Реферат по предмету "Финансовые науки"


Арест (изъятие) имущества в ходе налоговой проверки

Арест (изъятие) имущества в ходе налоговой
проверки
Обратимсяк опубликованному и вступившему в силу с 1 марта 2007 г. постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.02.2007 № 36 «Овнесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые актыМинистерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее — Постановление № 36). Существенную часть данного нормативного акта составляетновая редакция главы 35 «Арест и (или) изъятие имущества» Инструкциио порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденнойпостановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от29.12.2003 № 124 (далее — Глава 35 и Инструкция № 124 соответственно).Данная глава обновляет регламентацию ареста и изъятия имущества в ходеналоговых проверок, приводя их в соответствие с недавно вступившими в силуКодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003(далее — КоАП) и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях от 20.12.2006 (далее — ПИКоАП).
Присмотримсяк тому, что получилось. При этом будем иметь в виду, что данная главаприменяется не только к указанным в ней правоотношениям, но и к аресту(изъятию) имущества, денежных средств, товарно-материальных ценностей,ввозимых, транспортируемых и хранившихся в местах реализации с нарушениемустановленных требований (п. 61 Инструкции).

Общие основания ареста и изъятия
СогласноГлаве 35 проводящие проверку должностные лица налогового органа (далее — налоговики) вправе арестовать имущество для обеспечения административнойконфискации или заменяющего ее взыскания стоимости предмета правонарушения.Кроме того, налоговики без промежуточного «арестовывания» изымаютобнаруженные ими при осуществлении служебных полномочий:
— доходы, полученные вследствие совершения правонарушения;
— орудия или средства правонарушения;
— предметы правонарушения, подлежащие конфискации.
Примечание.Орудиями, средствами и предметами правонарушения являются объекты гражданскихправ, определенные ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь, т.е. любыевещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество.
Кромеуказанного в Главе 35 ПИКоАП предусматривает:
— арест имущества в иных случаях, в том числе для обеспечения взыскания штрафа;
— изъятие документов, имеющих значение для принятия решения по правонарушению;
— изъятие вещей, исключенных из оборота, и любого имущества, полученноговследствие правонарушения помимо доходов.
То,что Глава 35 о подобных арестах (изъятиях) умалчивает, отнюдь не лишаетналоговиков права на совершение всех действий, указанных в ПИКоАП. Более того,действия эти упоминаются в других главах Инструкции. Так, оставшаяся неизменнойглава 33 посвящена изъятию документов.
Посколькураньше налоговики арестовывали и изымали только «непосредственные предметыправонарушения» и некоторые незаконные доходы, мы можем констатировать:Постановление № 36 расширило ведомственные полномочия по аресту и изъятиюимущества.
Характерные случаи
Воизбежание практических затруднений в Главе 35 перечислены наиболее характерныеслучаи, при наличии которых производятся арест и (или) изъятие имущества вцелях обеспечения конфискации. Приведем их для наших читателей:
1) незаконные валютные операции(скупка, продажа, обмен иностранной валюты без лицензии и иное незаконноеиспользование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте) (часть1 ст. 11.2 КоАП);
2) предпринимательская деятельность безгосударственной регистрации или без необходимой лицензии, когда онаобязательно, а равно с нарушением правил и условий осуществления видовдеятельности, предусмотренных лицензией (часть 1 ст. 12.7 КоАП или часть 4 ст.12.7 КоАП (для игорного бизнеса);
3) занятие запрещенной деятельностью(часть 2 ст. 12.7 КоАП или часть 2 ст. 12.11 КоАП (для азартных игр);
4) нарушения, связанные с игорнымоборудованием (несоответствие требованиям технических нормативных правовыхактов в области технического нормирования, стандартизации, техобслуживания иналоговой регистрации (непредъявление документов о такой регистрации) (часть 1ст. 12.11 КоАП);
5) нарушения установленного порядкаприобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки иреализации товаров (часть 4 ст. 12.17 КоАП). Такими нарушениями считаются:
— отсутствие необходимых (соответствующих действительности) сопроводительныхдокументов или документов, подтверждающих качество товаров, их приобретение(поступление, отпуск для реализации);
— реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в нарушение запретаорганов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
6) нарушения, связанные с«табаком», а именно:
— превышение лимитов ввоза, перевозки и хранения табачных изделий без акцизныхмарок и (или) надлежащих (достоверных) сопроводительных документов (часть 1 ст.12.23 КоАП или части 1 и 3 ст. 12.27 КоАП (для физических лиц);
— ввоз, производство, хранение и перевозка табачных изделий с поддельнымиакцизными марками (часть 3 ст. 12.23 КоАП);
— ввоз, перевозка, хранение табачного сырья без надлежащих (достоверных)сопроводительных документов (часть 5 ст. 12.23 КоАП);
— неоднократное нарушение требований технического нормирования (стандартизации)или порядка подтверждения соответствия табачного сырья и табачных изделий(часть 1 ст. 12.25 КоАП);
— торговля табачным сырьем и табачными изделиями без документов и (или)маркировки, подтверждающих соответствие их качества и безопасностиустановленным требованиям (часть 2 ст. 12.25 КоАП);
7) незаконное обращение нефтяногожидкого топлива (ст. 12.30 КоАП);
8) нарушение требований о маркировкетоваров контрольными (идентификационными) знаками (ст. 12.35 КоАП);
9) нарушение порядка декларированиядоходов (имущества) (часть 2 ст. 23.9 КоАП);
10) нецелевое использование получателямииностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества ииных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и(или) средств на цели, запрещенные законодательством (часть 2 ст. 23.23 и ст.23.24 КоАП);
11) нарушение условий и правилосуществления охранной деятельности (ст. 23.57 КоАП);
12) указание плательщиком единого налогав Книге учета движения товаров недостоверных сведений о количестве и видетоваров (части 3 и 4 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 24.03.2005№ 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» (посостоянию на 01.03.2007);
13) использование безвозмездной(спонсорской) помощи на цели, запрещенные Указом Президента Республики Беларусьот 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной(спонсорской) помощи» (по состоянию на 01.03.2007) либо без заключениядоговора;
14) нарушение законодательства опроизводстве и обороте алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции инепищевого этилового спирта (п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулированияпроизводства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащейпродукции и непищевого этилового спирта» (по состоянию на 02.04.2007);
15) несоблюдение требований иныхзаконодательных актов, влекущее конфискацию.

Не подлежащее аресту
Переченьимущества, не подлежащего аресту в целях обеспечения административноговзыскания, установлен приложением к ПИКоАП. Приведем его в максимальносокращенном виде:
— жилье по месту проживания;
— единственная корова (либо единственные телка, коза, овца или свинья);
— домашняя птица;
— корм, необходимый для скота и птицы;
— семена для очередного посева;
— предметы домашней обстановки (кровать, стул, стол, шкаф, холодильник,телевизор);
— кухонная, столовая и иная утварь;
— минимум одежды, обуви и постельных принадлежностей (включая все малоценное ибывшее в употреблении);
— вседетские принадлежности;
— пища до нового урожая для сельчан, а для остальных — пища и деньги в размеремесячной заработной платы должника (но не менее 4 базовых величин);
— топливо, необходимое для приготовления пищи и обогрева жилых помещений;
— инвентарь, пособия и книги, необходимые для профессиональных занятий привлеченногок административной ответственности (кроме лиц, лишенных права заниматьсясоответствующей деятельностью или использовавших указанные здесь вещи дляправонарушения);
— транспортные средства инвалида;
— международные и государственные награды (призы).
Примечание. Предметы из драгоценныхматериалов и художественные ценности арестовываются и конфискуются в любомслучае.
Практическитакой же перечень есть и в гражданско-процессуальном законодательстве,ограничивающем последующую конфискацию (принудительное изъятие) по решениюсуда.

Алгоритм ареста (изъятия)
Порядокосуществления ареста и изъятия имущества согласно Главе 35 и ст. 8.7-8.9ПИКоАП, на которые эта глава ссылается, следующий.
Шаг №1. Налоговики, установившие в ходе проверки нарушения, влекущие конфискацию,вправе приступить к аресту и (или) изъятию соответствующего имущества.
Приотсутствии денежных средств для уплаты налогов, пеней по акту проверкиначальник отдела, рассматривающий акт проверки, обязан решить вопрос о внесениипредложения руководителю налогового органа об аресте имущества для принятиябезотлагательного решения.
Наложениеареста на имущество — это объявление его собственнику (лицу, у которогоимущество находится) запрета на распоряжение (в необходимых случаях — и напользование) этим имуществом. Поэтому в момент ареста желательно присутствиесобственника имущества или лица, у которого имущество находится. Отсутствующего«хозяина» заменяют двумя понятыми.
Еслиже арестованное имущество отнимается у хозяина и передается кому-топостороннему, то это уже изъятие, в том смысле, в котором оно понимается вГлаве 35. Здесь, как любят отмечать юристы, не только права распоряжения ипользования, но и право владения ограничивается.
Оформляетсяарест (изъятие) «Постановлением об аресте и (или) изъятии имущества»(далее — Постановление) и «Протоколом описи арестованного и (или) изъятогоимущества» (далее — Протокол описи) (раньше он был частью постановления).Согласно ПИКоАП изъятие вещей, предметов, имущества, доходов и документовразрешается оформлять еще и записью в протоколах «об административномправонарушении», «личном обыске или задержании». Но в Главе 35подобная запись не упомянута, нет соответствующих граф (строк) и в«примерных формах», что фактически лишает налоговиков «облегченного»документооборота.
Постановлениевыносится в 3 экземплярах (один — для правонарушителя (его представителя),остальные — для налоговиков), а Протокол описи — в 4 экземплярах(правонарушителю (его представителю) вручается № 2, а № 1, № 3 и № 4 остаются налоговикам).
БланкПротокола описи является бланком строгой отчетности. В нем должны быть указаны:
— дата и место составления протокола;
— Ф.И.О. составителя, собственника (владельца) имущества и всех присутствовавшихпри аресте (изъятии);
— наименование и отличительные признаки (качество, количество, степень износа ит.п.) каждого описываемого предмета в отдельности, а также его предварительнаяоценка и суммарная стоимость имущества (если это возможно);
— сведения об опечатывании вещей и количестве печатей;
— разъяснения присутствующим порядка и срока обжалования действий составителейпротокола;
— замечания и предложения присутствовавших;
— сведения об изъятии и передаче имущества на хранение плюс Ф.И.О., адрес иподписка хранителя;
— подписи проверяющих и собственника (владельца) или понятых.
Дляправильной оценки включаемого в опись имущества может привлекатьсясоответствующий специалист. А в целях обеспечения защиты законных правуполномочен присутствовать прокурор.
Перечислимнекоторые особенности.
1. Денежные средства на счетах (вовкладах) или на хранении в банках (небанковских кредитно-финансовыхорганизациях) арестовываются в особом (для них установленном) порядке путемпрекращения расходных операций (выдачи) в пределах арестованного. Ранее с тойже целью использовалось только косвенное средство — «приостановлениеопераций по счетам».
2. Подлежащая аресту скоропортящаясяпродукция не арестовывается, а изымается и незамедлительно реализуется. Арестуже подлежат вырученные от ее реализации средства.
3. Изъятие документов, содержащихгосударственные секреты или охраняемую законом тайну, возможно только с санкциипрокурора. Точно так же прокурор (его заместитель) санкционирует (разрешает)осмотр жилища (иного законного владения), когда на такой осмотр не согласенсобственник (совершеннолетний жилец).
Возможныеальтернативы.
1. Когда отсутствует подлежащийконфискации за незаконное обращение нефтяного жидкого топлива предмет, товар и(или) транспорт, налоговики налагают арест на другое имущество, чтобы в последующемобеспечить взыскание стоимости отсутствующей вещи.
2. Арест имущества в целях обеспечениявзыскания административного штрафа осуществляется в пределах максимальновозможного штрафа за соответствующий проступок (кроме ареста неделимых вещейпри отсутствии иного имущества для взыскания).
Шаг №1-доп. В случае отказа подписать Протокол описи проверяющий делаетсоответствующую отметку, заверяя ее собственной подписью, а отказавшийся вправезанести в протокол объяснение о причинах отказа.
Шаг №2. Арестованное имущество может быть передано на хранение иному лицу (несобственнику и не лицу, у которого имущество находится), определенномуналоговиками, по «Акту передачи имущества на хранение» спредупреждением хранителя под роспись об ответственности за порчу, израсходование,сокрытие либо отчуждение имущества.
Внимание. За порчу, израсходование,сокрытие либо отчуждение (при отсутствии признаков хищения) имуществаподвергнутого описи или аресту, хранитель несет очень суровую ответственностьпо ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а именно штраф в размере от30 до 1 000 базовых величин, арест до 6 месяцев или лишение свободы до 2 лет.
Шаг №3. Как правило, имущество арестовывается или изымается на срок до вступления всилу постановления по делу об административном правонарушении. Причемконфисковать арестованное может только суд.
Шаг 3(досрочный). Арест и (или) изъятие имущества отменяется судом или руководителемналогового органа, в котором принято решение об аресте (изъятии) (или ведетсяадминистративный процесс), когда отпадает необходимость в подобной меревоздействия. Кстати, раньше такую меру можно было отменить в результатеобжалования по причине ее необоснованности.
Отменаареста (изъятия) оформляется «Постановлением об отмене постановления обаресте и (или) изъятии имущества» в 3 экземплярах (один — вручаетсяправонарушителю (его представителю) и два — налоговикам.
Шаг №4. Возврат изъятого оформляется «Актом возврата имущества» в 3экземплярах (по одному собственнику (его представителю), хранителю и налоговикам).Кому идет второй экземпляр при отсутствии хранителя, как и ранее, неизвестно.

В чем отличия?
Сравниваяновую редакцию Главы 35 с прежней, помимо вышеуказанных отличий можнообнаружить следующее:
— налоговики получили возможность действовать по своему усмотрению там, гдераньше их сковывали рекомендации Министерства по налогам и сборам. Кроме того,они избавились от необходимости уведомлять правонарушителя об аресте (изъятии)имущества, если тот сам отказался присутствовать при аресте (изъятии). Зато инарушителю не придется являться в налоговый орган в связи с таким уведомлением;
— положения законодательных актов, регламентирующих порядок ареста и (или)изъятия имущества, заменены нормами КоАП и ПИКоАП.
КромеГлавы 35, изложенной в новой редакции, Постановлением № 36:
— дополнены иные положения Инструкции № 124, а именно расширены обязанностипроверяющих, в том числе при обстоятельствах, связанных с возбуждением дела обанкротстве юридического лица;
— введены новые приложения к Инструкции № 124: многочисленные протоколы ипостановления, составляемые по результатам проверок. В результате бумаг(официальных документов), заполняемых проверяющими, стало процентов на 15больше уже в силу того, что для всех административных решений предусмотреныотдельные бланки (примерные формы).

Помни Налоговый кодекс
Вчитываясьв Постановление № 36, не следует забывать ст. 54 Общей части Налогового кодексаРеспублики Беларусь (далее — НК), посвященную аресту (изъятию) имущества ипредусматривающую нормы, неотраженные (непроясненные) в актах Министерства поналогам и сборам Республики Беларусь. Обратим внимание на самое интересное:
1. По уточненной формулировке НК: арестможет ограничить не только права собственника имущества, но и лиц,осуществляющих хозяйственное ведение и оперативное управление.
2. НК допускает арест имущества еще и вслучаях неисполнения в установленные сроки налогового обязательства и неуплатыпеней. Причем в размерах необходимых и достаточных для исполнения и уплаты.
3. НК запрещает арестовывать имущество,на которое не может быть обращено взыскание. Эта формулировка, конечно же,отличается от аналогичной нормы ПИКоАП, но соответствующие перечни имуществатак похожи, что данным разночтением на практике можно пренебречь.
4. НК обязывает налоговиков передарестом имущества предъявлять всем присутствующим документы, удостоверяющиедолжностные полномочия, постановление о наложении ареста и имеющиеся санкциипрокурора. По НК сложна работа и с описываемым имуществом: каждую вещьнеобходимо демонстрировать (предъявлять) всем присутствующим, прежде чемвключать в опись. Там же мы находим пресловутую упаковку имущества иопределение места его нахождения после ареста.
5. Постороннему хранителю арестованногоимущества НК гарантирует вознаграждение и возмещение расходов по хранению (засчет хозяина имущества).
6. Согласно НК скоропортящиеся товарыподлежат немедленной реализации лишь тогда, когда нет надлежащих температурныхи санитарно-гигиенических условий их хранения. Причем для реализации требуетсярешение руководителя налогового органа (его заместителем) с соответствующей отметкойв описи.
7. При отмене решения об арестеимущества, которое уже успели реализовать, в соответствии с НК хозяинуполагается возврат денег из государственного бюджета.
8. По ряду позиций НК не просто несоответствует, а явно противоречит ПИКоАП. Например:
— допускает передачу имущества на хранение тому, у кого оно изъято;
— относит наложение ареста к компетенции руководителя налогового органа (егозаместителя), а не должностного лица (как в ПИКоАП);
— допускает «точечную конкретизацию» видов, объемов и сроков ограниченияимущественных прав в отношении арестованного имущества с учетом его свойств,значимости, использования и других факторов;
— разрешает арест имущества физического лица, находящегося в жилище, только ссанкции прокурора. А при отсутствии хозяина (его представителя) требуетприсутствия не только понятых, но и представителя местного исполкома. В товремя как ПИКоАП предусматривает прокурорскую санкцию только для осмотрапомещения без согласия хозяина, а присутствие исполкомовцев не требуется нигде;
— обязывает приглашать понятых для любого ареста (изъятия) имущества и впоследующем уведомлять отсутствующего по собственной воле плательщика (иногообязанного лица);
— содержит иную процедуру отмены решения о наложении ареста. По НК это могутсделать и руководитель принявшего решение налогового органа (его заместитель),и вышестоящие инстанции, и суд (хозяйственный суд). Причем «низовое»начальство вправе отменить свое решение в связи с прекращением налоговогообязательства (уплатой пеней) либо нереализацией имущества, на которое обращеновзыскание, в течение 3 месяцев (года для недвижимости).
Мыискренне надеемся, что подобные расхождение между двумя столь важными кодексамизаконодатель устранит в ближайшее время. А пока в соответствии с действующимзаконодательством советуем: применять более свежий ПИКоАП в тех случаях, когдаприменимы оба кодекса. Нормы же НК подходят только там, где ПИКоАП не применим.

Оспоримо
Законодательствопозволяет нам оспорить в суде и вышестоящем налоговом органе любое решение оналожении ареста (изъятии) имущества, а также предъявить к налоговым органам ипосторонним хранителям иск об освобождении имущества от ареста в связи снарушением наших прав. Однако помните: подача жалобы или иска не снимет арестаи не прекратит изъятия.
Чтодо жалоб начальству, то они рассматриваются вышестоящими налоговыми органами втечение 3 рабочих дней после регистрации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1.         Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). Минск «Беларусь» 2004г.
2.         Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.
3.         Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003) с учетом изменений.
4.         Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.
5.         Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.
6.         Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.
7.         Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000. 160с.
8.         Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.
9.        Финансовое право.Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-ДонуИздательство «Феникс», 2002.
10.       Ханкевич ЛА. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. Мн., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Администрация муниципального образования вындиноостровское сельское поселение
Реферат Манифест Коммунистической партии, Маркс Карл
Реферат Изображение повседневной жизни в произведениях А.П. Чехова
Реферат Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России некоторые вопросы теории и практики
Реферат Совершенствование системы внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственном
Реферат Товароведная характеристика и экспертиза натурального растворимого кофе, реализуемого в торговой розничной сети г. Кирова
Реферат Развитие капитализма в России в конце XIX – начале XX века
Реферат Значение транспортной инфраструктуры Хорватии в развитии туризма"
Реферат Хрущев против Сталина Доклад на XX съезде партии
Реферат Heart Of Darkness Essay Research Paper It
Реферат Особливості використання інтегративної моделі спеціальних криміналістичних знань в розслідуванні крадіжок з проникненням у житло
Реферат Малерб, Франсуа де
Реферат PLANTS Essay Research Paper With the everincreasing
Реферат Gentle Giants Essay Research Paper Michelangelo and
Реферат Untitled Essay Research Paper Dear Mr Peace