Реферат по предмету "Финансовые науки"


Показатели прибыли. Финансовые риски и их классификация

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ТЮМЕНСКИЙКОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА»

Контрольнаяработа
по предмету:Финансовый менеджмент
Выполнил:студент гр. М-2
Перунова.И.В.
Проверилпреподаватель:
РазбойниковаА.Ю
Тюмень 2009
 

Прибылькак результат предпринимательской деятельности
Какэкономическая категория прибыль характеризует результат любойпредпринимательской деятельности. Прибыль — один из основных финансовыхпоказателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счетприбыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому исоциально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда ихработников.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемыхпредприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболееполно отражающим эффективность производства, объем и качество произведеннойпродукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе стем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческогорасчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыльявляется не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностейпредприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетныхресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Прибыль как конечный финансовыйрезультат деятельности предприятий представляет собой разницу между общейсуммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетомубытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируетсяв результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так иотрицательным знаком.
Ведущеезначение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательскойдеятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализстимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектахпреобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплатытруда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того,выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не врезультате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например,структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместопроизводства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятияувеличивают производство более выгодной для них и более дорогойвысокорентабельной продукции.
В рядеслучаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремлениелюбыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты трудаприводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарнымиресурсами. Отсюда — дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссииденег.
Такимобразом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражаетповышение эффективности производства в результате трудовых достиженийколлектива.
Еслиприбыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительныйпоказатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльностиотносительно определенной базы.
Предприятиерентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточны не толькодля покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Важнымфактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятийпо ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, — росту прибыли. Снижение себестоимости должно быть главным условием ростаприбыльности и рентабельности производства.
Многоаспектноезначение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основырыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другойформы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность инезависимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлятьприбыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательныхплатежей и отчислений.
Прибыль вторговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта,созданного производительным трудом работников торговли. Прибылью для торговлислужит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включаяиздержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражениемчасти прибавочного продукта, характеризующего результаты ихкоммерческо-финансовой деятельности.
Различаютнесколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
Прибыль отреализации — это разность между валовым доходом и затратами на реализациютоваров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателемхозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансоваяприбыль — сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от другихвидов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результатвыявляется на основании бухгалтерского учета.
Чистаяприбыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммамиотчислений и платежей в бюджеты разных уровней. Внереализационная(дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечномитоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.
Размерыприбыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от рядафакторов, важнейшие из которых следующие:
-объемреализации
— структуратоварооборота
-величинадругих доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные иуплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационныедоходы и расходы)
-уровеньналогообложения прибыли.
Факторы,влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешнимфакторам относятся:
политическаястабильность
состояниеэкономики
демографическаяситуация
конъюнктурарынка, в том числе рынка потребительских товаров
темпыинфляции
ставкапроцента за кредит.
Квнутренним факторам относятся:
объемвалового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие)
производительностьтруда работников
скоростьоборачиваемости товаров
наличиесобственных оборотных средств
эффективностьиспользования основных фондов.
Этофакторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,которую еще называют чистой прибылью.
Чистаяприбыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образованиерезервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели,уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатковоборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов идругих активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у другихорганизаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы повозмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательствомвнесению в бюджеты разных уровней.
Различаютбухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерскаяприбыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.
Взависимости от условий формирования прибыли различают и другие ее виды.
— экономическая прибыль
— бухгалтерская прибыль
-максимальновозможная прибыль
-нормативная
-минимальнодопустимая
-недополученная
-убыток
-прибыль отосновной (торговой) деятельности
-прибыль отинвестиционной деятельности
-прибыль отфинансовой деятельности
-нормированная
- чрезмерная
-сезонная
Показателиприбыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанныеколичественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видовприбыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболеераспространенная система показателей, это система показателей, определяемая бухгалтерскойотчетностью.
Прибыльпредставляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельностипредприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль,но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат илинедополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёмапоставок товаров, снижением покупательского спроса
Такимобразом, прибыль является финансовым результатом деятельности торговогопредприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валовогодохода, издержек обращения, внереализационных доходов и расходов.
Заинтересованностьпредприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом нарынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равныхусловиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.Все эти вопросы особенно актуальны в наше время, когда вся экономика Россиинаходится в глубоком кризисе. Таким образом, сейчас перед экономистами стоитсерьезная задача вывода экономики из кризиса, стабилизации предприятий иперевод их из убыточных в рентабельные, что в конечном итоге должно привести квыздоровлению российской экономики.
 
Риск в финансовомменеджменте
Целью предпринимательства являетсяполучение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условияхконкурентной борьбы.
Реализация указанной цели требуетсоизмерения размеров вложенного в производственно-торговую деятельностькапитала с финансовыми результатами этой деятельности.
Вместе с тем, при осуществлениилюбого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность-«риск»потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск-этовероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов,прибыли.
В случае наступления подобногособытия возможны три принципиально разных результата
-убыток
-прибыль
-нулевой результат
Безусловно, риском можно управлять,т.е. принимать меры к прогнозированию наступления рискового события и далееразрабатывать комплекс мероприятий, позволяющих снизить степень риска либоуменьшить его отрицательные последствия.
Особенностью финансового рискаявляется вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либоопераций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций сфондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этихопераций.
 
Основные понятия финансовыхрисков и их классификация
Финансовые риски связаны свероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств).
Под финансовыми рисками понимаетсявероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли,доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий финансовойдеятельности организации.
Финансовые риски подразделяются натри вида:
1. риски, связанные с покупательнойспособностью денег
2. риски, связанные с вложением капитала(инвестиционные риски)
3. риски, связанные с формойорганизации хозяйственной деятельности организации.
К рискам, связанным с покупательнойспособностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные идефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.
Инвестиционный риск выражаетвозможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессеинвестиционной деятельности предприятия.
К рискам, связанным с формойорганизации хозяйственной деятельности, относятся: авансовые и оборотные риски.
Оценка уровня риска является однимиз важнейших этапов риск — менеджмента, так как для управления риском егонеобходимо прежде всего проанализировать и оценить. В экономической литературесуществует множество определения этого понятия, однако в общем случае подоценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов и видовриска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетаетвзаимодополняющие количественный и качественный подходы.
Источниками информации,предназначенной для анализа риска являются:
— бухгалтерская отчетностьпредприятия.
— организационная структура иштатное расписание предприятия.
— карты технологических потоков(технико-производственные риски);
— договоры и контракты (деловые июридические риски);
— себестоимость производствапродукции.
— финансово-производственные планыпредприятия.
Выделяются два этапа оценки риска:качественный и количественный.
Задачей качественного анализарискаявляется выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнениикоторых возникает риск.
Основная цель данного этапа оценки- выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственнуюдеятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже наначальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степеньрискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказатьсяот претворения в жизнь определенного решения.
Итоговые результаты качественногоанализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведенияколичественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которыеприсутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.
На этапе количественного анализариска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта вцелом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка отпроявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки являетсявыработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостногоэквивалента.
Количественный анализ можно формализовать,для чего используется инструментарий теории вероятностей, математическойстатистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методамиколичественного анализа риска являются статистические, аналитические, методэкспертных оценок, метод аналогов.
Суть статистических методов оценкириска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основестатистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны)риска, коэффициента риска и т.д. Достоинствами статистических методов являетсявозможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий иучитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостаткомэтих методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик.Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятностиисполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, деревья решений,имитационное моделирование рисков, а также технология «Risk Metrics».
Сегодня управление рисками являетсятщательно планируемым процессом. Задача управления риском органическивплетается в общую проблему повышения эффективности работы предприятия.Пассивное отношение к риску и осознание его существования, заменяется активнымиметодами управления.
Риск — это финансовая категория.Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовыймеханизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансовогоменеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразныймеханизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом,риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.
Риск-менеджмент представляетсобой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовымиотношениями, возникающими в процессе этого управления. Систему управленияриском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемови мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозироватьнаступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижениюотрицательных последствий наступления таких событий.
В основе риск-менеджмента лежатцеленаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска,искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределеннойхозяйственной ситуации.
Конечная цель риск-менеджментасоответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получениинаибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношенииприбыли и риска.
Целью управленияфинансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, доминимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются такжешаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти двеоценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.
Финансовый риск возникает впроцессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми,инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.)
Предпринимательства без риска небывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции сповышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен бытьрассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценкиносят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночнойдеятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное — оплошностей неповторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимумаприбыли. Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности длясмягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, особенно дляусловий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речьмогла идти только о некотором уменьшении прибыли, но не в коем случае не стоялвопрос о банкротстве. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованиюуправления риском – риск-менеджменту.

Литература
Казначевская Г.Б.Экономическая теория. Учебник для колледжей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Финансы. Учебное пособие.Под ред. Профессора А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Моляков Д.С., Шохин Е.И.Теория финансов предприятий. — М.: Финансы и статистика, 2000.
правление организацией.Учебник. Под ред. А.Г.Поршнева, В.П.Румянцевой. — М.: Инфра-М, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.