Реферат по предмету "Финансовые науки"


Основные пути увеличения прибыли на предприятии

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедрабухгалтерского учета и финансов
Факультетзаочного отделения
Контрольнаяработа
подисциплине «Экономика организаций»
на тему «Основные пути увеличения прибылина предприятии».
                                                                                                 Выполнил: 
Петрова Т.В.,
гр.Ф-45
                                                                                                Проверил:
                                                                                                  Карская Л.Д.
г. Челябинск,2008г

Содержание:
 
Введение
1. Прибыль предприятия
         1.1. Понятие прибыль.Функции прибыли
         1.2. Основные виды прибыли
         1.3. Источники прибыли
         1.4. Пути увеличения прибыли
2. Инновационная деятельностьпредприятия как источник
повышения прибыли
2.1. Понятие «инновация»
2.2. Разработка «нового продукта»
Заключение
Список используемой литературы

Введение.
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы,делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её полученияограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом напроизведённую продукцию. Производители, однако, однако, могут сталкиваться сособыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, неукладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия сэтой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки илиприведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей,осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всёже тактический характер и в конечном счёте подчинены решению главнойстратегической задаче – получение возможно большей прибыли.
Главным ограничителем прибыли являются издержки производства.К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можновыделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позициюбухгалтера, которых прежде всего интересует финансовые отчёты и балансыпредприятия. Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение опроизводстве какого-либо товара предполагает отказ от использования тех жересурсов для выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все издержкипредставляют собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любогоресурса, привлечённые для производства товаров, отражают его ценность принаилучшем из всех альтернативных вариантов использования или ценность техальтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Например, металл,истраченный на производство вооружения уже невозможно  применить дляизготовления оборудования или автомобилей. И если рабочий способен производитькак вооружение, так и медецинское оборудование, то издержки, которые несётобщество при использовании данного рабочего на военном заводе, будут равнывкладу, который он мог бы внести в производство медицинского оборудования.
Следует так же выделить следующее определение экономическимиздержкам: экономические издержки фирмы – это те выплаты, которая она обязанасделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определённогопроизводственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантовприменения. Все альтернативные издержки, которая понесёт фирма в процессепроизводства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними(неявными). Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикамфакторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится озаработной плате рабочих и служащих, расходах на сырьё и материалы,комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и другимфинансовым учреждениям, расчётах за юридические консультации, транспортныеуслуги и т.п.
В процессе производства фирма так же может использоватьресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несёт внутренние издержки.Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. В качестве одного из элементов внутреннихиздержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя,т.е. вознаграждение за выполняемые им функции.

1. Прибыльпредприятия.
 
1.1.Понятие прибыль. Функции прибыли.
Преждевсего, прибыль нужно рассмотреть как экономичес­кую категорию, научнуюабстракцию, выражающую определенные производственные экономические отношения поповоду формирования и использования совокупного нацио­нального продукта (ВВП),стоимости и прибавочной сто­имости (прибавочного продукта). В реальной жеэкономиче­ской жизни прибыль может принимать форму денежных средств,материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявленияприбыли тесно связаны с на­циональным регулированием экономики. При изучениивоп­роса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используетсянесколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения,чистая и т. д.[1]
Рассматриваяприбыль как экономическую категорию, не­обходимо выделить выполняемые еюфункции.
Всовременной экономической науке не сложилось едино­го мнения, что относить кфункциям прибыли. Как правило, выделяют две основныефункции прибыли —измеритель (мера) эффективности общественного производства и стиму­лирующаяфункция.
Функцияприбыли как меры эффективности производ­ства заключается в том, что именноприбыль и рентабель­ность являются основными показателями успешной дея­тельностипредприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новыерынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функцияприбыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личныйдоход ак­ционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможностидля наращивания капитала, а соответ­ственно и увеличения объема производства,роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новыерынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличе­нию рабочих мест, увеличениюналоговых поступлений в бюджет.
1.2.Основные виды прибыли.
Различают прибыльбухгалтерскую и чистую экономическую прибыль.Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общейвыручкой и внешними и внутренними издержками.[2]
Вчисло внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя.(Нормальная прибыль предпринимателя — это минимальная плата, необходимая, чтобыудержать предпринимательский талант.)
Прибыль, определяемая на основании данныхбухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различныхвидов деятельности и внешними издержками.
В настоящеевремя в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валоваяприбыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения,прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённаяприбыль (убыток) отчётного периода).
Валоваяприбыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции,работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) исебестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку отреализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видовдеятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считаютрасходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитываютпо формуле:
         Пвал= ВР х С
где ВР –выручка отреализации; С – себестоимость проданных товаров,продукции, работ и услуг.
Прибыль(убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческихи коммерческих расходов:
Ппр= Пвал – Ру — Рк
где Ру – расходына управление;Рк– коммерческие расходы.
Прибыль(убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов ирасходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
Пдно= Ппр+ Содр+ Свдр
где Содр – операционныедоходы и расходы; Свдр – внереализационныедоходы и расходы.
В числооперационных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату вовременное пользование активов организации; поступления, связанные спредоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций(включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажиосновных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностраннойвалюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление впользование денежных средств организации, а также проценты за использованиебанком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционныерасходы – эторасходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование(временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные спредоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы,связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты,уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств(кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списаниемосновных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кромеиностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг,оказываемых кредитными организациями.
Внереализационнымидоходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы,полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления ввозмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная вотчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которымистек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (заисключением внеоборотных активов).
Квнереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условийдоговоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет,признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истексрок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовыеразницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
 
1.3. Источникиполучения прибыли.
В условияхрыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получениюмаксимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, которыйпозволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своихтоваров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие егопроизводства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знаниеисточников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему ихиспользованию.
Как свидетельствует мироваяпрактика, имеются три основных источника получения прибыли:
· первый источник образуется за счет монопольного положенияпредприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта.Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагаетпостоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такиепротиводействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущаяконкуренция со стороны других предприятий.
· второй источник связан непосредственно с производственнойи предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий.Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умениеадаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру.Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли вданном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственнойнаправленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихсястабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособныхусловий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок,обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемовпроизводства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых,от структуры снижения издержек производства.
· третий источник проистекает из инновационной деятельностипредприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемойпродукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации иувеличение массы прибыли.[3]
Рассматривая прибыль какэкономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании иоценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределенииприбыли, оставшейся в распоряжении пред­приятия, используются конкретныепоказатели. Емким ин­формативным показателем является балансовая прибыль.
 
1.4. Путиувеличения прибыли.
 На каждом предприятиидолжны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общемплане эти мероприятия могут быть следующего характера:
-  увеличение выпуска продукции,
-  улучшение качества продукции,
-  продажа излишнего оборудования идругого имущества или сдача его в аренду,
-  снижение себестоимости продукции засчет более рационального использования материальных ресурсов, производственныхмощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,
-  диверсификация производства,
-  расширение рынка продаж и др.
Из этогоперечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями напредприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшениякачества продукции и использование факторов производства.[4]
Основные направления сниженияиздержек предприятия в условиях рыночной экономики.
В условиях свободной конкуренции цена продукции,произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На неевоздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждыйпредприниматель стремится к получению производства продукции, продвижения ее нанезаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат напроизводство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.
В традиционном представлении важнейшими путями снижениязатрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве:трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуре издержек производствазанимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкостивыпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численностиадминистративно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции, роста производительноститруда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них –механизация и автоматизация производства, разработка и применениепрогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизацияустаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованиюприменяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшенияорганизации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают илиберут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию.В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок.Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.
Важное значение для повышения производительности труда имеетнадлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка,применение передовых методов и приемов труда и др.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат напроизводство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов,рационального их использования. На первый план здесь выступает применениересурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышениетребовательности и повсеместное применение входного контроля за качествомпоступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Сокращения расходов по амортизации основных производственныхфондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальнойих загрузки.
На зарубежных предприятиях рассматриваются также такиефакторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдениеоптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины сериизапускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самимили закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующиеизделий.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья,материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек,связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата заскладские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные синфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупнымипартиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещениемзаказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем запрохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальнойвеличины закупаемых сырья и материалов.
При производстве продукции значительным числом мелких серийиздержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однаковозрастут затраты на подготовку производства.
В сочетании с традиционными путями снижения затрат напроизводство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довестивеличину издержек производства до оптимального уровня.
Проблема безубыточного функционирования, расширенноговоспроизводства, с одной стороны, убыточности и банкротства – с другой, многихотечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфердеятельности являются как нельзя более актуальной. Только рост прибыли,нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночнойдеятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства.
Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия передбюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Пути повышениярентабельности производства.
Если предприятие получает прибыль, оно считаетсярентабельным.
Показатели рентабельности, применяемые в экономическихрасчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показателирентабельности продукции и рентабельности предприятия.
Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах:рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельногоизделия.
Рентабельность реализованной продукции- это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости.Рентабельность изделия — это отношение прибыли на единицу изделия ксебестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между егооптовой ценой и себестоимостью.
Показатели рентабельности и доходностиимеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективностьработы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровнярентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственнымфондам.
Существует много факторов, определяющихвеличину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить навнутренние и внешние. Внешние — это факторы, не зависящие от усилий данногоколлектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки,норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильновоздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственнойдеятельности предприятий.
Структурные сдвиги в ассортиментепродукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимостьи рентабельность производства. Задача экономического анализа — выявить влияниевнешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действияосновных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников иэффективность использования производственных ресурсов.
Показатели рентабельности (доходности)являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат иотражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, ореализации, о доходе и рентабельности.
Рентабельность можно рассматривать какрезультат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объектытехнико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественнуюзависимость конечных финансовых результатов производственно — хозяйственнойдеятельности от основных технико-экономических факторов.
Рентабельность является результатомпроизводственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных сповышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости иповышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Общую рентабельность предприятиянеобходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей  — факторов: структуры и фондоотдачи  Основных производственных фондов,оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованнойпродукции.
Общуюрентабельность определяют следующим образом:  
1. По факторам эффективности;
2. В зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
Балансовая (общая) прибыль – этоконечный финансовый результат производственно — финансовой деятельности. Вместообщей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такоепредприятие перейдет в категорию убыточных.
Общая прибыль (убыток) состоит изприбыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационныхприбылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способностьк приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являютсянесколько положений:
· оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степеньвыполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, иих отклонения от плана;
· выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванныхбесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями впроизводственно – хозяйственной деятельности предприятия;
· вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или доходапредприятия.
Оптимальным дополнением к показателям прибылии рентабельности явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличенияприбыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнениеориентировало бы первичное звено на осуществление организационно-техническихмероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию ирациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшееиспользование основных фондов и производственных мощностей, а в итоге – наснижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы и ростобъема производства, в результате которого относительно уменьшается удельныйвес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.

2.Инновационная деятельность предприятия как источник повышения прибыли.
 
2.1.Понятие «инновация».
Термин«инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Россиикак самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:«иннова­ционная деятельность», «инновационный процесс»,«инновационное решение» и т. п.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльноеиспользование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,организационно-технических и социально-экономических решений производственного,финансового, коммерческого, административного или иного характера. Периодвремени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до егоиспользования принято называть жизненным циклом инновации. С учетомпоследовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматриваетсякак инновационный процесс.
В мировойэкономической литературе «инновация» интерпретируется как превращениепотенциального на­учно-технического прогресса в реальный, воплощаю­щийся вновых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране напротяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо­ваний НТП.
В соответствии с международными стандартами ин­новацияопределяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получившийвоплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке,нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого впрактической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновацияможет быть рассмотрена как в динами­ческом, так и в статическом аспекте. Впоследнем слу­чае инновация представляется как конечный результатнаучно-производственного цикла (НПЦ).[5]
Термины«инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны.Инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распространениеминноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями,как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­нана то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признаноуникальным в определен­ной области. Научно-технические разработки инововведения вы­ступают как промежуточный результат научно-производ­ственногоцикла и по мере практического применения превращаются в научно-техническиеинновации — конеч­ный результат. Научно-технические разработки и изобре­тенияявляются приложением нового знания с целью его практического применения, анаучно-технические инно­вации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний,открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства сцелью их коммерческой реали­зации для удовлетворения определенных запросовпотре­бителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническаяновизна и производственная примени­мость.
Следовательно,  научно-технические   инновации должны:
- обладатьновизной;
- удовлетворятьрыночному спросу;
- приноситьприбыль производителю.
Распространениенововведений, как и их создание, является составной частью инновационногопроцесса.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятиеновшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.  Новшествомможет быть новый порядок, новый ме­тод, изобретение. Нововведение означает, чтоновшество используется. С момента принятия к распространению новшествоприобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новыеявления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание,когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новомкачестве они выступают как нововведения (инновации).Современные компаниивоспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания болееширокого  сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зренияускорения экономического роста посредством повышения  конкурентоспособности вмире. Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь   на некуюформу изменений (в любой области – технологии,  материалов, цен, услуг,демографии или даже геополитики),  формируя новый спрос или прибегая к новымспособам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”.Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.
Производственныеорганизации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимостиосуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все большерассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособностипроизводимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности.Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силамивести разработки в области продуктовых и технологических инноваций
Именно инновацииобъясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странахЗападной Европы и Японии был  значительно выше во второй, а не первой половинеXX в.    Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческогокапитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.
2.2.Разработка «нового продукта».
 
Понятие «нового продукта».
Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.[6]
Основными этапами осуществления процесса инновации являются:
1. Нахождение нового технического решения задачи — создание изобретения;
2. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
3. Налаживание серийного производства продукции;
4. Параллельная подготовка и организация сбыта;
5. Внедрение нового товара на рынок;
6. Закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.
Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.
Подразделения НИОКР становятся трансформаторами  идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации.
Этапы выведения нового продукта на рынок.
В ходе инновационного процесса на предприятии появляются новые потенциальные возможности. Предприятие оценивает их, устраняет наименее привлекательные, затем изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукция, испытывает ее и внедряет на рынок.
Этот длительный процесс можно считать состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса:
1. генерация идей;
2. отбор идеи;
3. разработка замысла и его проверка;
4. экономический анализ;
5. разработка товара;
6. пробный маркетинг;
7. коммерческая реализация.
Разработка нового товара должна быть четко спланирована и каждый  этап создания новинки тщательно проработан.
Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и систематическом планировании отсев  менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя устраняется, значительно экономятся время и средства.
Так, по результатам специально выполненных исследований, американские промышленные компании в 1969г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981г. этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7 идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.
Из всего вышесказанного не следует, однако, что каждый этап должен хронологически следовать один за другим. Часто пользуются параллельно-последовательной организацией инновационного процесса, что позволяет сократить уровень затрат, и сроки проведения работ на 15-20 процентов по сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем доработок на этапе изготовления опытного образца.
Вместе с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени часто возникают, так называемые издержки по ошибке, которые ведут к увеличению затрат по сравнению с исходным параметром реализации  новшеств. Отсюда ясно, что инновационный менеджмент предназначен также для выбора и обеспечения оптимального сочетания времени и затрат.
   Этап генерации идей.
Разработка любой инновации начинается с генерации идей — постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот этап — задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.
Анализируя информационные потоки, стимулировавшие возникновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы «технологического подталкивания» и «подтягивания спросом».
В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют  научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является «подтягивание спросом». Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросах клиентуры, групповых обсуждениях, анализе поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.
Существующие в данный момент научно-технические идеи и возможности (гипотеза «технологического подталкивания») также представляют собой поле для «сбора» идей новшеств. Не менее важным источником  идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофоны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка металлов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствований и модификаций.
Важным источником инноваций может быть деятельность конкурентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий.
Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия. Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в целой отрасли.
В последние десятилетия все более важными источниками идей стали проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходимость как-то использовать мусор приводит к возникновению нужных людям новшеств.
Очень большой интерес представляют методы поиска идей. В настоящее время таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно увеличивается.
Этап отбора идей.
Целью исходного этапа разработки новых товаров является стремление выработать как можно большее количество идей. Цель последующих этапов — сократить это количество, не потеряв при этом ни одной из ценных идей. Первым шагом на этом пути является отбор идей.
Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм США разработаны и используются конкретные процедуры оценки идей:
v  специалисты излагают идеи новинок на стандартных бланках, где содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов,
v  делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимость ее производства и нормы прибыли.
Затем эти бланки передаются на рассмотрение комиссии по новым товарам, цель которой — отобрать не просто товары, имеющие хорошие рыночные перспективы, а только те, что подходят данной фирме, согласуются с ее целями, стратегическими установками и ресурсами.
Во время этапа отбора необходимо определить возможность патентования новой продукции, а так же решить все связанные с этим вопросы. Например, в процедуре разработки новой продукции, как правило, возникают следующие вопросы:
1. Может ли предложение быть запатентованным?
2.  Запатентованы ли конкурирующие товары?
3.  Когда заканчивается срок действия патентов?
4. Доступны ли патенты конкурирующих изделий на лицензионной основе?
Задачей инновационного менеджмента на этом этапе является проработка уцелевших после отбора идей до стадий ряда альтернативных товарных замыслов (вариант идеи, выраженный значимыми для потребления понятиями), оценки их сравнительной привлекательности для потребителей и выбора лучшего из замыслов.
Однако, как показывает мировой опыт, проверка замысла — недорогой инструмент определения энтузиазма потенциальных потребителей и их намерения совершить покупку, если сопоставить его стоимость с возможными потерями.
Этап разработки замысла и его проверки.
Чтобы уяснить сущность этапа разработки замысла и его проверки, приведем пример, часто встречающийся в учебниках по менеджменту.
Предположим, автомобилестроитель нашел путь создания электромобиля, который может передвигаться со скоростью 100 км в час и проходить 200 км до очередной подзарядки. По оценке этого производителя, эксплуатационные расходы электромобиля будут примерно вдвое ниже, чем у обычной машины.
Проработав эту идею, разработчики предложили несколько товарных замыслов электромобиля:
1.  Недорогой мини-автомобиль предназначенный для использования в качестве второго семейного автомобиля для поездок хозяйки за покупками в близлежащие магазины. Это автомобиль, идеально приспособленный для загрузки покупок и перевозки детей, автомобиль, в который легко садиться.
2.  Электромобиль средних размеров и средней стоимости, который можно использовать как универсальный семейный автомобиль.
3.  Малогабаритный автомобиль спортивного вида, среднего класса стоимости, рассчитанный на молодых людей.
4.  Недорогой мини-автомобиль в расчете на сознательного потребителя, которого интересуют средства передвижения с невысокими издержками на топливо и низкой степенью загрязнения окружающей среды.
Проверка замысла предусматривает апробирование на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех замыслов.
   Вот результаты проработки замысла 1:
   Экономичный прогулочный электромобиль класса «мини» на четверых человек. Великолепно подходит для поездки за покупками и визитов к друзьям. Обходится в эксплуатации вдвое дешевле аналогичные автомобилей с бензиновым двигателем. Развивает скорость до 50 миль в час и проходит 100 миль до очередной подзарядки. Цена — 6000 долларов.
   Потребителя просят высказать свою точку зрения на этот замысел в виде ответов на следующие вопросы:
1.  Понятен ли Вам замысел электромобиля?
2.  В чем Вы видите явные выгоды электромобиля перед обычным?
3.  Достоверны ли, по Вашему мнению, утверждения, высказанные об электромобиле?
4.  Сможет ли электромобиль удовлетворить какую-то Вашу насущную нужду?
5.   Каким образом можно было бы, по Вашему мнению, усовершенствовать различные свойства электромобиля?
6.  Кто будет принимать участие в принятии возможного решения покупки?
7.  Кто будет пользоваться электромобилем?
8.  Какой, по Вашему мнению, должна была бы быть цена электромобиля?
9.  Предпочли бы Вы электромобиль обычному автомобилю?
10.   Для каких целей?
11.  Купили бы Вы электромобиль? (Определенно да; вероятно; вероятно нет; определенно нет).
Ответы потребителей помогут фирме определить, какой вариант замысла обладает наибольшей притягательной силой.
Например, предположим, что на ваш последний вопрос о намерении совершить покупку 50 процентов потребителей ответили «определенно да» и еще 5 процентов — «вероятно». Фирма оценивает эти цифры соответствующей общей численности представителей конкретной целевой группы и рассчитывает объем сбыта. Но в этом случае расчетные величины будут сугубо ориентировочными, поскольку люди не всегда претворяют в жизнь высказываемые намерения.
На этапе «Разработка замысла и его проверка» происходит по сути переход от фазы возникновения замысла новшества к фазе собственно разработки инновации'.
Этап экономического анализа.
Экономический анализ состоит в оценке деловой привлекательности товара и позволяет вовремя устранить коммерчески малоэффективные варианты из еще оставшихся после прохождения через предыдущие этапы. Этап экономического анализа гораздо более детализирован, чем этап отбора идей и, как правило, основывается на анализе прогнозов спроса, издержек, предполагаемых капиталовложение и прибылей.
  Этап разработки товара.
Разработка товара — длительный и дорогостоящий процесс. До сих, пор речь шла об описаниях, рисунках или весьма приближенных макетах. На этом этапе необходимо получить ответ, поддается ли идея товара воплощению в изделие, рентабельное как с технической, так и с коммерческой точек зрения.
Цель инновационного менеджмента (на этом этапе) — обеспечить принятие решений как технического, так и маркетингового характера:
Ø  о конструкции изделия,
Ø  его упаковке,
Ø  разработке марки,
Ø  определении позиции товара на рынке,
Ø  проверке отношения к товару и использования его потребителем.
Решение конструкции товара заключается в выборе типа и качества материалов, способа производства, возможных размеров и цветов изделия, установлении стоимости и времени производства единицы продукции, степени использования производственных мощностей, оценке периода, необходимого для перехода от разработки до коммерческого использования и т.д.
Решения об упаковке определяют используемые материалы; функции упаковки (защита при транспортировке, хранении, реклама); издержки, связанные с упаковкой; альтернативные размеры и цвета.
Решения о товарной марке предполагают выбор нового или использование существующего имени; защиты торговой марки и искомого образа товара.
Определение позиции товара на рынке заключается в выборе рыночного сегмента, сравнении по определённым параметрам своего нового товара с конкурирующими изделиями и с другими предложениями фирмы.
Проверка отношения и использования базируется на представлениях потребителей и их удовлетворении продукцией и может быть самой разнообразной по составу и видам работ.
Этап пробного маркетинга.
О новинке, которая прошла через все предыдущие этапы инновационного процесса известно, казалось бы, все. Ее характеристики, стоимость, цвет, вкус, размеры, эксплуатационные возможности — все определено, все уже ясно. Не известно только одно: как рынок примет новый товар, будут ли и как часто совершаться повторные покупки, не откажутся ли покупатели от новинки, не увидев в ней новых преимуществ.
Для того чтобы выяснить все это, а также определить возможную реакцию конкурентов и сбытовой сети, чтобы в случае необходимости внести новые коррективы до массового производства новой продукции применяют пробный маркетинг — реализацию небольшой партии товара в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдение за реальным развитием событий в рамках выработанного фирмой плана маркетинга.
Цель этого этапа — оценить продукцию и предварительно проверить маркетинговую деятельность в реальных условиях до начала полномасштабной реализации продукции.
Задача инновационного менеджмента на этом этапе состоит в том, чтобы принять ряд решений: когда, где, как долго следует применять пробный маркетинг, какую информацию получить и как применить результаты.
Время проведения определяется конъюнктурой и особенностями товара. Например, новинка для зимнего спорта вряд ли привлечет к себе интерес весной. Конъюнктурные соображения много сложнее. Здесь приходится учитывать общее состояние экономики, положение дел в отрасли, действия конкурентов в данный момент.
При выборе места проведения пробного маркетинга надо определить, в скольких и в каких городах представить продукцию. Американские компании обычно проверяют рынок в 2-3 городах, что может обойтись в сумме более 250 тыс. долларов. Выбор конкурентного города зависит от того, насколько он представляет национальный рынок, от степени сотрудничества розничной торговли, уровня конкуренции, способности контролировать в данном месте маркетинговую программу и от особенностей товара.
Длительность проверки обычно составляет от двух месяцев до двух лет и зависит от того, насколько фирма опережает конкурентов, от сложности проверочных тестов, темпов вторичных закупок продукции и стремления к секретности. Например, в сильноконкурентной среде компании стремятся, как можно больше сократить сроки проверок. Однако первая реакция не может быть достаточно показательной и фирме нужно время, чтобы определить, как пойдет реализация товара после спада первоначального энтузиазма покупателей, какова доля вторичных покупок и их частота, выяснить недостатки продукции и маркетинга. Для часто приобретаемых товаров обычно хватает шестимесячного периода проверки.
Фирма должна определить, какую информацию она хочет получить. С этим вопросом связан следующий: как будут использоваться результаты проверки. Не имеет смысла тратить деньги, чтобы собирать информацию, которая ничего не даст для принятия последующих решений.
   Многие фирмы («Леви Штраус», «Проктер энд Гэмбл» и др.) успешно используют пробный маркетинг. Всем известны результаты пробного маркетинга фирмы «Макдональдс» в Москве. Есть и обратные примеры, когда фирмы, игнорирующие этот этап, несут колоссальные убытки. Так, американская фирма «Кэмпбел» попыталась продавать в Великобритании концентрат томатного сока, пользующийся успехом в США. Однако англичане не приняли новинки, фирме «Кэмпбел» не удалось своевременно выяснить, что местные жители предпочитают менее острые супы, чем американцы. Результатом оказались большие убытки.
Но, в то же время, некоторые компании за рубежом считают, что недостатки пробного маркетинга перечеркивают или, по крайней мере, значительно снижают его эффективность.
К недостаткам пробного маркетинга относятся:
Ø  расходы на него,
Ø  временные задержки перед полномасштабным внедрением,
Ø  предоставление информации конкурентам,
Ø  неспособность предсказывать результаты в рамках всей страны на основе одного или двух городов, используемых в качестве пробных рынков,
Ø  воздействие на результаты испытаний внешних факторов, таких, как экономика и конкуренция.
Часто пробный маркетинг позволяет конкурентам, не проводящим испытаний, догнать инновационную фирму.
Эта ситуация более чем нежелательна и может иметь самые печальные последствия для фирмы-инноватора. При решении вопроса о том, использовать или не использовать пробный маркетинг, нужно учитывать и эту возможность.
Этап коммерческой реализации товара.
Этот этап является серьезным испытанием для инновационного менеджмента. Коммерческая реализация нового товара включает в себя его полномасштабное производство и комплексное маркетинговое обеспечение, часто требует больших затрат и быстрого принятия решений.[7]
Среди факторов, которые должны рассматриваться на этом этапе:
Ø  скорость признания потребителями,
Ø  скорость признания каналами сбыта,
Ø  интенсивность распределения (через сколько торговых точек),
Ø  производственные возможности,
Ø  структура продвижения,
Ø  цены,
Ø  конкуренция,
Ø  срок достижения прибыльности,
Ø  стоимость коммерческой реализации.
Предприятию необходимо решить, когда, где, кому и как предложить свой новый товар на рынке. Частично ответы на эти вопросы были получены на предыдущих этапах.
Первое решение — о своевременности выпуска нового товара на рынок. К моменту завершения работы над товаром на рынке может сложиться ситуация, когда предприятию предпочтительнее отложить на время новинку и подождать более удачной конъюнктуры.
Следующий важный вопрос — где выпускать товар на рынок: в одном регионе или в нескольких, в общенациональном масштабе или в международном. У многих предприятий нет ни средств, ни возможностей, ни уверенности в своих силах, позволяющих выходить с новинками сразу на общенациональный рынок. За рубежом обычной является следующая практика. Большинство фирм устанавливают временной график последовательного освоения рынков.
В частности, небольшие фирмы выбирают привлекательный для себя город и проводят блиц-компанию по выходу на его рынок. Затем таким же образом один за другим осваиваются рынки других городов.
Крупные фирмы выпускают новинку сначала на рынки какого-то одного региона, потом другого.
Фирмы, располагающие сетями общенационального распределения (например, автомобильные корпорации) нередко выпускают свои новые модели сразу на общенациональный рынок.
Решение о том, кому адресовать свою продукцию, какие из последовательно осваиваемых рынков потребителей являются наиболее выгодными, куда направить основные усилия по стимулированию сбыта, фирмы, скорее всего, принимают по результатам пробного маркетинга.
В идеале для товаров широкого потребления первостепенные сегменты рынка должны обладать следующими характеристиками:
1. состоять из ранних последователей (покупателей, быстро реагирующих на новинку);
2. эти ранние последователи должны быть активными потребителями;
3. они должны быть лидерами мнений и благоприятно отзываться о товарах;
4. они должны быть доступны для охвата при небольших затратах.
Не менее важен вопрос и о том, каким образом выводить новые товары на рынки. Обычно зарубежные фирмы разрабатывают план действий для последовательного вывода новинки на рынки, составляет сметы для различных элементов комплекса маркетинга и прочих мероприятий отдельно для каждого рынка.

Заключение.
В этой работе рассмотренатема прибыли и условия ее увеличения, определена сущность издержек и их влияниена характер прибыли, на рентабельность предприятия, действующего в условияхрынка. Были рассмотрены реальные способы увеличения прибыли в различныхусловиях. Все эти вопросы особенно актуальны в наше время, когда вся экономикаРоссии находится в глубоком кризисе. Таким образом, сейчас перед экономистамистоит серьезная задача вывода экономики из кризиса, стабилизации предприятий иперевод их из убыточных в рентабельные, что в конечном итоге должно привести квыздоровлению российской экономики.
Вопрос, вынесенный взаголовок курсового проекта, является основным для любой фирмы.  Итак,существует три пути увеличения прибыли:
- снижениеиздержек,
-  увеличение цены,
-  увеличениеобъемов продаж.
Быстрее всего прибыльможно увеличить первыми двумя способами, но наибольший долговременный результатдостигается увеличением объема продаж. Однако, как уже отмечалось, не стоитпытаться увеличить объем продаж путем снижения цен — это может разрушить весьбизнес. Не надо также пренебрегать какими-либо улучшениями из-за того, что онислишком незначительны. Серия мельчайших изменений в правильном направленииможет привести к гораздо большим прибылям. Что нужно сделать, так это вовлечьсвоих работников в процесс увеличения прибыли. Дать им понять, что от величиныприбыли фирмы зависит их благосостояние — пусть, например, часть их зарплатыили премии будут составлять какой-то процент от размера полученной прибыли.
Такимобразом, с целью увеличения прибыли можно предложить разработать следующиемероприятия:
1. Строгоесоблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важнозаинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных длярынка изделий.
2. Проведениемасштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, чтопредставляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышениеэффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего необходимобольше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств,сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвиженияготовых изделий от производителя к потребителю.
4. Снижениенепроизводственных расходов и потерь.
5. Внедрение впрактику оперативного учета затрат на производство продукции.
6. Применение самыхсовременных механизированных и автоматизированных средств для решения задачанализа прибыли.
7. Совершить переносакцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.
Выполнение этихпредложений значительно повысит эффективность управления прибылью напредприятии.

Списокиспользуемой литературы:
 
1)   Амбарцумов А. А. Экономика. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
2)  Богачев В. Н. Прибыль?!.. — М: Финансы и статистика,2001.
3)   Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М.: Манускрипт,2003.
4)   Дамари Р. Финансы и предпринимательство/Пер, с англ.Вышинской Б.
В., Пипейкина В. П. — Ярославль: Елень, 2003. — 223 с.
5)   Ковалева А. М. Финансы фирмы. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 416 с.
6)   Любимов Л. Л. Основы  экономических  знаний.  -  М.: Вига-Пресс,
2002. — 496 с.
7) Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. — М.: Издательскаягруппа  НОРМА-
ИНФРА*М, 2003. — 572 с.
8) Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В.М.Власовой.  -
М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.
9) Никитин С. Прибыль: теоретический и  практический подходы/Мировая
экономика и международные отношения. — 2002. — № 5. — С. 20 — 27.
10) Новодворский   В.   Д.   Прибыль   предприятия:   бухгалтерская  и
экономическая // Финансы. — 2003. — № 4. — С. 64 — 68.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.