Ведение
Правовоерегулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах поповоду сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств вбюджеты всех уровней.
Такаясбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контролегосударственных органов и органов местного самоуправления занимающихсянепосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
В данноевремя в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственноналоговым контролем является: Федеральная налоговая служба (ФНС России). Согласностатье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации»Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексомРоссийской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и инымизаконодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации и нормативными правовыми актами ПравительстваРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а такженормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросамналогов и сборов. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встаетсерьезная проблема — контроль за правильностью, своевременностью и полнотойвзимания налогов и его совершенствование.
Целью данной контрольнойработы является изучение механизма применения действующих форм и методовналогового контроля, оценка их эффективности, определение путейсовершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основеэтого можно определить задачи данной контрольной работы:
1. Органы налоговогоконтроля как субъекты налогового права;
2. Права иобязанности органов налогового контроля;
3. Особенностиправового статуса органов налогового контроля.
Актуальностьданной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иныхобязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда вРоссийской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральныйбюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств.Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виденевыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значениеиграет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанностикоторых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль засвоевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.Все эти обязанности должны выполняться исходя из вышеуказанных нормативныхактов. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построениенормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Для тогочтобы написать эту контрольную работу я использовала следующие методы:
Постатейноеразъяснение — это метод, при помощи которого статья становится более понятнойдля читаемого, т.е. я даю как бы комментарий к этой статье;
Подборинформации — это метод, в основу которого положено нахождение более свежейинформации по поводу какого либо вопроса, связанного с применением примеров в контрольнойработе;
Действительностьзаконов и нормативных актов, т.е. я, проверяю, действуют законы, внесены ли вних поправки, изменения или вообще действует ли этот закон, или издан новый.
Для написаниясвоей контрольной работы использовалось достаточно много литературы, ноосновными источниками написания явились, конечно же, следующие: Еналеева И.Д.,Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.; налоговое право. — Учебник 2-е изд. под ред. Ю.А. Крохиной М., 2008г. В данных учебниках достаточночетко и подробно изложен материал, посвященный налоговому контролю иуправлению. Помимо налогового права при написании контрольной работы былиспользован Налоговый кодекс РФ в котором закреплены основные положения оналоговом контроле в Российской Федерации. При написании контрольной работыиспользовались труды ученых, журнальные статьи, законодательные акты РФ, указыпрезидента РФ, постановления правительства РФ, инструкции МНС РФ.
1. Органыналогового контроля как субъекты налогового права
Деятельностьгосударственных органов в сфере налогообложения представляет собойразновидность государственного управления — процесса, имеющего цикличныйхарактер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекциюуправленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этаповналогообложения есть разновидность государственного контроля, наряду сэкологическим, пожарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим.Если быть точнее, налоговый контроль является разновидностью государственногофинансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский инекоторые иные виды контроля.
Особоевнимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, чтоналоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношенияизначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформироватьцентрализованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремлениеналогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей.Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных ичастных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложениягосударство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институтналогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действиечасти первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельныевопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатоврегулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ[1].Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками иналоговыми органами.
Налоговыйконтроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагиваетвсе аспекты налоговых правоотношений. При этом различается налоговый контроль вшироком и узком смысле.
Налоговыйконтроль в широком смысле представляет собой контроль государства засоблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговыхправоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов исборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельныезаконотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению налоговыхзаконопроектов, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести кпредварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является иведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственныхорганов налогового законодательства. Контроль за соблюдением налоговогозаконодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратурыи внутренних дел, таможенные органы.
Налоговыйконтроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органовгосударства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налоговналогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговыйконтроль» употребляется в НК РФ.
Влитературе встречаются и другие позиции по вопросу понимания налоговогоконтроля в широком и узком смысле. Так, О.А. Ногина определяет налоговыйконтроль в широком смысле как все сферы деятельности уполномоченных органовгосударства, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и др.,а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатойналогов и сборов; под налоговым контролем в узком смысле указанный авторпонимает только проведение налоговых проверок уполномоченными органами[2].На наш взгляд, ошибочно включать деятельность частных субъектов в понятиеналогового контроля, даже если речь идет о т.н. «внутрихозяйственнойконтрольной деятельности», то есть о «налоговом самоконтроле», осуществляемомсамим налогоплательщиком через специализированные структурные подразделения.
Субъектаминалогового контроля выступают государственные органы специальной компетенции. Вполном объеме осуществлять налоговый контроль вправе налоговые органы.Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделенытаможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должнаосуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, ониобязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушенияхналогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по ихпресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другойнеобходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст.82 НК РФ).
Подконтрольнымисубъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации ифизические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качественалогоплательщиков или налоговых агентов.
Объектналогового контроля — финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, такили иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предмет — денежные документы,бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы,связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей вбюджеты всех уровней. Перечень документов, связанных с налогообложением,необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей иотчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки,учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковскиевыписки и т.д.
Некоторыеавторы значительно расширяют объекты налогового контроля. В частности, к нимотносят «движение денежных средств в процессе аккумулирования публичныхденежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсыналогоплательщиков»[3]. Подобным образом можетбыть определен в целом объект финансового контроля, разновидностью которогоявляется налоговый контроль; ведь движение денежных средств частных лиц в процессеформирования публичных финансов может опосредоваться не только налоговыми, но ииными финансовыми отношениями.
Согласност. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов впределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объясненийподконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещенийи территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в другихформах, предусмотренных НК РФ. Как видим, перечень форм налогового контроляявляется условно исчерпывающим.
Впроцессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но нецелесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качествецели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности)осуществляемой налогоплательщиком деятельности. С этим нельзя согласиться. НКРФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенциюналоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверкуфинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зренияцелесообразности. Тем более неверным является утверждение, что «в процессеналогового контроля оцениваются… целесообразность, качество, а такжефинансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциалаэкономики»[4].
Цельюналогового контроля является обеспечение режима законности в сференалогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомернодействуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечиватьсоблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовыхмер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является нетолько пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранениепричин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет обукреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствованииналогово-правовой культуры общества в целом.
Контрольныемероприятия жестко затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспектыналогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методыфинансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать,процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятийпридается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения,возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными посвоей природе.
Налоговыйконтроль как вид государственно-управленческой деятельности носит властныйхарактер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любыепроизводственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводитьревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимыхобъяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливатьоперации по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовыватьимущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекатьнарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия,составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является такжемежведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной илиорганизационной подчиненности.
Впроцессе налогового контроля большое внимание придается различного родагарантиям прав и законных интересов лиц, финансово-хозяйственная деятельностькоторых проверяется. Одной из таких гарантий выступает институт налоговойтайны, включающей любые полученные налоговым органом сведения, за исключениемразглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; обидентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставномкапитале) организации; о нарушениях налогового законодательства и мерахответственности за эти нарушения; сведений, предоставляемых правоохранительныморганам других государств в соответствии с международными договорами(соглашениями). Сведения, составляющие налоговую тайну, не подлежатразглашению, то есть не допускается их использование или передача третьимлицам. Эти сведения имеют специальный режим доступа и хранения. Утратадокументов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашениесведений влечет дисциплинарную или даже уголовную ответственность.
Субъектамналогового контроля запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственнуюдеятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование ираспространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ,действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранностиинформации, составляющей профессиональную тайну иных лиц — адвокатскую тайну,аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налоговогоконтроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомернымидействиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налоговогоконтроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду(неполученный доход).
2. Права иобязанности органов налогового контроля
Важной составной частью органов финансового контроля являются органы,обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением вдоходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в РоссийскойФедерации относятся органы налоговой службы, таможенные органы, федеральныеорганы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатойгосударственной пошлины и других сборов.
В систему органов налоговой службы входят Министерство РоссийскойФедерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектамРФ и муниципальным образованиям.
Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на нихзадачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами[5].
Налоговые органы наделены следующими правами:
• требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием дляисчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления исвоевременность уплаты;
• проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;
• приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест наимущество налогоплательщиков;
• осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения итерритории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщикуимущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанныес содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками вбюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикампри отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых дляизвлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения,непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов,отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или веденияучета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушенийзаконодательства и контролировать выполнение таких требований;
• взыскивать недоимки по налогам и пени;
• предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкцийза налоговые правонарушения;
• требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнениеплатежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органово списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговыеправонарушения;
• вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговыхправонарушениях;
• заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действиялицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;
• предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признаниинедействительной государственной регистрации юридического лица или физическоголица — индивидуального предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признаниисделок недействительными и взыскании в доход государства приобретенного потаким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества,приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжениидоговоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.
Перечислим некоторые обязанности налоговых органов:
• контроль за соблюдением законодательства о налогах;
• ведение учета налогоплательщиков;
• соблюдение налоговой тайны и правил хранения информации оналогоплательщиках;
• осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканныхсумм налогов, пеней, штрафов;
• направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решенияналогового органа, требования об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненныеналогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а такженеправомерных действий или бездействия работников этих органов при исполненииими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средствфедерального бюджета.
Налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учетвсех налогоплательщиков и проведение в них документальных проверок поправильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджетгосударственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года. Наосновании письменного решения начальника или заместителя начальникагосударственной налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит научете, документальная проверка может не проводиться в установленные сроки вслучаях, если:
• налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые дляисчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
• последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;
• увеличение размера имущества или другого объекта налогообложенияпредприятий документально подтверждено;
• отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождениесредств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налоговогозаконодательства.
Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканныегосударственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, включаяупущенную выгоду, причиненные налогоплательщику незаконными действиямигосударственных налоговых инспекций и их должностными лицами, подлежатвозмещению.
Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных налоговыхинспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым онинепосредственно подчинены[6]. Жалобы рассматриваются и решения поним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения пожалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящиегосударственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решениемМинистерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражныйсуд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лицналоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.
3. Особенности правового статуса органов налогового контроля
Налоговые органыРоссийской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательстваРФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.Налоговые органы осуществляют также контроль за соблюдением валютногозаконодательства в пределах своей компетенции.
Правовой статус налоговыхорганов установлен ПК РФ, а также Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговыморганам относятся Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальныеподразделения.
Главными задачами, дляреализации которых и были образованы налоговые органы, являются осуществлениеконтроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и иных обязательных платежей; участие в разработке и реализацииналоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления всоответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов идругих обязательных платежей в полном объеме; осуществление валютного контроля.
Действующим федеральнымзаконодательством налоговым органам предоставлен широкий объем прав,позволяющих осуществлять возложенные на них обязанности[7]. Так, Министерство РФ по налогам исборам и его территориальные подразделения вправе:
производить в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления, организациях, уграждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства проверки денежных документов,бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов,связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей вбюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческуютайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
контролировать соблюдениезаконодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
получать от предприятий,учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения),а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиесяхозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильногоналогообложения;
беспрепятственноосуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого)налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные ссодержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступудолжностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанныетерритории или в помещения, налоговый орган вправе самостоятельно определитьсуммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных оналогоплательщике или по аналогии;
требовать отруководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений,организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства оналогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательскойдеятельности, а также контролировать их выполнение;
приостанавливать операциипредприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам вбанках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (илиотказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерскихотчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных сисчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
изымать у предприятий,учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или заниженииприбыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, содновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания.Основанием для изъятия соответствующих документов является письменноемотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кромепервичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органывправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельностиподконтрольного субъекта;
выносить решения опривлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершениеналоговых правонарушений;
взыскивать недоимки поналогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
возбуждать ходатайства озапрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовойдеятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим илиюридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видамидеятельности;
создавать на периодпогашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющихтрехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за еепогашением;
вызывать в качествесвидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющиезначение для проведения налогового контроля;
привлекать для проведенияналогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;
контролироватьсоответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
в случаях, когда длявыяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания, назначатьэкспертизу;
требовать от банковдокументы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков,плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений(распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков,плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
осуществлять в пределахсвоей компетенции функции органов валютного контроля в соответствии сзаконодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
взаимодействовать сорганами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
запрещать илиприостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольнойпродукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству,безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
проводить осмотрпомещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формысобственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт,спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль задостоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарироватьконтрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативныепроверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей иалкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и порезультатам проверок составлять акты;
получать от руководителейи должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формысобственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт,спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения повопросам, связанным с проверкой;
запрашивать вустановленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
создавать,реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органыи находящиеся в ведении Министерства организации;
проводить обследования ипроверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры кустранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимостиотчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы,оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучатьорганизацию работы территориальных органов и распространять положительный опытих работы;
отменять решения своихтерриториальных органов или приостанавливать их действие в случаенесоответствия этих решений законодательству РФ, давать обязательные дляисполнения Указания территориальным органам;
организовывать проведениенаучно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать снаучно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений опроведении налоговой политики;
осуществлять международноесотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами ифункциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран иразрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговыхорганов;
осуществлять в установленномпорядке управление переданным ему в оперативное управление государственнымимуществом.
Перечень названных правне является исчерпывающим, поскольку в процессе осуществления конкретныхконтрольных мероприятий налоговые органы вступают в различные правоотношения и,следовательно, приобретают новые права либо детализируют имеющиеся[8].
Наделение Министерства РФпо налогам и сборам статусом органа валютного контроля обусловило включение вего компетенцию осуществление полномочий в сфере данного вида контроля; вслучае неявки без уважительной причины налогоплательщика для рассмотренияматериалов налоговой проверки, налоговые органы имеют право вынести решение вего отсутствие; в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявленияо взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговойответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство обобеспечении иска.
Министерство РФ поналогам и сборам не только обладает функциями контрольного характера, но иосуществляет полномочия, направленные на совершенствование финансовойдеятельности государства в целом[9]. В пределах своей компетенции оноподготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики,планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства вРоссийской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в областипроизводства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной итабачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственныхсоглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества иосуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с инымиуполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
В целях реализациивозложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочего обязанызащищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено правовозбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовойсфере посредством искового судопроизводства. Федеральным законодательствомпредусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлятьк налогоплательщикам и другим участниками налоговых правоотношений, в судыобщей юрисдикции и арбитражные суды:
о взыскании налоговыхсанкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признаниинедействительной государственной регистрации юридического лица илигосударственной регистрации физического лица в качестве индивидуальногопредпринимателя;
о ликвидации организациилюбой организационно-правовой формы по основаниям, установленнымзаконодательством РФ;
о досрочном расторжениидоговора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
о взыскании задолженностипо налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетныефонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися всоответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними)обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих,участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних вбанках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых(дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися всоответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими,участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых(дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручказа реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих)обществ (товариществ, предприятий).
Статьей 31 НК РФпредусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях.В частности, налоговые органы имеют право обратиться в арбитражный суд с искомо привлечении банка к ответственности в случае неисполнения решения налоговогооргана о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налоговогоагента (ст. 134 НК РФ); непредставления банком налоговым органам сведений офинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.
Являясь федеральнымиорганами исполнительной власти, налоговые органы наделены правомнормотворчества по регулированию общественных отношений, складывающихся вналоговой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами наоснове обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах,анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок.
Составным элементомкомпетенции налоговых органов являются их обязанности. Основополагающей,«фундаментальной» обязанностью налоговых органов, обусловленной целями ихсоздания и задачами деятельности, является осуществление контроля засоблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых всоответствии с ним нормативных правовых актов. Иные обязанности налоговыхорганов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируютее[10].
Налоговые органы обязаны:
— соблюдатьзаконодательство о налогах и сборах;
— вести в установленномпорядке учет налогоплательщиков;
— проводитьразъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, атакже принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатноинформировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлятьформы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, даватьразъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
— осуществлять возвратили зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней иштрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
— соблюдать налоговуютайну;
— направлятьналогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решенияналогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях —налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора;
— при выявленииобстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства оналогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок содня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговойполиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обязанности налоговыхорганов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. Всоответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговыхорганов обязаны:
действовать в строгомсоответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
реализовывать в пределахсвоей компетенции права и обязанности налоговых органов;
корректно и внимательноотноситься к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговыхправоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Поскольку перечень правналогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, то и наналоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные НК РФи иными федеральными законами.
НК РФ установленапрезумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так ииндивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том,что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностномулицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Налоговыйконтроль — представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов поконтролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных вРоссийской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своейкомпетенции.
Формыпроведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формаминалогового контроля являются налоговые проверки: 1) получение объясненийналогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
2) проверкиданных учета и отчетности;
3) осмотрпомещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
В зависимостиот времени проведения контрольных мероприятий выделяют три основных виданалогового контроля: предварительный, текущий, последующий[11].
Принципыналогового контроля:
1) презумпцияневиновности. Законодательную основу настоящего принципа составляет п. 6 ст. 108НК РФ, в которой закреплено, что лицо считается невиновным в совершенииналогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана вустановленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решениемсуда. Таким образом, в процессе осуществления контрольных мероприятийналогоплательщик должен признаваться невиновным, а должностные лица налоговыхорганов обязаны воздерживаться от некорректного и предвзятого отношения к нему; 2) соблюдение налоговой тайны. При осуществлении налогового контроля недопускаются сбор, хранение, использование и распространение информации оналогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушениеположений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципасохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, вчастности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну;
3) взаимодействиеналоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов иорганов внутренних дел. В порядке, определяемом по соглашению между ними, ониинформируют друг друга:
а) обимеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах иналоговых преступлениях;
б) о принятыхмерах по их пресечению;
в) опроводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другойнеобходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Важное значение при определении принципов налогового контроляиграет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в г. Лиме(Перу) IX Конгрессом Международной организациивысших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.[12]
Налоговыеорганы. Единственными субъектами налогового контроля являются должностные лицаналоговых органов РФ (ст. 82 НК РФ). Таким образом, налоговые органыпредставляют единую централизованную систему контроля:
1) за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах; 2) за правильностью исчисления, полнотойи своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
3) в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иныхобязательных платежей. В состав налоговых органов входят:
1) федеральный органисполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов исборов (Федеральная налоговая служба); 2) его территориальные органы.
Полномочия налоговыхорганов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главнойзадачи — контроля за соблюдением налогового законодательства[13]. Эта задача может быть решена ииными способами, с использованием иных полномочий, та как понятие «контроль засоблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие«налоговый контроль, формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этойстатье налоговый контроль может выполняться должностными лицами налоговыхорганов посредством;
• налоговых проверок;
• получения объясненийналогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета иотчетности;
• осмотра помещений итерриторий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иныхформах, предусмотренных НК РФ.
Основной способналогового контроля — налоговые проверки; они позволяют наиболее полно выявитьправильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формыконтроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления'налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которыесодержатся в акте проверки.
Лица, подлежащиепроверке. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят проверкуналогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Таким образом,круг лиц, подлежащие проверке, ограничен теми организациями и физическимилицами, на которые законом непосредственно возложены обязанности уплаты,удержания и перечисления в бюджет сумм налоговых платежей.
Налоговые органы вправепроводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и организацияхнезависимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненностии т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверкипоследних в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы иливыделяются соответствующие специалисты (группы специалистов).
Документы, связанные суплатой налогов, представляются таким проверяющим в полном объеме, проверкапроводится с соблюдением режима секретности.
Документы, подлежащиепроверке. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль (и соответственноналоговые проверки как форма такого контроля) проводится должностными лицаминалоговых органов в пределах их компетенции. Статья 7 Закона РФ «О налоговых органахРоссийской Федерации» предусматривает право налоговых органов проводитьпроверки «денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, танов, смет,деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов идругих обязательных платежей в бюджет».
Таким образом, предметомналоговой проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением.Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано сразличными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия[14]. Поэтому под «документами,связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации,прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика сучредителями и контрагентами, — учредительные документы, договоры, актысдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т.д. Вкачестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговыхорганах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверкиисключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке,установленном законодательством.
В соответствии со ст. 139ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеетдействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности еетретьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладательинформации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, посуществу, только налогоплательщик может определить, какие из его документовсодержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано впредоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а онсчитает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказатьотсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.
Заключение
Принципыналогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственныхмероприятий, размеров государственного долга, отношения государственногоаппарата и общества к отдельным группам населения.
Налоговаяполитика любого государства базируется не только на конкретных принципах, но иучитывает социально-экономические потребности страны, стратегические и текущиезадачи экономики.
Негативнымпоследствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе,следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема исовершенствования продукции, сокращение дохода от производства. При высокихналогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливаетсяэкономический и социальный прогресс.
Недостаткиналоговой системы России 90-х гг. заключаются прежде всего в ее громоздкости,нестабильности и откровенно фискальном характере, практически сводящем на нетпринцип справедливости и не стимулирующем развитие предпринимательства,особенно в сфере производства.
В этой связиизучение и обобщение опыта построения налоговых систем стран с развитойрыночной экономикой имеет большое практическое значение, поскольку как ихдостоинства, так и недостатки могут служить предпосылками для выборанаправлений совершенствования налоговой политики и налоговой системы России.
И последнеечтобы мне хотелось сказать в отношении налоговой системы нашей страны, что вобязанность правительства входит создание таких условий, когда людям труднобыло бы совершать дурное и легко поступать правильно. Жизнь показала, что встране, которой хорошо правят, стыдятся бедности, а в стране, которой правятплохо стыдятся богатства.
Список использованной литературы
1.www.ach.gov.ru/ru/international/limskay/
2. Конституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993г. – Система Гарант.
3.Гражданскийкодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ – Система Гарант.
4. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации часть 1 от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и часть 2 от 5 августа 2000 года№ 117-ФЗ — Система Гарант.
5. Федеральный закон «О налоговыхорганах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года № 943-1 — Система Гарант.
6. Акчурина Е. Налоговая проверка иее последствия. – М.; 2004.
7. Белых В. С, Винницкий Д.В.Налоговое право России. – М.: НОРМА, 2004.
8. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник, Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — 2-ое изд., испр. иперераб. М.: Юрайт, 2000.
9. Варфоломеева Ю. А. Налоговое правокурс лекций, — М.; 2009.
10. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф.Налоговое право Учебник. М.: Юристъ, 2005.
11. Дадащев А.З. Налоговое администрированиев Российской Федерации: учебное пособие. М., 2002.
12. Костиков, Кирилина В. Е., Мамилова Е. Г., Шарандина Н.,Имеда Цинделиани, Вероника Кирилина, Костикова Екатерина, Мамилов. Налоговоеправо России: учебник. – М.; 2007.
13. М. В. Кустова, О. А. Ногина, С.В. Овсянников, Н. А. Шевелева. Налоговое право России. Особенная часть,учебник. – М.;2004.
14. Мальцев В.А. Налоговое право:учебник Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центрАкадемия, 2004.
15. Миляков Н. В.Налоговое право:Учебник. М., ИНФРА-М, 2008.
16. Пансков В.Г. Налоги иналогообложение в Российской Федерации: М., 2002.
17. СальниковаЛюдмила, Еналеева Ирина. Налоговое право России: учебник для вузов. – М.; 2006.
18. Химичева Я.Я. Финансовое право.Учебник. М., 2001.