Содержание
Введение
1 Налогообложение банков
1.1 Особенности исчисления налогооблагаемой базы иобъекты налогообложения
2 Принципы налогообложения банков
2.1 Расчет налогооблагаемой базы
2.2Льготы по налогу
2.3 Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет
2.4Устранение двойного налогообложения
2.5 Зарубежный опыт банковского налогообложения
3 Рекомендации по усовершенствованию налогообложения банков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Налоговая система возникла и развиваласьвместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организацийначальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следуетдумать, что оно было основано исключительно на добровольных началах.Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилосьпринудительной выплатой или сбором.
По мереразвития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-егоды XX века в западных странах распространилась и получила признаниебюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являютсяпродуктом двух основныхфакторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводитьк росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнетсокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, ростналоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.
Во второйполовине 80-х — начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция инекоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение инакопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях сниженаставка налога на прибыль корпораций. Например в СШАставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции — в 1986году с 50 до 45%, а в 1991 году -до 42%; в Японии — в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году — до 37,5%. В 1994 году началосьпоспешное проведение налоговой реформы в Дании.
Началодевяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговойсистемы в Казахстане.
До1993 года большинство банков, действовавших в Республике Казахстан,принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие икооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.
Начатоев конце 1990 года акционирование государственных специализированных банков ипревращение их в коммерческие, завершенное в 1993 году, практически совпало состановлением казахстанской налоговой системы.
В1994 году был принят действующий и в настоящее время Закон «Об основахналоговой системы в Республике Казахстан», с последующими изменениями идополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и непретерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее внастоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либоспециальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения какобычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом,банки, как и любые другие предприятия, должны платить все государственныеналоги, налоги субъектов Республики Казахстан и местные налоги. Фактическинекоторые налоги банки не платят, поскольку Законом «О банках и банковскойдеятельности» банкам запрещены любые операции по производству и торговлематериальными ценностями.
1 Налогообложение банков
1.1 Особенности исчисления налогооблагаемойбазы и объекты налогообложения
налог банк уплата
Плательщикаминалога на доход в соответствии с Законом РК «О налогообложении доходовбанков» являются:
· коммерческиебанки;
· кредитныеучреждения, получившие лицензию Национального банка
Казахстана наосуществление отдельных банковских операций;
· Банквнешней торговли Республики Казахстан;
· Сберегательныйбанк Казахстана;
· специальныебанки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренныхсоответствующими законодательными актами РК для финансирования отдельныхцелевых республиканских областных и иных программ;
· банкис участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов,получившие лицензию Нацбанка Казахстана
· Национальныйбанк Казахстана и его учреждения не являются плательщиками налога.
Объектналогообложения:
1. Объектом налогообложенияв соответствии с Законом являются доходы банка без учета полученного вустановленном порядке налога на добавленную стоимость, включая:
а)начисленные и полученные проценты по ссудам;
б) полученнуюплату за кредитные ресурсы;
в)комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другимбанковским операциям;
г)комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям;
д)комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям и услуги,оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям;
е) отвалютных операций;
ж) отлизинговых операций;
з) отфакторинговых операций;
и) от приобретенныхили арендуемых брокерских мест на биржах;
к) платежиклиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка;
л) проценты икомиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы, ивостребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банкомклиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы;
м) плату зауслуги, оказанные населению;
н) платежи заинкассацию;
о) средства,поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка, определяемыев виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостьюэтих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке,устанавливаемом Верховным Советом РК. При этом первоначальная стоимостьимущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценными быстроизнашивающимся предметам.
Приреализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицамосновных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных инематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этимналоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством,налогооблагаемый доход увеличивается на сумму реализованных или переданныхматериальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальнойстоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемымВерховным Советом РК.
п) денежныесредства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления ииное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашенияпроцентов за полученный кредит;
р) прочиедоходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций исделок, иной хозяйственной деятельности, а также взысканные (полученные) банкомпени, штрафы и неустойки.
2. Доходы, полученныебанками в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами,полученными в тенге. При этом доходы, полученные в иностранной валюте,пересчитываются в тенге по курсу Нацбанка РК, действовавшему на день получениядохода.
3.Налогообложение прибыли, получаемой при превышении установленной маржикоммерческими банками за счет использования кредитов Нацбанка РК, производитсяпо прогрессивной шкале в соответствии с положением, утверждаемым ВерховнымСоветом РК.
2Принципы налогообложения банков
2.1Расчет налогооблагаемой базы
Банкисчисляет налогооблагаемую базу путем уменьшения суммы доходов на суммуследующих расходов:
а) сумм,причитающихся к уплате в бюджет в виде налога на имущество предприятия,земельного и целевых налогов на покрытие затрат на финансированиестроительства, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общегопользования;
б) платежей,вносимых в Пенсионный фонд РК, Фонд социального страхования РК, Государственныйфонд занятости населения РК, а также других обязательных платежей;
в)начисленных и уплаченных процентов в пределах ставки, устанавливаемой НацбанкаРК, увеличенной на 3 пункта;
г) уплаченныхкомиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах,устанавливаемых Нацбанка РК;
д) связанныхс осуществлением валютных операций;
е) процентови комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых
(по отношениюк отчетному году) лет, и возврата процентов и комиссионных сборов, излишневзысканных с клиентов за прошлые (по отношению к отчетному) годы;
ж)амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов,начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утверждаемым вустановленном порядке;
з) суммыизноса нематериальных активов (в том числе стоимость брокерского места), начисленнойпо нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока ихполезного использования, но не более срока деятельности банка. Норма износанематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно
определить,устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срок деятельностибанка;
и) по арендеосновных фондов в размере амортизационных отчислений на их полноевосстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места) — суммы начисленного износа. Банки с участием иностранного капитала, иностранныебанки и филиалы банков-нерезидентов производят амортизационные отчисления наполное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальныхактивов по нормативам и в порядке, установленным для казахстанских предприятий,если иное не предусмотрено международными договорами республики Казахстан,межреспубликанскими договорами Республики Казахстан и действующим законодательством;
к) нарекламу, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;
л) наэксплуатацию зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих и арендованныхбанку, в том числе плата за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану,на ремонт. При этом расходы на оплату труда не учитываются;
м) наслужебные командировки, представительские расходы в пределах норм, устанавливаемыхПравительством Казахстана;
н)операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранениюденежных средств и ценностей, а также платы другим банкам за расчетно-кассовоеобслуживание и услуги вычислительных центров.
Уточнениесостава доходов и расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы,производится Правительством Казахстана
2.2Льготы по налогу
1. Отналогообложения освобождаются следующие доходы:
а) процентыпо кредитам, предоставленным Правительству Казахстана, Нацбанка РК и Банкувнешней торговли Казахстана или под их гарантии;
б) проценты идивиденды, полученные по государственным облигациям и иным государственнымценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственныхценных бумаг.
2.Налогооблагаемая база уменьшается на суммы:
а) отчисленийв фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхованиякоммерческих банков от банкротства – по одному проценту от балансовой прибылиза квартал в каждый из перечисленных фондов;
б) затрат,осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами государственнойвласти нормативами на содержание находящихся на балансе банков объектовздравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детскихлагерей отдыха, объектов культуры, спорта, учреждений образования, жилищногофонда, а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержанииперечисленных объектов. Затраты банков при долевом участии принимаются в пределахнорм, утвержденных местными органами государственной власти, на территориях которыхнаходятся указанные объекты и учреждения;
в) взносов,направляемых на благотворительные цели в экологические, оздоровительные,образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественныморганизациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиознымобъединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также предприятиям,учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социальногообеспечения, физкультуры и спорта в сумме, не превышающей одного процентаналогооблагаемого дохода.
Всеперечисленные фонды, предприятия, учреждения и организации, получившие такиесредства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по местусвоего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. Суммы,использованные не по назначению, изымаются в доход федерального бюджета.
г) затрат натехническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектовсоциальной инфраструктуры.
Эта льготапредоставляется при условии полного использования сумм начисленного износа(амортизации) на последнюю отчетную дату.
3. Длябанков, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерскогоотчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождается от уплатыналога в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на этицели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которыхпредусмотрено законодательством).
4. Налоговые льготы,установленные подпунктами «б» — «г» пункта 2 и пунктом 3настоящей статьи, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную безучета льгот, более чем на 50 процентов.
5.Иностранный участник банка с участием иностранного капитала, имеющий всоответствии с международным договором Республики Казахстан право на полное иличастичное освобождение от обложения налогом дохода, полученного им в результатераспределения дохода банка, подает заявление о снижении или отмене налога впорядке, установленном Министерством финансов РК. В случае подачи заявленияпосле перевода полученного дохода за границу оно должно быть представлено втечение календарного года со дня перевода. Заявление, поданное по истеченииуказанного срока, к рассмотрению не принимается.
Иностранныебанки, филиалы банков-нерезидентов, имеющие в соответствии с международнымидоговорами Республики Казахстан право на полное или частичное освобождение отналога на доходы от источников в Казахстане, реализуют это право в соответствиис порядком, предусмотренным для иностранного участника банка с участиеминостранного капитала.
2.3Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет
1. Сумма налогаопределяется плательщиками самостоятельно исходя из величины налогооблагаемойбазы с учетом предоставленных льгот по налогу и установленных ставок налога.
2. В течениеквартала плательщики производят авансовые взносы налога в бюджет, исчисленныеиз предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период.
Авансовыевзносы производятся не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями вразмере одной шестой квартальной суммы налога.
Если суммыналоговых платежей незначительны, то по ходатайству плательщика налоговый органможет установить один срок уплаты в бюджет — 20 числа каждого месяца, в размереодной трети квартальной суммы налога.
По окончаниипервого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляютнарастающим итогом сумму налога исходя из фактически полученного ими дохода,подлежащего обложению налогом, и установленной ставки. Уплата налогапроизводится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленногодля представления бухгалтерского отчета (баланса) за квартал, а по годовымрасчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представлениябухгалтерского отчета (баланса) за год.
Платежныепоручения на перечисление в бюджет налога на доход сдаются плательщиками вучреждения банков до наступления срока платежа.
3. Излишневнесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаютсяплательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
2.4Устранение двойного налогообложения
1. Суммадохода, полученная за пределами Республики Казахстан, включается в общую суммудохода, подлежащую налогообложению в Казахстане, и учитывается при определенииразмера налога.
2. Уплаченнаяза пределами Республики Казахстан в соответствии с законодательством другихгосударств сумма налога на доход, полученный на территориях этих государств,засчитывается при уплате налога на доход в Республики Казахстан. При этомразмер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на доход, подлежащейуплате в Республики Казахстан по доходу, полученному за ее пределами.
3. Правилаустранения двойного налогообложения не распространяются на иностранных юридическихлиц, получающих доходы в связи с деятельностью в Республике Казахстан.
2.5Зарубежный опыт банковского налогообложения
Рассмотримсложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, встранах запада система налогообложения банков связана с общей системой налоговна корпорации. Средние ставки налогов, уплаченных банками, например, в 1986 –1988 гг. в некоторых странах представлены в таблице. Приведенные данныеотображают общую тенденцию к понижению размера ставки в конце 80-х гг.
Таблица
Средние ставки налогов уплаченных банками в1986 – 1988 гг.№ п/п Страна Размер ставки (%) 1986 г. 1988 г. 1 Бельгия 40,8 27 2 Канада 28,6 44 3 Франция 38,4 40 4 Италия 48,2 48 5 Япония 52,6 44 — 56* 6 Люксембург 44,6 45 7 Голландия 48,0 35 8 Швейцария 28,5 21 — 26* 9 Великобритания 35,6 35 10 США 24,1 28 11 Германия 55,2 49 — 60*
Примечание:* Ставка налогообложения зависит от ставок местных налогов, политики выплатыбанками дивидендов и муниципальных ставок налога с продаж.
Так,например, в Японии банки уплачивают следующие налоги:
- корпоративный налог на прибыль (37,5%);
- местный налог на прибыль (12,6%);
- местный душевой налог (7,76%).
Сучетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% иколеблется в диапазоне от 44 от 56%.
ВИталии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налогна прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставкасоставляет около 48%, так при исчислении налога 75% местного налога вычитаетсяиз облагаемого дохода.
ВоФранции банки (включая отделения иностранных банков) уплачивают налог скорпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченнойв виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видовбанковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами,трастовых операций и хранения ценностей в сейфах.
ВВеликобритании банк уплачивает 33 – 35% от общего дохода с внутренних и внешнихопераций.
ВСША ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г.снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Этосвязано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов(по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.
Так,еще в 1977 г. коммерческие банки США выплатили подоходные налоги на сумму более2,8 млрд. долл. На банки распространяются обычные ставки налогообложениякорпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разныхфинансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтамрекомендовала недавно унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений,кроме кредитных союзов. С последних подоходный налог в настоящее время невзимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такогорешающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на другихфинансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков, как и приналогообложении корпораций, в Соединенных Штатах в первую очередь обращаетсявнимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственныеили потребительские налоги. В связи с тем, что налогообложение банков в СШАпроисходит аналогично налогообложению корпораций, целесообразно рассмотретьобщую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности,присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложениюнациональных банков штатами.
Общаясхема налогообложения корпорации имеет следующий вид:
· определяется доход;
· из суммы определенного дохода исключается не подлежащийналогообложению доход;
· производятся вычеты для исчисления облагаемого налогомчистого дохода, к которому применяются особые ставки налога.
Обычныекоммерческие исключения – расходы, произведенные для получения дохода:
- амортизация производственного оборудования;
- выплата процентов по кредитам;
- безнадежные долги;
- заработная плата и премии служащих.
Следуетотметить, что любые убытки, которые возникают в результате деятельности, но небыли показаны ранее для снижения задолженности по налогам, могут быть учтены.Наряду с этим отдельные правовые нормы разрешают расширять применениеисключений по таким конкретным статьям, как увеличение амортизации производственногооборудования;
· определяется сумма налога;
· из определенной суммы налога, перечисляемого Службевнутренних сборов, вычитаются суммы, определенные льготами.
Существуетдостаточно большое число льгот, но самой важной для крупных коммерческихпредприятий считается льгота по налогообложению доходов, полученных отдеятельности за рубежом.
Следуетподчеркнуть, что недоплата налогов в американской практике наказуема. Поэтомурасчет налогов на уровне коммерческого банка (либо корпорации), банковскойхолдинговой компании представляет собой важный вопрос для служащих, бухгалтерови руководителей. Практика налогообложения банков, как и иных корпораций, в СШАоснована на том, что если они имеют доход, то минимальный налог, существеннопересмотренный в 1986 г., все равно должен быть уплачен.
Нарядус этим в США существуют нормы об объединении дохода взаимосвязанных корпораций,а также о налогообложении при слиянии и приобретении. Таким образом, американскиебанки обычно облагаются налогом по той же схеме, что и корпорации. Но посколькудеятельность коммерческих банков имеет определенные особенности, постольку вСША существует несколько норм, имеющих отношение только к коммерческимоперациям банков. К их числу следует отнести: резервы для возмещения ущерба,возникшего в связи с займами; исключаемый из налогообложения доход;операционные убытки; ограниченные исключения из правил определения рынка;отложенные доходы от деятельности в другой стране; льгота по налогообложениюдоходов, полученных от деятельности за рубежом; альтернативный минимальныйналог.
Проследитьмеханизм формирования налогооблагаемой базы западных коммерческих банков сизвестной долей условности можно, используя счет прибылей и убытков, основанныйна концепции потоков. Это означает, что счет прибылей и убытков начинается спроцентного дохода и дохода от платных услуг, из суммы которых вычитаютсяоперационные расходы; затем следуют не операционные доходы или расходы, резервыдля покрытия сомнительных кредитных требований и налоги. В конечном счете можетбыть определен чистый доход коммерческого банка. Приведенный ниже формат соответствуетодной из двух рекомендаций ЕС.
3 Рекомендации по усовершенствованиюналогообложения банков
Анализи оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банковпозволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут бытьиспользованы в казахстанской практике как на микро -, так и макро-уровнях.
1. В современных казахстанских условиях целесообразно былобы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. Вчастности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в томслучае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, ана увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики,развитие деятельности за рубежом.
2. В связи с тем, что подоходные налоги, которые уплачиваюткоммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистыйдоход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотретьряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам. Вусловиях, когда необходимо целенаправленное вложение средств в реальный секторэкономики, такими доходами могут выступать доходы банка от обслуживания(имеется в виду прежде всего вложение средств на средне- и долгосрочной основе)приоритетных отраслей реального сектора. Это тем более актуально, когдафинансовое руководство банка стремится максимально снизить налоги, подлежащиевыплате за текущую деятельность. Для этого, как правило, ведется работа совсеми отделами, управлениями и департаментами по обнаружению и использованиюлегальных возможностей неуплаты налогов.
Проблематиканалогообложения казахстанских и иностранных банков, а также банков синостранным участием важна в контексте проблем развития интеграционныхпроцессов в банковском бизнесе, как минимум, по двум причинам.
Во-первых,присутствие иностранных банков прямо и опосредованно способствует экономическомуразвитию Казахстана посредством содействия ускорению делового оборота,увеличению его размеров в абсолютном выражении и, следовательно, увеличениюналоговых отчислений от деятельности различных хозяйствующих субъектов. Согласноданным Национального Банка Казахстана имеются дополнительные возможностиувеличения собственных средств (капитала) казахстанской банковской системы засчет привлечения иностранного капитала в пределах установленного лимита 12%-гоучастия (фактическая доля иностранного капитала составляет на 01.01.98 4,31%).Деятельность кредитных организаций, контролируемых не резидентами, в 2005 г.свидетельствует об укреплении их позиций в казахстанской банковской системе. Посостоянию на 01.01.2005 на казахстанском банковском рынке действовало 26кредитных организаций, в уставном капитале которых иностранные инвестициисоставляют более 50% (18% анализируемой группы). Величина активов данных банковна 01.01.2005 достигла 8,9% совокупных активов действующих кредитныхорганизаций (без учета Нацбанка РК) против 6% на начало 2006 г. В течение 2005г. кредитные организации с участием иностранного капитала оказывализначительное влияние на процессы концентрации активов банковской системы. Посостоянию на 01.01.07 в число 200 крупнейших банков входило 12 из 16 баков,полностью принадлежащих нерезидентам (100%-е участие в уставном капитале), и 17из 26 банков, контролируемых иностранным капиталом. В 2006 г. расширилосьвлияние на казахстанскую экономику банков, полностью принадлежащих нерезидентам(100%-е участие в капитале). Несмотря на незначительную величину отношенияактивов данных кредитных организаций к ВВП Казахстана – 1,3% на 01.01.06 втечение 2007 г. наблюдался рост этого показателя в 1,6 раза. При этом кризисныеявления на международных финансовых рынках не оказали продолжительного неблагоприятноговоздействия на группу банков с участием иностранных инвестиций.
Во-вторых,присутствие иностранных банков способствует развитию конкуренции на казахстанскомрынке банковских услуг и целый ряд преимуществ в конкурентной борьбепринадлежит именно банкам с иностранным участием. В условиях, когда казахстанскиебанки значительно отстают от иностранных по количественным и качественнымпоказателям, им необходимо оказывать адекватную государственную поддержку, втом числе и посредством дифференцированного подхода к налогообложению. Этоважно как с точки зрения повышения доходности государственного бюджета, так и сточки зрения повышения доходности местных бюджетов (местные бюджеты еще несформировались должным образом, что следует рассматривать как явление, негативновлияющее на экономическое развитие областей в целом). Этот тезис подтверждаетсяанализом развития валютного рынка, динамики доходности операций его основныхучастников. Так, следует принимать во внимание, что в формировании активов ипассивов банков с участием иностранных инвестиций в капитале акцент сделан на работесо средствами в иностранной валюте.
Посравнению с другими коммерческими банками банки, имеющие иностранныеинвестиции, обладают большими потенциальными возможностями для работы в«валютной нише» рынка банковских услуг (например, установлениекорреспондентских отношений с зарубежными банками и т.д.). По состоянию на01.01.07 на долю банков с иностранным участием приходилось свыше 34% совокупныхсредств, размещенных действующими кредитными организациями в зарубежных банкахна счетах «НОСТРО» в иностранной валюте (из них 40% — в банках Европы, 32,7% — США и Канады). В качестве источника формирования ресурсной базы активноиспользуются средства в иностранной валюте – например, привлеченные смеждународных финансовых рынков межбанковские кредиты (по состоянию на 01.01.07банками с иностранным участием было получено около 61% общего объема кредитов,предоставленных банками-нерезидентами казахстанским банкам, 76,6% из нихсоставили кредиты европейских банков). Для сравнения можно привести данные одоле доходов от проведения валютных операций в общем объеме полученных доходовпо одному из крупных коммерческих банков – эта доля в 2006 г. составила 34%,тогда как от проведения операций с ценными бумагами тот же банк получил около40%, от кредитных операций – около 25% доходов.
Заключение
Вадрес Министерства РК по налогам и сборам в 2006 г. также как и в прошлом годупоступают предложения о введении налоговых льгот для коммерческих банков,направляющих банковский капитал в отечественное производство. Как правило, речьидет о снижении уровня налогообложения доходов в виде процентов, получаемых откредитования предприятий и организаций реального сектора экономики.Одновременно предлагается в полном объеме принимать в уменьшениеналогооблагаемой прибыли банков суммы резервов под возможные потери по ссудам.Бесспорно, что реализация названных предложений снизит налоговую нагрузку набанки, но нет такой же ясности с вопросом — будут ли эти стимулы достаточными,чтобы активизировать деятельность банков по долгосрочному кредитованиюэкономики при существующих рисках «невозвратов» выданных кредитов.
Известно,что несколько лет назад подобные льготы уже вводились, однако известны ифинансовые потрясения, выпавшие на долю таких специализированных банков,пользовавшихся этими льготами, кредитовавших промышленные исельскохозяйственные предприятия. По нашему мнению, введение налоговых льготдля коммерческих банков при кредитовании экономики — это еще не гарантияфинансовой стабильности банков.
В 2007г.в адрес министерства поступили предложения об установлении для банков ипредприятий одинаковой налоговой ставки по налогу на прибыль, составляющей 30процентов. Если вести речь о единой ставке, тогда правомерно ставить вопрос иоб установлении единого режима при исчислении налогооблагаемой прибыли. А этоприведет к тому, например, что убытки банков от операций по купле-продажеиностранной валюты не будут учитываться в составе расходов, относимых насебестоимость оказываемых банками услуг, как не учитываются они у предприятий.В аналогичном режиме не должны учитываться в расчете налогооблагаемой прибылиотчисления в резерв на возможные потери по ссудам и под обесценение ценныхбумаг. В итоге вместо предполагаемого снижения для банков налогового бремениправомерно прогнозировать его рост.
Еслиговорить о реальном существенном снижении для банков сумм уплачиваемых в бюджетналогов, то оно связано с перспективой принятия второй части Налоговогокодекса, т.к. в перечень налогов, устанавливаемых Кодексом, не входят налоги,взимаемые с выручки — налог на пользователей автомобильных дорог и налог насодержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, доля которыхв общей сумме уплачиваемых налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фондысоставляет порядка 20 процентов.
Чтокасается сегодняшнего дня, то наряду с работой над Налоговым кодексомактуальным является повышение уровня методологической работы по действующемуналоговому законодательству, которая должна в большей мере гарантировать отошибок в расчете налоговых платежей.
Крометого к концу 2008г предполагается завершение работы над новой редакциейИнструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыльпредприятий и организаций»; подготовлена к представлению в Минюст РК новаяредакция Инструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога наимущество предприятий», где учтены предложения коммерческих банков поформированию налогооблагаемой базы для кредитных организаций. Совершенствуютсяметодические разработки и по другим налогам.
Положительныйэффект дала совместная работа, проведенная в 2007 г. со специалистамикоммерческих банков над новой редакцией Положения об особенностях определения налогооблагаемойбазы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями. Хотя в видепостановления Правительства РК этот документ принять не удалось, но его нормывнесены во вторую часть Налогового кодекса в виде особенностей определениядоходов и расходов коммерческих банков. Полагаем, что аналогичный подход врамках Казахстанской ассоциации промышленно-строительных банков к вопросуразработки льгот, стимулирующих деятельность банков по долгосрочномукредитованию отечественной экономики, позволит разработать оптимальный вариантего решения.
Список использованной литературы:
1. Налоги, выпуск третий – четвертый, 2006
2. Налоги, выпуск первый, 2006
3. Налоги. Под ред.Черник Д.Г. 3-е изд. А.: Финансы истатистика, 2005.
4. Гукасьян Г. И.Экономическая теория. Ключевые вопросы.- М.:- «Инфра-М»,2007,-284с.
5. Макконелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.:«Инфра-М, 2001,-XXXIV,-974с.
6. Мамедов О. Ю. Современнаяэкономика. Общедоступный учебный курс.- А.: «Феникс», 2007,-608с.
7. Налогна прибыль. Сборник нормативных документов с комментариями. – А.: Агенство«Бизнес-Информ», 2006.
8. БалабинВ. Разрешение споров о применении льгот/Хозяйство и право. -2001. — № 3. — С.72-82.
9. НиконовА. О применении льгот не закрепленных в налоговом законе.// Хозяйство и право.- 2003. — № 9. — С. 79-83.
10. ФоминаО. Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц в зарубежных странах.//Хозяйство и право. — 1998. — № 10. — С.82 — 88.
11. ГалимзяновР.Ф. Постатейные комментарий к инструкции ГНС от 10.08.95 № 37 «О порядкеисчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».//Налоги и платежи. — 1999. — № 1.-С. 84-108.
12. ПетроваГ.В. Правоотношения по освобождению от налогообложения.//Право и экономика. — 1997. — № 23/24. — С.31 — 42.
13. ПетровА.В. Исчисление и уплата налога на прибылью/Главбух. — 1995.
14. -№ 10.-С.44-65.
15. РагозинБ.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (Оптимизация иминимизация налогообложения). — М: 1997. Том