Министерство образования и науки РФ
Ивановскийгосударственный университет
Контрольная работа
ТЕМА: “Роль местных финансов в развитии экономики региона”.
Выполнил:
Студентэкономического факультета
2-го годаобучения
ОЗО (ускорен., 3,5 года)
Специальность“Бухгалтерский учёт, анализ и аудит”
Ленкова ОльгаПавловна
Проверил:Иваново 2006
Содержание.
1. Введение…………………………………………………...…………..…3-42. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальныхобразований…………………………………………………..5-7
3. Формирование доходовместных бюджетов РФ…………………..…8-10
4. Использование местныхбюджетов РФ……………………………....11-12
5. Регулированиедоходов региональных и местных бюджетов………13-16
6. Принципыисполнения бюджета…………………………………….17-18
7. Принципы межбюджетных отношений……………………………...19-20
8. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их
характеристика………………………………………………………………21-22
9. Литература……………………………………………………………….…23
Введение.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовойсистемы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватываютрегиональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансысубъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональныхпотребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого кругамероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовымобслуживанием населения. Местные (региональные) финансы – это системаэкономических отношений, посредством которой распределяется иперераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитиетерриторий.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализацияэкономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулированияэтих процессов переходят от центральных уровней государственной власти кместным. Поэтому роль региональных и местных финансов усиливается, а сфера ихприменения расширяется. Величина региональных финансов растет и во многих странахсоставляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через региональные финансы государство активно проводит социальнуюполитику. На основе предоставления региональным органам власти средств, для ихбюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования,здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом кругфинансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетовстали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебныезаведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутреннейбезопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью региональных финансов государства осуществляют выравниваниеуровней экономического и социального развития территорий, которые в результатеисторических, географических, военных и других условий отстали в экономическоми социальном развитии от других районов страны. Для этого разрабатываютсярегиональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источниковдоходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, атакже налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам выделяютсяотчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то естьфинансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенныецели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты идр.)
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитиимуниципальных образований.
Местнымибюджетами являются бюджеты муниципальных образований –административно-территориальных образований (административных районов,поселков, городов).
Бюджетмуниципального образования – форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местныхбюджетов.
Бюджетымуниципальных образований являются составной частью финансовой системыРоссийской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитиимуниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органоввласти в соответствии с Законом Российской Федерации “О местномсамоуправлении”.
Рольместных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуетсяследующим:
— Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образованияпозволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своихполномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которойзаписано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечиваетсамостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130). И далее вКонституции сказано: “Органы местного самоуправления самостоятельно управляютмуниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественногопорядка, а также решают иные вопросы местного значения”.
— Главная роль местных бюджетов — создание финансовой базы.
Формированиебюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов даетвозможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственнуюсамостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитиемуниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальнойвласти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинскогообслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местныхбюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социальногоразвития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональныепрограммы экономического и социального развития муниципальных образований поблагоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурныхпамятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
Имея, враспоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могутувеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальныхуслуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.)
Концентрируячасть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной иисполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы нарешение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
Финансовыеорганы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие наобразование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущихзатрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовыхресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Отмечаяроль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя неучитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенностьфинансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере своюроль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышениедоходов над расходами).
Рольместных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может ещебольше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут бытьнаделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями поформированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Местныйбюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение иисполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Доходыместного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке всоответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органовместного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектаммуниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств,которым является не орган местной власти, а административно-территориальноеобразование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своейкомпетенции распоряжение этой собственностью.
Порядокформирования местных финансов определен Бюджетным кодексом РФ, Федеральнымзаконом “О финансовых основах местного самоуправления” от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ. Настоящий закон определяет основные принципы организации местныхфинансов, устанавливает источники формирования и направления использованияфинансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса вмуниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления сфинансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местногосамоуправления.
Формирование доходов местных бюджетов РФ.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов ипоступлений и регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощьв различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержкимуниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы,другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов субъектовРФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборыперечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К другим собственным налогам местных бюджетов относятся:
- доходы отприватизации и реализации муниципального имущества;
- не менее 10%доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территориимуниципального образования, проводимой в соответствии с государственнойпрограммы приватизации;
- доходы от сдачи варенду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений имуниципальных земель;
- платежи запользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии сзаконодательством РФ;
- штрафы,подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральнымизаконами и законами субъектов РФ;
- государственнаяпошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
- не менее 50%налога на имущество предприятий (организаций);
- подоходный налогс физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральныхналогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные замуниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
- часть подоходногоналога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;
- часть налога наприбыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
- часть налога надобавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключениемдрагоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственногофонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ);
- часть акцизов наспирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем посубъекту РФ;
- часть акцизов наостальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные видысырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее10% в среднем по субъекту РФ.
Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых замуниципальными образованиями на постоянной основе определяются законодательными(представительными) органами субъектов РФ. Расчет долей федеральных налогов,подлежащих закреплению за муниципальными образованиями производится исходя изобщего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. Вэтих пределах законодательный (представительный) орган субъекта РФустанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждогомуниципального образования доли соответствующих федеральных налогов,закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту РФ.Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверхэтих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ можетустанавливать нормативы отчислений (в %) в местные бюджеты от регулирующихдоходов на планируемый финансовый год, а так же на долговременной основе (неменее чем на 3 года).
Использование местных бюджетов РФ.
Использование местных бюджетов денежных средств, направляемые нафинансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решениемвопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальнойсферы административного района или города, установленные законодательством РФ изаконодательством субъекта РФ;
- осуществлениемотдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- обслуживанием ипогашением долга по муниципальным займам;
- обслуживанием ипогашением муниципального долга по ссудам.
Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетовосуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольныхучреждений), здравоохранения, учреждений культуры и много других учрежденийнепроизводственной сферы.
Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти спредприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся надоговорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местногобюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий,финансировании по развитию системы – водоснабжения и канализации.
Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг),финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основеоткрытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органомместного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнениеработ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета,выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальныхоблигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальнымимуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственностипо долгам муниципального образования, а муниципальное образование не несетответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств помуниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны всоответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджетена текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательстворганов местного самоуправления не должна превышать 15% расходной частиместного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводитсядо утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местногосамоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органымуниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетныхсредств.
Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий всоответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельностьназывается кассовым исполнением бюджета.
Регулированиедоходов региональных и местных бюджетов.
Собственные источникидоходов региональных и местных бюджетов в форме региональных и местныхналогов и сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстверайонов страны. Поступления от федеральных налогов в виде отчислений в местныебюджеты их части хотя и значительны, но недостаточны. В большинстверайонов страны налицо дефицит бюджетов в значительныхразмерах, что затрудняет решение задач, стоящих передорганами самоуправления. Возникает необходимость регулированиядоходов региональных и местных бюджетов.
Регулирования доходовбюджетов в целях их сбалансирования применяется метод прямой финансовойподдержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммына безвозмездной основе. Такая помощьпредоставляется в виде дотации, субвенции или субсидии.
Дотацияв бюджетных отношениях — это определенная денежнаясумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущихрасходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий по решениюпредставительного органа власти. При выдаче дотации неоговариваются цели направления средств. Согласно закону дотацияпредоставляется в случае, если закрепленных и регулирующих доходныхисточников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящеготерриториального уровня.
С 1992 г. сталивыделяться субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик,автономных образований, а затем и внутри республик и областей.
Субвенция— бюджетные средства, предоставляемые бюджетудругого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основахдля осуществления определенных целевых расходов.
ЗаконРФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям,областям, автономным округам, городам Москве иСанкт-Петербургу» был принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двухвидов: 1) текущие, к которым относятсясубвенции, направляемые на финансированиетекущих расходов; 2) целевые инвестиционные,направляемые на финансирование инвестиционной, инновационнойдеятельности. При этом установлены особые условияи порядок предоставления текущих и целевых инвестиционных субвенций.
Текущиесубвенции предназначены для выравнивания условий финансированиярегионов, покрытия дефицита нижестоящих бюджетов за счет средствбюджетов вышестоящего уровня.
Инвестиционные целевыесубвенции предназначены для финансирования за счет средствфедерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капитальныхвложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды,комплексное развитие территорий.
Текущие иинвестиционные целевые субвенции, полученные из федеральногобюджета, включаются соответственно в бюджеты субъектов Федерации,областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.
Законом РФ «Офедеральном бюджете на 2001 год» в составе федерального бюджета образованфонд финансовой поддержки субъектов РФ в сумме 100,3 млрд. рублей, из них субсидии — 6,5 млрд. руб., субвенции — 1,5 млрд.руб., финансовая помощь субъектам РФ — 92,3 млрд. руб. Средства фонда направлены на: обеспечение финансовой поддержкижизнеобеспечения районов КрайнегоСевера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузовдля снабжения населения;строительство предприятий (организаций) социальной сферы ижилищно-коммунального хозяйства; финансированиецелевых программ по развитию регионов.
Объем и распределениефонда субвенций на инвестиции из федерального бюджета осуществляютсяна основе запросов представительной власти субъектовФедерации. Использование субвенций на инвестиции не ведет к изменению форм собственности на построенные с их помощью объекты.
Субвенциина возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидациейпоследствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и другихчрезвычайных ситуаций, предоставляются за счет резервных фондовПравительства Российской Федерации и резервных фондов правительств субъектовФедерации.
Орган,оказавший финансовую помощь, вправе контролировать ее использование.Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению,подлежит возврату. Решение о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший.Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счетсредств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия решения.
Кромедотации и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.
Субсидия(помощь, поддержка) — средства, предоставляемыеиз бюджета или специальных фондов бюджету другого уровнябюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условияхдолевого финансирования целевых расходов.
В финансовой практикеприменяется также такая форма финансовой помощи, как бюджетнаяссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной или безвозмездной основена срок не более шести месяцев впределах финансового года.
Вцелях наведения порядка с погашением задолженности поналогам и сборам Правительство РФ в сентябре 1999 г. принялопостановление «О порядке и сроках проведения реструктуризациикредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, атакже задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральнымбюджетом» № 1002, в соответствии с которым организации,имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать:на б лет — по налогам и сборам, а после погашения налоговойзадолженности — на 4 года по пеням и штрафам. Однако этовозможно лишь при соблюдении следующих условий:
1. организация должна осуществлять все текущие налоговыеплатежи не менее чем в течение двух месяцев до момента подачи заявления опредоставлении права на реструктуризацию;
2. организацияутрачивает право на реструктуризацию, еслиона не осуществляет текущие налоговые платежи в полном объеме.
В то же время, еслиорганизация в течение двух лет гасит задолженность в соответствии сутвержденным графиком, она имеет право на досрочное списаниеполовины задолженности по пеням и штрафам, а если более четырехлет — вся задолженность по пеням и штрафам может быть списанадосрочно.
Реструктуризация задолженности организациипо обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Принятие решения о реструктуризациипредоставлено территориальномуналоговому органу по месту регистрациив случае, если сумма задолженности не превышает 20 млн. руб.
Принципыисполнения бюджета.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными(представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своейцелью выполнение доходной и расходной частей бюджетов местного самоуправления.В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вноситьизменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификациипо каждому направлению расходования средств.
Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного исвоевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целоми по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных побюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному иэкономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнованийутвержденного бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов– основному оперативному плану распределения доходов и расходов поподразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и вразрезе распорядителей бюджетных ассигнований.
На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженнымисполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложныхрасходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могутсоставляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением напяти- десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансированияпервоочередных расходов. Кроме того, широко практикуется лимитированиерасходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов,часто в суммах реально поступающих доходов.
Бюджетная роспись составляется уполномоченным представительным органом,утверждается в установленном законодательством порядке.
Для осуществления расходов соответствующие средства представляютсяраспорядителям бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являютсяруководители организаций, которым предоставлено право распоряжатьсяутвержденными для них ассигнованиями. Они имеют право расходовать бюджетныесредства в строгом соответствии с утвержденной сметой.
Контроль за целевым использованием предприятиями и организациямивыделенных средств осуществляет финансовый орган исполнительной власти.
Решение об использовании свободных бюджетных средств (сумма превышениядоходов над расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующийзаконодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующегоисполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут бытьизрасходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов изачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств всвой бюджет. Свободные бюджетные средства по решению законодательного(представительного) органа власти могут быть направлены: осуществлениеразличных социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценныебумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.
Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящегобюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующегозаконодательства.
Принципымежбюджетных отношений.
Бюджетныеотношения между органами государственной власти РоссийскойФедерации и субъектов Федерации и органами местногосамоуправления по поводу финансовой поддержки строятся наоснове определенных принципов, характерных для бюджетногофедерализма.
Межбюджетныеотношения основываются на следующих основных принципах:
· самостоятельностьбюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· сбалансированностьинтересов всех участников межбюджетных отношений бюджетной системыРФ;
· равенствобюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований вовзаимоотношениях с федеральным бюджетом;
· законодательноеразграничение доходных источников между бюджетами;
· выравниваниеуровней минимальной бюджетной обеспеченности;
· единство бюджетной системы РФ;
· передача отдельных видов расходов из федеральногобюджета в территориальные бюджеты;
· средства,переданные бюджету одного уровня от бюджета другого уровня дляобеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующембюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
Втечение финансового года органы законодательной и исполнительнойвласти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются отпринятия решений, которые приводят кувеличению расходов бюджетов других уровней, за исключением случаев всвязи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями.
Основой для расчетафинансовой помощи территориальным бюджетамслужат нормативы финансовых затрат напредоставление финансовых услуг и нормативы минимальной бюджетнойобеспеченности, определяемые на основеединой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и другихособенностей субъектов Федерации.
Финансоваяподдержка субъектов Федерации предоставляется в формах, установленныхзаконодательством Российской Федерации.
Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их
характеристика.
Финансоваяподдержка (тоже финансовая помощь) имеет своей целью оказаниефинансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связис несбалансированностью территориального бюджета (обычноэто бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитомбюджета).
Черезфедеральный бюджет в России во второй половине 90-х годовперераспределялось 10—14% валового внутреннего продукта (подоходной части федерального бюджета).
Из-за того, что налоговыепоступления не могут обеспечить все расходыотдельных региональных и местных бюджетов,бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем большезависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
Всоответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерацииоказание финансовой помощи из федеральногобюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
· предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальнойбюджетной обеспеченности субъектов Федерации;
· предоставление субсидий;
· предоставление субвенций на финансирование отдельныхцелевых расходов;
· предоставление бюджетной ссуды;
· иная безвозвратная и безвозмездная передача средств.
Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в
доходах того бюджета,который является получателем этих средств.
Рассмотрим,что представляет собой каждая из названных формфин ансовойпомощи.
Дотация —бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровнябюджетной системы России на безвозмездной и безвозвратнойосновах для покрытия текущих расходов.
Субсидия(помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые бюджетудругого уровня бюджетной системы России, а также физическому или юридическомулицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция —бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Россииили юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов.
Одним из основныхспособов передачи средств из вышестоящегобюджета нижестоящему бюджету — отчисленияв процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.
Перечень и ставкифедеральных налогов определяются законодательствомРоссии, а пропорции их распределения впорядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровнейбюджетной системы России утверждаются Федеральнымзаконом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менеетрех лет.
Такаяформа финансовой помощи существует десятилетия. Эта форма помощи имеетпреимущества, одно из которых — единство бюджетных источников длявсех бюджетови заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.
Если бюджет территории неимеет достаточных размеров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеетвозможности сбалансировать бюджет за счетотчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой помощи (дотация, субсидия, бюджетная ссуда).
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные иинструктивные документы:
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2002. – 192с.
II. Учебная и специальная литература:
2. Авдокушин. Е.Ф. Международныеэкономические отношения/ М.: 2000.-256с.
3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория:ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. Д.э.н, профессора А.И. Добрынина. –3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.-199с.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическаямодель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. Ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. – С.- Пб., 1992.- 496 с.
5. Лобковича Э.И., под общ. его ред.М.И. Плотницкого./Основы экономической теорий: Пособие для системы экон.Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 1999.-192с.
6. Линдерт П.Экономика мирохозяйственных связей /Пер. с англ. М., 1992.
7. Линдерт П.Х. Экономикамирохозяйственных связей/Пер. с англ. М.: 1992.-128с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:Принципы проблемы и политика: в I и II, М.: Изд. “Республика” 1992.- I том 399с., II том 400с.
9. Соловых Н.Н., Венцкене С.А., КрымА.Б. и др.Экономическая теория. Экономика: учебное пособие./ Под. Общ. Ред.Соловых Н.Н. Часть 2. – М.: Московский университет потребительской коопераций,2003.- с. 246.
10. Семёнов К.А.Международные экономические отношения: Курс
лекций- М.: Гардарика, 1998.- 336с.
11. Фаминского И.П.под.ред../Основы внешнеэкономических
знаний. 2-е М., 1994.-259с.
III. Материалы периодической печати:
12. Дело.Восток+Запад.1995. № 10.
13. Нахович Э.Современная мировая экономическая система. Спец-курс //РЭЖ.1996. № 7-9.
14. Шишков 10.ЕС между прошлым и будущим (ЕвропейскоеСообщество единое рыночноепространство) /Иптерлинк. 1993. N 2.