Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный бюджет РФ: особенности формирования и проблема сбалансированности

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственный бюджетРФ: особенности формирования и проблема сбалансированности»

Содержание
 
Введение
1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике
1.1  Социально-экономическая сущность и структура государственногобюджета
1.2  Функции государственного бюджета в современной экономике
1.3  Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структурыгосударственного бюджета
2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
2.3 Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
 
На заре человеческого общества государства не существовало. Людисовместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемыесредства существования распределялись по полу и возрасту («уравнительноераспределение»). С появлением индивидуального производства, частнойсобственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением,которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
Ø  обеспечение национальной обороны;
Ø  отправление правосудия;
Ø  организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства,но необходимых гражданам;
Ø  образование юношества;
Ø  сбор налогов для оплаты нужд государства.По сей день никто не оспаривает необходимостьэтих функций, более того, к ним добавились и новые. Произошло это не впоследнюю очередь потому, что появились такие проблемы, решить которые водиночку не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть сзагрязнением окружающей среды, инфляцией, массовой безработицей, циклическим колебаниемэкономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» ивозлагают все чаще на государственные органы. Министерства экологии, цен, трудасуществуют и сегодня практически во всех развитых странах.
Всовременных условиях роль и значение государства во всех странах, в том числе иРФ, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты общества на егосодержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основнойпричиной этой тенденции является содержания функций государства в обществе.Однако главное следствие этого процесса заключается в другом. Все большая доляпродукта, созданного в обществе, попадает теперь в руки государства иперераспределяется от непосредственных производителей к другим группам.Осуществляется это посредством специального финансового инструмента,называемого государственным бюджетом страны.
Подобно тому, как каждая семья старается заранее планировать и соизмерятьсвои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальныйфинансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего,называется бюджетом.
Государственныйбюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства сюридическими лицами и населением и заключаются в перераспределениинационального дохода в связи с образованием и использованием средств дляфинансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки,культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Бюджетпозволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участкахэкономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.

1. Государственный бюджет:понятие и роль в экономике
 
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственногобюджета
 
Целенаправленное социально-экономическое развитие государстваобеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всегообщегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.
Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодексаРоссийской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет – это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечениязадач и функций государства местного самоуправления» [9].
В материальном понимании государственный бюджет представляет собойцентрализованный в масштабах государственного или административно-территориальногообразования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующихорганов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальноесодержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежныхсредств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направлениярасходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется вобщественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете иих использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономическойкатегории.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупностьэкономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования,планового распределения и использования государственного централизованногофонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и егосубъектами (юридическими и физическими лицами) при образованиицентрализованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использованиицентрализованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодномобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий(организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются нафинансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурныхмероприятий.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный)аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.
Государственный бюджет – этоосновной финансовый план образования, распределения и использованияцентрализованного денежного фонда государства или административно-территориальногообразования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным)органом государственной власти.
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовыйплан государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развитиякак составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованностьматериально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественногопроизводства. Разработка сводного финансового баланса страны придаетгосударственному бюджету новый статус – главного стержневого балансаформирования и расходования централизованного денежного фонда государства вовзаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Егоглавное назначение – с помощью финансовых средств создать условия дляэффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепленияобороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментомгосударства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Статья 10 БК РФ [9] закрепляет в России трехуровневую бюджетнуюсистему:
· первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственныхвнебюджетных фондов;
· второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов;
· третий уровень – местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой длядеятельности соответствующих государственных или местных органов.
Таким образом, бюджетная система РФ включает:
· федеральный бюджет РФ;
· 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
· 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы иСанкт-Петербурга;
· 1 бюджет автономной области;
· 10 бюджетов автономных округов;
· 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые исельские бюджеты).
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуетпонятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализапоказателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
· Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходовгосударства. В государстве должна существовать единая бюджетная система,однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
· Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываютсявсе затраты и все поступления.
· Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходовгосударства.
· Принцип гласности – это обязательное информирование населения обосновных расходах и источниках доходов.
Формирование и использование государственного бюджета в РоссийскойФедерации имеет ряд отличительных черт:
1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовыйхарактер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношениямежду объемом денежных доходов и размером расходов.
2. Формирование и использование государственного бюджета базируетсяна сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти.Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципаразвития демократического общества.
3. С помощью бюджета происходит перераспределение национальногодохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и инымисферами.
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаныс бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования ихразвития.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадиипервичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения.В процессе первичного распределения национального дохода государство получает всвое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результатеперераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектовразличных форм собственности.
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, чтобюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечениядеятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направлениядеятельности:
· государственное и муниципальное управление;
· международная деятельность государства Обслуживание международногокредита, возврат кредитов, культурные связи);
· национальная оборона;
· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
· функционирование государственной судебной власти;
· проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническомупрогрессу;
· развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства,сельского хозяйства и т.д.);
· предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
· обеспечение обороноспособности страны;
· развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства,средств массовой информации;
· осуществление социальной политики.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитииобщества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия наразвитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределениенационального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства,влияет на социальные преобразования.
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальныхпроблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы –просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальныхпоследствий расслоения граждан по их материальному положению.
3. На современном этапе развития экономики государственный бюджетстановится одним из основных инструментов государства в проведении экономическойи социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государствоконцентрирует денежные средства на проведение экономической и социальнойполитики, преодоление экономического кризиса.
4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономическогоразвития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, котороеможет осуществляться на возвратной (средства предоставляются в виде кредита накапитальные вложения) и безвозвратной основе.
5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизуети концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения вцентрализованном государственном фонде для финансирования развития экономики,социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, насодержание органов власти и образования резервов.
Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия наразвитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогрессапри умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализацииэкономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровнянаселения страны.
6. Государственный бюджет играет важную роль в финансированииобщегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий,фундаментальных научных исследований.

1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике
 
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуетсячерез распределительную (регулирующую), контрольную и фискальнуюфункции.
С помощью распределительной функции бюджета происходитраспределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальноеи межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фондыспециального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств вруках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственныхпотребностей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода,но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслейвыделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержаниеучреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важныминструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышенияэффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержкаотдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной,угольной промышленностям и некоторым другим. Для регулирования экономики используютсяналоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значениеимеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политикеосновными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения(пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержкаучреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищнойпроблемы.
Контрольная функциязаключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристикиформирования и использования фондов денежных средств государства отображаетэкономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, какпоступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектовхозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государстваобъему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямыегосударственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются»слабые места в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможностьпосредством корректировки направления движения централизованных финансовыхресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств исфер экономики.
Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного,ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень иформы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственныйпроцесс.
Фискальная функция бюджетапредполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнениегосударством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальныхзадач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлениемгосударственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственныхуслуг необходимо создание в равной степени условий для эффективного размещенияи использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержаниеопределенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функциянепосредственно связана с распределительной функцией бюджета. Однако она имеетсвои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – этополитика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическимцелям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всехфинансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в своюочередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно,увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случаеуслуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
1.3 Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структурыгосударственного бюджета
Сбалансированностьбюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета,состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходовисточникам их финансирования.
Этот принципдаже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) междусуммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источниковпокрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетногоравновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетныепоступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомонереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитомтакже нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику иснижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюдасбалансированность бюджета – обязательное требование, предъявляемое ксоставлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призванаобеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержкефинансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системесметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйствестраны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России,где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось остройнехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучшийвариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитногобюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашениегосударственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемыбюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такаяполитика связывает государству руки при решении антициклической перспективнойзадачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходынаселения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясьсбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставкиналогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих,использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет неувеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция.Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговыхпоступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо,во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственныерасходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилитинфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим,а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например,в стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижаетналоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затемнаступает подъем, тогда правительство повышаетналоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроетгосударственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечениесбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства –поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можновводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансоваяполитика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Если жеизбежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источникифинансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разнымформам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всехстадиях бюджетного процесса.
Сбалансированностьбюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формированиибюджета; другие – при его исполнении.
К методамсбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетногопланирования, относятся:
· лимитирование бюджетных расходов сучетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
· совершенствование механизмараспределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределениюрасходных полномочий между ними;
· выявление и мобилизация резервов ростабюджетных доходов;
· построение эффективной системыбюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетныхотношений;
· планирование направлений бюджетныхрасходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающихрешение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальныхзатратах и с максим, эффектом;
· сокращение масштабов государственногосектора экономики на основе разумной приватизации государственнойсобственности;
· жесткая экономия расходов путемисключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайнейнеобходимостью;
· использование наиболее эффективных формбюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежныхсредств с финансовых рынков.
В ходеисполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
· введения процедуры санкционированиябюджетных расходов;
· строгого соблюдения установленныхлимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
· определения оптимальных сроковосуществления расходов;
· использования механизма сокращения иблокировки расходов бюджета;
· совершенствования системы бюджетногофинансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий ивведения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнениевзятых обязательств перед государством и партнерами;
· мобилизации дополнительных резервовроста бюджетных, доходов;
· последовательного проведенияфинансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованиембюджетных средств;
· оказания финансовой помощи, в разных ееформах другими бюджетами;
· использования бюджетных резервов и т.д.
В бывшем СССРбюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, засбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядокдостижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировалиждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мересовершенствования государственного устройства России на основе федерализмаперестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами еепостроения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета иответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, враспоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательноезакрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в.произошло во многих странах мира.
В Россиипринцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качествеодного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение вжизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления иутверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральноми муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализацияпринципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательномусоблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета,причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовыхназначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном)распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадииисполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированностьбюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетныхпотоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетнымисредствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетныерезервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляетфинансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В настоящеевремя сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровнеуправления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующегооргана власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивостьбюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

2. Анализ государственного бюджета РФ
 
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
 
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг другавзаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откудапоступают средства на финансирование деятельности государства, какие слоиобщества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна изависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночнойконъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структурыбюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная частьпоказывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
24 июля 2007 года Президентом Российской Федерации подписан законо трехлетнем бюджете. [17]
По мнению Президента РФ, «трехлетка» даст возможность ведомствампланировать свои расходы на среднесрочную перспективу, создаст необходимыеусловия для сдерживания роста цен.
Федеральный бюджет на 2008–2010 год направлен на повышение уровняжизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержкустратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и созданиепотенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «Офедеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 годпрогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федеральногобюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в2009 году. В 2010 году доходы равны расходам – около 8,10 млрд. руб. Профицитвообще не планируется.
Доходы бюджета.
Доходы государственного бюджета ― это денежные средства,поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговымзаконодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти.
В доходы государственного бюджета зачисляются:
· собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключениемналоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам другихуровней бюджетной системы РФ;
· собственные неналоговые доходы (доходы от платных услуг, оказываемыхсоответствующими органами государственной власти; доходы от использования ипродажи имущества, находящегося в государственной собственности; таможенныепошлины и сборы и др.);
· остаток средств на конец предыдущего года;
· доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений(перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций иправительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).
Налоги ― главный источник формирования доходов государственногобюджета.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджетана 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1 [Приложения].
Нефтегазовые доходы.В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычуполезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общемобъеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, чтосвидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим,что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87%, на первыйплановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится еще на2,47%. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора являетсяснижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, ростинфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.Как отметил глава Минфина РФ А. Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходовне включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», темсамым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общемобъеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб.,увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
Вдиаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях вфедеральный бюджет.
Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы
/>

Расходы бюджета
Расходы государственного бюджета ― это денежные средства,направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечениезадач и функций государства.
Расходы государственного бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства ― назатраты, связанные с финансированием материального производства и содержаниемнепроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению ― на затраты на содержаниеаппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурныхмероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность и др.
Формирование расходов государственного бюджета осуществляется всоответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленнымзаконодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификациярасходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетовбюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификациирасходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №2 [Приложения].
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетныетрансферты ― средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетнойсистемы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. В 2008 году доля расходованияэтих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, тоуже в следующем году (2009) он снижается на 2,21%. Но в денежном эквивалентеувеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотреноабсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд.рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году.
«Межбюджетные трансферты» характеризуютсяследующими данными:
Таблица 2.1 Состав и структура межбюджетныхтрансферт
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 2008 г 2009 г 2010 г
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес, %
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес, %
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес, %
Всего:
2 281,56
100,00%
2 423,12
100,00%
2 720,97
100,00% Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 375,54 16,46% 392,67 16,21% 411,07 15,11% Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90% 300,74 12,41% 234,25 8,61% Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 163,74 7,18% 175,97 7,26% 191,01 7,02% Иные межбюджетные трансферты 69,75 3,06% 37,83 1,56% 43,86 1,61% Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 1 355,34 59,40% 1 515,90 62,56% 1 840,79 67,65%
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетныхфондов». В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостьюпроведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системыпенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФФедеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилениюсоциальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды,ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитиестраны и т.д.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то ониуменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие вфинансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированностиих бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым,сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммырасходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мывидим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется,что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительноувеличился по отношению к запланированному в 2008 году на 134,32 млрд. руб. Косновным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему,обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органовнадзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другиеобщегосударственные вопросы.
Национальная экономика занимает третье место в распределениибюджетных средств. Прогнозируется, что в 2008 году сумма составит 702,32 млрд.руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно впроцентном соотношении на 4,16%.
К этому разделу относятся полномочия порегулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросыприродопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала,государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены кведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования натранспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство ирыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальнойэкономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то ужев 2010 он займет пятое место.
В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношенииот общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетныетрансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте будет национальнаябезопасность и правоохранительная деятельность, ана 4месте национальная оборона.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объемерасходов, является образование, в 2008 году составит 4,68%. Вдинамике этот показатель падает, к 2009 году он снизится на 0,47%. В денежномвыражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национальногопроекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям.Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работниковфедеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этихучреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднегопрофессионального образования студентам, высшего образования, а именноувеличение бюджетных мест.
Разделсоциальная политика имеет немаловажноезначение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходовфедерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свойпотенциал, спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджетабудет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций(раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела,основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальноеобеспечение.
 
Таблица №2.2 Состав и структура статьи «социальная политика»Подразделы Проект бюджета 2008 2009 2010 Пенсионное обеспечение 80,3 81,7 80,6 Социальное обслуживание населения 1,5 1,3 1,3 Социальное обеспечение населения 17,8 16,7 17,8 Прикладные научные исследования в области социальной политики 0,1 0,0 0,0 Другие вопросы в области социальной политики 0,4 0,3 0,3 Итого по разделу 100,0 100,0 100,0
Здравоохранение и спорт – этоодин из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого разделаспособность населения страны участвовать во всех сферах производства. То есть спомощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства,малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделусоставит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в2010 году на 39,5%.
Основныенаправления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платымедицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц, медицинских учрежденийновым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетногонационального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» – проведение спортивныхмероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки,реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на2006–2010 годы».
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вескоторых от 0,14–1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематографияи СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающейсреды.
Согласноизменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 годупоявится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некийобъем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможностьпланировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БКРФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходовфедерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общегообъема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Изтаблицы №2 мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного.Но увеличение этого показателя может произойти при одном условии статья 213 БКРФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федеральногобюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федеральногобюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонданационального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицитафедерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденныхрасходов».
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретныестатьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи,которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства,которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «Офедеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо незабывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения вэкономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то ониповлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительнуюпогрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном,так и в абсолютном выражении.
Проанализировав данные таблицы №1 и №2 можно сделать вывод, чтобюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны.
2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
 
В условиях постоянного давления финансового кризиса, Госдума РоссийскойФедерации все-таки приняла федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период2010–2011 годов. При этом бюджет был подвергнут существенным изменениям всоотношении с начальным вариантом. Никто из экспертов не берется давать прогнозыпо успешности экономической и социальной политики. В рамках второго чтениядепутаты утвердили бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевымстатьям и видам расходов федерального бюджета. Был рассмотрен вопрос ораспределении между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очереднойфинансовый год и на плановый период. Утверждены и программы государственныхвнутренних и внешних заимствований, а также программа госгарантий в российскойвалюте в период «скользящей трехлетки». Также стоит отметить и то, что вбюджете особое внимание уделено как раз антикризисным мерам, а именно: поддержаниюфинансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций нафондовом рынке и развитию энергетической отрасли.
«Федеральный бюджет станет ядром для создания инфраструктуры,вложения в человеческий капитал, в обеспечение макроэкономической устойчивостии обеспечение обороноспособности страны», – заявил вице-премьер, министрфинансов Алексей Кудрин. Правительство, отметил он, считает своей задачейобеспечить приоритетное финансирование расходов на здравоохранение,образование, инновационное развитие экономики, развитие инфраструктуры иобеспечение безопасности граждан.
Впервые расходы на национальную экономику превышают ассигнования,выделяемые на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Этосамый высокий рост расходов в структуре федерального бюджета.
В бюджете увеличивается финансирование важнейших социальныхобязательств – индексация зарплаты, пенсий и пособий. Так, в 2009 году запланированаиндексация базовой части трудовой пенсии с 1 марта на 8,5% и с 1 декабря – на26,4%, а в 2010 году с 1 апреля – на 9,9%. В ближайшие три года будет такжеувеличиваться денежное довольствие федеральных госслужащих и военнослужащих – соответственнона 8,5%, на 7% и на 6,8%. Размер материнского (семейного) капитала в будущемгоду составит 299731 рублей. Кроме того, предусматриваются меры по увеличениюсреднегодового прожиточного минимального уровня – с 4135 рублей в 2009 году до4989 рублей в 2011 году, что позволит к концу будущего года повысить среднийразмер социальной пенсии до уровня среднепрожиточного минимума пенсионера исохранить выплаты на этом уровне в 2010 и в 2011 годах.
Увеличивается средний размер трудовой пенсии, студенческие стипендии.Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.
В 2009 году на строительство и модернизацию автодорог общего пользованияассигнуется 31,5 млрд. рублей.
В целом трехлетний бюджет достаточно сбалансирован. Первоначальнок 2011 году планировался небольшой дефицит, но в итоге бюджет сформирован спрофицитом. Существует определенные проблемы с объемами Резервного фонда иФонда национального благосостояния, однако они носят технический характер и ихрешение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Проблема в другом.Новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе, потребуют пересмотраключевых макроэкономических показателей, а значит, и бюджета.
В условиях финансового кризиса нам поможет большой объем накопленныхзолотовалютных резервов. Возможно, банковской системе придется предоставитьбольше ликвидности в связи с оттоком капитала на западные рынки, гделиквидности также не хватает. Доля источников внутреннего финансированиядефицита федерального бюджета в общем объеме ВВП несколько увеличивается, чтосвязано именно с решением проблемы ликвидности.
Меры, принятые Минфином России и Центробанком в течении весны илета, будут способствовать сдерживанию роста инфляции в начале 2009 года.Конечно, они носят монетарный характер, и в части инфляции издержек ситуация неизменится. Но это уже результат влияния тарифов естественных монополий.Предположительно по итогам года инфляция превысит 11,8%, достигнув уровня 12,3–12,5%.Однако в начале следующего года она уменьшится.
 
2.3Пути совершенствования государственного бюджета РФ
 
Проблема нормализациисистемы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, чтоприводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета,так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особеннопоследующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспеченияэкономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннегорынка, т.е.:
1. рост ВВП и продукциипромышленного производства;
2. прекращение спадасельскохозяйственного производства;
3. создание условий дляпереориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
4. снижение налоговойнагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
5. рост реальных располагаемыхденежных доходов населения;
6. поддержание уровнязанятости населения РФ и снижение числа безработных.
Приоритетные задачифинансовой политики:
1) введение в действиеновых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всехфискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнениябюджета;
2) увеличение доходнойбазы бюджетов за счет собираемости налогов;
3) совершенствованиеструктуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей ичисленности работников бюджетных издержек, в первую очередь – вжилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;
4) существенноеукрепление текущего и последующего финансового контроля;
5) формированиереалистичного бюджета;
6) проведение политики нафинансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансовогокризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственнымценным бумагам;
7) повышениеэффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальнойвалюты;
8) усиление страховогонадзора и регулирования рынка страховых услуг.
Большое внимание следуетуделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования(адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданиюновой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересыпенсионеров.
Одним из резервовресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимодобиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
Необходимо провестиадминистративную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным,эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административнойреформы – борьба с коррупцией.
Задача подъема Россиинапрямую связана с развитием местного самоуправления – снижение федеральнойопеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование,контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральныетрансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретныецели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальнойреформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиомастабильной экономики.


Заключение
 
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической властиреальную возможность осуществления властных полномочий, дает государствуреальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясьвсего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти иутверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксируетизбранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет поотношению к осуществляемой властью экономической политике является производнымпродуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества исамостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государствуфинансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климатстраны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств,процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретнымвыражением экономической политики государства. Через бюджет происходитперераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджетвыступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционнойактивности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляетсясоциальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущимзвеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую,так и политическую роль в любом современном обществе.
Сбалансированность бюджета − один из основополагающихпринципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии(равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированностьбюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формированиибюджета; другие − при его исполнении.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетномкодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствованиябюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современныхусловиях определяется объективными требованиями экономической действительности.Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, ещедовольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Нои при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведьобщество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способнойосуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказываетсябессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсыи осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способнооказать значительное положительное воздействие на функционирование всейрыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношениюк внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципахбюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественнымпоказателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляядостаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита игосударственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способныпревратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощныйстимул экономического роста.

Список используемой литературы
 
1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2007. – 448 с.
1. Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-568 с.
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. — СПб.:Питер, 2008. – 480 с.: ил. – (Сетия «Учебное пособие»).
3. Курс экономической теории: Учебник — 6-е исправленное, дополненноеи переработанное издание. — Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Ко», 2007. – 308 с.
5. Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. –12-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 591 с.:ил. – (Учебник для вузов).
6. Экономическая теория: Учебник. — Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред.Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.– (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
7. Библиотечка «Российской газеты» – приложение к Российскойгазете. «Федеральный закон» «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период2009 и 2010 годов» с приложениями. ФГУ «Редакция «Российской газеты»», 2007 г.Составление, оформление — Агенство (ЗАО) «Библиотека РГ», 2007 г.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. — М.:Юрайт-Издат, 2006. – 224 с. – (Правовая библиотека).
9. Анисимов С.А. Социально-экономические аспекты бюджетнойполитики // Финансы. – 2005. – №11. — с. 23–26.
10. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояниягосударственных финансов // Финансы и кредит. – 2008. – №2. — с. 15–17.
11. Глазьев С. Бюджет-2007: все тот же экономический смысл // РЭЖ. –2006. – №10. — с. 5–17.
12. Дроздов О.И. Совершенствование механизма кассовогоисполнения бюджета // Финансы. – 2007. – №8. — с. 32–33.
13. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Совершенствоватьвсе звенья бюджетной системы // Финансы. – 2008. – №4. — с. 14–17.
14. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ:достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит. – 2007. – №4.- с. 12–16.
15. Предварительная оценка федерального бюджета за январь-июнь 2008 года //Финансы. – 2008. – №8. — с. 79.
16. Трехлетний бюджет обрел силу // Финансы. – 2007. – №8. — с. 3–4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Себестоимость в постиндустриальной экономике
Реферат Поведение фирмы в условиях монополии
Реферат Изучение некоторых свойств жидкостей
Реферат Устойчивость травянистых растений региональной флоры в условиях городской среды
Реферат The Easy Road To The Final Four
Реферат Внутрифирменные коммуникации в бизнесе
Реферат Модель объективной закономерности извлечения информации из окружающей среды
Реферат Факультативность грамматических категорий числительных (на материале русского и татарского языков)
Реферат Планирование бюджета движения денежных средств на предприятии
Реферат Виховання морально ціннісних орієнтацій підлітків засобами творів світової художньої культури
Реферат А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия методические рекомендации
Реферат Harry James Essay Research Paper bMarch 15
Реферат Характеристика функций оптовых предприятий в системе товародвижения
Реферат Розробка гіпотези маркетингової стратегії ТОВ Олта на ринку металопластикових вікон міста Києва
Реферат Виды и масштабы воздействий нефтедобывающей промышленности на лесной фонд Ханты-Мансийского авто