Муниципальные финансы, ихместо и роль в социально-экономическом развитии страны
Содержание
Введение
1. Понятие и рольгосударственного и местного бюджета
1.1 Понятие и правоваяформа бюджета
1.2 Роль государственногои местного бюджета
2. Структура местныхбюджетов
2.1 Расходы местныхбюджетов
2.2 Доходы местныхбюджетов
2.3 Сбалансированостьбюджета: понятия и условия
3. Основные направлениябюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 год
Заключение
Список используемойлитературы
Приложение
Введение
Органы местного самоуправленияимеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладаниедостаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободнораспоряжаться при осуществлении своих полномочий.
Финансовые ресурсы органовместного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным имКонституцией или законом.
По меньшей мере частьфинансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счетместных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправеопределять в пределах, установленных законом. Финансовые системы, на которыхосновываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточноразнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно,за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местнымиорганами своих полномочий.
Защита более слабых вфинансовом отношении органов местного самоуправления требует ввода процедурфинансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировкупоследствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, атакже лежащих на этих органах расходов. Такие процедуры или меры не должныограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственнойкомпетенции.
Порядок предоставленияперераспределяемых ресурсов необходимо должным образом согласовывать с органамиместного самоуправления.
Предоставляемые местныморганам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться дляфинансирования конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно наноситьущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местногосамоуправления политики в сфере их собственной компетенции.
Для финансированияинвестиций органы местного самоуправления должны в соответствии с законом иметьдоступ к национальному рынку капиталов.
Актуальность темы развитиясистемы муниципальных финансов для современной России очевидна. Обеспеченностьмуниципалитетов местными финансовыми ресурсами напрямую зависит от развитости межбюджетныхотношений, которые в настоящее время несовершенны и не решают многих текущихпроблем местного самоуправления. Централизация финансовых средств в федеральномбюджете и бюджетах субъектов Федерации, наличие значительных встречныхфинансовых потоков между бюджетами всех уровней, огромный дефицит местныхбюджетов – все это лишает органы местного самоуправления возможности решатьжизненно важные для населения проблемы. Как известно, в настоящее время всистеме межбюджетных отношений доминируют регулирующие налоги, в то время какдоля закрепленных за муниципальными образованиями налоговых поступленийостается весьма низкой и не отвечает даже их минимальным потребностям. Долясобственных налоговых доходов местных бюджетов в среднем по стране покрывает менее15% расходных потребностей местных бюджетов. Такое состояние бюджетногорегулирования приводит к дотационности даже многих ранее сбалансированных ибездотационных местных бюджетов. В связи с этим на сегодняшний день около 95%муниципальных образований являются дотационными.
Совершенно очевидно, чторазвитие межбюджетных отношений должно опираться на прочную законодательнуюбазу, закрепляющую правовые гарантии финансовой самостоятельности местногосамоуправления. Однако, как показывает практика, в России еще мало сделано длясоздания реальных правовых и экономических гарантий подлинной независимости,самостоятельности местного самоуправления в плане формирования его финансовойосновы.
Принятые Федеральные законы«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», «О финансовых основах местного самоуправления в РоссийскойФедерации», Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации должныобеспечить финансовую самостоятельность местного самоуправления, закрепить заместными бюджетами необходимые доходные источники. Однако указанныезаконодательные акты оказались во многом несовершенны, и ряд их положенийнуждается в существенных уточнениях. Кроме того, до сих пор не приняты такиеважные и необходимые Федеральные законы, как Законы «Об общих принципах наделенияорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», «Опорядке компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникшихв результате решений, принятых органами государственной власти», «О минимальныхгосударственных социальных стандартах», которые призваны улучшить финансовоеположение муниципальных образований, внести необходимые изменения и дополненияв Бюджетный и Налоговый кодексы.
Рассмотримдалее современное состояние муниципальных финансов в России.
1. Понятие ироль государственного и местного бюджета
1.1 Понятие иправовая форма бюджета
Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральноезвено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другогогосударства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующегогосударственного или муниципального образования, которые обеспечиваютвыполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу дляосуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Вматериальном аспекте государственный и местный бюджеты представляют собой централизованныйв масштабах определенного государственного или муниципального образованияденежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органовгосударственной власти или местного самоуправления. Материальное содержаниебюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежныхсредств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджетапроявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией ииспользованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономическогомеханизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупностьэкономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием,распределением и использованием централизованных денежных фондов,предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образованийобщего значения и выполнения функций соответствующих органов власти исамоуправления.
В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовыхресурсов государства.
Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В данном случае онрассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — основной финансовыйплан образования, распределения и использования централизованного денежногофонда государственного или муниципального образования, утверждаемыйсоответствующим представительным органом государственной власти или местногосамоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права иобязанности участников бюджетных отношений.
В БК (ст. 11) установлена основная правовая форма этого актаприменительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектовФедерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные)— в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чемпроявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. К названной основнойформе относятся финансово-плановые акты органов исполнительной власти,конкретизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись).
Подобная правовая форма бюджета (закон представительного органавласти) действует и в большинстве зарубежных стран в течение ряда столетий. Вдореволюционной России предпринимались попытки демократизировать правовую формугосударственного бюджета. Известный российский государственный деятель М.М.Сперанский в своей работе «План финансов» обосновывал необходимость приданиябюджету силы закона, обеспечить гласность в его утверждении и исполнении.
В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета ис позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 214)средства государственного бюджета и иное государственное имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляютсоответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом,средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местногобюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно —составной части муниципальной казны (ст. 215 ГК). Такая характеристика важнатем, что определяет собственника бюджетных средств: им являются не тот или инойорган государственной власти или местного самоуправления, а сами названныегосударственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъектыРФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления впределах компетенции распоряжаются этой собственностью. Вопросы разграничениягосударственной собственности, куда входят и бюджетные средства, Конституция РФ(ст. 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее время имеется уточненная формулировка понятия бюджета.Согласно БК (ст. 6) бюджет — форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления. Здесь, как видим, учитываетсяобособление органов местного самоуправления от системы органов государственнойвласти на основании Конституции РФ, в связи с чем местные бюджеты пересталиотноситься к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и егороли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.
1.2 Роль государственного и местного бюджета
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базуфункционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своихзадач. В то же время и государственный аппарат, и органы местногосамоуправления представительной и исполнительной власти, правоохранительныеорганы содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированныев бюджете средства предназначаются для осуществления государственнойсоциально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны.
С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) иместные программы по развитию и нормальному функционированию отраслейэкономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-техническогопотенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населенияи отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектовФедерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все этизадачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Аккумуляция вбюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерногоразвития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразногоразмещения в ее пределах производительных сил. Бюджет — мощный управляющиймеханизм в распоряжении государства, выступает проводником его финансовойполитики. Местные бюджеты служат и финансовой основой развития местногосамоуправления.
Значение государственного бюджета обусловлено не только величинойконцентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и подего воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможности для маневрирования прираспределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности наопределенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результатебюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждомконкретном периоде его развития. Так, в связи с финансовым кризисом бюджетсодействовал преодолению его последствий, поддержанию уровня жизни населения иобеспечению функционирования реального сектора экономики, прекращению спадаэкономики и другим целям экономической политики. Бюджет нацелен на повышениеблагосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны наоснове стабильного функционирования и развития бюджетной системы, на снижениесоциального неравенства, достижение высокой эффективности государственныхрасходов.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особенности всвязи с государственным устройством стороны: он способствует реализациирегиональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основныхцелей региональной политики определены: создание единого экономическогопространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов.Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам Россииусловий для их полноправного социального и национально-культурного развития,укреплении общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Бюджет способствует развитию международных связей России иукреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ. Например, Законом офедеральном бюджете установлены объемы ассигнований на реализациюмежгосударственных договоров в рамках СНГ в сумме до 2368,63 млн. руб., в томчисле предельные взносы в бюджет Союзного государства (России и Беларуси) до1600 млн. руб. и в бюджет Евразийского экономического сообщества — до 37,98 млн.руб. Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национальногодохода, направляемая на потребности общего значения: экономические и социальныепрограммы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисныеявления в экономике и расстроенность финансовой системы, а также ихнедостаточная эффективность на современном этапе не позволяют государственным иместным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджетапроявлялись такие, в определенной мере преодоленные, негативные факторы, какбюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречийпри распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременностьутверждения бюджета, не собираемость доходов в намеченном объеме, большойудельный вес заемных средств и др. Однако в последние годы бюджет сталутверждаться своевременно и с профицитом.
Помимо упомянутых бюджетов, составляется консолидированный бюджет,т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (ст. 6 БК). Ониспользуется для расчетов и анализа. Необходимость его обусловленаособенностями устройства бюджетной системы РФ: по действующему законодательствубюджеты всех уровней существуют как самостоятельные, обособленные денежныефонды.
Однако дляуправления делами России в целом, а также ее территориальных подразделений, дляпрогнозирования их развития важно знать, какие финансовые ресурсыаккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Этоимеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящимиорганами власти (межбюджетных отношений). Поэтому составляютсяконсолидированные бюджеты субъектов Федерации (совокупность бюджета субъекта РФи свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), консолидированный бюджетРФ (федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и заключением бюджетовгосударственных внебюджетных фондов и территориальных государственныхвнебюджетных фондов) (ст. 15; 16 БК). В результате в консолидированном бюджетеРФ учитываются все бюджеты — от федерального до местных, действующие на территориистраны. Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ст. 52) предусматривает составлениеконсолидированных бюджетов районов с входящими в него районными бюджетами ибюджетами поселений как муниципальных образований.
В связи с понятием консолидированного бюджета законодательствомбыл введен термин «минимальный бюджет», под которым понимался расчетный объемдоходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, атакже низовых звеньев бюджетной системы (сельских, поселковых и т.п.),покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующимивышестоящими органами власти. Это определение было отнесено к бюджетам субъектовРФ и местным бюджетам.
В свою очередь, минимально допустимая стоимость государственныхили муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органамигосударственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душунаселения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальнойбюджетной обеспеченностью.
Реализациянорм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетнойобеспеченности — важное условие выполнения государством социальных обязанностейперед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов,осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.Однако федеральный закон о минимальных государственных стандартах на настоящийпериод не принят. В то же время Федеральный предусматривает право органовместного самоуправления устанавливать муниципальные минимальные стандарты (п. 2ст. 53).
2. Структура местных бюджетов 2.1 Расходы местных бюджетов
Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренныхБюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 53 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» органыместного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальныхобразований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации в порядке, установленном решением представительного органамуниципального образования.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры иусловия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностныхлиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постояннойоснове, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий иучреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты идругие нормативы расходов бюджетов на решение вопросов местного значения.
В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетнойобеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целяхвыравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплатытруда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местногосамоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе,муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учрежденийопределяется в соответствии с предельными нормативами, установленными закономсубъекта Федерации.
Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществлениеотдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления федеральными и региональными законами, устанавливаетсясоответственно федеральными и региональными органами государственной власти.
В случаях и порядке, которые предусмотрены указанными законами ипринятыми в соответствии с ними иными федеральными и региональными нормативнымиправовыми актами, осуществление расходов местных бюджетов на осуществлениеорганами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можетрегулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Осуществление расходов местных бюджетов на финансированиеполномочий федеральных и региональных органов государственной власти недопускается, за исключением случаев, установленных федеральными и региональнымизаконами.2.2Доходы местных бюджетов
К собственным доходам местных бюджетов в соответствии со ст. 55Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления вРоссийской Федерации» относятся:
· средства самообложения граждан;
· доходы от местных налогов и сборов;
· доходы от региональных налогов и сборов;
· доходы от федеральных налогов и сборов;
· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включаядотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований,иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другиебезвозмездные перечисления;
· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплатыналогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах,устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органовмуниципального образования, и часть доходов от оказания органами местногосамоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся послеуплаты налогов и сборов;
· штрафы, установление которых в соответствии с федеральным закономотнесено к компетенции органов местного самоуправления;
· добровольные пожертвования;
· иные поступления в соответствии с федеральными и региональнымизаконами, а также решениями органов местного самоуправления.
Федеральный законодатель предусмотрел определенные гарантиистабильности собственных доходов местных бюджетов.
Состав собственных доходов местных бюджетов может быть измененфедеральным законом только в случае изменения установленного Федеральногозакона «Об общих принципах местного самоуправления в РоссийскойФедерации», перечня вопросов местного значения и (или) изменения системыналогов и сборов Российской Федерации. Федеральный закон, предусматривающийизменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу сначала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после егопринятия.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемыена осуществление органами местного самоуправления отдельных государственныхполномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РоссийскойФедерации.
Средства самообложения граждан — это разовые платежи граждан,осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размерплатежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величинеравным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельныхкатегорий граждан, численность которых не может превышать 30% общего числажителей муниципального образования и для которых размер платежей может бытьуменьшен. Вопросы введения и использования указанных выше разовых платежейграждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).2.3 Сбалансированность бюджета: понятие иусловия
Сбалансированностьбюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета,состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходовисточникам их финансирования.
Этот принципдаже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) междусуммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источниковпокрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетногоравновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетныепоступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомонереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджетапрофицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой наэкономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое ксоставлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призванаобеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированностьдаже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных имуниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования,порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтомусбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положениев период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетныхресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучшийвариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитногобюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашениегосударственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если жеизбежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источникифинансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разнымформам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всехстадиях бюджетного процесса.
Сбалансированностьбюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формированиибюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета,широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества иобъема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределениядоходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходныхполномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетныхдоходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказанияфинансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направленийбюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременнообеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задачпри минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственногосектора экономики на основе разумной приватизации государственнойсобственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишнихзатрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболееэффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальныепоступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходеисполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедурысанкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитовбюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизмасокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетногофинансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий ивведения полной имущественной ответственности экономических субъектов завыполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизациидополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведенияфинансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованиембюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;использования бюджетных резервов и т.д.
В бывшем СССРбюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, засбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядокдостижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировалиждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мересовершенствования государственного устройства России на основе федерализмаперестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами еепостроения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственностьза сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которогонаходится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципасбалансированности бюджета произошло во многих странах мира. В частности, в СШАконституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов,превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматриватьпроекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.
В Россиипринцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качествеодного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение вжизнь позволит прекратить распространенную практику составления и утвержденияфактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальномуровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципасбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательномусоблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета,причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовыхназначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном)распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадииисполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированностьбюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулированиябюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрироватьбюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов ибюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляетфинансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В настоящеевремя сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровнеуправления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующегооргана власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивостьбюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.
3. Основныенаправления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
В основубюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развитиястраны, сформулированные в Посланиях Президента Российской ФедерацииФедеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на периоддо 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетногопослания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013годах».
3.1 Параметры социально-экономического развитияРоссийской Федерации в 2011-2013 годах
Бюджетнаяполитика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлениюмакроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимостибюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижениядефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизациимодернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований всфере образования и здравоохранения.
ЭкономикаРоссийской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительноблагоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождатьсяростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий иулучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начинаясо второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисныммерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того,восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья икапитала.
Послесерьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВПна уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федеральногобюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП,в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок1).
3.2 Основные цели бюджетной политики
Задачи,поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетнойполитике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышенияэффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствоватьсозданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Бюджетнаяполитика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановлениеэкономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – наформирование инновационной экономики.
Всоответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральномусобранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013годах являются:
1)использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментовмакроэкономического регулирования;
2) разработкаи внедрение инструментов поддержки инноваций;
3)обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
4) повышениекачества человеческого капитала;
5) повышениедоступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализацияПрограммы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
В ближайшеевремя бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановлениестабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитованияреального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних ивнутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательствРоссийской Федерации.
Поскольку впроцессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагаетсясократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить ихуровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетнойполитики ближайших трех лет.
При этом дляразвития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственнуюподдержку инновационных проектов и развития современной инновационнойинфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект попостроению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализацииновых технологий в Сколково.
Кроме того,сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего –обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболееострые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективезапланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечениенаселения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров инаправлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемыбедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства нафедеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фондаРоссийской Федерации.
Приформировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию вближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населениятрудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Так, в 2010году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян,а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу МинэкономразвитияРоссии, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, адоля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшениемдемографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится ипотребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фондаРоссийской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонданационального благосостояния.
Если в2008-2009 годах дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерациисоставлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до2,6% к ВВП. В 2011-2013 гг. дефицит бюджета фонда ожидается на уровне 1,8% кВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда РоссийскойФедерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов изфедерального бюджета на его покрытие.
В федеральномбюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятыхобязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того,предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим.Однако следует отметить слабую направленность социальной политики на поддержкунуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланиемПрезидента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах всреднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставленияпомощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.
Еще однимприоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качествачеловеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическуюкультуру и спорт.
Повышениестраховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинскогострахования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.
Важнейшимприоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основыинновационной экономики.
Объемыфинансирования образования позволят обеспечить переход к образованию постандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики;решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений навсех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработкустимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программподготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения вобразовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуациив течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.
Общий объемассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовойинформации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируетсяподдерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.
Это позволитобеспечить проведение мероприятий по обеспечению сохранности и доступностиобъектов культурного наследия России; по поддержке театров и отечественногокинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации и реконструкцииобъектов национального достояния. В помощь творческой деятельностипредусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяютсясредства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой молодежи.
Отдельноевнимание будет уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурноесообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России вмероприятиях мирового уровня.
Средиприоритетов бюджетной политики — обеспечение национальной обороны на основеперевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).
Предусмотренныев федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации рядаинвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющихобщефедеральное и региональное значение.
Реализацияфедеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адреснойинвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будетосуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетныхограничений. В 2011 году планируется реализация 43 действующих федеральныхпрограмм, а в 2012 году – 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 годуувеличится более чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сокращается (на 16%к 2011 году) в связи с завершением ряда программ, в том числе крупных – таких,например, как ГЛОНАСС.
Увеличатсяассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов отповышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительнополучить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд.рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 годудополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджетысубъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)).В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
Необходимоотметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектовРоссийской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетовсубъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП.Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % кВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.
Объемдолговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитовкоммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013года – 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.
Всреднесрочной перспективе сохраняется необходимость выделения ассигнований вформе межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должныпомочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получениегражданами государственных и муниципальных услуг.
Заключение
Таким образом, обобщая данную курсовую работу могу сделатьследующие выводы о том что, бюджет — необходимый атрибут государства и основа егосуверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральноезвено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другогогосударства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующегогосударственного или муниципального образования, которые обеспечиваютвыполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу дляосуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционированиягосударства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то жевремя и государственный аппарат, и органы местного самоуправленияпредставительной и исполнительной власти, правоохранительные органы содержатсяза счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средствапредназначаются для осуществления государственной социально-экономическойполитики, обеспечения обороны и безопасности страны.
Вседействующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупностиопределенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательствебыло дано ее определение как основанной на экономических отношениях,государственном устройстве и юридических нормах совокупности федеральногобюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальныхобразований.
В соответствии с законодательством государственные и местныебюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетовобразуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов илисоздаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенныецели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят вобщий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системыраспределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определениевидов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Итак, бюджетная система является финансовой основой реализациивнутренней и внешней государственной политики России.
Списокиспользуемой литературы
1. Конституция РФ сизменениями и дополнениями.
2. Гражданский кодекс РФ(Части первая, вторая, третья) с изменениями и дополнениями.
3. Бюджетный кодекс РФ от31.07.1998 г. № 145-ФЗ с изменениями и дополнениями.
4. Налоговый кодекс РФ(часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ с последующими изменениями идополнениями.
5. Налоговый кодекс РФ(часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ с последующими изменениями идополнениями.
6. Федеральный закон «Офедеральном бюджете на очередной финансовый год».
7. Финансы: учебник/подред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 496 с.
8. Финансы и кредит:учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.:Высшее образование, 2008.-125 с.
9. Дементьев, Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие /Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. — М.:КНОРУС, 2009. – 250 с.
10. Гольдова, Ж.Г.Финансы и кредит: учебное пособие /Ж.Г. Гольдова. — М.: ИНФРА – М, 2009.- 150с.
11. Ермасова, Н.Б. Бюджетнаясистема РФ: учебник /Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2009. – 225 с.
12. Ковалева, Т.М.Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации /Т.М. Ковалева.- М.: КНОРУС, 2009. – 66 с.
13. Рудская, Е.Н. Финансыи кредит: учебное пособие /Е.Н Рудская. — Ростов Н/Д «Феникс», 2008. – 180 с.
14. Финансы: учебник /подред. Н.Ф. Самсонова. — М.: Юрайт-издательство, 2009.- 163 с.
15. Финансы и кредит:учебник / под ред. А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. — М.: ИНФРА – М,2009. – 452 с.
16. Федулова, С.Ф.Финансы /С.Ф. Федулова. –М.: Кнорус, 2008. – 236 с.
17. Лапуста, М.Г. Финансыпредприятий: учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина. – М.: ИНФРА – М, 2007. –575 с.
18. Лушин, С.И.Государственные финансы в новых условиях / С.И. Лушин // Финансы. – 2007. — №5.- С.18-22.
19.Министерство финансовhttp; // www.minfin.ru
Приложения
Рисунок 1
Динамикадоходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
/>
Основныепараметры бюджета города Саратовской области
тыс.рублейПоказатели 2008 2009
Отклонение
(+) (-) % Доходы – всего: 48918800,1 53235277,3 4316477,2 108,8 Налоговые и неналоговые доходы 32145220,0 28921225,8 -3223994,2 89,8 Налоги на прибыль, доходы 23124049,1 19161701,6 -3962347,5 82,8 Безвозмездные поступления 16773580,1 24314051,5 7540471,4 144,9 доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 145278,6 153191,2 7912,6 105,4 Расходы – всего: 53869779,9 59077291,4 5207511,5 109,6 Саратовская областная Дума 143343,2 161171,5 17828,3 112,4 Министерство образования области 3658259,1 10903473,4 7245214,3 298,1 Главное управление внутренних дел по Саратовской области 2144889,8 2005209,4 -139680,4 93,4 Министерство социального развития области 8842037,7 8825134,4 -16903,3 99,8 Министерство здравоохранения области 4973473,2 6185275,1 1211801,9 124,3 Счетная палата области 212670 20406,3 -192263,7 9,6 Судебная система 173694,6 180913,0 7218,4 104,1
Сравниваяпоказатели бюджета Саратовской области на 2008 и 2009 года можно сказать, чтовсего доходов бюджета увеличилось на 108,8% по сравнению с 2008 годом. Что нескажешь о налоговых и неналоговых доходов они уменьшились на 89,9%, так же каки доход налог на прибыль уменьшился на 82,8%. А безвозм6ездные поступлениягораздо увеличились на 144,9%. Также повысились доходы от использованияимущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на105,4%. Расходы бюджета Саратовской области также растут и повысились они на109,6%. Расходы на Саратовскую областную Думу также повысились на 112,4%. Ноодни из самых значительных расходов бюджета Саратовской области составляетМинистерство образования 298,1% 2009 года по сравнению с 2008 годом. Понизилисьрасходы ГУВД по Саратовской области на 93,4%. Также недалеко от него ушло иМинистерство социального развития и оно понизилось на 99,8% по сравнению с 2008годом. Министерство здравоохранения повысило свои расходы на 124,3%. А счетнаяпалата наоборот понизило свои расходы на 9,6%. Судебная система Саратовскойобласти повысила свои расходы на 104,1%.