МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Федеральные налоги и сборы»
на тему:«Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины»
Выполнил:
Специальность: налогии налогообложение
Группа:
Проверил:
Ростов-на-Дону2007
Содержание:
Содержание
Введение
1. МВД как участник отношений по укреплению налоговой дисциплины
1.1 Министерство внутренних дел РФ, его задачи и функции,
система органов
1.2Место органов внутренних дел, ведущих борьбу с налоговыми
преступлениямив системе органов МВД
1.3 Преемственность ФСЭНП
1.4Налоговая дисциплина: историческийобзор деятельности
ОВД по её поддержанию. Место ОВД всистеме отношений по
укреплению налоговой дисциплины
2. Укрепление налоговой дисциплины как самоцель деятельности
Федеральной службы по экономическим и налоговымпреступлениям
2.1 Основные задачи, функции и набор праворганов ФСЭНП
2.2 Сравнение выполняемых функций ирешаемых задач
налоговых органов, органов ФСЭНП иупраздненной ФСНП
2.3 Взаимодействие органов внутреннихдел и налоговых органов
3. Пути повышения эффективности ОВД вукреплении
налоговой дисциплины
3.1 Международноесотрудничество ОВД по выявлению и
предупреждению налоговыхпреступлений, связанные с этим
проблемы и возможные путиих решения
3.2 Эффективность органов внутренних делв укреплении
налоговой дисциплины
Заключение
Список литературы
Введение
От уровня налоговой дисциплины зависит экономическая безопасность страны. Если сказать, что повышение налоговой дисциплины в интересах государства, значит, ничего не сказать. Написаны многочисленные трактаты о роли налогов, их пересказывать – не тема курсовой, поэтому вкратце следует сказать, что налоговые доходы являютсябазой бюджета нашего государства, эффективное функционирование государственного аппарата зависит, в том числе и от достаточного финансированиярешаемых последним задач, поэтому эффективное выполнение государством своихобязательств гарантирует стабильность экономики страны.
Налоговая дисциплина — обязательный для всех юридических ифизических лиц строгий порядок соблюдения налогового законодательства, правильногоисчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательныхплатежей в бюджет.
Налоговая дисциплиназависит от нескольких факторов, их можно разделить на следующие: 1)мерыгосударства по поддержанию и укреплению налоговой дисциплины, и 2)правосознание,менталитет нации. В свою очередь государственные меры включают деятельностьорганов государственной власти по контролю, предупреждению, пресечениюотклонений в сфере налоговой дисциплины (ФНС, ФСЭНП) и ещё отдельно можновыделить нормы права (уголовного, административного), включающие запреты исанкции, которые выступают мерой устрашения.
Цель же даннойкурсовой работы – определить роль отдельного органа государственной власти – МВД (в лице его структурногоподразделения – Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям) в укреплении налоговой дисциплины.
1.МВД как участник отношений по укреплениюналоговой дисциплины
1.1 Министерство внутренних дел РФ, егозадачи и функции,
система органов
Основную деятельность по защите прав и свобод человека игражданина в РФ, обеспечения правопорядка и общественной безопасности осуществляюторганы внутренних дел РФ. Кроме этого, органы внутренних дел РФ в системе государственныхорганов исполнительной власти призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободыграждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иныхпротивоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних делопираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личностии гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудниковорганов внутренних дел соответствующим органам государственной власти иуправления, соблюдения служебной дисциплины.
Традиционно органы внутренних дел входят в системуМинистерства Внутренних дел РФ.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферевнутренних дел. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.Кроме органов внутренних дел, в МВД России входят 15 департаментов по основнымнаправлениям деятельности министерства, Следственный комитет при Министерствевнутренних дел РФ, Главное командование внутренних войск Министерствавнутренних дел РФ и Федеральная миграционная служба МВД России. Систему МВДРоссии составляют ее территориальные органы, а также научные, учебные заведенияи учреждения, созданные для обеспечения деятельности министерства.[1]
Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который,как и его первый заместитель, заместители, назначается на должность и освобождаетсяот должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства.
Основными задачами Министерства внутренних дел РФ являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики всфере состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования всфере состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав исвобод человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения,выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупрежденияи пресечения административных правонарушений и др.[2]
В соответствии с функциями МВД России правоохранительная деятельностьорганов внутренних дел сводится к следующему:
• организации и непосредственному осуществлению оперативно-розыскнойи экспертно-криминалистической деятельности;
• производству дознания и предварительного следствия поуголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
• обеспечению реализации мер по предупреждению, выявлению ипресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формсобственности;
• осуществлению мер по борьбе с организованной преступностьюи коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконнымивооруженными формированиями;
• участию в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом,контрабандой, охране государственной границы Российской Федерации, обеспечениюбезопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранныхгосударств на территории Российской Федерации, защите в системе Министерствасведений, составляющих государственную тайну;
• обеспечению исполнения уголовных наказаний и административныхвзысканий, решений судов, по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых иосужденных, находящихся под стражей, их охране, этапированию и конвоированию.
В свою очередь, органы внутренних дел МВД России образуютсвою систему. В нее входят:
• центральный аппарат МВД РФ;
• главные управления МВД РФ по федеральным округам;
• министерства внутренних дел, главные, управления,управления внутренних дел субъектов РФ;
• линейные управления внутренних дел на железнодорожном,водном и воздушном транспорте;
• управления внутренних дел на особо важных и режимныхобъектах;
• районные, городские органы внутренних дел;
• экспертно-криминалистические учреждения МВД России;
• учебные и научно-исследовательские учреждения МВД России.[3]
1.2 Место органов внутренних дел,осуществляющих налоговый
контрольв системе органов МВД.
Рассматриваяструктуру центрального аппарата МВД России можно выделить следующиеподразделения: Службу криминальной милиции, Службу общественной милиции, Службутыла, федеральную миграционную Службу, федеральную Службу по экономическим иналоговым преступлениям, Главное управление кадров, Главноеорганизационно-инспекторское управление, Главное управление собственнойбезопасности, Управление информации, региональных и общественных связей,Контрольно- ревизионное управление, Управление международного сотрудничества,Следственный комитет при МВД и др. Как видно из вышеизложенного, в структуре аппаратаМВД всего две службы имеют федеральное значение, и одной из них являетсяфедеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
Подразделения по борьбе с экономическими и налоговымипреступлениями входят в структуру криминальной милиции, помимо них также вструктуре криминальной милиции подразделения:
• уголовного розыска;
• по борьбе с экономическими преступлениями;
• по борьбе с налоговыми преступлениями;
• по борьбе с организованной преступностью;
• по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий;
• оперативно-поисковые;
• собственной безопасности и др.[4]
Задачами криминальной милиции, а, следовательно, и егоподразделений, ведущих борьбу с налоговыми преступлениями являются:
• предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, поделам о которых обязательно предварительные следствия;
• организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся оторганов дознания, следствия и суда, уклонившихся от исполнения уголовного наказания,и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
• производство неотложных следственных действий по уголовнымделам.
Как было сказано в части 1 главы 1 данной курсовой работы, вМВД России входят 15 департаментов по основным направлениям деятельностиминистерства, некоторые из них: Департамент обеспечения безопасности дорожногодвижения, Департамент охраны общественного порядка, Департамент собственной безопасности,Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторскийдепартамент, Правовой департамент, Финансово-экономический департамент и др.
Департамент экономическойбезопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации является оперативнымподразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскнуюдеятельность. Департамент экономической безопасности — самостоятельное структурноеподразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке иреализации государственной политики и нормативному правовому регулированию вобласти экономической и налоговой безопасности государства.
Департамент выполняетфункции головного оперативного подразделения в системе МВД России поорганизации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.[5]
1.3 Преемственность ФСЭНП
Включениев состав Налогового кодекса РФ новой редакции главы 6 обусловлено принятым в 2003 г. решением о создании на организационной основе двух ранее существовавших структур — системыорганов по борьбе с экономическими преступлениями МВД России и системы налоговойполиции России — единого организационно-структурного звена, обеспечивающегоэкономическую безопасность государства посредством выявления, предупреждения ипресечения экономических и налоговых преступлений и правонарушений (до 1 июля 2003 г. гл. 6 НК имела иное название и была посвящена деятельности органов налоговой полиции России —самостоятельного правоохранительного органа в системе обеспечения экономическойбезопасности РФ).
Оперативныеподразделения БЭП в системе ОВД осуществляли решение задач, направленных наборьбу с преступлениями в сферах приватизации, финансово-кредитной,внешнеэкономической деятельности, оборота подакцизных товаров, а также напотребительском рынке.
Налоговаяполиция в системе налоговой администрации РФ являлась специализированнымправоохранительным органом, усилия которого были сконцентрированы навыявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и преступлений.Проведенные преобразования были направлены на исключение дублирования действийв деятельности системы БЭП МВД России и органов налоговой полиции в сфере борьбыс экономическими и налоговыми преступлениями.
Правопреемницейуказанных структур стала Федеральная служба по экономическим и налоговымпреступлениям, созданная в структуре центрального аппарата МВД России. Онаподчинена непосредственно министру внутренних дел России, а функции по координацииее деятельности осуществляет первый заместитель министра — начальник ФСЭНП МВДРоссии. О преемстве ФСЭНП говорит не только передача прав и обязанностей новойслужбе, но и, для примера, то, что в процессе формирования Управления поналоговым преступлениям ГУВД Ростовской области максимального был использованкадровый потенциал упраздненного Управления ФСНП России по Ростовской области, итак по всей стране. Одним из первых мероприятий вновь созданной службы былопринятие в производство уголовных дел, возбужденных ранее Федеральной службойналоговой полиции и переданных прокуратурой в ГУВД.[6]
СтруктураФСЭНП состоит из ранее входящих в ФСНП и ОБЭП подразделений, и имеет деление:
1) Главноеуправление по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД России;
2) Главноеуправление по налоговым преступлениям ФСЭНП, в состав которого входяторганизационно-аналитическое управление, три оперативно-розыскных бюро иуправление документальных проверок и ревизий;
3) оперативно-розыскныебюро по экономическим и налоговым преступлениям главных управлений МВД Россиипо федеральным округам;
4) управления поналоговым преступлениям в министерствах, главных управлениях, управленияхвнутренних дел субъектов РФ и непосредственно им подчиненных подразделениях.
ФСЭНП,образованная именно в системе МВД России, одновременно получила статусфункционального элемента национальной органа контроля налоговой дисциплины иэлемента системы ОВД, что повлекло за собой необходимость адекватного изменениясуществующего законодательной базы регулирования правоохранительнойдеятельности в сфере противодействия налоговой и экономической преступности.Для этого потребовалось зафиксировать в законодательных актах роль образованнойструктуры в деятельности по обеспечению налоговой безопасности, что и обусловилоизменение главы 6 НКРФ.
1.3 Налоговая дисциплина: историческийобзор деятельности ОВД
по её поддержанию. МестоОВД в системе отношений по укреплению налоговой дисциплины
Под дисциплиной понимаютстрогий порядок действий в соответствии с установленной нормой.
Налоговая дисциплина — обязательный для всех юридических и физических лицстрогий порядок соблюдения налогового законодательства, правильного исчисления,своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей вбюджет.
Отечественные органы внутренних дел — первопроходцыв деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений,осуществляемой ими в процессе оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной,административной и иной проверочной деятельности.
В период НЭП широкое местов практической деятельности милиции занимала работа по выявлению лиц,уклоняющихся от уплаты продовольственного налога. В случае установлениямилицией фактов сокрытия или прямого отказа от сдачи сельскохозяйственныхпродуктов к плательщикам указанного налога на основании Декрета Совета НародныхКомиссаров РСФСР от 15 июля 1921 г. применялись принудительные работы либолишение свободы с конфискацией имущества.
С 1922 г. ответственность за неплатеж или отказ отуплаты налогов предусматривалась первым Уголовным кодексом РСФСР. А следующийУК РСФСР (1926 г.) налоговыми преступлениями признавал: неплатеж в назначенныйсрок налогов и сборов; сокрытие или неверное показание по сговору об объектах обложения;искусственное уменьшение стоимости имущества с целью обойти закон о налоге снаследства и имущества.
Расследованиемпреступлений в первые годы Советской власти занимались следственные комиссии, апозднее следователи, которые организационно не входили в структуру органов НКВД- МООП-МВД.
В УК РСФСР 1960 г. долгое время отсутствовали нормы об ответственности за налоговые преступления, но уже в 80-х, начале 90-х гг. ХХв. в число деяний, образующих юридические составы налоговых преступлений,дополненный УК РСФСР включал: уклонение от подачи декларации о доходах; сокрытиедоходов или иных объектов налогообложения; противодействие или неисполнениетребований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов.[7]
В условиях несовершенства уголовно-правовогозаконодательства в области налогов и сборов органы внутренних дел осуществлялипредварительное расследование в форме дознания преступлений, предусмотренных:ст. 162.1 УК, ст. 162.2 и ст. 162.3 УК.
В исключительных случаях органы внутренних дел моглипо названным статьям УК РСФСР осуществлять предварительное следствие, если такойпорядок признавался необходимым прокурором либо судом.
Это положение сохранялось до 15.07.93., довступления в силу Закона РФ о федеральных органах налоговой полиции, всоответствии с которым вести дознание по этим делам поручалось федеральныморганам налоговой полиции.
Затем вступил в силу Федеральный закон о внесенииизменений и дополнений в Закон Российской Федерации о федеральных органахналоговой полиции и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 17 декабря 1995 г. N 200-ФЗ, в соответствии с которым обязанность вести предварительное следствие по этим делампоручалась органам налоговой полиции.
На время переходного периода, потребовавшего оторганов налоговой полиции адаптации и накопления опыта, налоговые иправоохранительные органы, в том числе милиция, руководствовалисьпреимущественно указаниями Генерального прокурора РФ, межведомственнымиприказами и соглашениями о совместной деятельности, письмами.
Должностные лица органов внутренних дел в рамкахреализации требований Указа Президента РФ от 14.12.1996 N 1680 «Об участииорганов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступленийналогов и других обязательных платежей в бюджеты» наделялись правом посогласованию с налоговыми органами: участвовать в обеспечении личнойбезопасности сотрудников налоговых органов при проведении ими контрольныхпроверок; участвовать в охране объектов налоговых органов на основе договоров.
Долгое время основной, если не единственной правовойнормой, обязывающей органы внутренних дел взаимодействовать с налоговыми органами,являлась ст. 5 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».В соответствии с этой нормой органы внутренних дел обязаны оказыватьпрактическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебныхобязанностей. При этом они должны обеспечивать принятие законных мер попривлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующихвыполнению должностными лицами налоговых органов своих профессиональныхфункций.
Приказом Госналогслужбы иМВД России определялись основные направления взаимодействия в целях выявления ипресечения нарушений налогового законодательства и иных финансовых иэкономических правонарушений.
Органы внутренних дел обязывались оказыватьсодействие налоговым органам в осуществлении контроля за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах в пределах и объеме, установленных ЗаконамиРФ «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»и другими правовыми актам.
Как было давно замечено, внимание(общественное, государственное, отдельных лиц) привлекают действия и определенныепоказатели, имеющие отклонения. Так дело обстоит и с налоговой дисциплиной, аименно: действия дисциплинированных плательщиков налогов по своевременному и полномуосуществлению своих налоговых обязанностей перед государством последним никакне поощряются (можно ли считать отсутствие пеней и штрафов, и других санкцийпоощрением?) (для примера, во Франции существует льгота для бюджетников каквынужденных честных плательщиков), в то время как основное внимание направленона устранение и предупреждение нарушений налоговой дисциплины.
В России главную роль вустранении и предупреждении нарушений налоговой дисциплины играют двефедеральные службы – ФНС и ФСЭНП.
Как известно, на службывозложены обязанности по анализу, контролю и регулированию отдельных отраслейобщественных отношений. Федеральная служба по экономическим и налоговымпреступлениям создана в структуре МВД для решения вопросов, связанных с укреплениемналоговой дисциплины, то есть в результате реализации задач налоговогоконтроля, осуществляемого ФСЭНП на основе проверочных мероприятий,оперативно-розыскной деятельности, расследований и предупреждения налоговых правонарушенийи преступлений, укрепляется налоговая дисциплина, выражающая одну из сторонзаконности. Налоговые же органы контролируют соблюдение законодательства оналогах и сборах.
Однако следует учитыватьи правоприменительную практику, которая в развитых странах играет значительнуюроль в укреплении налоговой дисциплины. В условиях становления рыночнойэкономики потребность государства повысить собираемость налогов не может бытьобеспечена только путем укрепления финансовой дисциплины и усиленияфинансового контроля. Отсюда следует необходимость стимулировать налогоплательщиковк уплате налогов путем укрепления уголовно-правового регулирования налоговых ибюджетных отношений. Таким образом, уголовное законодательство, непосредственноприменяя различные санкции к нарушителям налогового законодательства, влияет наналоговую дисциплину (меры устрашения).
2. Укреплениеналоговой дисциплины как самоцель деятельности
Федеральнойслужбы по экономическим и налоговым преступлениям
2.1 Основныезадачи, функции и набор прав органов ФСЭНП
ОтнесениеФедеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям кправоохранительной системе предопределяет основную задачу ее деятельности —выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений,следствием чего является укрепление налоговой дисциплины. Кроме названной,основными задачами ФСЭНП, играющими немаловажную роль в деле борьбы снарушениями налоговой дисциплины являются:
•подготовка предложений по основным направлениям государственной политики поборьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями;
•организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия налоговыхпреступлений;
• организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий позащите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспеченияблагоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционнойдеятельности;
• координацияи организационно-методическое руководство деятельностью подразделений поэкономическим и налоговым преступлениям;
•совершенствование нормативно-правовой основы деятельности подразделений поэкономическим и налоговым преступлениям и организация исполнения органамивнутренних дел законодательства по вопросам борьбы с преступлениями вэкономической и налоговой сферах;
• обеспечениебезопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты ихсотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебныхобязанностей;
• предупреждение,выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.[8]
Реализациязадач, поставленных перед ФСЭНП определяет набор основных функций, которыминаделена служба:
• разработкапредложений по основным направлениям деятельности органов МВД по выявлению,предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;
• обеспечение в пределах полномочий органов МВД получения, обработки икомплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере налогообложения,разработка на основе прогнозирования социально-экономической и криминогеннойобстановки в стране предложений по предупреждению и пресечению налоговыхпреступлений;
• разработкаи осуществление мер по обеспечению защиты законных интересов в областиэкономики и налогов физических и юридических лиц, общества и государства;
• участие в разработке и реализации государственных программ обеспеченияэкономической и налоговой безопасности страны;
• организацияи осуществление оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждениюи пресечению налоговых преступлений;
• организацияи контроль за деятельностью подразделений по борьбе с экономическимипреступлениями и по налоговым преступлениям по выполнению возложенных на нихзадач;
•координация деятельности органов внутренних дел, главных управлений МВД Россиипо федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению,предупреждению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступлений;
• проведениеоперативно-розыскных мероприятий по выявлению и перекрытию каналовфинансирования и поступления материально-технической помощи незаконнымвооруженным формированиям, организациям и лицам, занимающимся террористическойдеятельностью;
• организацияи проведение работы по выявлению хозяйствующих субъектов, подконтрольныхорганизованным группам и преступным сообществам (преступным организациям); осуществлениеоперативно-розыскных мероприятий по пресечению их преступной деятельности вовзаимодействии с подразделениями по борьбе с организованной преступностью,правоохранительными и контролирующими органами;
• разработкаи реализация во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительнойвласти и подразделениями МВД России меры по борьбе с преступлениями и правонарушениямив сфере налогообложения;
•обобщает и анализирует практику применения подразделениями законодательства всфере защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц,общества и государства;
•оказание методической помощи подразделениям Службы общественной безопасностиМВД России в организации деятельности милиции общественной безопасности повыявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфереэкономики, по которым обязательно проведение предварительного следствия;
•взаимодействие и проведение консультаций с российскими и зарубежнымиобщественными организациями, правоохранительными органами иностранныхгосударств по вопросам правоохранительной деятельности в экономической и налоговойсферах;
• взаимодействиесо средствами массовой информации при освещении проблем борьбы с налоговойпреступностью;
•формирование и ведение оперативно-справочного учета, информационных системи банков данных, необходимых для правоохранительной деятельности в налоговойсфере;
• разработкапроектов законодательных и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, а также участие в разработке проектов международных договоровРоссийской Федерации по вопросам борьбы с экономическими и налоговымпреступлениями.[9]
ВыполнениеФСЭНП возложенных государством задач и функций обеспечивается предоставлениемширокого набора прав:
• проводить и соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия сцелью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов отналогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительноеследствие по которым отнесены законом к ведению федеральной службы ноэкономическим и налоговым преступлениям, а также обеспечения собственнойбезопасности;
• пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленнымизаконодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютногоконтроля;
• осуществлятьпри наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числеконтрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полномобъеме с составлением актов по результатам этих проверок;
• приостанавливатьоперации налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срокдо одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислениеми уплатой налогов (это распространяется только на расходные операциипроверяемого субъекта, приходные операции по такому счету банк вправеосуществлять без ограничений; при наличии у проверяемого субъекта нескольких банковских счетов ФСЭНП вправе приостановить расходные операции повсем из них); решение о приостановлении операций по такому счету обязательнодля выполнения обслуживающим банком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие отполномочий налоговых органов) распространяется и на банковские счета физическихлиц;
•беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иныепомещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемыеналогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;
•выносить в качестве предупредительной меры письменные предостереженияруководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и другихорганизаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушенийзаконодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательныхплатежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки,ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а принеобходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственныхсредств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;
•проверять у граждан и должностных лита документы, удостоверяющие личность, еслиимеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления илиадминистративного правонарушения;
• вызыватьс целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации,иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся ккомпетенции федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям;
•получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учрежденийи организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию,необходимую для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за исключениемслучаев, когда законом установлен специальный порядок получения такойинформации; полученная Федеральной службой информация используетсяисключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;
• использоватьв случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства,принадлежащее предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям(кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств,консульских и иных учреждений иностранных государств, международныхорганизаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования изадержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в ихсовершении.[10]
Правомерныедействия сотрудника ФСЭНП вытекают из задач, возложенных государством наФедеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, и соотносятся собязанностями лиц обязанных уплачивать налоги. Таким образом, при исполнениислужебных обязанностей сотрудник ФСЭНП является представителем государственнойвласти и находится под зашитой государства.
Законодательствомустановлены две группы правовых гарантий осуществления ФСЭНП своих полномочий.К первой группе относится императивность выполнения законных требованийсотрудника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям.Вторая группа гарантий заключается в запрете вмешательства в деятельностьсотрудника ФСЭНП.
Реализациявышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечивается мерами административнойответственности в виде штрафа. Нарушение руководителями и должностными лицамипредприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическимилицами прав органов ФСЭНП влечет за собой наложение штрафа в размере достократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.
2.2Сравнение выполняемых функций и решаемых задач налоговых
органов,органов ФСЭНП и упраздненной ФСНП
Начинаясравнение выполняемых функций и решаемых задач налоговых органов, органов ФСЭНПи ранее существовавшей ФСНП, следует заметить, что сравнение подразумеваетсопоставление и выявление общих черт, а также различий. Рассматривая ныне действующиеФедеральную налоговую службу и Федеральную службу по экономическим и налоговымпреступлениям, видно, что существующая законодательная база, определяющая ихвзаимодействие, была создана с учетом накопленного за период деятельностиупраздненной ФСНП опыта, с устранением явных ошибок, а именно с устранением дублированияфункций в области налогового контроля между службами. Исходя из этого следуетскорее сравнивать полномочия ФСНП и ФСЭНП, и искать позитивные стороныреорганизации, а также рассматривать взаимное дополнение выполняемых ФСЭНП и ФНСфункций в деле укрепления налоговой дисциплины.
НаделениеФедеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям статусомправоохранительного органа означает не только наличие в ее компетенциихарактерных признаков, присущих всей правоохранительной системе, но в тожевремя ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных органов.Полномочиям Федеральной службы свойственна узкая специализация в сфере налоговыхправоотношений.
ФСЭНПреализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. Вдеятельности налоговых органов отсутствует постоянное или систематическоевоздействие на иных участников налоговых отношений; юридическим фактом, наосновании которого органы ФСНП вступали в налоговые правоотношения, какправило, являлись нарушения законодательства о налогах и сборах или угроза ихнарушения. В отличие от ФСНП в отдельных случаях органы ФСЭНП наделяются илифактически реализуют права налоговых агентов.[11]
ФСЭНПотличается характером своих функций от налоговых органов, что предопределяетотсутствие дублирования в их деятельности. Налоговые органы контролируютсоблюдение законодательства о налогах и сборах, а Федеральная служба поэкономическим и налоговым преступлениям осуществляет проверочные мероприятия,оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговыеправонарушения и преступления.
НаделениеФедеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям статусомправоохранительного органа обусловило распространение на ее деятельностьУголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ. Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях, Федерального закона «Об оперативно-розыскнойдеятельности» в ред. от 20 марта 2001 г., Закона РФ «О безопасности» в ред. от24 декабря 1993 г.
Сравниваяполномочия ФСЭНП с упраздненной ФСНП, следует отметить, что вновь созданнаяструктура лишилась права:
1. самостоятельнопроводить налоговые проверки (ФСЭНП сможет в них участвовать только по запросуналоговых органов);
2. получатьсведения, составляющие налоговую тайну;
3. замораживатьсчета организаций;
4. бороться садминистративными налоговыми правонарушениями.
Проведеннаяреорганизация органов налоговой полиции и УБЭП в рамках структуры МВД РФ,бесспорно, позитивна. Так как органы ФСЭНП, нередко называемые налоговой милицией,смогут в своих действиях руководствоваться Уголовно-процессуальным кодексом, атакже законами о милиции и оперативно-розыскной деятельности, но не Налоговымкодексом. То есть дублирование функций налоговых органов со стороны ФСЭНП исключается.Служба расследует правонарушения, выявленные налоговыми инспекциями и направленнымив милицию. Важно, что налоговая милиция (в отличие от прежней ФСНП) не можетсамостоятельно доначислять и заставлять предпринимателей платить неуплаченные,по их мнению, налоги в бюджет.
Таким образом, произошлоразделение силовых и налоговых полномочий существующих на данный моментведомств с целью исключения дублирования. Однако всё ещё остается нерешеннойпроблема административного давления на бизнес и злоупотребления. Решения были принятыверные, однако сможет ли позитивная сторона реформирования затенить проблемныестороны.
2.3 Взаимодействиеорганов внутренних дел и налоговых органов
Какбыло сказано выше, налоговые органы контролируют соблюдение законодательства оналогах и сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскнуюдеятельность, расследует и предупреждает налоговые преступления. При такомразделении функций зачастую требуется тесное взаимодействие указанных органов. Былобы не секретом сказать, что от уровня взаимодействия органов ФСЭНП и налоговыхорганов, зависит уровень налоговой дисциплины.
Вцелях организации взаимодействия между ОВД и налоговыми органами попредупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступленийбыли утверждены:
— Инструкцияо порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов приосуществлении выездных налоговых проверок;
— Инструкцияо порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органыпри выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных кполномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
— Инструкцияо порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних делпри выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушениязаконодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
В статье36 главы 6 Налогового Кодекса в редакции от 30.06.2003 г. законодатель счелцелесообразным в п. 1 указать только, что ОВД (в лице сотрудников оперативнойслужбы по экономическим и налоговым преступлениям) по запросу налоговых органоввместе с налоговыми органами участвуют в выездных налоговых проверках. Этоподтверждено и нормой п. 33 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции».
Правовойосновой для подобного предписания служит ст. 5 Закона о налоговых органах,согласно которой органы МВД России обязаны оказывать практическую помощьработникам налоговых органов при исполнении служебных обязанностей,обеспечивая принятие предусмотренных упомянутым Законом мер по привлечению кответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению ими своихдолжностных функций.[12]
Порядокорганизации и проведения налоговыми органами с участием ОВД выездных налоговыхпроверок, оформления и реализации их результатов регламентирует Инструкция опорядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов приосуществлении выездных налоговых проверок. В ней перечислены четыре основания,которые могут стать причиной привлечения налоговыми органами сотрудников ОВДдля проведения ВНП:
1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушенияхналогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентамизаконодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данныхс участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативныхподразделений;
2) назначение ВНП на основании материалов о нарушениях законодательства о налогахи сборах, направленных ОВД в налоговый орган для принятия по ним решения всоответствии с п. 2 ст. 36 НК;
3) необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для участияв проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящимпроверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а такжеобеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц приисполнении ими должностных обязанностей.
Включениев текст Инструкции закрытого перечня оснований для проведения совместных ВНПсвидетельствует о том, что во всех иных ситуациях должностные лица налоговыхорганов не должны прибегать к помощи сотрудников ОВД.
СогласноИнструкции в запросе, который налоговые органы направляют в ОВД, среди другихобязательных реквизитов должны быть изложены обстоятельства, вызывающиенеобходимость участия сотрудников органа внутренних дел в ВНП. На основанииимеющейся у налогового органа информации требуется заранее указать характер исодержание предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах.
Ответна запрос налогового органа ОВД направляют не позднее пяти дней со дня егопоступления. В ответе должна содержаться информация о сотрудниках, назначенныхдля участия в ВНП, или мотивированный отказ от участия в ней.
Инструкциясодержит закрытый перечень оснований для отказа ОВД от участия в ВНП по запросуналогового органа.
В Инструкцииуказано, что взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников ОВДпри проведении ВНП не препятствует их самостоятельности при выборепредусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных ииных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечениисогласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Это значит,что при проведении ВНП сотрудник налогового органа может производить только тедействия, право на осуществление которых предоставлено налоговым органам.Соответственно, и сотрудник ОВД будет действовать в пределах своей компетенции,указанной в Законе «О милиции», и не сможет воспользоваться полномочиямидолжностного лица налогового органа.[13]
Припроведении ВНП должностные лица ОВД имеют возможность, воспользовавшисьпредоставленными им правами:
— осуществитьдоступ на территорию (в помещения) проверяемого лица и произвести ее осмотр;
— воспрепятствоватьсовершению правонарушения;
— проверитьу граждан документы, удостоверяющие личность;
— провестиличный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и принадлежащих имтранспортных средств;
— произвестипроверку и изъятие необходимых документов и предметов;
— проверитьналичие лицензий и специальных разрешений;
— направитьтребование или самостоятельно произвести проверку и ревизиюфинансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;
— получитьустные и письменные объяснения от проверяемых лиц;
— применитьмеры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
— использоватьсредства документирования произведенных действий.
Доступна территорию проверяемого лица и их последующий осмотр осуществляетсядолжностными лицами ОВД в рамках ВНП — при преследовании лиц, подозреваемых всовершении преступлений, а также при наличии достаточных данных полагать, чтона этой территории совершено или совершается преступление.
Действиянаправленные на воспрепятствование совершению правонарушения, реализуются вформе требования должностных лиц ОВД в адрес граждан или должностных лицпрекратить совершение преступления или административного правонарушения,воздержаться от действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции ил идолжностных лиц органов государственной власти, например налоговых органов Должностныелица ОВД также имеют право удалять граждан с места совершения правонарушенияили происшествия.
Проверкадокументов, удостоверяющих личность, осуществляется должностными лицами ОВД втех случаях когда имеются достаточные основания а) подозревать этих лиц всовершении преступления, б) полагать, что эти лица находятся в розыске. Проведениедосмотра может включать а) личный досмотр граждан б) досмотр находящихся приних вещей, в) досмотр транспортных средств, который производится в присутствиидвух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство.
Дляпроверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенномадминистративном правонарушении должностные лица ОВД могут потребоватьобязательных проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственнойдеятельности физического лица или организации. При необходимости они могуттакже проводить такие проверки и ревизии самостоятельно в пределах сроков,установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством обадминистративных правонарушениях.
На основаниип. 34 ст.11 Закона «О милиции» ОВД имеют право получать сведения составляющиеналоговую тайну.
ВИнструкции указано, что функцию общей координации мероприятий, осуществляемыхв процессе проведения проверки, выполняет руководитель проверяющей группы.Таким образом, на время проведения ВНП сотрудники ОВД обязаны в пределах своейкомпетенции выполнять предписания должностного лица налогового органа,назначенного руководителем проверяющих.[14]
Решениео проведении ВНП совместно с сотрудниками ОВД оформляется по тем же правилам,что и для обыкновенной выездной налоговой проверки. Основанием для проведениятакой ВНП является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговогооргана. Указанное решение оформляется в соответствии с Порядком назначениявыездных налоговых проверок.
Вслучае если ВНП проводится с целью уточнения материалов по факту налоговогопреступления, находящегося в производстве ФСЭНП МВД России, в налоговые органыдолжно быть направлено соответствующее постановление следователя спредложениями по характеру, сроку и объемам проверки. На основании этогопостановления решение о проведении ВНП оформляют налоговые органы. Налоговыеорганы и сотрудники ОВД не могут провести совместную ВНП на основании любогодокумента (решения, постановления и т.п.), подписанного любым должностным лицомОВД, и не имея соответствующего решения руководителя (заместителяруководителя) налогового органа.
Сразупосле прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить проверяемомуналогоплательщику свои служебные удостоверения, а также решение о проведенииВНП (повторной ВНП) Факт предъявления решения (постановления) удостоверяетсяподписью проверяемого лица
Оформлениеи реализация результатов проверки осуществляется, как и при проведенииобыкновенной ВНП, в порядке, установленном ст. 100 и 101 НК и Инструкцией опорядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу онарушениях законодательства о налогах и сбора. Но существую некоторые отличияот этого порядка.
Привыявлении фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющимипроизводится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов)и лени, а также формируются предложения о привлечении проверяемого кналоговой, административной и уголовной ответственности. В последнем случаедополнительно производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по ихвидам, налоговым периодам и финансовым годам.
Независимоот того, было ли выявлено по результатам совместной проверки налоговоепреступление или нет, акт ВНП всегда составляется в трех экземплярах. Первыйэкземпляр хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручаетсяпроверяемому налогоплательщику (его представителю), третий направляется в ОВДсотрудники которого участвовали в проведении проверки.
АктВНП должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами нетолько налогового органа, но и сотрудниками ОВД, а также руководителемпроверяемой организации или проверяемым налогоплательщиком (ихпредставителями).
Наакте ВНП не требуется подписей сотрудников ОВД, которые привлекались дляучастия в конкретных действиях по осуществлению налогового контроля в качествеспециалистов или обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровьядолжностных лиц налогового органа, проводящих проверку.
Решениепо результатам проверки, как это и предусмотрено НК выносит единоличноруководитель (заместитель) налогового органа, а должностным лицам ОВД,участвовавшим в проверке, направляется лишь его копия.
Привыявлении фактов, указывающих на возможность совершения проверяемым лицомналогового преступления, предусмотренного ст. 198—199.2 УК, налоговые органыобязаны направить все материалы проверки в ОВД.
Вслучае принятия решения о прекращении уголовного дело ОВД в трехдневный срокуведомляет об этом налоговый орган.
ОВДРоссии по согласованию с налоговыми органами могут также участвовать вобеспечении личной безопасности сотрудников налоговых органов при проведенииконтрольных проверок и охране объектов налоговых органов на основе договоров.
Приналичии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного снарушением законодательства РФ о налогах и сборах, ОВД на основании вправесамостоятельно проводить проверки организаций и физических лиц в соответствиис законодательством РФ.
ОВД,как и расформированная налоговая полиция, лишены НК права самостоятельнопроводить налоговые проверки в режиме налогового контроля. В то же время,содержавшееся ранее в тексте НК право сотрудников налоговой полиции при наличиидостаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного снарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверкиорганизаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ сохранено идля сотрудников ФСЭНП МВД России — п.35 ч.1 ст.11 Закона «О милиции». При этомна указанные проверки не распространяются правила и ограничения, предусмотренныев гл. 14 НК для проведения налоговых проверок в процессе осуществленияналогового контроля.[15]
Расследуядело о налоговом преступлении, должностные лица ОВД, помимо вышеуказанныхдействий, имеют возможность а) вызывать граждан и должностных лиц по делам иматериалам, находящимся в производстве милиции, б) подвергать приводу вслучаях и порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством изаконодательством об административных правонарушениях, граждан и должностныхлиц, без уважительных причин уклоняющихся от явки по вызову;, в) производить впредусмотренных законом случаях и порядке yголовно-процессуальные действия; г) задерживать и содержатьпод стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемыхв совершении преступления; д) осуществлять оперативно-розыскную деятельность всоответствии с федеральным законом.
Порезультатам деятельности в налоговой сфере должностные лица ОВД имеют право всоответствии с законом вносить в государственные органы, организации иобщественные объединения обязательные для рассмотрения представления ипредложения об устранении обстоятельств, способствующих совершениюправонарушений законодательства о налогах и сборах.
Наосновании п.2ст.36НК при выявлении обстоятельств, требующих совершениядействий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, ОВД обязаны в 10 дн.срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы всоответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Вслучае же проведения ОВД проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственнойдеятельности либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих напризнаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах исборах материалы направляются в налоговый органе десятидневный срок не со днявыявления соответствующих обстоятельств, а со дня подписания соответствующегоакта проверки или ревизии.
Пообщему правилу налоговый орган не позднее 10 дней с момента полученияматериалов должен принять решение о форме налоговой проверки налогоплательщикаи сроках проведения этих действий. Основаниями для отказа налогового органа впринятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам,представленным ОВД, могут являться только:
— отсутствиев представленных ОВД материалах фактов, свидетельствующих о нарушениизаконодательства о налогах и сборах,
— наличие обстоятельств, препятствующих проведению ВНП.
— наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговойпроверки.
Вслучае отказа налогового органа в проведении мероприятии налогового контроляОВД вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательствао налогах и сборах, в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотретьвопрос об обоснованности данного отказа
3. Пути повышенияэффективности ОВД в укреплении налоговой
дисциплины
3.1Международное сотрудничество ОВД по выявлению и
предупреждениюналоговых преступлений, связанные с этим
проблемыи возможные пути их решения
Укреплениеналоговой дисциплины подразумевает комплекс мероприятий не только внутристраны. Международные отношения характеризуются обращением между странами огромныхфинансовых средств, которые часто выводятся из-под налогообложения незаконнымпутём, что подрывает экономическую безопасность страны. Этому способствуют слабаявзаимная координация компетентных органов стран, зачастую нежелание их тесно сотрудничать,недостаточная проработанность актов международного сотрудничества по отношениюк национальному законодательству, а также коллизии в самом законодательствастраны и др.
Сотрудничествогосударств в любой области, и тем более в правоохранительной, должно осуществлятьсяпри точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм, в первуюочередь общепризнанных принципов международного права.
Приосуществлении взаимодействия в правоохранительной сфере используются две основныеправовые формы:
1)договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, вкоторых регулируются отношения в данной сфере);
2) институционная(сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так ирегионального характера — ООН, Интерпол, Совет Европы, Совет государствБалтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества,Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследованийгосударств — участников СНГ и др.).
Министерствовнутренних дел Российской Федерации выполняет в пределах своей компетенцииобязательства Российской Федерации по международным договорам в областиборьбы с преступностью (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г, № 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). В настоящее время разработанаКонцепция совершенствования международного взаимодействия Департаментаэкономической безопасности МВД России, подразделений по борьбе с экономическимипреступлениями и по налоговым преступлениям МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
Впоследние годы международно-правовая база, регулирующая взаимодействие сдругими государствами и включающая несколько сотен международных договоровразличного уровня (межгосударственные, межправительственные имежведомственные) динамично развивается и охватывает различные направлениядеятельности МВД России, среди которых: борьба с экономическими преступлениями,отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, и др.
Россияявляется участником свыше 20 универсальных договоров, заключенных в рамках ООНи ее специализированных учреждений, в которых содержатся обязательствагосударств сотрудничать в вопросах выдачи преступников и оказания помощи вборьбе с указанными в них преступными деяниями.
Внастоящее время идет интенсивный процесс присоединения России к конвенциямСовета Европы, позволяющим значительно расширить взаимодействие России сдругими европейскими государствами в сфере борьбы с преступностью, увеличитьвозможности оптимизации деятельности правоохранительных органов.[16]
Вкачестве основы для сотрудничества в рамках СНГ следует отметитьмногосторонние межгосударственные и межправительственные соглашения, в частности:о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики; о сотрудничествепо пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и осотрудничестве в борьбе с преступностью; о порядке пребывания и взаимодействиясотрудников правоохранительных органов на территории государств — участниковСНГ и о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
Врамках Содружества Независимых Государств МВД России выполняет обязательствапо 16 многосторонним межведомственным соглашениям. Со всеми участниками СНГ истранами Балтии заключены двусторонние соглашения о полицейском сотрудничестве,а также о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (Азербайджан,Беларусь и Казахстан).
Заключениесоглашений указанной категории осуществляется на основе типового проекта,утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 653.
Ведущаяроль отведена МВД России в реализации межправительственных соглашений осотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействиеосуществляют все правоохранительные органы России с правоохранительнымиструктурами государств-партнеров. Основное содержание таких многостороннихдоговоров составляют обязательства государств-участников признать указанные вних действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними.Россией заключены двусторонние соглашения о борьбе с преступностью рамочногохарактера с Финляндией, Швецией, США, Узбекистаном, Венгрией, Египтом, Великобританией,Норвегией, Ирландией, Испанией, а также многосторонние — в рамках ОрганизацииЧерноморского экономического сотрудничества и СНГ. Письменные договоренности сзарубежными партнерами более детально определяют механизмы взаимодействия наоснове уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений(например, протоколы о взаимодействии, меморандумы и др.). Подобного родадоговоренностей, заключенных на различных уровнях системы МВД России, в настоящеевремя насчитывается свыше 150.[17]
Сотрудничествов рамках международных организаций: одной из таких организаций являетсямеждународная организация уголовной полиции (Интерпол), в состав которойвходит и Российская Федерация. НЦБ Интерпола в России является подразделениемкриминальной милиции, одна из основных задач которого — организация международногорозыска преступников. В настоящее время они действуют более чем в 60 МВД,ГУВД, УВД субъектов РФ.
МВДРоссии участвует в мероприятиях в рамках Группы личных представителей главправительств стран — участниц Совета государств Балтийского моря посотрудничеству в борьбе с международной преступностью. Представители МВД Россииуже участвуют в мероприятиях по линии международных организаций. Так, МВДРоссии предпринимались конкретные шаги по налаживанию сотрудничества справоохранительными органами стран СНГ.
Возрастаетобъем работы по обеспечению сотрудничества с Европейским союзом в правоохранительнойобласти в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РоссийскойФедерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами с другой стороны.
Особоеместо в решении проблем взаимодействия на многосторонней основе занимает органотраслевого сотрудничества — Координационный совет руководителей органовналоговых расследований государств — участников СНГ (КСОНР).
Целесообразностьвзаимодействия органов обеспечения экономической безопасности МВД России с КСОНРобусловлена тем обстоятельством, что сотрудничество и обмен информацией вобласти борьбы с нарушениями налогового законодательства позволяют вступать внепосредственный контакт с компетентными органами других государств, получатьот них оперативную информацию до возбуждения уголовного дела и приниматьпроцессуальные решения. [18]
Анализсостояния взаимодействия МВД России с компетентными органами зарубежных странсвидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем, оказывающих негативноевлияние на конечные результаты борьбы с преступностью.
Актуальнойпроблемой являются особенности национального законодательства, регулирующегоуголовно-правовые основы обеспечения экономической безопасности. Подходы кформулированию правовых запретов относительно налоговых преступлений взаконодательствах зарубежных стран существенно различаются, а в ряде стран понятие«налоговое уклонение» на законодательном уровне не раскрывается. Взаконодательстве целого ряда государств (Великобритания, Италия, Германия,Канада, Китай, США, Финляндия, Франция и др.) уклонение от уплаты налоговопределяется как «невыполнение обязанности быть честным», обман или налоговоемошенничество. Поскольку в некоторых странах не существует понятия «налоговоепреступление», включение в предмет соглашения понятия «нарушения налоговогозаконодательства» позволяло сотрудничать с компетентными органами таких государств.
УпраздненнойФСНП России было заключено 10 межведомственных соглашений, регламентирующихвопросы международного сотрудничества в сфере борьбы с налоговыми и другимиэкономическими преступлениями. Однако ФСНП России являлась единственнымкомпетентным органом в сфере соглашений о сотрудничестве и обмене информациейв данной области, а также по заключенным ею межведомственным соглашениям.После её упразднения выявление и раскрытие налоговых преступлений возложено наОВД. Теперь все существующие международные соглашения об обмене информацией онарушениях налогового законодательства придется либо перезаключать, либовносить изменения. МВД не является пока компетентным органом в сфереаналогичных соглашений, позволяющих получать оперативно значимую информациюдо возбуждения уголовного дела, и это в определенной степени отражается на эффективностивыявления и раскрытия дел. На данном этапе возможен обмен информацией наоснове соглашений о борьбе с преступностью, по которым МВД России входит в составкомпетентных органов.
ОпытФСНП России, накопленный в процессе практической реализации, позволил выявитьряд недостатков указанных соглашений, связанных с тем, что между службамииностранных государств, уполномоченных обеспечивать экономическую безопасность,существуют определенные различия, обусловленные характером их деятельности,основными функциями и полномочиями, затрудняющие выработку механизмавзаимодействия.
Сложившеесяна данный момент положение обусловлено следующими причинами: подход к решениюпроблем взаимодействия по-прежнему имеет узко ведомственный характер; внациональных налоговых законодательствах стран отсутствует положение опредоставлении в налоговые органы зарубежных стран сведений о финансовыхсделках их граждан; в соглашениях нет механизма заинтересованности и ответственностисторон при непредставлении соответствующей информации.
Сцелью разработки механизмов взаимодействия с компетентными органамизарубежных стран предпринимались попытки исследовать национальное правовоерегулирование, выявить значимые для обеспечения экономической безопасностиинституты, отдельные нормы права и провести их идентификации. Однако этиработы носили обзорный характер, были лишены функциональной систематизации,что не позволяло использовать их как базу для разработки механизмасотрудничества.
Европейскийопыт показывает, что перед подписанием и введением в силу договоренностеймежду государствами проводится сложнейшая работа по унификации национальногозаконодательства, приведению его в соответствие с требованиями единогоевропейского пространства. В нашей межгосударственной практике нередко нетолько договоры и соглашения не подкрепляются достаточной нормативной базой,но и порой слабо прописываются механизмы их реализации. Поэтому необходимопреодолевать различия, которые препятствуют сближению и сходному правовомурегулированию мероприятий, противостоящих преступности.
Проведениеинвентаризации и оценки существующей международно-правовой базы взаимодействияв борьбе с преступлениями экономической направленности и обеспечения экономическойбезопасности должно проводиться путем группировки стран, в соответствии с ихзаконодательством.
Обобщениенормативно-правовой базы, определяющей компетенцию органов обеспеченияэкономической безопасности зарубежных государств, следует проводить путемсопоставления полномочий компетентных органов по следующим критериям: переченьзадач; характер и объем полномочий по реализации оперативно-розыскныхмероприятий; возможности, предоставляемые заключенными с российской сторонойсоглашениями; особые сведения, которые следует учитывать в ходе взаимодействия.[19]
3.2 Эффективность органов внутренних делв укреплении налоговой
дисциплины
Оценка эффективности деятельностиорганов внутренних дел, ведущих борьбу с налоговыми преступлениями, возможнапутем сравнения отдельных показателей подразделений, входящих в их структуру, атакже путем сравнения результатов деятельности, применяя исторический (сравнениепоказателей различных периодов, а также сравнение с результатами упраздненнойФСНП) и другие методы.
Показатель, явственнопоказывающий, насколько эффективна была деятельность подразделений субъектов РФпо Южному федеральному округу, был озвучен полпредом президента в ЮФО ДмитриемКозак перед участниками совещания в Ростове-на-Дону, посвященному результатамработы контролирующих, исполнительных и правоохранительных органов ЮФО, посокращению задолженности по налогам, возмещению ущерба, причиненного правонарушениямив налоговой сфере, мерах по повышению эффективности этой деятельности; онпредложил вниманию участников совещания «любопытную справку» поповоду работы органов внутренних дел: в Краснодарском крае, Ростовской области,Волгоградской области на одного сотрудника внутренних дел, работающих в сференалоговых преступлений, приходится от 2 до 5,5 млн. рублей возмещения ущерба,причиненного бюджету налоговыми правонарушениями. В республиках Дагестан,Адыгея, Ингушетия этот показатель составляет от 400 до 640 тысяч рублей наодного сотрудника. Аналогичная картина, сказал Дмитрий Козак, и по налоговым органам.[20]
Из вышеизложенного можно сделать вывод об относительно высокой эффективностидействий органов внутренних дел Ростовской области, однако абсолютные показателине вселяют гордости. Так в марте 2006г. сотрудники Управления по налоговымпреступлениям ГУВД Ростовской области провели рейд на конечных остановокдвижения маршрутных такси в Ростове-на-Дону. В ходе проверки милиционерыпроверяли, как водители маршрутных такси выдают билеты своим пассажирам. Вовремя рейда было составлено всего 12 протоколов об административныхправонарушениях. За неприменение кассового аппарата все водители должны будутзаплатить до 2000 рублей штрафа.
Реальные цифры следующие: ежедневно с каждой маршрутки владельцы получаютне меньше 1000 рублей. Через кассовый аппарат сумма проходит значительноменьше. Всего в Ростове 16 автотранспортных предприятий. Ежедневно на улицыгорода выходит до 3000 маршрутных такси. В результате, ежегодно только в казнуРостова-на-Дону в виде налогов не доходит до 10 млн. рублей.[21]
Сравнивая показатели деятельности ФСЭНП и ФСНП, следует учитывать объективнуюситуацию в стране того времени, которую застала та или иная служба. Нельзя такпросто сравнивать цифры, и на основе их «журить провинившихся», как сделал одиниз авторов известного журнала: «в 2004 году к уголовной ответственности заналоговые преступления было привлечено около 7 тыс. человек, в 2000 же годуналоговая полиция доводила до суда 20 тыс. дел в год». Тенденция же такова: с1997года по 2001год в России наблюдался стремительный рост возбужденных ФСНП уголовныхдел по налоговым преступлениям с 2713 до 23316 дел, что было обусловлено «закручиваниемгосударством гаек», активной работой законодателей по регулированию даннойсферы, а также, что не столь хорошо, увеличением преступлений; к 2003 году показателиупали до 3506 возбужденных уголовных дел, что было связано с проведениемширокомасштабной административной реформы. Результаты деятельности новой службы– ФСЭНП в 2004г. показали тенденцию к увеличению количества возбужденныхуголовных дел по налоговым преступлениям: 7812 дел. С функционированием ФСЭНП связываюттолько поступательное движение в отношении её показателей: в 2004г. выявлено 219тыс. преступлений экономической направленности, из них 18,6 тыс. преступленийналоговой направленности; в 2005г соответственно 216085 и 27 тыс.; в 2006гсоответственно 251740 и 31,5 тыс.[22]
Эффективно функционировать органам ФСЭНП мешают ряд факторов, то есть, стремяськ повышению эффективности, следует провести работу по устранению этих факторов,что нередко является трудно достижимой задачей, так как находится зачастую не вкомпетенции МВД (это требует дополнительной координационной работы с другимиорганами государственной власти).
Одним из наиболее значимых социально-экономическихфакторов, обусловливающих налоговые преступления и правонарушения в крупных иособо крупных размерах, следует назвать несовершенство действующей налоговойсистемы.
Нынешняя налоговая политика носит, прежде всего,фискальный характер. Созидательный аспект практики налогообложения фактическиотсутствует. Это приводит к отливу капиталов из отраслей промышленного исельскохозяйственного производства в теневую экономику, создает предпосылки дляразвития криминального бизнеса и массового уклонения юридических и физическихлиц от налогообложения.
Чрезмерное многообразие подзаконных правовых актовметодико-нормативного характера буквально запутывает законопослушного налогоплательщика,а недобросовестному позволяет обнаружить «правомерную» лазейку длясокрытия своих доходов.
При всей социальной опасности налоговых преступленийперсональная ответственность за их совершение несравнимо мала. В настоящеевремя нарушителям налогового законодательства выгоднее, например, переложитьответственность на специально выбранное юридическое лицо или заплатить штраф, чемв установленном порядке платить все причитающиеся налоги.
Практика работы Управления по налоговымпреступлениям России показывает также, что граница между деятельностью безгосударственной регистрации и при наличии такой регистрации, но без постановкина налоговый учет или сдачи отчетности в налоговые органы очень призрачна.Зарегистрированное, но скрывающееся от налогового контроля предприятие одинаковотрудно выявить, так же как и лиц, работающих без необходимой регистрации вкачестве субъекта предпринимательства. Поэтому и наказания за эти действия, скорее,должны быть идентичными.
Как отрицательные, по отношению к эффективности ОВДв деле пресечения налоговых преступлений, можно расценить то что при внесении измененийв Налоговый кодекс из ст.36 НК РФ исключена норма, предусматривающая правоорганов внутренних дел, при наличии достаточных данных, указывающих на признакипреступления, проводить проверки и составлять по их результатам акт о проверкеналогоплательщика органами внутренних дел; из ст.ст.84 и 102 НК РФ исключенынормы, содержащие прямое указание на право органов внутренних дел получатьсведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также правона доступ к сведениям, находящимся у налоговых органов. Эти изменения взываютна практике правовые коллизии, в частности, обжалуются действия органоввнутренних дел по осуществлению проверок налогоплательщиков на том основании,что законодательство о налогах и сборах соответствующего права для них непредусматривает.
Заключение
Подытоживая,следует сказать, что роль органов Министерства внутренних дел в укрепленииналоговой дисциплины в лице Федеральной службы по экономическим и налоговымпреступлениям заключается в осуществлении проверочных мероприятий,оперативно-розыскной деятельности, расследовании и предупреждении налоговыхправонарушений и преступлений, что является далеко не малозначимым. Конечно,многое зависит от профессионализма сотрудников Федеральной службы поэкономическим и налоговым преступлениям, от объема прав, которыми служба быланаделена для решения возложенных на неё задач, от законодательной базы, наоснове которой происходит деятельность данного структурного подразделения, но длягосударства важна вся система, осуществляющая контроль и регулирование в сфереподдержания и укрепления налоговой дисциплины в целом, её эффективноефункционирование; отдельные органы поодиночке вряд ли справятся.
Поэтомуследует налаживать взаимодействие укрепляющих налоговую дисциплину органов наоснове более тесного подхода. О том, что государство осуществляет именно такуюполитику в данной области говорит, например, создание в 2003г. Федеральнойслужбы по экономическим и налоговым преступлениям, которая в отличие от ФСНП недублирует определенные действия налоговых органов, также об этом говорит и принятиенормативно-правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия органов в этой области,стремление к взаимодействию оных органов на международном уровне со своими «аналогами»из других стран, однако эти действия несколько отстают. Преступность недремлет и постоянно находит новые лазейки, поэтому деятельность органоввнутренних дел по укреплению налоговой дисциплины должна постоянно совершенствоваться,меры должны приниматься в срок, а принятие законодателем актов не должноотставать от реальности, а зачастую и опережать, предотвращая возможныепоследствия.
Списокиспользуемой литературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации;
2. Закон РФ от18.04.91 №1026-1 «О милиции» в ред. От 01.04.2005г.;
3. Указ ПрезидентаРФ от 14.12.96 №1680 «Об участии ОВД в работе по обеспечению поступлений налоговыхи других обязательных платежей в бюджеты» в ред. От 25.11.2003г.;
4. ПостановлениеПравительства Российской Федерации «О подразделениях Криминальной милиции» (вред. от 29.05.2006 N 334)
5. СтруктураКриминальной милиции (в ред. от 24.06.2003 N 362)
6. Положение оминистерстве внутренних дел Российской Федерации(в ред. Указов Президента РФ от09.06.2006 N 576, от 20.09.2006 N 1023);
7. Положение оГлавном управлении по борьбе с экономическими и налоговым преступлениямМинистерства внутренних дел Российской Федерации;
8. Борисов А. М.История налоговой полиции Российской Федерации: 1992-2003 гг.Курск, 2006г.
9. Борисов А.Н.Комментарий к части первой Налогового кодекса РФ. М., 2006г.;
10. Галустьян О.А.Правоохранительные органы. М., 2007г.;
11. Григорьев М.Почему налогоплательщики стали чаще проигрывать в суде. //Учет. Налоги. Право,№ 37, 2006г.;
12. Гусев М.Б.Правовые основы участия органов обеспечения экономической безопасности вмеждународном сотрудничестве по вопросам предупреждения налоговых преступлений.//Право и экономика. №11, 2006г.;
13. Гуценко К.Ф.,Ковалев Н.А. Правоохранительные органы. М., 2005г.;
14. Древаль Л.Н.Органы внутренних дел как участники налогового процесса.//Налоги иналогообложение, № 12, 2004г.;
15. Зрелов А.П.,Краснов М.В. Налоговые преступления. М., 2004г.;
16. Капля В.А.Налоговый контроль и правоохранительные органы России. //Рыночная экономика ифинансово-кредитные отношения. Ростов-на-Дону. 2004г.;
17. Капля В.А.Предотвращение и расследование налоговых преступлений, как необходимое условиеповышения эффективности финансового контроля. //Рыночная экономика ифинансово-кредитные отношения. Ростов-на-Дону. 2005г.;
18. Кваша Ю.Ф.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частей I и II. М., 2006г.;
19. Крохина Ю.А.Налоговое право. М., 2006г.;
20. Кузнецов В.П.Полномочия органов внутренних дел по поддержанию налоговой дисциплины:историко-правовой обзор.//Налоги и налогообложение, № 11, 2006г.;
21. Кузнеченкова В.Е.Международные налоговые соглашения в правовой системе Российской Федерации.//Налоги и налогообложение, № 8, 2004г.;
22. Петухов Н.А.Загорский Г.И. Правоохранительные органы. М., 2006г.;
23. Романченко Л.И.Новые правила взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов: будетли продолжаться нарушение прав налогоплательщиков при проведении проверок? //Налоги и налогообложение, № 7, 2004г.;
24. Соловьев И.Н… Офункциях МВД России по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями.//Налоговый вестник, № 2, 2004г.;
25. Аналитическаягруппа «РАДА». ФСНП подвела итоги за прошлый год. 24.01.2003
26. Информационноеагентство РосБизнесКонсалтинг. Интервью начальника ДЭБ МВД России ЕвгенияШколова информационному агентству РосБизнесКонсалтинг;
27. Пресс-релиз кбрифингу по итогам деятельности Федеральной Службы по экономическим и налоговымпреступлениям МВД России в 2004 году. 07.06.2004г.;
28. REGNUM –информационное агентство. Сотрудникиуправления по борьбе с налоговыми преступлениями… 05.06.2004 г.;
29. Regnum – информационное агентство. Департамент экономической безопасностиМВД РФ подвел итоги работы за полгода. 23.08.2005
30. REGNUM –информационное агентство. Дмитрий Козак попросил «силовиков» ЮФОповысить эффективность работы. 05.10.2005г.;
31. REGNUM –информационное агентство. Ростовская милиция штрафует водителей маршруток заналоговые преступления. 01.03.2006г.;
32. Сайт Министерствавнутренних дел Российской Федерации: