
2) Дабы доходы куданадлежит доставлены были;
3) Дабы доходы вцелости сохранены были.
Были определены и штатысоответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такиеадминистративные единицы, как уезды, и впервые была определена должностьуездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, которыйназначался государственным казначеем по представлению губернской казеннойпалаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата сталацентральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казныуже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранилигосударственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волненийв селе Малыковка (г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казненабунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.
Следующим этапомразвития казначейства стали реформы Александра I.В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», всоответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерствофинансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управлениефинансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов,Государственным казначейством и Государственным контролером. ВпоследствииГосударственное казначейство становится подразделением Министерства финансовРоссии. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюциейимператора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственногоказначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системыказначейской службы России.
ДепартаментуГосударственного казначейства было определено ведомственное подчинениецентральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских,окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообщеКазенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».
Главными направлениямидеятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (споследующими дополнениями) были:
v движениеказенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
v главноесчетоводство приходов и расходов всех казначейств;
v заведованиемонетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) ипробирной частями;
v делапо предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
v делапо составлению росписи доходов и расходов;
v делапо рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений,уставов и других законоположений, следствием введения в действие которыхстановились новые казенные расходы.
Именно с 1821 года вРоссийской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован иотлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – ДепартаментаГосударственного казначейства – до местных — губернских и уездных казначейств.
Во второй половине XIXвека, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизньпринципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов ирасходов объявляется открытой и подлежит опубликованию.
Происходитцентрализация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такиеэкономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличенияштатов казначейств различных уровней.
Это привело к упрочениюместа казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеместало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.
В начале XX века рольказначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства,усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренниеинструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.
Предметами веденияказначеев в то время были:
v приеми хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
v продажавсякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
v выдачапромысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов; счетоводство по всемпоступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также попорученному для хранения и продажи казенному имуществу;
v открытиетекущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.
С 1918 годаказначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовыеорганы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советскогоаппарата, счетно–бюджетная работа, руководство денежным обращением былипереданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансовСССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальныморганам. Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556(в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о созданиифедерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.С этого момента началось возрождение казначейства в России. В середине 1999года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральнаяцелевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы.Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшегоинструмента повышения эффективности управления и контроля за государственнымифинансовыми ресурсами.
Новый импульс вразвитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетный КодексРоссийской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнениябюджетов Российской Федерации:
v закрепилказначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
v обеспечилнеобходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом обюджете на текущий финансовый год;
v определил,что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средствбюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитовбюджетных обязательств;
v установилответственность Главных распорядителей и получателей средств федеральногобюджета за целевое использование выделяемых им средств.
В течение 2000-2002годов было завершено создание вертикальной структуры органов федеральногоказначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254отделения федерального казначейства. В 2002 году практически был завершенпроцесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельныхучреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание черезорганы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствамфедеральных учреждений также были взяты под контроль органов федеральногоказначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысячфедеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства. Новымэтапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административнойреформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти». В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 годаФедеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансовРоссийской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинениемМинистерству финансов Российской Федерации. В соответствии с даннымипреобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполненияфедерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации кФедеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнениифедерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РоссийскойФедерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение оФедеральном казначействе.
На современном этапеперед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:
v проведениекассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
v осуществлениепредварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательстваучастниками бюджетного процесса;
v распределение(по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетнуюсистему, между бюджетами разных уровней;
v осуществлениекассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации иместных бюджетов;
v своевременноеи качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.
 

1.3 ПолномочияФедерального казначейства
 
Согласно166.1 бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство обладает следующимибюджетными полномочиями:
/>v  производит распределение доходов от налогов, сборов и иныхпоступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных илиизлишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременноеосуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканныесуммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам,действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом,законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и ихперечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленномМинистерством финансов Российской Федерации;
/>v  перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата(зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иныхплатежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такоговозврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетовсоответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства,предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетамибюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
/>v  открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитныхорганизациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с настоящимКодексом осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учетасредств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливаетрежим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом;
/>/>v направляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации икредитные организации представления о приостановлении операций в валютеРоссийской Федерации по счетам, открытым бюджетным учреждениям в учрежденияхЦентрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушениебюджетного законодательства Российской Федерации, впорядке, установленном Министерством финансов РоссийскойФедерации;
/>v  осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытымглавным распорядителям, распорядителям и получателям средств федеральногобюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетнымзаконодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленномМинистерством финансов Российской Федерации;
/>v  осуществляет управление операциями со средствами на едином счетефедерального бюджета в установленном им порядке;
/>/>v устанавливает порядоккассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации в соответствии с настоящим Кодексом;
/>/>v осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операцийадминистраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторовисточников финансирования дефицита федерального бюджета, главныхраспорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовыхорганов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также попоручению высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации (местной администрации муниципального образования) всоответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета дляучета операций главных администраторов и администраторов источниковфинансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателейсредств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
/>/>v ведет сводный реестр главных администраторов и администраторовдоходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторовисточников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей,распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
/>/>v доводит до главных распорядителей средств федерального бюджетапредставленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнованияи лимиты бюджетных обязательств;
/>v  осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
/>/>v доводит до главных администраторов источников финансированиядефицита федерального бюджета, представленные Министерством финансов РоссийскойФедерации бюджетные ассигнования;
/>/>v доводит до распорядителей и получателей средств федеральногобюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средствфедерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
/>/>v доводит до администраторов источников финансирования дефицитафедерального бюджета распределенные главным администратором источниковфинансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;
/>v  ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета,составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерацииинформацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии снастоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетныеправоотношения;
/>v  получает от главных распорядителей средств федерального бюджета,главных администраторов источников финансирования дефицита федеральногобюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы,необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федеральногобюджета;
/>v  составляет на основании бюджетной отчетности, представленнойглавными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторамидоходов федерального бюджета, главными администраторами источниковфинансирования дефицита федерального бюджета бюджетную отчетность об исполнениифедерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;
/>v  составляет и представляет в Министерство финансов РоссийскойФедерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации ибюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнениифедерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органамиуправления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,финансовыми органами субъектов Российской Федерации;
/>/>v обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени ипо поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источниковфинансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средствбюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
/>v  осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательствполучателей средств федерального бюджета и администраторов источниковфинансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты вФедеральном казначействе;
/>v  осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БюджетнымКодексом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Глава II.Перспективы совершенствования казначейской системы РФ
 
2.1Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе
Становлениеказначейской системы происходит уже в течение длительного периода времени. Этотпроцесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многихгосударственных структур и имеет не только сторонников, но и противников.
РольФедерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как нанего возложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами ирасходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами,находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися насоответствующих счетах в банках.
Органыказначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контрольдеятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядителибюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками исохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитовассигнований о подведомственным получателям. Усиливается контроль над движениембюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются изкоммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективностьи целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельныхбюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти поопределению направлений использования средств федерального бюджета, полученныхв форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др.
Федеральноеказначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а приналичии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета,открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств вЦентральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счетараспорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главныхраспорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оноосуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которыхфинансируется из бюджетных средств. При выявлении нарушений оно направляет распорядителямсредств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления стребованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этихтребований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевымсчетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорномпорядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своейкомпетенции оно может налагать штрафы.
Исполнениефедерального бюджета осуществляется органами казначейство на счетах, открытыхдля учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главныхуправлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федеральногобюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открыватьили закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя.
Основнымпринципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачислениевсех доходов и поступлений из источников финансирования дефицит бюджета наединый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единогосчета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетнойсистемы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как повремени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системыисполняются на основе принципа единства кассы.
Всеоперации и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федеральногоказначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуясистему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несетответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетови управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачислениясредств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представленияотчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществлениеконтроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначействавходит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, атакже финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
 
2.2 Путисовершенствования казначейской системы РФ
 
Прошедший 2008 годруководство Федерального казначейства характеризует как переходный в развитииказначейской системы в России. Весь этот период происходила подготовка к началукачественно нового этапа — к работе, которая должна базироваться на положенияхбюджетного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2009 г. Приступая к новому этапу работы, на основе опыта предыдущих лет руководством Казначействабыли определены 12 наиболее значимых, приоритетных задач на среднесрочнуюперспективу:
v Совершенствованиесистемы бюджетных платежей.
v Прозрачностьи доступность информации о состоянии общественных финансов
v Электронноеказначейство.
v Разработкаи внедрение административных регламентов в рамках проводимой административнойреформы.
v Кассовоеобслуживание государственных внебюджетных фондов.
v Завершениепроекта модернизации казначейской системы Российской Федерации.
v Разработкаи внедрение Концепции безопасности Казначейства России.
v Мониторингфункциональной деятельности Казначейства России.
v Технологическаярегламентация.
v Управленческийучет в системе Казначейства России.
v Эффективнаякадровая политика.
v Оптимизациядеятельности.
В целяхсовершенствования системы бюджетных платежей Казначейству предстоит улучшитьпроцедуры доведения бюджетных данных от главных распорядителей до получателейбюджетных средств, совершенствовать операционную работу в органах КазначействаРоссии, сокращать сроки проведения клиентских операций. Следует решать задачиразвития системы управления средствами на едином счете федерального бюджета,минимизации наличного денежного обращения в секторе государственногоуправления, оптимизации механизмов уплаты платежей физических лиц в пользупублично-правовых образований. «Свободный доступ наших граждан кинформации — это одна из самых значимых характеристик демократического развития»,— отметил в одном из своих выступлений президент России. Для обеспеченияпрозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов — второйзадачи Казначейства на трехлетнюю перспективу — планируетсярегламентировать порядок распространения информации об исполнении бюджетовбюджетной системы Российской Федерации для внешних пользователей,автоматизировать систему предоставления пользователям необходимой информации.Следует проводить анализ востребованности информации, предоставляемойучастникам бюджетного процесса в соответствии с нормативно-правовыми актами, иее оптимизации. Цель Казначейства — организовать такую систему формирования ипредставления бюджетной отчетности, при которой отчетность формируется ипредставляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и являетсядостоверной. Казначейству вместе с Минфином России необходимо решить вопрос оконсолидации в секторе государственного управления информации о деятельностигосударственных корпораций. Кроме того, в целях дальнейшего совершенствованияинформационной политики Казначейством России в 2009 г. будет продолжена работа, направленная на совершенствование работы по информационномуосвещению своей деятельности. Будет проведен мониторинг информационнойоткрытости интернет-сайтов Управлений по субъектам Российской Федерации,продолжена работа по модернизации интернет-сайтов Казначейства России. В рамкахтретьей задачи — реализации проекта «Электронное казначейство» —безусловно, необходимо продолжить развитие системы электронногодокументооборота с клиентами, в том числе обеспечение приема отчетности вэлектронном виде. Для реализации четвертой задачи — разработки и внедренияадминистративных регламентов — до конца 2009 г. в рамках проводимой административной реформы запланировано разработать и утвердить четыре административныхрегламента по исполнению государственных функций, а в 2010 г. еще столько же. Таким образом, мы регламентируем государственные функции Казначейства России.
Разработкаадминистративных регламентов необходима для того, чтобы исключить избыточныеадминистративные процедуры и одновременно более четко раскрыть необходимыепроцедуры. Наша цель в этой работе — повышение качества исполнениягосударственных функций. Пятая задача обусловлена требованием Бюджетногокодекса РФ, согласно которому кассовое обслуживание исполнения бюджетовгосударственных внебюджетных фондов с 1 января 2010 г. должно осуществляться Федеральным казначейством. В свое время была разработана Концепция поих кассовому обслуживанию. В 2010 г. планируется пилотное внедрение с тем,чтобы с 2011 г. качественно и в полной мере приступить к кассовому обслуживаниюисполнения бюджетов фондов. 22 января 2009 г. было принято решение о переносе срока начала кассового обслуживания органами Федерального казначействаисполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2014 г. и внесении в связи с этим соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ. Несмотря на такуюотсрочку, Казначейство планирует подготовить в 2009 г. нормативно-правовую документацию по указанному вопросу. Так же, в порядке пилотноговнедрения, в 2011–2012 гг. Казначейство России намерено приступить к кассовомуобслуживанию исполнения бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования иФонда социального страхования. Шестым пунктом в списке стратегическихдел Казначейства России значится завершение проекта «Модернизацияказначейской системы Российской Федерации». Автоматизированная системаФедерального казначейства (далее АС ФК) предоставляет как Федеральномуказначейству, так и всем другим органам государственной власти и управленияпринципиально новый сервис по формированию любой нерегламентированной отчетности,основанной на информации, накапливаемой в нашей системе. Эта услуга позволитсущественно облегчить работу главных распорядителей, распорядителей и получателейсредств по исполнению возложенных на них полномочий. Существенно повыситсяэффективность работы самого Федерального казначейства за счет сокращения сроковвыполнения операций, благодаря централизации хранения информации, исключениябольшого объема однотипных операций по консолидации данных и их передаче междууровнями системы, а также увеличения производительности оборудования, повышениякачества и скорости связи. Принципиально поднимется уровень надежности и в томчисле безопасности автоматизированной системы в связи с оптимизацией ееархитектуры, обеспечения полностью юридически значимого документооборота,сопровождаемого формированием подробной истории всех операций, а также путемсоздания современной катастрофоустойчивой инфраструктуры.
В 2009 г. планируется осуществить внедрение прикладного программного обеспечения АС ФК в трех пилотныхрегионах: Самарской, Саратовской и Ульяновской областях. Тиражирование системыбудет осуществляться в два этапа: в 20 регионах «первой волны» — с 1июля 2009 г., в остальных — с 1 января 2010 г. Также будет произведено техническое перевооружение органов Федерального казначейства. Предстоит замена серверов,персональных станций, обновление ведомственной транспортной сети, чтобы былачеткая и непрерывная связь по всей стране. АС ФК должна стать базой дляразвития всей автоматизированной системы управления общественными финансами.Разработка и утверждение Концепции безопасности Казначейства России — нашаседьмая задача. Концепция будет охватывать максимально широкий спектр угрозбезопасности и способов их предотвращения. В ближайшее время предстоит такжесоставить план мероприятий по внедрению концепции, после чего мы немедленноприступим к его реализации. Концепция безопасности будет утвержденаустановленным порядком и внедрена всеми органами Федерального казначейства.Восьмая задача — мониторинг функциональной деятельности Казначейства России. Вцелях проведения мониторинга функциональной деятельности Казначейства России, атакже оценки результативности деятельности управлений центрального аппарата итерриториальных органов Федерального казначейства в ближайшее время нампредстоит разработать и внедрить соответствующие приказы. Мониторинг долженосуществляться по всем направлениям деятельности Казначейства России, формироватьсяв автоматизированном режиме, а его результаты должны использоваться для оценкикачества выполнения территориальными органами своих полномочий. Данныемониторинга будут доступны для всех территориальных органов, давая возможностьпроводить сравнение собственных результатов деятельности с деятельностью другихорганов. В рамках девятой задачи по технологической регламентации инормированию трудозатрат деятельности органов Казначейства России в 2009 г. нам необходимо будет произвести нормирование трудозатрат на осуществление функциональнойдеятельности Казначейства России при использовании прикладного программногообеспечения, а также внедрение соответствующего программного и организационногообеспечения. В настоящее время деятельность всех территориальных органовКазначейства России автоматизирована единым прикладным программным обеспечениеми описана 66 технологическими регламентами, в которых осуществлена привязкаролей и конкретных сотрудников ко всем бизнес-процессам. Автоматизированнаясистема позволит путем применения нормативов выполнения операций оценитьэффективность работы подразделений и отдельных сотрудников, а также качествовыполнения всех бизнес-процессов. Вся эта информация будет доступна руководствув различных разрезах и формах для принятия управленческих решений. Решение этойзадачи обеспечит полное единообразие работы всех органов Казначейства России,оперативный мониторинг их деятельности и позволит снизить трудозатраты. К концу 2009 г. мы должны не только утвердить, но и внедрить 77 технологическихрегламентов. Десятая задача — внедрение управленческого учета по главе 100 «Федеральноеказначейство», — является основой для внедрения бюджетирования порезультатам в системе Казначейства России. В связи с реализацией одиннадцатойзадачи — кадровой политикой, проводимой Казначейством России — особое вниманиебудет уделено проведению комплекса антикоррупционных мероприятий. В рамках мероприятийпо проведению административной реформы, а также в целях реализацииНационального плана противодействия коррупции, утвержденного президентомРоссии, Федеральное казначейство разработало Программу противодействиякоррупции в Федеральном казначействе на 2008–2010 гг. и план ее реализации,утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 сентября 2008 г. № 257. Целью этой Программы является предупреждение причин и условий, порождающих возможностькоррупции при исполнении Федеральным казначейством государственных функций.Программа основывается на разработке и реализации системы программныхмероприятий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений последующим основным направлениям:
v обеспечениедейственных мер по профилактике коррупционных правонарушений;
v совершенствованиеорганизации деятельности по размещению государственных заказов;
v организацияпроведения правовой экспертизы проектов ведомственных нормативных актов с цельювыявления в них положений, способствующих проявлению коррупции;
v формированиенетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственныхгражданских служащих и т. д.
Необходим комплекс мерпо формированию и обновлению кадрового резерва на замещение руководящихдолжностей, по организации эффективной модели профессиональной переподготовки иповышения квалификации кадров, а также по обеспечению интеллектуального итворческого развития молодых специалистов, работающих в системе КазначействаРоссии.
Оптимизациядеятельности — последний пункт в спискестратегических задач, стоящих перед Казначейством России. В 2009 г. с участием территориальных органов мы разработаем концепцию оптимизации органов Федеральногоказначейства. Результаты проводимых экспериментов по оптимизации сети впилотных регионах с учетом результатов внедрения Автоматизированной системыФедерального казначейства будут использованы в 2010 г. при рассмотрении вопросов централизации ряда функций отделений на уровне УправленийФедерального казначейства по субъектам РФ. Необходимы они и для дальнейшегосовершенствования казначейской системы исполнения бюджетов.
С 1 августа 2009 г. органы Казначейства России (в соответствии с совместными указаниями Минфина и КазначействаРоссии) прекратят действия Соглашений и Регламентов, заключенных с неуполномоченнымиорганами власти субъектов РФ. Связано это с тем, что финансовые органы 14субъектов РФ в нарушение положений Бюджетного кодекса и законодательства оместном самоуправлении приняли на себя полномочия по кассовому обслуживаниюисполнения 5160 самостоятельных бюджетов муниципальных образований, чтосоставило порядка 22 % от общего количества муниципальных образований, имеющихсамостоятельный бюджет. Также, начиная с текущего года, планируется реализоватьвозможность применения «смешанного варианта» кассового обслуживания.Он позволяет Казначейству обслуживать лицевые счета отдельных участниковбюджетного процесса при обслуживании бюджета по варианту с открытием лицевогосчета финансовому органу. Высшим исполнительным органам государственной властисубъектов РФ и администрациям муниципальных образований необходимо будетопределиться с оптимальным для себя вариантом кассового обслуживания исполнениябюджетов. Еще одна задача, стоящая перед Казначейством, — это необходимостьорганизации работы по кассовому планированию операций и управлению средствамифедерального бюджета. Казначейству России предстоит продолжить начатую в апрелепрошлого года работу по размещению средств федерального бюджета, обеспечив в 2009 г. поступление доходов в сумме 20 млрд. руб. В условиях возникших качественно новых рисковнеобходимо укреплять банковскую систему страны. Роль Казначейства в решенииэтой задачи состоит в том, чтобы минимизировать объемы обращения наличнойденежной массы в секторе государственного управления. Совершенствование системыбюджетных платежей позволит ускорить оборачиваемость средств в экономике,повысить уровень ликвидности в банковском секторе, сократить теневой оборотналичных денежных средств. В нескольких регионах недостаточно применяютсясовременные технологии выплаты заработной платы с использованием банковскихкарт. В связи с этим в 2009 г. на территории Краснодарского края планируетсяпровести эксперимент по обеспечению получателей средств федерального бюджетаналичными денежными средствами с использованием банковских карт. О предварительныхитогах и предложениях по распространению указанного эксперимента на всесубъекты РФ в ноябре 2009 г. будет подготовлен доклад в Министерство финансовРФ. Отдельного внимания заслуживает решение вопроса электронногодокументооборота с применением электронно-цифровой подписи. В этой сфереКазначейство России является пионером среди органов государственной власти. Нанастоящий момент юридически значимый электронный документооборот безподтверждения на бумажных носителях реализуется как между Казначейством Россиии его клиентами, так и между сотрудниками Федерального казначейства (охваченоболее семи тыс. рабочих мест). Казначейством России создана крупнейшая системаудостоверяющих центров, выдающих ЭЦП. Всего в систему электронногодокументооборота Казначейства России уже вовлечено свыше 102 тыс. участниковбюджетного процесса (всего их около 243 тыс.). В 2009 г. Казначейству в первую очередь необходимо наладить электронный документооборот с МинфиномРоссии, чтобы ускорить ведение бюджетной росписи, доведение бюджетных данных довсех клиентов, упростить и ускорить переписку между Минфином и Казначейством.Одним из контрольных значений утвержденной Президентом РФ Стратегии развитияинформационного общества является увеличение к 2015 г. доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объемедокументооборота до 70 %. Как в 2008 г., так и в последующие годы одной изосновных задач, стоящих перед Казначейством России, является оптимизацияфункциональной деятельности и, как следствие, оптимизация деятельности всейсети территориальных органов Казначейства России.
К концу 2009 годаруководство Казначейства предполагает разработать комплекс мероприятий,связанных с оптимизацией деятельности Казначейства для ее распространения в 2010 г. на всю сеть территориальных органов (с учетом внедрения автоматизированной системыФедерального казначейства). Казначейство России — один из динамичноразвивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, постоянноеразвитие и совершенствование, которого обусловлено происходящими политическими,экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства.Необходимость эффективно и своевременно отвечать на все вызовы современностизакалила как саму структуру, так и работающих в ней специалистов.

Заключение
 
Казначейство прошлодлинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развитияРоссийского государства в целом. В настоящее время завершается качественноновый этап вхождения территориальных органов федерального казначейства вплатежную систему. От простой передачи федеральных средств на бюджетные счетаполучателей территориальных органов Федерального казначейства, и банковскиеучреждения переходят к расчетно-кассовому обслуживанию казначейских счетов вновых условиях финансирования бюджетополучателей — через лицевые счета,открытые ими в органах федерального казначейства. В результате все платежираспорядителей бюджетных средств подвергаются предварительному контролюсоблюдения их целевого назначения. Эта утверждающая форма казначейскогоконтроля использования средств федерального бюджета представляетсяпринципиально важной.
Федеральноеказначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемыеказначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства.Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровнейказначейской системы различны и имеют свою специфику. Особенность функций,возложенных на Главное Управление, определяется тем, что оно руководит работойвсех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовоеисполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляетвыполнение других функций.
Роль Федеральногоказначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на неговозложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами ирасходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами,находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися насоответствующих счетах в банках.
В целяхсовершенствования системы бюджетных платежей Казначейству предстоит улучшитьпроцедуры доведения бюджетных данных от главных распорядителей до получателейбюджетных средств, совершенствовать операционную работу в органах КазначействаРоссии, сократить сроки проведения клиентских операций. А так же решить задачиразвития системы управления средствами на едином счете федерального бюджета,минимизации наличного денежного обращения в секторе государственногоуправления, оптимизации механизмов уплаты платежей физических лиц в пользупублично-правовых образований. Безусловно, предстоит еще очень многое сделать,доказать и воплотить жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов поусовершенствованию деятельности органов Федерального казначейства.

Список использованнойлитературы
 
1. БюджетныйКодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс (с изменениями от01.01.2009) Бессонов, В.В. Федеральное казначейство в условиях проводимыхреформ / В.В.
2. ПриказМинфина России от 04.09.2008 № 90н «О внесении изменений в Порядок учетаФедеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерациии их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 116н»
3. ПриказМинфина России от 12.11.2007 № 103н «О внесении изменений в Порядок учетаФедеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерациии их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»
4. БочаровВ.В. Коммерческое бюджетирование. — СПб.: Питер, 2007.
5. Бессонов// Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. –2007.-№20.- С.6-8
6. Гарнов,И. Новая система бюджетного учета / И. Гарнов// Бухгалтерское приложение кгазете «Экономика и жизнь». – 2008. — № 2.- С. 9-10.
7. ГусевС.И., Швецов Ю.Г. Федеральное Казначейство в системе бюджетного регулирования.- Новосибирск: Наука, 2008.
8. Дубинина,И. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации / И. Дубинина//Финансы.-2007.-№ 12 – С.7-11.
9. Зырянова,Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансовогоконтроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях инекоммерческих организациях. – 2007. — № 10.- С.5-9.
10. МацкулякД. И., Петров А. В. О безопасном исполнении бюджета в системе казначейства. //Финансы и кредит. 2008. № 11 (299).
11. Нестеренко,Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственномсекторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. – 2008. — № 3. – С.3-8.
12. Орезультатах работы Федерального казначейства.// Министерство финансовРоссийской Федерации. – М., 2009.
13. Обухова,Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетныеорганизации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2008. — № 6 – С. 2-4.
14. ПетровА. В. Совершенствование исполнения бюджета в системе казначейства. //Актуальные проблемы рыночной экономики: социально-финансовое содержание ирешения. Сб. науч. трудов. Выпуск 5. / Науч. ред. И. Д. Мацкуляк. – М.: Фонд «Экономика»,2008.
15. ПрохоренковаЛ.Ю. Комплексная автоматизация бюджетного процесса – залог стабильного качестваисполнения бюджета субъекта // Вестник Северо-Кавказского государственноготехнического университета. – 2008. – № 4.
16. Тарасов,М. Единый казначейский счет: преимущества, порядок функционирования / М.Тарасов // Финансы. – 2007.-№ 40.- С.3-8.
17. ФетисовВ.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
18. Финансоваясистема России: история и современность: Материалы научно-практическойконференции / Под ред. доц.И.Н. Юдиной. — Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2009.
19. http://www.roskazna.ru

Приложение 1
 
Схема исполненияфедерального бюджета
/>

Приложение 2
 
Структураорганов федерального казначейства
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.