Реферат по предмету "Финансовые науки"


Общегосударственные налоги

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫОДЕССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  КАФЕДРАФинансовКУРСОВАЯ РАБОТАНа тему:
Общегосударственные налоги.
                
                                                                                                              Выполнил: студент
                   52 гр. ФЭФ
          Александровский А. А.
              Преподаватель:
Белозёрова Л.С.  
 
    Одесса 2004
Содержание:
Введение стр.2
1. Налоговая система Украины, её становление и развитие, стр. 3
2. Характеристикаотдельных видов общегосударственных налогов, стр.10
2.1 Налог надобавленную стоимость, стр. 10
2.2 Акцизный сбор,стр. 12
2.3 Налог на прибыльпредприятий, стр. 14
2.4 Подоходный налогс физических лиц, стр.20
3. Направленияусовершенствования налогообложения,
     стр. 26
4. Налоги в системедоходов бюджета, стр. 32
Заключение, стр. 36
Список использованной литературы, стр. 37

Введение.
В рыночной экономике налогивыполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошоналаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развитияобщественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночнойэкономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая наэти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль вформировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но неэто главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можносформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчисленийот прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет.
Налоги,как основной атрибут государства, функционируют со времен зарождениярабовладельческого строя и должны выполнять следующие функции: фискальную,стимулирующую, регулирующую и контролирующую. Но сегодня в Украине мы чащевсего сталкиваемся только с фискальной и контролирующей функциями. Поэтомуполитика взимания налогов требует скорейшего усовершенствования, поискаоптимальных вариантов построения налогов в изменяющихся экономических условиях,а также механизма изыскания и формирования общегосударственных фондов. 
Вданной курсовой работе я постараюсь рассмотреть важное звено налоговой системыУкраины – общегосударственные налоги и оценить их роль в пополнении бюджетастраны.            

1. Налоговая система Украины, её становление и развитие
       Налоги существуют вчеловеческом обществе почти тысячу лет, но по-прежнему нет для человека болеенеприятной процедуры, чем их уплата. Высокие налоги — это всегда неизбежнаянищета, разорение государства, путь к катастрофе. Там, где высокие налоги, нети речи о свободе и обеспеченном будущем. С другой стороны, изобретение налоговимело очень большое значение для развития человеческого общества, так как,мобилизуя через налоги значительные ресурсы в свое распоряжение,государственные структуры обеспечивали защиту своего государства, развивалипроизводство, улучшали материальное благосостояние своих граждан, влияли насостояние и развитие науки, культуры.
      Формирование налоговой системы Украины началось на рубеже 1991-1992 годов.Сложно определить какую-то конкретную дату, поскольку еще долгое время вналогообложении использовались нормативные акты СССР.     Украина в 1991 годустала руководствоваться Законом Украинской ССР «О системеналогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII" в качестве зако­на,регулирующего национальную систему налогообложения. Однако это был довольнонесовершенный акт. Особенностью налоговой системы Украины в 1992 г. явилосьпоявление новых налогов. Так, возникают механизмы налога на доходы (введенЗаконом Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций»от 21.02,92 г. № 2146-ХП), налога на добавленную стоимость (Закон Украины«О налоге на добавленную стоимость» от 20.12.1991 г. № 2007- XII, азатем         принят Декрет КМ Украины от 26.12.92 г, № 14-92) и др.
Эти рычаги  определяли   специфику   налоговой    системы Украины. Налогообложениедоходов предприятий и организаций производилось по ставке 18 %, механизм налогана добавленную стоимость        предполагал максимальную ставку 20 % коблагаемому обороту. Появляется акцизный сбор применительно к новым условиям(Закон Украины «Об акцизный характер, он был отменен Законом Украины»Об акцизном сборе" от 18.12.91 г. № 1996- XII). Наряду с этимиспользовались и устоявшиеся налоговые рычаги: налог с владельцев транспортныхсредств, плата за землю, подоходный налог с граждан.
Рубеж1992-1993 года в Украине характеризовался оживленными дискуссиями приобсуждении перспектив развития налоговой системы. В конце 1992 г.сформировались несколько концепций,
ПЕРВАЯ — отражала позицию председателя комиссии повопросам экономической реформы и управления народным хозяйством ВерховногоСовета Украины В.Пилипчука. В ее основе лежало налогообложение объемовреализации, по которым за отчетный период поступила оплата, за счет продавца, ссистемой дифференцированных ставок в зависимости от сферы и вида деятельности.
ВТОРАЯ— основывалась на подходе Главной        Государственной налоговой инспекции,Министерства финансов и Министерства экономики Украины. Система налогообложенияздесь была представлена налогом на прибыль (при единой ставке уровне 30-35 %);льготированием средств, направляемых на инвестиционные цели: ограничениемставки налога на добавленную стоимость 20 % и отменой льгот по нему; четкимразграничением налогов на государственные и местные; переходом вналогообложении физических лиц к совокупному годовому доходу как объектуналогообложения.
          ТРЕТЬЯ— была предложена Украинским Союзом промышленников и предпринимателей. Она
представляла концепцию, в целом аналогичную второй, нос большим акцентом на меры, обеспечивающие приоритет производителей.
          К началу 1993 года налоговая система   приобрелачерты, сформулированные Минфином, Минэкономики и т.п., что и было закреплено впа­кете Декретов Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года. В этотдень произошел «декрет­ный залп» в области налогового регулирования,практически обновивший всю систему налогов Украины.
         В 1993 году основным видом прямых налогов на юридических лиц, действовавшим вУкраине, являлся налог на доходы. Закон Украины «О налогообложении доходовпредприятий и организаций» был принят 21 февраля 1992 г., и в течениевсего 1992 г. налог взимался с юридических лиц на территории Украины. Вусловиях поиска оптимальных       налоговых рычагов с начала 1993 г. в качествепрямого налога был введен налог на прибыль (Декрет  Кабинета Министров Украины«О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 26.12.1992 г.  №12-92). Однако, несмотря на более прогрессивный характер, он был отмененЗаконом Украины «О Государственном бюджете Украины на 1993 год» (ст.8) и, начиная со второго квартала 1993 года, был восстановлен в действии ЗаконУкраины «О налогообложении доходов предприятий и организаций».     Такоеизменение в 1993 году было попыткой сверстать Госбюджет, не увеличивая егодефицит.  Одним из рычагов этой политики был выбран возврат к болеенапряженному налоговому прессу. Относительно новым для налоговогозаконодательства в 1992 году для налогообложения дохода (прибыли) явилосьиспользование механизма налогового кредита. Плательщики столкнулись с ним сначала 1992 года. Качественное обновление налоговой системы Украины пришлось на1994-1995 годы. В этот период формируются устойчивые, отработанные налоговыемеханизмы. Наряду с действовавшими налогами возникают новые (например, налог напромысел). К 1994 году окончательно формируется систе­ма местных налогов исборов, введенная Декретом Кабинета Министров Украины «О местных налогах исборах» от 20.05.93 г. № 56-93 и уточненная Законом Украины от 17.06.93 г.№ 3293-XII.
      Наиболее значительные изменения в этот период были связаны с принятием ЗаконаУкраины «О        внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР»О системе налогообложения" от   02.02.94 г. № 9904-Х11: ЗаконаУкраины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г.     №334/94-ВР. Закрепляются механизмы реализации контролирующей функции налогов:Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон     Украины»О государственной налоговой службе в Украине" от 24.12.93 г. №3813-Х11; Закон Украины «О Государственном реестре физических лицплательщиков налогов и других обязательных платежей от 22.12.94 г. № 320/94-ВР.   
      В 1997 году в соответствии с Указом Президента Украины „О мерах пореформированию налоговой политики“ от 31.07.96 г. № 621/96 началсяследующий этап развития налоговой системы Украины, который не принес ожидаемогорезультата.          Вследствие экономического кризиса, которыйхарактеризовался спадом производства, падением объема товарной продукции иуслуг, усилением бюджетного дефицита, налоговая система не приобрела стабильности.В условиях кризиса неплатежей плательщик всегда мог своевременно рассчитаться сбюджетом. Объемы накопленной просроченной задолженности, в том числебезнадежной, в условиях недоступности кредитов и неблагоприятногоинвестиционного климата в стране не   позволили большинству предприятийстабилизировать свое финансовое состояние, увеличить объемы производства иуслуг и своевременно уплатить налоги и текущие платежи.
       Сравнение налоговых систем Украины и развитыхстран (США, Англии, Германии, Франции, Италии, Канады, Японии) показывает, что,на первый взгляд, у них нет существенных различии. Так, в Украине используютсятакие же основные виды прямых и косвенных нало­гов — налог на прибыльпредприятий, подоходный налог с граждан, плата за землю, НДС, акцизный сбор,таможенные пошлины и др. Но при более глубоком анализе выявляются особенности,которые существенно отличают системы налогообложения в Украине и в стра­нах сразвитой рыночной экономикой. Это, прежде всего высокая ставка НДС и чрезмерноширокое его применение, а также использо­вание механизма налогообложенияприбыли (обложение средств, на­правляемых на инвестиции и развитиепроизводства, изъятие части амортизационных отчислений и др.), в результатекоторого доля изъя­тия прибыли достигает от 65 до 85 % (по максимальнымоценкам). На рис. 1 показано, какие налоги составляют основудоходнойчасти сводного бюджета Украины./> />
Рис. 1.Структура доходов сводного бюджета Украины в 1998 г.:
/ — подоходный налог с граждан; 2 —государственные целевые фонды;
3 — акцизныйсбор и таможенная пошлина; 4 — налог на добавленную стоимость;
5 — налог наприбыль предприятий; 6 — прочие поступления
Большинство ученых-экономистов и предпринимателейсчитают, что налоговая система Украины ориентирована преимущественно навыполнение фискальной функции, а провозглашенные в Законе Украины „Осистеме налогообложения“ [12] принципы стимулирова­ния предпринимательскойпроизводственной активности и социальной справедливости практически несоблюдаются.
  »Формирование законодательной базы Налогообложения в стране началось свведения в действие с 1 октября 1991 г. Закона Украи­ны «О системеналогообложения». Этот Закон носит основополага­ющий характер, онопределяет принципы построения системы нало­гообложения в стране, виды налогови сборов, объекты налогообло­жения, обязанности, права и ответственностьплательщиков налогов.
В 1994 г., а затем в 1997 г. былиприняты две новые редакции ука­занного Закона. В табл. 1 представлен переченьналогов и сборов в соответствии с последней редакцией Закона. В настоящее времяв Украине пока не взимается налог на недвижимость и отменен сбор в Фонд дляосуществления мер по ликвидации последствий Черно­быльской катастрофы исоциальной защите населения,             
В табл. 2 приведены отдельные видыплатежей в сводный бюджет Украины, а также их удельный вес в ВВП. Согласноданным  табл. 3, Государственный бюджет Украины более чем на три четвертиформируетсяза счет налогов, а доля неналоговых поступлений со­ставляетоколо 24 %.    
Таблица1Виды налогов и сборов, взимаемых на территории УкраиныОбщегосударственные налоги и сборы Местные налоги и сборы
1.  Налог на добавленную стоимость
2.  Акцизный сбор
3.  Налог на прибыль предприятий
4.  Налог на доходы физических лиц
5.  Таможенная пошлина
6.  Государственная пошлина
7.  Налог на недвижимое имущество
8.  Плата (налог) за землю
9.  Рентные платежи
10.  Налог с владельцев транспортных средств
11.  Налог на промысел
12.  Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета
13.  Сбор за специальное использование природных ресурсов
14.  Сбор за загрязнение окружающей среды
15.  Сбор на обязательное социальное страхование
16.  Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование
17.  Сбор в Государственный инновационный фонд
18.  Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности
19.  Отчисления и сбор на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог Местные налоги
1.  Налог с рекламы
2.  Коммунальный налог
Местные сборы (обязательные платежи)
1.  Гостиничный
2.  За парковку автотранспорта
3.  Рыночный
4.  За выдачу ордера на квартиру
5.  Курортный
6.  За участие в бегах на ипподроме
7.  За выигрыш в бегах на ипподроме
8.  За участие в игре на тотализаторе
9.  За право использования местной символики
10.  За право проведения кино- и телесъёмок
11.  За право проведения местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей
12.   За проезд по территории приграничных областей автотранспорта, который следует за границу
13.  За выдачу разрешений на размещение объектов торговли
14.  С владельцев собак
 
Таблица 2Поступленияплатежей в сводный бюджет Украины
№ П л а т е ж и Удельный вес платежей, в % 1997 г. 1998 г. В доходах бюджета В ВВП В доходах бюджета В ВВП
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
 
16
17
17.1
17.2
17.3
17.4
17.5
17.6
17.7
Налог на добавленную стоимость
Акцизный сбор
Налог на прибыль предприятий
Подоходный налог с граждан
Плата за землю
Плата за специальное использование лесных ресурсов, недр и др.
Рентная плата за нефть и природный газ
Отчисления на геологоразведочные работы
Государственная пошлина
Таможенная пошлина
Налог на промысел
Поступления о приватизации государственного имущества
Местные налоги и сборы
Налог с владельцев транспортных средств
Поступления отчислений от превышения текущих расходов над расходами Нацбанка
Сборы и другие неналоговые доходы
Поступления в общегосударственные фонды финансовых ресурсов. В т.ч.:
Фонд ликвидации последствии Чернобыльской катастрофы
Государственный инновационный фонд
Государственный фонд содействия занятости
Фонд развития ТЭК
Сбор за загрязнение окружающей среды
Сбор для социальной защиты инвалидов
Отчисления и  сборы на строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования
28,0
4,.3
21,0
12,1
3,7
1,0
3,4
0,6
1,0
2,6
0,5
1.3
0,6
0,3
7,7
11,9
6,3
1,0
0,8
0,7
0,2
2,9
8,2
1,3
6,2
3,6
1,1
0,3
1,0
0,2
0,3
0,8
0,1
0,4
0,2
0,1
2,2
3,4
1,8
0,3
0,2
0,2
0,1
0,8
25,4
4,5
19,8
12,5
3,4
0,9
0,6
0,8
0,5
2,4
3,6
1,3
0,6
0,7
8,6
14,4
7,7
2,6
1,9
0,9
0,1
0,2
1,0
8,5
1,3
2,4
3,5
1,0
0,3
0,2
0,3
0,14
0,7
1,1
0,4
0,2
0,2
3,33
4,53
2,5
0,9
0,6
0,3
0,23
Всего: 100,0 29,4 100,0 28,0 Таблица 3Структура налоговых поступлений
в Государственный Бюджет Украины*

П о к а з а т е л ь Удельный вес, % В сумме доходов Госбюджета в ВВП
Налог на добавленную стоимость
Акцизный сбор
Сбор за специальное использование природных ресурсов
Рентные платежи
Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Госбюджета
Государственная пошлина
Таможенная пошлина
Сбор в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы
Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы
Сбор в Государственный инновационный фонд
Сбор за загрязнение окружающей среды
Отчисления и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования
Поступления от общегосударственных налогов и сборов в бюджет
Неналоговые поступления в бюджет
41,5
6,3
1,0
0,95
1,7
0,69
3,4
12,3
3,0
4,38
0,02
1,12
76,36
23,64
8,5
1.3
0,2
0,2
0,35
0,14
0,7
2,53
0,62
0,9
0,004
0,23
15,67
4,87
* По статистическим данным за1998 г.

2. Характеристика отдельных видовобщегосударственных налогов.
2.1 Налог на добавленную стоимость/> />
    Налог на добавленную стоимость — основной общегосударственный налог вУкраине и наиболее крупный источник государственных доходов. Например, в 1998г.поступления от НДС обеспечили 25,4% дохо­дов сводного бюджета Украины (рис.3.2). Этот налог был введен в 1992г. Декретом Кабинета Министров Украины.Законодательное оформление НДС получил в 1997 г. с принятием Закона Украины«О налоге на добавленную стоимость» (введен в действие с 1 октяб­ря1997 г.).
Рис. 2. Удельный вес НДС в доходах сводногобюджета и в ВВП Украины, %
Объектом налогообложенияявляются операции по продаже това­ров (работ, услуг) на таможенной территорииУкраины, а также ввоз и вывоз товаров (работ, услуг) за ее пределы.Плательщиками НДС являются:
• юридические и физические лица, объемналогооблагаемых опе­раций по продаже товаров которых в течение последних 12 ка­лендарныхмесяцев превышал 1200 НМДГ;
• лица, которые ввозяттовары (работы, услуги) на таможенную территорию Украины или получают отнерезидента работы (ус­луги) для их использования или потребления на таможеннойтерритории Украины;
    • лица, торгующие натаможенной территории Украины за налич­ные средства независимо от объемовпродаж (кроме физичес­ких лиц, торгующих на условиях уплаты рыночного сбора);
       • лица, которые на таможеннойтерритории Украины предостав­ляют услуги, связанные с транзитом пассажиров илигрузов че­рез нее.
Плательщики НДС обязанызарегистрироваться в налоговых орга­нах. Каждому из них присваиваетсяиндивидуальный налоговый но­мер. Налоговые органы ведут реестр  плательщиков.
Отчетным налоговым документом, который одновременнобудет и расчетным документом, является налоговая накладная, которую пла­тельщикналога обязан выдавать покупателю по его требованию. Кроме того, в товарныхчеках или других расчетных документах, кото­рые обязан выдавать продавец,должна указываться сумма НДС.
Налог на добавленную стоимостьсоставляет 20 % цены товаров (работ, услуг) и добавляется к ней. Отдельныеоперации облагаются этим налогом по нулевой ставке (например, продажа товаровна экс­порт). Кроме того, Законом установлен перечень операций, освобож­денныхот НДС (например, продажа книг отечественного производ­ства, ученическихтетрадей, учебников и учебных пособий, товаров спе­циального назначения дляинвалидов и т. д.).
Основой определения конечной ценыреализации товаров (работ, услуг) являются отпускные цены предприятий, которыевключают в се­бя себестоимость и прибыль. Цена реализации продукции (работ, ус­луг),содержащая НДС, определяется по формуле:
Цр=(С+П).1,2,
где С — себестоимость продукции; П — прибыль.
     Сумма акцизного сборапо подакцизным товарам также включа­ется в оборот, облагаемый НДС. Кроме того,в него включаются ввоз­ная пошлина и таможенный сбор (по импортным подакцизнымтоварам) и другие надбавки к ценам, предусмотренные законодательством. Дляопределения суммы НДС, подлежащей перечислению в бюд­жет, используется методналогового кредита. Налоговый кредит пре­доставляется всем плательщикам НДС. Онсостоит из сумм НДС, уплаченных в отчетном периоде в связи с приобретениемтоваров (ра­бот, услуг), стоимость которых включается в валовые расходы произ­водстваи обращения, а также в связи с приобретением основных фондов и нематериальныхактивов.
Если по результатамотчетного периода разность между суммой налога, полученной в связи с продажейтоваров (работ, услуг), и сум­мой налогового кредита окажется отрицательной,эта разница должна быть либо возмещена плательщику из Государственного бюджетаУкраины, либо, по его желанию, засчитана в счет будущих платежей. Если этасумма не возмещена в течение следующего месяца, она счи­тается бюджетнойзадолженностью, на которую начисляются процен­ты на уровне 120 % учетной ставкиНационального банка Украины.
При реализации товаров (работ,услуг), которые освобождены от налогообложения, плательщик не пользуетсяналоговым кредитом и включает суммы НДС, уплаченные поставщикам, в составваловых расходов производства (обращения). Для некоторых видов продук­ции (вчастности, для экспортных товаров) применяется нулевая став­ка НДС. Продавецпродукции (работ, услуг), к которой применяется нулевая ставка, имеет право наналоговый кредит и соответственно на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченныхим при приобрете­нии продукции (работ, услуг), необходимой для производства.
2.2 Акцизный сбор
Как и НДС,акцизный сбор является косвенным налогом (т. е. вклю­чается в цену товаров) иоплачивается, в конечном счете, покупателем, а не производителем продукции. Егоотносят к категории индивиду­альных (специфических) акцизов, которые отличаютсяот универсаль­ного акциза НДС тем, что устанавливаются для отдельных видовтоваров по дифференцированным ставкам. Перечень подакцизных товаров и ставкиакцизного сбора устанавливаются Кабинетом Мини­стров Украины.
Акцизный сбор был введенв Украине в 1992 г. и вместе с НДС заменил налоги с оборота и продаж. Акцизнымсбором облагаются потребительские товары, которые, как правило, не относятся кпредме­там первой необходимости и уровень рентабельности которых доста­точноВЫСОК.
Объектом налогообложенияакцизным сбором (схема 3.1) являют­ся полная стоимость товаров, обороты пореализации подакцизных товаров, а также следующие обороты:
•  по реализации товаров дляпромышленной переработки;
• по передаче товаров внутрипредприятия для непроизводствен­ных нужд, а также своим работникам, в том численатуральная оплата труда;
• по реализации товаров без оплаты ихстоимости в обмен на другие товары (работы, услуги), в том числе экспортныепостав­ки в порядке товарообменных (бартерных) операций;
• по передаче бесплатно или с частичнойоплатой товаров дру­гим предприятиям и физическим лицам;
• по суммам, полученным в порядкечастичной оплаты расчетных документов за реализованные товары;
      • по суммам, которыепоступают на основе решений арбитражно­го суда, судебных и других органов порассмотрению споров от организаций железнодорожного, водного, воздушного и ав­томобильноготранспорта;
• пореализации конфискованного, бесхозного имущества, кото­рое по правусобственности перешло к государству.
Схема 1.Акцизный сбор
/>

Объектомналогообложения импортных товаров является их тамо­женная стоимость, если ониприобретены за иностранную валюту. По некоторым импортным подакцизным товарамустанавливаются ставки, которые в несколько раз превышают ставки по аналогичнымотечественным товарам. Причина такой дифференциации заключает­ся в намерении нетолько увеличить бюджетные поступления, но и за­щитить отечественныхпроизводителей соответствующей продукции от конкуренции с импортными товарами.    Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем государства засчет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает регрессивность налогов напотребление в целом. Перечень товаров, по которым взимается этот налог, восновном отвечает этой цели. Исключение составляют алкогольные и табачныеизделия. Включение их в объект налогообложения акцизным сбором обусловлено,прежде всего, очень высокой рентабельностью этих товаров. При отсутствии налогаих производители получали бы сверхвысокие доходы.
2.3Налог на прибыль предприятий
      Этот основной прямой налог, взимаемый сюридических лиц в Ук­раине. Он обеспечивает значительные поступления вбюджетную систему (например, в 1997 г. они составили 21 % доходов сводногобюджета Украины, а в 1998 г. — 19,8 %).
     Налогообложение прибыли (дохода) предприятий постоянно нахо­дится в центревнимания законодателей, которые неоднократно при­нимали попыткиусовершенствовать его Изменение объекта налого­обложения, ставок налога,состава налоговых льгот, базы налогообло­жения вызывало необходимость принятияновых законодательных актов; в результате за период 1991—1998 гг. взиманиеналога с при­были (дохода) предприятий регулировалось нормами четырех зако­нов.Так, в 1991 г, в Украине действовал Закон СССР «О налогах с предприятий иорганизаций в соответствии с которым объектом на­логообложения была балансоваяприбыль предприятия, рассчитывае­мая как сумма прибыли от реализации продукции(работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационныхопераций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Для предприя­тийустанавливался предельный уровень рентабельности, дифферен­цированный поотраслям. Максимальная ставка налога на прибыль в пределах установленногоуровня рентабельности составляла 35 %. При превышении предельного уровнярентабельности она повыша­лась до 80 и 90 % (в зависимости от размерапревышения). Кроме того, ставки налога на прибыль были дифференцированы взависимо­сти от сферы деятельности. Например, для предприятий общественно­гопитания, торгово-закупочных, посреднических и зрелищных коопе­ративов онасоставляла 65 %, предприятий по переработке сельско­хозяйственной продукции —25, по ее выращиванию — 15 %.
Для правильного расчета прибыли отреализации продукции (ра­бот, услуг) Законом был установлен перечень затрат попроизвод­ству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в ее себе­стоимость.
С 1 января 1992 г. был введен в действиеЗакон Украины „О на­логообложении доходов предприятий и организаций  всоответствии с которым объектом налогообложения вместо балансовой прибыли сталваловой доход предприятия, уменьшенный на сумму материаль­ных затрат иобязательных платежей. Тем самым в объект налого­обложения кроме прибыли быливключены расходы на оплату тру­да. Если предприятие не имело прибыли, новыплачивало заработ­ную плату, оно должно было уплачивать налог на доход. Такимобразом, налог на доход взимался независимо от степени доходнос­ти предприятия.Это вело к “вымыванию» огромных сумм оборот­ных средств у предприятий,производивших трудоемкую продукцию (работы, услуги) и не отличавшихся высокимуровнем рентабельнос­ти. Ставка налога составляла 18 % облагаемого дохода.Понижен­ные ставки в размере 15 % устанавливались для совместных пред­приятий сдолей иностранного инвестора в уставном фонде более 30 % и в размере 9 % дляопытных заводов. Повышенные ставки ус­танавливались для посредническойдеятельности (65 %) и доходов от казино, видеосалонов, игральных автоматов,проведения концертно-зрелищных мероприятий (70 %).
Оказав немалое влияние на ухудшениефинансового состояния многих предприятий и на увеличение теневого сектораэкономики, рассматриваемый Закон был заменен с 1 января 1995 г. Законом Украины«О налогообложении прибыли предприятий». Объектом на­логообложениястала балансовая прибыль предприятия, рассчитывае­мая как общая сумма прибылиот всех видов деятельности за отчет­ный период. Базовая ставка налогасоставляла 30 %. Производство сельскохозяйственной продукции не облагалосьналогом на прибыль. Для предприятий агропромышленного комплекса устанавливаласьставка 15 %, для посреднических операций — 45, для прибыли от про­ведениялотерей и игорного бизнеса — 60 %.
С 1 июля 1997 г. был введен в действие Закон Украины«О вне­сении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибылипредприятий»», в котором содержатся изменения методических основналогообложения прибыли, потребовавшие введения специального налогового учета.Суть этих изменений заключается в следующем.
1. Вместо показателей«балансовая прибыль», «прибыль от реали­зации продукции (работ,услуг)», «выручка от реализации продукции (работ, услуг)»,«себестоимость реализованной продукции», которые использовались врасчетах налога на прибыль в соответствии с Зако­ном Украины «Оналогообложении прибыли предприятий» от 28 де­кабря 1994 г. (далее —Закон), введены показатели «валовой доход», «валовые расходыпроизводства и обращения». Валовой доход опре­деляется как общая суммадоходов предприятия от всех видов дея­тельности, полученных (начисленных) втечение отчетного периода в денежной, материальной и нематериальной формах.
Валовые расходыпроизводства и обращения определяются как сумма любых расходов предприятия вденежной, материальной и не­материальной формах, осуществляемых для компенсациистоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются предприятием для ихдальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельно­сти. Для целейналогообложения из валового дохода вычитаются суммы акцизного сбора и НДС,полученные предприятием в составе цены реализации продукции (работ, услуг), инекоторые другие поступ­ления, перечисленные в Законе. Из скорректированноготаким обра­зом валового дохода вычитаются валовые затраты производства иобращения предприятия и амортизационные отчисления; полученная разностьпредставляет собой прибыль, которая является объектом на­логообложения:Скорректированный валовой доход (валовой доход — НДС — акцизный сбор — взносы в уставной — полученные дивиденды — другие поступления, определенные законом о налогообложении прибыли) Валовые затраты производства и обращения ± убыль (прирост) балансовой стоимости запасов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции Амортизационные отчисления Налогооблагаемая прибыль
2. Термин«амортизация» в соответствии с новым Законом озна­чает постепенноеотнесение затрат на приобретение, изготовление (или улучшение) основных фондови нематериальных активов на уменьшение прибыли предприятия в пределах нормамортизационных отчислений.
Вводится новая методикарасчета амортизационных отчислений. Суть ее в том, что линейный метод, всоответствии с которым каж­дый вид основных фондов и нематериальных активовамортизирует­ся равными долями исходя из его первоначальной стоимости, норма­тивногосрока службы и норм амортизационных отчислений, продол­жает действовать толькодля нематериальных активов. Для основных фондов используется иной порядок.Во-первых, все они подразделя­ются на три группы, для каждой из которых нормыамортизации ус­танавливаются в процентах к балансовой стоимости этих групп втаком размере: для группы I — 1,25 % в квартал, для II — 6,25, для III — 3,75 %. Во-вторых, балансоваястоимость групп основных фон­дов рассчитывается по специальной формуле наначало каждого квартала. В-третьих, учет балансовой стоимости по каждому видуос­новных фондов ведется только по группе I. Для основных фондов, относящихся кгруппам II и III, учет балансовой стоимости ведетсяпо совокупной балансовой стоимости соответствующей группы, посколь­ку для целейналогообложения не требуется вести учет балансовой стоимости по каждому видуосновных фондов. В-четвертых, измене­ны нормы ускоренной амортизации основныхфондов. Ранее дей­ствовавший порядок предполагал, что ускоренная амортизация —это увеличение ежегодной нормы амортизации в 2 раза. В настоя­щее времяустановлены следующие нормы ускоренной амортизации:
для 1-го года — 15 %, 2-го — 30, 3-го— 20, 4-го — 15, 5-го — ТО, 6-го — 5, 7-го — 5 %.
Учет основных фондов, покоторым предприятие принимает реше­ние об ускоренной амортизации, ведетсяотдельно для каждого объ­екта. Амортизационные отчисления начисляются на ихпервоначаль­ную стоимость, увеличенную на сумму затрат по улучшению этихфондов.
3. Вопрос о датевозникновения обязательств по уплате налога на прибыль решается аналогичнотому, как это принято для НДС, т. е. датой увеличения валового дохода считаетсядата события, кото­рое наступило раньше: или дата зачисления денег набанковский счет предприятия (дата оприходования в кассе при реализациизаналич­ные деньги), или дата отгрузки товаров (работ, услуг).
Датой увеличения валовыхрасходов производства (обращения) считается дата события, которое наступилораньше: или дата списа­ния денежных средств с банковских счетов предприятия наоплату то­варов (работ, услуг) (при расчетах наличными деньгами — день выда­чииз кассы), или дата оприходования товаров либо фактического по­лучения работ(услуг).
4. Вместо учета затрат напроизводство реализованной продук­ции предприятия (кроме производителейсельскохозяйственной про­дукции) для целей налогообложения должны вести учетприроста (убыли) балансовой стоимости материальных оборотных активов (за­пасовна складе, в незавершенном производстве и в остатках готовой продукции).Прирост балансовой стоимости этих запасов за отчетный квартал вычитается изсуммы валовых расходов, а ее убыль прибав­ляется к валовым расходам плательщиканалога в этом квартале.
5. Вместо нескольких ставок налога на прибыль,дифференциро­ванных по видам деятельности, которые действовали ранее, применя­етсяединая ставка (30 %) для всех плательщиков. В Законе осталось очень мало льготпо налогу на прибыль. Освобождается от налого­обложения только прибыльпредприятий, которые учреждены всеукраинскими общественными организациямиинвалидов (если количе­ство инвалидов составляет не менее 50 % общейчисленности рабо­тающих, а их фонд оплаты труда — не менее 25 % суммы общихзатрат на оплату труда), и прибыль, полученная от реализации в Укра­инеспециальных продуктов детского питания собственного произ­водства (в соответствиис перечнем, установленным Кабинетом Мини­стров Украины).
Освобождаются от налогообложения также доходынеприбыль­ных организаций (к ним относятся учреждения образования, культуры,здравоохранения, которые содержатся за счет бюджета, благотвори­тельные фонды,пенсионные фонды, кредитные союзы, ассоциации, ре­лигиозные организации,указанные в Законе), которые получены из ис­точников, перечисленных в Законе(доходы от основной деятельности, безвозвратная финансовая помощь, добровольныепожертвования,
пассивные доходы).     Несмотря на то, что в ЗаконеУкраины «О системе налогообложения» первым принципом построенияналоговой системы страны названо стимулирование предпринимательскойпроизводственной активно­сти путем предоставления льгот по налогообложению прибыли,на­правляемой на развитие производства, законом о налогообложении прибыли такиельготы не предусмотрены. Есть только норма, предусматривающая обложение прибылиот реализации инновацион­ных проектов (продуктов), заявленных при регистрации винновацион­ных центрах, в размере 50 % действующей ставки налога.
Отмена дифференциацииставок налога и расширение базы нало­гообложения за счет сокращения льгот — этопризнак либерализа­ции налогообложения прибыли.
Плательщики налогасамостоятельно определяют сумму налога, подлежащего уплате, и уплачивают его непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация о прибылиза от­четный квартал подается плательщиками государственным налого­вым органамне позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Предприятия-производителисельскохозяйственной продукции по­дают декларацию о прибыли и расчет налога наприбыль вместе с го­довым бухгалтерским отчетом и платят этот налог раз в год.Осталь­ные плательщики, за исключением нерезидентов и производителейсельскохозяйственной продукции, уплачивают авансовые взносы нало­га за 1 и IIмесяцы квартала нарастающим итогом с начала года соот­ветственно до 20 числа IIи III месяца квартала.
Нерезиденты, которыеосуществляют деятельность на территории Украины через постоянноепредставительство, должны рассчитывать сумму налога на прибыль и уплачивать егопо результатам отчетно­го квартала.
Дивиденды, выплачиваемыеэмитентами корпоративных прав, выде­лены в отдельный объект налогообложения.Независимо от того, яв­ляется ли источником выплаты дивидендов прибыль илипринято ре­шение об их выплате за счет других собственных источников, пла­тельщикначисляет и удерживает из выплат налог на дивиденды в размере 30 % начисленнойсуммы выплат. Плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных прав —уменьшает сумму начис­ленного налога на прибыль на сумму уплаченного налога надиви­денды. Налог на дивиденды не уплачивается при выплате дивидендов акциями(долями, паями), эмитированными предприятием, которое на­числяет дивиденды,если такая выплата не меняет пропорций участия всех акционеров (собственников)в уставном фонде предприятия-эмитента. Устранение двойного налогообложенияприбыли предус­мотрено следующим образом: суммы налога на прибыль, полученнуюиз иностранных источников, которые уплачены субъектами предпри­нимательскойдеятельности за границей, зачисляются во время упла­ты ими налога на прибыль вУкраине при наличии договора Украи­ны с данной страной об устранении двойногоналогообложения.
2.4 Подоходный налог с физических лиц
Это основнойпрямой налог с граждан в Украине Его удельный  вес в доходах сводного бюджета впоследнее время увеличивается:. если в 1993 г. он составлял только 5,7 %, то в1998 — уже 12,5 %. Подоходный налог относится к числу личных налогов,учитывающих индивидуальные жизненные обстоятельства налогоплательщиков: ихплатежеспособность и семейное- положение.
Объектомобложения этим налогом для граждан, имеющих посто­янное местожительство вУкраине, является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год(состоящий из ежемесячных налогооблагаемых доходов), полученный из разныхисточников как на тер­ритории Украины, так и за ее пределами, а для граждан, неимеющих постоянного местожительства в Украине, — доход, полученный из ис­точниковв Украине. Совокупный налогооблагаемый доход физичес­кого лица определяетсяпутем его уменьшения на суммы предусмот­ренных законом налоговых льгот:Доход плательщика подоходного налога в денежной и натуральной формах Суммы выплат, которые не включаются в совокупно налогооблагаемый доход (пенсии, доходы от выращенной в своем подсобном хозяйстве продукции растениеводства и животноводства проценты по вкладам в банки и т.д.) Совокупный доход
              Доходы, получаемые по месту основной работы             Доходы, получаемые не по месту основной работы    Доходы от занятий предпринимательской деятельностью и другие доходы
      Льготы по налогу (налогонеоблагаемый минимум, уменьшение одному из родителей налогооблагаемого дохода на сумму минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте до 16 лет и т.д.) Совокупный налогооблагаемый доход
  /> /> /> /> /> /> /> />
Доходыфизических лиц, которые подлежат обложению подоход­ным налогом, для удобстварасчетов объединяют в три группы:
• получаемые гражданамипо месту основной работы (там, где хранится трудовая книжка) и приравненные кним доходы (за­работная плата, премии, дивиденды, другие денежные и нату­ральныевыплаты, доходы от работы по совместительству, дого­ворам гражданско-правовогохарактера, авторские вознаграж­дения, доходы от выполнения разовых и другихработ);
• получаемые гражданамине по месту основной работы (по со­вместительству, за выполнение разовых и иныхработ по дого­ворам подряда и другим договорам гражданско-правового ха­рактера,доходы от предпринимательской деятельности, которой физические лица занимаютсянаряду с основной работой);
• от занятийпредпринимательской деятельностью и другие (на­пример, от сдачи помещений иимущества в аренду).
Налоговые льготыуменьшают размер облагаемого дохода физи­ческих лиц. В Украине применяетсясистема налоговых скидок, кото­рая включает в себя налогонеоблагаемый минимумдоходов, скидки на детей, для инвалидов, граждан, пострадавших от Чернобыльскойкатастрофы, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорийплательщиков.
Налогонеоблагаемыйминимум — основной и наиболее важный вид налоговой скидки, предоставляемой всемналогоплательщикам. Для удобства расчетов он введен в шкалу налогообложения, т.е. ус­тановленные ставки налога применяются относительно доходов, из которыхуже исключен необлагаемый минимум. Размер налогонеоблагаемого минимума долженпериодически повышаться по мере повышения цен и номинальных доходовналогоплательщиков, чтобы защищать доходы физических лиц от повышенногоналогообложения в условиях инфляции. В противном случае все большая часть реаль­ныхдоходов населения будет изыматься в бюджет.
К налоговым скидкамотносится также льгота, учитывающая се­мейный статус налогоплательщика. Всоответствии с украинским за­конодательством совокупный налогооблагаемый дохододного из родителей дополнительно к необлагаемому минимуму уменьшается насумму, которая не превышает установленного действующим зако­нодательствомразмера налогонеоблагаемого минимума на каждого ребенка в возрасте до 16 лет втом случае, если месячный налого­облагаемый доход не превышает размера десятиминимальных ме­сячных заработных плат. Кроме того, одному из родителей много­детныхсемей исчисленный подоходный налог уменьшается также на 50 %.
Налоговые скидкив установленных размерах применяются и для иных категорий плательщиков:граждан, пострадавших от Чернобыль­ской катастрофы, участников ВеликойОтечественной войны и других боевыхопераций.                                      
 Ставки налога на доходыграждан в Украине неоднократно меня­лись. Так, с января по май 1993 г. былочетыре ставки основной шка­лы, а максимальная ставка налога на доходы свыше 30минимальных заработных плат составляла 50 %. Начиная с июня 1993 г. была вве­денадополнительная максимальная ставка 90 % на сумму совокупно­го дохода более 100минимальных зарплат, уменьшенную на размер необлагаемого минимума. Такимобразом, «ступенчатость» и прогрес­сивность налоговой шкалы былисущественно повышены. Подобная практика противоречила тенденции расширения базыналогообложе­ния и снижения предельных ставок подоходного налога в развитыхстранах, провоцировала укрывательство от налогообложения и вызы­валанедовольство плательщиков. Поэтому уже в октябре 1994 г. чис­ло ступеней иуровень максимальной ставки были уменьшены. Мак­симальная ставка подоходногоналога была снижена до 40 %, число ставок составило 5. Ставки прогрессивногоналогообложения дохо­дов граждан представлены в табл. 3.5.
Начисление, удержание иперечисление в бюджет налога на дохо­ды, получаемые гражданами по местуосновной работы, осуществля­ются юридическими и физическимилицами-предпринимателями, кото­рые проводят выплату доходов. По истечениикалендарного года ими же определяется сумма совокупного годовогоналогооблагаемого

Таблица 3.5   Шкала прогрессивного налогообложения доходов граждан Месячный совокупный налогооблагаемый доход (в налогонеоблагаемых минимумах) Ставка налога Налогооблагаемый доход, грн. Сумма налога, грн.
  1 Не облагается 17 -
  1-5 10 % суммы, превышаю­щей доход в 1 НМДГ 17-85 6,8
  6-10 Налог с дохода в разме­ре 5 НМДГ+ 15% суммы, превышающей доход в 5 НМДГ 85-170 6,8 +  15 %
  11-60 Налог с дохода в разме­ре 10 НМДГ + 20 % суммы, превышающей доход в 10 НМДГ 170-1020 19,55 + 20%
  61-100 Налог с дохода в разме­ре 60 НМДГ + 30 % суммы, превышающей доход в 60 НМДГ 1020-1700 189,5 + 30 %
  Более 100 Налог с дохода в разме­ре 100 НМДГ + 40 % суммы, превышающей доход в 100 НМДГ Более 1700 393,55 +  40 %
 
дохода и проводится перерасчет налогас учетом удержанного на протяжении года налога из месячных доходов. Информацияо ре­зультатах исчисления и перерасчета налога подается в налоговую ин­спекциюпо месту проживания плательщика в срок до 15 февраля года, следующего заотчетным. Сами граждане-налогоплательщики, получающие доходы только по местуосновной работы, декларацию о совокупном налогооблагаемом доходе за прошедшийгод в нало­говые органы не подают.
Граждане, получавшие втечение года доходы не по месту основ­ной работы, обязаны в срок до 1 мартаследующего года подать в налоговые органы по месту проживания декларацию осумме
совокупного дохода. Налоговый органисчисляет годовую сумму на­лога и определяет сумму недоплаченного налога илиизлишне упла­ченного.
Налогооблагаемым доходомот предпринимательской деятельнос­ти считается разница между выручкой вденежной и натуральной формах и документально подтвержденными затратами,непосред­ственно связанными с получением дохода. Разрешенные к вычету затратывключают в себя такие традиционные при исчислении себес­тоимости продукции(работ, услуг) элементы, как сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо иэнергия, амортизация и ремонт основных производственных фондов, затраты наоплату труда наемных работ­ников, отчисления на государственное социальноестрахование, про­центы за пользование краткосрочными банковскими кредитами и не­которыедругие расходы. К расходам приравниваются также налоги и сборы, отчисленные собъектов налогообложения, которые непос­редственно связаны спредпринимательской деятельностью: акциз­ный сбор, налог на добавленнуюстоимость, плата за землю и воду, налог с владельцев транспортных средств,таможенные пошлины и др.
Если затратыпредпринимателя не могут быть подтверждены до­кументально, то онирассчитываются на основании норм, утвержден­ных ГНА Украины. Например,установленная норма затрат при изго­товлении столярных изделий составляет 60 %,а в случае оказания посреднических услуг — только 5 % суммы валового дохода.
Налогообложениедоходов граждан от предпринимательской дея­тельности и других доходовосуществляется налоговыми органами на основании их декларации об ожидаемых илифактически полученных доходах.

3. Направления усовершенствования налогообложения.
Сегодняреформирование налоговой системы на практике продолжается отдельными, разобщеннымии несогласованными методами, которые нисколько не стимулируют процесспроизводства и         реализации продукции. Это основной недостаток          действующегопорядка взимания налогов и формирования доходов бюджета. Системаналогообложения в соответствии с действующим законодательством требуетрадикальных перемен в направлении поиска новых подходов и принциповпостроения,  научно обоснованных форм налогов, эффективных методов влияния наэкономические процессы. Принятие отдельных законодательных актов не сможет реализоватьстратегические замыслы и направления финансовой политики с целью стабилизацииэкономического положения в стране. Поэтому постоянно изменяющиеся экономическиеусловия,
самажизнь привели к тому, что решение вопроса реформирования налоговой системыстраны невозможно без принятия единой перспективной программы -  Налоговогокодекса Украины.
   Эта необходимость обусловлена в первую oчередь тем, чтоколичество постоянных внесении дополнений к действующим законам уже давно перешловсе допустимые нормы, что общественное признание необходимости уплаты         налогов,препятствует активному внедрению и обязательному выполнению норм действующегозаконодательства всеми субъектами хозяйственной деятельности. Так, например, всоответствии с новой редакциейЗакона Украины «О системе налогообложения в Украине», утвержденного ВерховнойРадой 18 февраля 1997 г., был установлен перечень общегосударственных и местныхналогов и сборов. Все налоги и сборы, взимание которых не предусмотреноЗаконом, уплате не подлежат, а какие-либо обязательные платежи, которыевводятся новыми законами, должны быть согласованы с этим Законом. 
Кабинет Министров Украины 17 мая 2000 г в своемзаседании утвердил новый перечень налогов и сборов и их ставок, которые войдутв проект правительственного Налогового кодекса.
Общегосударственные:
1. Налог на прибыль предприятий;
2. Налог на доходы физических лиц;
3. Налог на добавленную стоимость;
4. Акцизный сбор;
5. Налог на имущество;
6. Госпошлина;
7. Пошлина;
8. Рентные платежи;
9. Налог на транспортные средства;
10. Единый сбор, взимаемый в местах пропуска черезгосударственную границу;
11. Платежи за специальноеиспользование природных ресурсов;
12. Сбор на развитие виноградарства,садоводства и хмелеводства;
13. Экологический сбор.
 Также Кабмин предложил ввести комбинированную ставкуНДС, снизить ставку налога на прибыль с 30% до 20 %, сократить переченьподакцизных     товаров, снизить шкалу налогообложения физлиц с 10-40 % до10-30 %, отменить сбор в инновационный фонд, амортизационные отчисления вгосбюджет, сбор на строительство и ремонт дорог, местный сбор за проезд потерритории и предполагает ввести местный налог на недвижимое имущество поставке 1-2 %.
  Предполагается отменить практически всесуществующие сейчас налоговые льготы, кроме социальных. Снижение ставокпредлагается провести поэтапно в течение 2-3-х лет, в 2001 году — ставку налогана прибыль установить в размере 25 %, НДС — 17 %, налога с физических лиц — 10%, 20 %, 25 %.
Предполагается, что Налоговый кодекс Украины будет основнымнормативным актом, регулирующим налогообложение и применяемым ко всем налогам, сборам и другим обязательным платежам в государственный и местный бюджеты, заисключением пошлин, сборов и платежей, регулируемых Таможенным кодексомУкраины. В целом предполагается, что налоговый пресс для субъектовхозяйственной деятельности снизится в среднем на 25-30 %. 
Планируется, что этим кодексом будут отрегулированы вУкраине принципы налогообложения правового государства, определены тем самымправовые критерии, имеющие первоочередное значение для налоговой системы.Кодекс регулирует налоговые обязательства, учет плательщиков налогов  объектовналогообложения, правовой статус плательщиков налогов и налоговых органов, ивзаимоотношения между ними, порядок и условия налогообложения в частиобщегосударственных налогов и обязательных платежей, принципы налогообложения вчасти местных налогов, а также принципиальные положения, касающиеся примененияналоговых законов и налоговых правоотношений, порядка и условий привлечения кответственности за нарушения налогового законодательства, опротестованиядействий налоговых органов и их должностных лиц.
Кроме этого Налоговый кодекс должен устранитьпротиворечия между отдельными нормативно-правовыми актами, упорядочить систему льготи сформулировать специальные термины и понятия.
 Законодательные и иные акты, противоречащиеположениям Налогового кодекса, не будут иметь юридической силы.
Принятие Налогового кодекса проходит довольно медленнои сложно, а Закон о Государственном          бюджете Украины на 2001 год, пословам Президента Украины, не будет им подписан, если он будет основываться нане обновленной налоговой базе. Будем надеяться, что решение Президента окажетвлияние на депутатов и мы получим долгожданный кодекс своевременно.
Налоговая. реформа, которая сегодня проводится вУкраине, направлена на устранение причин,      тормозящих развитиепредпринимательской деятельности всех форм собственности, на привлечениеинвестиций в экономику Украины, реальное сбалансирование бюджета, укреплениеналоговой и бюджетной дисциплины. Одновременно планируется расширить налоговуюбазу за счет сокращения         неоправданных льгот.
Налоговая политика нашего государства обязанаразрешить такие взаимосвязанные проблемы, как обеспечение сбалансированностибюджета и повышения активности предпринимательской деятельности. Новаяналоговая политика должна предусматривать реформирование и создание эффективнойи прогрессивной налоговой системы. Количественные показатели налоговой системыдолжны перейти в качественные, путем сокращения количества налогов, сборов иобязательных платежей и внедрения системы урегулированных, научно-обоснованныхформ и методов налоговой практики для регулирования предпринимательскойдеятельности через качественно новые, более эффективные и стимулирующиеналоговые рычаги. Реформирование налоговой системы нашей страны позволитиспользовать средства, которые высвободятся, для накопления оборотных средств,создать условия для приостановления спада и стабилизации уровня производства.
     Принятиезаконодательных актов по вопросам налогообложения, различного видальготирование должно преследовать единую цель — стимулированиепроизводственного процесса и способствование социальной защите населения, и ихвнедрение обязательно должно произойти с нового бюджетного года. А общийуровень налогообложения, размеры ставок налогов, количество их видов и база дляначисления налогов должны быть стабильными не только на протяжении бюджетногогода. но и на протяжении всего периода реформирования экономики.
Принятие      законодательных     актов по    вопросам налогообложения, различного вида льготирование должно преследоватьединую цель — стимулирование производственного процесса и способствованиесоциальной защите населения, и их внедрение обязательно должно произойти снового бюджетного года. А общий уровень налогообложения, размеры ставокналогов, количество их видов и база для начисления налогов должны бытьстабильными не только на протяжении бюджетного года. но и на протяжении всегопериода реформирования экономики.
          Налоговаяреформа, с одной стороны, решает очень сложную задачу. Необходимо заставитьвсех субъектов предпринимательской деятельности понимать свои обязанности передобществом по лотовым платежам. Своевременная и в полной мере уплата налогов должнастать делом чести любого уважающего себя и свое государство предпринимателя.Налоги обязаны уплачивать все субъекты предпринимательской деятельности — этообъективный закон экономического развития любого общества.          С другойстороны, государство посредством снижения налогового пресса должноспособствовать легализации теневых доходов и потоков финансовых ресурсов иувеличению поступлений в бюджет. Налоговая политика Украины должна бытьжесткой, но справедливой, стабильной, понятной и привлекательной; должнавыступать основным стимулирующим фактором в стабилизации производства,обеспечивать полное и качественное выполнение доходов бюджетов всех уровней.неоправданных льгот.

4. Налоги в системе доходов бюджета.
Впроцессе рыночной реформы экономики важным является признан того, чтомакроэкономическая стабилизация не возможна без значительно глубиннойперестройки государственных финансов в целом и бюджета к центрального их звенав частности. Бюджет является не только финансовым планом создания централизованногофонда и перераспределения государе венных ресурсов с использованием целостнойсистемы платежей, учета отчетности, он — одно из основных средствмакроэкономической стабилизации и экономического роста. Государственный бюджетфактически обе почивает существование страны, развитие ее экономики икультуры, социальную защиту населения. Посредством бюджета государствоаккумулируют денежные средства для финансирования приоритетных направленийпроизводства, социального развития, активизирует меры по увеличению поступленийв бюджеты всех уровней, а также целевому и экономному расходованиюгосударственных денежных средств. Это обусловливает необходимое проведениякомплекса мероприятий на государственном уровне и повседневной работы на местахдля обеспечения полного и своевременного поступления в бюджет доходов иосуществления расходов, постоянного анализа доходов и расходов бюджета, а такжеих влияние на экономику.
Исходяиз реалий сегодняшнего дня — экономического кризиса, продолжающегося спадапроизводства ВВП, разлада финансово-кредитной систем роста неплатежей иобесценения национальной денежной единицы',— ос бую актуальность приобретаетпроблема построения совершенной и эффективной системы формирования доходнойчасти государственного бюджета
Исследования формирования доходов бюджетов стран срыночной экономикой показывают, что они формируются преимущественно за счетналоговых поступлений. В общем объеме ВВП удельный вес всех налоговыхпоступлений колеблется от 30% в США до 61% в Швеции2, чтосвидетельствует о значительной доле налогов в ВВП развитых стран и главной ихроли в перераспределении   доходов государством.    В развитых      странах
' Анализ выполненияГосударственного бюджета Украины за девять месяцев Г года. Утвержденпостановлением коллегии Счетной палаты от 3 ноября 1999 г. № 2. (ответственныйза выпуск департамент контроля и анализа бюджетного процесса). К„ Отчетнаяпалата Украины, 1999, Выпуск 7, 82 с.
2 Франция — 44%, Япония — 31, Канада — 37, Германия —38, Англия — 37, Италия — 40%.
(См.:Statistical Abstract of the United States. Washington, 1993, # 657)
среди налогов преобладаютпрямые налоги: подоходный налог с предпринимателей и граждан, налог на прибылькорпораций, взносы на социальное страхование, составляющие 80—90 всех налоговыхпоступлений. Значительно меньший удельный вес имеют косвенные налоги (налоги напотребление — НДС и акцизы). Кроме этих налогов в сводные бюджеты поступаютдругие незначительные налоги общегосударственного (например, пошлина),регионального и местного значения. Современная структура доходов бюджетовУкраины несколько иная. Наглядное представление о структуре доходов и налоговыхисточниках их образования дает таблица 1.
Таблица 1 Структураналоговых поступлении Сводного бюджета Украины в 1998—2000 гг. Название налога
1998 г.
(план)
1999 г.
(план)
2000 г.
(проект)
Налог на добавленную стоимость
Акцизный сбор    
Налоги на международную торговлю и внешние операции
Налог на прибыль предприятий
Подоходный налог с граждан
Платежи за использование природных ресурсов Лицензии на предпринимательскую и профессиональную де­ятельность
Другие налоги
45,4
6,9
3,9
12,1
18,3
8,7
1,1
3,6
32,8
11,1
6,5
18,5
15,5
7,2
3,8
4,6
35,6
6,6
5,6
25,0
15,7
5,9
1,0
4,6
' См.: Законы Украины «О Государственном бюджетеУкраины на 1998 год» (см.: «Видомости Верхо­внои Ради Украини» № 21, 1998, Стр.109). «О Государственном бюджете Украины на 1999 год» (см.: «ВидомостиВерховнои Ради Украини» № 8. 1999. Ст. 59). проект Закона Украины «ОГосударственном бюджете Украины на 2000 год» (письмо Кабинета Министров Украиныот 6 января 2000 г.
Как видно из таблицы I, основными источникаминалоговых посту­плений а сводный бюджет Украины в 1998 и 1999 гг. были:
— внутренние налоги на товары «и услуги (1999 г.— 47,7%): налог на добавленную стоимость; акцизный сбор с отечественных иимпортных товаров; плата за лицензии на предпринимательскую и профессиональ­нуюдеятельность;
— налоги на доходы, прибыль и увеличение рыночнойстоимости (1999 г. — 34%): налог на прибыль предприятий и подоходный налог сграждан.
Плановые объемы подоходного налога сграждан в 1999 г. составили 3940 млн. грн… или 15,5% объема всех налоговыхдоходов: объем налога на прибыль предприятий в этом году — 4700 млн. грн., чтов составе налоговых источников доходов Сводного бюджета Украины достигает18,5%. В 2000 г. существенных изменений в структуре доходов также непроизойдет. Можно отметить лишь некоторые положительные сдвиги в постепенномросте доли налога на прибыль предприятий.
Даннымисточникам доходов Сводного бюджета Украины присуши одинаковые особенностиотносительно реальности определения их объе­мов и фактического поступления.
Первое.Систематическое невыполнение плана по группе внутренних налогов на товары иуслуги, на которую приходится львиная доля всех налоговых доходов бюджетовУкраины. Так. например,запланированный объем доходов от взи­мания внутренних налогов на товары иуслуги, в состав которых входят налог на добавленную стоимость, акцизный сбор сотечественных и импортных то­варов и плата за лицензии на предпринимательскуюпрофессиональную дея­тельность, в 1998 г. составил 10421,3 млн. грн. Фактическиза год в сводный бюджет поступило 9247,9 млн. грн., то есть план поступленийбыл выполнен на 88,7%. Не получены денежные средства в сумме 1337,5 млн. грн.,из кото­рых 1296,3 млн. приходилось на налог на добавленную стоимость и 41,2млн. — на акцизный сбор с отечественных и импортных товаров. План доходов сналога на добавленную стоимость в 199Уг. был выполнен на 85,2% (из запла­нированных8756,4 млн. грн. в сводный бюджет фактически поступило 7460,1 » млн.).Таким образом, фактические поступления налога на добавленную сто­имостьоказались меньше запланированных почти на 15%.
Вторым позначению в составе группы внутренних налогов на товары и услуги выступаетакцизный сбор с отечественных и импортных товаров. В 1998 г. план доходов сакцизного сбора был выполнен на 96,9% (из запланированных 1330 млн. грн.фактически за год в Сводный бюджет Украины поступило 1288,8 млн.). Объемнедополученных денежных средств составил 41,2 млн. грн. План доходов сакцизного сбора на импортные товары в 1998 г. был выполнен на 66,3% (иззапланированных 300 млн. грн. фактически в сводный бюджет поступило 199 млн.).
Подобная ситуация с выполнением доходной частисводного бюджета Украины сложилась и в 1999 г. Запланированный объем доходов отвну­тренних налогов на товары и услуги, в состав которых входят налог надобавленную стоимость, акцизный сбор с отечественных и импортных товаров иплата за лицензии на предпринимательскую и профессиональ­ную деятельность, в1999 г. составил 12396,9 млн. грн. Фактически в сво­дный бюджет за январь —ноябрь поступило 9255,7 млн. грн., или 74,7%.
За 11 месяцев 1999 г. фактически поступило 7217,9 млн.грн. налога на добавленную стоимость, что составляет 86,9% утвержденныхобъемов. Поступления акцизного сбора за этот период составили 1529.3 млн. грн.(54,2%), в том числе с отечественных товаров — 1326,7 млн. грн. (67,6%) и симпортных — 202,6 млн. грн. (23,6%). И только налог на прибыль предприятий в1999 г. поступил, а соответствии с утвержденными объема­ми. Подоходный налог сграждан за 11 месяцев 1999 г. поступил в сумме 3854,1 млн. грн., или 97,3% отпланируемых годовых показателей.

Заключение.
 
Налоговая система — один из главных элементов рыночнойэкономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства наразвитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономическогоразвития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптированак но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Наше налоговое законодательство не в полной мереподходит к новым условиям. Действующее законо­дательство фактически закрыто поотношению к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйствоиностранных инвестиций. Мировой опыт свиде­тельствует, что налоговоезаконодательство — не застывшая схема, оно постоянно изме­няется,приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотрставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательнуюроль, особенно в период перехода украинской экономики к рыночным отношениям, атакже препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформыналогообложения.
Несомненно,  что неразбериха сналогами, в нашей стране приводит к нестабильному по­ложению в экономике и ещебольше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисногосостояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Список использованной литературы:
1.  ЗаконУкраины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения»»,№793/97 от 30.12.97
2.   Закон Украины «О внесении измененийв Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»», №283/97 от 25.05.97
3.  Закон Украины «О внесении изменений вЗакон Украины «О налоге на  добавленную стоимость»», №208/98 от 24.03.98
4.  Гредчина М.В. «Налоговая системаУкраины», К., 2000г.
5.  Ляшенко Ю.Г. «Податкова дiяльнiсть держави в умовах ринковой трансформацii економiки», ФiнансиУкраiни №12,1999г.
6.  Ракитина В. «Реформирование налоговойсистемы», Главбух, №08,2000
7.  Симоненко В. «Совершенствованиефинансово-экономической базы бюджетов Украины», Экономика Украины, №3,2000 г. 
8.  Юрченко В.В. «Налоговая реформа –необходимое условие развития Украины», Главбух, №07,2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.