СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 РЕЗЮМЕ
2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАНЫ
3.1 Производственный план
3.2 Инвестиционный план
4 ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На территории Беларуси и стран-соседей рубленые дома ручной работыявляются традиционными с древних времен. В настоящий момент рынок предлагаетширокий спектр вариантов строительства деревянных домов – это и каркасные дома,и дома из оцилиндрованного бревна, и даже из клееного бруса.
Рубленые дома ручной работы высокого качества производятся ограниченнымчислом предприятий. С одной стороны, их цена слишком велика, что бы обеспечитьмассовый сбыт в Республике Беларусь, с другой – производство требуетвысококвалифицированной рабочей силы, качественного леса и проч. Поэтому внастоящее время потребности рынка в этой продукции удовлетворены не полностью.
Основные причины неудовлетворенности спроса, в основном, упираются втрудовые ресурсы. Имеет место дефицит рабочих требуемой квалификации, недостаетпроизводителей работ и мастеров, очень мало людей, готовых организовать этопроизводство, зная о существующих трудностях. Именно поэтому, предприятия,решившие эти проблемы, не испытывают недостатка в заказчиках. Еще год назадосновная масса производителей ориентировалась на зарубежный рынок.
В Западной Европе, а особенно в северной ее части, наблюдаетсяустойчивый спрос на деревянные дома. Европейский рынок предлагает довольнобольшое количество вариантов домов из дерева, но особенно популярными остаютсярубленые дома, в том числе ручной работы. В тех местах, где был поставлен хотябы один такой дом, через некоторое время они становятся особенно модными.Западноевропейские и североамериканские производители предлагают на рынке срубыручной работы, но в связи с высокой трудоемкостью их продукция стоит внесколько раз дороже, чем продукция белорусских производителей.
Стабильный рост уровня жизни европейцев обеспечивает их стремление кэкологической чистоте, заботе об окружающей среде, близости к природе. Можно сбольшой долей вероятности говорить о том, что рубленые дома будут пользоватьсяпопулярностью в Европе еще много лет. Кроме этого, европейцы ценят качество, иручная работа для них выглядит более привлекательной, чем товары индустриальногопроизводства. Учитывая, что белорусские срубы стоят намного дешевле своихзарубежных аналогов, можно смело говорить о возможностях выхода на рынкиЗападной Европы в перспективе.
За прошедший год удивительно быстрыми темпами поднялся спрос на аналогичнуюпродукцию в России, в особенности в Москве и Московской области. Численностьнаселения в этом регионе выше, чем в Республике Беларусь, уровень доходовмосквичей в несколько раз выше средних по стране и строительствоиндивидуального жилья становится приоритетным направлением в жилищномстроительстве – все эти факторы и порождают взлет спроса на рубленые домаручной работы. В настоящий момент только по проверенной информации можноутверждать, что несколько предприятий начали переориентацию на российскиезаказы, как наиболее выгодные и менее хлопотные. При этом существующиепредприятия не в состоянии удовлетворить появившийся спрос.
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель данного бизнесплана – анализ возможностей и перспектив организации производства рубленыхдомов на территории Республики Беларусь.
На основании бизнес плана планируется учредить ООО «Ваша дача» попроизводству срубов бревенчатых домов ручной работы на европейском уровнекачества. Ручной способ производства сруба позволит добиться высокого качестварубки, которое не может быть достигнуто при машинном производстве рубленыхдомов, и превзойти большинство существующих конкурентов по качествупроизведенной продукции.
1 РЕЗЮМЕ
Предприятие: ООО «Ваша дача».
Цель проектирования: обоснование эффективности организации производстварубленных домов.
Продукция, планируемая к производству: срубы бревенчатых домов ручнойработы.
Общая характеристика продукции: большой диаметр бревен (25-45 см); слеговая конструкция крыши, рубленые фронтоны и перегородки, рубка «в обло» (с остатком);круглый паз; фигурная опиловка проемов и торцов бревен, сруб включает в себярезные элементы; стены не требуют дальнейшей облицовки, бревна обрабатываютсяантисептиком; сруб максимально приближен к экологически чистому продукту.
Спрос: имеет тенденцию роста как на западноевропейском, так и нарусском, украинском и белорусском рынках.
Рынок сбыта: В Западной Европе – Польша, Литва, Латвия; РеспубликаБеларусь – повсеместно, приграничные территории Российской Федерации(Смоленская, Брянская области), приграничные территории Украины (Черниговская,Житомирская, Киевская, Волынская области) с расширением рынка сбыта вперспективе.
Основные заказчики: В Западной Европе – дилеры, генподрядчики; набелорусском, украинском и российском – физические лица — непосредственныепотребители — (уровень дохода выше среднего), юридические лица – дилеры,генподрядные организации, пансионаты, мотели, дома отдыха и т.п., церковь.
Конкуренция: предприятие может успешно конкурировать сзападноевропейскими и российскими производителями как по цене, так и покачеству и по стоимости сырья; на отечественном рынке у предприятия имеются какпреимущества, так и недостатки по сравнению с конкурентами.
Продвижение товара: участие в специализированных выставках в Беларуси иза рубежом, реклама в Internet, переписка с заказчиками по e-mail,распространение рекламных листовок, буклетов и проспектов, реклама вспециализированных и периодических изданиях; демонстрация производства ипродукции, выбор или разработка проектов домов, консультации по вопросамтехнологии и качества продукции, прочее.
Объем инвестиций: на первом этапе развития производства и завоеваниядоли рынка предлагается объем инвестиций в размере 42 000 долл. в год с максимальноймощностью 5 000 кв. м. в год.
Организация производства: продукция производится на производственнойплощадке предприятия, а затем транспортируется к месту сборки и собирается нафундаменте. Для производства требуется открытая площадь, подъемные механизмы,высококачественный инструмент и квалифицированный персонал.
Организация труда: на производстве работают плотники высокойквалификации, с оплатой труда в несколько раз выше среднеотраслевой, на основебригадного подряда.
Риски: на основе экспертной оценки и анализа конкурентов рискинвестирования средств в данное производство составляет около 10% (90%вероятности высокодоходного вложения средств).
Финансирование: за счет внешних источников – инвестиций зарубежного илииностранного инвестора.
Основные показатели плана:
Период планирования: 12 мес.
На конец периода рентабельность производства: 11-12%.
Годовой оборот в % от объема инвестиций: от 400%.
Прогнозируемая доходность инвестиций: от 115 до 170% в год.
Дисконтированный срок окупаемости: от 8 до 12 месяцев.
2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Возрастающее стремление к экологической чистоте, к историческим корням,к близости с природой сделало рубленые дома необычайно популярными как вРеспублике Беларусь, так и за рубежом. Несмотря на то, что многие потребителипредпочитают покупать готовые участки с жилой недвижимостью в сельскойместности или в дачных поселках, спрос на новые качественные срубы растет, апредложение не может полностью его удовлетворить.
В Республике Беларусь существует несколько предприятий, производящихсрубы домов на европейском уровне качества, на основании опыта которых иразработан настоящий бизнес-план. Основные их покупатели – зарубежные дилеры ибелорусские застройщики.
Следует четко разделить продукцию, планируемую к производствупредприятием от двух других направлений строительства рубленых домов.
Первое – производство срубов из оцилиндрованного бревна (крупнейшиймировой производитель – финская фирма «Honka»). Оцилиндрованное бревноотечественных производителей не может конкурировать по качеству со строганымбревном, как по толщине, так и по качеству соединений. Производители домов изоцилиндрованных бревен признают, что их срубы больше подходят для дачных домов,не используемых в холодный период. Для производства высококачественных срубовиз оцилиндрованного бревна требуются значительные капитальные вложения нетолько в оборудование, но и в технологию производства. При этом дажевысококачественные «калиброванные» срубы пользуются в Европе меньшим спросом,чем дома ручной работы. Спрос на «калибровку» у нас в стране объясняется скорееагрессивным маркетингом и низкой ценой.
Второе направление – производство дешевых срубов ручной работы по цене$30-$50 за 1 м2 сруба. Существует несколько предприятий, производящих такуюпродукцию на территории Республики Беларусь. Спрос на такие срубы носитмассовый характер за счет низкой цены, однако при высокой конкуренции междутакими производителями им приходится конкурировать по ценам с «шабашниками»,которые не несут накладных расходов и серьезно сбивают цены рынка. Продукцияэтих предприятий в корне отличается от планируемой к производству продукции«Ваша дача» — у этих срубов совершенно другие потребительские свойства:маленький диаметр бревен (15-20 см), рубка без остатка («в лапу»), треугольныйпаз, неплотное прилегание бревен друг к другу, отсутствие антисептирования.Использовать такие срубы можно только с внутренней и внешней обшивкой, сдополнительны утеплением; срок их службы составляет не более 30 лет.
Срубы, планируемые к производству на ООО «Ваша дача», как правило, необшиваются – их внешняя эстетика строится на стенах из строганого бревна.Теплотехнические характеристики сруба таковы, что он не требует дополнительногоутепления. Большинство заказчиков стараются и внутренние стены оставить безоблицовки, изнутри дом выглядит оригинально и «под старину». За счетиспользования высококвалифицированной рабочей силы сопряжение бревен оченьточны, металлические детали в них не используются – срубы делаются «без единогогвоздя». При изготовлении срубов используются технологии, применяемые нанесколько веков назад. Кроме этого, в Республике Беларусь имеются специалисты,прошедшие стажировку и обучение в скандинавских странах, тоже имеющихдревнейший опыт строительства рубленых домов.
Настоящий бизнес-план рассматривает возможность создания предприятия,производящего такие срубы, в нем подробно рассмотрены все аспекты вложениясредств в это производство. Учитывая возрастающий спрос на рубленые дома ручнойработы и имеющийся опыт в рассматриваемом производстве, инвестиции визготовление рубленых домов будут экономически выгодны, направлены на созданиерабочих мест, поддержку белорусского производства, экспорта готовой продукции исохранение традиций белорусского строительного мастерства.
3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАНЫ3.1 Производственный план
Поскольку размещение производства в г. Минске неоправданно дорого стоити не всегда соответствует требованиям клиентов с точки зрения экологии, имеетсмысл размещать производство на территории Минской области, но не более, чем в 100 км от г. Минска. Кроме этого, размещения производства в области позволит использовать местнуюрабочую силу и ослабить конкурентную борьбу за рабочих с другими предприятиями.
При этом, приоритетным следует рассматривать юго-запад области (Барановичскоенаправление, а частности Столбцовский район), так как:
- это близкое расположение к целевым рынкам;
- налажено хорошее транспортное сообщение как железнодорожным так иавтомобильным транспортом;
- преобладающий рельеф на юго-западе области, наличие обширных лесныхмассивов хорошо подходит для производства;
- на юго-западе области промышленность развита лучше, чем на севере, иможет обеспечить предприятию более развитую инфраструктуру.
Обязательными требованиями к выбираемой производственной площадке являютсяследующие:
1. Транспортная доступность, как для грузового, так и для легковогоавтотранспорта.
2. Максимальная близость к крупным населенным пунктам.
3. Электроснабжение необходимой мощности.
4. Плоский рельеф.
Желательными являются:
1. Наличие на площадке водопровода и канализации.
2. Вытянутость площадки в длину для удобства размещения производства.
3. Наличие твердого покрытия.
4. Наличие построек для размещения склада, конторы, раздевалок и местотдыха и обогрева рабочих, столярного цеха.
5. Наличие телефонной связи.
6. Наличие крытых площадей.
Выбор производственной площадки из возможных вариантов основывается наоценке первоначальных вложений в площадку и эксплуатационных затрат на ееиспользование.
Требуемые площади рассчитываются на основе планируемой производственноймощности.
1. Непосредственно для размещения сруба:
- около 150 м2 – непосредственная площадь застройки;
- около 70 м2 – леса по периметру сруба;
- 60-80 м2 – эстакада для окорки и острожки бревен;
- 80-100 м2 – подъездные пути для крана или погрузчика;
Итого около 400 м2 на один сруб.
2. Штабель с неокоренным лесом на 2000 м3 древесины – 800 м2.
3. Чистовые штабеля на 2000 м3 древесины – 700 м2.
4. Пилорама – не менее 400 м2.
5. Постройки на территории – не менее 500 м2.
Подъездные пути, места под погрузочно-разгрузочные работы увеличиваюттребуемую площадь примерно на 15%.
Расстояния между срубами, зданиями, сооружениями, подъездными путями,штабелями и проч. увеличивают необходимую площадь на 20%. Расчет требуемыхплощадей под производство для различных стратегий сведен в таблицу 24.
Таблица 3.1.1 — Расчет минимальнойплощади производстваНаименование Площадь
Площадь под срубы, м2 5600
Под штабеля с лесом, м2 750
Под пилораму, м2 400
Под здания, м2 300
Под подъездные пути, м2 1057.5
Резервы, м2 1621.5
Итого, м2 9729 Минимальная площадь, га 1
Источник: собственная разработка
В зависимости от формы, рельефа, размещения зданий и сооружений,деревьев, не подлежащих вырубке, необходимая площадь участка может увеличитьсяна 50%.
На производственной площадке или в непосредственной близости от нее (неболее 200 м) должны быть размещены:
1. Помещение для переодевания, отдыха и обогрева рабочих (от 1,5 до 2,5 м2 на одного рабочего). Помещение должно отапливаться и освещаться.
2. Склад для хранения ГСМ и антисептиков, инструментов и инвентаря.
3. Контора для линейного управленческого аппарата (5 м2 на чел.).
4. Помещение для размещения охраны (сторожка) – не менее 15 м2.
Производственная площадка может быть как арендованной, так иприобретенной в собственность. Поскольку речь идет о предприятии небольшихмасштабов, то целесообразнее будет аренда производственной площадки у другогопредприятия или организации. Однако, поскольку в настоящее время большоеколичество предприятий продаются за бесценок, этот вариант может оказатьсявыгодней аренды. Кроме этого, земля является ликвидным активом и вложение в неесредств увеличивают продажную стоимость предприятия, в то время как аренда,зачастую довольно высокая, не влияет на ликвидационную стоимость предприятия.
Производственный процесс может включать в себя следующие компоненты,значимые для организации производственной площадки:
1. Доставку и разгрузку круглого леса.
2. Предварительную окорку и антисептирование бревен, срок поступлениякоторых в производство превышает 1 месяц.
3. Складирование окоренного и неокоренного леса и бруса.
4. Профилирование бревен (изготовление бруса различных профилей).
5. Окорку и острожку бревен перед их непосредственным использованием.
6. Подъем и переноску бревен.
7. Доставку, хранение и отпуск в производство прочих материалов.
8. Переодевание, отдых и обогрев рабочих.
9. Хранение рабочего инструмента и инвентаря.
10. Вывоз или реализацию отходов.
11. Погрузку и отправку готовых срубов.
12. Охрана производства.
Для доставки и разгрузки круглого леса на площадку должны быть подведеныподъездные пути. При доставке леса автомобильным транспортом необходимо местодля разворота автомашины и при отсутствии у нее манипулятора также необходимоиметь на месте разгрузки подъемные механизмы.
Доставленные бревна складируются в штабеля с учетом соблюдения правилтехники безопасности и удобства их эксплуатации: высота штабеля не более 1,5 м, ширина не менее 1,5 м, проходы между штабелями шириной не менее 1 метра. При использовании автомобильного крана или автопогрузчика между штабелями должны бытьпредусмотрены проезды шириной не менее 3 метров.
Для предварительной окорки леса должны быть предусмотрены эстакады –одна эстакада на 2 рабочих места. Количество рабочих мест зависит от срокапоступления леса в производство.
Предварительное антисептирование может производится как путемопрыскивания штабеля антисептиком при помощи распылителя (наиболее дешевый,хотя и не очень надежный способ), так и пропитка его антисептиком в ваннах.Промазывание бревен антисептиком в этом случае является слишком дорогим. Дляпропитки в ваннах требуется резервуар длиной не менее 8 метров. Этот способ оправдывает себя только при очень длительном хранении бревен и использованиинедорогих водорастворимых антисептиков.
В производстве срубов используются следующие виды профиля бруса:
- брус, протесанный на 1 кант;
- брус, протесанный на 2 канта;
- брус прямоугольного сечения;
- а также необрезная доска.
Для изготовления профилированного бруса и досок могут использоватьсяразличные виды пилорам: дисковые, ленточнопильные и др. Наиболее экономичнымявляется использование ленточнопильных станков. Дисковые пилорамы следуетиспользовать при небольших объемах распиловки.
Для перемещения, подъема и опускания бревен и других лесоматериаловможно использовать различные виды подъемных механизмов. Для площадок с твердымпокрытием наилучшим вариантом является автопогрузчик. При наличие иливозможности монтажа подкрановых путей для этого используется башенный иликозловой кран. Однако, один башенный кран может обслуживать от 2 до 4 срубов,поэтому его применение является довольно дорогостоящим. При отсутствии твердогопокрытия, при неудачной форме площадки, в других ситуациях, когда невозможноиспользовать другие подъемные механизмы, используют автомобильный кран.
На данный момент готовиться к освоению технология изготовления срубов подкрышей (по сведениям автора, еще ни разу не применялась в Республике Беларусь).Возможность использования кран-балки, создание нормального и недорогогоискусственного освещения, сохранение естественной влажности леса и возможностьработы в любую погоду делают ее очень привлекательной.
Для хранения и отпуска в производство материалов (ГСМ, антисептик,произодственный инвентарь) требуется складское помещение, оборудованное всоответствии с правилами пожарной безопасности.
Для переодевания, отдыха и обогрева рабочих требуются бытовые помещения,площадью около от 1,5 до 2,5 метров на одного рабочего. Для этого могутиспользоваться как временные мобильные здания контейнерного типа (без ходовойчасти), здания сборно-разборного типа, так и постоянные постройки, непредполагающие перемещения с места на место. Помещения должны бытьэлектрифицированы и отапливаемы. При возможности подведения к ним водопровода иканализации это является желательным.
Вывоз мусора с площадки может осуществляться примерно 1 раз в месяц.Отходы являются экологически чистыми, и для их вывоза не требуется лицензии.
Теоретически, возможна реализация коры и опилок, в случае если найдетсякомпания, заинтересованная в их самовывозе. Для сокращения расходов на вывозмусора можно предоставить возможность населению бесплатно вывозить кору дляиспользования в качестве дров. Но это возможно только при сухой погоде илиокорки бревен под крышей.
Реализация отходов по цене, немного ниже рыночной, не составит серьезныхпроблем, поскольку спрос на дрова и дешевый горбыль очень велик вблизи дачныхпоселков и садоводств.
Для охраны производства требуется, чтобы площадка была обнесена заборомвысотой не менее 2 метров, а также помещение для расположения охраны (сторожка)– небольшое отапливаемое электрифицированное и телефонизированное здание. Дляпрохода рабочих на производственную площадку не требуется введение пропускнойсистемы, однако, для выезда машин такая система необходима.
Потребляемые ресурсы. Материально-техническоеобеспечение
Перечень используемых материалов довольно узок:
1. Круглый лес.
2. Обрезная доска (брус) – изготавливается предприятием.
3. Необрезная доска – изготавливается предприятием.
4. Антисептик – «Pinotex» для отечественныхзаказов, «Valtti Color» для иностранных заказов, «Sinesta»– для предварительного антисептирования.
5. Бензин и дизельное топливо (для заправки пил и подъемных машин).
6. Масло для смазки машин.
7. Масло в бензин для заправки пил.
Кроме материалов в потребляемые на площадке ресурсы следует включитьпроизводственный инструмент и инвентарь, не относящийся к основным фондам:
1. Топоры.
2. Уровни.
3. Гидроуровни.
4. Кисти.
5. Канистры металлические 20 л.
6. Канистры пластиковые 30 л.
7. Рулетки (30 м).
8. Крепеж.
9. Прочее.
Круглый лес является основным потребляемым материалом, его доля встоимости всех материалов составляет около 80%. Закупка леса – одна изсерьезных проблем, не решенных в настоящий момент. Лес требуемого качества насегодняшний день можно купить по цене от 30 до 60 долл. США за 1 м3без НДС.
По сравнению с объемами леса, экспортируемого за рубеж, для поставщиковлеса ООО «Ваша дача» не является сколько-нибудь значительным покупателем, амелкие поставщики редко продают лес необходимого качества, именно поэтомупроблема закупки леса и является актуальной.
Кроме этого, для целей сокращения объема выплачиваемых налогов и врамках ценовой политики предприятия необходимо иметь как поставщиков леса,торгующих без НДС (юридических лиц на упрощенной системе налогообложения иличастных предпринимателей), так и торгующих с НДС.
Транспортировка и сборка срубов для отечественных и зарубежных заказчиковзначительно отличается друг от друга, однако и в том и в другом случае невключается в стоимость заказа, а оплачивается заказчиком отдельно из-заразличия в условиях транспортировки и сборки сруба.
Для отечественного заказчика транспортировка может осуществлятьсяпрактически любым видом грузового транспорта на усмотрение заказчика (договор странспортировщиком заключается от его имени). Сборка на фундаментеосуществляется, как правило, бригадой, которая непосредственно изготавливаласруб. Питание и проживание бригады обеспечивается заказчиком и не входит встоимость сборки. Время сборки сруба составляет около 20% от времени егоизготовления. Отсутствие подъемных механизмов на территории заказчикаувеличивает стоимость сборки на 30-40% и соответственно отодвигает срок егоготовности.
Транспортировка и сборка зарубежных заказов оказывается значительноболее сложной организационно. Это связано с:
1. Таможенным декларированием.
2. Жесткими требованиями к транспортным средствам, перевозимым сруб.
3. Необходимостью получению рабочих виз для сборщиков сруба.
4. Необходимостью знания иностранного языка рабочими-сборщиками или наличияпереводчика (Литва, Латвия, Польша).
5. Прочими причинами, связанными с пересечением границы и нахождениемрабочих за границей.
Еще и поэтому для предприятия выгодно работать с зарубежными дилерами,знакомыми как с процессом производства, так и с местными условиями именталитетом. Кроме этого, при большом объеме заказов серьезную экономию даютзатраты на проезд плотников к месту сборки и обратно и на получение рабочихвиз.
Без значительных капитальных вложений производство может выпускатьследующие виды попутной продукции:
1. Различные пиломатериалы — обрезную доску, необрезную доску, брусразличного профиля.
2. Погонажные деревянные изделия – вагонку, плинтуса, галтели и проч. — приналичии столярного цеха.
3. Резные изделия, как для внешнего украшения дома, так и для внутреннейотделки. Реализация таких изделий затруднена без соответствующей рекламы.
4. Мебель и элементы интерьера из бревен — столы, лавки, стойки – какправило, делаются под заказ.
Попутная продукция может изготавливаться как под заказ, так и дляпродажи без предварительного заказа. При изготовлении ее под заказ уровенькачества зависит от заказчика, его требований к качеству и цены, которую онготов заплатить.
Для изготовления продукции для продажи без предварительного заказацелесообразно использовать отходы производства: для изготовления пиломатериалови погонажных изделий могут использоваться бревна, не подходящие дляизготовления сруба – слишком тонкие или слишком толстые, с высокой конусностью;для изготовления резных изделий могут использоваться отходы от производствасрубов.
Одним из направлений для использования отходов может быть оборудованиядля изготовления брикетов из опилок и коры (стоимость оборудования – около 10000 долл.). Налаживать это производство стоит только после исследования рынкасбыта.
Производство срубов является экологически чистым. Загрязнение окружающейсреды происходит только благодаря работе бензопил и подъемных средств сдвигателями внутреннего сгорания. Антисептики, применяемые для пропитки бревен,как правило, не токсичны.
Основным фактором, создающим вредные условия на производстве, являетсяшум (работа пилорамы, бензопил и рубанков), поэтому расположение производства внепосредственной близости от жилья (в пределах 300 м) нерационально.
Возможный объем работ и темпы наращивания мощности приведены на рисунке.
/>
Рисунок 3.1.1 – Возможный объем работ итемпы наращивания мощности
Потребность в трудовых ресурсах и организация труда описаны ниже.
Количество плотников, работающих на площадке, представлено в таблице.
Таблица 3.1.2 – Планируемое наращиваниечисленности работников июн 11 июл 11 авг 11 сен 11 окт 11 ноя 11 дек 11 янв 12 фев 12 мар 12 апр 12 май 12 июн 12 Итого Планируемый объем работ 40 80 190 300 370 450 480 490 490 500 500 500 500 4850 Требуется 5 8 15 18 21 23 24 24 24 25 25 25 25 Найм квалифицированных плотников 3 2 3 2 10 Найм учеников 6 4 2 1 2 15 Итого 9 6 5 3 2 25
Таблица3.1.3 Расчет норм и расценок на оплату труда рабочих основного производстваВид работ Ед. изм Норма затрат труда, ч-час Слож-ность Поправка на диаметр бревна Норма затрат труда, ч-час, с поправкой Расценка, $ Окорка и острожка бревен 1 бревно 1.50 0.53 1.00 1.50 2.00 Выставление первого венца 1 прямоугольник 8.00 1.2 1.00 8.00 24.00 Рубка чашек прямых 1 чашка 2.00 1 1.00 2.00 5.00 Рубка чашек «косых» 1 чашка 3.00 1 1.00 3.00 7.50 Рубка «в пол-чашки» 1 чашка 1.00 1 1.00 1.00 2.50 Рубка углов «в лапу» 1 угол 1.50 0.8 1.00 1.50 3.00 Чашка столбовая 1 чашка 2.00 1 1.00 2.00 5.00 Врезание слег и конька шт 4.00 1 1.00 4.00 10.00 Врезка прямоугольная шт 0.50 0.8 1.00 0.50 1.00 Изготовление стыков «ласточкин хвост» 1 стык 1.00 1 1.00 1.00 2.50 Рубка паза пог. м 0.33 1 1.00 0.33 0.83 Шкантовка бревен 1 шкант 0.2 0.7 1.00 0.20 0.35 Торцовка стен и проемов пог. м 0.17 1 1.00 0.17 0.42 Протеска бревен горизонтальная пог. м 0.33 1 1.00 0.33 0.83 Опиловка косая пог. м 0.33 1.2 1.00 0.33 1.00 Опиловка радиальная пог. м 0.33 1.5 1.00 0.33 1.25 Выборка под обналичку, двухсторонняя пог.м периметра 1.00 1.5 1.00 1.00 3.75 Пропилка штроб пог. м 0.50 1 1.00 0.50 1.25 Архитектурные срезы шт 0.50 1 1.00 0.50 1.25 Установка лесов пог. м 0.33 0.3 1.00 0.33 0.25 Разметка деталей и разборка сруба куб. м 1.00 2 1.00 1.00 5.00
Кроме плотников, на производстве необходимы следующие категории рабочих:
1. Заготовщики — для окорки и острожки бревен – по одному на 5 плотников.
2. Резчики – для выполнения резных элементов сруба — по одному на 25плотников.
3. Подсобные рабочие – для выполнения неквалифицированной работы на площадке– по одному на 25 плотников.
4. Рабочие на пилораме – 2 чел. на одну смену.
5. Водители погрузчиков (автокранов, башенных кранов) – по их количеству;или рабочие, обслуживающие подъемный механизм.
6. Такелажники – по одному на одну подъемную машину.
7. Слесаря-ремонтники – для ремонта и заточки инструмента — по одному на 25плотников.
8. Сторожа – 2 чел. (сутки через сутки).
Таким образом, общая численность максимального количества рабочих(постоянных и временных) составит 35-38 человек.
Мероприятия, направленные на привлечение и закрепление рабочей силымогут потребовать значительных затрат. Как показывает опыт работы конкурентов,они не жалеют денег на удержание рабочей силы, улучшение условий труда и бытарабочих.
Привлечение рабочей силы можно разделить на две основные частимероприятий – привлечение квалифицированных плотников и привлечение учеников.
Для привлечения квалифицированных плотников необходимы условия для ихпроживания (в случае значительного удаления площадки от города). Это может бытьспециальное оборудование общежитий или съем необходимого жилья. Как правило,стоимость жилья в области значительно ниже, чем в городе. Поскольку средиплотников большое количество иногородних, снимающих жилье в г. Минске, придлительном сроке работы возможно их проживание рядом с производством вместе ссемьями. При этом оплата жилья должна производится плотниками самостоятельно,однако поиск жилья и заключение договоров желательно производить от имениадминистрации предприятия.
Высокая заработная плата квалифицированных плотников обеспечиваетсянаймом учеников. Поэтому, при средней расценке за работу она не будет выше, чему конкурентов, однако благодаря дифференциации заработной платы внутри бригадыквалифицированный плотник будет зарабатывать в 1,5 раза выше, чем в среднем по области,т.е. 1-1,5 млн руб. + премия за качество и объем производства; з/п ученикасоставит 400-800 тыс., в зависимости от количества и качества произведеннойпродукции.
Одной из серьезных проблем использования местной рабочей силы являетсяалкоголизм. Довольно расхожим заблуждением среди бизнесменов является иллюзиянайма непьющих рабочих. По оценкам автора, 70-80% плотников требуемойквалификации являются пьющими, половина из них – сильно пьющие, и не менеечетверти – запойные алкоголики. Среди местной рабочей силы этот процентзначительно выше. Разумеется, далеко не каждый пьющий человек может бытьполноценным рабочим, но и далеко не каждый алкоголик не может работать напроизводстве. При найме на работу предпочтение должно отдаваться рабочим,имеющим семью – как правило, они более ответственно относятся к работе. Приорганизации работы на площадке строжайший запрет должен быть наложен наупотребление алкоголя и появление на работе в нетрезвом виде. Наилучшей дляподдержания дисциплины является система штрафов (конкуренты применяют штрафы до100-150 долл.).
Расчет затрат на производство и реализацию продукции (/>) определяется как суммарасходов на сырье и материалы (/>), расходов натопливно-энергетические ресурсы (/>), затрат на оплату труда (/>) и прочихзатрат (/>):
/>=/>+/>+/>+/> (3.1.1)
Общий расчет затрат на производство и реализацию продукции представлен втаблице.
Таблица 3.1.4 – Расчет затрат напроизводство и реализацию продукции, млн. руб.№ Элемент затрат Июнь-декабрь 2011 г. Январь-июнь 2012 г. 1. Расходы на сырье и материалы 27 33 2. Расходы на ТЭР 8 12 3. Затраты на оплату труда 35 35 4. В том числе ФСЗН 34% 8,9 8,9 5. Прочие затраты* 12 14 6. Итого: 82 94
* прочие затраты включают выплаты посоциальному страхованию, амортизацию основных средств, налоговые выплаты
Вывоз мусора с площадки можетосуществляться примерно 1 раз в месяц. Отходы являются экологически чистыми, идля их вывоза не требуется лицензии.
Объемы отходов и потерь от производстваприведены в таблице 3.1.4.
Таблица 3.1.5 Расчет объемов отходов(потерь) производства в месяцОтходы (потери) у.е Подлежат 1 2 3 Кора 602,8 вывозу Опилки 218,8 вывозу Дрова 437,5 реализации 1 2 3 Горбыль 218,8 реализации Стоимость вывоза мусора 2738,4 Выручка от реализации отходов 3937,5 3.2 Инвестиционный план
Перечень активных основных фондов, которые необходимо иметь всобственности для производства срубов:
1. Пилорама.
2. Подъемные машины или механизмы (кран-балка, автопогрузчик, автокран).
3. Бензопилы (не более 20% от требуемого количества).
4. Электрорубанки (не более 50% от требуемого количества).
5. Электродрели (по одной на бригаду).
Требования к выбору участка были приведены в разделе «Производственныйплан». При выборе площадки необходимо принимать во внимание наличие иливозможность установки трансформатора требуемой мощности. Расчет инвестиционных затратприведен в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1 – Расчет общихинвестиционных затрат по проекту, млн руб.№ Наименование элемента затрат Сумма 1 Аренда участка 15 2 Пилорама 8 3 Грузовой автомобиль с автопогрузчиком 45 4 Бензопилы 15 5 Электрорубанки 12 6 Электродрели 10 7 Прирост чистого оборотного капитала 20 8 Трансформатор 5 8 Итого: 130 Таблица3.2.2 — График реализации инвестиционного проектаОбъем инвестиций, долл США Период 1 2 25 000 Июнь – сентябрь 2010 г. 1 2 7000 Октябрь – декабрь 2010 г. 5000 Январь – март 2012 г. 5000 Апрель – июнь 2012 г.
Финансирование инвестиционного проекта предусматривается за счетпривлеченных источников белорусского или зарубежного инвестора.
Для инвестирования в предприятия такого рода характерен прежде всегориск отсутствия заказов. Анализ основных типов рисков приведен в таблице 3.2.3.Расчет произведен в долл. США напроизводство одного сруба (кроме 1-го пункта).
Таблица 3.2.3 –Экспертная оценка рисковРиск Без мероприятий, направл. на снижение С мероприятиями, направл. на снижение Вероятность возникновения Мат. ожидание убытка Вероятность возникновения Мат. ожидание убытка Отсутствие заказов в течении квартала 20% 300 15% 225 Недобросовестность поставщиков 50% 4350 5% 435 Прекращение финансирования от клиента 20% 1380 5% 140 Значительный рост себестоимости продукции по сравнению с планируемой 300 30 Задержки в поставках древесины на 1 неделю 50% 240 30% 60 Непредвиденный рост курса рубля по отношению к твердой валюте 300 300 Непредвиденное увеличение срока изготовления срубов. 5% 15 2% 6 Более низкое качество сруба, нежели указано в договоре. 10% 2% Ухудшение качества древесины, 30% 1800 5% 300 Ухудшение качества сруба в результате его неправильной эксплуатации 20% 2% Форсмажорные риски 3% 600 1% 200 Итого 9285 1471 Изтаблицы следует, что по одному заказу математическое ожидание убытковсоставляет около 1500 долл. (за исключением риска отсутствия заказов).Созданиерезерва в размере 5% от прямых затрат и 5-процентных страховых платежей отсуммы прямых затрат полностью покрывает эту сумму./>
4ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Настоящий проект не имеет фиксированного срока жизни, а, следовательно,судить о валовой прибыли можно только опираясь на рассматриваемый периодпланирования.
В начале периода планирования, когда удельные условно-постоянные затратывелики по сравнению с объемом выполняемых работ, рентабельность производстваотрицательна, предприятие накапливает убытки. В конце первого полугодия, когдаобъем работ возрастает до 2/3 стабильного планируемого уровня, производство становитсяприбыльным. Погашение накопленного убытка происходит от 6-го до 10-го месяца.
При работе на стабильном планируемом уровне рентабельность производствасоставляет 11-12% (таблица 4.1). К сожалению, при финансовом планированиипрактически невозможно оценить косвенное сокращение затрат, связанное сукрупнением производства. Это трудоемкий расчет не оправдывает себя из-завероятностного характера плановых показателей, поэтому прямые затратырассчитывались исходя из средних норм производительности труда, затрат наоплату труда, на материалы и проч., без учета сокращения этих затрат приувеличении объема производства. Кроме этого, затраты в плане рассчитаныосторожно, с учетом резервов и фактически могут оказаться значительно ниже, чемзапланировано. Поэтому, говоря о рентабельности производства, имеется в видуминимальная его рентабельность.
Соотношение относительно невысокой рентабельности производства и высокойдоходности инвестиций объясняется небольшой фондо- и капиталоемкостью проекта.Годовой оборот средств более чем в десять раз превосходит объемкапиталовложений в производство, что характерно для строительной отрасли,ведущий работы на средства заказчика.
Анализ прибыльности и сальдо денежных потоков показал, что к концупервого года у предприятия образуется много свободных денежных средств,полученных за счет прибыли. В финансовом плане не рассмотрено использованиеэтих средств, однако принять решение об их использовании для развитияпредприятия можно позже, когда будут известны изменения, произошедшие на рынке.Свободные денежные средства обеспечивают гибкость предприятия.
Чистый поток денежных средств (ЧПДС) отличается от сальдо денежныхпотоков на величину инвестиционных затрат. Дисконтированный ЧПДС показываетстоимость будущих денег сегодня.
Остаточная стоимость проекта невелика, поскольку в производствеиспользуется небольшое количество основных фондов и собственных оборотныхсредств, поэтому величина чистой текущей стоимости проекта не намного вышеЧПДС. На конец периода собственность инвестора будет составлять от 170 до 200%от первоначальных вложений.
Срок окупаемости проекта составляет от 8 до 12 месяцев. Срок окупаемостиопределен по дисконтированному чистому потоку денежных средств и не учитываетостаточной стоимости проекта.
Для чистых инвестиций произведен расчет, где в качестве оттока средстврассматриваются инвестиционные затраты (вложения инвестора в предприятие), а вкачестве притока – дивиденды, выплачиваемые инвестору. Срок окупаемости в этомслучае колеблется от 10 до 15 месяцев.
Анализ ликвидности (возможности отвечать по своим обязательствам)показывает, что общая ликвидность предприятия опускается ниже 100% только впериод наращивания объема работ, во всех остальных случаях оборотные активыпредприятия покрывают его краткосрочные пассивы. При этом половинузадолженности может быть покрыта без использования вещественных оборотныхсредств (коэффициент срочной ликвидности ниже 50% тоже только в периоднаращивания объемов). Показатели абсолютной ликвидности в данном случае показываютскорей возможность вовлечения в оборот свободных денежных средств и не могутбыть охарактеризованы ни положительно, ни отрицательно.
Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общем объемепассивов предприятия. В период наращивания объема работ доля собственныхсредств в их общем объеме совсем незначительна, поскольку у предприятияпрактически нет собственных основных фондов и собственных вложений в оборотныеактивы.
Коэффициент маневренности показывает долю собственных средств, приходящуюсяна оборотные активы. Он аналогичен коэффициенту обеспеченности собственнымиоборотными средствами, только второй коэффициент показывает долю собственныхоборотных активов в общем объеме оборотных активов. Значения этих показателей,опускающееся ниже нуля, показывает, что вложения в основные фонды предприятияпроизводится за счет заемных средств, что может быть оправдано только вситуации со значительной дебиторской задолженностью, погашение которой невызывает сомнений, а также при уверенности в скором притоке прибыли. Укредиторов этот показатель может вызвать сомнения. Однако, не позднее года отначала функционирования предприятия эти показатели поднимаются выше нуля ивыходит на уровень свыше двадцати процентов, что является довольно высоким для строительнойотрасли.
Из показателей оборачиваемости оборотных средств заслуживает вниманияпоказатель доли производственного цикла в общем времени оборота. Длястабильного уровня объема работ он составляет от 40 до 55%. Соответственно, надолю расчетов приходится около половины общего времени оборота. Эта ситуацияявляется нормальной для производства.
В общем, анализ финансовой состоятельности предприятия показывает, что впериод становления предприятия и наращивания объема работ значительную рольиграет финансовое планирование и анализ финансовых потоков.
Основным риском проекта является снижение объема заказов по сравнению сзапланированным уровнем. На объем заказов влияет большинство рыночных факторов– изменения курсов валют, уровень доходов населения, внешнеэкономическаяситуация, изменение цен, изменение предпочтений заказчиков и т.д. Остальныефакторы, не связанные с объемом заказов, влияют на показатели проекта косвенно,так что невозможно отследить их влияние на плановые показатели, либо так, что этоприводит к пропорциональному изменению всех показателей плана. Так, например,увеличение цены на сырье повлечет за собой увеличение цен на всем рынке,следовательно, рынок увеличит цены на продукцию. При незначительном повышениицен это просто увеличит затраты и прибыль одновременно, а в случае высокогоповышения – приведет к сокращению спроса и, соответственно, сокращению числазаказов. Поэтому в качестве параметра при анализ чувствительности проектаиспользовался именно объем заказов.
Изменение объема заказов в сторону увеличения рассматривался для оценкивозможного ухудшения показателей проекта. Анализ показал, что при увеличенииобъема заказов показатели проекта не ухудшаются, дополнительных вложений воборотные средства при этом не требуется.
При уменьшении объема заказов в первую очередь определялся егокритический уровень – превышение затрат над доходами от реализации. Для ООО«Ваша дача» он составит 83% (таблица 4.1). Это означает, что стратегии,направленные на создание крупного производства менее рискованные, чемориентированные на небольшие объемы работ.
В силу своего масштаба ООО «Ваша дача» будет чрезвычайно чувствительнымк сокращению объема заказов, поэтому при ее выборе основная задача ляжет намаркетинговую составляющую управления предприятием. Возможно, потребуютсядополнительные вложения в рекламу для увеличения объема заказов.
Таблица4.1 — Основные показатели эффективности проекта Показатель долл. США 1 2 Объем инвестиций 42 000 Чистая прибыль на конец периода 139 087 Рентабельность производства на конец периода 10,86% Свободные ДС на конец периода 103 576 Дисконтированный ЧПДС на конец периода 118 794 Дисконтированная остаточная стоимость проекта на конец периода 24 422 NPV на конец периода 94 372 Внутренняя норма доходности 93,61% Дисконтированный срок окупаемости, лет 0,8 Дивиденды, выплаченные за период 64 974 В % от объема инвестиций 210% Индекс рентабельности 4,1 Прогнозируемая годовая доходность инвестиций по окончании периода 177% Ежемесячный приток средств 3 946 Критический уровень объема заказов 83%
Коэффициентдисконтирования в расчетном периоде (году) (K/>)
K/>=/> (4.1.1)
где Д — ставкадисконтирования (норма дисконта);
t — период (год) реализациипроекта, в нашем случае 1 год.
В данном проекте под дисконтированным ЧПДСна конец периода понимается интегральный эффект от реализации проекта иопределяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставкепроцента отдельно для каждого года) разницы между годовыми оттоками и притокамиреальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчета проекта:
ЧПДС = />=130673,4/1,1=118 794 (4.1.2)
где П – чистый потокналичности за период (год) t = 1, 2, 3...t;
T – горизонт расчета,лет;
Д – ставка дисконтирования.
Индекс рентабельности(доходности) (далее – ИР)
/>=(118 794+38181)/38181=4,1 (4.1.3)
где ДИ- дисконтированная стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты(займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетныйпериод (горизонт расчета).
Инвестиционные проекты эффективныпри ИР более 1.
Чистая прибыль (ЧП) определяется, как выручка от реализации (/>) за вычетомединого налога (ЕН) и затрат на производство и реализацию продукции (/>):
ЧП=/> — ЕН — />=
=140,4 – 14,4 – 58,7=67,3 (тыс.долл.) (4.1.4)
Доходность инвестиций превышает уровень нормальной прибылиот инвестиций в производство. Чем выше доходность инвестиций, тем выше риск,связанный с сокращением объема заказов. Показатели деятельностипредприятия приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Показатели деятельностипредприятияПоказатель Тыс. долл. США Выручка 140,4 Налог (8%) 14,4 Затраты 58,7 Чистая прибыль 67,3
В целом на основе финансового плана проект можноохарактеризовать как доходный, причем доходы от него могут поступать инвесторуне на ограниченном промежутке времени, а в течении всего срока деятельностипредприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Организация предприятия по производству рубленых домов на территории РеспубликиБеларусь продемонстрировала свою высокую эффективность. Планируемая кпроизводству продукция пользуется возрастающим спросом как на белорусском, таки на зарубежных рынках. Предприятие сможет успешно конкурировать с зарубежнымии белорусскими производителями как по цене, так и по качеству и по стоимостисырья.
Общий объем инвестиций в размере 42 000 долл. в год с максимальноймощностью 5 000 кв. м. в год окупится в течение первых 8-12 месяцев спрогнозируемой доходностью инвестиций от 115 до 170%.
На основе экспертной оценки и анализа конкурентов риск инвестированиясредств в данное производство составляет около 10% (90% вероятности высокодоходноговложения средств).
Кроме того, необходимо отметить, что организация данного производствабудет способствовать созданию новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты истандартами труда на уровне европейских производителей. Производство ипродукция будет отличаться высокой экологичностью, применяемые технологиипозволят свести объем отходов практически к нулю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (гл.5) от 22 июня 2001 г. № 37-3. Принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.,одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г. (в редакции Законов РеспубликиБеларусь от 5 августа 2004 г. № 313-3 (редакция от 1 ноября 2004 г.), от 18июля 2006 г. № 159-3).
2. Указ Президента Республики Беларусь от 28марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядкаоказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальнымпредпринимателям» в редакции от 4 августа 2006 г. № 496, от 29 января 2007 г. №52, от 7 июня 2007 г. № 266).
3. Указ Президента Республики Беларусь от 18апреля 2006 г. № 252 государственных займах (кредитах).
4. Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономикиРеспублики Беларусь» (подл. 5.9) (в редакции от 7 декабря 2006 г. № 1632, от 27февраля 2007 г. № 242, от 31 мая 2007 г. № 729).
5. Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития ибизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (в редакции от28 августа 2006 г. № 1091).
6. Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 17 октября 2005 г. № 1136 «Об утверждении Положения о комиссии поразвитию коммерческих организаций и ее состава» в редакции от 16 марта 2006 г.№ 355, от 8 июля 2006 г. № 849, от 19 февраля 2007 г. № 200).
7. Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 17 июля 2006 г. № 893 «О мерах по реализации Указа ПрезидентаРеспублики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 и признании утратившими силунекоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в редакции от 7декабря 2006 г. № 1632).
8. Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 28 июля 2006 г. № 950 «О мерах по реализации Указа ПрезидентаРеспублики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182.
9. Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 15 марта 2007 г. № 330 «Об утверждении Положения о порядкепроведения оценки результатов реализации инвестиционных проектов резидентовсвободных экономических зон на территории Республики Беларусь и внесениидополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа2005 г. № 891.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от20 ноября 2001 г. № 1680 «О мерах по реализации инвестиционного проектамодернизации инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь» (в редакцииот 2 августа 2006 г. № 990).
11. Постановление Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении правил по разработкебизнес-планов инвестиционных проектов».
12. Постановление Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 1 марта 2007 г. № 44 «Об утверждении критериев оценкиинвестиционных проектов для включения в проект перечня важнейших инвестиционныхпроектов и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих государственнойподдержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентовза пользование банковскими кредитами».
13. Постановление Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 3 июня 2005 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о внесении и рассмотренииматериалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении вМинистерстве экономики Республики Беларусь Государственной комплекснойэкспертизы».
14. Постановление Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 30 сентября 2005 г. № 168 «Об утверждении форм заключенийэкспертизы бизнес-плана развития коммерческой организации на год и бизнес-планаинвестиционного проекта.
15. Приказ Министерства экономики Республики Беларусь от18 сентября 2006 г. № 146 «О порядке прохождения и создания комиссии по конкурсномуотбору инвестиционных проектов, подлежащих государственной поддержке из средствреспубликанского бюджета в виде возмещения части процентов за пользованиебанковскими кредитами».