Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральное агентствопо образованию
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Азове
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Бизнес-плани управление проектами»
Студентки 5 курса
заочного отделения
Специальность ГМУ
Мишиной КристиныЕвгеньевны
/>
г. Азов, 2008
Содержание
Вопрос 1. Административно-правовые формы организации бизнеса
1.1 Компания с однимвладельцем
1.2 Партнерство
1.3 Корпорация
1.4 Бесприбыльные фирмы
Вопрос 2. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса
2.1 Что такое франчайзинг
2.2 Что способствовалоразвитию франчайзинга
2.3 Что необходимо дляорганизации франчайзинга
2.4 Компонентыфранчайзинговой системы
2.5 Взаимоотношенияфранчайзер – франчайзи
2.6 Современные тенденции всфере франчайзинга
2.7 Перспективы
Вопрос 3. Стратегия финансирования и запас финансовой прочности
3.1 Разработка и реализациястратегии финансирования
3.2 Предприятие какфинансовая система
3.3 Стратегия финансированияи стоимость компании
3.4 Оптимальная структуракапитала
3.5 Структура финансирования
3.6 Хорошая стратегияфинансирования. Что это такое?
3.7 Порог рентабельности изапас финансовой прочности
Используемая литература
Вопрос 1.Административно-правовые формы организации бизнеса
Знаниеправовой стороны организации фирм необходимо при рассмотрении их экономическойроли в обществе.
Корпорации,включая наиболее известные гиганты бизнеса, не являются самым общим типомпредприятия.
Рассмотримтри основных типа фирм, ориентированных на получение прибыли, и сделаемнесколько замечаний по поводу родственных предприятий, таких целей непреследующих.
1.1 Компания с одним владельцем
Компания содним владельцем — это фирма, принадлежащая одному владельцу, которыйединолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ееобязательствам. Такие компании распространены очень широко. Они невелики инаиболее характерны для строительной индустрии и розничной торговли.Промышленные компании с одним владельцем составляют более 70% всех фирм, дающихфедеральному правительству налоговую прибыль. Но эта прибыль скромна, только 7%от общих поступлений.
Преимуществакомпаний с одним владельцем. Такая формаорганизации имеет целый ряд преимуществ, присущих маленьким фирмам. Вероятно, наибольшеепреимущество состоит в том, что начать дело чрезвычайно легко. Практически этосводится лишь к регистрации названия фирмы. Несложен и процесс ликвидации дел —владелец просто прекращает заниматься бизнесом и фирма исчезает.
Второепреимущество — это сосредоточение всей прибыли (если, конечно, она есть) вруках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергаетсялишь обложению индивидуальным подоходным налогом.
И, наконец,компания с одним владельцем имеет неоспоримое преимущество в том, что она,работает сама по себе и неподотчетна нанимателям или совладельцам. Очень многиелюди ценят эту независимость столь высоко, что они готовы вести собственноедело, довольствуясь скромными доходами, нежели работать на третьих лиц.
Недостаткикомпаний с одним владельцем. Эта форма ведения делимеет и определенные недостатки, которые ограничивают их возможности, особеннов крупных предприятиях. Одним из существенных недостатков является полнаяфинансовая ответственность владельца компании. Наряду с тем, что владелецполучает всю прибыль, он лично несет бремя потерь. Вся ответственность компании— долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контрактов — лежитна владельце. Таким образом, банкротство такой компании означает банкротство ееединственного владельца[1].
1.2 Партнерство
Партнерство— это объединение двух и более людей, ведущих дело как совладельцы. Партнерство— наименее распространенная форма организации бизнеса, составляющая только 7%от общего числа американских компаний. Их доля — менее 4% от всех денежныхпоступлений и доходов в американском бизнесе. Партнерство как форма организациибизнеса чаще всего распространено в таких сферах, как юриспруденция, медицина ибухгалтерия. В этих областях федеральные законы ограничивают организациюкрупных корпораций представителями одной профессии. Однако некоторыепослабления юридического характера последних лет приводят к появлениюкорпораций, созданных по профессиональному признаку.
Преимуществапартнерства. Образование партнерстваявляется одним из возможных путей развития компаний с одним владельцем. Два иболее компаньонов объединяют свои знания и финансовые ресурсы, создавая болеемощную и крупную фирму, нежели две сепаратные компании. Партнерства имеютналоговые преимущества перед корпорациями. Раздел о налогообложении корпорацийэто покажет.
Недостаткипартнерства. Вышеуказанные преимуществакомпенсируются существенными недостатками. Один из них — это неограниченнаяответственность партнеров. С точки зрения обязательств положение партнера вэтой форме предприятия даже хуже, чем полновластного владельца компании,поскольку каждый из партнеров несет ответственность за всю фирму. Если фирмаразоряется, то каждый из членов партнерства может потерять гораздо больше, чемон сам вложил в дело. Член партнерства обязан в судебном порядке возместитьубытки другом членам партнерства.
Временныерамки партнерства — другая серьезная проблема, поскольку смерть любого изпартнеров прекращает легальную деятельность фирмы. Уход партнера также создаетпроблемы. Если это происходит, его бывшие коллеги, либо третье лицо, обязанывыкупить его долю в фирме. До тех пор, пока покупатель не найден, его вклад вдело замораживается, то есть вклад нельзя забрать как наличные или вложить виное дело.[2]
Партнерствас ограниченной ответственностью. Для некоторых целей —например купли-продажинедвижимого имущества — создастся особый вид партнерств, так называемыепартнерства с ограниченной ответственностью, что позволяет избежатьвышеописанных неудобств. Партнерство с ограниченной ответственностью включаетнесколько партнеров, которые отвечают за организацию работы фирмы и имеют почтитакой же статус как совладетели обычного партнерства. Но рассматриваемая формаорганизации предприятия включает в себя еще ряд партнеров с ограниченнойответственностью, которые вносят средства на организацию фирмы, получаютприбыль, но чья ответственность по обязательствам фирмы никогда не может превышатьсумму, вложенную ими в дело. Партнерство с ограниченной ответственностьюобладает многими преимуществами корпорации, способными умножить капитал. В тоже время эта форма организации бизнеса сохраняет налоговые льготы партнерства.
1.3 Корпорация
Корпорация—этотретья основная форма организации предприятия.
Корпорацияорганизована как юридически независимый экономический объект, в которомсобственность разделена на доли; Корпорация является основной формойорганизации больших фирм. Менее 20% всех американских компаний составляюткорпорации, но на них приходится почти 90% всех денежных поступлений. Однакосуществуют и небольшие корпорации. Одна четверть от их общего количества даютдоход менее 25 тыс. долларов в год.
Преимуществакорпораций. Польза корпоративной формы организациибольшого бизнеса базируется на двух основных положениях:
корпорация,действующая в рамках существующего законодательства, — это экономическаясистема, независимая от ее владельцев;
совладельцыкорпораций имеют лишь ограниченную ответственность.
Юридическаянезависимость корпорации определяет ее стабильность и продолжительноесуществование. Акционеры могут входить или покидать компанию по собственномужеланию. Кредиторы и клиенты имеют дело с одним экономическим объектом, а не срядом партнеров. Далее, корпорация обладает собственностью и заключаетконтракты от своего собственного имени, а не от имени совладельцев[3].
Ограниченнаяответственность подразумевает, что акционеры не могут понести ущерб больший,нежели сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее существенная защита акционера.У человека могут быть вложены средства в дюжину корпораций, но он ничем нерискует. Подобный риск не может игнорироваться владельцем собственной компанииили членом партнерства.
Такимобразом, юридическая независимость и ограниченная ответственность делаеткорпорацию идеальным местом помещения капитала мелкими вкладчиками, что в итогесоставляет весьма значительные суммы.
Недостаткикорпораций. Корпорации, разумеется, не свободны отнедостатков. В противном случае все фирмы стали бы корпорациями. Один изнедостатков—относительно высокие затраты и сложности в процессе организации ипрекращения деятельности корпорации. Хотя каждый американский штаг имеет своизаконы, регулирующие подобного рода деятельность, образование корпораций обычнотребует услуг адвокатов и выплату гонораров и вознаграждений. Эти затратыделают корпоративную форму организации предприятий малоподходящей для многихмелких или временно организуемых компаний.
Существеннымминусом в деятельности корпораций является двойное налогообложение. Полученнаяприбыль облагается налогом с корпораций, а затем, когда прибыль выплачивается акционерамв виде дивидендов, эти доходы подлежат индивидуальному подоходномуналогообложению. Двойное налогообложение может быть очень высоким. Например,если федеральные налоги и налоги штата на корпорации изымают 40% прибыли фирмыв момент ее получения, то индивидуальный подоходный налог забирает еще 33%оставшейся суммы при выплате дивидендов. Это значит, что совладельцы фирмыполучают только 40 центов от каждого доллара прибыли корпорации[4].
1.4 Бесприбыльные фирмы
Вдополнение к компаниям с одним владельцем, партнерствам и корпорациям — такимформам организации предприятии, которые целью своей ставят получение прибылей вчастном секторе, существует множество бесприбыльных фирм. К ним относятсяцеркви, колледжи, госпитали, общества милосердия, профсоюзы, клубы и некоторыедругое. Как и фирмы, ориентированные на получение прибыли, эти организацииучаствуют в торговле, производстве товаров и услуг, обеспечении занятости. Большинствобесприбыльных фирм имеют юридический статус корпораций.
Но, вотличие от фирм, ориентированных на получение прибыли, в бесприбыльных фирмахнет акционеров. Они управляются независимой группой попечителей, члены которойвыбираются исходя из внутренних уставов и положений этих организаций. Втипичном частном колледже, например, попечители выбираются выпускниками,факультетами, а иногда и студентами.
Некоторыебесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований. Многие получают доходыот» гонораров, продажи товаров и услуг; сюда можно отнести госпитали,театральные группы, издательства. Если бесприбыльная фирма получает в качествепожертвований или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, законобязывает вложить излишки в дело.
Кооперативытесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они образуются потребителями,фермерами, иногда—рабочими фабрик для организации предприятий с цельюизвлечения взаимной пользы. В отличие от бесприбыльных фирм кооперативы могутраспределять полученную прибыль между своими членами. Например, доходкооперативного супермаркета в конце года может быть распределен между членамикооператива, на основе их общих закупок в течение этого периода.
Однако, вотличие от обычных корпораций, кооперативы не всегда ориентированы на получениеприбыли в качестве основной цели. Образование кооператива, например, даетвозможность потребителям объединять свою покупательную способность яприобретать товары по оптовым ценам, или дает возможность фермерамконтролировать продажу сельскохозяйственной продукции.[5]
Вопрос 2.Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса
2.1 Чтотакое франчайзинг
Термин франчайзингохватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используетсяпараллельно с термином лицензирование. Будучи способоморганизации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативногометода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последнихсорока лет.
Во франчайзингекак способе организации бизнеса лицензиар (т. е. франчайзер) не просто даетразрешение лицензиату (т. е. франчайзи) продавать свои фирменные товары иуслуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике методведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организациибизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзинепременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлятьпостоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотяобе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведениябизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы[6].
История иразвитие франчайзинга.
Деловыесоглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, существовали уже всредние века. Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можнообнаружить в США второй половины XIX в., когда возникла компания Singer SewingMachine Company, производящая швейные машины. Взаимоотношения между Singer ивладельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейныммашинам и осуществляли их ремонт, имели определенное сходство с сегодняшнимфранчайзингом: в частности, на мастерских был изображен торговый знак Singer.
Франчайзингвторого поколения, который также называется франчайзинг бизнес-формата, возникв США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Впервые франчайзинг стал применятьсякак отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способраспределения существующего товара.
Франчайзингбыстро распространялся в США в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. В 1946 г.можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось ужеболее 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали стех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. Вконце 1960-х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалосьна развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеровзадуматься об освоении зарубежных рынков. Франчайзинг впервые возник вВеликобритании в 1955 г., когда компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела уамериканской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на праводеятельности (master franchise rights) в Великобритании. С тех пор франчайзинграспространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действуетв 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговыесообщества.
В Великобританиина протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг быстро развивался и приобрелпопулярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающиепредприятия, для которых такой метод продажи товаров и услуг являлся несвязанным с большим риском средством финансового роста. Более того, в последниегоды все большее число давно существующих компаний также стали прибегать кфранчайзингу как к средству расширения своего бизнеса[7].
Хотя франчайзингв основном встречается в сфере услуг и розничной торговли, к нему такжеприбегают и производители, для того чтобы обеспечить себе возможности сбытасвоих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки дляпродажи товаров, но и получают возможность более экономного использованияскладских помещений и каналов распределения. Кроме того, некоторые давносуществующие розничные сети организуют наряду с собственными подразделениямифранчайзинговые единицы как средство достижения особых стратегических целей.Такими целями могут быть:
· достижение более быстрых темпов проникновения на рынок, чем этобыло бы возможно при использовании только собственных торговых точек;
· мобилизация капитала за счет существующих торговых марок;
· улучшение показателей своих не очень прибыльных торговых точекпутем превращения их во франчайзи.
Основнымисточником статистических данных о франчайзинге являются ежегодные отчеты,составляемые по заказу Британской франчайзинговой ассоциации (British FranchiseAssociation — BFA) с 1984 г. и финансируемые NatWestBank. Эти отчеты содержатценную информацию для понимания масштаба франчайзинга и темпов его роста. Сдругой стороны, у них есть определенные недостатки, например они медленнореагируют на происходящие изменения, а значительная часть респондентов, чьисведения используются в отчетах, являются членами BFA, которые обычно уже давноработают на условиях франшизы в отличие от предприятий, не входящих в этуорганизацию.
Всоответствии с этой торговой статистикой общий оборот индустрии франчайзингавозрос с 1984 по 1990 г. с 0,84 миллиарда до 5,2 миллиарда фунтов стерлингов.Средний годовой прирост за эти годы составил 36%. По сравнению с этим вследующие пять лет, с 1990 по 1995 г., на фоне сниженной экономическойактивности средний годовой прирост оборота франчайзинговой индустрии составил3%, при этом в 1990-1991 гг. — 8% и в 1992-1993 гг. — 11%.
В какихвидах бизнеса существует франчайзинг
В США, гдефранчайзинг развит более чем где бы то ни было, франчайзинговым бизнесомохвачено как минимум 65 секторов; некоторые из них делятся далее на подклассы.Эти категории включают: повсеместно встречающиеся предприятия быстрого питания,аренду машин, печатные и копировально-множительные услуги, сети отелей имотелей, услуги по подбору персонала и временных работников, а такжетуристические агентства, продажу через торговые автоматы и обучение торговогоперсонала. В США франчайзинг проник в такие профессиональные и финансовыесферы, как фармацевтика, оптика, бухгалтерия и страхование. В Великобританиичлены BFA работают в 46 секторах бизнеса, в которых выделяются 38дополнительных подсекторов. Многие из этих категорий совпадают с теми, вкоторых успешно применяется франшиза в США, среди них также: доставка посылок,школы вождения, предоставление различных видов услуг для домовладельцев,детские сады и доставка молочных продуктов[8].
2.2 Чтоспособствовало развитию франчайзинга
Франчайзинграспространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению сдругими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения последующим причинам:
· он выгоден и франчайзеру, и франчайзи;
· в социально-экономической среде действовали благоприятные факторы;
· сыграли роль заинтересованные третьи стороны.
Точказрения франчайзера
Основнымпобудительным мотивом для франчайзера является обычно недостаток капитала илинежелание подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляеткапитал, который вкладывается в новое предприятие, экспансия можетосуществляться с меньшими затратами капитала фирмы, и некоторые риски,связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи. Такжевозникает потенциальная возможность более быстрого роста, чем было бы возможнопри самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньшесотрудников, чем для собственных подразделений. Относительно небольшиекапиталовложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибылиот использованного капитала[9].
Более того,франчайзинг позволяет фирмам на уровне своих торговых точек приобретать некоторыеиз характеристик, присущих малым предприятиям, например знание местных условий,более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладываютсобственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными,показатели их предприятий будут лучше, чем у тех, которыми руководят менеджерыкомпании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, посколькувладение собственным делом дает некоторые преимущества, проще найти хорошихфранчайзи, чем хороших менеджеров, так что компания, которая не может позволитьсебе нанять менеджера необходимого уровня или с особыми знаниями для управлениясвоим подразделением, при помощи франчайзинга получает возможность решитьпроблемы персонала.
Точказрения франчайзи
Человекрешает стать франчайзи, а не независимым владельцем малого предприятия, потомучто его может заинтересовать выгодная комбинация малого и большого бизнеса.
Хотяфранчайзи и должны быть готовы пожертвовать некоторой независимостью, в обменна это они получают «возможность и поддержку», которые значительно сокращаютриск, присущий созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что онисвободно действуют в контролируемой среде, где им предоставляется помощь иподдержка, и в то же время они пользуются преимуществами известной торговоймарки, профессионального управления и экономии масштаба более крупнойорганизации. И наконец, франчайзи получают бизнес, который, надо надеяться,можно будет выгодно продать.
Обратнаясторона франчайзинга
Несмотря нато, что франчайзинг предоставляет много преимуществ и франчайзеру, и франчайзи,в управлении такой системой возникают некоторые сложности. С одной стороны,франчайзи являются высокомотивированными, преданными и инициативнымиработниками, а также вкладывают свой капитал в бизнес, с другой — все этипреимущества могут быть в некоторой степени сведены на нет затратами итрудностями, связанными с поддержанием единых стандартов обслуживания инеизменного общественного мнения о компании в условиях такой децентрализованнойорганизации. В некоторой степени это обусловлено тем фактом, что бизнесфранчайзи юридически является независимым от франчайзера. Вследствие этогофранчайзер не может также свободно отдавать приказы, как в своих собственныхподразделениях. По существу, франшиза является партнерством, хотя и неравным, иименно сложности такого соглашения и потенциальная возможность возникновенияконфликта приводили к провалу франчайзинговых организаций.
Кроме того,тот факт, что франчайзеру приходится убеждать франчайзи, а не просто отдаватьприказы, как в ситуации с менеджерами своей компании, привел некоторыхнаблюдателей к заключению, что франчайзинговые фирмы менее способныприспосабливаться к переменам, чем полностью интегрированные компании.
Дляфранчайзера самой большой проблемой является успешное управление всемиаспектами взаимоотношений с франчайзи. Для франчайзи самой главной заботойявляется качество франчайзера, т. е. насколько хорошо была проверена напрактике концепция фирмы и насколько хорошо будет франчайзер исполнять своипостоянные обязанности по отношению к своим франчайзи[10].
2.3 Чтонеобходимо для организации франчайзинга
Нельзяутверждать, что любой бизнес подходит для организации франчайзинга. Существуетряд особых критериев, которые необходимо рассмотреть, для того чтобы определитьвозможность создания франчайзинговой системы. Вот они:
· Предлагаемые товары и/или услуги прошли проверку на практике. Этонеобходимо для обеспечения уверенности франчайзи в том, что они вкладываютсредства в жизнеспособный бизнес.
· Товары/услуги обладают отличительными характеристиками, и ихподдерживает товарный знак или торговая марка, которые хорошо известны всекторе бизнеса потенциального франчайзи. Это позволяет предложить франчайзиценный коммерческий актив, который иначе им было бы трудно приобрести.
· Процессы и системы, которые франчайзер передаст франчайзи, должныбыть просты, легки в освоении и не требовать длительного времени для введения вэксплуатацию. Это необходимо для успешного тиражирования неизменного имиджакомпании во всех торговых точках.
· Прибыль должна быть такой, чтобы обеспечить и франчайзеру, ифранчайзи необходимый уровень заработка и доходов с инвестиций.
Также имеютзначение следующие дополнительные критерии:
· Должен быть создан механизм обеспечения постоянной техническойподдержки и помощи, а также развития бизнеса франчайзинговой сети.
· Должно существовать достаточное количество франчайзи,соответствующее бизнес-планам потенциального франчайзера[11].
2.4Компоненты франчайзинговой системы
Основнымикомпонентами франчайзинговой системы являются: успешное осуществление пробногопроекта, договор франшизы, руководство по франшизе, отбор франчайзи ипостоянная поддержка. Поскольку франчайзинговые системы более разнообразны, чемкажется на первый взгляд, выявление дополнительных компонентов будет оченьценно. Также необходимо указать на значительные затраты, требующиеся на самыхранних стадиях развития системы, особенно это касается времени, кадров и другихресурсов.
Пробныйпроект
Осуществлениепо меньшей мере одного пробного проекта является необходимым компонентомразвития франчайзинговой системы, предшествующим продаже франшиз. Как и в любоммаркетинговом эксперименте, цель мероприятия состоит в том, чтобы как можноточнее смоделировать предполагаемую франчайзинговую систему. Это позволитполучить ясное представление о будущей работе, выявить проблемы, с тем чтобыможно было предпринять необходимые шаги для их преодоления, и не в последнююочередь определить, стоит ли продолжать заниматься развитием франчайзинговойсистемы. Хотя «пилоты» и предоставляют ценную информацию, но, поскольку в нихобычно работают сотрудники компании, с их помощью вряд ли можно проверить дваважнейших фактора, определяющих успех франчайзингового бизнеса: насколькохорошо франчайзи подходит для этого дела и предан ему и как будут складыватьсявзаимоотношения франчайзер-франчайзи.
Документыпо франшизе
Двумяосновными документами по франшизе являются руководство по франшизе и договор.Руководство содержит подробные инструкции и советы для франчайзи по ведениюдела. Договор определяет формальные отношения между франчайзером и франчайзи иочень подробно и конкретно формулирует обязанности франчайзи. В контрактеуказаны, например, три вида финансовых выплат, которые франчайзи выплачиваетфранчайзеру: первоначальный взнос, который главным образом покрывает издержкифранчайзера по организации предприятия франчайзи, постоянная плата «заадминистративные услуги» и «налог», направляемый на маркетинг и рекламу. Двепоследние платы исчисляются в виде процента с торгового оборота франчайзи.Плата за административные услуги варьируется в широком диапазоне от 5,5%(общественное питание и гостиницы) до 9,6% (транспортные услуги) в зависимостиот объема предоставляемой поддержки и размера прибыли. Франчайзеры могут вместес этим или вместо этого поставлять франчайзи товары с наценкой. Некоторыефранчайзеры используют этот вариант как основной источник дохода и взимаюточень низкую плату за административные услуги. В среднем различные постоянныеплатежи, собираемые франчайзерами в 1996 г., по оценкам составляли 8,9%товарооборота франчайзи.
Отборфранчайзи
Процедурыотбора, применяемые при наборе первых франчайзи, чрезвычайно важны для успехадальнейшей работы франчайзинговой системы. Для того чтобы компенсироватьпервоначальный недостаток опыта при выборе франчайзи, франчайзеру обычнорекомендуется составить описание «идеальных» франчайзи. На практике это трудноосуществить на ранних стадиях работы франчайзинговой системы, но со временемфранчайзеры опытным путем узнают, какими характеристиками должны обладатьфранчайзи. Также важно решить, как и где объявить о наборе кандидатов и какиепроцедуры отбора использовать.
Постояннаяподдержка
И последнимкомпонентом франшизы является определение типа и объема постоянной поддержки,необходимой для франчайзинговой сети. Поддержка может охватывать различныеаспекты работы, такие как предоставление помощи на местах сотрудниками компаниифранчайзера, постоянная программа обучения для франчайзи, разработка новыхтоваров и систем и обновление руководства по франшизе. Не в последнюю очередьподдержка включает в себя постоянный мониторинг рынка в пользу франчайзера ифранчайзи[12].
2.5Взаимоотношения франчайзер – франчайзи
Основныеспоры в отношении франчайзинга вращаются вокруг взаимоотношенийфранчайзер-франчайзи, поскольку они являются главным определяющим факторомуспеха или провала бизнеса. Аспектами этих взаимоотношений являются:
· относительная независимость франчайзи;
· условия контракта, предопределяющие конфликт;
· степень и тип регулирования отношений, в рамках которых действуетфранчайзинг.
Контрактобычно рассматривается как основной фактор, ограничивающий независимостьфранчайзи и, следовательно, приводящий к конфликту. Утверждается, что уклонконтракта в пользу франчайзера позволяет последнему держать в своих рукахбольшую власть. В качестве примеров указывается, что контракт обязываетфранчайзи вводить в действие любые изменения, внесенные в руководство пофраншизе в течение периода действия франшизы, и что франчайзи подписываетдоговор о франшизе прежде, чем может ознакомиться во всех подробностях сруководством по франшизе.
На деленельзя судить о степени независимости франчайзи на основании контракта. Междуформальной независимостью (выраженной в контракте) и практическойнезависимостью (имеющей место в процессе взаимоотношений) существует разница.Не только франчайзи, но и франчайзеры жертвуют некоторой долей своейнезависимости. Для франчайзера необходимо, чтобы франчайзи действовали согласнодоговоренности, вносили изменения в процессы и не испортили репутациюфранчайзера. В системе, целиком принадлежащей одной компании, такая зависимостьот людей, не являющихся сотрудниками компании, просто не существует.Взаимозависимость франчайзера и франчайзи вынуждает обе стороны пойти нанекоторый компромисс в отношении своей независимости в обмен на получаемыепреимущества[13].
Конфликт иконтракт
В какоймере контракт неизбежно влечет за собой конфликт во взаимоотношенияхфранчайзер-франчайзи? С одной стороны, в такой сложной по сравнению с системойподразделений одной компании сети всегда присутствует некоторая доля конфликта,однако это вызвано не только условиями контракта. Конфликт также не обязательноявляется деструктивным или нежелательным. Некоторые франчайзеры активноприветствуют постоянный диалог, являющийся важной характеристикой франчайзинга,а также прямые и критические замечания своих франчайзи.
На практикебольшинство франчайзи, по-видимому, готовы к продлению своих контрактов и нестремятся вносить в них изменения. Также есть свидетельства того, что франчайзиимеют возможность обсуждать некоторые условия договора с франчайзером до егоподписания. Создается впечатление, что большинство франчайзи не разделяютубеждение о том, что контракт для них губителен. Возможно, это происходитпотому, что франчайзеры редко прибегают к угрозам на основании статейконтракта. На самом деле контракт незначительно влияет на взаимоотношения,поскольку, как показал опыт, управление при помощи убеждения и на собственномпримере скорее способно привести к сотрудничеству внутри системы. Одним из ненасильственныхсредств управления являются программы обучения, которые, будучи достаточноавторитетными, формализованными и тщательно продуманными, способны заставитьфранчайзи действовать в соответствии с указаниями франчайзера. Однако, какпродемонстрировали некоторые эмпирические данные, возможно, самой важнойпричиной, по которой обе стороны не хотят применять силу, является пониманиетого факта, что если исполнять свои обязательства и идти на уступки, торазногласия можно свести к минимуму и в результате система сможет успешноработать, что выгодно обеим сторонам.
2.6Современные тенденции в сфере франчайзинга
Во-первых,долгий период развития многих франчайзинговых систем в Европе и Америке привелк увеличению числа франчайзи, «достигших уровня комфорта» (т. е. осуществившихсвои мечты об «образе жизни»), а также к росту количества франчайзи, владеющихнесколькими торговыми точками. Во-вторых, экономический спад начала 1990-х гг.способствовал распространению ассоциаций франчайзи. В то же время он выявил болеедавнюю и глубоко укоренившуюся проблему, а именно трудности, испытываемыемногими франчайзерами при отборе франчайзи достаточно высокого уровня иобладающих при этом средствами, необходимыми для вложения в бизнес.
Достигшие«уровня комфорта» франчайзи/
Данные поСША показывают, что по мере развития франчайзинговой системы становится всебольше комплексных франчайзинговых подразделений внутри сети. Такое ужепроизошло в сфере быстрого питания в Великобритании, и кажется неизбежным, чтодобившиеся успеха франчайзи в других секторах экономики также будут стремитьсяк расширению, приобретая дополнительные торговые точки у того же франчайзера.
При этомфранчайзи, руководящие мини-сетью внутри франчайзинговой сети, ставят вопрос ополномочиях, что может неблагоприятно сказаться на всей франчайзинговойорганизации. Более того, подвергается сомнению эффективность их работы. Врезультате многие франчайзеры налагают строгие ограничения на количествоторговых точек, которыми может владеть один франчайзи. С другой стороны, естьнебольшое количество франчайзеров, которые рассматривают такие комплексныефранчайзинговые подразделения как ценное средство обеспечения роста изнутри приусловии, что данный франчайзи работает на достаточно высоком уровне и обладаетуправленческими способностями[14].
2.7Перспективы
Существуетряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективыбудущего развития франчайзинговой индустрии. Некоторые из этих тенденцийявляются внешними по отношению к франчайзингу, другие действуют изнутри, будучиприсущими функционированию и организации франчайзинговой системы как таковой.
Несомненно,двумя самыми главными факторами, определяющими развитие франчайзинга, станутоживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение ростасферы обслуживания, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг.Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. С другойстороны, возрастание конкуренции во многих из этих секторов, возможно, заставитмногих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бысвой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативнойвозможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы подприкрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственногобизнеса.
Другойблагоприятный внешний фактор — готовность все большего числа прибыльныхорганизаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством,способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения нарынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, адругие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта[15].
Вопрос 3.Стратегия финансирования и запас финансовой прочности
3.1Разработка и реализация стратегии финансирования
Благодарятенденции глобализации рынков и стремительному развитию технологий обменаинформацией капитал достиг беспрецедентного уровня мобильности, котораяпозволяет инвесторам в кратчайшие сроки идентифицировать, а капиталуперемещаться туда, где ресурсы могут использоваться наиболее эффективно.
Необходимостьснижения операционных издержек как важнейшее условие выживания и роста компаниименеджерами осознана давно. Сегодня пришло время понять, что стоимость капитала- такая же жизненно важная компонента успеха любого бизнеса, ориентированногона долгосрочный экономический рост. Поэтому безусловного внимания руководителейкомпании требуют вопросы разработки и реализации стратегии финансирования, вкоторой центральное место занимает проблема оптимальной структуры капитала.
Любоеобсуждение стратегии предполагает наличие ясно обозначенной цели. Основуконцепции управления стоимостью составляют два фундаментальных принципа:
· первый — целью финансового управления компанией являетсямаксимизация ее обоснованной рыночной стоимости;
· второй — стоимость компании определяется денежными потоками,которые она сможет генерировать в будущем, дисконтированными по ставкедоходности, учитывающей совокупные риски всех активов компании[16].
3.2 Предприятиекак финансовая система
Любоепредприятие (бизнес) начинается с денег. Индивидуальные и институциональныеинвесторы вкладывают средства в компанию, рассчитывая на получение дохода вбудущем. В обмен на инвестиции они получают формализованные (или неформальные)права требования, позволяющие участвовать в распределении доходов.
Праватребования представлены широким разнообразием видов: от базовых понятий долга исобственного капитала до экзотических конструкций производных финансовыхинструментов, привязанных к изменению цен на акции (или облигации) компании.
Местом, гдепродаются и покупаются права требования, является рынок капитала. Он может бытьформализованным, как, например, фондовая биржа, или неформальным рынком«промежуточных» участников, таких как венчурные фонды, банки,инвестиционные компании или, наконец, друзья и родственники.
Финансирование- это сфера взаимодействия компании с рынком капитала. Решения пофинансированию — это выбор (среди различных доступных вариантов) источниковпривлечения в бизнес финансовых ресурсов в обмен на упомянутые выше праватребования.
В сегментефинансирования можно выделить два ключевых подмножества принятия решений:распределение прибыли (дивидендная политика) и формирование структуры капитала.Эти решения определяют долгосрочную жизнеспособность компании и, как правило,входят в компетенцию ее высших руководителей.
3.3Стратегия финансирования и стоимость компании
Концептуальнымфундаментом современных корпоративных финансов является теорияМодильяни-Миллера (М&М), центральный результат которой состоит в том, что вмире без налогов, издержек обращения капитала и других проявленийнесовершенства рынка ни решения по выбору структуры капитала, ни дивиденднаяполитика не влияют на рыночную стоимость фирмы.
Однако дажеразвитые рынки капитала не совершенны на 100%: существуют налоги и фрикционныеиздержки; информация, которой владеют инвесторы, почти всегда отличается оттой, которой оперируют менеджеры. Поэтому решения по финансированию способныоказывать влияние и на стратегию компании, и на стоимость финансовых ресурсов,и на благосостояние акционеров.
Прочностьконкурентной позиции компании прямо зависит от структуры ее капитала. Фирмыстремятся к созданию конкурентных преимуществ с целью получения экономическойприбыли. Высокая норма доходности привлекает конкурентов. Решение новых игроково вступлении в отрасль, равно как и решения компаний, обороняющих свои позиции,зависят от того, насколько стратегия фирмы обеспечена ресурсами, в первуюочередь финансовыми[17].
Запасгибкости в принятии ключевых управленческих решений. Гибкость достигается путемформирования структуры капитала, которая позволяет сокращать или увеличиватьдоли различных финансовых инструментов в зависимости от тенденций на рынкекапитала. Долгосрочный заем с ограничительными оговорками и без правадосрочного погашения — классический пример финансирования, исключающего гибкость.Аналогично, если компания использует максимальный объем заемных средств,который она в состоянии сегодня получить, это значит, что она может лишитьсядоступа к финансовым ресурсам, если котировки ее акции опустятся ниже ихреальной стоимости.
Структуракапитала компании играет ключевую роль в стратегии слияния независимо от того,стремитесь вы к поглощению другой компании или хотите защититься отнедружественного захвата. Компания с низкой долей долга в структуре капиталаможет оказаться привлекательной «жертвой», потому, например, что ее активыпозволят «захватчику» получить дополнительные займы и увеличить стоимостьобъединенной компании. И, если компания, делающая предложение о поглощении,имеет неиспользованный запас кредитоемкости, она получает шанс на завершениесделки по более выгодной для себя цене, пока соперники вынуждены терять времяна решение вопроса о привлечении необходимых для этого финансовых ресурсов[18].
Асимметричностьинформации — важнейшая причина зависимости стратегии компании и стоимости ееакций от решений по финансированию. Эта асимметрия в большинстве случаевработает против компании, потому что инвесторы (чаще всего обоснованно)убеждены, что если есть информация, которую они не получили, это информациянегативного характера. Поэтому программа формирования прочных и доверительныхотношений с инвесторами может сыграть неоценимую роль в успешной реализациикорпоративной стратегии, если ее результатом станут доступность и выгодныеусловия финансирования для осуществления привлекательных инвестиционныхпроектов компании.
Во-первых,реальный рынок капитала не всегда эффективен, компании платят налоги и несутсерьезные потери, попадая в трудное финансовое положение.
Во-вторых,утверждение о том, что стоимость компании определяется денежными потоками,которые генерируют ее активы, а не тем как эти активы финансируются, — это ключк эффективному управлению стоимостью. Стоимость компании определяется в первуюочередь качеством «левой части баланса». А это значит, что решающее значение вмаксимизации стоимости компании имеет выверенная корпоративная стратегия,основанная на создании, развитии и удержании конкурентных преимуществ,позволяющих получать отдачу от инвестиций выше совокупных затрат на привлечениекапитала вне зависимости от источников финансирования.
3.4Оптимальная структура капитала
Подоптимальной структурой капитала обычно понимают такую комбинацию ценных бумаг,которая максимизирует рыночную стоимость фирмы, а значит, обладает наибольшейпривлекательностью для инвесторов. Проблема планирования структуры капиталаимеет две составляющих: первая — это соотношение доли долга и собственныхсредств, используемых для финансирования активов; вторая — выбор конкретныхфинансовых инструментов для привлечения капитала.
Всовершенном мире Модильяни-Миллера (с учетом налогообложения корпоративнойприбыли) основной вывод теории состоит в том, что, если имеет место налоговаязащита процентных платежей, компаниям следует максимально наращивать размерзаймов, увеличивая благосостояние ее акционеров за счет освобождения отналогообложения стоимости обслуживания долга[19].
Снижениемаржинальной ставки налоговых платежей
Наличиеединой ставки налогообложения прибыли не означает, что размер налога,уплаченного с последнего рубля прибыли, будет соответствовать именно этойставке. Увеличение доли прибыли, попадающей под налоговый щит по мереувеличения размера долга, может вести к сокращению объема налоговых платежей впределе до нуля.
В то жевремя наращивание долга увеличивает вероятность того, что какую-то частьвозможностей налоговой защиты процентных платежей не удастся использовать вбудущем, а это ведет к снижению ожидаемых выгод экономии на налогах в расчетена каждый дополнительный рубль процентных выплат по мере роста платежей пообслуживанию долга.
Следовательно,стоимость компании будет снижаться при отклонении размера долга от«оптимального» значения и в меньшую, и в большую сторону.
Издержкифинансовых трудностей
Издержкифинансовых трудностей зависят от вероятности банкротства и масштаба потерь,которые компания будет вынуждена нести, если она все-таки станет банкротом.Эмпирические данные свидетельствуют, что такие издержки могут составлять от 8,1до 17,5% от стоимости фирмы.
Приумеренных уровнях долга вероятность финансовых проблем незначительна, и выгоды«налогового шита», если компания в состоянии им воспользоваться,доминируют. Но с некоторого момента вероятность финансовых проблем придополнительных займах начинает быстро расти и издержки финансовых трудностейсущественно снижают стоимость компании. Теоретически оптимум достигается, когдаприведенная стоимость экономии на налогах благодаря займам точно компенсируетсяростом приведенной стоимости прямых и косвенных издержек банкротства.
Банкротствосамо по себе не влияет на стоимость компании — это просто процедураорганизованного доступа владельцев прав требования к ее денежным потокам.Стоимость компании снижается только за счет издержек, связанных сосуществлением этой процедуры. Итогом процедуры банкротства является переходправа собственности от акционеров к кредиторам, тогда как экономическиобоснованное решение о ликвидации означает, что приведенная стоимость ожидаемогооперационного денежного потока действующего бизнеса меньше суммы, которую можновыручить, просто продав активы.
Банкротствонеизбежно сопровождают судебные и административные расходы, это прямыеиздержки. Они означают, что стоимость функционирующей компании будет всегдавыше стоимости, полученной в результате процедуры банкротства. Риск потеристоимости чаще всего ложится на держателей долговых обязательств, и в качествекомпенсации они будут требовать доходности тем выше, чем выше доля долга всовокупном капитале фирмы.
С однойстороны, это ведет к увеличению вероятности невыполнения обязательств имасштабов возможных претензий, что в свою очередь увеличивает приведеннуюстоимость издержек финансовых трудностей; с другой стороны, большой объемпроцентных выплат снижает возможные доходы акционеров. Оба этих факторадействуют в направлении снижения рыночной стоимости компании.
Косвенныеиздержки банкротства отражают трудности управления компанией, находящейся всложном финансовом положении, приближающейся к банкротству или функционирующейв состоянии, близком к банкротству. Очень часто значительную часть времени исил менеджеры высоколевереджированной компании вынуждены тратить на убеждениекредиторов в ее финансовом благополучии, вместо того, что бы сконцентрироватьусилия на поиске возможных путей будущего экономического роста. Так, например,хорошим финансовым решением может быть продажа избыточных материальных активови использование полученных средств для расширения прибыльной части бизнеса.Однако, если это означает потерю имущественного залога для кредиторов, убедитьих в целесообразности продажи активов будет чрезвычайно сложно.
Кроме того,компанию могут начать покидать ключевые сотрудники, опасаясь рисков,ассоциируемых с компанией-банкротом. Поставщики могут отказать в предоставленииотсрочки по оплате, а покупатели предпочтут воздержаться от покупки, опасаясьриска оказаться без послепродажного обслуживания, или потребуют снижения цен.Затем может потребоваться продажа капитальных активов для пополнения рабочегокапитала, что повлечет за собой сокращение объемов производства. Контрагентымогут начать отказываться от выполнения обязательств по ранее заключеннымконтрактам, полагая, что компания не в состоянии позволить себе расходы долгогои дорогого арбитражного разбирательства. Операционные и организационныепроблемы неизбежно проявляются в сокращении доступных инвесторам денежныхпотоков.
Эторазрушительный и часто неуправляемый процесс, ведущий к необратимой эрозиистоимости компании[20].
Издержкипротиворечия интересов
Есликомпания попадает в трудное финансовое положение, и акционеры, и кредиторытеоретически должны стремиться к достижению общей цели: погасить долги иизбежать банкротства. На практике, однако, их интересы часто противоречат другдругу.
Проблемаагентских отношений — еще один стратегический фактор влияния на выбор структурыкапитала. Издержки противоречия интересов можно условно разделить на две части:первая — это «агентские издержки долга», когда максимизируетсяблагосостояние акционеров за счет держателей долговых обязательств; вторая — это «агентские издержки собственного капитала», когда максимизируетсяблагосостояние менеджеров компании за счет ее акционеров.
Агентскиеиздержки собственного капитала. Позиция менеджеров по отношению к задачемаксимизации стоимости компании в интересах акционеров — это в значительнойстепени вопрос профессионально-этических стандартов, поскольку акционерыявляются собственниками компании, а менеджеры — их агентами, уполномоченнымиуправлять компанией.
Акционерыне всегда посвящены в «таинство» управленческих решений, а постоянныйи пристальный контроль требуют значительных затрат как усилий, так и времени.Довольно часто менеджеры предпочитают рост масштабов бизнеса росту егоприбыльности и увлекаются дорогими атрибутами своего статуса — роскошнымиофисами, автомобилями и гарантиями материальной компенсации в случаеувольнения.
Еще одноважное обстоятельство — различная оценка допустимого риска. Проблема различногоотношения к риску одна из наиболее сложных. Ее трудно идентифицировать ипредупредить заранее, а факт ее существования проявляется, как правило, внеобратимых последствиях уже принятых решений.
Осуществлятьмониторинг действий ответственных руководителей — занятие достаточно сложное идорогое. Эффективным инструментом разрешения проблемы агентских отношенийоказывается правильный подбор структуры компенсационного пакета, когдасочетание доли участия в собственности, бонусов и опционов на акции привязываетдоходы менеджеров к динамике стоимости акционерного капитала, и они в высшейстепени мотивированы к его сохранению и росту.
Агентскиеиздержки долга. Ответственность держателей акций по обязательствам компанииограничена их долей в капитале компании. Это обстоятельство лежит в основепринятия инвестиционной стратегии, способной привести к финансовым потерям,превышающим акционерный капитал, но сулящей, в случае успеха, очень высокиедоходы. Это игра за счет долгового инвестора, в которой акционеры стремятсяотказаться от главной цели — максимизации стоимости компании и получают весьвыигрыш в случае успеха.
Проводникамиинтересов акционеров становятся менеджеры, как правило, акционерами иназначенные. Искушение сыграть в подобную игру особенно велико тогда, когдасостояние компании характеризуется высокой вероятностью банкротства. Акционерыфирм, осуществляющих займы, выигрывают, если деловой риск возрастает, ноподобные решения снижают рыночную стоимость компании.
Вместе стем благополучная компания в своей деятельности может перейти на более высокийуровень делового риска, используя средства, полученные в долг по умереннойставке под относительно надежный инвестиционный проект, для осуществлениявложений с большим риском.
Еще однимспособом переноса риска является наращивание долга, когда обязательствакомпании не обеспечиваются в должной степени активами и превращаются изотносительно надежных в рисковые. Потери капитала выпадают на долю кредиторов«в основании пирамиды долга» и оборачиваются приростом богатства дляакционеров.
Существующийриск конфликта интересов объясняет присутствие практически во всех соглашенияхо займах особых условий, защищающих интересы кредитора. Эти условия можноразделить на четыре категории.
· Первая категория. Ограничения на дополнительные займы, снижающиенадежность существующего долга: покрытие долга и процентных выплат должныудовлетворять установленным требованиям.
· Вторая категория. Ограничения на дивиденды или аналогичные выплатыакционерам: как правило, росту выплат должен предшествовать рост доходов.
· Третья категория. Ограничения на сделки слияния и поглощения:покрытие долга активами в результате объединения компаний не должно опускатьсяниже установленного минимума.
· Четвертая категория. Ограничения на крупные инвестиции, в томчисле в другие компании, и ограничения на продажу активов.
Особымусловиям присущи свои издержки, связанные главным образом с их влиянием наинвестиционные и хозяйственные решения. Ограничения кредитора сужают диапазонпоиска инвестиционных возможностей с положительной чистой приведеннойстоимостью и могут приводить к задержкам по ключевым направлениямстратегического развития. Кроме того, кредиторы несут дополнительные расходы,связанные с контролем выполнения особых условий, и компенсируют их за счетболее высоких процентных ставок. В конечном итоге расходы на осуществлениетакого контроля несут акционеры, а это негативно сказывается на рыночнойстоимости компании.
Наиболееочевидный способ сократить издержки особых условий — ограничить займы уровнем,при котором долг компании может считаться надежным.
Асимметричностьинформации
Какправило, информация, которой владеют менеджеры, шире информации, котораядоступна акционерам.
И еслименеджерам не удается донести до инвесторов убедительные свидетельстваположительной динамики ожидаемых доходов, акции компании будут недооценены.Недооцененность компании означает размывание стоимости доли акционера, так какдля привлечения необходимого для реализации стратегии объема ресурсовпотребуется размещение большего количества акций.
В условияхасимметричности информации изменения долговой нагрузки могут служитьиндикатором ожиданий менеджмента компании. Если на определенный период временименеджеры лишены возможности продавать принадлежащие им акции и дополнительнопокупать акции и если условиями контракта по найму предусмотрена серьезнаяматериальная ответственность в случае банкротства компании, то увеличение долидолга в структуре финансирования можно трактовать как признак оптимистичнойоценки ожидаемых результатов[21].
3.5Структура финансирования
Проблемавыбора структуры финансирования в значительной степени является проблемоймаркетинга: компания стремится привлечь инвесторов с разными вкусами иблагосостоянием, используя арсенал разнообразных финансовых инструментов.
Однакостоимость фирмы определяется ее реальными активами, а не ценными бумагами,которые она выпускает. Поэтому фактическим источником прироста стоимости засчет комбинации или комбинированных ценных бумаг могут быть только снижениерисков и рост кредитоемкости компании, основанные на максимально полномсоответствии характеристик денежных потоков активов характеристикам денежныхпотоков по обязательствам с учетом не только внутрифирменных факторов, но ивнешних переменных, таких как процентные ставки, темпы инфляции, валютообменныекурсы.
Соблюдениепринципа соответствия в организации корпоративного финансирования и эффективноеиспользование инструментов хеджирования снижает риски, что в свою очередьснижает совокупные затраты на привлечение капитала и увеличивает стоимостькомпании.
Формированиеоптимальной структуры капитала
Решения овыборе коэффициента долговой нагрузки можно рассматривать как поиск приближенияк точке, в которой разность между налоговыми преимуществами займов и издержкамилевериджированной фирмы достигает максимума.
Точнойформулы, с помощью которой можно было бы определить оптимальную структурукапитала, не существует, но любое разумное решение должно учитывать четыреаспекта проблемы[22].
· Объем налоговых платежей. Компания должна быть уверена встабильном потоке прибылей на период обращения долговых обязательств, чтобырассчитывать на достижение чистой экономии на налогах за счет займов. Есликомпания имеет мало шансов получать прибыли достаточные, чтобы воспользоватьсяпреимуществами налоговой защиты процентных платежей, то результатомзаимствований может стать отрицательная чистая экономия на налогах.
· Деловой риск. При прочих равных условиях вероятность возникновенияфинансовых трудностей и масштаб связанных с ними издержек выше для компаний свысоким деловым риском. Сочетание высокого делового и значительного финансовогорисков является крайне неразумным, и на практике большинство рисковых проектовфинансируется за счет собственного капитала.
· Качество активов. Издержки конфликта интересов и вероятностьфинансовых трудностей выше у тех компаний, стоимость которых в значительноймере зависит от перспектив роста или стоимости нематериальных активов. Любойкредитор прекрасно понимает, что земля и недвижимость — несравнимо болеенадежное обеспечение долга, чем зарегистрированный товарный знак или уникальныезнания. Поэтому объем займов фирм с повышенной долей рисковых нематериальныхактивов значительно меньше объемов займов фирм с большой долей надежныхфиксированных активов.
· Доступность финансирования.
Вдолгосрочной перспективе стоимость компании больше зависит от ее инвестиционныхи производственных решений, нежели от ее решений по выбору источниковфинансирования. И, если компания имеет обширные перспективы инвестиций сположительными чистыми приведенными стоимостями, для нее важнейшее значениеприобретает свободный доступ к источникам финансовых ресурсов.
Помимосказанного, следует принять во внимание еще ряд моментов.
А именно:издержки, связанные с получением кредита, значительно ниже издержек, связанныхс эмиссией и публичным размещением акций. Многие компании не могут позволитьсебе размещение акций, и заимствования становятся для них единственнойальтернативой, позволяющей рассчитывать на рост бизнеса.
Кроме того,долг может оформляться на международном рынке капитала с целью хеджированияпротив изменения валютообменных курсов или как способ защиты от политическогориска. Нельзя сбрасывать со счетов и макроэкономические тенденции. Как правило,в период снижения деловой активности высоколевериджированные фирмы уступаютсвою долю рынка конкурентам с консервативной структурой капитала[23].
· Оптимизация структуры капитала — это непрерывный процесс адаптациик изменениям экономической ситуации, налогового законодательства, силконкуренции.
· Решение о выборе структуры капитала нельзя принимать изолированно.Оно должно быть частью обоснованной стратегии финансирования, в которойучитываются рыночная позиция компании, будущие инвестиционные возможности,ожидаемые денежные потоки, дивидендная политика и потребность в финансировании.
· Перспективные планы привлечения займов должны сопровождатьсяпрогнозными оценками рисков, вероятных прибылей и качества баланса. Следуетпроанализировать возможность возникновения и пути выхода из ситуации, когдаденежных средств, генерируемых действующими активами, не хватит для обслуживанияи погашения долга.
3.6 Хорошаястратегия финансирования. Что это такое?
Стратегияфинансирования начинается с выбора компанией деловой стратегии, нацеленной намаксимизацию ее рыночной стоимости. Стратегия реализуется через инвестиции,обеспечивающие движение в заданном направлении. Инвестиции требуют денег, азначит, решения по финансированию должны обеспечить привлечение необходимыхресурсов.
«Хорошаястратегия финансирования» должна решать важнейшую задачу финансовогоменеджмента — обеспечение долгосрочного роста стоимости компании. Необходимыйрезультат могут дать действия, которые по канонам классических корпоративныхфинансов могут вызвать негативную реакцию инвесторов. Это, например, сокращениеи даже полный отказ от выплаты дивидендов или выкуп акций со значительнойпремией к рыночной цене.
Стратегияфинансирования должна обеспечивать рост благосостояния акционеров. Оптимальнаяструктура финансирования и обоснованное соотношение долга и собственногокапитала минимизируют совокупную стоимость капитала компании, позволяя ейодновременно привлекать необходимые финансовые ресурсы и сохранять гибкостьпринятия финансовых решений.
Обязательнойчастью хорошо продуманной стратегии финансирования является политикадивидендных выплат и выкупа акций, в максимальной степени соответствующаяинтересам акционеров.
Необходимоотметить особо, что при уменьшении затрат на привлечение капитала стоимостькомпании возрастает только тогда, когда изменение финансового рычага неоказывает негативного влияния на операционный денежный поток. Если следствием(или условием) предоставления нового долга является снижение допустимого уровняриска и это приводит к последующему сокращению операционных денежных потоков,стоимость компании может снизиться даже при снижении стоимости капитала.
В такойситуации следует вспомнить, что целью финансового управления являетсямаксимизация стоимости компании, а не минимизация затрат на капитал, и именно сэтой позиции подойти к формированию структуры капитала.
Важнойсоставляющей стратегии финансирования является проблема подготовки иадекватного доведения до инвесторов информации о текущем состоянии, тактическихи стратегических планах организации, которая способна повлиять на кредитныйрейтинг компании и ее рыночную стоимость.
Частосознательный отказ от внешних источников финансирования становится причинойнеоправданного ограничения темпов роста бизнеса.
А этозначит, что корпоративная стратегия финансирования должна соответствоватьсложившемуся уровню риска деловых операций и обеспечить фонды, необходимые дляреализации корпоративных планов развития. Она должна учитывать финансовые целикомпании, ее потребности в финансовых ресурсах, дивидендную политику иконкурентную позицию[24].
3.7 Порогрентабельности и запас финансовой прочности
Порогрентабельности (критическая точка; точкаперелома) – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже неимеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает напокрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Порогрентабельности можно найти двумя способами.
Первыйспособ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижениипорогового значения выручки от реализации. Следовательно,
Прибыль =Валовая маржа – Постоянные затраты = 0,
или
Прибыль =Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке –Постоянные затраты = 0
Изпоследней формулы получаем значение порога рентабельности:
Порогрентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении
По этойформуле значения порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Этозначение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нампотребуется для покрытия затрат.
Второйспособ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такоговида:
Порогрентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицыпродукции
По этойформуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е.так определяется критическое значение объема производства в единицах товара,при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чегокаждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль.
Разницамежду фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запасфинансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускаетсяниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается,образуется дефицит ликвидных средств:
Запасфинансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности.
На основеанализа порога рентабельности и запаса финансовой прочности можно принятьследующие управленческие решения:
— расчет ианализ объемов реализации на основе запланированной величины прибыли;
— разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемойпродукции;
— выработкаценовой политики и т.д[25].
Используемаялитература
1. Беземцев Е.В. М.: Методика бизнес-планирования — Финансы истатистика, 2002. 25c.
2. Колесников В.В. Построение франчайзингового бизнеса: Курс дляправообладателей и пользователей франшиз -Питер, СПб. 2008, 288с.
3. Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? М.: Дело. 1999. 272с.
4. Попов В.М. Бизнес планирование Учебник: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА2003г. 672стр.
5. Стивен Спинелли-мл., Роберт М. Розенберг, Сью Берли Франчайзинг — путь к богатству. – М.: Вильямс. 2006 384 стр.
6. Черняк В.З. Бизнес-планирование. Учебник для ВУЗов КноРус 2005, 535стр.
7. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности.Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.
8. www.elitarium.ru
9. www.cfin.ru/management/finance/capital/finstrat_and_val.shtml
10. www.sellbrand.ru/franchising