Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственные финансы. Фонды обязательного медицинского страхования

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Департаментнаучно-технологической политики и образования
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Дисциплина:Финансы и кредит
 
Выполнил:
Студентка
экономическогофакультета
Специальность(код) Зачетная книжка № Ф.И.О.
Проживающийпо адресу:
Проверил:

2008г.

Вопросы:
 
1. Необходимость и правовые основы государственного кредита.
2. Организация государственных финансов на федеральном ирегиональном уровне.
3. Состав территориальныхфинансовых ресурсов.
4. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их формирование и использование.

1. Необходимость и правовые основы государственного кредита.
Для обеспечения бесперебойного финансирования много­образныхпотребностей государство формирует дополнитель­ные финансовые ресурсы путеммобилизации временно сво­бодных денежных средств населения и хозяйственныхструк­тур, главным способом получения которых является государ­ственный кредит.Мобилизуемые при этом средства поступа­ют в распоряжение органовгосударственной власти и, пре­вращаясь в дополнительные финансовые ресурсы,направ­ляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источникомпогашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают восновном средства бюджета.
Государственный кредит — совокупность экономичес­ких отношений междугосударством в лице его органов влас­ти и управления с одной стороны июридическими и физичес­кими лицами с другой, при которых государство выступаетпреимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причемпреобладающей является деятельность го­сударства как заемщика средств.Объемы операций в каче­стве кредитора, т. е. когда государствопредоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В техслучаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займовили выполнение других обязательств, взя­тых физическими и юридическими лицами,оно является га­рантом.
Кредитные отношения, при которых государство высту­пает в качествезаемщика и кредитора, сразу влияют на ве­личину централизованных денежныхфондов; гарантирова­ние погашения обязательств необязательно приводит к ихизменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своимобязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Напрактике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях,так как они в состоянии привлечь средства на кре­дитном рынке самостоятельно.Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заем­щикови соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежныхфондов.
Объективная необходимость использования государствен­ного кредитана удовлетворение потребностей общества обус­ловлена постоянным противоречиеммежду величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетво­рениюза счет доходов бюджета. Регулирование экономики социальная политикагосударства, выполнение им своих фун­кций по обороне страны и управлению, атакже междуна­родная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетныхрасходов. Между тем доходы государственного бюд­жета всегда ограничены уровнем налогообложения,установ­ленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободныхденежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы властиприбегают к помощи государ­ственного кредита.
Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностейформирования и времени использования доходов, получаемых физическими июридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободныеденежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов,особенно в сезонных отраслях производства с выплатой премий, отпускных и т. п.Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимостинакопить денежные средства для покупки товаров длитель­ного пользования.Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций ипредприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезоннос­тьюпроизводства и т. п.
Как экономическая категория государственный кредитнаходится на стыке двух видов денежных отношений — фи­нансов и кредита и отражаетих особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование ииспользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета ивнебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кре­дита. Так,если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычновыступают конкретные ценно­сти — товары на складе, незавершенное производство,то при заимствовании средств государством обеспечением кре­дита служит всеимущество, находящееся в его собственно­сти, имущество данной территориальнойединицы или ка­кой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банков­скогокредита является производительное использование его как капитала, создающегоусловия для погашения и выпла­ты по нему процентов за счет увеличенияпроизводимой сто­имости прибавочного продукта. Источником же погашения го­сударственногокредита, как отмечалось, выступают в ос­новном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства назаранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет.Так, Бюджетный кодекс Россий­ской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ предусматрива­ет, что любые долговые обязательства Российской Федера­ции погашаютсяв сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать30 лет.
Как финансовая категория государственный кредит вы­полняеттри функции финансов: распределительную, регу­лирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредитаосуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и ихиспользование на прин­ципах срочности, платности и возвратности. Выступая в ка­чествезаемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансированиясвоих расходов — это одна сто­рона государственных кредитных отношений. Другаяих сто­рона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностьюдополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторамобеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков несовпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размервносимых в бюджет налогов каждым владельцем цен­ных бумаг — с величинойполучаемых им доходов от государ­ственно-кредитных операций. Это означает, чтои вторая сто­рона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.
В современных условиях поступления от государствен­ных займовстали вторым после налогов методом финансиро­вания расходов бюджета. Последнееобъясняется более быс­трым темпом роста расходов по сравнению с увеличениемналоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счетзаимствованных средств в определенных пределах имеет по­ложительное значение.Растяжение источников финансиро­вания во времени путем выпуска займов насоответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту ипроцентов по нему на все последующие поколения, которые будут пользоватьсяуслугами объектов, построенных нынеш­ним поколением.
Таким образом, положительное воздействие распреде­лительнойфункции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговоебремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются впериод финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются(что пришлось бы сделать в про­тивном случае). Зато потом, когда кредитыпогашаются, на­логи взимаются не только для их уплаты, но и для погаше­нияпроцентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источ­никомфинансирования расходов, связанных с обслуживани­ем и погашениемгосударственного долга. Источники финан­сирования этих расходов зависят отнаправления использова­ния средств. В случае производительного вложения мобили­зованныхкапиталов построенный объект после вступления в действие начинает приноситьприбыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговыхпоступле­ний в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результатегосударственных займов капиталов, например финансировании за их счет военныхили социальных расхо­дов, единственным источником их погашения становятся на­логилибо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашениязадолженности по уже выпущенным называется рефинансированиемгосударственного долга.
Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимство­ваниямигосударства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику.Чем выше доходность го­сударственного займа для инвестора, тем большую частьналогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величинадолга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочихравных усло­виях.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольновоздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок нарынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используягосудар­ственный кредит как инструмент регулирования экономики,государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы средиразличных групп инвесторов. Мобилизуя сред­ства физических лиц, оно снижаетплатежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственныезатраты, например инвестиции, произойдет абсолютное со­кращение наличнойденежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда,например, препо­давателей и врачей количество наличной денежной массы вобращении останется без изменений, хотя возможно измене­ние структурыплатежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдачакредитов под их залог, проводимые Цент­ральным банком РФ, являются важныминструментом регу­лирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кре­дитыпод залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБРФ с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государствоувеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту ценыкредита. Чем выше спрос го­сударства, тем выше при прочих равных условияхуровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит дляпредпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращатьинвестиции в сферу производства, в; то же время она стимулирует накопления ввиде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточносвободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно.Беспредельная же активность государства (как это имело место в нашей стране доавгустовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долюденежных накоплений от производительного! использования, существенно замедляеттемпы экономичес-1 кого развития, приводит к росту государственного долга.
Положительное воздействие на производство и занятость государствооказывает, предъявляя спрос на товары отече­ственного производства за счетзаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Вчастно­сти, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта илипроизводства в отдельных районах, испытыва­ющих спад, путем гарантированиягосударством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим програм­мам,путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателямв случае их бан­кротства, при помощи страхования риска по низким ставкамнеплатежа экспортерам национальных товаров и др.
С середины 90-х годов усилилась активность Российской Федерациикак кредитора на внутреннем рынке. Ссуды пре­доставлялись юридическим лицам напроведение структур­ной перестройки производства, для расчетов по целевым кре­дитам,в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретениеновейших технологий и материа­лов, в том числе и за рубежом. ДеятельностьРоссийской Федерации как кредитора на международной арене в основ­номограничивается государствами СНГ (в пределах средств, поступающих в видепроцентных платежей и сумм в погаше­ние основной задолженности по ранеепредоставленным кре­дитам).
В свою очередь, деятельность Российской Федерации в качествегаранта в последние годы расширяется. Традицион­но государство гарантируетвклады населения в Сбербанке РФ, выступает гарантом по долговым обязательствамраз­личных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельностьфинансово-промышленных групп); осуществ­ляет финансовую поддержку экспортатоваров и услуг, про­изводимых отечественными товаропроизводителями.
Контрольная функция государственного кредита орга­нически связана сконтрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этойкатегории.
 
2. Организация государственных финансов на федеральном ирегиональном уровне.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе раз­граничения предметов веденияи полномочий между органами государственной власти РФ и органамигосударственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формойгосудар­ственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составегосударственных финансов можно выделить государ­ственные финансы нафедеральном уровне и государственные фи­нансы на уровне субъектов РФ(региональном уровне). Государствен­ные финансы на федеральном уровнепризваны обеспечить реа­лизацию функций, возложенных на органы государственнойвласти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия дляреализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектовРФ.
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из фе­деральногобюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, Согласно ст. 144 Бюджетногокодекса РФ статус государ­ственных внебюджетных фондов РФ имеют толькоследующие социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд Россий­ской Федерации;Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фондобязательного медицинского страхования[1].
Государственные финансы на региональном уровне включают бюджетысубъектов РФ (региональные бюджеты) и территори­альные государственныевнебюджетные фонды. Бюджеты субъ­ектов РФ представлены разными видами бюджетов:республика­нскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, об­ластнымибюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетомавтономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К тер­риториальнымгосударственным внебюджетным фондам соглас­но действующему законодательствуотносятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельностиорганов государственной власти РФ. В нем концент­рируется основной объемфинансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.
Федеральный бюджет — форма образования и расходования де­нежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения Российской Федерации[2].
Формирование федерального бюджета осуществляется пос­редствоммобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездныхперечислений и других доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: феде­ральныеналоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[3]; региональныеналоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответст­вии с федеральнымзаконодательством[4]; пени иштрафы, взыски­ваемые за нарушение налогового законодательства по отдельнымвидам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: до­ходы отиспользования имущества, находящегося в федеральной собственности, или отдеятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органовисполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые вфедеральный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санк­ции исредства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации;доходы от внешнеэкономической де­ятельности; прочие неналоговые доходы.
В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные пере­численияиз государственных внебюджетных фондов РФ, от раз­личных организаций(резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной, системы РФ,прочие безвозмездные перечисления.
К другим доходам федерального бюджета относятся: доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятель­ности, осуществляемойбюджетными учреждениями федерально­го подчинения; иные доводы, предусмотренныезаконодатель­ством РФ.
Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет за­числяются поступленияиз источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94Бюджетного кодекса РФ под­разделяются на поступления из внутренних источников ипос­тупления из внешних источников финансирования дефицита фе­деральногобюджета.
К поступлениям из внутренних источников финансирования де­фицитафедерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в формезаймов, осуществляемых в валюте РФ пу­тем размещения государственных ценныхбумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажиимущества, находящегося в федеральной собственности; бюд­жетные ссуды ибюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;поступления от реализа­ции государственных запасов; поступления за счетизменения ос­татков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицитафедерального бюджета.
Поступлениями из внешних источников финансирования дефи­цита федеральногобюджета являются:денежные средства, прив­леченные в форме займов, осуществляемых в иностраннойвалю­те путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кре­дитовправительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международныхфинансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешнихисточни­ков финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступившие в федеральный бюджет средства направляются наосуществление расходов по реализации полномочий органов государственнойвласти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместноговедения Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: фи­нансированиедеятельности Президента РФ, федеральных орга­нов законодательной,исполнительной и судебной власти; фи­нансирование национальной обороны игосударственной безо­пасности Российской Федерации; государственная поддержкасубъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в при­оритетных дляРоссийской Федерации отраслях экономики (ка­питалоемких, инновационных,стратегических); финансирова­ние деятельности государственных учреждении,производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного пот­ребления;финансирование международной деятельности в об­щефедеральных интересах;ликвидация последствий чрезвычай­ных ситуаций и стихийных бедствий федеральногомасштаба; финансовая поддержка субъектов Рф и муниципальных образо­ванийособого статуса; финансирование выборов и референду­мов Российской Федерации;обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иныхрасходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.
Наряду с федеральным бюджетом значительный объем фи­нансовыхресурсов, формируемых в распоряжении органов госу­дарственной власти РФ,сосредоточен в государственных вне­бюджетных фондах РФ (Пенсионном фонде РФ,Фонде социаль­ного страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинскогострахования).
Государственный внебюджетный фонд РФ — фонд денежныхсредств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализацииконституционных прав граждан на пенсионное обес­печение, социальноестрахование; охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.13 БК РФ).
Доходы государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются засчет: обязательных платежей, установленных законодательством РоссийскойФедерации (отчислений от еди­ного социального налога, отчислений от налогов поспециальным налоговым режимам, различных страховых взносов и др.); средствфедерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц;доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов,предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации.
Использование средств государственных внебюджетных фон­дов РФосуществляется исключительно на цели, определенные за­конодательствомРоссийской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средствгосударственных социальных внебюд­жетных фондов РФ финансируются расходы, связанныес реализа­цией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение повозрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потерикормильца; рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Феде­рации о социальном обеспечении; охрануздоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).
Основной объем финансовых ресурсов органов государствен­ной властисубъектов РФ концентрируется в региональных бюд­жетах.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюд­жет) — форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предме­там ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БКРФ)[5].
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налого­вых доходов,неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и. других доходов.
Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются: фе­деральныеналоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[6]; региональныеналоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в со­ответствии с федеральными региональным законодательством[7]; местныеналога и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[8]; пени и штра­фы,взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам,налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.
В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включа­ются:доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ,или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительнойвласти субъек­тов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляе­мые врегиональный бюджет; административные платежи и сбо­ры; штрафные санкции исредства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочиененалоговые доходы.
В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные пе­речисленияиз территориальных государственных внебюджетных фондов, от различныхорганизаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядкефинансовой помощи, про­чие безвозмездные перечисления.
К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемойбюджетными учреждениями регионального под­чинения; иные доходы, предусмотренныезаконодательством РФ.
Помимо доходов в бюджеты субъектов РФ зачисляются сог­ласно ст. 95Бюджетного кодекса РФ поступления из внутренних источников финансированиядефицита бюджета субъекта РФ, к которым относятся: денежные средства,привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения государственныхценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ;поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;бюджетные ссуды и бюджетные кре­диты, полученные из бюджетов других уровнейбюджетной сис­темы РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;поступления за счет изменения остатков средств на сче­тах по, учету средствбюджета субъекта РФ; поступления из про­чих внутренних источниковфинансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направля­ются наосуществление расходов по реализации полномочий ор­ганов государственнойвласти субъектов РФ по предметам веде­ния субъектов Российской Федерации ипредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации.
За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются:финансирование деятельности органов законодательной, испол­нительной и судебнойвласти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для регионаотраслей экономики (пре­имущественно сельское хозяйство, пищевая и легкаяпромыш­ленность); государственная поддержка пригородного (железно­дорожного,автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права гражданна обязательное общее образо­вание, социальную защиту, охрану здоровья иполучение бесплат­ной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в госу­дарственнойсобственности субъектов РФ или в ведении органов государственной властисубъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурногонаследия, находящихся в го­сударственной собственности субъектов РФ; финансоваяпод­держка муниципальных образований на территории, данного субъекта РФ;финансирование выборов и референдумов субъек­тов РФ; обслуживаниегосударственного долга Субъектов РФ; фи­нансирование иных расходов пореализации полномочий орга­нов государственной власти субъектов РФ.
Помимо бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, фор­мируемые враспоряжении органов государственной власти субъектов РФ, сосредоточены втерриториальных государственных внебюджетных фондах. Как уже отмечалось, к нимотносятся тер­риториальные фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальный государственный внебюджетный фонд — фонд денежныхсредств, образуемый вне бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации ипредназначенный для реализации отдельных конституционных, прав граждан (вчастности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).
Доходы территориальных фондов обязательного медицинско­го страхованияформируются за счет: отчислений от единого социального налога, отчислений отналогов по специальным ре­жимам налогообложения, поступлений из территориальныхбюд­жетов в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхованиенеработающего населения, поступлений из государ­ственных внебюджетных фондовРФ, доходов от размещения временно свободных денежных средств фондов и др.
Основной объем расходов указанных фондов направляется нареализацию территориальных программ обязательного медицин­ского страхованиясубъектов РФ. Кроме того, за счет средств тер­риториальных фондов обязательногомедицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в областиздравоохране­ния (например, в рамках различных целевых программ), а такжедеятельность фондов.
Следует отметить, что между бюджетами и внебюджетными фондами нафедеральном и региональном уровне существуют оп­ределенные взаимосвязи, средикоторых можно выделить следу­ющие:
· междуфедеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Например, из федеральногобюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства в порядке финансовойпомощи (дота­ции на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъ­ектов РФ;дотации на частичное возмещение расходов по пре­доставлению населению субсидийпо оплате жилья и комму­нальных услуг; субсидии на реформирование иоздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры,повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ идр.); из бюджетов субъектов РФ в фе­деральный бюджет перечисляются средства впогашение ранее предоставленных бюджетных ссуд на покрытие внутригодовыхкассовых разрывов;
· междуфедеральным бюджетом и государственными вне­бюджетными фондами РФ. Так, изфедерального бюджета в Пен­сионный фонд РФ перечисляются средства единогосоциального налога на выплату базовой части трудовой пенсии, в Фонд соци­альногострахования РФ направляются субвенции на выплату компенсаций и пособийгражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытанийна Семипала­тинском полигоне и др. При этом в федеральный бюджет могутпоступать безвозмездные перечисления из государственных вне­бюджетных фондовРФ. Кроме того, временно свободные денеж­ные средства Фонда социальногострахования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования могутинвести­роваться в ликвидные государственные ценные бумаги РФ, сред­ства отразмещения которых поступают в федеральный бюджет;
· междубюджетами субъектов РФ и территориальными госу­дарственными внебюджетнымифондами. Из бюджетов субъек­тов РФ в территориальные фонды обязательногомедицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов наобязательное медицинское страхование неработающего насе­ления. Территориальныефонды обязательного медицинского страхования могут вкладывать временносвободные денежные средства в ликвидные государственные ценные бумаги субъек­товРФ, средства от размещения которых поступают в бюджеты субъектов РФ;
· междугосударственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственнымивнебюджетными фонда­ми. Например, из Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования в территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхованияперечисляются средства на выравнива­ние финансовых условий их деятельности врамках базовой программы обязательного медицинского страхования; из Пенси­онногофонда РФ в территориальные фонды обязательного меди­цинского страхованияпоступают средства на обязательное меди­цинское страхование неработающихпенсионеров.
3. Состав территориальныхфинансовых ресурсов.
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупностьденежных средств, используемых на экономическое и социальное развитиетерриторий. Главное направление использо­вания территориальных финансов —финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры.Ос­новным источником ее финансирования стали бюджетные ас­сигнования и средствасубъектов хозяйствования (предприятия, организации).
Региональные бюджеты — основная составная часть террито­риальныхфинансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органывласти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональноеразвитие производственной и непроизводственной сфер на подведомст­венныхтерриториях. Значительно возрастает их координацион­ная функция в экономическоми социальном развитии террито­рий. Указанные факторы вызывают необходимостьдальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органоввласти, решения ряда проблем, связанных с совершен­ствованием методовформирования и использования финансо­вых ресурсов территорий.
Средства субъектов хозяйствования – также составная частьтерриториальных финансов. К таким средствам относятся:
1. финансовыересурсы предприятий, находящиеся в муни­ципальной собственности (как правило,это коммуналь­ные предприятия);
2. финансовыересурсы предприятий, фирм, организаций, ис­пользуемые ими на финансированиесоциально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работниковстроят и приобретают жилые дома, квартиры, дет­ские дошкольные учреждения,медицинские учреждения и объ­екты для отдыха. В нашей стране, особенно в новыхгородах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальнаяинфраструктура находится в ведомственном подчи­нении. Поэтому нередко в общемобъеме территориальных фи­нансов превалируют средства предприятия, направляемыена социальное развитие.
Территориальные внебюджетные фонды — третий компоненттерриториальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольныевзносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чащевсего имеют целевое назначение.
4. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их формирование и использование.
 
Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды,предназначенные для финансирования гарантированной госу­дарством медицинскойпомощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от28.06.1991 № 1499-1 «О меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации»обяза­тельное медицинское страхование — это составная часть государ­ственногосоциального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РоссийскойФедерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи,предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемеи на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинскогострахования.
Основное назначение территориальных фондов обязательно­гомедицинского страхования — финансовое обеспечение прог­рамм обязательногомедицинского страхования в субъектах Рос­сийской Федерации. Федеральный фондобязательного медицин­ского страхования предназначен для обеспечения финансовойустойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансированиятерриториальных программ и для финансирова­ния отдельных мероприятий в областиобязательного медицин­ского страхования.
В бюджетном законодательстве фонды обязательного меди­цинскогострахования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «Омедицинском страховании граждан РФ» Федеральный и территориальные фон­дыобязательного медицинского страхования определяются как самостоятельныенекоммерческие финансово-кредитные учреж­дения. Деятельность Федерального фондаобязательного меди­цинского страхования как учреждения осуществляется в соответ­ствиис его Уставом[9],территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденнымиисполнительными ор­ганами субъектов Российской Федерации[10].
К правовым актам, регулирующим формирование и исполь­зованиефондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетныхфондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство иподза­конные акты в области здравоохранения и медицинского страхо­вания, законыо бюджетах соответствующих фондов и их испол­нении.
Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования.
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования с 2001 г. формируется за счет:
· отчисленийот единого социального налога;
· отчисленийот единого налога при упрощенной системе на­логообложения;
· отчисленийот сельхозналога;
· отчисленийот единого налога на вмененный доход;
· доходовот размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
· добровольныхвзносов юридических и физических лиц.
Поступление единого социального налога является основным видомдоходов Федерального фонда обязательного медицинско­го страхования (например, в 2004 г. — 96,8% общей суммы дохо­дов). Порядок расчета сумм единогосоциального налога, зачис­ляемого в Федеральный фонд обязательного медицинскогостра­хования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда РоссийскойФедерации. С 2005 г, основная ставка единого социального налога, зачисляемого вФедеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования, изменена с 0,2% до0,8%., Относительно небольшой удельный вес в доходах Федераль­ного фондаобязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы отразмещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса[11]. Всоответствии с Ус­тавом этого Фонда временно свободные средства размещаются вбанковские депозиты и высоколиквидные государственные цен­ные бумаги.
В качестве возможного источника доходов предусмотрены также средствафедерального бюджета на выполнение федераль­ных целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования. Вместе с тем отчетные данные обисполнении бюд­жетов Фонда с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такиесредства в бюджет Фонда не поступали.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фондаобязательного медицинского страхования занимают расходы на выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Решение опредоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комис­сияФонда по выравниванию условий деятельности территори­альных фондовобязательного медицинского страхования на ос­нове полученных от территориальныхфондов заявок.
За счет средств Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования финансируются также целевые программы ока­зания медицинскойпомощи по обязательному медицинскому страхо­ванию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.
Расходы на управление Фондом включают расходы на компью­теризациюсистемы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовкекадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конфе­ренций,международное сотрудничество, информационно-пуб­лицистическую деятельность,содержание аппарата Фонда.
Доходы и расходы территориальных фондов обязательного ме­дицинскогострахования.
Доходы территориальных фондов формируются за счет:
· отчисленийот единого социального налога (основная став­ка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
· отчисленияот единого налога по специальным режимам на­логообложения;
· поступленийиз территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающеенаселение;
· доходовот размещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса;
· поступленийсредств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования навыравнивание финансовых усло­вий деятельности территориальных фондов;
· поступленийиз Пенсионного фонда Российской Федера­ции на обязательное медицинскоестрахование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).
Структура доходов территориальных фондов дифференциру­ется поразличным субъектам Российской Федерации, в том чис­ле в зависимости от того,получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. Вгороде Москве стра­ховые взносы на неработающее население не отражаются в бюд­жетеМосковского городского фонда обязательного медицинско­го страхования, непоступают на счета этого фонда, а непосред­ственно перечисляются на счеталечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальныхфондов обя­зательного медицинского страхования преобладают поступленияединого социального налога, уплачиваемого работодателями за ра­ботающихграждан, над поступлением взносов на обязательное ме­дицинское страхованиенеработающего населения. Соотношение между поступлениями от единогосоциального налога и взносами за неработающее население в последние четыре годав среднем по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегдасоответствуя числу работающих и неработающих в отдельных ре­гионах. По оценкамнекоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов занеработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит впроб­лемных регионах до 70%.
Территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования также, как и Федеральный фонд, размещают временно свободные средства исредства нормированного страхового запаса в банковские депозиты игосударственные ценные бумаги.
Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхованиясвязаныс финансированием территориальной прог­раммы обязательного медицинскогострахования, включая рас­ходы на ведение дела страховых медицинскихорганизаций, вы­полнение управленческих функций территориальными фондами(филиалами), на формирование нормированного страхового за­паса; а также нафинансирование отдельных мероприятий в об­ласти здравоохранения.
Основным направлением расходов территориальных фондовобязательного медицинского страхования являются расходы на финансированиетерриториальной программы обязательного меди­цинского страхования (до 92%общей суммы расходов). Террито­риальная программа обязательного медицинскогострахования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденнойПравительством Российской Федерации в составе Прог­раммы государственныхгарантий обеспечения граждан бесплат­ной медицинской помощью. Предоставлениесредств из территориальных фондов обязательного медицинского страхованиястраховым медицинским организациям осуществляется на осно­ве дифференцированныхподушевых нормативов.
Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательногомедицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектахРоссийской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функциистра­ховщиков.
В состав расходов территориальных фондов обязательногомедицинского страхования входят расходы на финансирование от­дельныхмероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистоввысказывает мнение, что финансирование отдель­ных мероприятий в областиздравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхованиянарушает ос­новной принцип медицинского страхования — «Деньги следуют запациентом»[12].
Суммы единого социального налога или заменяющих его налоговыхплатежей при специаль­ных режимах налогообложения зачисляются на счет, открытыйуправлению Федерального казначейства, для последующего распределения средствмежду федеральным бюджетом и государ­ственными внебюджетными фондами.Управление федерального казначейства платежными поручениями часть средств,поступив­ших от единого социального налога, перечисляет на счета Феде­ральногои территориальных фондов обязательного медицинско­го страхования. Средстватерриториальных фондов обязательно­го медицинского страхования формируютсятакже за счет поступлений из территориальных бюджетов и Пенсионного фон­даРоссийской Федерации, а также субвенций из Федерального фонда обязательногомедицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинскогострахования поступают из территориальных фондов в страховые медицинскиеорганизации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застра­хованным.

Библиографическийсписок
 
1 Вахрин, П.И.Финансы [Текст]: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. — М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг”, 2000. – 502 с.
2 Володин, А.В.Управление финансами (Финансы предприятий) [Текст]: учебник / А.В. Володин –М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. – (Высшее образование)
3 Галяпина, Л.В.Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие для студентов экономических колледжейи средних специальных учебных заведений / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова / подред. А.Б. Мельниченко – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.– 352 с.
4 Грязнова, А.ГФинансы [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной – М.: Финансыи статистика, 2006. – 504 с.
5 Дробозина, Л.А.Финансы [Текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.В. Дробозиной – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
6 Ковалев, В.В.Финансы предприятий [Текст]: учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев – М.: ТКВелби, 2003. – 352 с.
7 Ковалева, А.М.Финансы [Текст]: учебное пособие5-е изд., перераб.и доп. / под ред. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.: ил.
8 Колпакова, Г.М.Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие 2-е изд., перераб.идоп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил.
9 Крутик, А.Б.Основы финансовой деятельности [Текст]: учебное пособие 2-е изд.,перераб.и.доп. / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин – СПб.: Бизнес-пресса, 1999.-448 с.
10 Круш, З.А.Практикум по финансам организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие / подред. З.А. Круш – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.: ил.
11 Лишанский, М.Л.Финансы в сельском хозяйстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Л. Лишанский,И.Б. Маслова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 430 с.
12 Моляков, Д.С.Финансы предприятий отраслей народного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Д.С.Моляков – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.: ил.
13 Самсонов, Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия “Высшее образование”).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности межличностной коммуникации
Реферат Структура государственного управления по Конституции 1993 года
Реферат Объективность науки и человеческая субъективность, или в чём состоит человеческое измерение науки
Реферат Проектирование кривошипно-ползунного механизма двигателя мотоцикла
Реферат Как Люфтваффе считали свои победы
Реферат The Salem Witch Trials Essay Research Paper
Реферат Февральская революция 1917 года 2 Экономическая политическая
Реферат A Canticle For Lebowitz Essay Research Paper
Реферат Повышение эффективности предприятия лесной отрасли на примере Слюдянского лесхоза
Реферат Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории
Реферат The Significance Of Choice Essay Research Paper
Реферат Д. и н., профессор           Проскурякова Н. А
Реферат 13. Технология развития навыков и умений чтения
Реферат Расчет экономической эффективности работы материнской платы на примере организации
Реферат Cols=2 gutter=47> Культура Киевской Руси