Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоги, их понятие и роль

НАЛОГИ, ИХПОНЯТИЕ И РОЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Налоги: понятие, виды
2.Роль налогов в жизни общества и государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
История налогов уходиткорнями в глубокую древность. Налоги появились вместе с государствами и современем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формированииего казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые налоги(например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нуждафинансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формироваласьфинансовая система государства.
К современномуобоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначалепреобладала идея дара — гражданин делал подарок властелину в благодарность зазащиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства кнароду о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла впредставление о необходимости помощи граждан своему правительству денежнымисредствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея ожертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой — теория о долгегражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения — убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан радиобщего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогрессародилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь вцивилизованном обществе.
На Руси финансоваясистема начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусскогогосударства. Основным источником доходов княжеской казны была дань — сначаланерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималасьдвумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когдакнязь или его дружины сами ездили за ней.
Также существовали наРуси и косвенные налоги в виде различных торговых и судебных пошлин. Такая пошлина,как «мыт», взималась за провоз товаров через городские заставы. «Гостиная»- за право иметь склады; «вес» и «мера» — за взвешиваниетоваров. «Вира» представляла собой штраф за убийство. «Продажа»- штраф за прочие преступления.
 В годытатаро-монгольского ига основным налогом был «выход» — дань, которуюрусские князья платили Золотой Орде. В то время главным источником внутреннихдоходов Русского государства стали пошлины. Историк П.Н. Павлов провел оченьинтересное исследование размеров дани, выплачиваемой Русью татарской ЗолотойОрде. Оказалось, что на душу населения годовая величина дани составляла 1-2рубля (в современной стоимости).
Начало налоговой системыРоссийской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. ПринимаютсяЗаконы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»;«О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»;«О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России
Целью данной работыявляется определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современногогосударства.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. раскрыть понятие налогов,их виды;
2. определить местоналогов в обществе и государстве.
Основным методом решенияпоставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

1. Налоги:понятие, виды
 
Налоги — один издревнейших экономических инструментов в обществе.[1]Они появились вместе с возникновением государства и использовались им какосновной источник средств для содержания органов государственной власти иматериального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов дляпополнения своей казны современные государства используют и другие видыпоступлений и платежей (сборы). Сборы — обязательные взносы,взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним изусловий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органамиместного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицамиюридически значимых действий, включая предоставление определенных прав иливыдачу разрешений (лицензий).[2] Но первое местосреди них по своему значению и объему занимают налоги.
Налоги в настоящее время являютсяосновным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.
Системуналогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РоссийскойФедерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.
Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.[3]
Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а такжепринципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания иконтроля.
Понятие налога включаетряд элементов:
1) объект налога — это доходы, стоимость отдельныхтоваров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользованиеценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты,установленные законодательными актами.
2) субъект налога — это налогоплательщик, то естьфизическое или юридическое лицо;
3) источникналога — доход, изкоторого выплачивается налог;
4) ставка налога — величина налога с единицы объектаналога;
5) налоговаяльгота — полное иличастичное освобождение плательщика от налога.
Согласно КонституцииРоссийской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги исборы.[4]
В Российской Федерацииустановлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные иместные.
К федеральным налогами сборам относятся:
1) налог надобавленную стоимость — налог, представляющий собой форму изъятия в бюджетчасти добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства иопределяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуги стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;
2) акцизы — поспособу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные — устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердымставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные — устанавливаются впроцентах к стоимости товаров или услуг.
3) налог на доходыфизических лиц — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходовфизических лиц. Плательщиками являются физическиелица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиесяна территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физическиелица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговымирезидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физическихлиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ — дляфизических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
4) налог на прибыльорганизаций — основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б)иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянныепредставительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектомналогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученныеорганизацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии сположениями, установленными налоговым законодательством;
5) налог на добычуполезных ископаемых — налог, взимаемый с организаций и индивидуальныхпредпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии сзаконодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезныеископаемые;
6) водный налог — налог,взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или)особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;
7) сборы запользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов — сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемыес целью контроля и регулирования использования объектов животного мира,отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
8) государственнаяпошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении вуполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимыхдействий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).
К региональным налогамотносятся:
1) налог на имуществоорганизаций — объектом налогообложения признается движимое и недвижимоеимущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование,распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместнуюдеятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;
2) налог на игорныйбизнес — взимается с организаций и физических лиц, осуществляющихпредпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектомналогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов,кассы букмекерских контор;
3) транспортный налог — налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемоеобъектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы,самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке,установленном законодательством РФ.
К местным налогамотносятся:
1) земельный налог — один из целевых налогов; одна из форм платы за землю в связи с установлениемплатности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица,обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
2) налог на имуществофизических лиц — объектом налогообложения являются виды имущества, как то:жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другиеводно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).[5]
Налоги — обязательныеплатежи, взимаемые по ставке, установленной в законодательном порядке, центральнымии местными органами государственной власти с физических и юридических лиц,поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги — основной источниксредств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярностьуплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объектаобложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесениюв казну в предусмотренные сроки.
Объектаминалогообложенияявляются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленнаястоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; операции с ценнымибумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом.Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз заустановленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количествоналогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий,организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговыхорганах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, ичисленностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получениязаработной платы.[6]
Объединение налоговыхплатежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучшеуяснить сущность этой категории.
По субъектам(плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физическихлиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль,акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имуществофизических лиц.
Вместе стем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общихдля юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог.Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, посвоему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.
Взависимости от характера использования налоги могут быть общегозначения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей частитаковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежныйфонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета безпривязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетныеили бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой дляцелевого использования.
Целевымявляется, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут наремонт дорог соответствующего региона.
Взависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут бытьпрямыми икосвенными.
 Прямыеналоги непосредственно обращены кналогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.
Историческипрямые налоги (дань) — наиболее ранняя форма налогообложения.[7]В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог надоходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества идр., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. Притакой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.
Внастоящее время Россияпереходит к активному использованию косвенных налогов.
Косвенныеналоги — налоги натовары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственникпредприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене(тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую суммуиз выручки, т. е. по существу он является сборщиком косвенного налога, апокупатель — его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов,налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.
Косвенныеналоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемоетакой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизациидоходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупныесуммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику,стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям,возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования наэкономические процессы.
Экономистыи политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднеечеловек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этихналогов.
2. Роль налогов вобществе и государстве
Рассмотрениероли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога — этопроявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функцияпоказывает, каким образом реализуется общественное назначение налога какинструмента распределения и перераспределения доходов государства.
Первой и наиболеепоследовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная(бюджетная) функция.
Формирование доходнойчасти государственного бюджета на основе стабильного и централизованноговзимания налогов превращает само государство в крупнейший экономическийсубъект.
Посредствомфискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетнойсистеме и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересовобщества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных,социальных, природоохранных и др.)
Из фискальной функции вытекаетследующая — функция контроля. В ходе налогообложения со стороныгосударства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностьюпредприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами;источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числеземли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина визвестной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобыналогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полномобъеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Вналогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных иэкономических процессов в стране (регулятивная функция). При умеломиспользовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системесоциального управления. Так, налоги могут использоваться для регулированияпроизводства — государство при помощи налоговых льгот и санкций либостимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либоэкономические процессы.
Спомощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такойналог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательнуюспособность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этотналог.
Вналогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Онимогут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитыватьнеобходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налогимогут быть элементом механизма, регулирующегодемографические процессы, молодежнуюполитику, иные социальные явления. Например, бережному отношению кокружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.[8]
Одна из функций,способствующих поддержанию социального равновесия — распределительная.Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с цельюсглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильностьобщества.
Порядокналогообложения может отражать признание государством особых заслугопределенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налоговучастников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).
 Налоги — это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечиваетсоциальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленныхфункций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налогиэффективным механизмом воздействия на экономику страны.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, налоги играютведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняютважнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальнойказны, по регулированию социально – экономических процессов, а также, поосуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,организаций и граждан.
В современном общественалоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используется для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитиенаучно-технического прогресса.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности иорганизационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности сгосударственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящимиорганизациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение форм государственного устройства должновсегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.
Налоги связаны сформированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов),необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической,военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки идр. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностямипоступательного развития общества. Государство, исходя из объективнойнеобходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ееструктуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
Налоги должнысоответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь ониявляются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовойсистемы, которая способствует осуществлению основной задачи государства –обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные документы
1. КонституцияРоссийской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации.Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 63 с.
2. Налоговый кодексРФ. Часть первая. Часть вторая. – М.: Издательство «Омега — Л», 2010.
Специальная литература
3. Историяотечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Часть I. М., 1996. – 432 с.
4. Пушкарева В.М.История финансовоймысли и политики налогов. М., 1996. С. 157—172
5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.Химичева. М.: Юристъ, 2004. — 749 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.