Оглавление
Введение
1. Теоретические основы формирования и распределения выручкиот реализации продукции
1.1 Цель выручки от реализации продукции
1.2 Планирование и распределение выручки от реализациипродукции
1.3 Факторы роста выручки от реализации продукции
2. Организационно-правовая характеристика и оценка финансовогосостояния ОАО «Магнит»
2.1 Организационно-правовая характеристика ОАО «Магнит»
2.2 Оценка финансового состояния предприятия ОАО «Магнит
3. Анализ выручки от продаж в ОАО «Магнит»
3.1 Анализ структуры товарооборота ОАО «Магнит»
3.2 Факторный анализ товарооборота ОАО «Магнит»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Торговля является однойиз важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьмамногогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительноважные задачи, информационные содержательные и методологические особенностикоторых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Этомеханизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обменаи их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Развитиерыночных отношений связано с движением товаров от производителей до их конечныхпотребителей, обусловленным объективным и непрерывным процессом углубленияобщественного разделения труда. Сфера товарного обращения в условиях развитогорынка не только охватывает торговлю, но и распространяется на все общественноепроизводство. В связи с этим формирующаяся в бухгалтерском учете информация о движениитоваров приобретает первостепенное значение для управления всем комплексомтоварных операций. Учет, анализ и аудит при этом обеспечивают сохранностьтоваров, информацию о движении цен и себестоимости, оценку эффективностипроизводства и реализации товаров. Этим обусловлена актуальность выбраннойтемы.
Для принятияоптимальных управленческих решений нужна достоверная и своевременная информацияо всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности организации. Ценностьуправленческих решений в этом случае находится в прямой зависимости отдостаточности и уместности получаемой руководителем и специалистами организацииучётно-аналитической информации.
Одним изнаиболее ответственных и сложных участков информационного обеспечения вуправлении торговым предприятием является планирование выручки от продаж, всвязи, с чем его совершенствование приобретает особую актуальность изначимость.
Цельюисследования является исследование теоретических и практических вопросов планирования,распределения и анализа выручки торговой организации.
Длядостижения указанной цели исследования были поставлены следующие основныезадачи:
— определитьэкономическую сущность и характеристику выручки от продаж;
— дать организационно-правовуюхарактеристику ОАО «Магнит»;
— провести анализ структурытоварных операций ОАО «Магнит», факторный анализ товарооборота;
— дать оценку платежеспособностипредприятия ОАО «Магнит».
В качестве объектаисследования в работе выступает предприятие ОАО «Магнит».
При изучении процессареализации готовой продукции, при проведении анализа были использованыследующие методы исследования: изучение первичной документации и своднойотчетности предприятия, при анализе использовались методы сравненияпоказателей, методы цепных подстановок, факторный анализ, графические методы.
В работе былииспользованы: Федеральный закон «О Бухгалтерском учете», другие нормативныедокументы, труды ученых, которые занимались исследованием данной темы, данныегодовой бухгалтерской отчетности ОАО «Магнит» за 2007-2009 годы, учетнаяполитика предприятия.
1.Теоретические основы формирования и распределения выручки от реализациипродукции1.1 Цельвыручки от реализации продукции
Первоначально,при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственныхфондов, нематериальных активов, оборотных средств является уставной капитал. Засчет его средств создаются необходимые условия для осуществленияпредпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции(выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, котораяопределяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом еереализации является выручка от реализации продукции (работ, услуг), котораяпоступает на расчетный счет предприятия.
Выручка отреализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещениязатраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формированияцентрализованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременноепоступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойностьпроизводственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простоив производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафныесанкции.
Использованиевыручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Изполученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты насырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.
Дальнейшеераспределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений какисточника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаясячасть выручки представляет собой валовой доход или вновь созданную стоимость,которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого доходахозяйствующего субъекта. Часть чистого дохода учитывается в себестоимостипродукции в виде отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, фондсоциального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинскогострахования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды.Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.
Поступлениевыручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг)свидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступления выручкииздержки производства и обращения финансируются за счет оборотных средств.
Результаткругооборота вложенных в производство (работ, услуг) средств — возмещениезатраченных средств и формирование собственных источников финансированияпростого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.
Амортизацияпо своей экономической сущности — это процесс постепенного перенесениястоимости средств труда по мере их износа на производимую продукцию,превращения в денежную форму и накопления ресурсов для последующеговоспроизводства основных фондов. Амортизационные отчисления представляют собойденежную форму перенесенной на продукт труда части стоимости основных фондов.Это целевой источник финансирования инвестиционного процесса.
Расчетвеличины амортизационных отчислений производится путем умножения суммарнойстоимости имущества по отдельным категориям на соответствующую нормуамортизационных отчислений.
Еслипредприятие реализует свое имущество, то суммарная стоимость имущества,относящегося к конкретной категории, уменьшается на сумму полученной отреализации выручки без учета НДС, равными долями в течение двух лет. Это неотносится к имуществу, входящему в состав первой категории.
В том случае,если выручка от реализации имущества без учета НДС превысит суммарную стоимостьимущества данной категории, суммарная стоимость имущества данной категорииприравнивается к нулю, а сумма превышения увеличивает налогооблагаемую прибыль.
В случаеприобретения имущества, подлежащего амортизации, суммарная стоимость имущества,отнесенного к соответствующей категории, увеличивается на стоимость этогоимущества равными долями в течение двух лет.
Оставшаясяпосле возмещения производственных затрат и выплаты заработной платы частьвыручки представляет собой чистый доход хозяйствующего субъекта, т.е прибыль. Вотличие от амортизационных отчислений прибыль — источник финансированияразлитых по экономическому содержанию потребностей, как хозяйствующегосубъекта, так и государства.
Выручка отреализации продукции способствует возможности покупателю с минимальной затратойсил и времени приобретать нужные ему товары (услуги) путем выбора из имеющегосяассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для потребленияколичествах.
Выручка отреализации продукции — это количественный показатель, характеризующий объемпродаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительнойстадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обменана денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служатосновой выручки.
С точкизрения системного подхода, выручку необходимо рассматривать в трех аспектах:как фактору, способствующему системе отношений общественного производства; каксистему отношений обмена денежных доходов населения, на товары народногопотребления; как систему обратной связи с производством.
Объем итенденции изменения выручки в значительной степени характеризуют собой уровеньжизни народа. Именно через выручку от реализации прродукции реализуютсяденежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качествомзатраченного труда. Это находит выражение в динамике развития выручки и ее долив фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме выручки от реализациипродукции, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера,неорганизованный оборот.
Выручканаходится в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В ней участвуетзначительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объемареализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения впоступлении денег в банки. Ее развитие отражает народнохозяйственные пропорциимежду производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров,розничной продажей и денежным обращением.
Выручкойпредприятий, независимо от форм собственности и вида хозяйственнойдеятельности, являются средства от продажи потребительских товаров населению.
Учету вобъеме товарооборота подлежит продукция промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, кооперативов, изделия лиц, занимающихся индивидуальной трудовойдеятельностью, реализованные через организованную торговую сеть. Кроме того, вобъеме розничного товарооборота учитывается продажа непосредственно напредприятиях, в организациях и учреждениях товаров собственного производства, атакже закупленных на стороне или полученных в порядке бартерного обмена. Врозничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету некоторыхпотребительских товаров организациям, учреждениям и предприятиям, а такжепродажа продовольственных товаров организациям социально-культурной сферы дляпитания обслуживаемого ими контингента населения.
Розничныйтоварооборот является основой для определения потребности в материальных,трудовых и финансовых ресурсах и вместе с тем занимает соподчиненное положениепо отношению к прибыли.
Розничныйтоварооборот — результат деятельности не только розничного торговогопредприятия. В нем отражаются состояние экономики в целом, эффективностьпроизводства, закупок, обстановка в стране, грамотность управления процессомтовародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура его развития,правильность выбора целей.1.2Планирование и распределение выручки от реализации продукции
Механизмэкономического обоснования объема и структуры выручки включает: определениеприоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов иконъюнктуры развития рынка) эффективности коммерческой работы, действующихзаконов.
Планированиепредполагает определение перспективных целей, анализ способов их реализации иресурсного обеспечения. Основными стадиями целевого планирования являются:
- поиск целей;
- придание целиколичественной определенности; анализ и упорядочение цели; проверка цели нареализуемость; принятие решения; осуществление целей; проверка и уточнениецелей.
Масштабыпланирования зависят от объекта планирования, организационного построения фирм,их характеристик, составных элементов и временного фактора.
Долгосрочноепланирование в основном характерно для крупных фирм (предприятий) и насыщенногорынка.
Текущееоперативное планирование осуществляется на различных предприятиях.
Процессвнутрифирменного планирования.Его роль в условиях кризисного состоянияэкономики значительно выросла. Тщательная и детальная проработка поведенияпредприятия на рынке в краткосрочном периоде — основа успеха.
В условияхеще достаточно высокого уровня монополизма и отсутствия (или слабой)конкуренции в торговле, т. е. в условиях перехода к рынку, плановые решенияпринимаются в следующем порядке: идея, закладываемая в планы, пока еще вомногих случаях задается высшими органами отраслевого и административногоуправления. Затем следуют: формулировка целей; выработка стратегии илинахождение путей достижения целей; выбор средств.
Стратегическоепланирование в западных фирмах основано на предприимчивости большинства, т. е.на разработке самых разнообразных проектов развития предприятия и выборе такоговарианта, который может принести Данной организации экономические выгоды.
Формулировкацелей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации ипробуждением заинтересованности работников предприятия (фирмы) в их достижении.Между целями всегда существует жесткая взаимозависимость. Условно целиподразделяются на высшие (получение прибыли); конечные (победа в конкурентнойборьбе); промежуточные (ускорение товарооборачиваемости и др.); подцели(увеличение реализации, например, мужской одежды); взаимодополняющие (получениеприбыли и ускорение оборота); конкурирующие (увеличение объема реализации иуменьшение очередей и времени на обслуживание покупателей); нейтральные, илиобособленные (в чистом виде редко встречаются).
Повозможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные,качественные, стратегические. Суть экономических целей в общем видеформулируется как повышение прибыли на вложенный капитал.
Количественныецели тесно связаны с экономическими. Если они не определены, то экономическиецели могут быть не достигнуты вообще или достигнуты при больших нерациональныхзатратах.
Качественныецели для предприятия — это качество продукции и культура торговли. Зарубежныекомпании широко используют обратную связь с потребителями для своевременнойкорректировки структуры закупок продукции, а затем и производства, что дает имвозможность поддерживать таким образом свою конкурентоспособность. Целиразвития (стратегические) тесно связаны с инвестициями. Под инвестициямиподразумевается осуществление отдельных экономических проектов с цельюполучения прибыли от этих вложений в будущем (например, введение в действиедополнительной торговой площади, приобретение и установления торгового,холодильного или другого оборудования, обучение персонала новым и прогрессивнымметодом обслуживания, участие в производстве товара, переспециализация и т.д.).
Экономическаятеория предъявляет к системе целей следующие требования:
- реальность(возможность достижения целей при заданных условиях);
- операционность(возможный и достаточный уровень точности целей по содержанию, размеру, времении ответственности, чтобы избежать затруднений при их достижении);
- порядок(упоряяоченность целей по иерархии с указанием высших, низших и равноправныхцелей и принятых приоритетов);
- состоятельность(взаимосопоставимость и непротиворечивость); актуальность;
- целостность(система целей должна включать как минимум все важные цели, чтобы исключитьпротиворечия и конфликты);
- полезность(чувство ответственности у работников за достижение целей);
- взаимоувязку сорганизацией деятельности предприятия (все важные цели должны иметь своегоисполнителя и не входить в противоречие с организационными);
- прозрачность иподконтрольность (единая структура, поддающая контролю).
Передрозничными торговыми предприятиями (фирмами) в условиях демонополизацииторговли, разгосударствления и приватизации встают три важнейшие проблемы,которые могут стать целевыми (стратегическими) установками: а) получениеприбыли;
б) завоеваниеи расширение доли рынка, на котором работает предприятие;
в) завоеваниедоверия клиентов.
От решенияэтих проблем зависит объем и темпы роста товарооборота.
При выборе цели,ее количественном определении необходимо уччтывать факторы, обеспечивающие:
- требуемый уровень рентабельности (дляненасыщенных рынков — высокий);
- возможность продажи продукциимассовому потребителю; приемлемые условия заключения договоров поставки;невысокий уровень риска потери доходов, мобильность;
- поддержку со стороны авторитетныхорганов; выгодность и преемственность.
Исходя изсути розничного товарооборота, механизм экономического обоснования плановогообъема и структуры реализации включает анализ достигнутых результатов, рыночнойситуации и конъюнктурных колебаний, определение условий осуществления продаж,контроль за процессом реализации.
Преобладающаячасть финансовых ресурсов предприятий используется для финансирования оборотныхфондов и фондовобращения.
Оборотныефонды — это предметы труда, обслуживающие процесс обращения товаров.
Оборотныефонды в отличие от основных непосредственно участвуют в обороте и выбывают изоборота по мере реализации товаров или продукции, за исключением предметовматериально-технического оснащения. Стоимость оборотных фондов возмещается, какправило, в течение одного оборота, но всегда в течение более короткого временипо сравнению с временем оборота основных фондов. Так, стоимостьпроизводственных запасов полностью переносится в стоимость товара в течениеодного оборота. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов по ценеприобретения в пределах одной минимальной зарплаты за единицу переносится черезиздержки обращения в стоимость товара сразу же при передаче их в эксплуатацию.
По остальнымпредметам материально-технического оснащения половина их стоимости переноситсяв стоимость товара при передаче их в эксплуатацию, остальная часть — по мере ихвыбытия из-за непригодности.
Особенностьоборотных фондов состоит в том, что они непрерывно совершают оборот,превращаясь из товарной в денежную форму, из денежной в товарную, т.е.постоянно обновляются.
Производственныезапасы (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты) учитываются на предприятии пофактической стоимости, а малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — попервоначальной и остаточной.
Фондыобращения по своей экономической сущности сходны с оборотными фондами. Они, каки оборотные фонды, также непосредственно участвуют в обороте, непрерывно изменяясвою форму, выбывают из торгового предприятия при реализации товаров ипополняются за счет новых поступлений.
К фондамобращения относятся товары, готовая продукция на складах предприятия, денежныесредства в классе, на расчетном, валютном и других счетах, денежные документы,дебиторская задолженность; расходы будущих периодов (взносы арендной платы запоследующие периоды, расходы по неравномерно производимому в течение годаремонту основных фондов, затраты на капитальный ремонт арендованных основных фондовв счет будущей арендной платы и др.).
Денежныесредства, предназначенные для образования необходимых для нормальной торговойдеятельности запасов оборотных фондов и фондов обращения, называются оборотнымисредствами. Таким образом, оборотные средства используются для закупки товаров,сырья, материалов, приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов,материалов для хозяйственных нужд. Они представлены также денежной наличностьюв кассе, на расчетном и других счетах -в банке и- ценными бумагами.
Напредприятиях, основанных на негосударственной форме собственности, сумма всехперечисленных текущих активов, отраженных в бухгалтерском балансе, называетсяоборотным капиталом.
Структураоборотных средств предприятий зависит от типа, товарной специализации,структуры товарооборота торговых предприятий и степени насыщения рынка товарноймассой. Например, в продовольственной торговле удельный вес малоценного ибыстроизнашивающегося инвентаря, тары, упаковочных материалов будет больше, чемв торговле непродовольственными товарами, соответственно несколько ниже будетдоля товарных запасов в общей сумме оборотных средств.
В общемобъеме всех финансовых средств типичного предприятия до 80 % составляютоборотные средства.1.3 Факторыроста выручки от реализации продукции
Вконъюнктурных колебаниях (циклах), как известно, различают четыре стадии:депрессию, подъем, бум, спад. Все эти стадии оказывают воздействие наразработку целей, принятие решений, определение плановых показателей,результативность работы любого предприятия, в том числе и торгового.
Для стадиидепрессии характерны самые низкие уровни производства, оборота, цен, спроса натовары, основные фонды, труд и капитал, высокие издержки, безработица,банкротство, низкие прибыли и заработная плата, пессимистические настроения.
При подъеменачинают активизироваться предприниматели, увеличивается производство, оборот,прибыли; замедляется рост цен, возрастают инвестиции, курс ценных бумаг,склонность к покупкам, увеличивается количество рабочих мест.
В стадии бумаобеспечивается полная загрузка производственных мощностей, растет заработнаяплата и цены, сверхзанятость, активизируется научно-техническая деятельность,предприниматели ищут новые направления вложения капитала, появляется опасностьроста инфляции.
При спадеиз-за высоких цен сдерживается реализация всех товаров (услуг); спросуменьшается, наблюдается спад производства и все это вместе ведет к кризису.
Вторымосновополагающим принципом экономического обоснования объема розничноготоварооборота является обеспечение необходимой взаимосвязи динамики показателейэффективности работы торгового предприятия и форм интенсификации. Динамикавзаимосвязи показателей представляет собой норматив эффективности использованияресурсов и затрат.
В такомнормативе на первый план выдвигается получение необходимой массы прибыли,которая определяет взаимосвязанные с ней показатели, достижение конкретногообъема товарооборота и рост физической массы продаж, обеспечение соответствияпредлагаемых к реализации товаров спросу населения. Указанная стратегияоснована на обеспечении сбалансированности розничного товарооборота и прибыли,с одной стороны, товарных ресурсов, розничного товарооборота и спроса населенияпо объему и структуре, с другой, а также на выработке оптимальных пропорций ихразвития.
Сегментациярынка — деление потребителей (или рынков) на подгруппы или сегменты. Она можетосуществляться по группам потребителей, потребительским свойствам товара,основным конкурентам. Как известно, наиболее перспективным сегментом рынкасчитается тот, на котором находится примерно 20% данного товара и 70-80% егопокупателей, что обеспечивает предприятию сбытовой и финансовый успех.
Пониманиеразличий между отдельными типами потребителей дает возможность персоналупредприятия на стадиях закупок, планирования и реализации более тесно увязатьпотребности с предложением товаров и услуг.
Сегментациярынка по потребителям базируется на социально-экономических, демографических,географических, психологических признаках и аспектах образа жизни. Социальнаягруппа определяется по уровню дохода, образованию, роду занятий; этническая — по национальности; демографическая — по возрасту, полу, религии, численности ижизненному циклу семьи и индивидуума; географическая — по делению на городское исельское население, экономически развитые или развивающиеся страны; попсихологическому признаку — по индивидуальным особенностям, покупательскиммотивам, привычкам или предпочтениям. В основе выделения сегмента по аспектамобраза жизни лежит жизненная активность, интересы, позиция и демография.
Формированиеспроса на рынке отдельного товара, потребительский выбор, поведениеиндивидуальных потребителей зависят от того, как удовлетворяются ихпотребности, какую полезность приносит тот или иной товар. Полезностью называютудовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Различаютобщую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, котороеполучают от потребления определенного набора единиц товара или услуги.Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общейполезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара.Предельная полезность отражает степень настоятельности потребности и тотэффект, который получит потребитель от следующей покупки данного товара или отдополнительного количества товара. На основе исследования теории предельнойполезности выведен закон убывающей предельной полезности. Он формулируется так:«Если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщенияпотребности в каком-то товаре или услуге удовлетворение от последующей единицыэтого блага падает». Перед торговыми работниками на уровне разработки плана иего исполнения встает вопрос, как удовлетворить потребности, чтобы ониприносили равную предельную пользу. Теоретические исследования показывают, чтомаксимум полезности достигается тогда, когда бюджет потребителя будетраспределен таким образом, что предельная полезность одного рубля (100 р., 1000р.) расходов одинакова для каждого товара. Изучение теории предельнойполезности позволяет сделать ряд выводов, которые могут быть применены впрактической работе предприятия.
1.Потребительский выбор основан на рациональности использования бюджета и попыткемаксимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачиваяуслуги в определенном их сочетании.
2.Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов потребительских товаров иуслуг. В набор могут входить товары повседневного и разового спроса,длительного пользования, продукты питания, хозяйственные товары и одежда,предметы роскоши и т. д. При этом покупка большого количества товаров, входящихв этот набор, наиболее предпочтительна. 3. Потребительские предпочтенияранжируются по степени важности для покупателя исходя из его доходов, аспектовжизни, социального положения. При этом предельная норма замещения одного товара(А) другим (Б) представляет собой максимальное количество другого товара (В),которым человек готов пренебречь ради покупки одной дополнительной единицы товара«А».
4. Набортоваров, на покупку которых потребители расходуют свои доходы, зависит также оттемпов роста покупательных фондов, изменения цен на основные взаимодополняющие,взаимозависимые и независимые товары, соотношения цен двух приобретаемых илизаменяющих друг друга изделий.
5.Потребительский выбор может быть представлен либо в виде кривой безразличия(когда удается ранжировать порядковые свойства полезности альтернативногонабора) или в виде функции полезности (если набор «С» предпочтительнее «А», тополезность набора «С» выше, чем «А»).
6. Чем большепотребляется товара, тем меньше приращение полезности.
7. Полезностьмаксимизируется, когда соотношение предельных полезностей двух товаров равносоотношению цен.
На первыйвзгляд, такой анализ возможен только в условиях насыщенного рынка. Однако такоемнение ошибочно. В условиях ненасыщенного рынка и ограниченности покупательныхфондов прогноз предполагаемого набора покупки, исходя из теории предельнойполезности, исследуемой с помощью кривых безразличия, становится еще болееважным,
Современнаястратегия формирования программы производства и реализации, применяемая взарубежной практике, построена на идее матрицы роста или «портфеля направлений»развития бизнеса, разработанной специалистами Бостонской группы. Всоответствии с этой теорией можно условно классифицировать товары поприбыльности на «звезд», «дойных коров», «собак» и «трудных детей».
Для товаров,относимых к «звездам», характерна быстрая продажа, на обеспечение которойуходят большие суммы оборотных средств. Они пользуются большой популярностью,имеют высокую окупаемость. Обычно в этих случаях у предприятий наблюдаетсяхорошая платежеспособность и устойчивое финансовое положение. С течениемвремени, по мере изменения их жизненного цикла, реализация «звезд» замедляетсяи они превращаются либо в «дойных коров», либо, если их доля на рынке сокращается,и они теряют конкурентоспособность, в «собак».
Товары,условно относимые к «дойным коровам», имеют невысокие темпы роста продаж,однако их доля на рынке обычно высока, и они способны приносить выручку вбольшом объеме. Спрос на такие товары устойчив, они приносят реальныеустойчивые доходы, которые могут быть использованы для закупки новых товаров иподдержки реализации других и т.д.
С развитием рыночныхотношений все чаще стали говорить и о других ситуациях происхождения роставыручки: это прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя,прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемаяи признанная органами государственной власти (соответствующимзаконодательством).
Все источникисвязаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно.Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений,отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использованиесредств, достижение оптимальных объемов деятельности (т. е. выбор такогомасштаба предприятия, который позволяет обеспечить оптимальную рентабельность).Доказано, что в плане прибыли крупные предприятия не всегда самые лучшие).Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будетниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом,допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли (такназываемый эффект рычага). Многие мелкие и средние предприятия боятсязадолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегиюдобровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо оназаставит предприятие прибегать к дополнительным займам с целью обновленияоборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженнойплатежеспособности и даже к банкротству.
Внедрениеинноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) новоготовара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка,организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступлениятоваров.
Продолжительностьпритока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами:важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемыхданным товаром (услугой), характером деятельности, патентно-лицензионнымзаконодательством в стране, внедрением инноваций; общей стратегией, проводимойфирмой на рынке, состоянием конкурентной среды в данной отрасли.
планированиераспределение выручка торговля
2. Организационно-правоваяхарактеристика и оценка финансового состояния ОАО «Магнит»
2.1 Организационно-правоваяхарактеристика ОАО «Магнит»
«Магни́т» — крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головнаякомпания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира —в городе Краснодаре.
Сеть«Магнит» — лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории ихпокрытия в России — 58 филиалов, более 3228 магазинов в более чем 1048 городахи населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятковмагазинов в месяц.
ОАО«Магинт» в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговлиприходится менее 5% всего оборота предприятия.
Более75745 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможностьприобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам.
Всреднесрочной перспективе компания собирается сохранять высокие темпырасширения сети: планируется открыть не менее четырехсот тридцати «магазинов удома» в текущем году, и до трехсот ежегодно – в последующие два-три года.
Региональнаяструктура оборота розничной торговли России отличается существеннойнеравномерностью: 49% оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов РФ(Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область,Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Тюменская область,Челябинская и Ростовская области). При этом доля крупнейших субъектов РФснижается (на 1.5-2% в год), что обусловлено более низкими, чем в другихрегионах темпами роста розничного товарооборота в Москве и Санкт-Петербурге. Компанияуправляет собственной логистической системой, насчитывающей 9 современныхдистрибуционных центров, три из которых расположены в городах Кропоткин,Батайск и Славянск-на-Кубани, Южный Федеральный округ, два – в Приволжскомрегионе, в городах Энгельс и Тольятти, три распределительных центра находятся вЦентральном Федеральном округе, в городах Тверь, Орел и Иваново, один – вгороде Челябинск, Уральский Федеральный округ.
Компаниярасполагает автоматизированной системой управления запасами и автопарком,состоящим из 1,165 автомобилей.
Вперспективе 2-3 лет Общество планирует сохранять высокие темпы роста бизнеса,открывая ежегодно не менее 300 магазинов традиционного формата в городах снаселением до 500 тыс. человек.
Ключевымитерриториями присутствия для Обществ остаются Южный, Приволжский и Центральныйрегионы, планируется увеличение числа торговых точек на Урале. В долгосрочнойперспективе менеджмент сети не исключает выход на рынки Сибири и ДальнегоВостока
Врезультате деятельности в 2009 году менеджментом Компании были достигнутырезультаты, отраженные в таблице 1.
Таблица1 — Результаты деятельности ОАО «Магнит» Показатели 2007 2008 2009 Отклонение в 2009 г. от 2008 г. выручка, тыс. руб. 78121 192477 215147 22670 численность магазинов, шт 2245 2568 3204 636 количество покупателей, млн чел. 860,34 1013,44 153,1 доля продаж товаров под собственной торговой маркой, % 12,12 12,08 12,28 0,2 количество наименований товаров под собственной торговой маркой 700 700 530 -170 объем товаров, доставляемых через распределительные центры, % 68 72 78 6 среднесписочное количество сотрудников, чел 51246 59135 75745 16610 средняя заработная плата, руб. 9920,32 11252,12 13714,21 2462,09
Выручка Компании выросла на 11,8% с 192477 тыс. руб. в 2008 годудо 215147 тыс. руб. в 2009 году.
/>
Рисунок1 – Динамика численности магазинов
Количество магазинов Компании увеличилось с 2568 «магазинов удома» и 14 гипермаркетов в 2008 году до 3204 и 24 соответственно в 2009 году,совокупная торговая площадь магазинов увеличилась с 823.51 тыс. кв.м. до 1059,87 тыс. кв.м.
Количество покупателей увеличилось на 17,80% с 860,34 млн. в 2008году до 1 013,44 млн. в 2009 году.
Доля продаж товаров под собственной торговой маркой в 2009 годунезначительно выросла и составила 12,28%, в то время как количествонаименований товаров под собственной торговой маркой сократилось с 700 в 2008году до 530 в 2009 году.
Компания планирует в дальнейшем наращивать долю продаж товаров подсобственной торговой маркой в первую очередь за счет расширения предложенияэтих товаров в гипермаркетах «Магнит», прежде всего в непродовольственномсегменте.
/>
Рисунок 2 — КоличествоSKU и доля в объеме продаж за 2003-2009 г.
В 2009 году Компания открыла распределительный центр в Тольятти.Открытие логистического комплекса повысил качество сервиса в Приволжскомрегионе. Общая площадь 9 распределительных центров на 31 декабря 2009 годасоставила 185 537 кв.м.
В отчетном году автопарк Компании увеличился на 288 грузовыхавтомобилей, общее количество единиц составило 1 453, что позволило значительносократить транспортные издержки.
В2009 году Компания увеличила объем товаров, доставляемых через распределительныецентры, до 78% с 72% в 2008 году, что также является драйвером роста валовоймаржи.
Компанияактивно работала с персоналом, повышая лояльность своих сотрудников и развиваякорпоративную культуру. В 2009 году среднесписочное количество сотрудниковКомпании составило 75 745, из которых 58 606 – это персонал магазинов, 10 638заняты в логистической составляющей Компании, 4 419 работают в филиалах, 2 082– сотрудники Головной Компании. Средняя заработная плата по Компании в 2009году составила 13 714 руб.
Утвержденное23 декабря 2009 года Советом Директоров ОАО «Магнит» Положение о Программе попремированию и Комитете при Генеральном директоре по кадрам и вознаграждениямЗАО «Тандер» направлено на дополнительную мотивацию ключевого персонала, обеспечивающеговысокие темпы развития Компании. Максимальный объем программы за 2009 годсоставила 147 357 акций Компании (количество бумаг, общая стоимость которых надату принятия решения не превышает 7% от чистой прибыли Компании по МСФО за2008 год). Реализация текущего этапа программы будет завершена в 2011 году.Участниками данной программы могут стать сотрудники, проработавшие в Компаниине менее 8 лет, в том числе не менее 2 лет на должности не ниже начальникаотдела, а также ключевые сотрудники, деятельность которых обеспечивает высокиетемпы роста Компании.
В2009 Компания продолжила активно работать с покупателями и развиватьмаркетинговую программу. Тем не менее, сокращение доходов населения отразилосьна показателях сопоставимой выручки, среднего чека и трафика. Рост сопоставимыхпродаж 2009 года к 2008 году в рублевом выражении составил 4,1% и былобусловлен ростом сопоставимого среднего чека на 5,8%, в то время как трафикимел отрицательное значение в -1,5%.
/>
Рисунок3 — Показатели сопоставимой выручки, среднего чека и трафика за 2007-2009 г.
Валоваямаржа Компании увеличилась с 21,7% в 2008 г. до 23,5% в 2009 г. Валовая прибыльв рублях выросла на 13,5% с 160433 тыс. руб. до 182171 тыс. руб.
По состоянию на 31декабря 2009 года уставный капитал открытого акционерного общества «Магнит»составляет 889 750, 73 рублей. Он состоит из 88975073 штук обыкновенных именныхбездокументарных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля.
Общество вправе размещатьдополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции в количестве 111874 927 штук номинальной стоимостью 0,01 рубля (объявленные акции). 2009 годуна основании решения Совета директоров от 02.09.2009 г. (Протокол б/н от02.09.2009 г.) размер уставного капитала ОАО «Магнит» был увеличен.
02.10.2009 г. ФСФР Россиибыл зарегистрирован дополнительный выпуск обыкновенных именных бездокументарныхакций номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая в количестве 11 154 918 штук.
2.2 Оценка финансовогосостояния предприятия ОАО «Магнит»
Предварительныйанализ структуры активов проводится на основе данных таблицы 2. Данные взяты изприложения 1. В таблице представлены абсолютные величины по видам активов, ихудельные веса в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельныхвесов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотныхактивов за отчетный период.
Таблица 2- Анализ структуры активов Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения в 2009 году по сравнению с 2008 годом абсолют-ные величины, тысяч рублей
уд. вес,
процен
тов
абсолют
ные величины, тысяч рублей уд. вес, процентов абсолют-ные величины тысяч рублей уд. вес, процентов абсолют-ные величины, тысяч рублей уд. веса, процентов Внеоборотные активы 591425 9,7 14839967 85,3 25563340 90,5 10723373 172,3 Оборотные активы 5502927 90,3 2583340 14,8 2668007 9,5 84667 103,3 Итого активов 6094352 100 17423307 100 28231347 100 10808040 162,0 Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов 9,3 0,2 0,1
Наосновании проведённых расчётов можно сделать вывод о том, что стоимостьимущества предприятия на начало 2010 года выросла на 10808040 тысяч рублей исоставила 28231347 тысяч рублей.
Наибольшуюдолю в активах до 2008 года составляли оборотные активы: 63 процента, в 2006году – 90,3 процентов, а в 2008 году их доля снизилась до 14,8 процентов.Соответственно коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов уменьшился с 9,3 в 2007 году до 0,1 в 2009 году.Стоимость оборотных активов выросла на 84667 тыс. руб. по сравнению с 2008 г.или на 3,3%. В то же время внеоборотные активы выросли на 73,3%.
Болеенаглядно структуру активов на конец 2009 года предприятия можно изобразить спомощью рисунка 2.
Ситуация,когда наибольшая часть внеоборотных активов представлена производственнымиосновными средствами и незавершенным строительством, характеризует ориентациюна создание материальных условий расширения основной деятельности предприятия.
/>
Рисунок2 – Структура активов ОАО «Магнит» за 2009 год
Предварительныйанализ структуры пассивов проводится на основе данных таблицы 3.
Таблица 3- Анализ структуры пассивов Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения в 2009 году по сравнению с 2008 годом абсолют-ные величины, тысяч рублей
уд. вес,
% абсолют-ные величины, тысяч рублей уд. вес, % абсолют-ные величины, тысяч рублей уд. вес, % абсолют-ные величины, тысяч рублей Уд. вес, %
Собствен
ный капитал 5051769 82,9 16378732 94,0 28083214 99,5 11704482 171,5 Долгосрочные заёмные средства Краткосрочные заемные средства 1042383 17,1 1044575 6,0 22189 0,5 -1022386 2,1 Итого источников средств 6094352 100 17423307 100 28231347 100 10808040 162,0 Коэффициент автономии 0,83 0,94 0,99 0,05 105,8
К- нт соотноше
ния заемных и собствен
ных средств 0,21 0,06 0,001 -0,06 1,2
На основании данныхрасчётов сделаем вывод, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом пассивнаячасть баланса выросла на 62% или на 10808040 тысяч рублей, за счёт ростасобственных средств.
Коэффициент автономиипоказывает, какая часть источников финансирования приходится на собственные средства,на предприятии ОАО «Магнит» значение данного коэффициента больше 50 процентов, имееттенденцию к росту за счет сокращения общей суммы источников финансирования,коэффициент соотношения заёмных и собственных средств снижается, что означаетснижение зависимости предприятия от заемных источников финансирования.
Результаты анализаликвидности фирмы представляют интерес, прежде всего для коммерческихкредиторов.
Так как коммерческиекредиты краткосрочны, то именно анализ ликвидности лучше всего позволяетоценить способность фирмы оплатить эти обязательства.
Ликвидность означает способность ценностей легко превращаться в деньги,т.е. в абсолютно ликвидные средства. Ликвидность можно рассматривать как время,необходимое для продажи актива, и как сумму, вырученную от продажи актива.
Эти показатели тесно связаны: зачастую можно продать актив за короткоевремя, но со значительной скидкой в цене.
Для определения ликвидности баланса сопоставим итогипо каждой группе активов и пассивов. Для этого составим таблицу 4.
Таблица 4 — Анализ ликвидности баланса предприятия за 2009 год В тысячах рублейАктив На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода
Платежный
излишек или недостаток
На
начало периода
На
конец периода Наиболее ликвидные активы (НЛА) 57 508 Наиболее срочные обязательства (НСО) 1044575 22187 -1044518 -21679 Быстрореализуемые активы (БРА) 211563 170125 Краткосрочные пассивы (КСП) 211563 170125
Медленнореали
зуемые активы (МРА) 5820 3574 Долгосрочные пассивы (ДСП) 125944 5820 -122370 Труднореализуемые активы (ТРА) 14839967 25563340 Постоянные пассивы (ПП) 16378732 28083214 -1538765 -2519874 Баланс 17423307 28231347 Баланс 17423307 28231347
Из таблицы видно, что баланс предприятия не являетсяабсолютно ликвидным как на начало, так и на конец анализируемого периода.
На предприятии не хватает денежных средств для погашения наиболее срочныхобязательств (на начало года 1044518 тыс. руб. и на конец года – 21679 тыс.руб.). Положение предприятия на ближайшее время затруднено, для погашениякраткосрочных долгов следует привлечь медленнореализуемые активы. Сравниваямедленнореализуемые активы с долгосрочными пассивами, перспективную ликвидностьможно охарактеризовать как отрицательную, так как долгосрочные пассивы меньшеразмера медленнореализуемых активов. Для полного анализа ликвидности рассчитаемкоэффициенты ликвидности.
Результаты расчетов коэффициентов ликвидности представим в виде таблицы5.
Таблица 5 – Анализ коэффициентов ликвидностиПоказатель На начало года На конец года
Рекомендуемые
показатели Коэффициент абсолютной ликвидности 0,001 0,02 0,2 – 0,7 Коэффициент быстрой ликвидности 0,20 7,69 0,8 – 1,0 Коэффициент текущей ликвидности 0,21 7,85 1,0 – 2,0
Как видно из таблицы 5, на предприятии все коэффициенты на начало 2009 г.были ниже нормы, на конец года коэффициент абсолютной ликвидности выроснезначительно, его значение ниже рекомендуемых, коэффициент быстрой и текущей ликвидностизначительно повысился и выше нормы.
Абсолютнымипоказателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующиесостояние запасов и обеспеченность их источниками формирования.
Дляхарактеристики источников формирования запасов применяют три основныхпоказателя:
— собственные оборотные средства (далее СОС) рассчитываются как разница междукапиталом и резервами (3 раздел пассива баланса) и внеоборотными активами (1раздел актива). Этот показатель является абсолютным, его увеличение в динамикерассматривается как положительная тенденция.
СОС = СИ — ВА, (1)
где СИ —собственные источники (3 раздел пассива баланса);
ВА —внеоборотные активы (1 раздел актива);
— величина собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов изатрат (СД) определяется по формуле:
СД = СОС + ДП, или (СИ – ВА) + ДП, (2)
где ДП —долгосрочные пассивы (4 раздел пассива);
— общаявеличина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ) определяется поформуле:
ОИ = СД + КЗС, или (СИ – ВА) + ДП +КЗС, (3)
где КЗС— краткосрочные заемные средства (стр. 610 5 раздела пассива баланса).
Тремпоказателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуютпоказатели обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
— излишек (+) или недостаток (—) собственных оборотных средств ∆СОС:
∆СОС = СОС — 3, (4)
где 3 —запасы (стр. 210 2 раздела актива баланса);
— излишек (+) или недостаток (—) собственных и долгосрочных источниковформирования запасов ∆СД:
∆СД = СД – 3, (5)
— излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формированиязапасов ∆ОИ:
∆ОИ= ОИ – 3 (6)
Спомощью этих показателей можно определить трехфакторный показатель типафинансовой ситуации (S).
Далее сего помощью выделяют четыре типа финансовой ситуации.
Абсолютнаяустойчивость финансового состояния фирмы показывает, что все запасы полностьюпокрываются собственными оборотными средствами. Такая ситуация встречаетсякрайне редко, и она вряд ли может рассматриваться как идеальная, так какозначает, что администрация не умеет, не желает или не имеет возможностииспользовать внешние источники средств для основной деятельности.
∆СОС > 0, ∆СД > 0, ∆ОИ> 0, тогда S {1; 1; 1}. (7)
Нормальнаяустойчивость финансового состояния (гарантирует платежеспособность предприятия,такое соотношение соответствует положению, когда успешно функционирующеепредприятие использует для покрытия запасов различные «нормальные» источникисредств — собственные и привлеченные), при условии:
∆СОС 0, ∆ОИ> 0, тогда S {0; 1; 1}. (8)
Дадимоценку финансовой устойчивости предприятия с использованием абсолютныхпоказателей финансовой устойчивости (см. таблица 6). Для этого воспользуемсяданными отчетности предприятия и определим излишек или недостаток собственныхоборотных средств, собственных и долгосрочных заёмных источников формированиязапасов, общей величины основных источников формированиязапасов.
Таблица6- Анализ финансовой устойчивости В тысячах рублейПоказатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения в 2009 г. по сравнению с 2007 г. 1. Источники финансирования собственных средств 5051769 16378732 28083214 23031445 2. Внеоборотные активы 591425 14839967 25563340 24971915 3. Наличие СОС 4460344 1538765 2519874 -1940470 4. Долгосрочные пассивы 125944 125944 5. Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников формирования средств 4460344 1538765 2645818 -1814526 6. Краткосрочные заёмные средства 1025855 -1025855 7. Общая величина основных источников 5486199 1538765 2645818 -2840381 8. Общая величина запасов 402 160 140 -262 9. Излишек (+), недостаток (-) СОС 4459942 1538605 2645678 -1814264 10. Излишек (+), не-достаток (-) собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов 4459942 1538605 2645678 -1814264 11. Излишек (+), не-достаток (-) общей величины основных источников форми-рования запасов 5485797 1538605 2645678 -2840119 12. Трёхкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости {1, 1, 1} {1, 1, 1} {1, 1, 1} -
Наосновании данных таблицы можно сделать вывод, что в 2009 году в сравнении с2007 годом все источники запасов сократились. Трехкомпонентный показательхарактеризует ситуацию, как абсолютную. Следовательно, у предприятия источниковсобственных средств достаточно для покрытия запасов и затрат.
3. Анализ выручки от продаж в ОАО«Магнит»
3.1 Анализ структуры товарооборотаОАО «Магнит»
Товарооборот являетсяодним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственнаядеятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться иоцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Дляопределения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объемза период, с которого изменились цены, разделить на индекс цен на товары.Проводя анализ, следует установить, как развивается товарооборот, какудовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структурутоварооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров,активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей,их благосостояние. Индекс потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, в 2009г. в среднем составил 9%.
Таблица 7 — Динамика товарооборотаОАО «Магнит» за 2007-2009 г.Год Фактический товарооборот, млн. руб. Цепной темп роста,% Базисный темп роста,%
В действую
щих ценах
В сопостави
мых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах
В сопоста
вимых ценах 2007 10757,8 10757,8 100 100 100 100 2008 13853,2 12010,7 128,8 111,6 128,8 111,6 2009 14516,9 13210,4 104,8 110,0 134,9 122,8
При анализе динамикитоварооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста.Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственнойдеятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле среднейгеометрической:
/>, (1)
где Тф −фактический товарооборот;
Тб − базовыйтоварооборот;
п – количествоанализируемых периодов.
/>% (в действующих ценах)
/>% (в сопоставимых ценах)
Из таблицы видно, что запоследние три года товарооборот ОАО «Магнит» увеличился на 34,9% к фактическомутоварообороту 2007года. Товарооборот фирмы за 2009 год в сопоставимых ценахсоставил 14516,9 млн. руб… В сопоставимыхценах в 2009 г. товарооборот предприятия вырос по сравнению с 2007 г. на15,59%., а темп роста по отношению к 2008годусоставил 11,6% или 1199,7 млн. руб. За счет сокращения количествареализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) товарооборотсократился на 642,8 млн. руб. (13210,4-13853,2), и в связи с увеличением розничныхцен на товары товарооборот увеличился на 906,5 млн. руб. (14116,9 – 13210,4).
Средний темп роста объематоварооборота в фактических ценах составил 116,1%, в сопоставимых ценах 110,8%.
Вдекабре 2009 года оборот розничной торговли на 86,4% формировался торгующимиорганизациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельностьвне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 13,6% (в декабре 2008 года– 86,8% и 13,2% соответственно). При этом в декабре 2009 года по сравнению с декабрем2008 года оборот торгующих организаций сократился на 3,7%, а продажи на рынках– на 3,6%. Таким образом, к концу года прекратила наблюдаться тенденцияперетока покупателей из магазинов на розничные рынки, связанная с ужесточениемценовой конкуренции. В целом по итогам года падение оборота торгующихорганизаций составило 6%, а рынков – 2%.
Таблица8 — Оборот торгующих организаций и рынков в 2002-2009 годы В миллионах рублейПоказатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Оборот розничной торговли 3765 4529 5642 7038 8690 10866,2 13853,2 14516,9
оборот торгующих
организаций 2838,8 3451,1 4420,5 5558,2 6987 9214,5 12015,9 12536,4
продажа товаров на
рынках 926,2 1077,9 1254,1 1479,8 1703 1651,7 1837,3 1980,5
доля торгующих
организаций, % 75,4 76,2 77,9 79,0 80,4 84,8 86,7 86,4 доля рынков, % 24,6 23,8 22,1 21,0 19,6 15,2 13,3 13,6
В2009 году на розничных рынках и ярмарках население покупало около 12,5% продовольственныхтоваров и 17% непродовольственных товаров.
Вструктуре оборота розничной торговли по видам организаций в 2009 году долярынков увеличилась на 0,4 процентных пункта, а индивидуальных предпринимателей– на 0,9 процентных пункта. В то же время доля малых предприятий сократилась на0,5 процентных пунктов, а крупных и средних организаций – на 0,7 процентныхпункта. Таким образом, наиболее существенно в условиях экономического кризисапострадала традиционная розница и малые предприятия.
Определимудельный вес каждого квартала в годовом товарообороте.
Товарооборот ОАО «Магнит»за отчетный год вырос на 4,8%, абсолютныйприрост составил 663,7 млн. руб… Впоквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот ОАО «Магнит»распределяется по кварталам неравномерно. Наименее напряженным был второйквартал, наиболее напряженным – четвертый.
Таблица 9 — Товарооборотв поквартальном разрезе в действующих ценах за 2008 − 2009 годыКварталы 2008 год 2009 год Отклонение (-), (+)
Темп отклонения,
(%)
Сумма, млн.
руб. Удельный вес,%
Сумма, млн.
руб. Удельный вес,% I квартал 3219,5 23,24 3500,0 24,11 280,5 108,7 II квартал 3715,4 26,82 3163,2 21,79 -552,2 85,1 III квартал 3423,1 24,71 3783,1 26,06 360,0 110,5 IV квартал 3495,2 25,23 4070,5 28,04 575,4 116,5 Итого 13853,2 100 14516,9 100 663,7 104,8
В I квартале 2009 г. товарооборот значительноувеличился, относительный прирост составил 8,7 %,а абсолютное увеличение составило 280,5 млн. руб.Во II квартале товарооборот по сравнению с2008 годом сократился на 14,9%. В III кварталетоварооборот по сравнению с 2008 годом вырос на 10,5%,абсолютное отклонение составило 360 млн. руб.В IV квартале наблюдается рост: относительный − 16,5%,а абсолютное отклонение составило 575,4 млн. руб.
Для определенияравномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитатьи проанализировать среднее квадратическое отклонение (/>) и коэффициент вариации,или неравномерности (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичноеотклонение:
/>, (2)
где /> — процент выполнения плана или темп изменения вдинамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
/> — процент выполнения плана или темпповышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
/> — число месяцев (кварталов) изучаемогопериода.
Среднее квадратичноеотклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальныйи минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжениипериода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объематоварооборота от среднего размера.
Коэффициент вариации:
/>, (3)
где /> — среднее квадратичноеотклонение;
/> — темп отклонения товарооборота заквартал.
По коэффициенту вариации(неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемогопоказателя.
Коэффициент ритмичности:
/>, (4)
Для расчета этихпоказателей выполняется следующая таблица 5.
Таблица 10 — Расчеты,необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2008 – 2009 года Квартал Темп отклонения (%)
/>
/>2 I квартал 108,7 3,5 12,25 II квартал 85,1 -20,1 404,01 III квартал 110,5 5,3 28,09 IV квартал 116,5 11,3 127,69
/> 105,2 572,04
/>
К вариации = 11,95*100/105,2 = 11,36
К ритмичности = 100-11,36 = 88,64%
Итак, колебание вразвитии товарооборота составляет 11,36%. Выполнение плана товарооборота заотчетный год было равномерным только на 88,64%. Чем ближе к 100% коэффициентритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
На основеквартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности,который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициентсезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данногоквартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влияниемфакторов сезонного характера.
Индекс (коэффициент)сезонности:
/>, (5)
где /> — средний уровень ряда, полученный врезультате осреднения уровней ряда за одноимённые периоды времени (например,средний уровень января за все годы наблюдения); /> — общий средний уровень ряда за всёвремя наблюдения. Общий средний уровень ряда: /> — средняя величина в квартал. Среднийуровень квартала рассчитывается по формуле:
/>= (у1год 1 + у1год2+у3год3) / 3
Таблица 11 — Определениесезонности продажи товаров по кварталам года за 2007 -2009 годамесяц 2007 2008 2009 Среднее значение Коэффициенты сезонности I квартал 2541,3 3219,5 3500 3086,9 0,9468 II квартал 2752,6 3715,4 3163,2 3210,4 0,9846 III квартал 2321,4 3423,1 3783,1 3175,9 0,9740 IV квартал 3142,5 3495,2 4070,5 3569,4 1,0947 Итого 10757,8 13853,2 14516,9
Построим сезонную волну:
/>
Рисунок 5 – Коэффициенты сезонности товарооборота предприятияОАО «Магнит»
Для расчета коэффициентовлинейной функции (/>) воспользуемся выражениями, полученными из системынормальных уравнений после переноса начала координат в середину ряда.Воспользуемся формулами:
/>, (6)
/>, (7)
где /> - коэффициенты, определяемые вметоде аналитического выравнивания;
/> - моменты времени, для которых былиполучены исходные и соответствующие теоретические уровни ряда динамики,образующие прямую, определяемую коэффициентами />.
Построим таблицу:
Таблица 12 – Данные длярасчета коэффициентов линейной функции№ yi t yi t t2 1 3086,9 -3 -9260,7 9 2 3210,4 -1 -3210,4 1 3 3175,9 1 3175,9 1 4 3569,4 3 10708,2 9 итого 13042,6 1413 20
ао = 13042,6/4= 3260,65
а1 = 1413/20 =70,65
Получаем уравнение:
ŷ = 3260,65+70,65 t
Используя данноеуравнение рассчитаем выровненные значения ряда:
Таблица 13– Расчетвыровненных значений ряда№ yi t ŷ 1 3086,9 -3 3048,7 2 3210,4 -1 3190 3 3175,9 1 3331,3 4 3569,4 3 3472,6 итого 13042,6
Вывод: как видно из расчетови графика, к концу года заметен постепенный рост показателей. Наибольший спрос на продукцию в IVквартале (116,5%), а наименьший в 2 квартале (85,1%). Это необходимо учитывать,при планировании покварталам 2010 года.
Региональная структураоборота розничной торговли России отличается неравномерностью:
52,5% оборота розничнойторговли в 2009 г приходится на 11 субъектов (Москва, Московская область,Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область,Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская иРостовская области). В 2009 году доля 11 крупнейших регионов снизилась посравнению с 53,1% по итогам 2008 года.
Поитогам 2009 года наибольшее снижение (более 5%) объемов розничноготоварооборота среди крупнейших регионов (доля в обороте по РФ более 1%)наблюдалось в Кемеровской области – на 21,2%, в Алтайском крае – на 19,4%, вРостовской области – на 15,3%, в Тюменской области – на 13,2%, в Нижегородскойобласти – на 10,0%, в Санкт-Петербурге – на 9,4%, в Омской области – на 9,1% вСамарской обл. – на 9,0%, в Иркутской обл. – на 8,2%, в Новосибирской обл. –7,8%, в Московской области – на 7,7%, в Пермском крае – на 6,2%, в Красноярскомкрае – на 6,3%, в Саратовской обл. – на 5,2% и в Челябинской обл. – на 5,1%.
Рост среди наиболеекрупных регионов продемонстрировали только Краснодарский край (на 0,5%) иСтавропольский край (на 1%).
3.2 Факторный анализ товарооборота ОАО «Магнит»
Главныйфактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональностьиспользования товарных ресурсов.
ПоОАО «Магнит» данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Таблица14 — Товарный баланс по ОАО «Магнит» за 2008-2009 гг. В миллионах рублей.Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение в сумме Влияние на изменение товарооборота (+,-) Запасы товаров на начало года 142,6 125,8 -16,8 -16,8 Поступление товаров 14152,6 14945,5 792,9 +792,9 Прочее выбытие товаров 316,2 415,9 99,7 -99,7 Запасы товаров на конец года 125,8 138,5 12,7 -12,7 Реализация товаров 13853,2 14516,9 663,7 663,7
Розничныйтоварооборот предприятия ОАО «Магнит» возрос в 2009 году по сравнению с 2008годом на 663,7 млн. руб., в том числе за счет влияния факторов:
— рост запасов на начало года сократил реализацию товаров на 16,8 тыс. руб.;
— ростпоступления товаров увеличил товарооборот на 792,9 млн. руб.;
— рост прочего выбытия товаров сократил товарооборот на 99,7 млн. руб.;
— рост запасов на конец года сократил товарооборот на 12,7 млн. руб.
Недостаткомиспользования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполноевовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза товаров, имеющихвысокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичностиотгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорнымиобязательствами. Часть товаров, поступивших в ОАО «Магнит» в излишнемколичестве и в конце года, осело на остатках товаров, что может привести кзамедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, ивозникновению потерь.
Товарооборот ОАО «Магнит» изменился также под действиемследующих факторов: влияние цен,обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;состояние и эффективность использования материально — технической базыпредприятия.
Длярасчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимыйтоварооборот в ценах прошлого года
Тс = Тф / Јцен,(8)
гдеТс – товарооборот в сопоставимых ценах
Тф– товарооборот в фактических ценах;
Јцен– индекс цен
Получаем,что Јцен в 2009г. = 1,09
Таблица 15 — ТоварооборотОАО «Магнит» в действующих и сопоставимых ценах за 2008-2009 г.Год Товарооборот в действующих ценах, млн. руб. Индекс цен Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб. 2008 13853,2 1,0 13853,2 2009 14516,9 1,09 13210,4
Тс= 14516,9/1,09=13210,4 млн. руб.
Влияниеизменения цен = 14516,9-13210,4 = 1306,5 млн. руб.
Существуетдва пути увеличения ресурсов: за счет увеличения ресурсов – экстенсивный путьразвития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числеза счет изменения физического объема товарооборота:
13210,4-13816,9= -642,8 млн. руб.
итого:1306,5-642,8 = 663,7 млн. руб.
Для определения влияниятрудовых ресурсов используем метод разниц:
ПТ = Т/Ч, (9)
где ПТ –производительность труда;
Ч – численность рабочих
Таблица 15 – Данные длярасчета влияния трудовых ресурсов на товарооборот ОАО «Магнит» за 2008-2009 г.Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-) Товарооборот в действующих ценах, млн. руб. 13853,2 14516,9 663,7 Численность персонала, чел. 59135 75745 16610 Производительность труда 234,3 191,7 -42,6
Влияние численностиработников:
(Чф-Чпл)*ПТпл (10)
где Чф – численность 2009г.;
Чпл – численнсоть 2008г.;
ПТпл – производительностьтруда 2008 г..
Влияние производительноститруда:
(ПТф-ПТпл)*Чф, (11)
где ПТф –производительность труда 2009 г.;
ПТпл — производительностьтруда 2008 г.;
Чф – численность 2009 г..
Таблица 16 — Влияниетрудовых ресурсов на динамику товарооборотаФактор Влияние на динамику товарооборота Сумма, млн. руб. Влияние численности работников 16610*234,3/1000 3891,72 Влияние производительности труда -42,6*75747/1000 -3226,82 Итого - 663,7
Таким образом, за счетроста численности работников товарооборот увеличился на 3891,72 млн. руб., а за счет сокращенияпроизводительности труда товарооборот сократился на 3226,82 тыс. руб. В общем,за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 663,7млн. руб.
Выводы и предложения
Розничная торговля —основа экономики и предпринимательской деятельности страны. В течение последнихнескольких лет товарооборот в России увеличивается, что подтверждаетположительные тенденции развития розничной торговли. За период рыночныхпреобразований усилилась концентрация розничной торговли в городах.
«Магни́т» —крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головнаякомпания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира —в городе Краснодаре.
Сеть«Магнит» — лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории ихпокрытия в России — 58 филиалов, более 3228 магазинов в более чем 1048 городахи населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятковмагазинов в месяц.
ОАО«Магинт» в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговлиприходится менее 5% всего оборота предприятия.
ВыручкаКомпании выросла на 11,8% с 192477 тыс. руб. в 2008 году до 215147 тыс. руб. в2009 году.
Количествомагазинов Компании увеличилось с 2 568 «магазинов у дома» и 14 гипермаркетов в2008 году до 3 204 и 24 соответственно в 2009 году, совокупная торговая площадьмагазинов увеличилась с 823.51 тыс. кв.м. до 1 059,87 тыс. кв.м.
Количествопокупателей увеличилось на 17,80% с 860,34 млн. в2008 году до 1 013,44 млн. в 2009 году.
За последние три годатоварооборот ОАО «Магнит» увеличился на 34,9% к фактическому товарообороту2007года. Товарооборот фирмы за 2009 год в сопоставимых ценах составил 14516,9 млн.руб… В сопоставимых ценах в 2009 г. товарооборот предприятия вырос посравнению с 2007 г. на 15,59%., а темп роста по отношению к 2008году составил11,6% или 1199,7 млн. руб. За счет сокращения количества реализованных товаров(физического объема розничного товарооборота) товарооборот сократился на 642,8млн. руб., и в связи с увеличением розничных цен на товары товарооборотувеличился на 906,5 млн. руб.
Средний темп роста объематоварооборота в фактических ценах составил 116,1%, в сопоставимых ценах 110,8%.
Вдекабре 2009 года оборот розничной торговли на 86,4% формировался торгующимиорганизациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельностьвне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 13,6% (в декабре 2008 года– 86,8% и 13,2% соответственно). При этом в декабре 2009 года по сравнению сдекабрем 2008 года оборот торгующих организаций сократился на 3,7%, а продажина рынках – на 3,6%. Таким образом, к концу года прекратила наблюдатьсятенденция перетока покупателей из магазинов на розничные рынки, связанная сужесточением ценовой конкуренции. В целом по итогам года падение оборотаторгующих организаций составило 6%, а рынков – 2%.
Вструктуре оборота розничной торговли по видам организаций в 2009 году долярынков увеличилась на 0,4 процентных пункта, а индивидуальных предпринимателей– на 0,9 процентных пункта. В то же время доля малых предприятий сократилась на0,5 процентных пунктов, а крупных и средних организаций – на 0,7 процентныхпункта. Таким образом, наиболее существенно в условиях экономического кризисапострадала традиционная розница и малые предприятия.
Товарооборот ОАО «Магнит»за отчетный год вырос на 4,8%, абсолютный прирост составил 663,7 млн. руб… Впоквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот ОАО «Магнит»распределяется по кварталам неравномерно. Наименее напряженным был второйквартал, наиболее напряженным – четвертый.
Розничныйтоварооборот предприятия ОАО «Магнит» возрос в 2009 году по сравнению с 2008годом на 553,7 млн. руб., в том числе за счет влияния факторов:
— рост запасов на начало года сократил реализацию товаров на 16,8 тыс. руб.;
— ростпоступления товаров увеличил товарооборот на 792,9 млн. руб.;
— рост прочего выбытия товаров сократил товарооборот на 99,7 млн. руб.;
— рост запасов на конец года сократил товарооборот на 12,7 млн. руб.
Недостаткомиспользования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполноевовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза товаров, имеющихвысокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичностиотгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорнымиобязательствами. Часть товаров, поступивших в ОАО «Магнит» в излишнем количествеи в конце года, осело на остатках товаров, что может привести к замедлениюоборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновениюпотерь.
Баланс предприятия не является абсолютно ликвидным как на начало, так и наконец анализируемого периода .
В 2009году в сравнении с 2007 годом все источники запасов сократились.Трехкомпонентный показатель характеризует ситуацию, как абсолютную.Следовательно, у предприятия источников собственных средств достаточно дляпокрытия запасов и затрат.
Предлагаемые направленияповышения эффективности работы предприятия и укрепления его положения на рынкеследующие:
- обновление,усовершенствование материально-технической базы;
- разработка новыхметодов планирования и прогноза доходов, издержек обращения, прибыли ирентабельности, товарооборота и т.д.;
- внедрение гибкойсистемы ценообразования;
- реконструкция икапитальный ремонт помещения или зданий;
- повышениеквалификации работников предприятия.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, частьтретья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 2008 г.)
2. Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ16.07.1998 (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009)
3. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формахбухгалтерской отчетности» (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ. (ред. от 23.11.2009).
5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от30.12.2008 № 307-ФЗ
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций и инструкция по его применению», утв. приказом МинфинаРоссии от 31.10.00г. №94н. ( в ред. от 18.09.2006 N 115н)
7. Учет материально-производственных запасов: положение побухгалтерскому ПБУ 5/01 от 09.06.2001 №44н (в ред. Приказа Минфина РФ от27.11.2006 №156н и от 26.03.2007 №26н).
8. Камышанов, П.И. Камышанов, А.П. Бухгалтерская (финансовая)отчетность: составление и анализ / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов.–М.: Омега-Л,2003. — 232 с. — ISBN 978-5-365-00845-8
9. Адаев Ю. В. Анализ эффективности хозяйственнойдеятельности предприятий в условиях рынка и аудит / Ю. В. Адаев. – М.: Финансыи статистика, 2005. ISBN 5-06-004833-0
10. Берзон Н.И., Газман В.Д. Финансовый менеджмент /Н.И.Берзон, В.Д.Газман.- М.: Academia, 2009. — 336 с. — ISBN 978-5-7695-6305-8
11. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор. /Т.В.Теплова.- М.: Юрайт, 2008. — 480 с.- ISBN 978-5-9916-0023-1
12. Подольский В. И., Савин А. А. Аудит/ В. И.Подольский, А.А.Савин.- М.:, Академия, 2009. ISBN 978-5-7695-5452-0
13. Калистратов Л.М. Аудит. / Л.М. Калистратов — М.: Дашков иКо, 2009.- 744 с. ISBN 978-5-238-01353-4
14. Шишкоедова, Н.Н. Методика финансового анализа предприятия/ Н.Н. Шишкоедова // Экономический анализ. – 2008. — № 4. – С. 23-27.
15. Валеева, Ю.С. Исаева, Н.С. Диагностикапроизводственно-финансового потенциала предприятия / Ю.С. Валеева //Экономический анализ. – 2007. — № 1 – С. 38-43.
16. Смирнова, Е.В. Инструментарий комплексного экономическогоанализа устойчивого развития предприятия / Е.В. Смирнова // Экономическийанализ. – 2009. — № 9. – С. 31-37.
17. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит / Н.В.Парушина,С.П.Суворова.-М.: Форум, 2009. -287 с. ISBN 978-5-8199-0192-2
18. Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент фирмы. / В.Б.Сироткин — М.: Высшая школа, 2008. — 320 с. ISBN 978-5-06-005298-5
19. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент / Л.Е. Басовский — М.: Инфра-М, 2007. — 240 с. ISBN 5-16-002806-4
20. Шишкоедова Н.Н. Методика финансового анализа предприятий// Экономический анализ. – 2007 г. — №3. – С.49-55
21. Лисицына Е.В. Формирование собственного и заемного капитала// Финансовый менежмент. — 2008 г. – №1. — С. 133-142
22. Булаев С.В. Торговая накладная Торг-12 // Торговля:бухгалтерский учет и налогообложение .- 2010.-№ 1-С.33-36
23. Денисова М.О. Соглашение между продавцом и розничнойсетью // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение .- 2010 .-№ 3-С. 23-27
24. Маликов Д.С. Финансы предприятий отраслей народногохозяйства. М.: Финансы и статистика, 2008. – с. 256.
25. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: Учебник длявузов Изд. 2-е, перераб., доп… – М.: Проспект, 2009.
26. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – М.:«Ника-Центр», 2000.
27. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полныйкурс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. — СПб.: Экономическаяшкола, 2008 г. Т.1.
28. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент. 2-е изд., стер. – М.: Academia,2009.