НЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
« ВОЛГОГРАДСКИЙИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
КОЛЛЕДЖ
Кафедрафинансов, налогов и аудита
Специальность080106 «Финансы»
Факультетэкономический
Курс 3 группа Фн
Курсовая работа
Тема: « Методикаисчисления водного налога, порядок уплаты, отчетности».
Руководителькурсовой работы
руководительпреподаватель кафедры финансов,
налогови аудита. Фетисова Т.А.
Выполнилакурсовую работу:
студенткагруппы 3 Фн, Григорьева О.А.
Работазащищена __________2008
Оценка_________________________
Подпись________________________
Волгоград 2009
Планкурсовой работы
Введение
Глава№ 1: Основа теории водного налога
1.1Общее положение
1.2Налогоплательщики
1.3Объект налогообложения
1.4Налоговая база
1.5Налоговый период
1.6Налоговые ставки
1.7Налоговая декларация
Глава№ 2: Порядок исчисления водного налога
2.1Порядок исчисления налога
2.2.Практические ситуации и задачи
Заключение
Введение
Водный налог введенглавой 25 налогового кодекса РФ частью 2. С 2005 года вступила в действие глава25.2 Налогового кодекса РФ « Водный налог». До ее введения в России действоваласистема платежей, которая включала различные виды платы за пользование воднымиобъектами.
Налог являетсяФедеральным и прямым. Элементы данного налога: налогоплательщики, объектыналогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядокисчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговая декларация.Специальное и особое водопользование осуществлялось в соответствии с Воднымкодексом РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ, который утратил силу в связи с введением вдействие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74_ФЗ.
Объектаминалогообложения водным налогом в соответствии с Налоговым законодательствомявляются: забор воды из водных объектов; использование акватории водныхобъектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водныхобъектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использовании водныхобъектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Не признаются объектаминалогообложения водным налогом использование водных объектов в целях: забораводы для обеспечения пожарной безопасности и ликвидации стихийных бедствий;забора воды из водных объектов и использование акватории водных объектов длярыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использованиеакватории водных объектов для плавания на судах, в т.ч. на маломерныхплавательных средствах; проведения государственного мониторинга водныхобъектов; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты; проведениедноуглубительных и других работ. Актуальность данной работы заключается в том,что Водный налог уплачивается всеми как физическими лицами, так и юридическимилицами. Данный налог относится к категории тех налогов, которые мы уплачиваем исталкиваемся с его исчислением ежемесячно и очень важно не допускать ошибок висчислениях. Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы научиться правильноисчислять данный налог, узнать в какие сроки производится оплата, какисчисляется налоговая база, правила заполнения налоговой декларации, какиеставки существуют по водному налогу и в зависимости от чего они дифферинциируются.Актуальность курсовой работы заключается в том, что водный налог исчисляетсяпрактически всеми как организациями, индивидуальными предпринимателями иобычными физическими лицами. Водный налог один из самых распространенныхналогов на территории Российской Федерации.
Глава№1 Основы теории водного налога
Основные понятия,используемые в водном кодексе РФ:
1) акватория — водноепространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
2) водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а такжепредотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
3) водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах ииспользуются или могут быть использованы;
4) водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное иливременное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признакиводного режима;
5) водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
6) водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
7) водоотведение — любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водныеобъекты;
8) водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользованияводным объектом;
9) водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения;
10) водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количествеи в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах;
11) водохозяйственнаясистема — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечениярационального использования и охраны водных ресурсов гидротехническихсооружений;
12) водохозяйственныйучасток — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющиеустановить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другиепараметры использования водного объекта (водопользования);
13) дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водныеобъекты;
14) использованиеводных объектов (водопользование) — использование различными способами водныхобъектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридическихлиц;
15) истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземныхвод;
16) негативноевоздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов,заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории иобъекты;
17) охрана водныхобъектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановлениеводных объектов;
18) речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотокиосуществляется в море или озеро;
19) сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования илисток которых осуществляется с загрязненной территории.
1.1Общее положение
Водный налог введенглавой 25 Налогового Кодекса РФ ч2, а также Водным кодексом РФ. Водноезаконодательство состоит из Водного кодекса, других Федеральных законов ипринимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы, регулирующиеотношения по использованию и охране водных объектов и содержащиеся в другихфедеральных законах субъектов Российской Федерации, должны соответствоватьВодному кодексу.
Водное законодательствои изданные в соответствии с ним нормативные акты должны основываться наследующих принципах:
значимость водныхобъектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водныхотношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как оважнейшей части окружающей среды, среде обитания объектов животного ирастительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природномресурсе, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществленияхозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте правасобственности и иных прав;
приоритет охраны водныхобъектов перед их использованием. Использование водных объектов не должнооказывать негативное воздействие на окружающую среду;
сохранение особоохраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования, которыхустанавливается Федеральными законами;
целевое использованиеводных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или несколькихцелей.
Приоритет использованияводных объектов для целей питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения передиными целями их использования. Предоставление их в использование для иных целейдопускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
1.2Налогоплательщики
Налогоплательщикамиводного налога признаются организации и физические лица, осуществляющиеспециальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательствомРоссийской федерации.
Не признаютсяналогоплательщиками: организации и физические лица, осуществляющиеводопользование на основании договора водопользования или решений опредоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных ипринятых после введения в действие Водного кодекса РФ.
1.3Объекты налогообложения
В соответствии сНалоговым законодательством РФ объектами налогообложения являются:
1. Объектаминалогообложения водным налогом признаются следующие виды водопользованияводными объектами:
1)забор воды из водныхобъектов
2)использованиеакватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3)использование водныхобъектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
Использование водныхобъектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Поверхностные водныеобъекты и подземные водные объекты в соответствии с водным законодательством РФ:
1. Водные объекты взависимости от особенности их режима, физико-географический, морфометрических идругих особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водныеобъекты;
2)подземные водныеобъекты;
2. К поверхностнымводным объектам относятся:
1) моря или отдельныечасти (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие)
2)водотоки(реки, ручья,каналы);
3)водоемы(озера, пруды,обводненные каналы, водохранилища);
4)болота
5)природные выходыподземных вод (родники, гейзеры)
6)ледники, снежники.
3. Поверхностные водныеобъекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговойлинии.
4. Береговая линия(граница водного объекта) определяется для:
1) моря — попостоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — полинии максимального отлива;
2) реки, ручья, канала,озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когдаони не покрыты льдом;
3) пруда, водохранилища- по нормальному подпорному уровню воды;
4) болота — по границезалежи торфа на нулевой глубине.
5. К подземным воднымобъектам относятся:
1) бассейны подземныхвод;
2) водоносныегоризонты.
6. Границы подземныхводных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Водные объекты общегопользования:
1. Поверхностные водныеобъекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными воднымиобъектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданинвправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатноиспользовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящимКодексом, другими федеральным законами.
3. Использование водныхобъектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраныжизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органамиместного самоуправления правил использования водных объектов для личных ибытовых нужд.
4. На водных объектахобщего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов дляцелей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использованиемаломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенныхдля отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации.
5. Информация обограничении водопользования на водных объектах общего пользованияпредоставляется жителям соответствующих поселений органами местногосамоуправления через средства массовой информации и посредством специальныхинформационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могутбыть также использованы иные способы предоставления такой информации.
6. Полоса земли вдольбереговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса)предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектовобщего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосыканалов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья неболее чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек иручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десятькилометров, составляет пять метров.
7. Береговая полосаболот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников,гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов неопределяется.
8. Каждый гражданинвправе пользоваться (без использования механических транспортных средств)береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения ипребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивногорыболовства и причаливания плавучих средств.
Объекты, не подлежащиеналогообложению:
1) забор из подземныхводных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебныересурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водныхобъектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидациистихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водныхобъектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскимисудами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водныхобъектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водныхобъектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства ивоспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использованиеакватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерныхплавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использованиеакватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств,размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования дляосуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологическихресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а такжеосуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использованиеакватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водныхобъектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических,гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использованиеакватории водных объектов для размещения и строительства гидротехническихсооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного,воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
10) использованиеакватории водных объектов для организованного отдыха организациями,предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов,ветеранов и детей;
11) использованиеводных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных сэксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) особое пользованиеводными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасностигосударства;
13) забор воды изводных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включаялуга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельныхучастков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя иобслуживания скота и птицы, которые находятся в собственностисельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземныхводных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использованиеакватории водных объектов для рыболовства и охоты.
1.4Налоговая база
1. По каждому видуводопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии состатьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщикомотдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если вотношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговаябаза определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
2. При заборе водыналоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта заналоговый период.
Объем воды, забраннойиз водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительныхприборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствияводоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времениработы и производительности технических средств. В случае невозможностиопределения объема забранной воды исходя из времени работы и производительноститехнических средств объем забранной воды определяется исходя из нормводопотребления.
3. При использованииакватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях,налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
Площадьпредоставленного водного пространства определяется по данным лицензии наводопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии(договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектнойдокументации.
4. При использованииводных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая базаопределяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
5. При использованииводных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая базаопределяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошеляхза налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояниясплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
1.5Налоговый период
Налоговым периодомпризнается квартал.
1.6Налоговые ставки
1. Налоговые ставкиустанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам вследующих размерах:
1) при заборе воды из:
Налоговые ставки призаборе
2. При заборе водысверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговыеставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размереналоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствияу налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимитыопределяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
3. Ставка водногоналога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населенияустанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды,забранной из водного объекта.
1.7Налоговая декларация
1. Налоговая декларацияпредставляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объектаналогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
2. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговыйорган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок,установленный для уплаты налога.
Глава№2 Порядок исчисления водного налога
2.1Порядок исчисления налога
1. Налогоплательщикисчисляет сумму налога самостоятельно.
2. Сумма налога поитогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы исоответствующей ей налоговой ставки.
3. Общая сумма налогапредставляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога,исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видовводопользования.
2.2Практические ситуации и задачи
1. Общая сумма налога,исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачиваетсяпо местонахождению объекта налогообложения.
2. Налог подлежитуплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговымпериодом.
Использование водногоналога на практике:
Ситуация №1
Открытое акционерноеобщество «Косогорский металлургический завод» (далее — Общество,налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признаниинедействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной — Инспекция,налоговый орган) от 15.06.2007 N 34/122-к.
Также Обществообратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от15.06.2007 N 35/123-к.
ОпределениемАрбитражного суда Тульской области от 19.09.2007 объединенному в однопроизводство делу присвоен номер А68-4592/07-240/18-4593/07-241/18.
Решением Арбитражногосуда Тульской области от 19.10.2007 заявленные налогоплательщиком требованияудовлетворены в полном объеме.
ПостановлениемДвадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 решение арбитражногосуда оставлено без изменения.
В кассационной жалобеИнспекция просит отменить постановление суда, полагая, что судом неправильноприменены нормы материального права.
Посколькупостановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008решение суда первой инстанции оставлено без изменения, кассационная коллегияпроверяет законность и обоснованность как решения от 22.01.2008, так ипостановления от 19.10.2007.
Изучив материалы дела,рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований дляотмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует изматериалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленнойОбществом декларации по водному налогу за 3 квартал 2006 года.
Решение:
По результатам проверкиналоговым органом принято решение от 15.06.2007 N 34/122-к, согласно которомуналогоплательщику предложено уплатить водный налог в сумме 2 760 994 руб. иналоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 552 187 руб.
Также Инспекциейпроведена камеральная проверка представленной Обществом декларации по водномуналогу за 4 квартал 2006 года.
По результатам проверкиналоговым органом принято решение от 15.06.2007 N 35/123-к, согласно которомуналогоплательщику предложено уплатить водный налог в сумме 4 228 504 руб. иналоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 845 701 руб.
Основанием длядоначисления водного налога и привлечения к ответственности послужил выводИнспекции о занижении налоговой базы по забору технической воды при исчисленииводного налога. По мнению налогового органа, объектом налогообложения выступаетвид пользования, а не последующие цели использования забранной воды, при этомглава 25.2 НК РФ не предусматривает освобождения от уплаты водного налогаорганизаций, осуществляющих забор воды из водных объектов, включенных в системуоборотного водоснабжения, для использования ее в теплообменном оборудовании.
Не согласившись сненормативными актами налогового органа, Общество обратилось в арбитражный судс соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленныеналогоплательщиком требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу ст. 333.9 НК РФобъектом налогообложения водным налогом признается, в частности, такой видпользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.
В соответствии с п. 2статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды,забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной изводного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительныхприборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
Исходя из положений ст.85 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ (действовавшего в спорный период),забор воды представляет собой изъятие воды из водного объекта.
В соответствии со ст.46 ВК РФ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензиина водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользованияводным объектом.
Договор пользованияводными объектами должен заключаться в соответствии с лицензией наводопользование. В случае расхождений договора пользования водными объектами сусловиями лицензии на водопользование указанный договор признаетсянедействительным.
Согласно ст. 29 Кодексаводопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нуждводопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность согласнолицензии на водопользование и договору на пользование водным объектом.
В соответствии со ст.48 ВК РФ лицензия на водопользование является актом федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий органв области водопользования), который в соответствии с Кодексом признается однимиз оснований возникновения прав пользования водными объектами.
Статьей 49 ВК РФустановлено содержание лицензии на водопользование. Лицензия на водопользованиев зависимости от способов и целей использования водного объекта должнасодержать сведения о водном объекте; сведения о водопользователе; сведения оводопотребителях; указания на способы и цели использования водного объекта;указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользованиеводного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;сведения о лимитах водопользования; сведения об обязательствах водопользователяпо отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональномуиспользованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
Согласно ст. 90 ВК РФлимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собойпредельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативногокачества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Судом правомерноуказано, что объектом налогообложения водным налогом является изъятие воды изводных объектов, осуществляемое на основании лицензии на водопользование и договорапользования водным объектом, при этом именно в лицензии и договореопределяется, что является забором воды и в каких пределах допустимо изъятие изводного объекта.
Как установлено судом иподтверждено материалами дела, налогоплательщик применяет оборотную системуводоснабжения для охлаждения доменных печей и осуществляет водопользование наосновании лицензии от 12.07.2004 ТУЛ N 00168.
Из содержания лицензии,а также условий пользования поверхностным водным объектом следует, чтоводоснабжение осуществляется из артскважин пруда N 1 на р. Воронке. Оборотноеводоснабжение с использованием пруда-охладителя — 180 830 куб. м/сут., 65 993тыс. куб. м/год. Возврат воды в пруд-охладитель — 166 301,8 куб. м/сут., 60 700тыс. куб. м/год. Количество воды, необходимое для подпитки оборотноговодоснабжения предприятия — 14 519,4 куб. м/сут., 5293 тыс. куб. м/год. Лимитводопотребления из пруда на р. Воронке — 9589 куб. м/сут, 3500 тыс. куб. м/год.
Согласно заключенному садминистрацией Тульской области договору пользования водным объектом от25.07.2004 N 177 объектом водопользования является р. Воронка, левый приток р.Упа, водохранилище N 1 и N 2 на р. Воронка. Видом использования является заборповерхностных вод из водохранилища N 1 и N 2 на р. Воронка для подпитки оборотнойсистемы водоснабжения предприятия. Разрешенный забор — 3,5 млн. куб. м/год.
Из указанных документовследует, что забор воды из пруда-охладителя определен в виде количества,необходимого для подпитки оборотной системы водоснабжения.
Согласно Государственномустандарту ГОСТ 15151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины иопределения» оборотной водой признается вода многократного использования втехнологическом и вспомогательном процессах, а также для охлаждения продукции иоборудования и после очистки и охлаждения снова подаваемая для тех же целей.Подпиточной водой считается вода, добавляемая в систему оборотноговодоснабжения для восполнения потерь, связанных с продувкой, утечкой, уносом ииспарением воды, а также с переходом ее в продукцию и отходы.
Забор воды,производимый Обществом из реки Воронки, соответствует подпиточной воде, объемкоторой в свою очередь определяется по показаниям водоизмерительных приборов,отражаемым в журналах первичного учета использования воды (форма ПОД-11«Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений»).
Согласно п. 3Методических рекомендациям по проверке организаций и предпринимателей повопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользованиеводными объектами, утвержденных письмом МНС РФ от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@,для определения объема по забору воды или сбросу сточных вод в водные объектынеобходимо использовать первичные документы, в том числе форм государственнойстатистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз)«Сведения об использовании воды».
Фактический объемзабранной воды проверяется по данным журнала по учету забора воды.
Инструкцией «Опорядке составления статистического отчета об использовании воды по форме 2-тп»водхоз", утвержденной ЦСУ СССР 24.07.1985 N 42/2 определено, чтообъем воды, забранной из природных источников, отражается в таблице N 1«Забрано из природных источников, получено от других предприятий(организаций), использовано и передано воды», причем в этой таблицеучитываются только объемы воды, поступающей на подпитку оборотных систем.
При такихобстоятельствах, вывод суда о том, что забором воды как объектомналогообложения при применении оборотной системы водоснабжения признается заборводы для подпитки оборотной системы, поскольку остальной объем представляетсобой циркуляционную воду, используемую многократно, является законным иобоснованным.
С учетом изложенного, усуда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществомтребований.
Нарушений процессуальногозакона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Ситуация №2
Организация наосновании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с нейдоговора пользования водным объектом в целях осуществления сплава древесины вплотах и кошелях в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.9 гл. 25.2 «Водныйналог» Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком водногоналога. Однако положения Водного кодекса Российской Федерации, вступившего всилу с 1 января 2007 г., существенно изменили порядок предоставления впользование водных объектов и взимания платы за их использование. Должна лиорганизация уплачивать водный налог за использование акватории водного объектапосле 1 января 2007 г.?
Решение
Действительно, Водныйкодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 2007 г., существенно изменил действовавшие до этого срока правила и условия пользования воднымиобъектами.
Одним из основныхнововведений ВК РФ является новый порядок условий пользования воднымиобъектами, а также установления и взимания платы за пользование водными объектами.
С 1 января 2007 г. право пользования водными объектами возникает не на основании лицензии на водопользование изаключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами,получение которых являлось одним из оснований возникновения у пользователяводными объектами обязанности по уплате водного налога, а на основании договораводопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование врамках гражданских правоотношений, предусматривающих взимание заводопользование платы неналогового характера (ст. ст. 11, 12 ВК РФ).
При этом следуетотметить, что согласно ст. 20 ВК РФ взимание платы за пользование воднымиобъектами предусмотрено только в тех случаях, когда водопользованиеосуществляется на основании договора на водопользование. При осуществленииводопользования на основании решения о предоставлении водного объекта впользование плата не взимается.
Однако следуетотметить, что согласно ст. 2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «Овведении в действие Водного кодекса Российской Федерации» положения ВК РФприменяются к отношениям, возникшим после введения ВК РФ в действие.
Таким образом,водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основаниилицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданныхи заключенных до введения в действие ВК РФ, сохраняют права долгосрочного иликраткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий наводопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срокадействия таких лицензий и договоров и, соответственно, являются плательщикамиводного налога.
Вместе с тем данныеводопользователи в соответствии с ВК РФ вправе заключить договорыводопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов впользование на основании решений о предоставлении водных объектов впользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут бытьизменены только по инициативе водопользователей. В данном случае договорыводопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользованиезаключаются или принимаются в соответствии с ВК РФ, и действие лицензий наводопользование и договоров пользования водными объектами, выданных изаключенных до введения его в действие, прекращается с момента возникновенияправа пользования водными объектами на основании договоров водопользования илирешений о предоставлении водных объектов в пользование.
Таким образом, доокончания срока действия лицензии на водопользование в целях осуществлениялесосплава или до переоформления права пользования водными объектами вуказанных целях в соответствии с требованиями ВК РФ организация являетсяплательщиком водного налога.
При этом следует иметьв виду, что в соответствии с положениями пп. 9 п. 2 ст. 11 ВК РФ пользованиеводными объектами для сплава древесины в плотах и с применением кошелейосуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов впользование, и в этом случае плата за пользование водными объектами невзимается.
Ситуация №3
Организация используетакваторию водного объекта в целях сплава древесины в плотах и кошелях.Буксировку плота, принадлежащего организации, осуществляет организация, имеющаялицензию на перевозку грузов внутренним водным транспортом. Кто в данном случаеявляется плательщиком водного налога: организация — собственник древесины илиорганизация-перевозчик?
Решение
Ответ: В соответствиисо ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РоссийскойФедерации (далее — Кодекс) плательщиками водного налога признаются организациии физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 86 Водногокодекса Российской Федерации (в редакции до 1 января 2007 г.) общее и специальное использование водных объектов с применением сооружений, техническихсредств и устройств осуществляется гражданами и юридическими лицами только приналичии лицензии на водопользование.
В соответствии с ВК РФ,введенным в действие с 1 января 2007 г., водопользователи приобретают правопользования водными объектами на основании договоров водопользования. При этомв соответствии со ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «Овведении в действие Водного кодекса Российской Федерации»водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами на основаниилицензий, выданных до введения ВК РФ, сохраняют право на пользование воднымиобъектами на основании лицензий до истечения их срока действия.
При этом видыспециального водопользования определяются в перечне, утверждаемом федеральныморганом исполнительной власти в области управления использованием и охранойводного фонда.
Согласно Приказу МПРРоссии от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении Перечня видов специальноговодопользования» к специальному водопользованию относится, в частности,пользование водными объектами или их частью в целях лесосплава с применениемсудов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортныхцелях, а также сплав леса в плотах и кошелях.
В соответствии со ст.333.9 Кодекса объектом налогообложения по водному налогу признается такой видводопользования, как использование водных объектов для целей сплава древесины вплотах и кошелях.
Из изложенного следует,что плательщиком водного налога является организация, имеющая лицензию наводопользование для целей сплава древесины в плотах и кошелях. Организация,осуществляющая свою деятельность на основании лицензии на перевозку грузоввнутренним водным транспортом, плательщиком водного налога не является.
Ситуация №4
Организацией в 2005 г. получена лицензия на пользование акваторией водного объекта в целях рыбоводства без сбросаводы. Является ли организация при осуществлении данного вида водопользованияплательщиком водного налога и должна ли она представлять в налоговые органыдекларацию по водному налогу?
Решение
В соответствии со ст.333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации(далее — Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации ифизические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 333.9 Кодексаустановлен перечень видов водопользования, являющихся объектами налогообложенияпо водному налогу, а также определен перечень пользования водными объектами, непризнаваемыми объектами налогообложения по водному налогу в целях гл. 25.2Кодекса.
Согласно пп. 5 п. 2 ст.333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения по водному налогуиспользование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводстваводных биоресурсов.
Таким образом,организация, использующая акваторию водного объекта в целях рыбоводства,плательщиком водного налога не является и, следовательно, на нее не возложенаобязанность по представлению в налоговые органы налоговой декларации по водномуналогу в соответствии со ст. 80 Кодекса.
Ситуация №5
Об отсутствии основанийдля налогообложения водным налогом забора воды из бытовых колодцев и скважин изпервого от поверхности водоносного горизонта как до, так и после 01.01.2007.
Решение
Департамент налоговой итаможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения воднымналогом забора воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхностиводоносного горизонта и сообщает.
Забор воды из бытовыхколодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта не включен вперечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложенияводным налогом, предусмотренный п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РоссийскойФедерации (далее — Кодекс).
Вместе с тем ст. 333.8Кодекса определены налогоплательщики водного налога, которыми признаютсяорганизации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользованиев соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 86 Водногокодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 2007 г., использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств(специальное водопользование) осуществлялось гражданами и юридическими лицамипри наличии лицензии на водопользование. При этом Законом Российской Федерацииот 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и Правилами предоставления в пользованиеводных объектов, находящихся в государственной собственности, установления ипересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование ираспорядительной лицензии, утвержденными Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 03.04.1997 N 383, установлено, что осуществление забораводы из бытовых колодцев и скважин из первого водоносного горизонта, неявляющегося источником централизованного питьевого водоснабжения,лицензированию не подлежит.
В соответствии с Воднымкодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2007 г., водопользователи приобретают право на пользование водными объектами на основании договоровводопользования. При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Овведении в действие Водного кодекса Российской Федерации»водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами на основаниилицензий, выданных до введения Водного кодекса РФ, сохраняют права пользованияводными объектами на основании лицензий до истечения их срока действия.
Учитывая изложенное,забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносногогоризонта, по нашему мнению, налогообложению водным налогом не подлежит как до1 января 2007 г., так и после этой даты.
Задача № 1
Предприятиетеплоэнергетики « ТЭЦ» произвело в первом квартале 2007 года забор воды вбассейне реки Северной Двины для теплоэнергетических нужд в объеме 15 000 куб. м. из поверхностных источников и 12 000 куб.м. из подземных источников.Исчислите сумму водного налога за первый квартал.
Определяем суммуводного налога за первый квартал:
(258 руб. * 15)+(312руб. * 12) = 3870 руб. + 3744 руб. = 7614 руб.
Задача № 2
Лесопильно-деревообрабатывающийкомбинат « ЛДК» сплавлял по реке Объ 35 000 куб.м. древесины за третийквартал 2007 года на расстояние 500 км сплава. Определить сумму водного налогаподлежащего уплате по итогам налогового периода.
Определяем суммуводного налога за третий квартал:
1650 руб. * 35 * 5 =288 750 руб.
Задача № 3
ОАО « Вариант»совершало следующие виды деятельности с использованием четырех объектовналогообложения за первый квартал 2008 года:
Произвело забор воды изповерхностных вод реки Волги в размере 2355 кубических метров. Ставка призаборе воды в пределах лимита установлена в размере 249 руб.
Использовало акваториюводного объекта за исключением лесесосплава в плотах и кошелях для добычиморской соли. Площадь акватории 111800 квадратных метров, в Азовском море.Налоговая ставка установлена в размере 44 руб.88 коп.
Использовало водныйобъект без забора воды для целей гидроэнергетики. Количество выработаннойэнергии 19 230 тыс.кв.в час. В бассейне реки Волга. Налоговая ставкаустановлена в размере 9 руб. 84 коп. за 1 тысячу кв. в час выработаннойэнергии.
Сплавляла древесину вобъеме 5390 тыс.куб.метров на расстояние 10 000 км. По реке Волга. Налоговая ставка установлена в размере 1 636 руб.8 коп за каждые 100 км сплава.
1. Исчисляем суммуводного налога по лимиту
1800 м3 * 249 руб. / 1000 м3 = 529, 2 руб.
1.2 Исчисляем суммуводного налога сверх лимита
( 2355 руб. – 1800 руб.) * 249 руб. * 5 / 1000 м3 = 815, 85 руб.
1.3 Общая сумма налога
529, 2 руб. + 815, 85руб. = 1345 руб.
2. Исчисляем сумму водногоналога за использование акватории в Азовском море
11 800 кв.м. *44,88 руб. / 4 = 132 396 руб.
3. Исчисляем суммуводного налога для целей гидроэнергетики
19230 тыс.кв.в./час *9,84 руб. = 189 223,2 руб.
4.Исчисляем суммуводного налога за сплав древесины
5390 руб. * 10 000 км. * 1 636, 8 / 100 = 882 235 200 руб.
Задача № 4
Исчислить водный налог,если за второй квартал текущего года фактический забор воды из бассейна рекиНева физическим лицом составил 5000 куб. м.Лимит забора воды установлен вразмере 5000 куб. м.Ставка забора воды в пределах лимита установлена в размере264 руб. за 1000 куб. м.
4.1Исчислить суммуводного налога за второй квартал
5000 куб.м. * 264 руб./ 1000 куб. м. = 13 200 руб.
Задача № 5
Исчислить сумму водногоналога за второй квартал текущего года, если фактический забор воды физическимлицом составил 3060 куб.м. Лимит забора воды установлен в размере 3000 куб. м. ставка забора воды в пределах лимита установлена в размере 258 руб. по реке Дон.Исчислить сумму водного налога.
5.1. Исчисляем суммуналога в пределах лимита.
3000 куб.м. * 258 руб./ 1000 куб. м. =774 руб.
5.2 Исчисляем суммуводного налога сверх лимита.
( 3060 – 3000) * ( 258* 5 ) / 1000 = 77, 40 руб.
5.3. Общая суммаводного налога.
774 руб. + 77, 40 руб.= 851, 40 руб.
Заключение
При выполнении курсовойработы по теме водный налог подробно изучены элементы налога, произведенырасчеты по исчислению сумм водного налога. Мною получены знания и умения приисчислении налоговой базы и сумм налога. Если объектом налогообложения являетсязабор воды, то налоговая база исчисляется как произведение объема водызабранной и налоговой ставки. Если объектом налогообложения являетсяиспользование акватории водных объектов за исключением лесосплава в плотах икошелях, то налоговая база исчисляется как площадь водного объекта на основаниилицензии водопользования. Если объектом налогообложения является использованиеводных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, то налоговой базойявляется количество произведенной энергии. Если же объектом налогообложенияявляется использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах икошелях, то налоговая база определяется в тысячах кубических метров.
Узнала, что признаетсяобъектами налогообложения в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, а что не признается.
В курсовой работеприведены практические ситуации и задачи и варианты их решения.
Ставки водного налога иоб их изменениях в зависимости от экономического района. Для обычногофизического лица налоговая ставка установлена в размере 70 рублей за 1000 м3 не зависимо от региона Российской Федерации.
При изучениитеоретической части и порядка исчисления водного налога получены обширныезнания и умения. По изучению у меня не возникло никаких трудностей. Исчислениеналоговой базы и суммы налога, а также поиск налоговых ставок не составилозатруднений.