Содержание
введение
1. Характеристика налога на прибыль,его место в доходах бюджета
2.Плательщики, ставки налога, их характеристика и сроки уплаты налога в бюджет
Заключение
Списокиспользованной литературы
введение
Государствоможет воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определеннымиденежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнениифункций государства стороны — граждане и юридические лица. Для этого исуществует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Спомощью налоговой системы государство активно влияет на рынок, регулируетразвитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или формсобственности и “угнетению” других.
Множественностьналогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков,сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразитьразнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участниковэкономических процессов.
В современных условиях для управления предприятиемнеобходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом,маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основыналогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частьюдеятельности любого предприятия.
Исторически сложилось так, что во все временагосударство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или инуюдеятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективнойналоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективностьпутем издания законодательных актов и контролирования, таким образом,деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегдаудается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективностьналоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращенииналоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и ихфункционирования является одним из значимых факторов организации успешнойдеятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.
В системе налогов РФ одним из наиболее значимыхявляется налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большоезначение как для государства, так как он является важной доходной статьейбюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно однаиз самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводуэффективности применения этого налога.
Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное ирегулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых,налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулированияэкономики. Государство, лишенное собственности, не может управлятьпроизводственным процессом административными методами. Спущенные сверхудирективные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будутвыполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельностькоторых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости. Всвязи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическимиметодами, и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками,расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибылиюридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давлениена динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движениевперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в Россиирегулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации встране, а также существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыльпредприятий и организаций действует на всей территории страны.
1. Характеристика налога на прибыль, его место вдоходах бюджета
Налогна прибыль в государственном строительстве всех стран имеет вечную историю.Доход каждого производителя облагается по определенной ставке налогом за теуслуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятийнеобходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживаниеработающих, развитие образования, науки, культуры и т.п./> />
ВРоссийской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организацийзанимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национальногодохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, атакже региональных и местных бюджетов. Если рассматривать структуру доходовбюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля налога на прибыльуступает по величине лишь доле налога на добавленную стоимость (см. рис. 1) [6,с. 33].
Рис.1. Распределение между налогами по соответствующей доле доходов бюджета РФ
Запрошедшие годы роль и значение налога на прибыль несколько менялись, нонезависимо от этого он продолжает быть одним из двух основных налогов.Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, безопределенного целевого применения. Следовательно, его можно определить какабстрактный или общий.
Налогна прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностьюзависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельностипредприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог наприбыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическуюплатежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считаетсяличным прямым [3, с. 21].
Поступлениеналога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней впропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит орегулирующем характере данного налога.
Всеперечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационнуютаблицу (см. табл. 1).
Таблица1
Классификацияналога на прибыльКлассификационный признак Тип налога на прибыль
1. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
2. по порядку введения
3. по способу взимания
4. по субъекту-налогоплательщику
5. по уровню бюджета
6. по целевой направленности
7. по срокам уплаты
федеральный
общеобязательный
личный прямой
налог с предприятий и организаций
регулирующий
абстрактный
периодично-календарный
Подводяитог выше изложенному, хотелось бы еще раз отметить большое значение налога наприбыль как важнейшего элемента налоговой системы России и как источникадоходной части бюджета государства.
2. Плательщики, ставки налога, их характеристика исроки уплаты налога в бюджет
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций(признаются [1, с. 25]:
-российские организации;
-иностранные организации, осуществляющие своюдеятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)получающие доходы от источников в Российской Федерации.
1. Налоговая ставка устанавливается в размере 24процентов, при этом:
-сумма налога, исчисленная по налоговой ставке вразмере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;
-сумма налога, исчисленная по налоговой ставке вразмере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению вбюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерацииможет быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этомуказанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Для организаций — резидентов особой экономическойзоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженнаяналоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектовРоссийской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особойэкономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов),полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особойэкономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) приосуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.
2. Налоговые ставки на доходы иностранныхорганизаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации черезпостоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах [1, с. 27]:
1) 20 процентов — со всех доходов с учетом положенийстатьи 310 НК РФ;
2) 10 процентов — от использования, содержания илисдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортныхсредств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование,необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международныхперевозок.
К налоговой базе, определяемой по доходам,полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
1) 9 процентов — по доходам, полученным в видедивидендов от российских организаций российскими организациями и физическимилицами — налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) 15 процентов — по доходам, полученным в видедивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также подоходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранныхорганизаций.
При этом налог исчисляется с учетом особенностей,предусмотренных статьей 275 НК РФ.
К налоговой базе, определяемой по операциям сотдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговыеставки:
1) 15 процентов — по доходу в виде процентов погосударственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг ипроцентного дохода, полученного российскими организациями по государственным имуниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, заисключением процентного дохода, полученного первичными владельцамигосударственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими вобмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке,установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска иобращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также подоходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированнымпосле 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управленияипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечныхсертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января2007 года;
2) 9 процентов — по доходам в виде процентов помуниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечнымпокрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителейдоверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основанииприобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечнымпокрытием до 1 января 2007 года;
3) 0 процентов — по доходу в виде процентов погосударственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациямгосударственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным приосуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займасерии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых дляурегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего ивнешнего валютного долга Российской Федерации.
Прибыль, полученная Центральным банком РоссийскойФедерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций,предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0процентов. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации отосуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций,предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, 24%.
Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам,подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Налоговым периодом по налогу признается календарныйгод.
Отчетными периодами по налогу признаются первыйквартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков,исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученнойприбыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончаниякалендарного года.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей [1,с. 35].
1. Налог определяется как соответствующая налоговойставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей274 НК РФ.
Сумма налога по итогам налогового периодаопределяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода,налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога иприбыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с началаналогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течениеотчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансовогоплатежа.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащегоуплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной суммеежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком впоследнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячногоавансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налоговогопериода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленногоза первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащегоуплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной однойтрети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогамполугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первогоквартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащегоуплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равнойодной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогамдевяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячногоавансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующемквартале не осуществляются.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчислениеежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли,подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежейпроизводится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактическиполученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налоговогопериода до окончания соответствующего месяца.
При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплатев бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходяиз фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабрягода, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на этусистему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежейне может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Организации,у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые всоответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем трех миллионов рублейза каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации,осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянноепредставительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализациитоваров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов,получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений оразделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанныхсоглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управленияуплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Если налогоплательщиком является иностраннаяорганизация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, несвязанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанностьпо определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщикаи перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностраннуюорганизацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации черезпостоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доходналогоплательщику.
Налоговый агент определяет сумму налога по каждойвыплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Российские организации, выплачивающиеналогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов погосударственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению всоответствии с НК РФ, определяют сумму налога отдельно по каждому такомуналогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов[2, с. 37]:
1) если источником доходов налогоплательщикаявляется российская организация, обязанность удержать налог из доходовналогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источникдоходов.
В этом случае налог в виде авансовых платежейудерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;
2) при реализации государственных и муниципальныхценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученнымпродавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленногокупонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельноосуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.
При реализации (выбытии) государственных имуниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признаниедоходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентногодохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель доходасамостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов,облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ, еслииное не предусмотрено НК РФ.
Информация о видах ценных бумаг, по которым применяетсяпорядок, установленный НК РФ, доводится до налогоплательщиков уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Организации, созданные после вступления в силу НК РФ,начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного кварталас даты их государственной регистрации.
Сроки и порядок уплаты налога и налога в видеавансовых платежей
1. Налог, подлежащий уплате по истечении налоговогопериода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговыхдеклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ.
Авансовые платежи по итогам отчетного периодауплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых декларацийза соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащиеуплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числакаждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовыеплатежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи непозднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которогопроизводится исчисление налога.
По итогам отчетного (налогового) периода суммыежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового)периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетногопериода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счетуплаты налога по итогам налогового периода.
Российская организация или иностранная организация,осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянноепредставительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностраннойорганизации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации,за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным имуниципальным ценным бумагам, при каждой выплате (перечислении) ей денежныхсредств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное непредусмотрено НК РФ.
Налоговый агент обязан перечислить соответствующуюсумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежныхсредств иностранной организации или иного получения доходов иностраннойорганизацией.
Особенности уплаты налога налогоплательщиками,имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 НК РФ.
По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в видедивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценнымбумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговымагентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.
Налог с доходов по государственным и муниципальнымценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом,полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода(накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии спунктом 4 статьи 284 НК РФ у получателя доходов, уплачивается в бюджетналогоплательщиком — получателем дохода в течение 10 дней по окончаниисоответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получендоход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии состатьями 271 и 273 НК РФ.
Вновь созданные организации уплачивают авансовыеплатежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка отреализации не превышала один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей вквартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная смесяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место,уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном НК РФ с учетомтребований пункта 6 статьи 286 НК РФ.
Особенности исчисления и уплаты налоганалогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения [5, с. 27].
1. Налогоплательщики — российские организации,имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджетсумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налоговогопериода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных суммпо обособленным подразделениям.
2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога,подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерациии бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по местунахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли,приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняяарифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников(расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимостиамортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно всреднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточнойстоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленныхподразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, тораспределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, втаком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупностипоказателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъектаРоссийской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает тообособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджетэтого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговыеорганы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят наналоговом учете.
Удельный вес среднесписочной численности работникови удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяютсяисходя из фактических показателей среднесписочной численности работников(расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанныхорганизаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
При этом налогоплательщики самостоятельноопределяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочнаячисленность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранныйналогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налоговогопериода.
Вместо показателя среднесписочной численностиработников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностямидеятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, посогласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применятьпоказатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствиисо статьей 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплатутруда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика,на оплату труда.
Суммы авансовых платежей, а также суммы налога,подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерациии бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога,действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленныеподразделения [7, с. 19].
Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, атакже сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерациии бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленныхподразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, атакже суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщиксообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по местунахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного в НК РФдля подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговыйпериод.
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежейи суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектовРоссийской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделенийне позднее срока, установленного статьей 289 НК РФ для подачи налоговыхдеклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Если налогоплательщик имеет обособленноеподразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджетс учетом особенностей, установленных статьей 311 НК РФ.
Заключение
Налоговаясистема — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобыналоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям,соответствовала мировому опыту.
Нестабильностьнаших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д.несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российскойэкономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям какотечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы насегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Очевидно,что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашейэкономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода изкризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговуюсистему страны.
Умелое управление налоговой политикой предприятиястало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знаниеуправленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может статьсущественным преимуществом для любой фирмы.
Налог на прибыль является одним из важнейших налогов вналоговой системе Российской Федерации. Его ставка достаточно высока даже послеснижения с 35 до 24%, что предполагает крупные суммы выплат. Но, не смотря наэто, поступления в бюджет от этого налога постоянно снижаются. Одной из причинявляется кризис российских предприятий, для многих из которых в последнее времянулевая прибыль – уже хороший результат. Другая причина заключается в том, чтодаже успешно функционирующие фирмы стараются любыми путями занизить своюприбыль в целях снижения сумм выплат в бюджет. И все это притом, что существуетбольшое количество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективностиприменения льгот является одним из наиболее спорных.
Сторонники сохранения льгот по налогу на прибыльсчитают, что они носят не только стимулирующий, но и регулирующий характер.Отмена льгот, по их мнению, лишит предприятия большей части инвестиций ивозможности содержания социальной сферы. В свою очередь это не сможет неотразиться на эффективности их деятельности, а значит и на собираемости налоговв целом. В такой ситуации решением проблемы может стать пересмотрение иусовершенствование льгот, а не их полная отмена.
Основным аргументом противников льгот по налогу наприбыль является существенное снижение поступлений в бюджет в связи с ихприменением. Они считают, что после отмены льгот, поступающие суммы налога наприбыль увеличатся примерно вдвое. Но при этом они не учитывают, что иналоговая нагрузка сильно возрастет, причем не только по налогу на прибыль, нои по совокупности всех налогов, так доля налога на прибыль велика и составляетоколо 24 %. И, так как коренная причина неплатежей в бюджет состоит вотсутствии источников средств на предприятии, устранение льгот по налогу на прибыльсобираемости налогов не увеличит.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая/ Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г.// Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации. – 1998.-№31.
2. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы,2006, № 5.
3. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансыи статистика, 2007.
4. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина – М.:Аналитика-пресс,2007.
5. Налоги и налоговое право в схемах. / Под ред. А.В. Брызгалина – М.: Аналитика-пресс,2007.
6. Региональные финансы и кредит. / Под ред. Сергеева Л.И. – Калининград, 2006.
7. Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для студентоввузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М. Высшая школа, 2005.
8. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: учебное пособие – М.: финансы Юнити,2005.
9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентоввузов – Ф.: Инфра-м, 2004.