Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Кубанскийгосударственный технологический университет
(КубГТУ)
Факультетэкономики, управления и бизнеса
Кафедраэкономики и финансов
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплинеФедеральные налоги и сборы с организаций
на тему:Государственная пошлина: механизм формирования и практика применения
Руководитель
Защита_____________
Оценка____________
Членыкомиссии_____
Краснодар
2006
Реферат
Курсовая работа 58 с., 3 табл.,1 диаграмма, 11 источников, 4приложения
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, ПЛАТЕЛЬЩИКИ, ЛЬГОТЫ, ВОЗВРАТ, ЗАЧЕТ
Объект: Староминское Райпо
Цель: разработка мероприятий по совершенствованию государственнойпошлины
Проведен анализ действующего механизма исчисления государственнойпошлины на предприятии Староминское Райпо.
В процессе роботыиспользовались методы сравнительного и факторного анализа по отчетным данным затри года.
В результате исследования выявлены недостатки при уплате государственнойпошлины, а также ее законодательного закрепления.
На основе выявленных недостатков предложены мероприятия посовершенствованию государственной пошлины на предприятии Староминское Райпо.
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты формированиягосударственной пошлины
1.1 Понятие государственной пошлины ипринципы ее формирования
1.2 Плательщики государственной пошлины,объекты обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты
1.3 Особенности уплаты государственнойпошлины при обращении в суды, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ.Особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношенииплательщика различных юридически значимых действий (нотариальные действия, регистрацияактов гражданского состояния и др.)
1.4 Льготы по государственной пошлине дляотдельных категорий лиц
1.5 Основания и порядок возврата или зачетагосударственной пошлины. Особенности предоставленияотсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
2 Анализ действующего механизма исчисления иуплаты государственной пошлины на предприятии (на примере Староминского Райпо)
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика
2.2 Роль государственной пошлины в структуреналоговых
отчислений
3 Рекомендации по совершенствованиюгосударственной пошлины
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Уплата государственной пошлиныв 2004г.
Приложение Б Уплата государственной пошлиныв 2005г.
Приложение В Уплата государственной пошлиныв 2006г.
Приложение Г Отчисления в ПФ, ФФОМС, ТФОМСза месяц
в 2004-2005гг.
Введение
Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 «Государственнаяпошлина», в соответствии с которой большая часть лицензионных сборовпереведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Такимобразом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласноФедеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности»от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органыисполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.
Кроме того, в состав госпошлины как федерального сбора включенымногие неналоговые доходы, существовавшие до 1 января 2005 года. В их числовходят регистрационные сборы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом«О животном мире» от 24 апреля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября1992 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», ЗакономРФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронныхвычислительных машин и баз данных», Кодексом торгового мореплавания и др.Все они согласно этим законам устанавливались Правительством РФ.
В состав госпошлины как федерального сбора вошла плата загосударственную регистрацию, которая уплачивалась в соответствии с Федеральнымзаконом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним» и оставалась до 1 января 2005 г. враспоряжении учреждений юстиции, осуществляющих такую регистрацию.
Рассмотрение новаций законодательства о государственной пошлинеявляется достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающейисторию становления и современное состояние государственной пошлины практическинет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практикиприменения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо.
Основной целью дипломной работы является раскрытие понятия государственнойпошлины и ее роли на предприятии Староминское Райпо.
Задачами курсовой работы являются:
1) определение места государственной пошлины в налоговой системеРФ;
2) рассмотрение механизма нормативно-правового регулирования институтагосударственной пошлины;
3) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
4) определение круга плательщиков государственной пошлины;
5) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;
6) представление видов ставок государственной пошлины;
7) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;
8) определение роли государственной пошлины в структуре налоговыхотчислений (на примере Староминского Райпо).
1 Теоретическиеаспекты формирования государственной пошлины
1.1 Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования
На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5Налогового Кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органыместного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которыеуполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации,законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовымиактами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лицюридически значимых действий[1].
Ранее законодательно определение понятия государственной пошлиныдавалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласнокоторой под государственной пошлиной понимался установленный названным Закономобязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж,взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документовуполномоченными на то органами или должностными лицами[2].
Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины– это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиковсборов государственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[3].
Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФкак сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственнойпошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, преждевсего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам — этообязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины являетсяпринудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлинауплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридическизначимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплатыгосударственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в техпоследствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственнойпошлины[4].
Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборовзаконодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимыхдействий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений(лицензий), а государственная пошлина — за совершение юридически значимыхдействий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документових копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).
1.2 Плательщикигосударственной пошлины, объекты обложения, система ставок, порядок и срокиуплаты
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственнойпошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налоговогокодекса РФ)[1].
Под объектом взимания государственной пошлины необходимо пониматьюридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение узаинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налоговогокодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматриваетсяуплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный переченьвключены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иныеплатежи, например: за право использования наименований «Россия», «РоссийскаяФедерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованияхюридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершениедействий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймениеизделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные сэтим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиватьсягосударственной пошлиной.
В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридическизначимых действий:
— действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции,мировыми судьями;
— действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
— действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ,конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
— нотариальные действия;
— действия, связанные с государственной регистрацией актовгражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемыеорганами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
— действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом изгражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
— действия по официальной регистрации программы для электронныхвычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
— действия, связанные с осуществлением федерального пробирногонадзора;
— государственная регистрация, а также прочие юридически значимыедействия[5].
Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачиваетсяили до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) илидо подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимыхдействий.
В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так,государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления взаконную силу решения суда:
— лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение судапринято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины(подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)
— при затруднительности определения цены иска в момент егопредъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственнойпошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатойнедостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определеннойсудом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)
— при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцомразмера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 иподп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
— при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет запределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 иподп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговымкодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимоедействие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочкеуплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41Налогового кодекса РФ.
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершенияюридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи натерритории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичныхрасчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ)[6]. Данное правило закреплено ив общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублированов статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.
Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежнымисредствами является:
— квитанция, выдаваемой плательщику банком;
— квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассойоргана, в который произведена оплата[3].
Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающихуплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган(должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношенииплательщика.
До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранныморганизациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, нифилиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговымирезидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину черезуполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютныеи рублевые счета.
Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
— в случае обращения за совершением юридически значимых действий,предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
— если указанные лица выступают ответчиками в судах общейюрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, иесли при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплатыгосударственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
1.3 Особенности уплатыгосударственной пошлины при обращении в суды, арбитражные суды, КонституционныйСуд РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношенииплательщика различных юридически значимых действий (нотариальные действия,регистрация актов гражданского состояния и др.)
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировымисудьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
– при подаче исковых заявлений, содержащихтребования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременноуплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявленийимущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковыхзаявлений неимущественного характера;
–цена иска, по которой исчисляетсягосударственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленныхзаконодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальнымзаконодательством Российской Федерации;
– при подаче исковых заявлений о разделеимущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковыхзаявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю вимуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке: еслиспор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее нерешался судом — в соответствии с подп. 1 п. 1ст. 333.19 НК; если ранее суд вынес решение о признании правасобственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК;
– при предъявлении встречного иска, а такжезаявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельныетребования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается всоответствии с положениями ст. 333.19НК;
– при замене по определению суда выбывшейстороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизацииорганизации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лицв обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником,если она не была уплачена замененной стороной;
– в других случаях.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах,государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
– при подаче исковых заявлений, содержащиходновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера,одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковыхзаявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленнаядля исковых заявлений неимущественного характера;
– цена иска определяется истцом, а в случаенеправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаютсяуказанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
– при увеличении истцом размера исковыхтребований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается всоответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшенииистцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственнойпошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственнойпошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределызаявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из несколькихсамостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
– в случае, если истец освобожден от уплатыгосударственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственнаяпошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплатыгосударственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражнымсудом исковых требований;
– в других случаях, предусмотренных статьей333.22
За совершение нотариальных действийгосударственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
– за нотариальные действия, совершаемые внепомещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти иорганов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается вразмере, увеличенном в полтора раза;
– при удостоверении доверенности, выданной вотношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;
– при наличии нескольких наследников (вчастности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих правона обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждымнаследником;
– за выдачу свидетельства о праве нанаследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданногосвидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлинауплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установленынастоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранеевыданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333.40 НК. По заявлению плательщика государственнаяпошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счетгосударственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, втечение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решениясуда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров,признанных судом недействительными;
– в других случаях, предусмотренных в ст. 333.25
При государственной регистрации актов гражданского состояния идругие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актовгражданского состояния и иными уполномоченными органами настоящегогосударственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при внесении исправлений и (или) измененийв записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записиактов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере,установленном подп. 5 п. 1 ст. 333.26НК, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которыевносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств;
2) за выдачу свидетельств о государственнойрегистрации актов гражданского состояния в связи с переменой именигосударственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК, за каждоесвидетельство.
За выдачу свидетельства о государственнойрегистрации акта гражданского состояния государственная пошлина неуплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояниявосстановлена на основании решения суда.
Существуют также другиеособенности уплаты государственнойпошлины: в случаях совершения действий, связанных с приобретением гражданстваРоссийской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также свъездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации; совершениядействий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлениифедерального пробирного надзора; уплаты государственнойпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовойинформации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за правоиспользования наименований «Россия», «Российская Федерация»и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридическихлиц, за получение ресурса нумерации[1].
1.4 Льготы по государственной пошлине для отдельных категорийлиц
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот поуплате государственной пошлины:
1) льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций;
2) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировымсудьям;
3) льготы при обращении в арбитражные суды;
4) льготы при обращении за совершением нотариальных действий;
5) льготы при государственной регистрации актов гражданскогосостояния.
Льготы для отдельных категорий физических лиц и организацийпредоставляются федеральным органам государственной власти, государственнымвнебюджетным фондам Российской Федерации, бюджетным учреждениям и организациям,полностью финансируемых из федерального бюджета — за право использованиянаименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слови словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений; судамобщей юрисдикции, арбитражным судам и мировым судьям — при направлении (подаче)запросов в Конституционный Суд Российской Федерации; Центральному банкуРоссийской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительныхвыпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целяхреализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; государственным и муниципальным музеям,архивам, библиотекам и иным государственным и муниципальным хранилищамкультурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей,находящихся в их фондах на постоянном хранении; физическим лицам — авторамкультурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурныхценностей; физическим лицам — участникам и инвалидам Великой Отечественнойвойны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, вКонституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) кдолжностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы,осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, атакже другим категориям граждан и организациям[1].
Основанием для предоставления льготы, предусмотренной являетсядокумент, выданный в установленном порядке.
От уплаты государственной пошлины по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями,освобождаютсяистцы — по искам о взысканиизаработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим изтрудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; по искам овзыскании алиментов; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или инымповреждением здоровья, а также смертью кормильца; по искам о возмещенииимущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам овозмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результатеуголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искамнеимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересовинвалидов; стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам орасторжении брака; физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовнымделам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда,причиненного преступлением; при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или)удочерении ребенка а также прокуроры, вынужденные переселенцы и беженцы,Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и другие категорииграждан и организаций.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым варбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры, государственные органы, органыместного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды вслучаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественныхинтересов;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересовребенка.
От уплаты государственной пошлины по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями и по делам,рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются:
1) общественные организации инвалидов,выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы — инвалиды I и II группы;
В статьях 333.38 и 333.39 предусмотрены льготы за совершениенотариальных действий и за государственную регистрацию актов гражданскогосостояния. Перечень льгот является закрытым, судьи, мировые судьи и арбитражныесуды не могут предоставить льготы физическим лицам и организациям не указанныхв перечне.
1.5 Основания и порядок возврата или зачета государственнойпошлины. Особенности предоставления отсрочкиили рассрочки уплаты государственной пошлины
Правовое регулирование возврата и зачета излишне уплаченных суммналогов (сборов) осуществляется в порядке, установленным ст. 78 и 79 Налоговогокодекса РФ, а также ст. 333.40, определяющей особенности возврата и зачетагосударственной пошлины (п. 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Рассматриваемой статьей установлен исчерпывающий перечень основанийвозврата государственной пошлины:
— уплата государственной пошлины в большем размере, чем этопредусмотрено Налоговым кодексом РФ;
— возврат заявления, жалобы или иного обращения или отказ в ихпринятии судами либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченнымина то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина невозвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины приповторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесенияпредыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ обуплате государственной пошлины;
— прекращение производства по делу или оставление заявления безрассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
— отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершенияюридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (кдолжностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимоедействие;
— отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда вРФ, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личностьгражданина РФ за пределами территории РФ и на территории РФ, проездногодокумента беженца.
В перечисленных случаях государственная пошлина возвращается вполном объеме.
Также предусмотрены случаи частичного возврата государственнойпошлины:
— при прекращении государственной регистрации права, ограничения(обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующихзаявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственнойпошлины
— при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражнымсудом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственнойпошлины
В пунктах 2, 4 ст. 333.40 указаны случаи, когда возвратгосударственной пошлины не может быть осуществлен, Не возвращаетсягосударственная пошлина, уплаченная за:
— государственную регистрацию заключения брака, перемены имени,внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, вслучае, если впоследствии не была произведена государственная регистрациясоответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления иизменения в записи актов гражданского состояния;
— государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) правна недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственнойрегистрации.
Порядок возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым всудах, а также мировыми судьями, и уплаченной за совершение иных юридическизначимых действий различен.
Заявление о возврате государственной пошлины, уплаченной зарассмотрение дел судами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами,Конституционным судом РФ, а также конституционными (уставными) судами субъектовРФ) и мировыми судьями подается в налоговый орган по месту нахождения суда,который рассматривал или должен был рассматривать дело.
К заявлению о возврате государственной пошлины должны быть приложеныследующие документы:
— платежные документы об уплате государственной пошлины. Еслигосударственная пошлина подлежит возврату в полном объеме должны быть приложеныподлинники платежных документов. При частичном возврате государственной пошлины- их копии.
— решения, определения и справки судов об обстоятельствах,являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной(взысканной) суммы государственной пошлины.
Государственная пошлина должна быть возвращена плательщику в течениемесяца с момента подачи заявления о возврате государственной пошлины. ОрганФедерального казначейства осуществляет возврат государственной пошлины всоответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетнуюсистему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденнымПриказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н. Возвратизлишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится засчет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяцасо дня подачи указанного заявления о возврате[7].
Зачет государственной пошлины может быть произведен только в счетсуммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридическизначимых действий аналогичных тем, за которые была уплачено пошлина.
Заявление о зачете государственной пошлины необходимо подать вуполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращалсяза совершением юридически значимого действия. Также как к заявлению о возвратегосударственной пошлины, к заявлению о ее зачете должны быть приложены:
— платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка,подтверждающие уплату государственной пошлины;
— решения, определения и справки судов, органов и (или) должностныхлиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина,об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственнойпошлины.
Срок подачи заявления о зачете государственной пошлины такжеограничен тремя годами со дня принятия соответствующего решения суда о возвратегосударственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет[8].
Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины являются формамиизменения срока уплаты сбора, т.е. переносом установленного сока уплаты наболее поздний срок (ст. 61 Налогового кодекса РФ).
Рассрочка или отсрочка государственной пошлины может бытьпредоставлена на срок от одного до шести месяцев (п. 1 ст. 64 ип. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ). Проценты на суммугосударственной пошлины не начисляются в течение всего срока, на которыйпредоставлена отсрочка (рассрочка)[1].
2 Анализдействующего механизма исчисления и уплаты государственной пошлины напредприятии (на примере Староминского Райпо)
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Староминское районное потребительское общество – общественное объединениеграждан и (или) юридических лиц созданное из райпотребсоюза в 1994 году потерриториально — производственному признаку на основе членства путемобъединения его имущественных паевых взносов для торговой, материальной,производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иныхпотребностей его членов. Районное потребительское общество учреждено всоответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации»от 11.07.1997 года. Староминское потребительское общество в своей деятельностируководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ « О потребительской кооперациив Российской Федерации» другими источниками РФ, Уставом.
Староминское районное потребительское общество – юридическое лицо, являющеесянекоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет ииные счета в банках и другие реквизиты.
Граждане и юридические лица, внесшие вступительные взносы вобщество, являются пайщиками.
Юридический адрес: 353620 Краснодарский край, ст.Староминскаяул.Петренко, 12.
Вышестоящей организацией Староминского райпо наделенные правамиконтроля за финансово- хозяйственной деятельностью потребительского общества –члены краевого союза, является Краснодарский союз потребительский обществ.
Целями данного общества является удовлетворение материальныхпотребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели оно осуществляет розничнуюторговлю, в том числе путем создания торговых предприятий, магазинов,коммерческих центров, киосков; осуществляет реализацию продукции научногопромышленного, оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, промышленныхтоваров; транспортно – экспедиционную деятельность; грузовые перевозкиавтомобильным транспортом; деятельность ресторанов и кафе; сдача в наемсобственного нежилого недвижимого имущества; оптовая торговля зерном, семенамии ромами сельскохозяйственных животных; производство продуктов из мяса и рыбы идругие виды деятельности. Защита государственной тайны является основным видомдеятельности.
Управление обществом осуществляет общее собрание пайщиков, советобщества и правление общества. Высшим органом является общее собрание общества.Свои полномочия оно осуществляет через собрание пайщиков кооперативных участкови общее собрание уполномоченных общества. Исполнительным органом являетсяправление общества. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой ихозяйственной деятельностью, а также за созданными организациями осуществляетревизионная комиссия.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков относятся: - принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;
— определение основных направлений деятельности;
— утверждение программ развития общества, его годовых отчетов ибухгалтерских балансов;
— принятие решений о реорганизации и ликвидации общества;
— избрание председателей и членов совета, членов ревизионнойкомиссии общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об ихдеятельности, определение средств на их содержание и другие полномочия.
Совет Староминского Райпо является органом управления и подотчетенего общему собранию. Он осуществляет полномочия, определенные законом и уставомСтароминского райпо, за исключением полномочий, отнесенных к исключительнойкомпетенции общего собрания.
Правление Староминского райпо является исполнительным органом,создаваемым для ведения хозяйственной деятельностью общества. Председательправления несет персональную ответственность достоверность бухгалтерской,статистической и иной отчетности в пределах своей компетенции.
Реорганизация или ликвидация может осуществляться по решению общегособрания общества. Общество может быть ликвидировано: по решению общегособрания общества; по решению суда; при признании общества несостоятельным(банкротом). Ликвидация производится назначенной обществом ликвидационнойкомиссией. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходятполномочия по управлению общества. Ликвидационная комиссия оценивает наличноеимущество, выявляет дебиторов и кредиторов общества и рассчитывается с ними,оценивает имущество общества, составляет ликвидационный баланс и предоставляетего собранию общества. Общество считается ликвидированным с момента исключенияиз государственного реестра.
Данные об экономических показателях дают нам возможность выявитьстатистику деятельности предприятия, рентабельно ли оно, поэтому очень важнопроводить их оценку.
В таблице 2.1 рассчитаны основные экономические показателидеятельности Староминского Райпо.На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Во-первых, наблюдается динамика такого показателя как выручка от реализации: можно отметить, что абсолютное отклонение в период с 2003 по 2004 год достаточно большое в 4077 тыс.р. и в период с 2004 по 2005 год наблюдается рост данного показателя, здесь абсолютное отклонение 2003 2004 2005 2004 к 2003 2005 к 2004 2004 к 2003 2005 к 2004 1.Выручка от реали- зации, тыс. р. 50841 54918 64115 4077 9197 108,0 116,7 2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. р. 42923 46504 53784 3581 7280 108,3 115,6 3.Прибыль от реали- зации, тыс. р. 1189 1250 934 61 -316 105,1 74,7 4.Прибыль до нало- гообложения, тыс. р. 1291 966 1074 -325 108 74,8 11,2 5.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р. 12092,5 12389,5 12826 297 436,5 102,4 103,5 6.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р. 6776 10204 9467,5 3428 -736,5 150,6 92,8
7.Среднесписочная
численность персонала, чел. 356 330 330 -26 92,7 100,0 8.Фонд оплаты труда, тыс. р. 4926 6260 8110 1334 1858 127,1 129,7 9.Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп. 84,4 84,7 83,9 0,3 -0,8 100,3 99,0 10.Рентабельность продукции, % 2,8 2,7 1,7 -0,1 -1 96,4 62,9 11.Рентабельность производства, % 6,8 4,3 4,8 -2,5 0,5 63,2 111,6 12.Фондоотдача, р. 4,2 4,4 4,9 0,2 0,5 104,8 111,4 13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз 7,5 5,4 6,8 -2,1 1,4 72,0 125,9 14.Период оборачиваемости оборотных средств, дней 48 66,7 52,9 18,7 -13,8 138,9 79,3 15.Производительность труда, тыс. р./чел. 142,8 166,4 194,3 23,6 27,9 116,5 116,8
16.Среднемесячная
заработная плата,
тыс. р. 1,15 1,58 2,05 0,43 0,47 137,4 129,7
Анализируя темп роста этого показателя, отметим, что он растет и егоувеличение составило в рассматриваемый период 8,7%. В целом показательпрогрессирующий.
Самый низкий показатель себестоимости реализованной продукциинаблюдается в 2003 году, затем отмечается тенденция увеличения себестоимости, очем говорит абсолютное отклонение, оно составило в период с 2003 по 2004 год3581 тыс.р., в следующий отчетный период наблюдается резкий рост себестоимости,абсолютное отклонение составило – 7280тыс. руб. Темп роста этого показателятакже увеличивается на 7,3%, т.е. показатель прогрессирующий.
Анализируя динамику такого показателя как прибыль от реализации,можно отметить, что этот показатель имеет тенденцию к снижению. Так в период с2003 по 2004 абсолютное отклонение составило 61 тыс. руб., а в период с 2004 по2005 − -316 тыс. руб. это связано с тем, что себестоимость продукциизначительно увеличивается. Также существенно изменяется темп роста этогопоказателя: он резко сократился на 30,4%.
Рассматривая показатель прибыли до налогообложения, можно отметить,что показатель имеет неоднородную динамику: в период с 2003 по 2004г.наблюдается резкое снижение, при этом абсолютное отклонение составляет -325тыс. руб., а в последующий период абсолютное отклонение данного показателясоставляет 108 тыс. руб. Темп роста данного показателя вырос на 36,4% зарассматриваемый период.
Проводя анализ такого показателя как среднегодовая стоимостьосновных средств можно отметить, что наблюдается тенденция прогрессирующегороста: с 2003 по 2004 год прирост составил 2,4%, а в период с 2004 по 2005 3,5%- это говорит о том, что предприятие стало больше приобретать имущества,например, машины и оборудование в 2005г., соответственно стоимостьприобретенного имущества увеличилась. Темп роста также увеличился на 1,1%.
Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась в первыйотчетный период на 50,6% — это связано с увеличением дебиторской задолженностипредприятия. А вот уже в период с 2004 по 2005 год наблюдается резкий скачок всторону уменьшения среднегодовой стоимости оборотных средств, о чемсвидетельствует абсолютное отклонение в -736,5 тыс.р.- т.к. кредиторскаязадолженность увеличилась.
Среднесписочное число работников уменьшилось с 2003 по 2004 год на26 человек, а в последующий период этот показатель не изменился. Рассматриваядинамику показателя фонда оплаты труда, отметим, что наблюдается тенденцияроста данного показателя. Прирост в первый период (с 2003 по 2004гг) составилна 27,1%, а во второй период (с 2004 по 2005гг) — 29,7%. Это говорит о том, чтопредприятие сокращая свои трудовые ресурсы соответственно увеличило фонд оплатытруда.
Все выше перечисленные данные экономических показателей были взятыиз годовых балансов Староминского Райпо за три отчетных года.
Далее приступим к анализу расчетных экономических показателей,которые рассчитываются на основе данных показателей, анализируемых выше.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции в на данном предприятии в2003г. составили 84.4, в 2004 этот показатель несколько увеличился (на 0.3коп.), а в 2005г. составил наиболее «выгодный» – 83,7 копеек. Так же данныеабсолютного отклонения говорят о снижении темпа роста в период с 2004 по 2005г.на 1%.
Показатель рентабельности продукции имеет тенденцию к снижению: с2003 по 2004 год он снизился на 3,6%, а вот уже с 2004 по 2005 год показательуменьшается на 37,1%. Динамика показателя напрямую связана с динамикой прибылиот реализации продукции. В общем можно сказать, что этот показательрегрессирующий.
У показателя рентабельности производства наблюдается сначалауменьшение абсолютного отклонения в период с 2003г по 2004г. на 2.5%, но затемпоказатель несколько возрастает на 0,5%. Его динамика напрямую зависит отдинамики показателя прибыли до налогообложения. Темп роста увеличился на 48,4%.
Показатели фондоотдачи имеют тенденцию к увеличению: сначала на 0,2руб., а затем на 0,5 руб. Это связано с приобретением предприятием основныхсредств. Темп роста подвержен прогрессии на 6.6%. Этот показатель находится впрямой зависимости от выручки от реализации и обратной зависимости от основныхсредств.
Самый высокий коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2003году (7,5 раз), показатели выручки от реализации и среднегодовой стоимостиоборотных средств за этот год ниже, чем в остальные годы, в последующий периодпоказатель имеет тенденцию к увеличению. Темп роста увеличивается на 53,9%. Чтокасается такого показателя как период оборачиваемости оборотных средств, то онвысок в 2004 году – 66,7 дней, а низок в 2005 году – 48 дней, т е. абсолютноеотклонение составляет 18,7 дней. Темп роста снижается на 59,6%.
Анализируя показатель производительность труда, можно сказать о том,что он прогрессирующий. Так, абсолютное отклонение в преиод с 2003 по 2004г.составило 23, 6 тыс. руб./чел, а в последующий период – 27,9 тыс. руб./чел. Этосвязано как с уменьшением численности работников в 2004г, так и с увеличениемвыручки от реализации. Темп роста растет, увеличение составляет 0,3%.
В 2003 году выявлена самая низкая среднемесячная заработная плата,чем в 2004 и в 2005 годах, абсолютное отклонение составляет 0,43 тыс. руб. впервый период и 0,47 тыс. руб. во второй анализируемый период. Увеличениесреднемесячной заработной платы связано и со снижением численности работников ис увеличением фонда оплаты труда. Темп роста снижается – он уменьшается на7.7%.
В целом по результатам анализа экономических показателей, за трифинансовых отчетных года, предприятие обладает финансовой независимостью отзаемных средств, имеет ликвидный баланс и сохраняет стабильность полученияприбыли.
2.3 Роль государственной пошлины в структуре налоговых отчислений
Уплата государственной пошлины на предприятии Староминское Райпо представленав таблице 2. Таблица составлена на основании приложений А – В.
Таблица 2.
Уплата государственной пошлины за период с 2004 по 2006гг
Показатели
Годы 2004г., руб. 2005г., руб. 2006г., руб. Темп роста, % Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции 616 200 - 32,47 Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - - 800 100 Итого за три года 1616
Размер государственной пошлины зависит от суммы иска, поэтому в2004г. в связи с подачей искового заявления в суд на достаточно большую суммуона составила 616 руб. В 2005г. Госпошлина была уплачена за подачу исковогозаявления в размере 200 руб., что меньше на 416 руб. или 32,47% от предыдущегогода. В 2006г. было уплачено за предоставление сведений, содержащихся вЕдином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственномреестре индивидуальных предпринимателей на общую сумму 800 руб. Государственнаяпошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикциив 2006г. уплачена не была.
За три рассматриваемых года было уплачено 1616 рублейгосударственной пошлины.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная пошлина наданном предприятии уплачивается не регулярно и связана с уплатойгосударственной пошлины с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в судыобщей юрисдикции.
Рассмотрим для сравнения уплату ЕСН как одного из налоговыхотчислений на предприятии Староминское Райпо.
Таблица 3.
Сравнительный анализ уплаты государственной пошлины и ЕСН напредприятии за период с 2004 по 2006гг Показатели Годы Темп роста, % Абсолютное отклонение, +/- 2004г 2005г 2006г 2005г к 2004г 2006г к 2005г 2005г к 2004г 2006г к 2005г Государственная пошлина, руб. 616 200 800 32,5 400 -416 600 Отчисления в ФФОМС, руб. 698 3535 6620 506,5 187,2 2837 3085 Отчисления в ТФОМС, руб. 11860 8836 12050 74,5 136,4 -3024 3214 Отчисления в ПФР, руб. 157911 145477 238500 92,1 163,9 -12434 93023
Сравним следующие отчисления на предприятии: ЕСН и государственнуюпошлину. По имеющимся данным об уплате ЕСН в Пенсионный фонд РФ, вТерриториальный фонд обязательного медицинского страхования и в Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования (Приложение Г) по одному из месяцевгода составлена таблица 3. Из представленной таблицы видно, что государственнаяпошлина занимает очень незначительную часть в представленных налоговыхотчислениях предприятия.
После государственной пошлины вторыми наименьшими отчислениямиявляются отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,который является частью ЕСН. Так, например, в 2004г. наблюдался минимальныйразрыв между уплаченной государственной пошлиной и отчислениями в Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования, который составил 82 рубля или13,3%. В дальнейшем наблюдается динамика резкого роста отчислений в Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования и снижение в 2005г., а затемувеличение в 2006г. уплаты государственной пошлины.
Сравнивая отчисления в Территориальный фонд обязательногомедицинского страхования, который также представляет собой часть ЕСН, и уплатугосударственной пошлины, можно сделать вывод о том, что темп роста погосударственной пошлине был ниже темпов роста отчислений в Территориальный фондобязательного медицинского страхования на 42% или на выше на 3440 рублей в2005г. и выше на 263,6% или ниже на 2614 рублей в 2006г.
Наиболее значительными на предприятии среди налоговых отчислений поЕСН являются отчисления в Пенсионный фонд РФ. При проведении сравнительногоанализа данных отчислений и отчислений по государственной пошлине видно, что государственнаяпошлина, уплаченная в 2004г на 157295 рублей или на 256,3% ниже, чем отчисленияв Пенсионный фонд РФ за этот год. В последующие года динамика не меняется и уплаченнаягосударственная пошлина гораздо ниже отчислений в Пенсионный фонд РФ (на 145277и 237700 рублей в 2005 и 2006гг соответственно).
На основе проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что государственнаяпошлина занимает незначительную часть в структуре налоговых отчислений, вчастности и по представленным отчисления в Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинскогострахования, Пенсионный фонд РФ на предприятии Староминское Райпо.
3 Рекомендации посовершенствованию государственной пошлины
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября2004 г. № 127-ФЗ введена в действие еще одна глава части второй Налоговогокодекса РФ — гл. 25.3 «Государственная пошлина».
В новой гл. 25.3 в основном сохранен ранее действовавший порядокисчисления и уплаты государственной пошлины, регулируемый Законом РФ от 9декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. изм. и доп.).Вместе с тем новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины содержитряд новых существенных моментов.
Изменены размеры подлежащей уплате госпошлины (п. 1 ст. 333.21). Например,изменена шкала определения размера госпошлины по искам и заявлениям имущественногохарактера (подп. 1); минимальный размер подлежащей уплате госпошлины составляет500 руб., а не 100 руб.; по искам неимущественного характера госпошлинаподлежит уплате в сумме 2000 руб., а не 1000 руб.; по заявлениям о признаниидолжника банкротом подлежит уплате госпошлина в сумме 2000 руб. (ранее — 1000 руб.)и другие.
Установлена обязанность по уплате госпошлины по новым категориямзаявлений (п. 1 ст. 333.21 и п. 1 ст. 333.22); отменена обязанность по уплатегоспошлины (подп. 12 п. 1 ст. 333.21) при подаче апелляционных и кассационныхжалоб на определения о наложении судебных штрафов; изменен порядок уплатыгоспошлины при увеличении истцом размера исковых требований (подп. 3 п. 1 ст.333.22); установлен порядок определения размера государственной пошлины привыходе суда за пределы исковых требований (подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ) идругие изменения. Это говорит о том, что законодательство о государственнойпошлине в настоящее время находится на стадии реформирования[9].
С 2007 предусматривается продление срока по предоставлению отсрочкиили рассрочки с 6 месяцев до 1 года. Это очень важное изменение в пользуналогоплательщиков, так как не все физические лица и организации в состоянииуплатить сразу всю сумму начисленной государственной пошлины, например, приподаче заявления по имущественным вопросам.
Наиболее важной проблемой, требующей законодательного разрешенияявляется определение четких критериев отграничения государственной пошлины отиных сборов. Необходимо закрепить критерии отнесения государственной пошлиныименно к сборам. Это позволит определить место государственной пошлины вналоговой системе Российской Федерации.
Государственная пошлина на предприятии Староминское Райпоуплачивается не регулярно и связана с уплатой государственной пошлины приподаче исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции ипри плате за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственномреестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальныхпредпринимателей. Она занимает малую часть в структуре налоговых отчислений, вчастности и по рассмотренным отчислениям в ПФ, ФФОМС и ФТОМС, на предприятииСтароминское Райпо. Таким образом уплата государственной пошлины не являетсяобременительной для предприятия по причинам ее незначительного размера инерегулярной оплаты.
Для исключения возможности неоднократного использования одного итого же документа, подтверждающего уплату государственной пошлины данномупредприятию можно порекомендовать при заполнении показателя «Примечание» платежногодокумента, а также при заполнении показателя «Наименование платежа» указывать «Государственнаяпошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции».То есть не допускать ошибок при заполнении платежных документов. Это позволитобеспечить в будущем правильное зачисление государственной пошлины, что небудет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплатыгосударственной пошлины.
Регистрирующим (налоговым) органам необходимо обеспечитьинформирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядкезаполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлиныза путем размещения на стендах в помещениях инспекций ФНС России, а также наИнтернет-сайтах регистрирующих (налоговых) органов.
Заключение
В пункте 1 ст. 333.16 НК РФ дано определение государственной пошлины- сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы,органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам,которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РоссийскойФедерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации инормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением вотношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НКРФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РоссийскойФедерации.
Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФкак сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственнойпошлины. Основными признаками государственной пошлины являются:
– обязательность ее уплаты;
– принудительный характер ее уплаты. Принудительность ее уплатыпроявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплатагосударственной пошлины;
– добровольный характер уплаты.
На основе проведенногоанализа отметим, что Староминское Райпообладает финансовой независимостью от заемных средств, имеет ликвидный баланс исохраняет стабильность получения прибыли.
Уплата государственной пошлины на предприятии Староминское Райпо осуществляетсяне регулярно при подаче исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в судыобщей юрисдикции, а также при плате за предоставление сведений, содержащихсяв Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственномреестре индивидуальных предпринимателей. Она занимает малую часть в структуреналоговых отчислений, в частности и по рассмотренным отчислениям в ПФ, ФФОМС иФТОМС, на рассматриваемом предприятии Староминское Райпо.
В качестве рекомендации по совершенствованию государственной пошлиныбудет недопущение ошибок при заполнении платежных документов. Это позволитобеспечить в будущем правильное зачисление государственной пошлины, что небудет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплатыгосударственной пошлины.
Чтобы плательщики могли ориентироваться в изменяющемсязаконодательстве, в частности по государственной пошлине, налоговым органамнеобходимо обеспечить информирование о порядке заполнения платежных документов,подтверждающих уплату государственной пошлины за путем размещения на стендах впомещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах налоговых органов.
Список использованных источников
1. НалоговыйКодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 575 с.
2. Налоговое право: Учебник /под ред. С.Г.Пепеляева. — М.: Юрист, 2004. – 332c.
3. Комментарий к части второй Налоговогокодекса РФ (поглавный) /под общ. ред. А.А. Ялбулганова — Система ГАРАНТ,2006 г.
4. Развитие налогового законодательства вРоссии: вопросы теории и практики /под ред. А.А. Ялбулганова – М.: «Готика»,2005 г.
5. Борисов А.Н. Государственная пошлина:новая глава части второй Налогового кодекса РФ// «Право и экономика» — 2005г. — № 2, с. 35-42
6. Гражданский кодекс Российской Федерации.– М.: Издательство «ЭЛИТ», 2005. –725с.
7. БаталоваЛ. А. Арбитражная практика по делам об уплате госпошлины // «Налоговые споры:теория и практика» — 2005г. — № 06(18), с. 11-18.
8. В. А. Митюшев Госпошлина «по частям» // «эж-ЮРИСТ»- 2005г. — № 48
9. Скуратовский М. Л. Новациизаконодательства о государственной пошлине // «Арбитражная практика» — 2005г. — № 03(48), с. 23-31
10. www. akdi.ru
11.www. nalog.ru