Реферат по предмету "Финансовые науки"


Осуществление финансового контроля

/>Содержание
 
Введение
Глава 1. Финансовый контроль
1.1. Сущность изначение финансового контроля
1.2. Виды, формы иметоды финансового контроля
Глава 2. Ревизия как методфинансового контроля
2.1. Понятие и общая характеристикаревизии как метода последующего финансового контроля
2.2. Виды и методы ревизии, праваревизоров, окончание ревизии
Заключение
Список литератур
Приложение
Ссылки

Введение
 
Неотъемлемойсоставной частью финансовой деятельности государства и муниципальныхобразований является финансовый контроль.
Финансовыйконтроль является контролем законодательных и исполнительных органов властивсех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовойдеятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль надсоблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования ииспользования фондов денежных средств, оценку экономической эффективностифинансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовыйконтроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видовконтроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет местово всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процессдвижения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Однаиз основных функций государственного управления — создание и поддержаниеэффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системыфинансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, илиспециальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансовогоконтроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категорииприсущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтомуиспользование государством финансов для решения своих задач обязательнопредполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.
Учитывая всепроникающий характер финансовогоконтроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшейфункции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансовогоконтроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждомэтапе осуществления финансовой деятельности.
Актуальностьданной темы заключается в следующем: в рыночных условиях происходит неупрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие — усложнение ифинансового контроля, который объективно присущ рыночной экономике. Финансовыйконтроль охватывает не только финансовую деятельность государственных,муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателейв целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. В настоящеевремя с развитием рыночной экономики повышается самостоятельность предприятий,их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значениефинансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Цельданной работы — рассмотреть сущность и задачи финансового контроля, основныеметоды, а также подробно разобраться в ревизии, как основном методе финансовогоконтроля.
Для реализации поставленной цели были сформированыследующие задачи:
1. Определение понятия и значенияфинансового контроля:
¾ Формы финансовогоконтроля.
¾ Виды финансовогоконтроля.
¾ Методыфинансового контроля.
2. Понятие и общая характеристикаревизии как метода последующего финансового контроля:
¾ Видыи методы ревизии.
¾ Праваревизоров.
¾ Окончаниеревизии.
Предметомфинансового контроля являются все составные части процессавоспроизводства, а также законодательная и нормативная база, обеспечивающиефункционирование экономики.
Объектомфинансовогоконтроля являются денежные, распределительные процессы при формировании ииспользовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств навсех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Глава 1.Финансовый контроль
 1.1.Сущность и значение финансового контроля
 
Финансовыйконтроль – составная часть, или специальнаяотрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроляобъективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи нетолько распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использованиегосударством финансов для решения своих задач обязательно предполагаетпроведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовыйконтроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системойорганов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числеспециальными контрольными органами при участии общественных организаций,трудовых коллективов и граждан.
Значение финансовогоконтроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельностигосударственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями,во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемыхдействий, соответствие их задачам государства.
Финансовыйконтроль – это контроль над законностью действийв области образования и использования денежных средств государства и субъектовместного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развитиястраны и отдельных регионов.
Финансовый контрольвключает в себя контроль над исполнением:
ü  федеральногобюджета
ü  бюджетовсубъектов Российской Федерации
ü  бюджетоввнебюджетных фондов
ü  контрольза состоянием внешнего и внутреннего долга
ü  государственныхрезервов
Объект финансовогоконтроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итогеон означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных идругих ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства ираспределения опосредствуется денежными отношениями.
Конкретные формы иметоды финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права какгосударства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственныйфинансовый контроль предназначен для реализации финансовой политикигосударства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всегоразработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетныхфондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственныхпредприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовыйконтроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагиваетлишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налогии другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходованиивыделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленныхправительством правил организации денежных расчетов, ведения учета иотчетности.
Финансовый контроль задеятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитныхучреждений, акционеров и внутренний контроль.
Финансовый контрольприсущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общихфинансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведенияфинансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику вотдельных финансовых правовых институтах.
Основное содержаниефинансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключаетсяв:
а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государствоми органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
б) проверке правильности использования государственнымии муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в иххозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковскихссуд, внебюджетных средств и других средств);
в) проверке соблюдения правил совершения финансовыхопераций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями,учреждениями;
г) выявлении внутренних резервов производства;
д) устранении и предупреждении нарушений финансовойдисциплины.
В случае их выявления вустановленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностнымлицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству,организациям, гражданам.
1.2 Формы, виды иметоды финансового контроля
В экономически развитыхстранах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, нообособленные сферы: государственный и негосударственный финансовыйконтроль.
Государственныйфинансовый контроль — комплексная и целенаправленнаясистема экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления,базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль ворганизации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламентконтроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации,уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственныйфинансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределениявалового национального продукта. Он распространяется на все каналы движенияденежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственныхресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.Государственные контролёры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, какв государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса,если таковым предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственныйфинансовый контроль подразделяется на внутренний(внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственные инегосударственные виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенноотличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля –максимизация поступлений ресурсов в казну и минимизация государственныхиздержек управления, а негосударственного (главным образом,внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользугосударства и другие издержки с целью повышения норм прибыли на вложенныйкапитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамкамидействующих законов.
Мировое сообщество наоснове многолетнего опыта разработало основные принципы организациигосударственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждоесовременное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимскойдекларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимостьи объективность, компетентность и гласность. Независимость контролядолжна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, болеедлительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителейорганов контроля, а также их конституционным характером. Объективность икомпетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерамидействующего законодательства, высокий профессиональный уровень работыконтролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионнойработы. Гласность предусматривает постоянную связь государственныхконтролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовыхпринципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований, неподкупностьсубъектов контроля, обоснованность и доказательность информации, приведенной вактах проверок и ревизий, превентивность (предупреждение вероятных финансовыхнарушений), презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовыхпреступлениях лиц, согласованность действий различных контролирующих органов идр.
Принимая законы, прямоили косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля,государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждомгосударстве существует свой регламент (порядок и последовательность)контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
Виды финансовогоконтроля принято классифицировать по следующим критериям:
1. Форма проведения — обязательный (внешний),инициативный (внутренний);
2. Время проведения — предварительный, текущий(оперативный), последующий;
3. Субъекты контроля — президентский, контрользаконодательных органов власти и местного самоуправления, контрольисполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов,внутрифирменный, аудиторский (Рис.1);
4. Объекты контроля — бюджетный, контроль завнебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой,инвестиционный, контроль за денежной массой.
Обязательныйконтроль над финансовой деятельностью физическихи юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, кналоговым проверкам, контролю над целевым использованием бюджетных ресурсов,обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерскойотчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основномвнешними, независимыми контролерами.
Инициативный(внутренний) контроль не вытекает из финансовогозаконодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами длядостижения тактических и стратегических целей.
Среди форм финансовогоконтроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительныйфинансовый контроль — проводиться до совершения операций по образованию, распределению ииспользованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждениянарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащиеутверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществленияфинансовой деятельности — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитныеи кассовые заявки и.т.п.
Текущийфинансовый контроль — проводится в процессе исполненияфинансов, то есть, когда запланированные проекты начинают внедряться в жизнь.Само название «текущий» говорит о сущности этой формы контроля.
При текущем финансовомконтроле проверяются практически те же стороны деятельности объекта контроля, чтои при предварительном, но только сам контроль уже носит не превентивный, акорректирующий характер. То есть, текущий финансовый контроль позволяет выявитьне желательные отклонения от запланированного процесса, и провестикорректировку самого процесса.
Данная форма контроляподразумевает проверку соблюдения норм расходования товарно-материальныхценностей и денежных средств, их соответствие плану расходов. Текущийфинансовый контроль осуществляется повседневно финансовыми службами организацииили государственными органами финансового контроля. Одной из целей текущегофинансового контроля является исключение нарушений финансовой дисциплины, вчастности, по вопросам расчёта (налоговые платежи) с бюджетом.
Последующийфинансовый контроль – это контроль, осуществляемыйпосле совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходнойчасти бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств,уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовойдисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по ихустранению.
Последующий финансовыйконтроль — неотъемлемая часть внешнего (ведомственного и вневедомственного) ивнутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Он отмечается углубленнымизучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяетвскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Он «сводится кпроверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законностии целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременностипоступления предусмотренных бюджетом средств, осуществляется путем анализаотчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях».
Последующий финансовыйконтроль осуществляется различными методами (приемами, способами и средствамиего осуществления).
К ним относятся ревизии,наблюдение, обследование, анализ, надзор, проверки и др.
Наблюдениенаправлено на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объектаконтроля. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовойдеятельности (с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос). Обследованиеопирается на более широкий круг показателей (что и отличает его от проверки).Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положенияобъекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.
Проверкапроизводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующегосубъекта на основании отчётных, балансовых и первичных документов(счета-фактуры, накладные, платёжные поручения и требования, кассовые документыи др.). При проверке выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаютсямероприятия по их устранению. Таким образом, проверки носят тематическийхарактер, например, проверка правил начисления и уплаты налога на добавленнуюстоимость, налога на прибыль и т.д. Анализ нацелен на выявлениенарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов. Онпроводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным ипофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, каксредние и относительные величины, группировки, индексный метод и др. Следуетпонимать, что финансовый контроль не может быть сведен только к аналитическойдеятельности, поэтому речь здесь может идти лишь об ограниченном использованииспецифических методов финансово-экономического анализа.
Обследованиеподразумевает охват более широкого спектра финансово-экономических показателей хозяйствующегосубъекта, определение его финансового состояния и перспектив развития. Приобследовании могут производиться контрольные замеры расходования материалов,топлива и т.д.
Поднадзоромпонимается контроль со стороны компетентных органов за деятельностью субъектовхозяйственной деятельности, которым выдана лицензия на определённый виддеятельности. Наличие лицензии подразумевает соблюдение определённых условийлицензирования, то есть, правил осуществления конкретной деятельности. Принадзоре проверяется соблюдение этих правил. Если правила нарушаются, орган надзораможет отозвать лицензию, тем самым запретить определённый вид деятельности.
Под наблюдением(мониторингом) понимается постоянный контроль со стороны кредитных организацийза использованием выданной ссуды и за финансовым состояниемпредприятия-дебитора. Например, неэффективное использование полученной ссуды, атакже ухудшение финансового состояния дебитора, может стать основанием для ужесточенияусловий кредитования (обеспечение дополнительным залогом или др.) или для требованиядосрочного возврата ссуды.
Ревизия — это самый дорогостоящий и самый всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизияпредставляет взаимосвязанный комплекс проверочных мероприятий в отношении конкретногохозяйствующего субъекта или группы субъектов. Цель проведения ревизии вытекаетиз целей финансового контроля.
(Виды, формы и методыпроведения финансового контроля приведены на рис.2)

Глава 2. Ревизия какосновной метод финансового контроля
 
2.1 Понятие и общаяхарактеристика ревизии как метода последующего финансового контроля
 
Основным методомпоследующего финансового контроля является ревизия — обследование с цельюустановления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.
Законодательствозакрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизия проводится наместе и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров,бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежныхсредств. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой толькодокументации, а дополняются фактической проверкой остатков материальныхценностей на складе, проверкой соответствия, документального учетафактическому, объема выполненных строительных работ, контрольным обмерам и т.п.
Как правило, ревизиипроводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, в которойопределяются объект, конкретные вопросы контроля и сроки его осуществления.Результаты ревизии оформляются специальным актом, имеющим силу источникадоказательства в следственной и судебной практике. На основании акта ревизии упроверяемой организации возникает обязанность по проведению неотложных мер поустранению выявленных недостатков, а лица, виновные в нарушении финансовойдисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Ревизии проводятся путем:
· проверки отчетных, бухгалтерских документов в целяхустановления их законности и подлинности, правильности оформления, а такжецелесообразности производственных операций;
· проверки соответствия бухгалтерских записейсодержанию операций, фактическому выполнению работ или оказанию услуг;
· внезапной проверки фактического наличия денежныхсредств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетнымданным;
· взаимного контроля операций и документов;
· проведения встречных проверок;
· анализа результатов финансово-хозяйственнойдеятельности подразделений.
Проведение ревизий всистеме отраслевых министерств и ведомств имеет свою специфику. Можно выделитьобщие требования, предъявляемые к проведению ревизии, независимо от проверяемогосубъекта.
Ревизиифинансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, ведомства,состоящих на республиканском бюджете Российской Федерации, проводятся не режеодного раза в два года, а в подразделениях, состоящих на хозяйственном расчете,— не реже одного раза в год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т.е.охватывают не только финансово-хозяйственную, но и производственнуюдеятельность. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих поотношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решениюсудебно-следственных органов, при ликвидации подразделения либо смене егоруководителя, начальника финансовой службы.
Срок проведения ревизиине может превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизорпроверяет, анализирует и использует различные документы, например, материалыинвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладныеи т. п.), хозяйственные договоры, материалы обследований и проверок,проведенных банком.

2.2 Виды и методыревизии, права ревизоров, окончание ревизии
 
Ревизии могутподразделяться на следующие виды:
— ревизия, проверкакассы и кассовых операций;
— ревизия банковскихопераций;
— ревизия операций поначислению денежного довольствия и заработной платы;
— ревизия расчетныхопераций;
— ревизия сохранности ииспользования материальных ценностей;
— ревизия основныхсредств;
— ревизия учета бланковстрогой отчетности;
— проверка организациибухгалтерского учета;
— проверка пенсионнойработы;
— проверка работы списьмами, заявлениями и жалобами по вопросам
бесхозяйственности идр.
Ревизии подразделяютсяпо содержанию на документальные и фактические.
Документальныеревизии включают в себя проверку различныхфинансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки,отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно определитьзаконность и целесообразность расходования средств.
В ходе фактическойревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценныхбумаг и материальных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальныхценностей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производятподсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихсяна складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.
Программа ревизиисодержит набор конкретных приемов документального и фактического последующегофинансового контроля. Классификация методических приемов документальногоконтроля включает:
а) формальную проверкудокументации, нацеленную на установление правильности оформления документов,подлежащих контролю;
б) арифметическуюпроверку документации, сводящуюся к оценке правильности таксировок и подсчетовв документах;
в) юридическую(нормативную) оценку документально оформленных хозяйственных операций, имеющуюцелью определить соответствие отраженных в документах операций существующему законодательству,и их экономическую целесообразность;
г) логическую проверку,представляющую собой логический контроль объективной возможности документальнооформленных хозяйственных операций;
д) встречную проверку —сличение первичных документов или учетных записей ревизуемого предприятия содноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений, с которым ревизуемоепредприятие имеет хозяйственные связи;
е) сравнение, подкоторым понимается сопоставление объектов контроля в целях определения сходстваили различия между ними;
ж) балансовые увязкидвижения товарно-материальных ценностей, предполагающие сопоставлениепоступлений отдельных видов ценностей за межинвентаризационный период с ихрасходом за этот же период и остатками по инвентаризационной ведомости за день ревизии;
з) некоторые другие приемы.
Фактический контроль,представляющий собой изучение фактического состояния проверяемых объектов поданным их осмотра в натуре, осуществляется с использованием следующих приемов:
а) инвентаризации —проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей,денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерскогоучета на определенную дату;
б) экспертной оценки,основывающейся на проведении квалифицированными специалистами экспертизыдействительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальныхзатрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли и т.д.;
в) визуальногонаблюдения, предусматривающего обследование на месте в целях проверки храненияматериальных ценностей на складах, состояния контроля за ввозом и вывозомматериалов и готовой продукции.
Документальный ифактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга. Заправильно составленными документами и записями могут скрываться хищения идругие злоупотребления. Это объясняет необходимость проведения фактическогоконтроля. В свою очередь фактический контроль ввиду непрерывного характерапроизводственных процессов и быстрой смены хозяйственных ситуаций не может бытьвсеобъемлющим и сопровождается документальным контролем.
По времениосуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. Восновном, ревизии носят плановый характер. О проведении ревизии извещаютсяруководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимостипроводятся и внеплановые ревизии (в случае поступления жалоб, сигналов онарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки). Внеплановыеревизии могут проводиться различными контрольными органами. Разновидностьювнеплановых ревизий являются ревизии, проводимые по требованию следственныхорганов. Такие ревизии являются не только методом осуществления финансовогоконтроля, но и источником юридических доказательств по уголовным делам,связанным с хищениями и другими злоупотреблениями.
По обследуемому периодудеятельности нафронтальные и выборочные. При фронтальной(полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемогосубъекта за весь ревизуемый период. При сплошном методе проверяются все безисключения документы, относящиеся к данному виду операций. Кассовые ибанковские документы проверяются только сплошным методом. Выборочная(частичная) ревизия затрагивает всю документацию, но ограничиваетсяболее короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии). Такимобразом, проверяется часть документов. Объем выборочной проверки определяетсяревизором в зависимости от необходимости, а также характером проверяемыхопераций. При этом ревизор обязан указать, какой конкретно объем документации ипериод проверен выборочно.
В тех случаях, когда выборочнойпроверкой установлены факты серьезных нарушений или злоупотреблений, проверкудокументов следует производить сплошным методом, а в случае необходимости — запериод, охваченный предыдущими ревизиями.
По объему ревизуемой деятельностибывают: комплексные и тематические. Комплексные - охватываюткомплекс взаимосвязанных элементов производственной и финансово-хозяйственнойдеятельности, то есть проверяется финансовая деятельность данного субъекта вразличных областях. В них участвуют ревизоры нескольких органов, специалистыразных профилей — технологи, бухгалтеры, финансисты и др.
Разновидностьюкомплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающиеконтролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органагосударственного управления и части подведомственных ему предприятий иорганизаций. В этом случае, возможно оценить эффективностьфинансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отраслив целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервовповышения производительности труда и экономии финансовых ресурсов.
Тематические -сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности, то естьпроверяются отдельные участки работы предприятия или организации (например,правильность исчисления налогов, правильность расходования фонда заработнойплаты, финансирования капитального ремонта и т. п.).
Ревизорынаделены широким кругом прав, а именно:
— проверять наревизуемом предприятии первичные документы, записи в регистрах бухгалтерскогоучета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическоеналичие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
— проводить частичныеили сплошные инвентаризации;
— опечатывать склады,кассы, кладовые;
— проверять в ихфинансовых учреждениями кредитных организациях достоверность документов,связанных с операциями ревизуемого предприятия;                        ревизия финансовый контроль
— привлекатьспециалистов и экспертов для проведения ревизии;
— получать отдолжностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения повозникающим в ходе ревизии вопросам.
Наряду с этим ревизорможет изъять некоторые документы, если их сохранность не может бытьгарантирована или совершены документальные подлоги и подделки (то есть подлогии подделки материалов). Первичные документы и учетные регистры могут бытьизъяты у предприятий только на основании постановления органов дознания,предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие ревизором документовпо решениям этих органов оформляется протоколом, копия которого вручается подрасписку должностному лицу ревизуемого предприятия.
По окончании ревизиичленами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важноеюридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию,проверку, руководителем и главным бухгалтером объединения, предприятия,организации, учреждения, на котором проводилась проверка. При наличиивозражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер приобщают кнему свои замечания и возражения. В акте ревизии указываются цели ревизии,основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины,причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лицаи предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственностивиновных должностных лиц.
Акт ревизии отражаетрезультаты проведения ревизии и может являться основанием для веденияследственной деятельности.
На основе акта ревизиипринимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, квозмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются кответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль надвыполнением решений, принятых по результатам ревизии.
Должностные лица, повине которых допущены нарушения и о которых говорится в акте ревизии, могутбыть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.
В случае необходимостив ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляютсяследственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемойорганизации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончанияпроведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.
Акты ревизий,проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Министерствуфинансов РФ, финансовым органам субъектов Федерации и местным финансовыморганам по их требованию.

 
Заключение
 
Теперь рассмотрев идетально изучив тему «Осуществление финансового контроля» во многих аспектах, атак же проведя исследовательскую работу в области «Методы финансового контроля»можно сделать следующие выводы, о том насколько важен финансовый контроль дляреализации финансовой политики государства. Реализацию финансовой политикиобеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизациюфинансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнениягосударством его функций и программ.
Важнейшее место средиэтих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовыхотношений. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, наформирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они —материальная база любых преобразований.
Значение финансовогоконтроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельностиорганами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями,учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическаяобоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачамгосударства и муниципальных образований. Современный этап развития РоссийскойФедерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти,повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы скоррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективновозрастает значение и роль финансового контроля.
Наличие финансовогоконтроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категорииприсущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтомуиспользование государством и муниципальными образованиями для решения своихзадач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля заходом выполнения этих задач.
Юридические права иобязанности государственных органов как субъектов финансового права выражают ихкомпетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельностигосударства, подлежащую обязательной реализации. Компетенция государственногооргана распределяется между его структурными подразделениями и должностнымилицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий. Права иобязанности граждан связаны главным образом с налоговыми и другимиобязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.
Действенностьпроводимого финансового контроля во многом определяется не только правильным иточным выбором определенного метода контроля, но и эффективностьювзаимодействия различных контрольных органов, что является важным и непременнымусловием успешной борьбы с правонарушениями в сфере финансов.
Выявление доходов,сокрытых от налогообложения — важнейший аспект борьбы с преступностью в сфереэкономики, поскольку налоговые преступления теснейшим образом связаны сразличными экономическими, должностными и другими правонарушениями. Пресечениесокрытия доходов от налогов позволяет сократить ту финансовую базу, на которойвозникает и функционирует экономическая, а также организованная преступность икоррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействияналоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.
Среди выработанныхпрактикой методов подобного взаимодействия можно назвать следующие:
— обмен оперативнойинформацией о нарушениях налогового законодательства;
— проведение совместныхфинансовых проверок на предприятиях и в организациях, в том числедокументальных и фактических ревизий, обследований по поводу выявления сокрытыхот налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью;
— оказание налоговыминспекциям помощи в изъятии документации, опечатывании самих проверяемыхобъектов (складов, киосков и т. п.);
— установление с помощьюорганов внутренних дел местонахождения юридических лиц или граждан,скрывающихся от налогообложения;
— совместными усилиямипроводится профилактическая работа среди юридических и физических лиц попредупреждению правонарушений в данной сфере;
— оказание техническойпомощи налоговым органам;
— проведение совместныхпроверок по сохранности денежных сумм и материальных средств на проверяемыхобъектах;
— анализ процессауплаты налогов в бюджет различными субъектами, что дает возможность длясравнения финансовой деятельности аналогичных предприятий, а следовательно, исравнения сумм уплачиваемых налогов в бюджет и т. п.
В последнее времяособенно остро стоит вопрос о целевом использовании бюджетных средствразличными хозяйствующими субъектами. В целях организации и осуществленияконтроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федеральногобюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определенияэффективности и целесообразности расходов государственных средств ииспользования федеральной собственности, получением денежных средств.Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами порасходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленныхнорм.
Организация финансовогоконтроля в РФ имеет ряд проблем. Очевидно, что деятельность органов финансовогоконтроля необходимо координировать. В отсутствие их координации есть«возможность многократного отвлечения сил – как контрольных органов, так иобъектов контроля». Разрозненными силами невозможно обеспечить стольнеобходимый сейчас тотальный финансовый контроль.
Государственныепредприятия и организации, а также институты частного права еще не перешли намеждународные стандарты учета и отчетности, поэтому накопленная и общепринятаяв международной финансовой практике методическая база во многом все еще неприменима.
Существует проблемадоверия органов финансового контроля друг другу, т.к. они руководствуютсяобщими принципами и едиными данными, но ставят перед собой разными задачи ипоэтому делают разные выводы.
Факты использованиягосударственного бюджета для первоначального накопления капиталагосударственным аппаратом и приближенными к нему коммерческими структурами итому подобные факты свидетельствуют о потребности финансовой системы РФ в действительнонезависимом государственном финансовом контроле. Следует понимать, что ревизия– это вид внутриведомственного финансового контроля, «зависимый отэксплуатантов и ими же направляемый».
Важнейшей задачейфинансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансовогозаконодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств передбюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам иплатежам. Таким образом, финансовый контроль служит важным способом обеспечениязаконности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требованиесоблюдения законности в деятельности по образованию, распределению ииспользованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправленияимеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Список литературы:
 
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон №4 от 11 января1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации».
4. Указ Президента Российской Федерации№1095 от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственногофинансового контроля в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ №278от 15 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службефинансово-бюджетного надзора».
7. ПостановлениеПравительства РФ №329 от 30.06.2004 «О Министерстве Финансов РФ».
8. Клещенко Ю.Г., Савченко М.М. «Осовершенствовании государственного финансового контроля в России», 2009 год.
9. Шевлоков В.З. «Финансовый контролькак функция финансового управления», 2001 г.
10. Варфоломеева Ю.А. «Правовые основыфинансового контроля», 2005 г.
11. Степанов М. В. «Ревизиякак основной метод финансового контроля и
ведущая форма деятельности Счетнойпалаты РФ», 2004 г.
12. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. «Финансовоеправо», 2005 г.

Приложение
 
Рис. 1
Структура органовфинансового контроля:[1]
/>/>Государственный и муниципальный
/>/>/>контроль
Главное контрольное
управление
Президента РФ
Представительный орган
государственной власти
Контрольные и финансовые органы исполнительной власти
/>/>/>/>/>/>
Счетная палата РФ
/>
Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию
Комитет по бюджетным налогам, банкам и финансам
Министерство финансов РФ
Финансовые органы субъектов РФ
Правительство РФ
Ведомственный и внутрихозяйственный
контроль
/>

Аудиторский финансовый контроль
/>


Рис. 2
Виды, формы и методыпроведения финансового контроля:²
/>

[2]
Ссылки:
www.finansistio.ru
www.nasledie.ru
www.lawtoday.ru
www.consultant.ru
cyberfac.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.