Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Налоговая система республики Беларусь
1.1 Понятие и сущность налоговой системы
1.2 Классификация налогов, их виды ираспределение
2 Налогообложение на предприятии
2.1 Платежи, уплачиваемые из выручки отреализации продукции, работ, услуг (косвенные налоги)
2.2 Налоги и отчисления, включаемые всебестоимость продукции, работ, услуг
2.3 Налоги, уплачиваемые из прибыли
3 Анализ налогообложения на примерефинансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и совершенствование налоговойсистемы
3.1 Анализ налогообложения на примерефинансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ»
3.2 Совершенствование налоговой системыреспублики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Баланс предприятия
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках
Приложение 3 Оборотно-сальдоваяведомость по счету 68 за 2004г.
Приложение 4 Оборотно-сальдовая ведомостьпо счету 68 за 2005г.

ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе смомента возникновения государства. Они не только обеспечивают финансовую базудля общественных расходов, но и активно используются государственной властью вкачестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфереэкономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги как один из важнейшихинструментов государственного регулирования экономики могут быть либопредпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимоезвено экономических отношений в обществе. Развитие и изменение формгосударственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговойсистемы.
Под налоговой системойгосударства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных наего территории и взимаемых с целью создания централизованногообщегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов,способов, форм и методов их взимания.
Налоговая системагосударства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностейраспределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики.Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированностьобщегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействоватьразвитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционнойдеятельности.
Одним из важнейшихпринципов построения налоговой системы государства является эффективностьналогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующихтребований:
— налоги должныоказывать влияние на принятие экономических решений:
— налоговая структурадолжна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономикистраны;
— налоговая система недолжна допускать произвольного толкования, должна быть понятнойналогоплательщикам и принята большей частью общества;
— административныерасходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должныбыть минимальными.
С обретениемнациональной независимости и государственной самостоятельности передРеспубликой Беларусь встала задача создания собственной налоговой системы,адекватной национальным интересам и целям развития Беларуси и соответствующейсовременным мировым требованиям. В результате налоговой реформы, проведенной в1992 г., социалистическая налоговая система, действовавшая в республике, былазаменена системой, отвечающей основным европейским и мировым стандартам, однакопроцесс совершенствования белорусского налогообложения продолжается до сих пор.
Налоговая системаРеспублики Беларусь – один из важнейших элементов экономической системыгосударства. В условиях коренных преобразований в экономике налоговая системаиспытывает двойную нагрузку. С одной стороны, она должна стимулировать развитиеэкономики, придание ей соответствующей структуры отраслей и производства, а сдругой – она испытывает постоянное воздействие со стороны государства,нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах. Существуетнепосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой нагрузкойна предприятие и население. Эффективная налоговая система может состояться приграмотном регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиямвремени налоговом законодательстве.
Целью дипломной работыявляется исследование налоговой системы Республики Беларусь, принципов еепостроения, видов налогов и сборов, действующих на территории РеспубликиБеларусь; анализ налоговой нагрузки на экономику и структуры налогов,формирующих доходную часть бюджета; выявление недостатков белорусской налоговойсистемы и основные направления ее реформирования.
Объектом исследованиядипломной работы определено юридическое лицо Республики Беларусь, котороеявляется плательщиком налогов.
ООО «ЛЮМ»зарегистрировано решением Миноблисполкома от 13.09.2000 г. № 609 в Единомгосударственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №600045077.
Основными источникамипри изучении правовых основ организации налоговой системы Республики Беларусьявились: Налоговый кодекс Республики Беларусь, Законы, Указы и ДекретыПрезидента по вопросам налогообложения, материалы периодической печати,статистические данные по налоговой отчетности.1. Налоговая система Республики Беларусь1.1 Понятиеи сущность налоговой системы
Налоговые системы современных государств – результат их многовековойэволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственнойвласти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговымсистемам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна,так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги какинтернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности,имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговыесистемы различных государств, а главное, — международная торговля и движениекапиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых условий.
Налоговая системапредставляет собой совокупность налогов, на законном основании взимаемых натерритории страны; компетенцию органов власти и управления в отношении налогов,включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы;государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Налоговая система– единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающихее самостоятельность и функционирование. Кроме уровня развития экономики,отношений собственности большое значение для построения налоговой системы имеютполитико-правовые принципы.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующиеобщие характеристики налоговой системы:
— порядок установленияи ввода в действие налогов;
— виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствиис национальной бюджетной классификацией;
— порядок распределенияналогов между звеньями бюджетной системы;
— налоговые органы;
— права и обязанностиналогоплательщиков;
— права и обязанностиналоговых органов;
— ответственностьучастников налоговых отношений;
— защита прав иинтересов налогоплательщиков;
— налоговоезаконодательство.
Общим правилом для всех современных государств, независимо от ихустройства, является прерогатива органов представительной власти наустановление и введение в действие налогов. Достигается это посредством законовили иных законодательных актов. В Республике Беларусь государственные налогиустанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает указы и декретыПрезидента к законам, то налоги могут устанавливаться ими. Местные налогиустанавливаются решениями областных, городских и районных Советов депутатов.
Каждое государство имеет свою систему налогов, или переченьзаконодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости отмногих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимостии достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязываютинтеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налогиподразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусьперешла в 1998г. на международные стандарты в области бюджетной классификации.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики игосударство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Онимогут быть как самостоятельные органы государственного управления, либо какструктуры в составе, как правило, Министерства финансов [28].
Участники налоговых отношений наделяются государством определеннымобъемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.
В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиковизложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 1 января2004 г., статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговыхорганов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 Налогового кодексаРеспублики Беларусь [1].
Что касается защиты прав и интересов налогоплательщиков, то онирегулируются нормами гражданского, уголовного, административного и финансовогозаконодательства.
Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, отлаженность,эффективность и эластичность, то есть приспособляемость к изменяющимсяусловиям. При этом важна не только официально декларированная налоговая система,но и ее реальная действенность, включая отклонения от декларированных принципови правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательностьвыполнения налоговых предписаний. По мнению Ф. Бэкона, подать, взимаемая ссогласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но неодинаково ее действие на дух народа.
Не меньшее значение имеет и то, куда и как расходует государствоналоговые поступления. Если «справедливое налогообложение» и имеетположительный смысл, то он в значительной степени сводится к тому, что раз ужгосударство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняясвои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению кобществу в целом и к тем в отдельности, кто, действительно, своим трудомсоздает общественное богатство (материальное и нематериальное).
Выделяют следующие признаки несовершенной налоговой системы:
— неясное определение налоговой базы в законодательстве; множествонормативных актов, поправок, разъяснений. Такое влияние свойственносовременному белорусскому и российскому законодательствам;
— множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;
— сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различныхуровней;
— отсутствие прогрессивного обложения прибыли, доходов;
— нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектовили товаров из обложения налогом на добавленную стоимость;
— множество льгот и вычетов, способствующее уклонению от налогов;
— индивидуальные льготы.
Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взиманияналогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый;декларационный; административный (рис. 1.1).
/>

/>/>/>/> СПОСОБЫВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> Кадастровый                         Декларационный                   Административный/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/> Земельный налог                Таможенныеплатежи                Подоходный налог
Рис. 1.1 Способы взимания налогов
Первый способ предполагаетиспользование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведенийоб оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которыеприменяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог вомногих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в которомтипичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества,местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняядоходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваютсяк той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицыплощади. Земельные кадастры составляются государственными органами.
На таких же принципах построен и используется для исчисления налога наземельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный переченьданных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описаниеземельных угодий, участков, указываются их площади и местоположение,конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлениюземельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составлениетребует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстроустаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастрышироко использовались для переписи граждан при обложении подушным налогом.
Второй способ предусматриваетподачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления –декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаютданные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготахи порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостаткипредыдущего, но создает условия для отклонения от уплаты налога, посколькуконтроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Производственные объединения, предприятия, а также собственника капиталауплачивают налог на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемноготруда взимаются при выплате им заработной платы.
Третий способ предполагаетисчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычноосуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачиваетналог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценнымбумагам и. Др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплатыдохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятогоналога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этотспособ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
— наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суммуналичных денег;
— безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счетаклиента на счет бюджета;
— гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми наофициально признанный документ [17].
Основные инструменты налогового регулирования
Налоговый механизм –совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственногоуправления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговыхставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений,который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательстваи порядок его исполнения; границы требований государства относительно имуществаплательщика.
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системывыступают:
— субъект налога;
— предмет и объект налогообложения;
— база налогообложения;
— источники выплаты налоговых платежей;
— ставка налога;
— налоговые льготы;
— налоговый и отчетный период;
— санкции;
— порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставленияотчетов в государственную инспекцию.
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу ивключает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскуюинициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самымстабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.
Задачей государственных органов власти является законодательноеутверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющеетолковать их однозначно в любой ситуации.
Совокупность инструментов налоговой системы, которая представляет собойналоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость составляющихэлементов налога как экономико-правового явления. В структуре налоговогообязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативный акт) определяетобщие правила в налоговой сфере (рис. 1.2). Она устанавливается и утверждаетсяв определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение,изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без налоговой нормыобязанность уплачивать налог не может считаться установленной в законномпорядке и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствий длясубъектов хозяйствования.
Субъект налога (т.е. плательщик)– это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность зауплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которомустроится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующиеэлементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются сучетом возможностей конкретного плательщика.
В налоговых законодательствах всех государств в качественалогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо –организация, учреждение, выступающее в качестве единого самостоятельногоносителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетныйсчет в банке. Физическое лицо – гражданин данного или иностранного государстваили лицо без гражданства.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 13)«плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физическиелица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачиватьналоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
1) юридические лица РеспубликиБеларусь;
2) иностранные юридические лица имеждународные организации;
3)  простые товарищества (участники договора о совместнойдеятельности);
4) хозяйственные группы.
5) />/>/>НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА(МЕХАНИЗМ)
/>

Льготы               Субъект                                            Налоговыйзакон, акт,
/>/>Резидент              Нерезидент               норма/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  
 

/>/>Налоговый период
 
/> 

/>Предмет налогообложения
/>Объект налогообложения
/> 

/>/>/>/>/>/> 
/>/>/>/>Масштаб налога                     Бухгалтерский
/>/>/>/>/> Льготы              Единицаналогообложения                                  учет
Налогооблагаемая база         Налоговыйучет /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  

/>/>/>Льготы                           Ставка налога                                Срокпредо-
/>/>/>ставления
/>/>/>/>/>/>Методика                                                                                                 расчетов
/>/>/>/>/>/>расчета                           Налоговый расчет /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  

Источник                           Налоговыйоклад                                Срок уплаты
/>/>/>/>/>/>налога                                                                                                   налога
/> 

/>Порядок (способ) уплаты налога
/> 

Ответственность плательщика
/>/>/>НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА (МЕХАНИЗМ)
/>

 Льготы                               Субъект                                Налоговый закон,акт,
/>/>                                   Резидент        Нерезидент              норма/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  
 

/>/>Налоговый период
 
/> 

/>Предмет налогообложения
/>Объект налогообложения
/> 

/>/>/>/>/>/> 
/>/>/>/>              Масштаб налога                             Бухгалтерский
/>/>/>/>/> Льготы                    Единица налогообложения                                  учет
                                               Налогооблагаемаябаза                 Налоговый учет /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  

/>/>/> Льготы                                Ставка налога                                Срокпредо-
/>/>/> ставления
/>/>/>/>/>/> Методика                                                                                       расчетов
/>/>/>/>/>/> Расчета                                Налоговыйрасчет /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  

 Источник                           Налоговый оклад                                Срокуплаты
/>/>/>/>/>/> налога                                                                                                        налога
/> 

Порядок (способ) уплаты налога
/> 

Ответственность плательщика
/>

Рис. 1.2 Инструменты налоговой системы
Под физическими лицами понимаются:
1) граждане Республики Беларусь;
2) граждане либо подданныеиностранного государства;
3) Лица без гражданства (подданства) [1].
Примером фискального подхода к определению субъектов налогообложенияможет служить включение до 1999 г. в Беларуси в их состав бюджетныхорганизаций, частично занимающихся хозяйственной деятельностью. Принедостаточности бюджетного финансирования непроизводственной сферы такоерешение лишало ее дополнительных доходов для развития, источников повышенияоплаты труда. Оно не обеспечивало ощутимого пополнения доходов государственногобюджета, но подрывало финансовую базу бюджетных организаций. Не случайно,начиная с 1999 г., специальным решением правительства бюджетные учреждения,занимающиеся хозяйственной деятельностью, были освобождены от уплаты налогов поэтой деятельности с направлением высвободившихся сумм на укрепление ихматериально-технической базы. Также с апреля 1996 г. из числаналогоплательщиков исключены государственные учебные заведения, аккредитованныев установленном порядке, получающие доходы от хозяйственной и коммерческойдеятельности и направляющие их на укрепление материально-технической базы ивыплату заработной платы.
Приведенные примеры и аргументы говорят о том, что определениеплательщиков налогов требует всестороннего обоснования с экономических исоциальных позиций.
Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В ряде случаевимеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) на другоелицо, которое становится реальным исполнителем платежей.
Переложение налогов – полноеили частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оновступает в различные экономические отношения и которое становится носителемналога.
Проблема переложения – одна из самых важных и сложных в финансовой науке.Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. Речь идет о механизмепрямого и косвенного налогообложения. При косвенном налогообложении оборотов пореализации продукции, работ, услуг, когда сумма налога (акциза, НДС) включаетсяв реализационную цену, действительным плательщиком налогов выступаетпотребитель. По прямым налогам, например, плательщиком налога на недвижимостьявляется владелец дома, но если он сдает свое имущество в аренду, то налогпереносится на арендатора.
Государство в законодательном порядке регламентирует границы своихвзаимоотношений с налогоплательщиками, определяя права и обязанности сторон. Вотдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностейналогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителемналогоплательщика [13].
Налоговый агент – это лицо, накоторое законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию уналогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Представитель налогоплательщика– это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручениюофициального налогоплательщика.
Носитель налога – это лицо, засчет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственностьза перечисление косвенных налогов в бюджет несет продавец, который являетсясубъектом (или налогоплательщиком), а реальными носителями этих налоговявляются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товаров.
Предмет налогообложения – этоимущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связываетвозникновение налоговых обязательств, а также экономическая и неэкономическаядеятельность (рис. 1.3).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.