Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетная политика РФ

Содержание
 
Введение
Глава 1. Сущность бюджетной политики
1.1    Понятие бюджета. Принципыбюджетной системы.
1.2    Понятие, цели и задачибюджетной политики
2. Бюджетная политика РФ насовременном этапе
2.1 Бюджетная политика РФ на2008-2010 гг.
2.2 Расходные обязательстваРоссийской Федерации
2.3 Основные направления бюджетнойполитики в период кризиса
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время Россиявступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество призналороссийскую экономику как рыночную структуру, происходит относительнаястабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства иместных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можноохарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового исоциального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, чтомногие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной томуобычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, вконечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованнойконцепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального)финансового хозяйства.
В современных условияхпроблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики вмасштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особуюзначимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансоваястабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только приусловии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда — значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики.
Целью данной курсовойработы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной целинеобходимо решить следующие задачи:
·          определитьпонятие бюджета;
·          рассмотретьпринципы бюджетной системы;
·          рассмотретьпонятие, цели и задачи бюджетной политики;
·          проанализироватьбюджетную политику РФ на современном этапе;
·          рассмотретьрасходные обязательства РФ
·          выделить основныенаправления бюджетной политики в период кризиса.
Глава1. Сущность бюджетной политики1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Государственный бюджетзанимает центральное место в системе государственных финансов. Государственныйбюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющийсилу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенныхдля финансового обеспечения задач и функций государства и местногосамоуправления. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежныесредства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенныхна него обществом политических, экономических и социальных функций, а именносодержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов,выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач ит.д.
Государственный бюджет состоитиз 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанныхчастей: доходной и расходной.
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежныесредства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящимКодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
/>Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежныесредства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящимКодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Доходная часть показывает,откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какиеслои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостояннаи зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночнойконъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменениеструктуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированныегосударством средства.
Необходимо отметить, чтобюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к.по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он являетсялишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежныхсредств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг сдругом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РоссийскойФедерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетовсубъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетныхфондов.
Организационноепостроение бюджетной системы всецело зависит от формы государственногоустройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня:государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративнымустройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджетысубъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии;республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и вунитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входятв бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетнаясистема России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
—   первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетныхфондов;
—   второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов;
—   третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельскихбюджетов).
Совокупность бюджетоввсех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджетопределяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней насоответствующей территории.
Консолидированный бюджетсубъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся наего территории муниципальных образований/>
Консолидированный бюджетРФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектовфедерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представлениеобо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются ислужат для аналитических и статистических целей.1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики
Политика (от др. греч.)означает искусство управления государством. В широком смысле политика — этоконцепция специальной деятельности по защите и реализации интересов однихсубъектов в противовес интересам других, в узком смысле — совокупностьмероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второеопределение по существу не отличается от смыслового содержания термина«менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. Вдальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем пониматьгосударственный менеджмент, или государственное управление, задачей которогоявляется реализация государственной политики.
Любая политика — этоотношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственногоинтереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорныхи других жизненных ценностей). Соответственно политика может бытьклассифицирована:
·         по типу объекта(социальная, экономическая);
·         по виду субъекта(частная, коллективная, государственная).
Политика государства —это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов,устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночнойэкономики — это совокупность экономических, политических, военных и правовыхмероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, преждевсего, сохранения и развития существующего государственного устройства,государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения
Поскольку государствосамо не производят каких-либо ценностей, то его существование возможноисключительно за счет отчуждения средств производителей и других имущихэкономических субъектов. Главное звено социально-экономической политикиобразует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системыстраны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовойполитики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятиеи целенаправленное использование денежных средств.
Составными частями бюджетнойполитики являются:
·         фискальная, илиналоговая, политика;
·         инвестиционнаяполитика.
В фискальной, илиналоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей инаемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса,принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:
·         максимальноеобложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;
·         обложениесогласно платежеспособности экономических субъектов;
·         обложениесогласно взаимовыгодности плательщиков и государства;
·         принциппожертвования со стороны экономических субъектов.
Выбор и соотношениепринципов в конкретной практике налогообложения в значительной степениопределяются характером государственного устройства, спецификой историческогомомента и другими факторами. Так, первые два принципа широко использовалисьтоталитарными режимами, когда интересы правящей государственной верхушки,поддерживаемой силовыми структурами, ставились на первое место. Ведь чем большеналогов, тем выше доля внутреннего продукта у государства, тем оно мощнее исильнее. И наоборот, последние принципы (взаимовыгодность и пожертвование) характеризуютдемократический строй, когда граждане страны через выборную системугосударственного аппарата диктуют курс и ход фискальной политики.
Здесь существуетклассическое объективное положение: любой выбор принципов должен гарантироватьминимум жизненных благ для существования и воспроизводства рабочей сипы какединственного реального источника богатства, фундамента общества и государства.
Инвестиционная политикаохватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:
·         соотношениереализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорциитекущих инвестиций и инвестиций развития;
·         соотношениеинтересов различных субъектов-потребителей, определение пропорций ассигнованийна финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения,экономически состоятельных слоев и т.д.;
·         обеспечениепрожиточного минимума гражданам страны.
Таково общее содержаниебюджетной политики. Значение ее огромно, ибо ею определяется экономическая,финансовая основа функционирования государства и жизнедеятельности всегообщества.
Пути развития и решенияпроблем бюджетной политики находят выражение в ежегодном бюджетном посланииПрезидента РФ. Вся сложность заключается в их последовательной реализации.
В основуформирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целейразвития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента РоссийскойФедерации.
Главнойцелью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должноспособствовать повышению реальных доходов и занятости населения, ростусбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямойответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном идоступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовномразвитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательноустановленные социальных гарантий, в том числе — пенсионное и социальноеобеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основадля решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономическогороста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы вэкономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, преждевсего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию истабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей кгосударству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику иадминистративных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическуюсвободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитиетранспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– исудостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и другихстратегических отраслей экономики.
Обеспечениеобороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны.Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военныхконфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительныйпотенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долггосударства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокойбоеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, созданиепрофессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространениеморужия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращениеи ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят вчисло основных приоритетов бюджетных расходов.
Созданиеусловий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственногогосударства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что ихдети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущегопроцветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитиеприродного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формированиеинновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свободграждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организациясамого государства, борьба с коррупцией — необходимые предпосылки длядостижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внестикомплексное решение демографической проблемы.
Достижениемногих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но иэффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливыезаконы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамкахзаконодательно установленных полномочий и ответственности, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счетгосударственных внебюджетных фондов.
Однакорешающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вноситфедеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровеньинфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условияэкономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства встратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантииосуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федеральногобюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектовРоссийской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов РоссийскойФедерации.
Именнопоэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются вБюджетном послании Президента Российской Федерации.
2.Бюджетная политика РФ на современном этапе2.1 Бюджетная политика РФ на2008-2010 гг.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данногов Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 году», разработка параметровфедерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период- 2008-2010 годы.
Формирование основных характеристикфедерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетномпослании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах» положениях бюджетнойстратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействиесоциальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловномучете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Представляемые на данном этапепроектировки федерального бюджета разработаны на базе перспективного финансовогоплана Российской Федерации на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжениемПравительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. №1860-р.
За основу при формировании бюджета былиприняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условийсоциально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на периоддо 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектовестественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года, рассмотренныхПравительством Российской Федерации, доработанных и представленныхМинистерством экономического развития и торговли Российской Федерации вМинистерство финансов Российской Федерации 14 марта 2007 г. №Д03-378.
Основными отличительными особенностямиподготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являются их планированиеи утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходовв части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определениемразмера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федеральногобюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда иФонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы плановогопериода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки»переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Появление одной из основных особенностей федерального бюджетана 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевогосектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления изнефтегазового сектора обеспечили в 2005 году около 38% от доходовконсолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без учетапогашения налоговой задолженности).
Особая природа нефтегазовых доходовопределяет необходимость специального режима управления ими, направленного наобеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачитакого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственныхрасходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а такжепредотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция,обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовыхрынках.
Устойчивость бюджета сточки зрения, как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильностиэтих параметров в процентном отношении к ВВП.
Основныезадачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:
 
Рисунок2.1
Основныенаправления бюджета 2008–2010 гг.
/>
•превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономическогорегулирования;
•обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
•дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
•обеспечение исполнения расходных обязательств;
•проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
•переход на современные принципы осуществления государственных капитальныхвложений;
•применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качестваоказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширениеполномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению формфинансового обеспечения оказания государственных услуг;
•повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
•решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
•содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока иЗабайкалья.
Бюджет2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всехобязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационныхотраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивогоразвития страны (рис 2.1).2.2 Расходныеобязательства Российской Федерации
Приподготовке федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 годаиспользовался реестр расходных обязательств Российской Федерации на 2008–2010годы, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методоврасчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственныхвнебюджетных фондов Российской Федерации расходов.
Таблица 2.1
Обеспечение исполнениярасходных обязательствПоложение Бюджетного послания Реализация в Бюджетном кодексе Российской Федерации Основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета. Планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств осуществляется раздельно. При этом действующие обязательства подлежат безусловному финансированию в полном объеме. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения. Все действующие законы, другие нормативные акты, договора и соглашения и программы, обуславливающие финансовые обязательства, учитываются в реестре расходных обязательств, где также указывается объем ассигнований на их исполнение. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются. Предусматривается планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих и принимаемых обязательств. Утвержденные. бюджетные целевые программы отражаются в реестре расходных обязательств Российской Федерации.
Основноеместо в реестре занимают обязательства по предоставлению трансфертов населению,включающие публичные расходные обязательства и стипендии, которые являются«прямыми» финансовыми обязательствами государства перед гражданами (пенсии,пособия, компенсации, иные социальные гарантии) и подлежат безусловномуисполнению. В 2008 году такие обязательства составляют более 50% от общегообъема расходных обязательств Российской Федерации (рис. 2.2).
Рисунок 2.2
Структура расходныхобязательств Российской Федерации
/>
Состав и объем более 50% расходныхобязательств Российской Федерации предопределены действующими нормативнымиправовыми актами, устанавливающими виды и размеры трансфертов населению, а такжеграфиком погашения и условиями обслуживания государственного долга Российской Федерациии межгосударственными договорами и соглашениями.
Публичныерасходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актомрасходные обязательства публично–правового образования перед физическим илиюридическим лицом, иным публично–правовым образованием, подлежащие исполнению вустановленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размереили имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения(расчета, индексации) Большая часть указанных обязательств подлежит исполнениюза счет внебюджетных фондов или за счет субвенций Федерального фондакомпенсаций.
Таблица2.2
/>
Вструктуре расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет федеральногобюджета, основное место занимают обязательства по оказанию государственныхуслуг.
Обязательствапо оказанию государственных услуг включают обязательства по обеспечениюдеятельности бюджетных учреждений, предоставление субсидий государственнымучреждениям, не являющимся бюджетными учреждениями на возмещение затрат пооказанию ими государственных услуг, оплату государственных контрактов на оказаниегосударственных услуг, осуществление бюджетных инвестиций в объектыгосударственной собственности. Все они характеризуются возмездностьюпредоставления бюджетных средств. Ассигнования на исполнение таких обязательствдолжны планироваться исходя из выполнения государственных заданий и отражатьсяв смете бюджетных учреждений (рис. 2.3).
Рисунок2.3
/>2.3 Основные направления бюджетнойполитики в период кризиса
Нестабильность финансовыхсистем, обострение социальных проблем и замедление экономического роставынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизацииситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики.Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономическойполитики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли мерыденежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно болеевысокой эффективности.
Тем не менее, можетиспользоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторымиограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.
Отметим, что встроенные,автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительноэффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада,так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны кизменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, впериод замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтянойсектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, ккоторым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
В странах с развивающейсяэкономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и,следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева»сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то естьоказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводитк постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах сформирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для даннойстраны в будущем.
В частности, это можетпривести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких страноказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение«временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период былиснижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства,то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бываетполитически сложно.
Поэтому в случае принятиярешения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительствунеобходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем.Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики —адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки илистимулирования предприятий реального сектора.
Перед нашей страной стоятследующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрыхрешений.
Использование мермонетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынкестраны. Как уже былоотмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитнойполитики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более приналичии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однакоключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетныхсредств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но непривели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции,резкому росту бюджетного дефицита и т. д.?
Использование мерфискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансовогокризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста приодновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны,может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, этоснижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедлениеразвития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующейполитики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, абюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.
Поддержка реальногосектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада вреальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутреннейнестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимыстимулирующие меры со стороны государства.
В таблице 4 представленнабор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодолениепоследствий мирового финансового кризиса в нашей стране. Общая стоимость мерналоговой политики оценивается на уровне 900—1000 млрд. руб. (2,3—2,5% ВВП),мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) — в 1145 млрдруб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет2045—2145 млрд. руб. (5,2—5,4% ВВП).
Таблица 2.2.
Мероприятияналогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мировогофинансового кризиса
/>
Кроме того, в 2008 г. из Фонда содействия реформированию ЖКХ было выделено 50 млрд. руб. на выкуп квартир в домах свысокой степенью готовности, из федерального бюджета — 32 млрд. руб. на выкупквартир для военнослужащих и социально уязвимых категорий граждан. Приняторешение о предоставлении в 2009 г. государственных гарантий предприятиямреального сектора экономики в размере 300 млрд. руб.
Меры налогово-бюджетнойполитики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса,предполагается осуществить в сумме 175 млрд. руб. за счет остатков бюджета наначало 2009 г., остальные — за счет перераспределения расходов внутриустановленных параметров бюджета.
На начальном этапе дляподдержки банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средствафедерального бюджета на депозитах коммерческих банков (см. рис. 10). Крометого, в 2008 г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства ГК «ФондЖКХ» (180 млрд. руб.), ГК «Роснано» (130 млрд руб.), а также Фонданационального благосостояния (175 млрд. руб.).
Рисунок 2.4
Остаток средствфедерального бюджета, размещенных на депозитах в кредитных организациях (млрд руб.)
/>
Важное место срединеотложных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставленияБанком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операцииохватывают широкий круг банков, имеющих кредитные рейтинги международных и/илироссийских рейтинговых агентств. По состоянию на 19 января 2009 г. их объем оценивается в 1,7 трлн. руб.
В 2008 г. из федерального бюджета выделено 200 млрд. руб. в виде имущественного взноса в ГК «Агентствопо страхованию вкладов» (АСВ) для капитализации проблемных банков, а также открытакредитная линия без лимита Банком России АСВ на цели поддержки банков, которыеиспытывают проблемы. На 14 января 2009 г. использовано 114,3 млрд. руб. за счет кредитной линии Банка России и 32,2 млрд руб. за счет средств АСВ.
В качестве антикризисноймеры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб.,Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов засчет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов нагаз и услуги железнодорожного транспорта.
С учетом новогомакроэкономического прогноза правительство будет вносить корректировки вбюджет. В 2009 г. не только появится дефицит бюджета, но его величина будетсущественна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. 2010—2011 гг.должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрениядолгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 г. дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 г. — 3% ВВП.
Заключение
Бюджетная политикаявляется ядром экономической политики государства и отражает все его финансовыевзаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планированиибюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспеченияфинансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики — ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет долженстать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
В процессе работы надкурсовой работой была изучена бюджетная политика РФ. Для достижения данной целибыли решены следующие задачи:
·          определенопонятие бюджета;
·          рассмотреныпринципы бюджетной системы;
·          рассмотреныпонятие, цели и задачи бюджетной политики;
·          проанализированабюджетная политика РФ на современном этапе;
·          рассмотренырасходные обязательства РФ
·          выделены основныенаправления бюджетной политики в период кризиса.
Список литературы
1.   Баранова Л.Г.,Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. М.: Перспектива, 2008. — 213 с.
2.   Бюджетный кодексРоссийской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 30декабря 2006 г.)
3.   Бюджетноепослание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году»
4.   Кудрин А. «Мировойфинансовый кризис и его влияние на Россию» // «Вопросыэкономики» — №1, 2009, сс. 9–27
5.   Налоговый кодексРоссийской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
6.   Павлова А.А.Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист. — 2006. — 1. — С. 70.
7.   Поляк Г.Б.Бюджетная система России: — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 550 с.
8.   ПостановлениеПравительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229 «О порядке управлениясредствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»
9.   Федеральный законот 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларированиядоходов физическими лицами»
10.  Фетисов В.Д. Бюджетная системаРоссийской Федерации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.