Содержание
Введение
1Теоретические аспекты исчисления и уплаты налогов и сборов организациями,имеющими филиалы и другие обособленные структурные подразделения
1.1 Программаструктурной реформы отрасли и стратегические цели развития ОАО «РЖД»
1.2 Формированиеналогового учета и налоговой отчетности в ОАО «РЖД»
2Порядок уплаты налогов и сборов СКЖД – филиалом ОАО «РЖД»
2.1Общая характеристика и организационная структура СКЖД – филиала ОАО «РЖД»
2.2 Особенностиуплаты налогов и сборов СКЖД – филиалом ОАО «РЖД»
3Оптимизация налоговой нагрузки на СКЖД – филиал ОАО «РЖД»
3.1Основные способы оптимизации налоговых платежей при налоговом планировании
3.2Основные направления налогового планирования в СКЖД – филиале ОАО «РЖД»
4Безопасность и экологичность решений проекта
4.1 Охранатруда
4.2Охрана окружающей среды
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Железнодорожный транспорт – стержневая отрасль российскойэкономики, уже 170 лет он стимулирует развитие государства, укрепляет еготерриториальную целостность и обороноспособность. Российские железные дорогиреализуют свыше 85% грузооборота транспортной системы страны (без учетатрубопроводов) и более 40% пассажирооборота.
В течение последних полутора десятилетий железные дорогивыполняли функции экономического и социального стабилизатора в условияхпроведения широкомасштабных государственных реформ, осуществляя субсидированиеотраслей промышленности и социально значимых пассажирских перевозок.
Особенностью организации деятельности железнодорожноготранспорта является наличие разветвленной структуры обособленных подразделений,которые заняты выполнением отдельных работ, необходимых для целей обеспечения и(или) обслуживания перевозочного процесса, и территориально удаленных отосновного центра управления.
В дипломной работе рассмотрены особенности уплаты налогови сборов филиалами и обособленными подразделениями открытого акционерногообщества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Выбранная тема являетсявесьма актуальной в связи с тем, что территориальная обособленностьподразделений железнодорожного транспорта, их нахождение под юрисдикциейразличных региональных бюджетов обуславливают необходимость централизацииотдельных расчетов на уровне управления железной дороги как официальногопредставителя перевозчика ОАО «РЖД» и дополнительного контроля за правильностьюи своевременностью расчетов и уплаты налогов и сборов по месту организациипроизводства работ и (или) нахождения обособленного подразделения.
Целью работы является анализ особенностей уплаты налогови сборов филиалами и обособленными подразделениями ОАО «РЖД», а такжеразработка мероприятий и рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки.
Данная цель может быть достигнута посредством решенияследующих задач:
— изучение и анализ организационно-экономическойструктуры ОАО «РЖД»;
— рассмотрение особенностей формирования системыналогового учета и налоговой отчетности ОАО «РЖД»;
— анализ организационной структуры и финансовыхпоказателей хозяйственной деятельности СКЖД – филиала ОАО «РЖД»;
— изучение особенностей уплаты налогов и сборов СКЖД –филиалом ОАО «РЖД»;
— анализ динамики налоговых платежей, уплаченных СКЖД –филиалом ОАО «РЖД» за 2006-2008гг.;
— расчет налоговой нагрузки на предприятие;
— рассмотрение и анализ особенностей налоговогопланирования на предприятии и различных вариантов налоговой оптимизации;
— разработка мероприятий, рекомендаций по оптимизацииналоговых платежей предприятия.
Объектом исследования в дипломной работе выступает Северокавказскаяжелезная дорога – филиал ОАО «РЖД», предметом исследования – налоги и сборы,уплачиваемые предприятием.
При проведении исследования использовались следующиеметоды и приемы: горизонтальный анализ финансовых показателей хозяйственнойдеятельности, сравнительный анализ сумм налоговых платежей, уплаченныхпредприятием.
Следует отметить, что вопросы налогообложения, налоговогоучета, налогового планирования и оптимизации достаточно подробнорассматриваются в специальной литературе такими авторами, как Ю.А. Лукаш, А.Р.Горбунов, С.В. Белоусова, Е.Н. Евстигнеев, В.А. Кашин, Д.Г. Черник, Н.П.Чипигина, Т.Ф. Бойко и др.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав,заключения. Во введении обосновывается выбор заданной темы, цели и задачидипломной работы. В первой главе рассматриваются организационно-экономическаяструктура, основные виды деятельности, особенности формирования системыналогового учета и налоговой отчетности ОАО «РЖД». Аналитическая глава состоитиз анализа организационной структуры, финансовых показателей деятельности,особенностей уплаты налогов и боров, динамики уплаченных налогов, расчетаналоговой нагрузки СКЖД – филиала ОАО «РЖД». В третьей главе рассмотреныпрактические рекомендации по оптимизации налоговых платежей предприятия. Такжев работе проведен анализ потенциальных опасностей, расчет времени эвакуации припожаре, анализ и расчет платы за загрязнения окружающей среды от некоторыхвидов отходов Управления СКЖД – филиала ОАО «РЖД». В заключении приведенывыводы и результаты по каждому разделу дипломной работы.
1. Теоретические аспекты исчисления и уплаты налогов исборов организациями, имеющими филиалы и другие обособленные структурныеподразделения
1.1 Программа структурной реформы отрасли истратегические цели развития ОАО «РЖД»
Железнодорожный комплекс исторически имеет особоестратегическое значение для России. Он является связующим звеном единойэкономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Безчеткой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельностьпромышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самыеотдаленные уголки страны.
Открытое акционерное общество «Российские железныедороги» является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров)железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирскихперевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированнымиспециалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большойнаучно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительнымопытом международного сотрудничества (рисунок 1).
ОАО «РЖД» учреждено Правительством Российской Федерации(РФ) – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 «Осоздании открытого акционерного общества „Российские железныедороги“.
Создание компании было осуществлено в соответствии спостановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 „О программеструктурной реформы на железнодорожном транспорте“ и явилось итогомпервого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Свою деятельность ОАО»РЖД" начало 1 октября 2003 года /5/.
Главные цели деятельности общества — обеспечениепотребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожныхперевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а такжеизвлечение прибыли.
/>
Рисунок 1 – объем выручки крупнейших железнодорожныхкомпаний мира, млрд. дол./год
Органы управления ОАО «РЖД»:
Общее собрание акционеров. Поскольку единственнымакционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочияосуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаютсяПравительством единолично и оформляются письменно;
Совет директоров общества — включает 9 человек иназначается Правительством РФ;
Президент общества — распоряжением Правительства РФ от 17июня 2008 года президентом ОАО «РЖД» назначен Владимир ИвановичЯкунин;
Правление общества — председателем правления являетсяВладимир Иванович Якунин.
Основными видами деятельности ОАО «РЖД» являются:
грузовые перевозки;
пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
предоставление услуг инфраструктуры;
предоставление услуг локомотивной тяги;
ремонт подвижного состава;
строительство объектов инфраструктуры;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
содержание социальной сферы.
Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделенамежду 17 филиалами (рисунок 2):
Восточно-Сибирская железная дорога;
Горьковская железная дорога;
Дальневосточная железная дорога;
Забайкальская железная дорога;
Западно-Сибирская железная дорога;
Калининградская железная дорога;
Красноярская железная дорога;
Куйбышевская железная дорога;
Московская железная дорога;
Октябрьская железная дорога;
Приволжская железная дорога;
Сахалинская железная дорога;
Свердловская железная дорога;
Северная железная дорога;
Северо-Кавказская железная дорога;
Юго-Восточная железная дорога;
Южно-Уральская железная дорога;
Норильская железная дорога — принадлежит открытомуакционерному обществу Государственный металлургический комбинат «Норильскийникель». Каждая железная дорога в своей структуре имеет отделения железныхдорог (кроме Сахалинской и Калининградской), предприятия дорожного подчинения.
Российские железные дороги являются ключевым, а внекоторых случаях единственным способом передвижения грузов и пассажиров. Вэтой связи реформа железнодорожного транспорта играет важную роль дляподдержания социально-экономической стабильности в стране и обеспечения ростаэффективности экономики. Системный анализ состояния железнодорожного транспортаРоссии выявил ряд серьезных проблем, которые создали предпосылки дляструктурной реформы:
уровень эффективности железнодорожного транспорта,существующий ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не вполной мере отвечал требованиям складывающейся экономической ситуации;
совмещение функций хозяйственной деятельности и государственногорегулирования в одном отраслевом органе государственного управления сдерживалоразвитие рыночных отношений в отрасли и препятствовало развитию конкурентнойсреды;
эффективность системы государственного регулированиядеятельности железнодорожного транспорта недостаточна;
высокая степень износа основных фондов отрасли в условияхпрогнозируемого роста спроса на перевозки потребовала больших затрат на ихтекущее содержание и ремонт, создала опасность потери технологическойустойчивости железнодорожного транспорта, и определила значительную потребностьв инвестициях;
сокращение доли российского железнодорожного транспортана традиционных и перспективных мировых рынках и отсутствие условий дляизменения этой тенденции и интеграции России в мировые транспортные рынки.
Неотложность решения данных проблем, а также наличиеотносительно благоприятных условий (экономических, социальных и политических),определяют необходимость и возможность развития реформы на железнодорожномтранспорте/33/.
Структурная реформа железнодорожного транспорта включаетв себя три этапа:
первый (подготовительный) этап реформ (2001-2002 гг.);
второй этап реформ: организационно-правовое отделениевидов деятельности (2003-2005 гг.);
третий этап реформ (2006-2010 гг.).
В настоящее время железнодорожный транспорт находится натретьем этапе реформирования. Целью третьего этапа реформы является созданиеразвитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.
Содержание третьего этапа: оценка целесообразностиполного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности(если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе);развитие частной собственности на магистральные локомотивы; переход большейчасти (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность; развитиеконкуренции в сфере грузовых перевозок; развитие конкуренции в сфере дальнихпассажирских перевозок; продажа лицензий на осуществление пригородныхпассажирских перевозок, ограниченных сроком действия (франшиз); оценкавозможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикальноинтегрированных железнодорожных компаний; развитие отдельных видов деятельностина третьем этапе реформ.
Реализация Программы структурной реформы позволитобеспечить достижение целей реформирования, а также решить основные проблемыжелезнодорожного транспорта. Формирование единой гармоничной транспортнойсистемы страны создаст условия для: рационального распределения перевозок междуразличными видами транспорта; развития взаимодействия и координации втранспортном секторе при выполнении перевозок в смешанном сообщении;оптимального распределения государственной поддержки между различными видамитранспорта; максимального использования транзитного потенциала российскойтранспортной системы; сокращения экономически обоснованных сфер монопольнойдеятельности различных видов транспорта в различных сегментах. Повышениегеографической доступности железнодорожного транспорта будет обеспеченоблагодаря вводу в эксплуатацию новых железнодорожных линий, в том числепостроенных за счет частных инвестиций. Снижение совокупныхнародно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышениеего экономической доступности осуществится за счет повышения эффективностидеятельности на основе развития конкуренции. Таким образом, осуществлениеПрограммы структурной реформы на железнодорожном транспорте послужит стимуломперехода на новую ступень его развития и будет способствовать росту экономикистраны в целом.
На заседании Правительства РФ 6 сентября 2006г. былаодобрена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерациидо 2030 г. Уникальность Стратегии заключается в длительном горизонте планированияи комплексности мероприятий по развитию железнодорожной отрасли, ихсинхронизации с развитием промышленности и строительства, экономики в целом.Основная цель Стратегии — создание инфраструктурных условий для интенсивногосоциально-экономического развития страны, роста мобильности населения иоптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета инациональной безопасности России, снижения совокупных транспортных издержек,обеспечение лидерских позиций России в мире на основе инновационного развития железнодорожноготранспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видовтранспорта и регионов страны/27/.
Стратегия развития железнодорожного транспортапредусматривает два этапа:
— первый (2008 – 2015 гг.) – этап модернизациижелезнодорожного транспорта. Будут ликвидированы ограничения пропускныхспособностей на основных направлениях перевозок; осуществлена коренная модернизациясуществующей инфраструктуры; обновлен подвижной состав с исключением к 2015 г. паркас истекшим сроком службы; заложен фундамент для прорывного ускорения темпов развитияжелезнодорожного транспорта страны на основе строительства железнодорожныхлиний, разработки соответствующих мировому уровню конструктивных решений в областижелезнодорожной техники и внедрения инновационных технологий управления всемипроцессами в работе отрасли;
— второй (2016 – 2030 гг.) – этап динамичного расширениясети железных дорог. Предполагает интенсивное строительство инфраструктуры дляразвития новых «точек» экономического роста с одновременным выходом отечественногожелезнодорожного транспорта на мировой уровень технологического развития.
В соответствии с этим основными стратегическими целями развитияОАО «РЖД » являются:
увеличение масштаба транспортного бизнеса;
повышение производственно-экономической эффективности;
повышение качества работы и безопасности перевозок;
глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Концептуальной целью ОАО «РЖД» является обеспечениелидирующей позиции компании на рынке качественных и конкурентоспособныхтранспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности в грузовых ипассажирских перевозках при условиях минимизации нагрузки на окружающую среду. Реализациятакой широкомасштабной цели, поставленной впервые, требует решения ряда крупныхнаучно-технических проблем, определяющих успех достижения цели/33/.
Цель инновационного развития ОАО «РЖД» направлена надостижение параметров экономической эффективности, экологической ифункциональной безопасности и устойчивости отечественного железнодорожноготранспорта общего пользования, определенных Транспортной стратегией РоссийскойФедерации и стратегией развития ОАО «РЖД».
В конечном счете эффект от развития железнодорожноготранспорта в той или иной форме получат все заинтересованные субъекты:граждане, государство, регионы, пользователи услуг, поставщики и подрядчики,международные партнеры.
1.2 Формирование налогового учета и налоговой отчетности вОАО «РЖД»
В период реформирования железнодорожной отрасли исоздания ОАО «РЖД» в единую учетную систему были объединены железные дороги,промышленные предприятия, строительные и сельскохозяйственные организации,научно-исследовательские институты, организации здравоохранения и т.д. Врезультате деятельность компании включает в себя большое количествооперационных сегментов, контролируемых в рамках административной ифункциональной вертикали. ОАО «РЖД» расположено на территории почти 80субъектов Российской Федерации и уплачивает практически все существующиефедеральные, региональные и местные налоги в соответствии с Налоговым кодексомРоссийской Федерации (НК РФ) (рисунок 3)/40/.