Реферат по предмету "Финансовые науки"


Проблемы функционирования налоговой системы России. Основные направления налоговой политики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и наукиРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство пообразованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
Курсовая работа
по дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Проблемы функционирования налоговой системыРоссии. Основные направления налоговой политики»
2009 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционированияналоговой системы России
1.1 Налоговаясистема: исторический аспект
1.2 Классификация ифункции налогов
1.3 Принципыпостроения налоговой системы России
1.4 Недостатки налоговой системы
Глава 2. Основы функционирования налоговойсистемы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Характеристика налоговой системы РФ
2.2 Основные виды налогов
2.3 Анализ развития налоговой системы
Глава 3. Налоговая политика России насовременном этапе
3.1 Результаты налоговой реформы России
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговойсистемы России
3.3 Основные направления налоговой политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
В рыночнойэкономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать:без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиямразвития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Налогивыступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всехтрех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы,необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства.Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована кновым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Такимобразом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостьюсовершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формированиеи развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современнымусловиям развития отечественной экономики.
Цель работы:выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развитияналоговой политики России на современном этапе.
Всоответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- Изучить развитие ипринципы построения налоговой системы России;
- Рассмотреть недостаткиналоговой системы России;
- Провести анализразвития налоговой системы;
- Выявить результатыналоговых реформ России;
- Отметить основныенаправления налоговой политики России.

Глава 1. Налоговая система России
1.1 Налоговаясистема: исторический аспект
Своимиисторическими истоками налоги уходят в древний мир, когда существовали такие изних, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие.
Налоги –исторически наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначальноналоги называли “auxilia” (помощь)и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии ипостоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все большеи больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источникгосударственных доходов.
Очень быстроналог стал явлением обыденным.
Летописи и другиеисторические памятники свидетельствуют, что в нашем Отечестве налоги в разныхформах взимались с населения с самых древних времен, т.е. с образованияраннефеодального русского государства. Первые сведения о дани (сборе налогов)содержатся в «Русской правде». В то время русские князья брали оброк по числулиц. Прямые налоги брались не только с жилья, но и с плуга, угодий и прочее.
До середины XVII в. основными были две категориипошлин: проезжие и торговые.
Иоанн IIIпредпринял первые шаги по установлению правильного взимания налогов снаселения, встретив главное препятствие – отсутствие переписи населения.Началась первая генеральная перепись населения, вторую осуществил Иван IV, атретью – царь Михаил Федорович. Разумеется, установлению единых правил по сборувсевозможных налогов, формированию налоговой системы и политики способствовалпроцесс образования Русского централизованного государства во главе сполитическим центром – Москвой. Централизация власти повлияла на радикальноеулучшение государственного хозяйства и одновременно вызвала необходимость всоздании особых финансовых органов.
 В царствование Екатерины IIМанифестом 1775г. в Российской Империи было введено еще и Гильдейскоеналогообложение, которое предусматривало сбор с объявленного капитала. В товремя существовало три гильдии для российского купечества, каждая из которыхопределялась уровнем капитала.
Фабриканты изаводчики не платили гильдейский налог, но с них брали особые сборы. Но еслиони производили торговлю продуктами своего производства, то платили гильдейскуюподать, как все купцы.
Существенныеизменения произошли в налоговой системе империи во время буржуазных реформ 60 –70-х гг. XIX в., проводимых императоромАлександром II. Именно тогда появились публикации огосбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892г. министром финансов,приступил к реорганизации системы государственного обложения как составнойчасти денежной реформы. С конца 1892г. было осуществлено повышение косвенныхналогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачныеизделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги.
Так, в 1893г.был понижен поземельный налог в европейской России, а в 1898г. последовалаотмена подушной подати в Сибири.
Каждому этапуразвития России соответствовала налоговая система, выполняющая конкретныезадачи социально-экономического развития.
В советский периодпри командно-административной системе налоги выполняли прежде всего фискальнуюи, в какой-то мере, социальную функции (акцизы на предметы роскоши, алкоголь итабак, дифференциация отчислений в фонд социального страхования в зависимостиот условий труда в отрасли и т.д.). Налог на прибыль государственныхпредприятий не играл существенной роли, поскольку сама прибыль и еераспределение планировались централизовано, а инвестиции в основном выделялисьиз бюджета. Налоговые поступления в бюджет формировались в значительной степениза счет налога с оборота, который взимался лишь с потребительских товаров иявлялся скрытой формой косвенного налога так же в скрытой форме, за счетпринудительных поставок по низким ценам взимался налог с аграрного сектора.
Налоговыймеханизм, действовавший в командной экономике, обеспечивал изъятие в бюджет45-50% ВВП. Таких понятий, как “собираемость налогов”, “налоговая преступность”практически не существовало. Однако в ходе либерализации экономической иполитической жизни этот механизм постепенно деградировал, создавая предпосылкибюджетного кризиса конца 1980-х-начала 1990-х годов. В силу этого ещеМинистерством финансов СССР в конце 80-х годов начали прорабатываться проблемыформирования новой налоговой системы. Основной задачей ставился контроль засоблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами,полнотой внесения ими налогов в государственный бюджет. Первым шагом ворганизации деятельности налоговых органов на этом этапе явилось постановлениеСовета Министров СССР от 24 января 1990г. № 76 “О государственной налоговойслужбе”.
С 1991 годаналоговая система в России создавалась практически заново. Отечественный опытфункционирования такой системы в рыночных условиях весьма невелик. Виндустриально развитых странах существует огромный, причем теоретическиосмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он можетбыть использован лишь с учетом специфики экономических, социальных иполитически условий современной России.
В силу этогоможно утверждать, что налоговая система в России формировалась методом “проб иошибок” под сильным давлением текущих и весьма неблагоприятных обстоятельств.

1.2 Классификация и функции налогов
Государствоиспользует налоги для создания необходимого ему денежного фонда(государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.
С учетом новогобюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов,которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.(прил.1)
Федеральные налоги(в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) ипорядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаетсязаконодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.
Региональныеналоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всейтерритории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законамиреспублик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.
Из местных налоговобщеобязательными являются только три — налог на имущество физических лиц,земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью. Конкретные ставки этих налогов, взимаемых навсей территории РФ, определяются законодательными актами республик в составе РФи решениями органов государственной власти административно-территориальныхобразований.
Оснований дляклассификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение ипрактическое применение.
Послевозникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иныхфункций.
Функцииналогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги вкачестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределениядоходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства,экономического развития и решения социальных проблем страны.
Основныефункции налогов следующие:
- Фискальная
- Регулирующая
- Контролирующая
Суть фискальнойфункции заключается в финансировании государственных расходов, в формированиифинансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своихфункций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного ицентрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшегоэкономического субъекта.
Из фискальнойфункции налогов вытекает их распределительная функция.
То естьпроисходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересахреализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических,экономических программ.
Регулирующаяфункция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальнуюэкономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическуюсистему.
Налоговоерегулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных навмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепциейразвития.
Регулирующаяфункция налогов осуществляется путем применения отлаженной системыналогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплатыпособий и т.п.
При помощиналогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая илипонижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности,воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособныйспрос и предложение.
Такимобразом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, котораяреализуется через систему льгот, исключений, преференций. Еще однанаправленность регулирующей функции – социальная функция – поддержание социальногоравновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных группс целью сглаживания неравенства между ними.
Особое местозанимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию ивозмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду,пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевойбазы, в дорожные фонды.
Контролирующаяфункция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями ипотребностями государства в финансовых ресурсах, определить направленияэффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося измененияв действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функциипредопределяется обеспечением налоговой дисциплины – своевременным выполнениемсвоих обязательств субъектами налогообложения.
Функцииналогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализацияфискальной функции, создает материальную возможность для осуществлениярегулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результатеэкономического регулирования ускорение развития и роста доходностипроизводства, позволяет государству получить больше средств.
1.3 Принципыпостроения налоговой системы России
Принципыпостроения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципыносят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий иположений.
В совокупностипринципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле,решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собойфундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов какэкономического явления.
Экономическиепринципы формирования налоговой системы предопределяют возможности созданияматериальных условий для государственного регулирования воспроизводственногопроцесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движениеинвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.
При формированииналоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденцийразвития налоговой системы, формулируются основные юридические принципыналогообложения:
1. Принципюридического равенства налогоплательщиков.
Этот принципозначает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков передналоговым законом.
2. Принципзаконности налогов.
Этот принципозначает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законноустановленные налоги и сборы.
3. Принципограничения форм налогового законодательства.
Данный принципограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленноеналогообложение.
Организационныепринципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.
Налоговая системаРоссии призвана соответствовать следующим организационным принципам:
1. Принципединства налоговой системы.
Этот принципразвивает одну из основ конституционного строя России — принцип единства экономическогопространства и не допускает установление на территории России таможенныхграниц, сборов, неустановленных законом налогов, нарушающих единство этогопространства. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системойфедеральных налоговых органов.
2. Принципдостаточности и эластичности налоговой системы.
Этот принцип даетвозможность государству изымать у плательщиков объем ресурсов, необходимый длявыполнения общественно значимых функций. Кроме того, по мере измененияобщественно-политической и экономической ситуации, государство должно иметьвозможность оперативно реагировать и изменять налоговое бремя.
3. Принципстабильности.
В соответствии сэтим принципом, налоговая система должна обеспечить достаточно долговременныеориентиры для деятельности физических и юридических лиц, способствоватьнормальной хозяйственной деятельности, во многом определяющей инвестиционнуюактивность субъектов рынка.
Этот принципотвечает интересам не только налогоплательщика, но также и государства.
4. Принципмножественности налогов.
Лишь наличиесовокупности различных налогов и объектов налогообложения позволяет налоговойсистеме выполнять разнообразные функции: фискальную, распределительную,регулирующую и другие.
Множественностьналогов порождает эффект их взаимодополняемости, существенно увеличивающийстабильность функционирования налоговой системы.
Множественностьналогов создает предпосылки проведения гибкой политики государством, болееобновленного и дифференцированного подхода к налогоплательщикам.
Принципмножественности налогов противостоит идее “единого налога”. Единый налог — этоединственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения.Признавая положительные моменты этого налога, например, простоту исчисления исбора, нужно отметить, что в чистом виде эта идея утопична и практическинеприменима. Она не нашла признания и поддержки ни в одном государстве мира.
5. Принципразделения налоговых полномочий между различными уровнями власти.
В федеративномгосударстве, каким является Российская Федерация, полномочия в сференалогообложения не могут быть сосредоточены исключительно у федеральногоцентра. Невозможно вести речь о реальной самостоятельности субъектов федерациии органов местного самоуправления без предоставления им собственной доходнойбазы. При этом их определенная налоговая самостоятельность должна бытьограничена единством налоговой системы.
6. Законодательноеопределение перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, так и налоговыхорганов, включая права налоговых органов по проверке всех документов, связанныхс исчислением и уплатой налогов, а также, в необходимых случаях, их изъятию,обследованию любых используемых для извлечения доходов помещений,приостановление операций по счетам в банках в случае непредоставлениядокументов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Длясовременной России особо важное значение имеет обработка принципов построенияналоговой системы применительно к особенностям развития государства.
1.4 Недостаткиналоговой системы России
Переход к рынку с помощью «шоковойтерапии» в 1992г. путем предоставления самим производителям товаров иуслуг бесконтрольно устанавливать цены на собственную продукцию, начавшаяся вспешке приватизация привели к беспрецедентному спаду производства и полномузакрытию многих предприятий.
В начальныйпериод перестройки правительство Е. Гайдара, а затем В. Черномырдина в целяхнаполнения бюджета провело реорганизацию налоговой системы. В дополнение кналогу на прибыль были введены новые налоги: налог на добавленную стоимость(НДС), социальные налоги на заработную плату, уплачиваемые предприятиями, налогна содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог напользователей автомобильных дорог. Большинству из этих налогов отличаетсялегкостью их изъятия, что позволило в начальный период перестройки хотя бы наминимальном уровне автоматически пополнять бюджетные доходы.
В целом, облегчив сбор налогов, новая налоговаясистема имела и ряд негативных моментов, отрицательно воздействующих наэкономику страны.
Первыйсерьезный недостаток введенной налоговой системы связан с установлениемнепомерно высоких ставок по основным налогам. Так, налог на прибыль в начале1991г. был определен с базовой ставкой на уровне 45%. В 1992г. ставка налога наприбыль была снижена до 32%. В 1994г. в связи с резким сокращением поступленийв бюджет страны налог на прибыль был повышен до 38%, затем с 1995г. вновьснижен до 35%.
В 1992г. была введена ставка НДС в 28%, затем с 1января 1993г. она была снижена до 20%, а по продовольственным товарам и товарамдля детей установлена в размере 10%.
Одновременно с этим были введены социальные налогина заработную плату, составившие в общем 39,5%, прогрессивный подоходный налогс физических лиц с наивысшей ставкой в 35%.
Установлениетаких сверхвысоких налогов при быстро деградирующей экономике было сделано подвлиянием резкого падения бюджетных доходов
Другими серьезным недостатком новой налоговойсистемы явилось двойное налогообложение одних и тех же факторов производства инеобоснованное налогообложение амортизационных отчислений.
С введениемНДС прибыль предприятий наряду с налогом на прибыль стала облагаться налогом надобавленную стоимость.
Кроме прибылис введением НДС стала дважды облагаться и заработная плата: первый раз в видеобязательных социальных платежей, второй раз в составе валовой добавленнойстоимости НДС.
Что касаетсяамортизационных отчислений, то по действующей в России методологии формированияналогооблагаемой добавленной стоимости амортизация представляет собой составнойее элемент и при начислении НДС не вычитается из нее.
Ситуация в налогообложении поставила большинстворуководителей предприятий перед нелегким выбором: полностью платить налоги иразориться или ухитряться платить их по минимуму, но сохранить производство внадежде на будущее. И, по идее, сегодня мы должны благодарить техруководителей, которые были недобросовестными налогоплательщиками, так как,вопреки действовавшей налоговой системе, Россия сохранила свою промышленность,правда, в довольно плачевном состоянии по уровню оснащенности и изношенностиосновных фондов.
Можно сказать, что теневая экономика сталапревалировать над официальной.
В конце декабря 1993г. было издано несколько указов,связанных с налогообложением. Российский фонд спорта и инвалидные организациибыли полностью освобождены от всех налогов, сборов и пошлин. Банки и страховыекомпании вместо налога на доход стали платить налог на прибыль, а региональными местным властям было дано право устанавливать собственные налоги.
Следующим серьезным недостатком налоговой системыРоссии, отрицательно воздействующим на развитие ее экономики, является то, чтобольшинство введенных налогов одинаковы для всех субъектов хозяйствования.
Сам факт свидетельствует о том, что при выплате всехналогов в полном объеме те отрасли, где высока доля обработки иквалифицированного труда и нет возможности реализовать свою продукцию по болеевысоким, чем внутренние, мировым ценам, просто обречены на постоянную убыточность.
Именно это обстоятельство является одной из главныхпричин сильнейшего упадка в перестроечные годы обрабатывающих отраслей и легкойпромышленности.
Появилась целая наука под названием «какуменьшить налоги фирмы и не попасть в тюрьму», предлагающая более 200способов сокращения налогов. Таким образом, можно уверенно говорить, что саманалоговая система России провоцировала хозяйствующие субъекты на нарушениеналоговой дисциплины, поскольку при условии выплаты налогов в полном объеме ихдеятельность однозначно становилась убыточной.
Подводя общие итоги воздействия налоговой системы наэкономическое развитие России впервые годы перестройки, следует сказать, чтоона работала скорее на разрушение экономического потенциала России, чем насозидание.
При такой налоговой системе выживали те, ктоухитрялся не платить налоги, и те отрасли экономики, которые работали сналичными деньгами и где оборачиваемость денег, была более высокой по сравнениюс промышленным производством. Это финансово-кредитная сфера, торговля, услуги,пищевая промышленность.
Все ещеактуальной остается задача обеспечить формирование такой системыналогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированиеполноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращениедефицитности бюджета и достижение финансовой стабилизации с последующимпереходом к экономическому росту.

Глава 2. Перспективы развития налоговой политики России
2.1 Характеристиканалоговой системы РФ
Под налоговойсистемой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых натерритории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а такжесовокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственностисторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
ЗаконодательствоРФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ (НК) и принятых всоответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НКустанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а такжеобщие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
1) видыналогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основаниявозникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей поуплате налогов и сборов;
3) принципыустановления, введения в действие и прекращения действия ранее введенныхналогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права иобязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участниковотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы иметоды налогового контроля;
6) ответственностьза совершение налоговых правонарушений;
7)порядокобжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностныхлиц.
Участникамиотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1)организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками илиплательщиками сборов;
2)организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
3)Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);
4)Федеральная таможенная служба и ее подразделения (таможенные органы).
Налогоплательщикамии плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которыхзаконом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иныеобособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этихорганизаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой этифилиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Налогоплательщикможет участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах исборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут бытьорганизация или физическое лицо.
Контроль вобласти налогообложения и налогового учета осуществляют налоговые органы,таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел.
Налоговыеорганы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Налоговымправонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушениезаконодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика.
Ответственностьза совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица вслучаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК.
Лицо не можетбыть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения приналичии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствиесобытия налогового правонарушения;
2) отсутствиевины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, недостигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
4) истечениесрока давности привлечения к ответственности за совершение налоговогоправонарушения.
Виновным всовершении налогового правонарушения признается лицо, совершившеепротивоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Обстоятельства,смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения,устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговыеправонарушения в порядке, установленном НК.
Лицо не можетбыть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, еслисо дня его совершения либо со следующего дня после окончания налоговогопериода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года(срок давности).
Налоговаясанкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
2.2 Основныевиды налогов
Налоги – этоплатежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государстваюридические и физические лица.
Налогсодержит обязательные элементы:
1.  субъект (плательщик);
2.  объект (доход, имущество, товар);
3.  источник уплаты налога (прибыль,доход, дивиденд);
4.  единица измерения объекта обложения;
5.  величина налоговой ставки (квота);
6.  порядок и сроки уплаты налога;
7.  налоговые льготы.
Различают 2вида налогов:
- прямые;
- косвенные.
Повоздействию налоги подразделяются на:
- прогрессивные;
- регрессивные;
- пропорциональные.
По формевозложения налогового бремени налоги делятся напрямые и косвенные.
Прямые налогивзимаются в процессенакопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику,его имуществу, доходам и
т. п. Типичнымпримером прямого налога является подоходный налог.
Прямыеналоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Реальными налогамиоблагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальныйдоход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когданевозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего этоналоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученнойприбыли (дохода).
Косвенныеналоги взимаются впроцессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавкик цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, несвязан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщикомкосвенного налога является предприятие, производящее товары. Ононепосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его в цену товара, такчто реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, чтоон ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переноситсянаселением гораздо более тяжко, поэтому они стимулируют гражданскую активность.Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства ввиду своейзамаскированности.
С другойстороны, косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественноеположение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как,покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что впроцентном отношении к их доходу далеко не одинаково.
В зависимостиот характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие.
Закрепленныминазываются такие налоги,которые на длительный период (более чем на 5 лет) полностью или в частизакреплены за определенным бюджетом.
Регулирующие налоги ежегодно перераспределяютсявышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения ихнесбалансированности.
В зависимостиот характера использования налоги делятся на общие и целевые.
Общие налоги (и они составляют основнуюналоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают вбюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет.
Целевые же налоги не поступают в общийденежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетногофонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретныецели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
В зависимостиот территориального уровня налоги делятся на:
1.  федеральные, которые устанавливаются законами РФ,взимаются на всей ее территории. В порядке регулирования часть федеральныхналогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;
2.  налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливаетсяактами Российской Федерации, а часть – законами субъекта РФ, однако конкретнаяставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться этиналоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджетымуниципальных образований;
3.  местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм откоторых на долгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований.Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления,так, и законами субъектов РФ, федеральными законами.
В зависимостиот категории налогоплательщика.
Некоторыеналоги могут взиматься только с физических лиц (подоходный налог, налог наимущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и др.), другие –только с юридических лиц (налог на прибыль, на добавленную стоимость).Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридическихлиц (земельный налог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
2.3 Анализналоговой системы
Пооперативным данным Федеральной налоговой службы, в бюджетную систему РоссийскойФедерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей насумму 10032,8 млрд. рублей, что на 16,1% больше, чем в 2007 году. (прил. 2)
Основнаячасть доходов в бюджетную систему Российской Федерации по видам налогов в 2008году показывает, что основную часть обеспечили поступление налога на прибыль организаций- 31%, налог на добавленную стоимость – 13%, налога за пользование природнымиресурсами — 23%, налога на доходы физических лиц — 22% и единый социальныйналог – 7%. (прил. 2)
Поступлениеналога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в2008 году составило 2513 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2007 годомна 15,7%.
Поступлениеналога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерациив 2008 году составило 1665,6 млрд. рублей и это на 31,6% больше чем в 2007 году.
В 2008 году вконсолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизнымтоварам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом.
В 2008 годупоступление налога на пользование природными ресурсами составило 1742,6 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с 2007годом на 41,1%.
Поступлениеналога на добавленную стоимость в 2008 году составило 998,4 млрд. рублей, уменьшилосьпо сравнению с 2007 годом на 28,2%.
Поступлениеединого социального налога в федеральный бюджет в 2008 году составило 506,8млрд. рублей, по сравнению с 2007 годом. (прил. 2)
Объемпоступлений в государственные внебюджетные фонды за счет налогов и взносовсоставили в 2008 году – 1577,1 млрд. рублей, это на 22,2% больше, чем 2007году.
Структурапоступлений в государственные внебюджетные фонды показывает, что основную частьпоступлений составляют страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд – 79%.Остальную часть поступлений составляют Территориальные фонды обязательногомедицинского страхования – 10%, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования – 6% и Фонд социального страхования – 5%. (прил. 6)
Задолженностьпо налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 годусоставила 574,9 млрд. рублей, это на 24,1% меньше, чем в 2007 году. (прил. 3)
Задолженностьпо налогу на прибыль организаций в 2008 году составило 102,5 млрд. рублей, этона 39,78% меньше чем в 2007 году.
Задолженностьпо налогу на добавленную стоимость в 2008 году составило 249,6 млрд. рублей,что на 29,55% меньше, чем в 2007 году.
Задолженностьпо акцизам в 2008 году составило 26,4 млрд. рублей, это на 4,76% больше, чем в2007 году. (прил. 3)
Структуразадолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налоговпоказывает, что основную часть задолженности составляет налог на прибыльорганизаций — 25%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги),реализуемые на территории Российской Федерации – 60%. (прил. 4)
Поступлениеналогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РоссийскойФедерации по субъектам Российской Федерации в 2008 году составило6955,2 млрд. рублей. Основную долю поступлений налогов, сборов и другихобязательных платежей составляет Центральный федеральный округ – 2662,3 млрд.рублей (38% от общей задолженности), Уральский федеральный округ — 1498,5 млрд.рублей (22% от общей задолженности), Приволжский федеральный округ — 1024,7млрд. рублей (15% от общей задолженности), Северо-Западный федеральный округ –640,6 млрд. рублей (9% от общей задолженности), Сибирский федеральный округ –560,8 млрд. рублей (8% от общей задолженности). И незначительную долюпоступления налогов в бюджетную систему России составляют: Южный федеральный округ– 362,6 млрд. рублей (5% от общей задолженности) и Дальневосточный федеральныйокруг – 205,4 млрд. рублей (3% от общей задолженности). (прил. 5)
Поступлениеналогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РоссийскойФедерации по отраслям в 2008 году составило: промышленность – 546,3млрд. рублей, это на 12,36% больше, чем в 2007 году; торговля и общественноепитание – 91,6 млрд. рублей, это на 8,66% больше, чем в 2007 году; транспорт –81,3 млрд. рублей, это на 16,48% больше, чем в 2007 году; строительство – 62,3млрд. рублей, это на 21,41% больше, чем в 2007 году. Произошло уменьшениепоступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008году по сельскому хозяйству на 11,11%, и по прочим отраслям на 12.92%. (прил. 7)
Основную долюналоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 годуобеспечила промышленность – 66%, торговля общественного питания – 11%,транспорт – 10%, строительство – 8%, сельское хозяйство – 1% и прочие отрасли –4%. (прил. 7)
Можно сделатьвывод, что основная часть доходов бюджетной системы РФ в 2008 году за счетпоступлений видов налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходыфизических лиц, налог ни пользование природными ресурсами. В совокупности этиналоги обеспечили 76% в общем объеме поступлений. Незначительное поступлениеНДС обусловлено тяжелым финансовым положением организаций и уменьшение объемовпродукции.
По субъектамРФ основную долю поступлений налоговых платежей приходится на Центральный иУральский федеральные округа.
Наибольшеепоступление налогов в бюджетную систему РФ по отраслям приходится напромышленность, транспорт и строительство.

Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе
3.1Результаты налоговой реформы России
В течение последнихсеми лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая спринятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.
Принятые в1991г. законы были подготовлены в тяжелых экономических и политическихусловиях, потому не отличались глубиной проработки. Совместно с международнымифинансовыми организациями разрабатывались проекты законодательных инормативно-правовых актов. Однако отсутствие единства мнений по поводу необходимостиналоговой реформы решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая приэтом основ налоговой системы.
В результате,в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решеныследующие проблемы:
1. Повышениеуровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:
— выравниванияусловий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счетотмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);
— отменынеэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическуюдеятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего такназываемых «оборотных» налогов);
— исправлениядеформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам,искажающих экономическое содержание этих налогов;
— улучшениеналогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
2. Снижениеобщего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает всебя:
— болееравномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
— снижениеналоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
— снижениеставок налогообложения прибыли предприятий.
3. Упрощениеналоговой системы за счет:
— установления закрытого перечня налогов и сборов;
— сокращениячисла налогов и сборов;
— максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельнымналогам, а также порядка их уплаты.
4.Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
Принципиальноезначение при проведении налоговой реформы имел вопрос равномерного исправедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков присокращении уровня номинальных налоговых ставок. Это было реализовано, преждевсего, за счет сокращения многочисленных и бессистемных налоговых льгот иосвобождений, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономическойдеятельности, которые не пользуются налоговыми преференциями, посколькульготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительноеналоговое бремя для других.
Приосуществлении налоговой реформы была создана такая конструкция налога наприбыль, при которой налогоплательщик получает возможность в разумные сроки компенсироватьвсе свои расходы на расширение производства, внедрение результатов научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ, на природоохранные мероприятия и некоторыедругие цели.
Были принятыизменения в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядкаакцизного налогообложения. Так, акциз на табачные изделия взимается не толькопо комбинированной ставке, но адвалорная компонента акцизной ставки исчисляетсяот максимальной розничной цены, определяемой производителем.
Прочие налогии сборы. Проведенная налоговая реформа затрагивала и прочие составные частиналоговой системы. В частности, были осуществлены нововведения по следующимосновным направлениям:
а) Налог наимущество организаций. В рамках реформирования данного налога были выведеныиз-под налогообложения денежные средства, товарные запасы и некоторые другиесчета актива баланса организации, значительно сокращено количество налоговых льгот,устанавливаемых на федеральном уровне.
б) Налог наимущество физических лиц. Данный налог, который предлагалось такжепреобразовать в налог на недвижимость, должен в перспективе стать основнымисточником формирования собственных налоговых доходов муниципальных бюджетов.
в) Налоги,являющиеся источниками формирования дорожных фондов. Основной источник средствна финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог – налог напользователей автомобильных дорог, взимаемый в зависимости от оборота налогоплательщика.
Также былвведен региональный транспортный налог, объединивший действовавшие налог навладельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.При этом ставки налога были заметно увеличены и поставлены в зависимость отмощности автомобиля.
г)Налогообложение малого предпринимательства.
Созданасистема специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, состоящаяиз упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единогоналога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не показаласвою эффективность.
Можно сделатьвывод, что проведенная налоговая реформа в целом привела не только к повышениюэкономической эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создалавозможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.

3.2 Налоговая культура как важный элементсовершенствования налоговой системы России
В настоящее время в России в сфере налогообложениясложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкаяналоговая культура общества, стремление уклониться от уплаты налогов.
В этой связи необходимо формировать и развиватьналоговую культуру населения. Налоговая культура — это часть общенациональнойкультуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, отражающаяуровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильностьисчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную системуРФ налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Процесс формирования налоговой культуры сталкиваетсясо многими проблемами:
— несовершенство, нестабильность налоговогозаконодательства РФ;
— недостаточные информирование, консультированиеграждан, рекламно-информационные мероприятия;
— неудовлетворительное качество исполнения налоговыхпроцедур;
— недоверие населения к налоговым органам;
— проблема взаимной социальной ответственностигражданина, бизнеса и государства;
— непрестижность работы в налоговых органах, низкаясоциальная мотивация, большая текучесть кадров.
Налоговая система — важнейший инструмент вобеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Основнойакцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянныеизменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов,часто содержащих ложное толкование закона. Все это оказывает отрицательноевлияние на рост доверия граждан к налоговой системе.
Процесс формирования и развития налоговой культуры — это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие наэффективность налоговой политики.
Приоритетными направлениями повышения уровняналоговой культуры являются:
— упрощение налогового законодательства РФ,совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
— существенное повышение эффективностивзаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
— повышение информирования, развитие налоговогоконсультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использованиеканалов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
— повышение качества исполнения налоговых процедур;
— повышение имиджа и престижа работы в налоговыхорганах.
Для достижения финансовой стабильности государства иобеспечения экономической безопасности страны совершенствование налоговогоадминистрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговойкультуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государстваи налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность,высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.
В условиях России нужна детально проработаннаядолгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушногоналогоплательщика.
Рекламно-информационные мероприятия (например,реклама под лозунгами «Заплати налоги и спи спокойно», «Требуйте»белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании(«налоговые амнистии»), несмотря на то что они широко проводились внашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органамгосударственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государствоспособно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля надуплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственноеповедение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).
Россияне еще не до конца принимают фундаментальные иобщепринятые в рыночном обществе политические ценности, налоги — основаблагосостояния государства и общества. Люди не понимают, ради чего ихпринуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств.Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. ВРФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию
Многие предприятия не показывают в отчетах реальнуюзаработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь,общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике,делает вывод о том, что налоги — это зло. Все это говорит о недоверии населенияк налоговым органам.
Остро встает и проблема коррупционности аппаратаорганов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговыеорганы в глазах населения.
Для достижения финансовой стабильности государства иобеспечения экономической безопасности страны совершенствование налоговогоадминистрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговойкультуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государстваи налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность,высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.
3.3 Основныенаправления налоговой политики
К настоящему времени в Российской Федерации в целомзакончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведеннойв Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, сниженыставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки намалый бизнес.
Современный этап развития российской экономики характеризуется наличиеммножества специфических проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровеньразвития базовых институтов, уровень развития судебной системы, защиты правсобственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформаявляется лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышениеконкурентоспособной налоговой системы.
Таким образом, предстоит реализовать следующие меры долгосрочнойстратегии в области налоговой политики:
1. Повышениеэффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов можетбыть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов.
2. Реформированиеединого социального налога и введение страховых взносов для работодателя.Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего сниженияэффективной налоговой ставки.
На решение перечисленных выше задач будут направлены следующие измененияв законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2010г.:
- В условиях 2010г.эффективная ставка взносов в Фонд социального страхования остается неизменной,ставка в Фонд медицинского страхования увеличивается на 2 процентных пункта.
- Налоговый кодексРФ будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегоднуюиндексацию указанных выше порогов регрессии на величину, соответствующуюпрогнозируемому приросту номинальной заработной платы.
- Будут установленыединые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключениемналогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особойэкономической зоны, и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в областиинформационных технологий.
- Организации ииндивидуальные предприниматели, применяющие налоговые режимы в виде единогосельскохозяйственного налога, в виде единого налога на вмененный доход, будутуплачивать страховые взносы по общим правилам.
- С 2010г. следуетперейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальныхналоговых режимов.
Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967года рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до1100 тыс. руб. в год. Взносы будут зачисляться на индивидуальные счета дляформирования накопительной части трудовой пенсии.
В 2020г. в связи с ухудшением соотношения численности работников ипенсионеров ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями с зарплаты,должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направленына финансирование страховой части пенсий.
3.  Совершенствование налогообложениядобычи нефти. В частности, для учета существенных различий в условиях добычинефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льготвозможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанныхместорождений и месторождений, разработка которых связана с повышеннымизатратами (мелкие месторождения).
4.  Переход на новые принципыналогообложения добычи природного газа, которые будут направлены навыравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти.
5.  Введение налога на недвижимость. Вдолгосрочной перспективе предполагается создать эффективную систему налогообложениянедвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местныхбюджетов.
Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышениеэффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:
1.  Создание эффективной системы контроляза трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этогоинструмента для минимизации налоговых обязательств.
2.  Повышение нейтральности налога надобавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещенияналога.
3.  Повышение эффективности налога наприбыль организаций, для чего следует построить систему налоговогоадминистрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса идокументально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением техвидов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет.
4.  Постепенное повышение ставок акцизов.Нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимостиот его экологического класса. Необходимо добиться гармонизации ставок акцизовна табачные изделия с сопредельными странами.
5.  Совершенствование налогообложенияопераций с ценными бумагами.
6.  Сокращение масштабов использованияспециальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общихправил налогообложения.
В заключение хочется отметить, что лучше идтивперед, чем стоять на месте. Поэтому предложения Минфина России – это серьезныйпрогресс в налоговых реформах. Может быть, и у нас в России будетналогообложение, как в развитых странах Запада.

Заключение
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегдасопровождаются преобразованием налоговой системы. Особую роль приобретаетзначение налоговой системы государства и принципы ее организации ифункционирования.
Последниереформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменениюситуации в стране.
По итогаманализа поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерацииможно сделать вывод, что в 2008 году произошло увеличения поступления налогов на16,1%, по сравнению с 2007 годом.
Структурапоступлений налогов, сборов и других обязательных платежей показывает, чтоосновную долю поступлений составляет налог на прибыль – 31%, налог на доходыфизических лиц – 22%, налоги за пользованием природными ресурсами – 23% и налогна добавленную стоимость — 13%.
Задолженностьв консолидированной бюджет Российской Федерации по налогам и сборам в 2008 годусократилась на 24,1%, по сравнению с 2007 годом.
Поступленияналогов и сборов по субъектам Российской Федерации составляет в 2008 году6955,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2007 году.
Подводя итог,следует отметить, что основной функцией налоговой системы является обеспечениедостаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования расходов бюджетнойсистемы, не создавая при этом избыточного налогового бремени для экономическихсубъектов. Для этого требуется обеспечить должный контроль за исполнениеналогоплательщиками своих обязательств, повышать собираемость налогов и снижатьзадолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации,одновременно поддерживая относительно низкие налоговые ставки.

Список использованной литературы
1. Аронов А. В.Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. — № 5 – с. 33- 35
2. Астапов К. Л. Ореформе налоговой политики // Финансы. – 2000г. — № 10 – с. 29 – 31
3. Брызгалин А.В.Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы правоприменения- Финансы, №1-1995.
4. Булатова А. С.Экономика. Учебник для вузов. — М.: Бек, 2001.
5. Гулаев В.И.Налоги — состояние, проблемы и решения — Финансы, №6-1995.
6. Жевакин С.Н.Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации — Государство и право,№1-1995.
7. Караваева И. ВНаправления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2000г. — № 10– с. 26 – 28
8. Караваева И. В,Налоговая политика в ХХ столетии // ЭКО. – 2000г. — № 8 – с. 117 – 133
9. Налоговое правоРоссии: Учебник / Под ред. И. И. Кучерова. – М. Юр Инфо Р, 2000г., с. 279 – 284
10. Налоги иналогообложение: Учебник Под ред. Т. Ф. Юткиной. – М.: Инфра – М, 1998г., с.128 – 133
11. Налоговый кодексРоссийской Федерации. М, 2003
12. Основы налогообложенияи налогового права: Учебное пособие / Под ред. Е. Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА –М, 2000г.
13. Основы налоговойсистемы России: нормативные документы. Комментарии. / Сост. Фигурнов Э.Б.М.,1993.
14. Пансков В. Налогии налоговая политика-96 — РЭЖ, №1-1996.
15. Перов А.В.,Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: ЮРЛАЙТ 2001
16. Пеньков Б.Оптимизация налоговой системы — Экономист, №5-1996.
17. Пономаренко Е. Обюджетно – налоговой политике на 2001г. // Экономист. — № 11 – с. 59 – 66
18. Самохвалов А.,Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики //Финансист. – 2001г. — № 3 – с. 42 – 48
19. Самсонов Н.Ф.,Баранникова Н.П., Стокова И.И. Финансы на макроуровне: Учебное пособие длявузов. – М.: 1998, С.61-64
20.  Сорокина Е.Л.Налоговая система России — ЭКО, №3-1994.
21. Химичева Н.И.Налоговое право: Учебник. М.: 1997. – С.10
22. Черник Д.Г.,Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М.,1994.
23. Черник Д. Г.Налоги. Учебное пособие. — М.: Финансы и кредит, 1999.
24.  Экономист. 2007.N 9. С. 29, 34.
25. Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М.:2001.
26.  Юткина Т.Н.Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: 1999, С.59
27.  http://www1.minfin.ru.

Приложение 1
Таблица 1.2.1
Классификация налогов Российской Федерации (поНалоговому кодексу)Федеральные Региональные Местные
1.  налог на добавленную стоимость;
2.  акцизы на отдельные виды товаров (слуг)
3.  налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала;
4.  налог на доходы от капитала;
5.  подоходный налог с физических лиц;
6.  взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды;
7.  государственная пошлина;
8.  таможенная пошлина и таможенные сборы;
9.  налог на пользования недрами;
10.  налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11.  налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12.  сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13.  лесной налог;
14.  водный налог;
15.  экологический налог;
16.  федерально-лицензионные сборы;
1.  налог на имущество организаций;
2.  налог на недвижимость;
3.  дорожный налог;
4.  транспортный налог;
5.  налог с продаж;
6.  налог на игорный бизнес;
7.  региональные лицензионные сборы,
1.  земельный налог;
2.  налог на имущество физических лиц;
3.  налог на рекламу;
4.  налог на наследование или дарения;
5.  местные лицензионные сборы;

Приложение 2
Таблица 2.3.2
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетнуюсистему Российской Федерации по видам налогов (млрд. рублей) 2007 год 2008 год В % к 2007 году Всего поступило в бюджетную систему РФ 8 643,4 10 032,8 116,1 в том числе: Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 114,9 Государственные внебюджетные фонды 1 283,2 1 577,1 122,9 Налоги и сборы — всего (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 114,9 в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 3 747,6 4 078,7 108,8 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 3 612,6 4 377,0 121,2 из них: Налог на прибыль организаций 2 172,2 2 513,0 115,7 в федеральный бюджет 641,3 761,1 118,7 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 530,9 1 751,9 114,4 Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 266,1 1 665,6 131,6 Единый социальный налог в федеральный бюджет 405,0 506,8 125,1 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 390,4 998,4 71,8 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 34,3 40,3 117,4 Акцизы 289,9 314,7 108,6 в федеральный бюджет 108,8 125,2 115,1 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 181,0 189,4 104,6 Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 235,1 1 742,6 141,1 в федеральный бюджет 1 157,4 1 637,5 141,5 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 77,8 105,1 135,2 Государственные внебюджетные фонды — всего 1 283,2 1 577,1 122,9 в том числе: Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 1 014,9 1 251,4 123,3 Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 64,1 74,0 115,5 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 71,8 89,3 124,4 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 132,5 162,4 122,6

/>

Приложение 3
Таблица 2.3.3
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РоссийскойФедерации по видам налогов в 2008 году (млрд. рублей)  2007 2008 В % к 2007г. Всего 757,4 574,9 75,9 в том числе: по федеральным налогам и сборам 662,5 481,9 72,74 из них: налог на прибыль организаций 170,2 102,5 60,22
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации 354,3 249,6 70,45
акцизы по подакцизным товарам
(продукции) производимым на территории Российской Федерации 25,2 26,4 104,76 из них на: автомобильный бензин 4,3 4,5 104,65
алкогольную продукцию с объемной
долей этилового спирта свыше 25
процентов включительно (за исключением вин) 5,8 5,0 86,2 дизельное топливо 2,2 3,2 145,45 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 35,7 35,7 из них налог на добычу полезных ископаемых 26,3 27,1 103,04 остальные федеральные налоги и сборы 77,1 67,7 87,81 по региональным налогам и сборам 52,9 53,6 101,32 по местным налогам и сборам 31,4 28,4 90,44 по налогам со специальным налоговым режимом 10,7 10,9 101,86

Приложение 4
Структуразадолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РоссийскойФедерации по видам налогов в 2008 году (В %)
/>

Приложение 5
Таблица 2.3.4
Поступлениеналогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РоссийскойФедерации по субъектам в 2008г. (млрд. рублей)  2007 2008 В % к 2007г. Российская Федерация, млрд. руб. 5432,4 6955,2 128 в том числе: Центральный федеральный округ 1583,6 2662,3 168,1 Северо-Западный федеральный округ 534,5 640,7 119,9 Южный федеральный округ 282,8 362,6 128,21 Приволжский федеральный округ 846,9 1024,8 121 Уральский федеральный округ 1559,4 1498,6 96,1 Сибирский федеральный округ 463,9 560,8 120,9 Дальневосточный федеральный округ 161,3 205,4 127,34
/>

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Структурапоступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную системуРоссийской Федерации по отраслям в 2008 году.(в %)
/>

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица 2.3.5
Поступленияналогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РоссийскойФедерации по отраслям в 2008г. (в млрд. рублей) 2007 год 2008 год В % к 2007 году Всего 738,8 822,7 111,36 Промышленность 486,2 546,3 112,36 Торговля и общественное питание 84,3 91,6 108,66 Транспорт 69,8 81,3 116,48 Строительство 51,3 62,3 121,44 Сельское хозяйство 5,4 4,8 88,89 Прочие отрасли 41,8 36,4 87,08
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.