Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ исполнения краевого бюджета на примере Алтайского края

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность: Финансы.
Казначейское дело.
Группа:11 Фк 082
КУРСОВАЯРАБОТА
 
На тему: «Анализисполнения краевого бюджета на примере Алтайского края»
Руководитель работы
Зудилова Т.А.
«27» января 2010г.
Исполнитель работы
Завьялов Е.В.
«17» марта 2010г.
БАРНАУЛ, 2010

Содержание
Введение
1. Анализ казначейского исполнения бюджет
2. Казначейское исполнение доходной и расходной частей бюджета
3. Анализ доходной и расходной части бюджета Алтайского края
3.1 Анализ доходной части бюджета
3.2 Анализ расходной части местного бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Федеральный бюджетявляется одним из главных инструментов государственного регулированияэкономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Его доходыслужат финансовой базой деятельности государства, а расходы — удовлетворениюобщегосударственных потребностей.
В процессе проведенияэкономических реформ, в результате коренной ломки прежних механизмов управленияэкономикой, федеральный бюджет стал исполняться неудовлетворительно. Массовыйхарактер приобрели случаи несвоевременного зачисления средствналогоплательщиков в доход федерального бюджета и средств федерального бюджетана счета получателей, а также случаи нецелевого использования этих средств.
В связи с этим большоезначение и актуальность приобретает организация эффективного механизмаисполнения бюджета и контроля за распределением и расходованием бюджетныхсредств, так как неэффективные методы исполнения бюджета сами становятсяисточником дестабилизирующих экономику факторов.
Как свидетельствуетмеждународная практика в странах, стоящих на разных стадиях экономическогоразвития и имеющих самое различное политическое устройство (США — федеративнаяреспублика, Швейцария — кантональная республика, Швеция — конституционнаямонархия и т.д.) исполнение бюджета целесообразно осуществлять через органыказначейства. Поэтому было принято решение о создании новой — казначейскойсистемы исполнения бюджета в России.
Развитие казначейскойсистемы исполнения федерального бюджета сопровождается фактическимразграничением и передачей функций и объемов работ, ранее выполняемыхтерриториальными органами Центрального банка, Госналогслужбы РоссийскойФедерации, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая этиорганы для решения других, более свойственных им задач.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение понятия казначейского исполнения бюджета, егоцелей и задач. В работе поднимаются вопросы необходимости и обоснованностисоздания казначейства, преимущества казначейской системы исполнения федеральногобюджета, процесса развития казначейства Российской Федерации.
Методологическую итеоретическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, философские,формально-логические методы: анализ, синтез, описание, сравнение.
Юридическойбазой работы явились нормы действующего, гражданского, конституционного идругих отраслей российского права
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1.Анализказначейского исполнения бюджета
В России установленоказначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения иисполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительныеорганы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей иполучателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений ониосуществляют платежи за счет средств бюджета.
Казначейство – это органисполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-хгодов в целях повышения эффективности управления доходами и расходами,оперативности финансирования государственных программ, усиления контроля запоступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. Основными документами,заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.
К числу задач, решаемыхорганами казначейства в России, относятся:
— организация,осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управлениедоходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
— регулированиефинансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами,финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованиемвнебюджетных средств;
— краткосрочноепрогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативноеуправление ими;
— сбор, обработка ианализ информации о состоянии государственных финансов;
— составление отчетностио финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление еезаконодательным и исполнительным органам власти;
— управление иобслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банкамивнутреннего и внешнего долга РФ;
— разработкаметодологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций повопросам, относящимся к компетенции казначейства;
— подготовка проектабюджетной классификации, учет государственной казны РФ.
В России органыфедерального казначейства представляют собой единую централизованную систему.Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет,а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации иместные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает изакрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке иуполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителейсредств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главныхраспорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оноосуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируетсяиз бюджетных средств.
К функциям казначействаотносится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета,составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляетраспорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениямпредставления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль завыполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливатьоперации по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств,взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевомуназначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.
Исполнение федеральногобюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учетадоходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях,расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федеральногобюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открыватьили закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. Вотдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не вЦентральном банке, а в других кредитных организациях (так называемыхуполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банкоми органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несутответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств поэтим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствамказначейских органов банки не отвечают.
Основным принципомисполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всехдоходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единыйбюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета.Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетнойсистемы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как повремени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системыисполняются на основе принципа единства кассы.
Все операции и средствабюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства.Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя системубалансовых счетов казначейства, запрещено.
Казначейство несетответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетови управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачислениясредств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представленияотчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществлениеконтроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственностиказначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетнуюроспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетныхобязательств.

2.Казначейское исполнение доходной и расходной частей бюджета
бюджеткраевой казначейский исполнение
Важнейшим элементомисполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии сутвержденным планом.
Источниками доходнойчасти государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всехуровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемыхналогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством,пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете.Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства,имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрированналогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства,решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данногоказначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.
Исполнение бюджетов подоходам предусматривает выполнение следующих операций:
— перечисление и зачислениедоходов на единый бюджетный счет;
— учет доходов всоответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходахбюджета;
— распределениерегулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке,предусмотренном законом о бюджете;
— возврат сумм налогов,излишне уплаченных в бюджет.
На лицевые счета органовказначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпискойбанка с копиями платежных документов. По каждому платежному документуказначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все видыпоступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоенысоответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоеннымкодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнямибюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневныйотчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и срокиподготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федеральногоказначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, врезультате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.
Особенностью исполнениябюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностьюзависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределахфактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этомобязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование ифинансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств.Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие кфинансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным закономо бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.
Основой для осуществлениярасходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, ибюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядитследующим образом. На основе росписи для каждого бюджетного учрежденияопределяется объем бюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем,учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящимраспорядителем средств и представляется в казначейство. Для всехбюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств – предельныйобъем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета.Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежныедокументы направляются казначейству, которое проверяет целевой характеррасходов и лишь, затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.
В течение 10 дней со дняутверждения сводной бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели довсех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, направляя имуведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомленияеще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетныхрасходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределениеассигнований из федерального бюджета вправе вносить министр финансов и главныераспорядители средств федерального бюджета. Если такое решение было принято, втечение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены до распорядителейсредств и бюджетополучателей.
После того, как бюджетноеучреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 днейсоставить смету своих доходов и расходов. Подготовленная смета представляетсявышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ееутверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств,смета утверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждениясмета направляется казначейству.
На основе доведенныхбюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прогноза поступления доходов ипоступлений из источников финансирования дефицита бюджета для каждогораспорядителя средств и бюджетополучателя утверждаются лимиты бюджетныхобязательств. Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательствомпонимается признанная казначейством обязанность совершить расходование средствсоответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствиис законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Для главных распорядителей бюджетныхсредств лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для нижестоящихбюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденныелимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее, чем за 5 дней доначала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, котороеотвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федеральногобюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством вСчетную палату.
Министерством финансов и Федерального казначейства составляются реестры кперечислению бюджетных средств по управлениям казначейства в субъектахфедерации. В них включается информация о лимитах финансировании по всем распорядителям,которые расположены в том или ином регионе. Все виды расходов бюджетасистематизируются на основе бюджетной классификации, им присваиваютсясоответствующие коды. Реестры ежемесячно направляются в территориальные казначейскиеорганы. Полученный органом реестр сам по себе не означает факта финансированиярасходов, необходимо еще зачислить средства на соответствующие лицевые счета.
После того, как бюджетноеучреждение получило уведомление о выделенном ему лимите бюджетных обязательств,оно вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты,согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапебюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по ихосуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которыезатем передаются казначейству. Формы платежных документов утвержденыМинистерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность ихоформления заключается в том, что плательщиком в них выступает не самобюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт еголицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщиказаполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизитыполучателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несетответственность за целевой характер расходов.
Орган федеральногоказначейства проверяет все платежные документы на предмет правильности ихоформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденнойсмете и лимитам бюджетных обязательств.
Все операции по платежнымдокументам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономическойклассификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки,напротив, осуществляют операции пределах остатка средств на лицевом счете иназначение платежа не контролируют.
Финансирование расходоввключает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа исобственно платеж. Органы казначейства несут ответственность за полноту исвоевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляетсяказначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средствасписываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые отраспорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их черезлицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету впределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственностине несет.
Переход к финансированиюбюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах казначейства, былзначительным этапом реформирования российской бюджетной системы. Он вобязательном порядке предполагал закрытие всех бюджетных счетов распорядителейв банковских учреждениях. С того момента, как для распорядителя открыт лицевойсчет, в роли банка перед ним выступают казначейские органы.
Лицевые счета бюджетныхучреждений открываются в соответствующем территориальном органе Федеральногоказначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждениерасполагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевымстатьям организация получает финансирование, она должна открыть нескольколицевых счетов в органах казначейства. Порядок учета операций, открытия иведения лицевых счетов устанавливается Главным управлением федерального казначейства.
Через лицевые счетаосуществляются:
— финансирование расходовучреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, другихобоснований и расчетов;
— межбюджетные расчеты садминистрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам,дотациям;
— компенсации, субвенции,субсидии, целевые программы;
— предоставление средствфедерального бюджета на условиях возвратности и платности;
— расчеты с предприятиямии организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральнымпрограммам.
Финансовые органы могутблокировать расходы бюджета на любом этапе его исполнения. Для этого требуетсярешение руководителя данного органа. Блокировке могут быть подвергнуты расходыисключительно в тех размерах, в которых их финансирование было связаноусловиями, определенными Бюджетным кодексом или законом о бюджете, а также терасходы, по которым выявлены факты нецелевого использования. В других случаяхблокировать расходы запрещено. Решение о блокировке отменяется руководителемфинансового органа по ходатайству главного распорядителя или получателябюджетных средств только после устранения выявленных нарушений.
 
2.1Анализ доходной части бюджета
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов междузвеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местныхбюджетов, их государственной поддержки.
Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются засчет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных ирегиональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов ибезвозмездных перечислений т.д. .
Итак, процесс планирования доходной части краевого бюджетаначинается с составления базового бюджета, предусмотренного действующимзаконодательством, в течение года, при этом анализируется фактическоепоступление доходов прошедшего года.
Рассчитанные плановые показатели утверждаются Министерством финансов.Составление проекта бюджета Алтайского края – исключительная прерогативаадминистрации Алтайского края. Непосредственное составление бюджета осуществляетФинансовое управление администрации Алтайского края. Составлению проектаместного бюджета предшествует подготовка ряда необходимых документов:
- прогнозсоциально-экономического развития;
- основныенаправления бюджетной налоговой политики на очередной финансовый год;
- балансфинансовых ресурсов на очередной финансовый год;
- планразвития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год;
- реестррасходных обязательств.
Для составления проекта бюджета необходимы сведения о:
- нормативахотчислений от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, налогов,предусмотренных специальными налоговыми режимами и т.д.;
- предполагаемыйобъем финансовой помощи,
- видахи объемах расходов (на данный момент система составления бюджета развитияработает по принципу – доходы определяют расходы).
Доходнуючасть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 2 видно,что за период с 2007 по 2008 годы в доходах местного бюджета Алтайского краяпреобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи из федеральногобюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период неснижается, а наоборот имеет рост с 22194790 тыс. руб. до 27286129 тыс. руб…Это говорит о том, что собственных доходов края не достаточно для осуществленияряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг,выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышениятарифов, и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть недостаточно.
Таблица 1 — Доходыместного бюджета Алтайского края 2007 – 2008 гг., тыс. руб.№ Наименование
Факт
на
01.01.2008 Уд. вес к общ. доходу (в %)
Факт
на
01.01.2009 Уд. вес к общ. доходу (в %) Отклонения(+;-) ДОХОДЫ: 1 Собственные доходы 15955851 41,8 20724669 43,17 4768818 2 Средства из федерального бюджета 22194790 58,2 27286129 56,83 5091339 3 Итого доходов 38175068 100 48010798 100 9835730
Следуетотметить, что увеличение доли собственных доходов происходит за счет изменениябюджетного и налогового законодательства, но муниципалитетам не выгоднообеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объемафинансовой помощи.
/>
Структурадоходов бюджета Алтайского края за 2007-2008 гг., тыс. руб.

Следуетотметить, что снижение собственных доходов происходит не только за счетизменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, чтомуниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как этообернется для них снижением объема финансовой помощи.
 
2.2Анализ расходной части местного бюджета
Расходыденежных средств местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач ифункций местного самоуправления. Расходная часть местного бюджета включаетфинансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, суправлением и развитием экономики и социальной сферы Алтайского края.Планирование расходов на предстоящий финансовый год это очень ответственнаяработа, которая проводится финансовым органом администрации совместно сглавными распорядителями денежных средств.
Таблица 2. Расходыместного бюджета за 2007-2008 гг. Расходные разделы
2007 г.
Факт,
тыс.руб. Уд. вес к общ. доходу (в %)
2008 г.
Факт,
тыс.руб. Уд. вес к общ. доходу (в %)
Отклонения
( +; — ) 1 2 3 4 5 6 Расходы всего 37103612 100 48482589 100 11378977 Общегосударственные вопросы 1576740 4,25 1321482 2,73 -255258 Национальная оборона 2299 0,01 210 -2089
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность 1915833 5,16 3262951 6,73 1347118 Национальная экономика 6936712 18,7 9053666 18,67 2116954 Жилищно-коммунальное хозяйство 431963 1,16 573102 1,18 141139 Охрана окружающей среды 41413 0,11 55479 0,11 14066 Образование 2013766 5,43 2444051 5,04 430285 Культура, кинематография, средства массовой информации 757156 2,04 519416 1,07 -237740 Здравоохранение и спорт 3840682 10,35 4075061 8,41 234379 Социальная политика 2914228 7,85 7093824 14,63 4179596 Межбюджетные трансферты 17071959 46,01 20083347 41,42 3011388
Рис. 2.Структура расходов местного бюджета за 2007-2008 гг., тыс. руб.
/>
Рассмотревструктуру расходов 2007-2008 года (рис. 2), можно сказать, что большая часть расходовприходится на Межбюджетные трансферты.
Расходнаячасть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов(табл.2) Органы власти муниципального образования из средств местного бюджетаосуществляют финансирование на учреждения народного образования (школ идошкольных учреждений) в 2007 году сумма расхода составила 2013766 тыс.руб., адоля 5,04% в 2008 году расходы выросли до 2444051 тыс.руб., а их доля составила5,43%.
Наздравоохранение (поликлиник и больниц) и спорт в 2007 году было израсходовано3840682 тыс. руб., в 2008 году затраты составили 4075061 тыс.руб., учрежденийкультуры (клубов, музеев) соответственно 757156 тыс.руб., и 519416 тыс.руб. ина многие другие учреждения непроизводственной сферы (рис.2). В районе затратына непроизводственную сферу в течение анализируемого периода составляютзначительную долю расходов бюджета. Например, это финансирование объектовжилищно-коммунального хозяйства (благоустройства населенных мест) рост этих расходовза два года составил 141139 тыс. руб., тенденция к увеличению связана с ростоми усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального строительствав районе повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровняего технического оснащения, а также национальной экономики. Структура расходовместного бюджета района на протяжении последних двух лет, она не одинакова.
Расходы наобщегосударственные вопросы расходы в 2008 уменьшились по сравнению с 2007 на 255258тыс.руб., а их доля составила 2,73%.В этот раздел входят расходы на содержаниеаппарата управления. Доля расходов на здравоохранение и физкультуру, сюдавходят расходы на содержание больниц, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП),амбулаторий, родильного дома. Задача системы здравоохранения: сохранение иулучшение здоровья населения, а для решения данной задачи системаздравоохранения должна быть на соответствующем уровне.
Рассмотрев структурурасходов 2008 года (рис. 2), можно сказать, что большая доля расходов, как и в2007 году, приходиться на раздел Межбюджетные трансферты.
Расходы нанациональную экономику увеличились на 2116954, что составило 18,67% к ним можноотнести расходы на содержание правоохранительной деятельности.Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности района призванызащищать жизнь, здоровье, права и свободы населения. Ряд расходов направлены напроведение политики, ориентированной на построение более совершенствованнойнациональной системы. Кроме того расходы на содержание социальной политикисоставили 4179596 тыс. руб. Целью этих расходов является повышение качестважизни населения района.
В 2008 годувозросла доля расходов на здравоохранение и физическую культуру, которыесоставили 8,41% или 234379 тыс. руб. Рост расходов связан с развитием сетимедицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, которые финансируютсяиз бюджета района. Главным направлением использования средств местных бюджетовявляются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
На межбюджетныетрансферты уходит большая часть бюджета, доля которых составила 41,42% отобщего объема расходов бюджета за 2008 г. или 3011388 тыс.руб. Межбюджетные отношения – это отношения между органам государственной власти субъектаРоссийской Федерации (в данном случае им является бюджет Алтайского края. Однимиз направлений межбюджетных отношений является передача расходов с бюджетаобласти на бюджет муниципального района. Так в 2006 году были переданы расходы:
— поосуществлению мер социальной поддержки граждан;
— посоциальному обслуживанию населения;
— погосударственной регистрации актов гражданского состояния;
— полномочийпо первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военныекомиссариаты;
— по расчетуи предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета;
— и другиерасходы.
Долярасходов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством 1,18% или 573102 тыс. руб.Финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства (благоустройстванаселенных мест) имеет рост, за два года составил 141139 тыс.руб., тенденция кувеличению связана с ростом и усложнением местного хозяйства, развитиемжилищно-коммунального строительства в районе повышением стоимости основныхфондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения, а такженациональной экономики, а также с предоставлением субсидий на оплату жилья икоммунальных услуг.
Такимобразом, каждое звено решает определенные задачи по социально-экономическомуразвитию муниципального образования. Отсюда, при формировании расходов местногобюджета учитывается финансирование затрат по капитальным вложениям и инойдеятельности, а также осуществление районных проектов.

Заключение
 
Государственный бюджет, являясьосновным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовыхсредств, дает политической власти реальную возможность осуществления властныхполномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Содной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплектом документов,разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарнуюфункцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управлениястраной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политикеявляется производным продуктом, он полностью зависит от избранного вариантаразвития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет,показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реальноимеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируяконкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов поотраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политикигосударства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулированияэкономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Как показал анализисполнения бюджета Алтайского края по доходам и расходам, основная цельполитики края в области расходов за последние два года заключалась вобеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджетакрая.
Исполнение бюджетапозволило впервые за ряд лет обеспечить финансирование социальных отраслей вобъеме, соответствующем параметрам бюджета.
Однако следует отметить,что при формировании бюджета расходы бюджетных учреждений учтены в полномобъеме лишь в потребности на заработную плату, выплату стипендий, наудешевление питания школьникам, книгоиздательскую продукцию. На остальныестатьи в бюджете учтены расходы в объеме имеющихся финансовых возможностей.
Указанный порядокформирования бюджета определен существующими принципами межбюджетных отношенийбюджетов.
Ежегодно рассматриваябюджет, край сталкивается с острыми проблемами, связанными с межбюджетнымиотношениями, в первую очередь, с распределением налогов, расходов и расходныхполномочий между всеми уровнями бюджетной системы.
Удельный вес бюджета края,несмотря на абсолютный рост его доходов в общем объеме налоговых поступлений,собранных на территории края снизился.
Это стало возможным в связи соснижением нормативов отчислений по регулирующим федеральным налогам и общейтенденцией централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете.
Такой подход порождаетиждивенчество, безразличие, подрывает заинтересованность территорий вувеличении налогооблагаемой базы.
Методика распределениядоходов между субъектами Федерации по остаточному принципу даже при ростеобъемов собираемых в крае налогов, обеспечивает финансирование основныхотраслей социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства в 2008 г. не более чем на 58 % к потребности, на 18-20 % — по основным федеральным законам о социальнойзащите ветеранов, инвалидов, военнослужащих и других категорий.
Практически не ведетсястроительство жилья для воинов, уволенных в запас, лиц, подвергшихсявоздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС, капитальный ремонт и переоснащениесоциально-культурных учреждений, не финансируется инвестиционная программа.
Как следует из анализа бюджетакрая собственные (закрепленные) источники доходов составили в 2007 г. — 41,8%, в 2008 г. — 43,17%, в то время как регулирующие — соответственно58,2, 57,83%. При таком соотношении источников в доходной части бюджета края ичрезмерно широкой сфере бюджетного регулирования принцип самостоятельностибюджетов на данном этапе носит пока формальный характер. Не решив проблемсуществующего повышения уровня собственных доходов и сужения сферы бюджетногорегулирования, нельзя рассчитывать на улучшение межбюджетных отношений.
Проблема межбюджетныхотношений проявляется не только на стадии формирования бюджета, но и в процессеего исполнения. В отдельных случаях принимаемые на федеральном уровне решенияне соответствуют бюджетному и налоговому законодательству, ставят бюджетсубъектов РФ в весьма сложное положение.
К тому же на федеральномуровне не соблюдается требование о том, чтобы все законодательные акты,влекущие увеличение расходов в территориальных бюджетах, принимались только приналичии источников финансирования.
Действующая системамежбюджетных отношений исключила практику индивидуальных плановых согласований объемовдоходов и расходов бюджетов субъектов Федерации, их финансовой поддержки.
Распределение средствфонда финансовой помощи регионам осуществляется по единым правилам водностороннем со стороны Минфина порядке.
Первопричиной критикисуществующих межбюджетных отношений со стороны субъектов Федерации являются нестолько недостатки методики, сколько отсутствие возможностей у федеральногобюджета оказывать регионам финансовую помощь, исходя из их потребностей. Притаких условиях никакая методика расчета трансферта не снимает остротусуществующих противоречий. На современном этапе главнейшим является обеспечениедейственной возможности проведения единой государственной политики на всейтерритории Российской Федерации через эффективные организационные структуры,нормативно-правовые и методологические механизмы, достоверный учет, контроль иисполнение. На федеральном уровне необходимо обеспечить более тесноевзаимодействие структур финансово-экономического блока, в первую очередь, Минфина,Минэкономики, Министерства по налогам и сборам. Их несогласованность, преждевсего, отражается на региональном уровне. Особенно это относится к разделению доходныхполномочий и источников, которое является нестабильным и отражается на доходнойналоговой базе региональных и местных бюджетов, нуждающихся в серьезномукреплении.
Среди первоочередныхнаправлений реформы межбюджетных отношений считаем следующие:
— оптимизировать разграниченияполномочий и предметов ведения между центром и субъектами Федерации;
— законодательноустановить стабильные (не менее чем на три года) базовые нормативы отчислений отфедеральных регулирующих налогов;
— установитьзаконодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочиймежду центральными, региональными и местными органами власти и управления;
— обеспечитьперераспределение средств между соответствующим бюджетом в целях сочетанияобщегосударственных интересов и интересов населения, проживающего вадминистративно-территориальных образованиях и уменьшить степень региональныхразличий в уровне социально-экономического развития;
— минимизировать встречныефинансовые потоки;
— повыситьзаинтересованность органов государственной власти субъектов РФ и органовместного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциалатерритории;
— гарантии финансовойсамостоятельности региональных и местных бюджетов необходимо зафиксировать вБюджетном кодексе РФ;
— установитьсамостоятельность бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную системугосударства, которая предполагает самостоятельность составления, утверждения,исполнения бюджета и контроля за его исполнением;
— пересмотреть методикураспределения Фонда финансовой поддержки регионов, устраняющую субъективизм иобеспечивающую эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов;
— усовершенствовать Бюджетнуюклассификацию, которая позволит повысить эффективность мобилизации ииспользования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней;
Таким образом, субъектыФедерации, их бюджеты — весьма уязвимы и полностью зависят от политикифедеральных органов власти, поэтому необходимо объединить усилия всех уровнейзаконодательной и исполнительной власти с целью поэтапного принятия пакетовзаконов, направленных на разрешение узловых социальных, экономических и правовыхпротиворечий по вертикали между центром и регионами, по горизонтали — междусубъектами РФ.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации: ст.218
2. ПостановлениеПравительства от 01 декабря 2004г. N 703 «О федеральном казначействеРФ»
3. Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской федерации: федер.закон, 06.10.2003 г. № 131-ФЗ [по сост. на 21 июля 2007 г.]
4. Положение обюджетном процессе в Алтайском крае
5. Положение оФинансовом правлении администрации Алтайского края
6. Александров, И.М.Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М.Александров. – М.: «Дашков и К», 2006. – 486 с.
7.  Бюджетнаясистема РФ. Учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской
8. Пронина, Л.И.Влияние реформы федеративных отношений и местного самоуправления на развитиемежбюджетных отношений / Л.И. Пронина // Финансы. – 2003. – №2. С.29-33.
9.  http://www.fin22.ru/ispbud/o2008/o2008_309.html
10.  http://www.fin22.ru/ispbud/o2007/o2007_167.html
11. Указ ПрезидентаРФ от 8.12.92г. № 1556 « О федеральном казначействе» // Ведомости СНД И ВС РФ,17.12.92г., № 50, ст. 2978
12. Межбюджетныеотношения и казначейство // Финансы.- 1995.- № 9. -с.12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.