Реферат по предмету "Финансовые науки"


Затраты по займам

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский государственный университет им.Ш. Ш. Уалиханова
Экономический факультет
Кафедра экономики и учёта
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансовый учет-2»
Тема: IAS 23 «Затратыпо займам»
(название темы курсовой работы)
Выполнил:
студент 2 курса заочного
отделения специальности 050508 «Учети аудит»
Тукатова Гульмира Токкожакызы
Проверил:
старший преподаватель
Бекетова Айман Муратбековна
г. Кокшетау 2009 г.

Содержание
Введение. 3
1. Затраты, связанные с привлечением заемных средств иметоды их учета  6
1.1 Определение затрат по займам… 6
1.2 Методы учета затрат по займам… 8
1.2.1 Основной метод учета затрат по займам… 9
1.2.2 Допустимый (альтернативный) метод учета затрат позаймам… 10
2.1 Стадии и методы учета капитализации затрат по займам… 12
2.1.1 Начало капитализации затрат по займам… 12
2.1.2 Приостановление капитализации затрат по займам… 12
2.1.3 Прекращение капитализации затрат по займам… 13
3. Расчет процентов по займам… 15
4. Учет курсовых разниц по займам… 17
5. Учетная политика предприятия в разделе «Учет затратпо займам». 19
5.1. Расходы будущих периодов. Сходство в признаниирасходов будущих периодов по КСБУ и МСФО… 19
5.2. Расходы будущих периодов при переходе на МСФО… 20
5.3. Раскрытие информации в финансовой отчетности. 23
Заключение. 25
Список использованной литературы… 30
Введение
В наше времяпочти любой бизнес требует финансовых вложений. Кроме собственных источниковфинансирования, предназначенных для формирования хозяйственных средств иобеспечения хозяйственных операций, предприятия в своей деятельности используютзаемные средства. К собственным источникам финансирования относятся: уставныйкапитал, прибыль текущего года и прошлых лет, часть которой может быть размещенав резервном фонде. Среди заемных главными являются: кредиты банков,коммерческие кредиты поставщиков, займы других предприятий и физических лиц. Какпоказывает мировая практика, заемные средства необходимая статья финансированиядеятельности предприятий.
Особое местозанимают банковские кредиты. Они обеспечивают хозяйственную деятельностьпредприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производствапродукции, работ, услуг. Значение кредитов как дополнительного источникафинансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадиистановления предприятия, которое использует кредитные ресурсы при осуществлениидолгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (прикапитальных инвестициях). Кредиты также помогают предприятию постоянноподдерживать необходимый уровень оборотных средств, содействуют ускорениюоборачиваемости средств предприятия.
Но оченьтрудно представить себе инвестора, который вложив свои деньги в чей-то бизнес,не будет преследовать свои собственные интересы. Его интерес — это проценты завложенные средства. Интерес компаний, в чей бизнес вложены средства, — это,конечно же, денежные средства, которые сразу можно пустить в оборот, но помимоосновного долга, возникают дополнительные затраты в виде процентов.
Актуальностьданной курсовой работы видится в том, что у предприятий всех форм собственностивсё чаще, объективно возникает потребность привлечения заемных средств, дляосуществления своей деятельности и извлечения прибыли. Наиболее распространеннойформой привлечения средств является получение банковской ссуды, но кредитномудоговору.
В связи сэтим возросла роль правильного учета кредитов и займов в бухгалтерияхпредприятий. От правильности и достоверности учета кредитов и займов зависитзнание руководством предприятия их объемов их структуры, позволяет приниматьправильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализироватьрентабельность полученных средств и т.д. Правильный учет позволит в дальнейшемвыбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получениядополнительных денежных средств.
В финансовойотчетности компания должна раскрывать:
Учетнуюполитику, принятую для отражения займов и затрат по ним;
Сумму затратпо займам, капитализированным в течение периода;
Ставкукапитализации, использованную для определения величины затрат по займам,приемлемых для капитализации.
В учетнойполитике в разделе «Учет затрат по займам» предприятие должнопоказать порядок учета затрат по займам, который регулируется МСБУ () №23 «Затратыпо займам».
При выборевариантов учетной политики в части затрат по займам компании должныориентироваться на те экономические последствия, к которым может привестиприменение этой учетной политики.
Компаниядолжна четко и ясно идентифицировать квалификационные активы, в формированиистоимости которых будут участвовать и затраты по займам. Использованиемножества кредитов и займов приводит к необходимости анализа и расчетасредневзвешенных учетных ставок.
Затраты напривлечение заемных средств как правило, отражаются в отчете о прибылях иубытках как расходы за период, в котором они возникли. Исключения составляютзатраты, напрямую связанные с привлечением заемных средств для капитальногостроительства или приобретения основных средств. Эти затраты, в свою очередь,капитализируются в составе первоначальной стоимости соответствующих основныхсредств и относятся как расходы в течение срока амортизации данных активов.
Ниже мырассмотрим, что относится к затратам по займам и методы учета этих затрат.
1. Затраты, связанные с привлечением заемныхсредств и методы их учета 1.1 Определение затрат по займам
Порядокучета затрат по займам регулируется МСБУ (IAS) 23 «Затратыпо займам».
Необходимостьв разработке стандарта была вызвана тем, что способ отражения затрат напривлечения заемных средств оказывает существенное влияние на финансовыйрезультат компаний (главным образом, за счет распределения затрат междуотчетными периодами).
Затраты позаймам — процентные и другие затраты организации в связи с заимствованиемсредств.
Затраты позаймам могут включать:
проценты побанковским овердрафтам, краткосрочным и долгосрочным займам;
Пример.
18 октября2006 года организация «А» получила заем в банке сроком на один год вразмере 500 000 тенге по 24% годовых. Проценты уплачиваются в конце срокавместе с возвратом основной суммы долга. Год принимается в расчетепродолжительностью 360 дней, месяц — 30 дней.
В финансовойотчетности за период, заканчивающийся 31 декабря 2006 года, следует начислить ипризнать в качестве расходов в виде процентов сумму 24 000 тенге согласнорасчету:
500 000тенге×24%×72: 360 дней=24 000 тенге.
В учетеданной начисление расходов в идее процентов будет отражено как:
Дт затратыпо займам — ХХХХ
Ктзадолженность по процентам — ХХХХ
амортизациюсо скидок или премий, связанных с заемными средствами;
Пример.
Дляфинансирования строительства жилого дома строительная организация выпустилаоблигации. Облигации были размещены на фондовом рынке по 95% от номинальнойстоимости. Амортизация дисконта по облигациям в размере 5% будет постепенносписываться на расходы периода в течение срока обращения облигаций, увеличиваязатраты по займу.
В учетеданная амортизация скидки будет отражаться как:
Дт затратыпо займам — ХХХХ
Кт дисконтпо облигациям — ХХХХ
амортизациюдополнительных затрат, понесенных в связи с организацией получения ссуды;
Пример.
Строительнаяорганизация заключила договор с брокерской организацией на оказание услуг по размещениюоблигаций. Вознаграждение, выплаченное брокерской организации, составило 2% отноминальной стоимости размещенных облигаций. Данные затраты по размещениюдолговых ценных бумаг амортизируются в ходе всего срока действия облигациипутем включения в затраты по займам в каждом периоде:
Дт затратыпо займам — ХХХХ
Кт затратыпо размещению облигаций — ХХХХ
финансовыеплатежи в отношении финансовой аренды, признанные в соответствии с МСБУ (IAS) 17 «Аренда»;
Пример.
Длястроительства жилого дома организация взяла в финансовую аренду строительнуютехнику. В течение срока финансовой аренды организация будет амортизироватьосновные средства и погашать обязательства по финансовой аренде. Платежи пофинансовой аренде состоят из двух компонентов: погашение основной суммыобязательства по аренде и расходов в виде процентов. Расходы в виде процентовявляются затратами по займу.
Дтобязательство по финансовой аренде — ХХХХ
Дт затратыпо займам — ХХХХ
Кт денежныесредства / расчетный счет — ХХХХ
курсовыеразницы, возникающие в результате получения займов в иностранной валюте, в тоймере, в какой они относятся к корректировке затрат на выплату процентов. 1.2 Методы учета затрат по займам
Согласно п.7МСБУ (IAS) 23 «затраты по займам должныпризнаваться в качестве расходов того периода, в котором они произведены».
Существуетдва возможных порядка учета: основной — затраты по займам признаются в качестверасхода текущего периода; и альтернативный, — затраты по займамкапитализируются и увеличивают стоимость квалифицированного актива.
Списаниезатрат в период осуществления затрагивает показатели только отчетного периода,в то время как капитализация затрат в стоимости актива влияет на финансовыйрезультат нескольких отчетных периодов посредством отражения амортизационныхрасходов.
В некоторыхслучаях МСФО предусматривает альтернативный порядок учета затрат по займам:«затраты по займам, непосредственно относящиеся к приобретению,строительству или производству квалифицированного актива, могуткапитализироваться путем включения в стоимость этого актива».
Квалифицированныйактив (актив, отвечающий определенным требованиям) — актив, подготовка которогок использованию по назначению или продаже обязательно занимает значительноеколичество времени. Примерами таких активов являются запасы, которые требуютзначительного времени на доведение их до товарного состояния, производственныемощности, электростанции и инвестиционная недвижимость.
Не относятсяк квалифицированным активам:
активы,готовые к использованию по назначению или продаже на момент их приобретения(например, оптово-розничная организация приобретает товары для последующейпродажи; товары не проходят никакую дополнительную обработку, данные товары немогут рассматриваться как квалифицированный актив);
прочиеинвестиции и те запасы, которые производятся повседневно или же в большихколичествах, на повторяющейся основе и на протяжении короткого периода времени(пример: организация производит молочную продукцию для последующей реализациичерез магазины розничной торговли, данная продукция не рассматривается какквалифицированный актив) 1.2.1 Основной метод учета затрат по займам
Делая выборв пользу основного метода, можно добиться упрощения учетных процедур, а такжеснизить риск ошибок в финансовой отчетности.
Есликомпания не имеет достаточно квалифицированного персонала, который мог быобеспечить в полной мере использование альтернативного метода учета затрат позаймам, ей стоит отказаться от его использования и применять основной метод — списыватьрасходы по обслуживанию займа на расходы отчетного периода, независимо отусловий получения и предназначения займа (кредита).
Это наиболеепростой метод. Затраты по займам рассчитываются по методу начисления.
При выбореосновного метода учета затрат по займам все расходы, связанные с привлечениемзаемных средств и относящиеся к зачетному периоду, признаются расходамиотчетного периода и отражаются в отчете о прибылях и убытках и, соответственно,уменьшают финансовый результат. При этом признание происходит вне зависимостиот условий выплаты основной суммы долга и процентов, т.е. по методу начисления.
Пример.
Компанияполучила кредит на развитие производства в сумме 1 000 000 тенге под 12%годовых сроком на пять лет с выплатой процентов поквартально.
В концекаждого квартала делаются записи:
Д-т Расходыпо процентам (7310) 30 000
К-т Начисленныепроценты к выплате (3380) 30 000
(1 000000×12%×1/4)
ДТ Начисленныепроценты к выплате (3380) 30 000
КТ Денежныесредства (1030) 30 0001.2.2 Допустимый (альтернативный) метод учетазатрат по займам
При данномметоде учета затраты по займам, непосредственно относящиеся к приобретению,строительству или производству квалифицируемого актива, подлежат капитализациипутем включения в стоимость данного актива, а расходы по оплате процентовсписываются на расходы периода, в котором они были понесены.
Еслиорганизация преследует цель увеличения прибыли, то следует выбиратьальтернативный метод. При этом важно принять во внимание его более высокую трудоемкость,а также необходимость усиления контроля над тем, чтобы балансовая стоимостьквалифицируемых активов не превышала возмещаемую стоимость.
Когдабалансовая стоимость или предполагаемая окончательная стоимостьквалифицированного актива превышает возмещаемую сумму или чистую цену возможнойреализации, балансовая стоимость частично или полностью списывается всоответствии с требованиями, установленными другими МСФО. При определенныхобстоятельствах величина частичного или полного списания восстанавливается всоответствии с тем же МСФО.
Пример.
На балансезавода имеется специализированное оборудование. Его можно продать за 450 000тенге. Согласно расчетам работников завода экономическая выгода от продолженияиспользования специализированного оборудования на заводе составит 650 000 тенге.Это стоимость, которую специализированное оборудование создаст за оставшийсясрок эксплуатации. Таким образом, возмещаемая сумма специализированногооборудования составляет 650 000 тенге. Станок является квалифицированнымактивом. Его балансовая стоимость на конец периода составила 590 000 тенге.120000 тенге затрат по займам за период относятся к данному оборудованию. Капитализацииподлежат все 120 000 тенге затрат по займам по квалифицированному активу. В тоже время в соответствии с МСБУ () 36 «Обесценение активов» необходимопризнать убыток от обесценения оборудования в суме 60 000 тенге (590 000 тенге+ 120 000 тенге — 650 000 тенге).
Затраты позаймам капитализируются как часть себестоимость только при условии:
вероятноститого, что они принесут в будущем экономические выгоды;
возможностейдостоверного измерения затрат.
Затраты позаймам, подлежащие капитализации:
если займыполучены специально с целью приобретения, строительства ил производстваопределенного квалифицированного актива, то сумма затрат, подлежащаякапитализации, определяется как фактические затраты, понесенные при получениизайма в течение отчетного периода, за минусом любого дохода от временногоинвестирования этих займов до их использования на капиталовложения вквалифицируемый актив;
если сложноопределить сумму займов, непосредственно связанную с приобретениемквалифицируемого актива, то сумма затрат, подлежащая капитализации,определяется в соответствии с нормой капитализации.
Нормакапитализации — средневзвешенная стоимость затрат по всем прочим непогашенным втечение отчетного периода займам, кроме займов, полученных специально с цельюполучения квалифицированного актива. 2.1 Стадии и методы учета капитализации затрат позаймам2.1.1 Начало капитализации затрат по займам
Капитализациязатрат по займам начинается в тот момент, когда:
произведеныкапиталовложения в актив, выраженные выплатами денежных средств, передачейактивов ил принятием на себя обязательств, уменьшенные на суммы любыхполученных субсидий, связанных с активом;
понесенызатраты по займам;
продолжаетсянеобходимая работа по подготовке актива к его предполагаемому использованию. 2.1.2 Приостановление капитализации затрат позаймам
Капитализациязатрат по займам должна приостанавливаться в течение продолжительных периодов,когда основная деятельность по объекту не прерывается.
Капитализациязатрат по займам не приостанавливается, если:
в течениеотчетного периода выполняется значительная часть технической илиадминистративной работы;
временнаязадержка является необходимой частью технологического процесса подготовкиактива к предполагаемому использованию или продаже.
Пример.
Капитализациязатрат по займам продолжается в период приостановления производства илстроительства квалифицируемого актива по естественным причинам, которыехарактерны для конкретного географического региона. Таким примером можетпослужить временное прекращение строительства моста из-за высокого уровня водыпри условии, что такой уровень воды является обычным явлением в определенныйпериод времени.
2.1.3 Прекращение капитализации затрат по займам
Капитализациязатрат по займам прекращается, когда завершена основная часть деятельности поподготовке квалифицированного актива к его предполагаемому использованию илипродаже.
Основнаячасть деятельности по подготовке актива к использованию или продаже считаетсязавершенной, когда завершен монтаж объекта, хотя может еще продолжатьповседневная административная работа по его подготовке или работы поиндивидуальной отделке актива по желанию покупателя или заказчика.
Если монтажактива завершается по частям и каждая часть может самостоятельно использоватьсяв то время, как монтаж остальных частей продолжается, капитализация затрат позаймам, относящимся к завершенной части актива, прекращается.
Ситуация 1
Компанияначала строительство небольшого здания 1 января 2004 г.
Единственнымдолговым обязательством компании во время 1 квартала был долгосрочныйпроцентный вексель на 300 000 тенге под 11% годовых со сроком оплаты 31 декабря2006 г.
1 мая 2004 г.компания взяла кредит на 100 000 тенге под 9% -ный вексель. Вексель подлежитоплате 30 апреля 2005 г.
Компаниякапитализирует затраты по процентам, относящимся к строящемуся зданию, наоснове средневзвешенной стоимости ежеквартальных затрат.
За шесть месяцев 2004 г. капиталовложения в строящееся здание составили:
Дата
2004 г. Вид
Затраты
(тенге)
Дата
2004 г. Вид Затраты (тенге) 1 января земля 20 000 30 апреля строительство 200 000 31 января строительство 70 000 31 мая строительство 170 000 28 февраля строительство 100 000 30 июня строительство 80 000 31 марта строительство 180 000
Отчетный год компании заканчивается 31 декабря. Процентывыплачиваются поквартально.
Следует:
Используя метод средневзвешенной стоимости затрат,подсчитать сумму затрат по процентам, подлежащую:
Капитализации;
Ежеквартальному признанию как расход.
Привести все журнальные записи, относящиеся к строительствуи затратам по процентам.
3. Расчет процентов по займам
Проценты позаймам должны признаваться в том отчетном периоде, в котором возникли исуществовали обязательства по займу, независимо от того, в каком периоде онидолжны быть выплачены кредитору. При этом крайне важно правильно рассчитатьсумму процентов, которая будет признана и начислена в отчетном периоде. Дляэтого существует расчетная формула:
СП=(Н×Д×СЗ)/ (ПП×100%),
где
СП — суммапроцентов к начислению в данном отчетном периоде;
Н — нормапроцента, на условиях выплаты которой предоставлены заемные средства;
Д — числодней пользования заемными средствами в данной отчетном периоде;
СЗ — суммаобязательств по займу в данном отчетном периоде, на которую начисляютсяпроценты;
ПП — период(в днях), на который рассчитана установленная норма процентов.
Ситуация 2
1 августа2006 г. компанией получен заем в сумме 1 000 000 тенге под 20% годовых надвухлетний срок. Отчетный период заканчивается 31 декабря. По условиям договораза год принимается 360 дней по 30 дней в каждом месяце. Следует рассчитатьсумму процентов к начислению за 2006 г.
(20%×150×1000 000) / (360×100%) =83 333 тенге.
СогласноМСБУ начисление задолженности по процентам производится независимо от того,были или не были оплачены эти проценты компанией.
В 2006 г. вбухгалтерии предприятия данная операция отразится как:
Д-т Расходыпо вознаграждениям (7310) 83 333
К-т Вознагражденияк выплате (3380 или 4160) 83 333
4. Учет курсовых разниц по займам
В случаепривлечения заемных средств в иностранной валюте возникают курсовые разницы поосновному долгу и процентам по нему. Если учет курсовых разниц регулируетсяМСБУ (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»,то по МСБУ (IAS) 23 «Затраты по займам»существует несколько отличный метод учета этих разниц. По заемным средствам,полученным в иностранной валюте, курсовые разницы по основному долгу должныпризнаваться в качестве прибыли или убытка от курсовых переоценок, а курсовыеразницы, относящиеся к части начисленных, но не выплаченных процентов,признаются расходами или доходами по обслуживанию долга, т.е. включаются взатраты по займам.
Пример.
1 октября2005 г. компания получила иностранный кредит сроком на 2 года в сумме 100 000евро под 15% годовых. Выплата процентов осуществляется ежеквартально. Требуетсяотразить операции в финансовой отчетности 2005 г. Курс 1 евро на 01.10 2005 г.- 161 тенге, 31.10 2005 г. — 163 тенге, 30.11. 2005 г. — 158 тенге, 31.12. 2005г. — 159 тенге.
01.10 2005 г.получено 100 000 евро по курсу 161 на 16 100 000 тенге.
Рассчитаемпроценты:
за октябрь100 000×15% / 12= 1 250 евро×163=203 750 тенге;
за ноябрь 100000×15% / 12= 1 250 евро×158=197 500 тенге;
за декабрь100 000×15% / 12= 1 250 евро×159=198 750 тенге
Итогопроценты за год=3750 евро, или 600 000 тенге.
В конце годапроводим валютную переоценку
основногодолга — 100 000×159=15 900 000 тенге;
начисленныхпроцентов 3 750 ×159=596 520 тенге.
Курсоваяразница по основному долгу — 16 100 000 — 15 900 000 = 200 000 тенге;
Курсоваяразница по начисленным процентам — 600 000 — 296 250 = 3 750 тенге.
Проводимрасчет по займам за 2005 год.:
Начисленныепроценты по кредиту — 600 000 тенге;
Курсоваяразница в части начисленных, но не выплаченных процентов — 3 750 тенге:
Итого суммазатрат по заемным средствам — 603 750 тенге.
5. Учетная политика предприятия в разделе «Учетзатрат по займам»5.1. Расходы будущих периодов. Сходство в признаниирасходов будущих периодов по КСБУ и МСФО
Расходы,понесенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам,должны относиться к тем периодам, когда благодаря этим расходам возникнут илимогут возникнуть доходы (исходя из принципа соответствия).
Поэтомуучетная политика предприятия, помимо перечня тех ситуаций, когда вместо текущихрасходов предприятие признает расходы будущих периодов, должна содержать ответына два вопроса:
когданачинают списываться расходы будущих периодов на затраты;
в течениекакого периода времени они должны быть списаны.
Различия впризнании расходов будущих периодов:
по КСБУпринято, что расходы будущих периодов — это оборотные активы, а в МСФО онимогут быть как оборотными, так и внеоборотными (долгосрочными) активами;
по МСФОобъектами учета выступают имущество и обязательства, в учете реальногоимущества и возникающих обязательств нет расходов будущих периодов, но впроцессе управления финансовыми результатами эта статья есть.
К расходамбудущих периодов относят те понесенные расходы, которые уже невозможно вернутьв будущие периоды.
Исходя изэтого принципа, расходы по подписке на периодические издания, внесенныеарендные платежи за предстоящие периоды, уплата вперед процентов по полученнымкредитам, оплата авансом коммунальных услуг и др. аналогичные случаи к расходамбудущих периодов не относятся — это обыкновенная дебиторская задолженность (предварительнаяоплата, аванс, задаток).
В случаенарушения своих обязанностей или условий договора арендодатель, почтовоеотделение или поставщик услуг обязаны будут возвратить часть неиспользованныхорганизацией платежей.
Сравнительныйанализ признания и отражения в учете расходов будущих периодов у предприятий в соответствиис КСБУ и МСФО5.2. Расходы будущих периодов при переходе на МСФО
Специальногодокумента, посвященного учету расходов будущих периодов, в Казахстане нет.
При переходена МСФО во вступительном балансе следует провести корректировку: уточнить, чточислится в составе расходов будущих периодов, и сделать перенос вышеуказанныхзатрат из расходов будущих периодов в дебиторскую задолженность.
Надоотметить, что решение вопроса о списании или перенесении расходов по подпискена периодические издания на следующий отчетный период остается на усмотрениепредприятия. Если суммы несущественны, их можно списать сразу на расходыпериода. Если же суммы существенны, то они должны учитываться на счете учетаавансов. Но не надо забывать о том, что подписка на периодические издания неотносится к невозвращенным расходам, т.е. в случае невыполнения своихобязательств, например, по подписке газет и журналов, поставщики должны вернутьполученные деньги.
И, крометого, изменение порядка учета расходов будущих периодов, при переходе на МСФО,вызовет появление временных разниц по соответствующим статья баланса всоответствии с МСБУ 12 «Налог на прибыль».
Следуетотметить, что для учета расходов будущих периодов в Рабочем плане счетовпредназначены группы счетов 1620 и 2920.
Счета группы1620 относятся к краткосрочным активам, т. е на этих счетах учитываютсярасходы, относящиеся к будущим периодам в отчетном году, например, страховыевыплаты (премии), выплаченные страховым организациям. Расходы по страхованиюкапитализируются на расходы будущих периодов и постепенно относятся на расходыв соответствующем периоде (в пределах сроков, указанных в страховом полисе).
Счета группы2920 относятся к долгосрочным активам, на этих счетах учитываются расходы,относящиеся к будущим отчетным периодам, т. е далее чем отчетный год. Например,это могут быть:
приобретениестрахового полиса сроком более 1 года;
затраты поподготовке и освоению новых производств (новые виды продукции или новыетехнологические процессы).
Эти расходыотносятся на себестоимость новых видов продукции с момента их массового исерийного выпуска в течение двух лет (в отдельных случаях до четырех лет) равнымидолями.
В учетнойполитике необходимо оговорить, когда следует начать списание, т.е. признатьрасходы будущих периодов текущими.
Например
списаниезатрат по подготовке и освоению новых производств на расходы начинается придостижении «точки безубыточности» — объема производства и продаж,позволяющего покрыть все текущие расходы этого производства. В противном случаепризнание этих затрат текущими только увеличит убытки предприятия от новогопроизводства;
затраты погорно-подготовительным работам в добывающих отраслях (текущая вскрыша). Расходыпо горно-подготовительным работам, относящиеся к добыче будущего периода,должны капитализироваться на расходы будущих периодов на конец отчетногопериода и списываться (амортизироваться) с момента начала добычи на основеобъемов добычи.
На счета 1620 и 2920 «Расходы будущих периодов»следует относить только те расходы, которые организация понесла и их некомувозмещать. Это прежде всего затраты на горно-подготовительные,геологоразведочные и изыскательные работы; все затраты, связанные с сезонностьюв производстве, сезонностью отпусков, сезонным завозом товаров; рекультивациейземель, ремонтом основных средств; набором кадров, приобретением лицензий,уступкой специалистов, хозяйственной деятельностью при отсутствии продаж и т.п.Особенность всех перечисленных расходов в том, что они понесены организацией итеперь, как правило, никем не могут быть возмещены.
Отсюда ибухгалтерские записи направлены к одной цели — капитализировать понесенныерасходы. Это значит, что по дебету счетов 1620 и 2920 «Расходы будущихпериодов» собираются все затраты, связанные с горнозаводскими, научными,землеобогатительными и т.п. работами. Кредитуются при этом счета ресурсов — денежныхи материальных ценностей. Таким образом, в актив баланса попадают расходы,которые вместо расходов временно считаются капиталом. Но этот капиталсписывается со счета затрат в соответствии с теми отчетными периодами, ккоторым их следует отнести. Их можно списывать или в привязке к самим периодам,если это косвенные расходы, приходящиеся за отчетный период, или это прямыерасходы, приходящиеся на определенный объем продукции. Тем не менее, следуетобратить внимание на характер перечисленных статей, например, на то, чтонекоторые из расходов вообще не попадут в годовой бухгалтерский баланс. Вчастности, подготовительные к производству работы в связи с их сезоннымхарактером, а также неравномерно производимые в течение года ремонты основныхсредств отражаются как расходы будущих периодов только в целях выравниваниярасходов в течение года и не влияют на бухгалтерский баланс и финансовыйрезультат по итогам года. Можно предположить, что понятие расходов будущихпериодов носит текущий характер, и в данную категорию могут включаться толькостатьи, отвечающие признакам оборотных активов. При списании счета 1620 и 2920 «Расходыбудущих периодов» кредитуются, а счета затрат, относящиеся к данномуотчетному периоду, дебетуются.
5.3. Раскрытие информации в финансовой отчетности
В финансовойотчетности раскрывается следующая информация:
прииспользовании основного подхода: учетная политика в отношении затрат по займам;
прииспользовании альтернативного подхода: учетная политика в отношение затрат позаймам; ставка капитализации, использованная для расчета капитализированныхзатрат по займам; сумма затрат по займам, капитализируемая за период.
Семь шагов,которые можно использовать при капитализации затрат по займам:
определить,какие активы подходят для капитализации затрат по займам;
определитьпериод капитализации;
рассчитатьзатраты, понесенные в течение периода капитализации;
вычислить средневзвешенныенакопительные затраты;
вычислить затратыпо займу, которые можно было бы избежать;
вычислитьпонесенные фактические затраты по займам;
определитьвеличину затрат по займам, которая будет капитализирована.
Условияпереходного периода. В случае применения организациями МСФО впервые, как основыучета и представления финансовой отчетности, данный переход на МСФО, в томчисле и на МСБУ (IAS) 23 «Затраты по займам»,должен осуществляться в соответствии с требованиями МСФО (IFRS)1 «Первое применение МСФО». В случае внесения изменений в учетнуюполитику организациями, которые уже применяют МСФО, любое изменение в учетнойполитике и соответствующе корректировки финансовой отчетности должныосуществляться в соответствии с МСБУ (IAS) 8 «Чистаяприбыль или убытки за период, ошибки и изменения в учетной политике».
Заключение
Последниегоды отмечены усилением внимания к проблеме международной унификациибухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием ролимеждународной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требованияк единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формированияи алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования,капитализации заработанных средств и т.п.
Следуетотметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляютсобой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО неявляются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способыведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишьрекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На ихоснове в национальных учетных системах могут быть разработаны национальныестандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.
Многиезападные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в Казахстане неотвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организацийне отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «непрозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковскихорганизаций привело к необходимости перехода Казахстана на международные нормыбухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов. Стоитоговориться, что в Казахстане международные стандарты бухгалтерского учетапринято называть международными стандартами финансовой отчетности.
ИспользованиеМСФО необходимо по следующим причинам:
Во-первых,формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов,открывающих российским организациям возможность приобщения к международнымрынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требуетпрозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетностименеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будетиметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используетсяпредставленный им капитал, Казахстан останется зоной повышенного риска и,соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовыхресурсов с международных рынков.
Всовременном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом кмеждународному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность,она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это неозначает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточнодолог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто присоблюдении прочих условий, может рассчитывать на иностранное финансирование. Еслиже компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западногоинвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться, какконкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.
Во-вторых,международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласноМСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.
С самогоначала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретныхпользователей. При выборе того или иного методического подхода основнымкритерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Неслучайно, неотъемлемой частью международных стандартов финансовой отчетностиявляется документ «Основы подготовки и представления финансовой отчетности»,определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребностипользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ееполезной этим пользователям.
Полезностьотчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодняосновные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностраннымиэмитентами для котировки ценных бумаг.
В-третьих,использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимыедля разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляютдостаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условияхрыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одногопоколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандартыучитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских идругих финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов. Правительственныхорганизаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу врамках Комитета по МСФО.
Как видно,актуальность данной темы очевидна. Актуальность и значимость обусловили цель работы,среди всех стандартов был выбран 23 «Затраты по займам», проведенанализ международных стандартов учета и отчетности и возможность их применения вказахстанской.
ВнедрениеМСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетностив Казахстане. Переход к использованию международных стандартов, несомненно,должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процессазаключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системыбухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросамирыночной экономики без нарушения этой системы.
Невозможностьбыстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительногоосуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. Вчастности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданскоми налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерскогоучета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь сотчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, долженразрабатывать и издавать детальные инструкции по внедрению и применению новыхстандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органампотребуется пересматривать свои подходы к использованию данных бухгалтерскогоучета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.
Требуетсяпереобучение и переаттестация бухгалтерских и, в первую очередь, главныхбухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованныхпользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих ипотенциальных собственников, либо реформирование бухгалтерского учета в целомвозможно и реально лишь при востребовании информации, формирующейся в нем.
Опыт другихстран показывает, что применение какого-либо международного признанного решенияв национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решениесоответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, прииспользовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своегорода адаптация.
Исходя измировой практики, перевод казахстанского учета на МСФО нельзя понимать какнепосредственное внедрение этих стандартов в практику отечественных организаций.Использование международных стандартов в Казахстане должно заключаться, преждевсего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета врыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерскойинформации, формируемой казахстанскими и западными компаниями. При разработке идоработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправнойточки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни вкоем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в Казахстане.
Еслиисходить из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО ирассматривать данный процесс как один из основных факторов продолжения иактивизации реформы бухгалтерского учета в стране, то задачей первостепеннойважности сегодня представляется максимально полное и добросовестное освоениеконцепции и содержания международных стандартов широкой бухгалтерскойобщественностью, включая представителей регулирующих органов. Пониманиеосновополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшемкорректный подход к применению в российской бухгалтерии решений, традиционныхдля улучшения западной практики.
Список использованной литературы
1. Родостовец В.К., Родостовец В.В., Шмидт О.И. «Бухгалтерский учет напредприятии» Алматы, 2002г.
2. Рахимбекова Р.И. «Финансовый учет на предприятии» Алматы, 2003г.
3. Назарова В.Л. «Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов» Алматы,2004г.
4. Нурсеитов Э.О., «Бухгалтерский учет в организациях» Алматы,2006г.
5. Тулешова Г.К. «Финансовый учет и отчетность в соответствии смеждународными стандартами» ч1, ч2. Алматы, 2005г.
6. Маренков Н.А. «Международные стандарты финансовой отчетности»Москва, 2005г.
7. Малькова Т.Н. «Теория и практика международного бухгалтерскогоучета „Санкт-Петербург, 2003г.
8. Деева А.И. “Инвестиции» Москва, 2004г.
9. Синицина Н.М. «Рынок ценных бумаг» Нижний Новгород, 2004г.
10. Попова Л.А. «Финансовый учет» Караганда, 2007г.
11. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. «Международныестандарты финансовой отчетности» Москва, 2006г.
12. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. «Международные стандарты финансовойотчетности: теория и практика» Алматы, 2007г.
13. Скала Н.В., Петухова Е.Г., Скала В.И. «Сборник бухгалтерскихпроводок» Алматы, 2008г.
14. Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» Алматы2008 г.
15. Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и другихобязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001г. №209-2 с изменениями идополнениями от 1.01. 2008г.
16. «Методические рекомендации к международным стандартамбухгалтерского учета» Выпуск 7 Издательство «Lem»Алматы, 2007г.
17. «Методические рекомендации к международным стандартамбухгалтерского учета» Выпуск 8 Издательство «Lem»Алматы, 2007г.
18. Сейдахметова Ф., Сейдахметова З., Сейдахметов Г. «Международныестандарты финансовой отчетности. Общий обзор и разъяснения» Издательство «Lem» Алматы, 2007
19. «Методические рекомендации по применению международных стандартовфинансовой отчетности и бухгалтерского учета», книга 2, Издательство «Юрист»,Алматы, 2007
20. «Расчеты с подотчетными лицами, поставщиками. Учет денежныхсредств, затрат по займам. Производственный учет», Серия «Бухгалтерскийи налоговый учет в Казахстане», Издательский дом «БИКО», Алматы,2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :