Реферат по предмету "Финансовые науки"


Информационные технологии в налогообложении

/>Оглавление
Введение
Глава 1. Структура системы управленияналоговой службой
1.1 Особенности системы управления налоговой службой
1.2 Автоматизированная система «Налог»
Глава 2. Информационные технологии вналогообложении
2.1 Характеристика функциональных задач, решаемых в органахналоговой службы
2.2 Особенности информационногообеспечения АИС налоговых органов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
Актуальность. Процесс управления экономикой любойстраны связан с воздействием государства на различные сферы экономическойжизни. Основными целями государственного воздействия являются достижениеустойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен натовары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокогоуровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь иходновременно практически невозможно. Достижение сбалансированности в управленииэкономикой и есть основа экономической политики государства. Одним из основныхинструментов государственного регулирования является налоговая политика.Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин идругих платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридическихи физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другиеплатежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходыгосударства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых насебя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. Присуществовании СССР платежи государственных предприятий не носили налоговогохарактера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданиюналоговых органов, которые являются государственным механизмом финансовоговоздействия на экономику через систему налогов и сборов.
Государственные органы,деятельность которых непосредственно связана с налоговой системой в России,созданы в 1991 г. Деятельность государственных налоговых органов регулируетсяЗаконом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21марта 1991 г. № 943-1 и другими нормативными актами. В соответствии с Закономналоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля засоблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля засоблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого впределах компетенции налоговых органов.
Цель исследования – рассмотреть основы автоматизацииобработки данных в налоговой службе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенностисистемы управления налоговой службой.
2. Проанализировать автоматизированнуюсистему «Налог».
3. Определитьособенности информационного обеспечения АИС налоговых органов.
Объект исследования – основополагающие характеристикиинформационной системы. Предмет исследования — определение особенностей автоматизацииобработки данных в налоговой службе.
Структура работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы. Во введении даетсяобоснование актуальности, ставится цель, задачи работы, строится структура.Первая глава посвящена изучению структуры системы управления налоговой службой.В ней рассматриваются особенности системы управления налоговой службой. Втораяглава рассматривает информационное обеспечение АИС налоговых органов. Взаключении делаются выводы по работе.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Титоренко Г.А. идругих.
Глава 1. Структурасистемы управления налоговой службой 1.1 Особенности системы управления налоговой службой
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти» от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам исборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Функции по принятиюнормативных правовых актов в сфере налогообложения, а также ведениеразъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах исборах переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации «О Министерстве финансов РоссийскойФедерации» от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов Российской Федерациидолжно осуществлять координацию и контроль деятельности находящейся в еговедении Федеральной налоговой службы. Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о Федеральнойналоговой службе, которая является правопреемником Министерства РоссийскойФедерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовомуоздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлениеминтересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
Федеральная налоговаяслужба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РоссийскойФедерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательныхплатежей, а также за производством и оборотом этилового спирта,спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютногозаконодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба являетсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимгосударственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а такжеуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представлениев делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплатеобязательных платежей и требований Российской Федерации по денежнымобязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерствафинансов Российской Федерации.
Единая централизованнаясистема налоговых органов имеет три уровня:
· федеральный — центральный аппарат Федеральной налоговой службы Российской Федерации;
· региональный — управления Службы в субъектах Российской Федерации;
· муниципальный(местный) — инспекции Службы по районам, районам в городах,, городам безрайонного деления, инспекции Службы межрайонного уровня. 1.2 Автоматизированная система «Налог»
Созданные в Министерствефинансов РФ АИС «Финансы» и в Министерстве РФ по налогам и сборам АИС «Налог»можно рас сматривать как человекомашинные системы с автоматизированнойтехнологией получения результатной информации, необходимой для информационногообслуживания специалистов-экономистов, работников бюджетной и налоговой сфер,для формирования и исполнения бюджетных показателей, контроля за налоговыми поступлениями,оптимизации принимаемых управленческих решений.
В основе АИС «Налог»лежит набор базовых принципов, который должен обеспечить создание принципиальноновой системы.
Прежде всего, это болеевысокий уровень автоматизации всех технологических процессов, происходящих вгородских налоговых инспекциях и в целом в налоговой службе. Информационныесистемы второй очереди отличаются принципиальным изменением соотношенияфункций, выполняемых в автоматическом режиме и вручную. Здесь предусмотрена нетолько автоматизация рутинных операций, но и перенос на информационную системуфункций управления технологическими процессами в обработке данных.
Второй принципзаключается в создании полностью интегрированного комплекса как натерриториальном, так и на региональном уровне. Это предусматриваетиспользование единых информационных ресурсов естественных программ интеграции,то есть взаимодействие между подсистемами происходит в реальном масштабевремени с учетом минимизации не только бумажного, но и файлового обмена спривлечением пользователя.
Можно сказать, что околодесяти подсистем уже интегрированы по уровням, то есть функциональноисполняются на местном и региональном уровнях. Основой интеграции являетсяединый информационный ресурс комплекса, единые базы данных. Иными словами,данные собраны в единый ресурс, с учетом всех возможных взаимосвязей ивзаимозависимостей сведений о налогоплательщиках и их хозяйственнойдеятельности, поступающих как из территориальных налоговых органов, так и изразличных внешних источников. Понятно, что для формирования такого ресурсатребовалась естественная интеграция с внешними государственными ведомствами иинформационными системами, а также с налогоплательщиками в виде информационногообмена данными в электронном виде.
Глава 2. Информационныетехнологии в налогообложении 2.1 Характеристика функциональных задач, решаемых в органахналоговой службы
Каждому уровню налоговойсистемы соответствуют свои функции, а значит и свой состав функциональнойобеспечения. На федеральном уровне определяется стратегия всей налоговойсистемы России, решаются методологические и концептуальные вопросы налогообложенияюридических и физических лиц. Кроме того; подразделения Министерства РФ поналогам и сборам занимаются проверкой работы ниже стоящих уровней, вопросамипланирования и финансирования расходов налоговых органов на местах, руководятпостановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговыхорганах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в налоговыхорганах и т.д.
Можно выделить следующиеосновные функциональные подсистемы:
· подготовкатиповых отчетных форм;
· контрольнаядеятельность;
· методическая,ревизионная и правовая деятельность;
· аналитическаядеятельность территориальных инспекций Министерства РФ по налогам и сборам;
· внутриведомственныезадачи.
Подсистема подготовкитиповых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистическихпоказателей, характеризующих виды деятельности подразделений Министерства РФ поналогам и сборам регионального уровня в части сбора различных видов налоговыхплатежей и контроля за этим процессом.
Контрольная деятельность,прежде всего, предусматривает ведение Государственного реестра предприятий ифизических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальнуюрегистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестрефизических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлятьдекларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физическихлиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверкепредприятий.
Подсистема методической,ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы сзаконодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственнымидокументами, а также с нормативными и методическими документами Министерства РФпо налогам и сборам. В этой подсистеме осуществляются с бор, обработка и анализинформации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейсяправильности применения налогового законодательства.
Аналитическая деятельностьвключает в себя анализ Динамики налоговых платежей всеми категорияминалогоплательщиков, прогнозирование величины сбора от дельных видов налогов,экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятийрегиона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализналогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию,анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.
К внутриведомственнымотносятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органасоответствующего уровня.
Подсистему обработкидокументов физических лиц можно выделить в обособленную часть функциональногообеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информациейпо основным видам налогов с физических лиц, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых вовсех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации поюридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательныхактов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностьюисчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельногоналога и др. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета,печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различныебухгалтерские отчеты. ГНИ ВЦ разработано программное обеспечение на основе FOXPRO для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физическихлиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочихмест:
· АРМ «Инспектор»;
· АРМ«Администратор»;
· АРМ «Реестрфизических лиц»;
· АРМ «Бухгалтер».
АРМ «Инспектор»обеспечивает решение следующих функциональных задач:
· учет документовпо налогообложению граждан и плательщику;
· расчет иначисление налогов;
· формирование ивыдачу платежных извещений;
· формированиеразличных документов и форм от четности по налогооблагаемой базе данных;
· получениесправок;
· формированиезапросов, приглашений и других документов.
АРМ «Администратор»обеспечивает:
· защиту отнесанкционированного доступа в систему;
· разделениефункций пользователей системы;
· контроль и восстановлениецелостности информации, хранящейся в базе данных.

2.2 Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов
Повышение качества иэффективности автоматизированной информационной технологии в бюджетной иналоговой системах во многом зависит от способа организации (организационныхформ) использования технических и программных средств обработки данных.
Проектирование и внедрениеосновных организационных форм применения вычислительных и программных средствосуществляются в соответствии с:
· выполняемымифункциями и характером решаемых функциональных задач
· типом и мощностьюосновного парка вычислитель­ной техники;
· территориальнымразмещением вычислительной техники;
· характеромразделения труда;
· объемамиобрабатываемой информации;
· количеством иадминистративной подчиненностью пользователей и т.д.
В соответствии с этимитребованиями на современном этапе развития автоматизированных информационныхтехнологий в налоговой службе и бюджетной системе наблюдается тенденцияразвития комбинированной информационной технологии, которая объединяет в себелокальную автоматизированную обработку первичной информации на рабочих местахспециалистов в сочетании с объединением их в вычислительные сети. Выделяют следующиеорганизационные формы обработки данных — автоматизированное рабочее место (АРМ),локальную вычислительную сеть (ЛВС), корпоративную вычислительную сеть (КВС).
При внедрении любойорганизационной формы в бюджетную и налоговую систему руководствуютсяследующими общими для всех принципами — системностью, гибкостью (открытостью),устойчивостью и эффективностью.
Принцип системностипредполагает, что организационная форма использования вычислительной техникиявляется системой, структура которой определяется ее функциональнымназначением.
Принцип гибкости(открытости) означает приспособляемость системы к возможным перестройкам, благодарямодульности построения всех подсистем и стандартизации всех элементов.
Принцип устойчивостизаключается в том, что система организации вычислительной техники должнавыполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних ивнешних факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны бытьлегко устранимы, а работоспособность системы — быстро восстанавливаема.
Эффективностьорганизационной формы использования вычислительной техники в налоговой и бюджетной сферах рассматривается как улучшение экономических показателей управляемогообъекта, которое достигается за счет повышения качества управления.
На нижнем уровнеуправления для автоматизации основных функций специалистов используютсяавтоматизированные рабочие места (АРМ).
Автоматизированноерабочее место в бюджетной и налоговой системах представляет собой совокупностьинформационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решенияфункциональных задач специалистом и реализации его управленческих функций.
Автоматизированноерабочее место можно рассматривать как инструмент специалиста для реализациифункций управления.
Технической базой АРМ вналоговых органах и бюджетной системе являются персональные компьютеры с необходимымнабором периферийных средств, отвечающие определенным параметрам и техническимтребованиям для решения функциональных финансовых задач.
В основу проектированияавтоматизированных рабочих мест положен принцип комплектации конкретного рабочегоместа из типовых пооперационных функциональных программ с использованиемвозможностей стандартного интерфейса системы. Это позволяет гибко формироватькаждое автоматизированное рабочее место и своевременно его модифицировать вобъеме строго необходимых функций, адаптируя офисную систему к реальнымпотребностям специалиста финансового органа.
Автоматизированнаяинформационная технология бюджетной и налоговой систем содержит в своем составеавтоматизированные рабочие места администраторов офисных систем и службыинформационной безопасности, руководителей и специалистов, связанных междусобой коммуникационным оборудованием для создания единой информационной среды.
Следует подчеркнуть, чтоавтоматизированное место руководителя в налоговой и бюджетной системах эффективнофункционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всюинформационную базу руководимой им организационной структуры, включая не толькоцентрализованное автоматизированное хранилище данных, но и локальныеинформационные базы данных специалистов.
Профессиональнаяориентация автоматизированного рабочего места определяется функциональнойчастью Программного обеспечения.
В налоговых органахвыделяют автоматизированные Рабочие места специалистов, которые можно разделитьна группы:
· АРМ налоговогоинспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическимилицами.
· АРМ налоговогоинспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическимилицами.
· АРМ специалиста поконтролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей исвоевременностью их поступления в бюджет.
· АРМ юриста по контролюза соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.
Автоматизированныерабочие места в бюджетной и налоговой системах достоверно воспроизводят всенормативные условия создания и обработки документов — от регистрации иорганизации маршрута обработки до фиксирования принятия решения. Вавтоматизированной ин формационной технологии бюджетной и налоговых системжестко организованы процедуры на конкретных автоматизированных рабочих местах,связанных в маршрутные потоки передачи информации с одного рабочего места надругое посредством транспорта файлов, что является основой построенияэлектронного офиса.
Заключение
Эффективноефункционирование налоговой системы возможно только при условии использованияпередовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютернойтехнике.
В органах налоговойслужбы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровнейналоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей вбюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализаматериалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующихуровней налоговых служб достоверной информацией.
АИС «Налог» представляетсобой форму организационного управления органами Федеральной налоговой службына базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационныхтехнологий.
Структура АИС налоговойслужбы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой.
Каждому уровню налоговойсистемы соответствует свой состав задач, подлежащих автоматизации.
Важной задачейавтоматизации работы налоговой службы являются не только возложение накомпьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению иуплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговомузаконодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и созданиеавтоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другимивнешними структурами.
Список использованнойлитературы
1. Амириди Ю.В.,Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управлениеэффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009.
2. Гришин В.Н.,Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.:Форум, Инфра-М, 2009.
3. Информационныесистемы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008.
4. Информационныесистемы в экономике. Практикум. – М.: КноРус, 2008.
5. Информационныесистемы и технологии в экономике и управлении / Под редакцией В.В. Трофимова. –М.: Юрайт-Издат, 2009.
6. Корчагин Р.Н.,Поленова Т.М., Сафонова Т.Е. Информационные системы в экономике. Методическиерекомендации. – М.: РАГС, 2009.
7. Кулемина Ю.В.Информационные системы в экономике. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.
8. Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия,2008.
9. Федорова Г.В.Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.:Омега-Л, 2009.
10.  Черников Б.В. Информационныетехнологии управления. – М.: Форум, Инфра-М, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.