Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономическая теория имировая экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему:
«Государственный бюджет и проблемаего сбалансированности»

Выполнил: ст. гр. 06ЗЭН61
Зябирова М.И.
 
Проверил: доцент, к.э.н.
Ровенская Т.В.

Пенза, 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Государственный бюджет
1.1 История возникновениябюджета
1.2 Понятие и рольгосударственного бюджета
1.3 Бюджетная политика
1.4 Доходы и расходыбюджета
Глава 2.Бюджетноеустройство РФ
2.1 Бюджетная система РФ
2.2 Принципыбюджетной системы РФ
Глава3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Каждая семья ежемесячнопродумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, нобольшинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет являетсяосновой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района,государства.
Для каждого государстванеобходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжениеорганов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджетгосударства – центральное звено финансовой системы страны. Его главноеназначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективногоразвития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких,например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами,перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги– дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона,общественные школы и клиники – служат большому числу людей и не могут бытьпроизведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программыборьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избыткомзарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы постабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активностив обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующегофинансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую суммуденежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их поцелевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночнойэкономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90%всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказываетсянедостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займамгосударственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета,пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджетагосударства относится выплата процентов по государственному долгу.Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом,сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой,бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, этаразница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когдабюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо,или бюджетным дефицитом.
Целью курсовой работы являетсярассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности,как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношенияв обществе.
Основными задачами даннойкурсовой работы являются:
— Ознакомление с историейвозникновения государственного бюджета;
— раскрытие содержания государственногобюджета, его функций;
— рассмотрение доходов ирасходов бюджета;
— определение роли государственногобюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Глава 1. Государственный бюджет
Центральное место в системе государственных финансовпринадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является пландоходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса иимеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звенофинансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов,государственных расходов, государственного кредита — в их действии. Тем неменее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическуюкатегорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими ифизическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично инационального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетногофонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможностьсосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального иэкономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределениенационального дохода между отраслями, территориями, сферами общественнойдеятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидовогои многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем,отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики,бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государствафинансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает,соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему егопотребностей.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно можетбыть не просто средством государственного экономического регулирования, онможет реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темповнаучно-технического прогресса, обновление и совершенствованиематериально-технической базы общественного производства. Но здесь важноподчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование вкачестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессечеловеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемомгосударством бюджетном механизме, который является конкретным выражениембюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решениеэкономических и социальных задач.
1.1 Историявозникновения бюджета
Бюджет являетсяцентральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могутосуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этомзначение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основныекатегории входящие в бюджет любого государства – это налоги, займы, расходы,которые всегда остаются неизменными.
Однако история финансовсвидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях егоразвития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейскихгосударствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы,т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностьюбюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельностьввело плановое начало – стало составлять систему доходов и расходов наопределённый период.
Когда палата общин вАнглии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседанияканцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором храниласьбумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлосьоткрытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, которыйсодержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этотдокумент также называли «росписью денежных доходов и расходов государства»,«сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью».
Глубокие перемены,произошедши в конце 18в.- начале 19в. в политике, социальных отношениях и всфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке.Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстроеувеличение госбюджетов и долгов. Вначале этот рост казался явлениемисключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойныхвремён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связис этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, исредством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собойгосударственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджетпревратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.
В России порядокстановления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетнаяпрактика отрицала все его принципы.
Реформы 60-ых годов 19 в.способствовали развитию бюджетного законодательства.
После Февральскойреволюции при Временном правительстве расходы производились с использованиемкредитов. До середины 1918г. Продолжали действовать кредиты, ассигнованные посметам 1917г. Буквально с первых дней 1918г. Был издан первый нормативный актсоветского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждениясмет на январь – июль 1918г., утверждённый СНК 11 июля 1918г. Он положил началоформированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 – 1921гг. правительствовернулось к годовому бюджету.
Основы бюджетногоустройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., вкоторой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право».
Конституция 1918г.Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавшийв себя государственные доходы и расходы.
Всероссийский съездСоветов или Всероссийский центр исполнительный Комитет Советов определяют,какие виды доходов и сборов входит в общегосударственный бюджет, и какиепоступают в распоряжения местных советов, и равно устанавливают пределыобложения.
Ни один расход из средствгосударственного казначейства не может быть произведён без установления на негокредита в росписи дохода и расхода или путём издания особого постановленияцентральной власти.
Местные советы составляютполугодовые и годовые счёты расходов и доходов на местные нужды, сметыгородских, губернских и областных органов Советской власти утверждаютсяВсероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.
В 1921г. С переходом кновой экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочениюфинансового хозяйства от 10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен в своихправах. Самым крупным успехом этого курса была финансовая реформа. В её ходебыл восстановлен Государственный банк, появились кооперативные банки, кредитныеи страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстановиласьсистема налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введенаустойчивая валюта – червонец.
В 1925г. Продналог былзаменён денежным продналогом. Деньги в России вновь стали товаром. Послепроведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реальногофинансового плана.
С выходом в 1924г. КонституцииСССР были внесены изменения в банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись спроблемой дефицита государственного бюджета, в 90-ые годы перешла к разработкеи утверждению консолидированного бюджета. Он включал федеральный бюджети консолидированные бюджеты субъектов Р.Ф. Консолидированный бюджет субъектаФедерации состоит из бюджетов муниципальных образований, находящихся на еготерритории. Такой бюджет не утверждается законодательными органами власти всехуровней. Эти бюджеты являются, прежде всего статистическим сводом бюджетныхпоказателей, которые характеризуют суммированные показатели по доходам ирасходам, источникам поступления средств и направления их использования натерритории РФ отдельных её субъектов.
Содержание бюджета какэкономической категории везде сводится к тому, что «государственный бюджетвыражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованиемцентрализованного фонда денежных ресурсов страны».
1.2 Понятие и рольгосударственного бюджета
По своему материальномусодержанию бюджет – это фонд централизованных финансовыхресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления вобществе, по социальной природе – система денежных и иных общественныхотношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеетполитическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном«организме».
Бюджет выступает вкачестве экономической категории, представляет собой денежные отношения,возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целяхобразования и использования централизованного денежного фонда. Государствоиспользует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения какнепосредственно распределения своей деятельности, так важного элементапроведения экономической и социальной политики.
Любой бюджет выполняетследующие основные функции:
· Перераспределениявнутреннего валового продукта (ВВП);
· Государственногорегулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
· Осуществлениясоциальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы вцелом;
· Контроля заобразованием и использованием централизованных фондов денежных средств;
 
1.3 Бюджетная политика
Бюджетная политикагосударства регулирует финансовые потоки между секторами национальнойэкономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечиваетрешения социально-экономических задач по предоставлению коллективных ииндивидуальных благ в виде товаров и услуг за счёт ресурсов бюджетной системы игосударственных внебюджетных фондов. Регулирующем и контролирующем инструментомеё является бюджетный дефицит (профицит).
Это сложнаяфинансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорциибюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства ипотребностями в государственном финансировании, обеспечивающее эффективнуюреализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную,социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую).
Она является такжерезультатом и критерием эффективности взаимодействия государства спроизведённой и социальной сферами, банковской системы, финансовым рынком,внешним рынком.

1.4 Доходы и расходыбюджета
Доходы бюджета включают всебя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие из налоговыхи неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счётбезвозмездных перечислений.
Под налоговымидоходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета.К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налоговогозаконодательства.
К неналоговымдоходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых несвязано с налогами; доходы от платных услуг.
В зависимости отисточников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственныеи регулирующие.
1. Собственныедоходы бюджетов – это видыдоходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично засоответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги идругие обязательные платежи.
2. Регулирующиедоходы бюджета– федеральные ирегиональные налоги, иные платежи.
Наиболее сложная проблемав бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношениецентра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит иззакрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.
Расходы бюджета выполняютсвоё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственноеуправление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное — обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические –те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходывнутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средствна заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплатапроцентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам идр.)
Расходы бюджета делятсяна текущие и капитальные.
Капитальные расходыбюджетовпредставляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную иинвестиционную деятельность.
В составе капитальныхрасходовсформулирован бюджет развития, средства которогоиспользуются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств,направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом обюджете на следующий год
Текущие расходыбюджета– это часть расходов бюджета,обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти иместного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственнойподдержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.
Структура расходовгосударственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса икапиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики,национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
В целом, расходы бюджетаиграют в государственном регулировании экономики несравненно меньшую роль, чембюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренноеамортизационное списание основного капитала.

Глава 2. Бюджетноеустройство РФ
При правильном подходебюджет объективно может быть не просто средством государственногоэкономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики исоциальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление исовершенствование материально-технической базы общественного производства. Ноздесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, егоиспользование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только впроцессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемомгосударством бюджетном механизме, который является конкретным выражениембюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решениеэкономических и социальных задач.
Для России же в силу еефедеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотногобюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней,действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы.Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состояниив полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции приотсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким жеобразом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики вусловиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральномубюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основываетсяна принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих внее бюджетов.
Организационные принципыпостроения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетовопределяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собойбюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействиебюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причинынекоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.
2.1Бюджетная система РФ
Как уже упоминалось,бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственнымустройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает двазвена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративныхже государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трехзвеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджетцентрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России); местные бюджеты[4, стр. 199].
Государственная бюджетнаясистема Российской Федерации функционирует в соответствии с Законом РСФСР “Обосновах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991г. и включает:
Республиканский(федеральный) бюджет;
21республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областныхбюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетовавтономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего — 89);
Около29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
При этом бюджетынижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджетывышестоящих уровней [4, стр. 200].
Важной самостоятельнойчастью бюджетной системы России как суверенного государства являетсяреспубликанский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизациючасти бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральныйбюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национальногодохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическимирайонами.
Отдельное, не менее, а,может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерациисоставляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремлениек всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов вгосударственном бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночныхпреобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства,связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сетьсоциально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее времяобеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение,более 60 % расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются наразвитие производственной и социальной инфраструктуры [3, стр. 304].
Свод федерального бюджетаи бюджетов субъектов Федерации образует понятие “Консолидированный бюджет” РФ.Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и неутверждается законодательным органом власти.
Разработка и исполнениебюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру,включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, атакже контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РСФСР “Об основахбюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, прочими законами РФ,законами республик в составе РФ, решениями государственных представительныхорганов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления иисполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетногозаконодательства [4, стр. 209].
Бюджетный процесс — непросто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление ирассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается егоисполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета иего утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кромебюджетного периода(финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющийодин месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам,принятым в рамках исполнения бюджета [4, стр. 210].
2.2 Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основныепринципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
Ø принцип единствабюджетной системы;
Ø принципразделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
Ø принципсамостоятельности бюджетов;
Ø принцип полнотыотображения доходов и расходов в бюджете;
Ø принципсбалансированности бюджета;
Ø принцип эффективностии экономности использования бюджетных средств;
Ø принцип общегопокрытия расходов бюджетов;
Ø принципгласности;
Ø принципдостоверности бюджета;
Ø принципадресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль,единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единствоответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а такжеединый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядокбухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.
Принцип разделения доходов и расходов между уровнямибюджетной системыозначает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) иполномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами властиРоссийской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных илипредставительских органов государственной власти и органов местногосамоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетныйпроцесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждогоуровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправленияв соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средствсоответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.
Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходеисполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, некомпенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев,связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отображения доходов и расходов вбюджете означает,что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления,закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению вбюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядкеи полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действиемногие внебюджетные фонды ликвидировались.
Сбалансированность бюджета проявляется в том, что объемпредусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объемудоходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлениибюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.
Принцип эффективности и экономности использованиябюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы иполучатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижениязаданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижениянаилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджетадолжны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытиябюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджетамогут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевымбюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другогоуровня.
Принцип гласности означает обязательное опубликование воткрытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информацииоб утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решениюзаконодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласностьозначает обязательную открытость для общества и средств массовой информациипроцедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числевопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительнымиорганами власти.
Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принципдостоверности бюджетов означает надежность показателей прогнозасоциально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходовбюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетныхсредств означаетвыделение средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначениемцелей, для достижения которых используются выделенные средства.
Глава 3. Сбалансированность бюджета:понятие и условия
Сбалансированность бюджета — один изосновополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий вколичественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам ихфинансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицитабюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величинойбюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) иобъемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождаетнесбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет впринципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален,несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом такженежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижениемобщей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированностьбюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждениюбюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальноефункционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даженебольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных имуниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования,порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтомусбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положениев период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсовиз-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечениясбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объемрасходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного(муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежатьдефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источникифинансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разнымформам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всехстадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигаетсяразными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым впрактике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов сучетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разныхуровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление имобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системыбюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетныхотношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительновоздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящихперед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и смаксим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики наоснове разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономиярасходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайнейнеобходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетныхзаимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств сфинансовых рынков.
В ходе исполнения бюджетасбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционированиябюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетныхобязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определенияоптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения иблокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетногофинансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введенияполной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнениевзятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительныхрезервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансовогоконтроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использованиябюджетных резервов и т.д.
Главной темой состоявшегося в июне 2008г заседания Правительственной комиссии по бюджетным корректировкам сталорассмотрение поправок в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В ходезаседания премьер-министр Владимир Путин предложил увеличить расходы бюджета вчасти социального обеспечения. Однако восприятие этих инициатив в экспертнойсреде не было столь однозначным, как это могло бы показаться. Действительно,поддержка населения необходима, но, осуществленная в денежной форме, она лишьподстегнет и без того стремительно растущую инфляцию. По прогнозам Минфина, втекущем году в федеральный бюджет поступит свыше 900 млрд руб., и в итоге еговеличина составит около 9 трлн. рублей. Поступления во внебюджетные фонды всумме будут равны 100 млрд. рублей. По словам премьер-министра, «такойрезультат достигнут не только за счет повышения мировых цен на энергоносители,но, во многом, за счет роста российской экономики».Что касается расходов,то были предложены следующие изменения. Необходимо выделить 8,9 млрд. руб. нажилье для ветеранов Великой Отечественной войны. Также 4,4 млрд. руб. — на обеспечениеинвалидов войны специальным инвалидным транспортом, либо на выплату имсоответствующей денежной компенсации. На повышение пособия по уходу запрестарелыми гражданами, инвалидами и детьми-инвалидами направляется 4,8 млрдрублей.
Профицит федерального бюджета РФ в 2008году планируется на уровне 1 триллион 943,7 миллиарда рублей, доходы составят 8триллионов 965,7 миллиарда рублей, расходы — 7 триллионов 22 миллиарда рублей,сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.По егословам, за счет дополнительных доходов расходы федерального бюджета в 2008 годуувеличиваются на 120,4 миллиарда рублей.Дополнительные доходы федеральногобюджета в 2008 году составят 908,8 миллиарда рублей, из них 788,3 миллиардарублей — нефтяные доходы, остальные 130,5 миллиарда рублей — другие доходы,«не связанные с нефтью и газом», сказал Кудрин.
Глава Минфина сообщил, что 10миллиардов рублей дополнительных расходов бюджета-2008 резервируется на случайвозможного предоставления кредитов иностранным государствам. По его словам, этомогут быть прямые или связанные кредиты, они могут быть направлены настимулирование российского экспорта.
Доходы федерального бюджета РФ в 2009году запланированы на уровне 9 триллионов 518,3 миллиарда рублей, расходы — 8триллионов 746,7 миллиарда рублей, профицит — 771,6 миллиарда рублей.В 2010году доходы федерального бюджета планируются в размере 10 триллионов 402,4миллиарда рублей, расходы — 9 триллионов 667,3 миллиарда рублей. Профицитфедерального бюджета в 2010 году ожидается на уровне 735,1 миллиарда рублей.
На заседании бюджетной комиссиирассматривался вопрос и об уточнении основных параметров федерального бюджетана 2009 и 2010 годы, однако утверждены были только поправки по расходам на 2008год, отметил Кудрин.
По его словам, дополнительныепоступления доходов в 2009 году ожидаются в размере 812,2 миллиарда рублей, в2010 году — 994,2 миллиарда рублей.
Профицит федерального бюджета РФ впервые два месяца 2008 года составил 464,0 миллиарда рублей против 350,9миллиарда рублей в аналогичном периоде 2007 года (рост на 32,2%), сообщаетРосстат.
Доходы бюджета в январе-февралетекущего года были выполнены в объеме 1,323 триллиона рублей (против 888,2миллиарда рублей годом ранее), по расходам — 858,5миллиарда рублей(537,3 миллиардарублей).
В первые два месяца удалось исполнитьфедеральный бюджет по доходам на 19,9% от прогнозируемых на год, то естьвыполнить одну пятую часть плана.Согласнопринятому в 2007 году трехлетнему бюджету на 2008-2010 годы прогнозируется, чтов текущем году бюджет будет исполнен с профицитом, а в 2010 году расходы идоходы сравняются. Доходы бюджета напрямую зависят от роста цен нанефть. При среднегодовой цене нефти в 100 долларов за баррель бюджет можетполучить больше на 1,8 трлн. рублей, из них только 470 млрд рублей — несвязанных с продажей нефти и газа.
На стадии исполнения бюджетадополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают,с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков,позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, ас другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы,используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансированиевнезапно возникших, непредвиденных расходов.

Заключение
При написании работы былипоставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета какэкономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источникиформирования и направления расходования средств государственного бюджета; определитьроль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развитияобщества.
Государственный бюджет,как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов,позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
Государственный бюджет являетсяэкономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующиепроцесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.Государственный бюджет как экономическая категория выражает системуэкономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациямии населением (с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупногообщественного продукта и национального дохода и формирования централизованногообщегосударственного фонда денежных средств.
Сущность бюджета, как илюбой другой экономической категории, проявляется в его функциях.
Роль государственногобюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем: государственныйбюджет является инструментом воздействия на развитие экономики.
Государственный бюджетиграет важную роль в решении социальных проблем.

Список использованнойлитературы
 
1.  Экономическая теория: Учеб. для студ.высш. учеб. заведений/ под ред. Камаева В.Д… – 7-е изд., перераб. и доп. М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
2.  Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет ибюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.
3.  Вахрин П.И. Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник. — Издательско- торговая корпорация «Дашков иКо», 2002.
4.  Экономическая теория: Учеб. для вузов/ под ред.проф. Николаевой И.П. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2002
5.  Бюджет государства и информационныетехнологии. /Под ред. Бушмина Е.,2001г
6.  Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации: Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы.
7.  Источники: Интернет/ Известия.ru
8.  Виноградов В.В. «Экономика России»Учебное пособие. М. Юристъ, 2001.
9.  www.budgetrf.ru/
10. Источник: Интернет газета/ Новостиэкономики
11. bfu.at.ua/news/2008-04-01-175
12. mfit.ru/
13. http: finance.rol


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.