Реферат по предмету "Философия"


Экзаменационные ответы по философии (2007г.)

Мировоззрение, его исторический характер: миф,религия, философия.
Мировоззрение — совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человекоми своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов егоповедения.
С выделением человека изживого царства, и появлением человеческого общества возникает потребностьпонять окружающую действительность и самого человека. Возникает феноменобщественного сознания – мировоззрение. На основе мировоззрения формируютсяжизненные цели, идеалы, стремления, т.о. мировоззрение – это своего родадуховная призма, через кот. воспринимается весь окружающий мир. Меняютсяусловия жизни – меняется мировоззрение.
Структура мировоззрения:
-познавательныйкомпонент;
-ценностно-нормативный;
-эмоционально — волевой;
-практический.
          3 стороны мировоззрения:
-эмоционально-психологическая (чувства, настроения) — мироощущение;
-опыт формирования познавательных образов мира сиспользованием наглядных представлений — мировосприятие;
-познавательно — интеллектуальная сторона — миропонимание.
          Уровни мировоззрения:
-жизненно-практический;
-теоретический — к нему относится философия.
ТИПЫ:
-мифологическое мв (миф –рассказ, слово; способ понимания мира первобытными людьми не как жанр словестности, а чувстенно-образноеотражение действительности, где нет разделения на реальный и идеальный миры).
Основные функции мифа: социально-практическая,психологическая защита. Любой неодушевленный предмет воспринимается как живой.
-религиозное мв (религия –вера), происходит удвоение мира: естественный, сверхъестественный. Мировыерелигии: буддизм, ислам, христьянство.
-философское мв. Функции: фил-ия, как наука возникла а Iт/лети днэ– осевое время (К. Ясперс): рассвет философской мысли в Индии, Греции, Китае.Возникает из-за потребности в целостном понимании мира. В отличие от честныхнаук, фил-ия изучает не отдельные стороны и явлениямира, а общие для всех предметов свойства, отношения, связи.

Философия, ее предмет и функции.
Философия — это наука о природе, обществе и человеческом мышлении;сжатое изложение науки своего времени; эпоха, схваченная в мысли; главныйвопрос в ф состоит в том, стоит ли жизнь бытьпрожитой; нет науки более бесполезной, чем ф, нетнауки прекраснее ее.
Круг основных проблем философии:
А) онтология — учение о мире или бытии.
Б) гносеология — теория познания.
В) методология
диалектика
метафизика
Г) антропология
Д) аксиология — учение о ценностях.
Е) социальная философия — учение об обществе.
Функции:
мировоззренческая – система взглядов на мир в целом (философы:идеалисты, материалисты).
гносеологическая — определение направления дальнейшего познания мира.
практическая – опора на опыт.
аксиологическая — духовные ценности
культурологическая – знание основ ф, умениемыслить, применение культуры, кругозор)
Предмет философии: объективная и субъективная реальность. С развитиемобщества, науки меняется и предмет ф: в др. Грециипредметом познания были явления природы, попытка открыть единый источникмногообразных природных явлений (Космоцентризм); Богв центре (Теоцентризм), человек в центре(Антропоцентризм).
Структура философского знания:
Онтология – учение о бытии; Гносеология – теория познания; Аксиология –социальная сфера; Этика – мораль, нравственность; Эстетика – о прекрасном; Фил.антропология – о человеке; Логика; История философии.

Античная философия. Становление материализма и диалектики.
АФ – совокупность фил учений древней Греции и древнего Рима (VII-VIвднэ).
Этапы: VI-V– доклассический период; V-IV– классический(Сократ, Платон,Аристотель); IV-II– эллинистический (Кинизм, Эпикуреизм,Стоицизм); I-VI– римский.
Милетская фил школа – Iфил школа,находящаяся в Турции (что лежит в основе мира):
-Фалес: архее(первооснова) – вода; -Анаксимандр: апейрон– неопределенное беспредельное первовещество,включающее все виды веществ; -Анаксимен: воздух; Анаксагор: гомеомерии– попытка подхода к традиционной материи, в основе лежат материальные факторы;-Демокрит: «все тела состоят из атомов и пустоты».
Идеализм Пифагора: возник, как религиозный орден, подчиненный строгимправилам общества; учение, как тайна. Пифагорейцы – первые математики (цифры –начало всех вещей); полагали, что элементы чисел должны быть элементами вещей(переход от чисел к вещам и есть объяснение природы и космоса).
Диалектика (Гераклит Эфесский): за исходныйпункт фил учения Г.Э. брал огонь, как материальную основу всех природных вещейи явлений. Все многообразие мира Г.Э. стремился объяснить превращениями огня.Огонь вечносуществующая первоматерия,все предметы и явления возникают из огня и исчезая вновь превращаются в огонь (огонь-воздух-вода-земля-огонь). Ценность учения ГЭ являетсяобоснованием идеи о материальности мира и изменении мира. Этот мир не созданникем из Богов и людей. Он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийсяи угасающий.
Проблемы Ч-а в античной фил: в досократический период главной проблемой был поиск ответа«Что такое природа?», в классический период взоры философов обращаются всторону Ч. Сократ (469-399гднэ): «Что есть сущность Ч?»; ответ: «Если сущностьЧ – душа, то в особой заботе является не столько его тело, сколько душа, ивысшая задача воспитания – научить Ч-ка заботиться одуше, а не о богатстве». «Не из богатства рождается добродетель, а издобродетель богатство, как для людей, так и для каждого Ч в отдельности».Высшая ценность – сокровища души. С. обращается к проблемам общества и считаетего макрокосмом(большой человек). «Познай самого себя». С.открывает понятиесвобода – власть разума над животным началом. Свободен тот, кто знает как управлятьинстинктами, а тот, кто победил инстинкты – счастлив. (Эвдаймонизм– учение о счастье).
Диалектика Сократа
С.считал, что истину можно достичь путем обнаружения противоречий вутверждениях противника. В ходе диалога выяснялись слабые места  в знаниях и утверждениях противника.Структура: 1.опровержение; 2.приведение в замешательство; 3.майевтика(стремление помочь противнику овладеть истиной). С.усверждает,что философия – не умозрительно рассмотрение природы, а учение о том, какследует жить. Жизнь-исскуство.
Учение Платона об идеях, проект идеального государства.
Социально-политическая философия П, его учение о политике, государствеи праве — неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей — онтологическая основа и смыслообразующий контекстмира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идеявыступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В них он говорит о модели‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа,отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимальновозможного и доступного для людей. Освещая в своей работе проект идеального,справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по егопредставлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельнойчеловеческой душой. Трём началам человеческой души — разумному, яростному ивожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное,защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правителей,воинов и производителей.
По его теории государство возникает потому, что человек как индивид неможет обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идеяподразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытываянужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща иоказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у насназвание государства››.
Через исследование реальных человеческих потребностей и форм ихудовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда вкачестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делахнеобходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересахцелого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать;яростному началу (воинам) — быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; обаэти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так,в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платонссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. Воспитаниепо его мнению должно осуществляться не семьей, а правителями. Платон настойчивовыступает за распространение среди населения идеального государства.
Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности,равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом.Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях.Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина,может принять участие во всех делах, не исключая и философию.
Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится подприсмотр правителей, задача которых — чтобы лучшие соединились с лучшими, ахудшие — с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети,родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в общеясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающихтелесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайномместе››(идея Спарты). Отсутствует сословие рабов. Целью государства являетсяблаго целого, всех сословий. Не упустил ни одной из известных ему теорийсправедливости.
П считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему расколагосударства на государство бедняков и богачей и ликвидируют источник внутреннейвойны.
Заключение. Так как основу учения П составлял философский идеализм, тосовершенно естественно, что наибольшее впечатление П всегда производил намыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец длясобственных идеалистических построений и гипотез.Междуидеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но вэтой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чистоантичного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философиинеотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновскойдиалектики.
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширногокомплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмеченапечатью его творческого гения.
Сократ, его учение о сущности человека.Диалектика Сократа
(469-399 до н.э)
Проблемы Ч-а вантичной фил: в досократический период главнойпроблемой был поиск ответа «Что такое природа?», в классический период взорыфилософов обращаются в сторону Ч. С: «Что есть сущность Ч?»; ответ: «Еслисущность Ч – душа, то в особой заботе является не столько его тело, сколькодуша, и высшая задача воспитания – научить Ч-казаботиться о душе, а не о богатстве». «Не из богатства рождается добродетель, аиз добродетель богатство, как для людей, так и для каждого Ч в отдельности».Высшая ценность – сокровища души. С. обращается к проблемам общества и считаетего макрокосмом(большой человек). «Познай самого себя». С.открывает понятиесвобода – власть разума над животным началом. Свободен тот, кто знает какуправлять инстинктами, а тот, кто победил инстинкты – счастлив. (Эвдаймонизм – учение о счастье).
Задавал множество вопросов и приводилсобеседников в противоречие с самим собой.
«Познай самого себя» ПризввниеС. – «воспитание» человека, он видит его в дискуссиях, а не в систематическомизложении знаний.«Звание мудреца более приличествует Богу» Человек, пологающий, что он мудр – умер для философии. Философскаязадача С. – различное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения.Натурфилософию С. отрицает. Основной вопрос философии С. решает как идеалист.На первом месте дух, сознание. С. начинает свою философию с сомнения. СОМНЕНИЕ– это повод для обращения к свему духу. С. велбеседы, обращая внимания на суть, добродетель, т.е. пытается постичь общиедобродетели. Что общее добродетели? Что есть нравственность? Что естьнравственное? Всё общее в добродетели.
Сократический метод: Задача – обнаружениеистины из тем: беседы, спора, полемики. Что является диалектикой? ДИАЛЕКТИКА –искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника ипредставлении этих противоречий (ср-во обнаруженияистины).
Метод Сократа:
Ирония (по форме)
майэфтика(по форме)
индукция (по содержанию)
определение (по содержанию)
ИРОНИЯ – метод последовательных исистематически задаваемых вопросов, имеющей целью приведения собеседника впротиворечие с самим собой и признание собственного невежества. Ирония несамоцель С.
МАЙЭФТИКА – родовспоможение,применительно к С., это помощь слушателям родиться заново. Познать общее какоснову истины морали для отделных частныхдобродетелей.
ИНДУКЦИЯ – это отыскание общего в частныхдобродетелях путем их анализа и сравнения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это устоновление родов и их соотношений. Истина, мудрость,нравственность. Истина = нравственность (для С.). Человек мудр, умен инравственен, если понимает в чем состоит прекрасное и хорошее и руководствуетсяэтим в своих поступках. И наоборот, знает, в чем состоитнравственно-безобразное и избегает его. Истинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это знаниетого, что хорошее и прекрасное и вместе с тем полезно человеку и способствуетжизненному счастью. СДЕРЖАННОСТЬ- это умение укрощать страсть. МУЖЕСТВО –этоумение преодолеть опасность. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это умение соблюдать божественныеи человеческие законы. Цель С. – это помочь людям обрести истину. С. основалклассическую античную философию.
Смерть произошла от отравления ядом.

Философия Аристотеля о началах бытия и познания, о человеке и обществе
Аристотель 384-322 гг до н. э.
Основатель научной фил-ии, в кот отдельныенауки получили освещение с точки зрения фил-ии…Оказал большое влияние на развитие чел-ой мысли  благодаря системе классификации научныхдисциплин, выделив при каждой спец области исследования. Науки: теоретич (матем, физ, псих), практические (этика), творческие (эстетика,техника). Основа системы – логика (учение об основных логичзакона, понятии, суждении, умозаключении, док-ве иего методах.
Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества и ввёлсистему научной терминологии, существующую и поныне. Он не разделялидеалистических взглядов Платона и установил, что любой веще свойственныколичество, качество, отношение, место, время и образ действия.
А начинает с критического изложения всехпредшествующих научных теорий и политический концепций. Он приходит к выводу,что философия это не продукт индивидуального творчества, а итог работы целыхпоколений мыслителей.
А стремился создать единую систему наук.
Трудность, с которой сталкивается А, — это отношение общих понятий к отдельным единичным вещам, т.е. речь идёт одиалектике общего и отдельного, сущности и явлении.
  Для познания бытия мало сказать, из каких элементов оно состоит, тк важно не то, их чего состоит сущность, но то, какимобразом она составлена из этих самых элементов.
  Предмет изучения – основные роды бытия и основные логические понятия сними связанные.
 Учение на категориях основано наотделимости форм мысли от форм самого объекта бытия. Будучи различные родамивысказывания о сущих,  категориях входятв состав любого суждения и составляют элементы, на которые распадаютсясуждения. Таким образом, под категориями А понимает общие логические определения бытия, они же логические понятияо высших родах бытия.А Выводит 10 категорий, отв-их на вопрос что есть бытие: Сущность, Качество,Количество, Отношение, Место, Время, Положение, Обладание, Действие, Страдание.Потом сводит их к 4м: Сущность, как реальная основа всех других категорий;Количество; Качество; Отношение. Человек воспринимает лишь св-вабития а не его сущьность.
Душа – носитель сознания. Она владеет функциями организма. Чел-к является высокоорганизованным видом животных,отличается наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе.

Основные черты философии Средневековья.
Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории иразвития ф, который связан с христианской религией.
В ходе развития средневековой ф можновыделить:
1. На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8 века(патр — отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место под солнцем сантичной языческой философией. Философские элементы христианского мышленияразвивались в борьбе с античной мудростью.
3 тенденции: с одной стороны полностью отвергаются античнаяобразованность и философия, например апологет Тертулиан;с другой стороны античная философия принимается положительно как инструментпознания Бога, например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений –сторонники гармонического сотрудничества между «божественной» и«философской» мудростью при признании первенства божественногопринципа. (Августин Блаженный, апологеты).
Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство снехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира – борьбаматерии (носителя зла) с духом(носителем добра) и имеет космическое значение.Гностики различают всеблагого бога искупителя и подчинённого ему (враждебного)бога творца.
Манихейство — учение, в котором свет и тьма — двойное начало ибожественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идетпостоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение возможныбез принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин разочаровался вманихействе и стал одним из западных отцов церкви.
Философская система Августина теоцентрична,Бог — высшая сущность, которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, всеостальное зависит от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любоеизменение происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепциифатализма. Если человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если жесклоняется ко злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло — это просто отсутствие добра. Государство и церковь по Августинупротивопоставлены.Государство — царство греха, церковь — царство божье наземле. Вывод — теология. В борьбе против языческой философии и религиивыступают христианские писатели, названные апологетами (от апология — защита).Они со своими трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая иззащищать христианское учение. Они были первыми христианскими философами,которые хотели приспособить греческую философию к потребностям собственныхконцепций.
2. Ранний период схоластика (8-12 века)
Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась на службе у церковной догматики. Ф искаларациональные пути истинности доказательства всего того, что провозглашала вера.Из того, что философия была в подчинении у теологии вытекают 3 задачисхоластики: с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить ихсодержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истинесистематическую форму при помощи философских методов; используя философскиеаргументы исключить критику святых истин. Схоластическое философствованиесосредотачивалось на 2 проблемах: споре номинализма и реализма и доказательствесуществования Бога.
Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалииили нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемымпредметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние векасхоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона — идеи — этообщее, вещи — частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не допускалисуществования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре намечаются черты борьбыидеализма и материализма.
Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век) былФома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую схоластику иобосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и философии,Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными способами достиженияистины. Если религия свои истины обрела в откровении — Священном писании, тофилософия пришла к истине посредством опыта и разума. Но и в религии могут бытьистины, обосновать которые можно с позиций философии. Приоритет всегдапринадлежит вере, более того, все науки должны согласовывать свои положения.При этом Аквинский сделал теологию философичной. Док-васуществования Бога: 1 — самодвижение предметов невозможно, значит каждыйпредмет должен двигаться другим, значит должен существовать перводвигатель — Бог; 2 — исходит из понятия случайности и необходимости. В мире существуетмного случайностей, но если это не хаотическое существование =>необходимость — Бог. 3 — в мире несколько степеней совершенства, должно бытьидеальное — критерий — Бог.
3. 13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см Фома Аквинский)
Через всю историю ср ф проходит спорреалистов (утверждают примат общего духовного начала, т.е. существуют общиепонятия которые выражают все вещи,
Фома Аквинмкий, АнсельКентерберийский) и номеналистов (существуют вещи, аобщие названия этих вещей абстракция, не предшествуют самим вещам, Абеляр,
Скот, Оккам)

Фомы Аквинский. Учение о бытие, вере и разуме, о теодицее.
(Томас Аквинат) (1225/1226-1274).
ФА самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейскогосредневековья. В соответствии с требованиями задачи об увелечениикруга интеллектуальных лиц ФА вырабатывает следующие теоретические принципы,определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:(ТЕОЛОГИЯ ж. богословие. Теолог, богослов. Теогония, родословие языческихбогов, боговщина, баснословие. Теургия, белая магия, белокнижье, произведенье чудес посредством доброй, чистойсилы.):
    1. Фил-ияи частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Выражениемэтого принципа является известное положение ФА о том, что теология «неследует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как кподчиненным ей служанкам. Рациональное знание вторичным образом облегчаетпонимание известных догматов веры, приближает к познанию»первопричины" вселенной, то есть Бога;
    2.  Истины теологии имеют своим источникомоткровение, истины науки — чувственный опыт и разум. ФА утверждает, что с точкизрения способа получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания,открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающиесвои основы из откровения.;
    3.  Существует область некоторых объектов, общихдля теологии и науки. ФА считает, что одна и та же проблема может служитьпредметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которыенельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сферетеологии. К этим истинам ФА относил следующие догматы веры: догмат воскрешения,историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;
    4.  Положения науки не могут противоречитьдогматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждатьлюдей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога — подлиннаямудрость. А знание — это лишь служанка теологии.
Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятсябесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случаеконфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходятсвоей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.
Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а напротив, безостатка подчинил ее теологии.
А, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил наукевторостепенную роль…
Идеалистический характер философии Аквинского слишком очевиден.
ФА подразделяет истины на два рода: истины, доступные разуму, и истины,выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центральной проблемойестественной теологии являются так называемые томисткие«доказательства» бытия бога.
По мнению ФА, свободная воля человека и связанные с нею произвольныерешения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах,точнее, корнем всякой свободы является разум.
Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать всоответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда,когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественныхпричин, так и свободных человеческих решений. Согласно ФА всей католическойэтике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохойпоступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержкибога. Поэтому бог в первую очередь и заслуживает адских мук.
Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, ФА выводит системупорядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенствасопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальнойиерархии бытия. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества,и все творят определенное благо.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческойиндивидуальности.
15-17вв. в отдельных городах Средиземноморья появляются  зачатки капитализма, средства производства,мануфактуры. Соц-экон изменения и возникновение сильнх монархий в Исп, Фран, Англ и других гос-вах привели к ослаблению Римско — католической  церкви. Если в средние векаученые и философы, как правило были служителями церкви, то теперь появляетсяновая прослойка интеллигенция (Ч, занимающийся умственным трудом). С эпохойВозрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, чтоодна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключаетсяв особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способымышления.
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Термин «гуманизм» происходитот латинского «humanitas» (человечность). Формировалсяновый общественный слой — гуманисты, — где отсутствовал сословный признак, гдеценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой средезависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.Представители новой светской интеллигенции — гуманисты — защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценностьчеловека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдываютего стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждениюжизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость поотношению к авторитетам. Провозглашенное первыми гуманистами духовноераскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новойкультуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарныхзнаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззренийневозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.
Проблема человеческой индивидуальности:
Никола Макиавелли: главный побудительный мотив деятельности человека –эгоизм, материальный интерес; Ч вскоре забудет смерть отца, чем лишениеимущества.
ФранческоПетрарка: постижение истинной мудрости;искусство быть свободным; понял великую силу слов «Хорош Сократ, который увиделхорошего подростка в молчании и сказал: «Говори, чтоб я тебя видел!». Идеясвободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за этиправа. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к немуустремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, ипроводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально –экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоягородской интеллигенции.

Характерные черты эпохи Нового Времени и их отражение в философскоймысли.
17-н20вв. Процессутверждения капитализма; экономические интресы,деятельность введут новый общественный строй буржуа к ориентации надействительное познание мира, идет развернутая критика схоластики, котораяначинается с постановки вопроса о методе познания; метод познания – главнаяпроблема.
Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разномутрактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основнымисточником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон былсторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философиюон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен бытьокружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали вовсем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Виды заблуждений: идолырода – препятствие обусловленное общей для всех природой; идолы пещеры –ошибки, присущие лишь некоторым группам людей; идолы рынкаплощади– ошибки возникшие посредствам общения с людьми; идолы театра – ошибки,порожденные ложным усвоением.
Сторонники РАЦИОНАЛИЗМА считали, что основным источником достоверногознания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализмасчитается Декарт — автор выражения «подвергай все сомнению». Онсчитал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, иничто не принимать за окончательную истинную. В теории познания обоснавал математический, научный и всеобщий сетод познания; разработка всех наук должна начинаться сотыскания очевидно истинных положений.
Юмас, Гоббс, Руссо разрабатывают договорнуюконцепцию общества
Руссо: «люди объединяются в обществана основедоговора. Гос-во возникает на основе договора и людивправе расторгнуть договор в случае злоупотребления властью»
Во 2п 20 в раскрылась роль духовного фактора в жизни общества (наука, исск, религ), возн-етнеобх-ть пересмотра прежднихфил взглядов на общество на механизм его развития. Соцреальность в своей глубинной основе предстает сегодня как социокультреальность и предмет анализа – бинарные отношения (чел-общ-кутьт)

Проблема метода познания в философии Бэкона и Декарта
Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разномутрактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основнымисточником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон былсторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философиюон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен бытьокружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали вовсем полагаться на данные опыта, человеческой практики.Идолы – искаженные образы действительности, ложные представления, понятия,предрассудки, которыми обременено сознание человека. Существует четыре вида: А)Идолы рода – это ложные представления о мире, кот. присущи всему чел. роду и явл. результатом ограниченности чел. ума и органов чувств.Это самый опасный вид идолов, т.к. они коренятся в чел. сущности: в чувствах иособенно в разуме.Идолы рода относятся к врожденным.Б) Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные ссубъективным восприятием человека окружающего его мира. Кроме ошибок,свойственных человеку, у человека существует своя пещера, свой внутреннийсубъективный мир, следовательно, «сколько людей, столько и мнений». Этот виднаиболее многочисленен и разнообразен. Идолы пещеры –врожденные идолы. Врожденные идолы нельзя полностью искоренить. Полезнымиявляются сомнения во всем том, что сильно укоренилось в разуме. В) Идолы рынка(площади) – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблениемслов. Поскольку люди объединены речью, то установление такого неправильногопоним


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Оргкомитет «Сочи 2014»
Реферат Карл Густав Юнг, аналитическая психология и психологическая типология
Реферат Свойства синхротронного излучения
Реферат Спинальная и эпидуральная анестезия
Реферат Великобритания после ВОВ
Реферат Теплоты сорбции акрилонитрила в капроновые
Реферат Розклад функцій в степеневий ряд Достатні умовирозкладу в ряд Тейлора Застосування степеневих
Реферат Стратегический банковский менеджмент
Реферат А. С. Пушкина р п. Колышлей Пензенской области Геометрия и сказки А. С. Пушкина Повторительно обобщающий урок
Реферат Общая характеристика и место вещно-правовых исков в системе способов защиты вещных прав
Реферат Діагностика та хірургічне лікування тотального аномального дренажу легеневих вен
Реферат Экономическая эффективность инвестиций
Реферат Анализ мотивации как прогноз потребительского поведения на рынке труда образовательных услуг
Реферат Развитие экономической теории
Реферат Naval Accidents Essay Research Paper United States