Реферат по предмету "Философия"


Эволюция понятия "материя" в философии и науке

Уральский социально – экономический институт
Академии труда и социальных отношений
Контрольная работа
По дисциплине: Философия
Тема: «Эволюция понятия «материя» в философии и науке»
Выполнила: Меньшикова М.В.
Специальность: Финансы и кредит
Группа: ФЗ 303
Рецензент:
г. Серов
2007г.

Содержание.
1. Введение
2. Историявозникновения понятия «материя» в философии
3. Понятиематерии в науке
4. Пространствои время как формы существования материи
5. Заключение
6. Списоклитературы

1. Введение
В системечрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия.Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжениикоторого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово«философия»- греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости».Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность,систему наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека. С момента своеговозникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое,понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе,может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людеймогущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместес тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразнымобластям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, идаже взаимоисключающие ответы.
В даннойконтрольной работе мы рассмотрим эволюцию понятия «Материя» в философии и науке.

2. История возникновения понятия «материя» в философии
Трудноназвать такую философскую школу или такого философа, которые обходились бы без термина«материя». Поэтому неудивительно, что этот термин приобретал в разные времена ив различных философских теориях разный смысл и значение.
Рассмотримэволюцию понятия «материя» от самой первой философской школы до наших времен.
«Началафилософии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателемкоторой был математик и путешественник, изобретатель и мыслитель Фалес (625 – 547гг. до н.э.)
Древниеавторы свидетельствуют, Фалес утверждал, «все есть вода». При буквальном пониманииего утверждение кажется абсурдным, но давайте попытаемся его истолковать философски.Представим себе, что Фалес задал себе вопрос о том, что остается постоянным приизменении и является ис­точником единства в разнообразии?
В изменчивоммире вещей, считал Фалес, есть одно основание, которое остается постоянным при всехизменениях — вода. Из нее все возникает и в нее все обращается. Он, как и другиедревние греки, наблюдал множество вещей, которые появляются из воды и в ней исчезают.Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде, а затем в ней же умирают лии подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода тотэлемент, который остается постоянным при всех изменениях. Вода — это некая субстанция,первооснова, обеспечивающая единство и вечность мира.
Вода неявляется чем-то мистическим, она осязаема и знакома. Если все, что происходит — это превращение воды из одних форм в другие, то в изменении нет ничего сверхестественного,все может быть объяснено с помощью законов, которым подчиняется вода. Мир открываетсячеловеческой мысли, в нем нет ничего таинственного и мистического. Фалес делаетпервый шаг от «мифа к логосу», открывая проницаемость природы для человеческогомышления.
Гераклит(520 — 460тг. до н. э.) иПарменид (род. 515 — ­?) принадлежат ко второму поколению греческих философов.
Для Фалесаи его учеников главной была проблема субстанции, первоначала, вопрос о существованииизменений в мире не вызывал у них сомнения.
Второепоколение греческих философов подвергает сомнению эту предпосылку, задав вопрос:существует ли изменение?
Благодаряусилиям Гераклита и Парменида в греческую философию входит новая проблема соотношениябытия и сущего, бытия и становления, им же принадлежит попытка обосновать возможностьдиаметрально противоположных ответов на этот вопрос.
Гераклитутверждал, что все находится в непрерывном движении, становлении, поэтому « в однуи ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу водном и том же состоянии. Она образуется и расплывается, приближается и удаляется».Космос — это живой организм, где постоянно возникает что-то новое. В основе еголежит огонь, закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающий. Движение и покойдве противоположности, определяющие существование мира на основе неизменного закона- логоса.
Гераклитявляется первым античным диалектиком, представившим мир в движении и развитии, выявившимисточник развития – взаимодействие противоположностей. Противоположности, по Гераклитуедины и взаимно переходят друг в друга — «холодное теплеет, теплое холодеет, сухоеув­лажняется, влажное высыхает». Борьба противоположных начал — источник развитияи, одновременно, основа гармонии, единство «лука» и «лиры», войны и мира лежит воснове существования общества.
Есть лиустойчивость в модели мира, предложенной Гераклитом?
Безусловно,и это единое во многом, неизменный разумный закон — скрытый логос. Существованиелогоса делает мир доступным для человеческого разума (познать можно только устойчивоеи тождественное). Основа мира — огонь, а душа есть огненная субстанция (проявлениеогня), укоренен­ная в бытии и причастная божественному логосу. Устойчивость миразаключается, по Гераклиту, и в том, что мир сгорает во вселенском пожаре и возникаетВНОВЬ через регулярные промежутки времени, циклы.
АльтернативнуюГераклиту позицию занимает Парменид. Его величайшей заслугой является введение вфилософию основополагающего понятия онтологии, понятия бытия, различение бытия исущего, бытия и становления. Парменид утверждает, что изменение является логическиневоз­можным, ибо мыслить противоречиво нельзя. Он рассуждает следующим образом:.
1) Чтосуществует — существует; Что не существует – не существует;
2) Чтосуществует, может быть мыслимо; Что не существует, мыслимо быть не может;
3) Идеяизменения предполагает, что нечто начинает существовать и: что нечто прекращаетсуществовать. А то, что не существует, есть небытие, оно не может быть мыслимо.Мыслить можно лишь то, что логически возможно, а значит только бытие как единоеи неизменное. Верить мы можем только логике и разуму, познаваемо только непротиворечивоеи устойчивое.
Мир распадаетсяу Парменида на бытие и сущее (небытие). Сущее включает мир изменчивых и текучихвещей, в не существует множественное, доступное нашим чувствам. Но чувства субъективныи часто нас обманывают. На основе чувств формируются мнения, которые у каждого свои,а истина едина и совпадает с сущностью бытия.
Бытиеже определяет сущее, оно едино и неизменно, умопостигаемое и является основой общезначимыхистин и ценностей. Единое бытие исключает существование пустоты, оно непрерывно.
Еще прижизни Парменида предпринимались попытки опровергнуть его вывод о неизменности бытия.Его ученик Зенон Элейский (490 — 430 ГГ. дО н. э.), наоборот, стремился защититьучение Парменида о логической невозможности изменения. Зенон пытался доказать, чтопризнание возможности изменения ведет к логическим парадоксам, он назвал их апо­риями(Ахилес и черепаха; летящая стрела и др.)
Третьепоколение греческих натурфилософов часто называют философами-примирителями. К нимотносятся Эмпедокл (490 — 430 п. до н. э.) и Анаксагор (500 — 428 гт. до н. э.),которые пытались найти истину где-то посередине, утверждая, что «некоторые вещинаходятся в состоянии изменения, а другие — в состоянии покою).
Эмпедоклоперирует четырьмя основными элементами (или неизменными началами): огнем, землей,водой и возду­хом и двумя силами — разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей(любовь). Четыре элемента качественно и количественно неизменны, но разные количестваначал могут соединяться между собой с помощью объединяющей силы и образовывать вещи.Вещи исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющейсилы.
Во многомАнаксагор размышлял подобно Эмпедоклу, но в отличие от него оперировал «бесчисленным»количеством элементов и одной силой, направляющей изменения. Эту силу он назвал«умом» (греч. nous). Он считал, что ум направляет все изменения к некоторой цели,а природа предстает как целенаправленная.
Большуюроль в развитии натурфилософии сыграли взгляды Демокрита (460 — ?) и его атомистическаятеория. В своих воззрениях он исходит из посылок, прямо противоположных идеям Парменида.
Бытиемножественно и находится в непрерывном движении. В основе мира лежит множество неизменныхпервоначал — атомов, которые движутся в пустоте. Небытие, пустота является предпосылкойдвижения атомов. Движение атомов определяется исключительно механическими причинами.Вещи складываются из атомов и на атомы распадаются, поэтому мир — это гигантскиймеханизм, управляемый законами движения. Движения атомов не зависят от божественногоили человеческого разума. Через Эпикура и Лукреция (99 — 55 гг. до н. э.), учениеДемокрита оказало серьезное влияние на становление научного знания.
Атомистическаямодель мира как механической системы имела свои достоинства и недостатки. Она давалаколичественное описание мира, что делало мир логичным, доступным для изучения спомощью математики; но объяснить качественные свойства предметов, такие как цвет,вкус, запах и многое другое, чувственно воспринимаемые свойства, она не могла. Этотнедостаток Демокрит пытался преодолеть в тео­рии познания путем введения атомов-посредников,эйдосов.
Важнымнаправлением в развитии ранней греческой философии было течение пифагорейцев, основанноефилософом и математиком Пифагором (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э.) В концеVI начале V века до нашей эры.
В известномсмысле, пифагорейцы занимались теми же самыми проблемами — проблемой субстанции,бытия и сущего, изменения, но исходили не из материальных элементов, а из структур,форм, математических соотношений. В математике пифагорейцы видели путь к открытиювсех загадок космоса. «Числу все вещи подобны», — утверждал Пифагор, это означает,что все возникает подобно числу, так как в числе — первый порядок Число выступаеткак принцип познания и порождения, оно позволяет нечто различать и мыслить как определенное,оно первое начало во всей иерархии сущего, начало космоса.
Проблемабытия и становления, единого и много, выводит нас на другую фундаментальную проблемуантичной философии — проблему духовного и материального, эйдосов (идей, формы) иматерии. Здесь мы попадаем в стихию классической античной философии, учения Платона(427 ­347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.)..
Платонаназывают первым в истории философии последовательным идеалистом, для него бытие- духовно, представляет собой мир идей или эйдосов, идеальных бытийных сущностейсовершенных и неизменных, определяющих всю структуру мира. Эйдосы — это чистые мыслительныеформы, понятия, воплощающие сущность вещи и позволяющие знать ее до всякого опыта,восприятия и переживания текучего мира, Одновременно позволяющие вещи быть тем,что она есть. Идеи позволяют нам познавать мир и отличать одну вещь от другой.
Вещи возникаютпутем соединения идеи и материи. Но что же такое материя?
Платонописывает ее как «восприемницу», вынашивающую в себе чистый идеальный образец — эйдос. Материя это то, что все приемлет и помещает в себе, не имеет активности иформы, облика и величины, чистая отрицательность и ничто, но одновременно некаявозможность мира. Соединение идей и материи в вещах ведет к огрублению и искажениюидей, превращению их в «тени». Человек, живущий в мире вещей — это узник, заключенныйв темную пещеру мира теней.
Несколькоиное толкование вещи, взаимосвязи идеи и материи дает Аристотель. Он соглашаетсяс Платоном в одном — в самом деле, вещь является результатом соединения идеи, иматерии идея вещи существует в самой вещи, иначе, следуя платоновскому учению, мыможем впасть во множество противоречий. Если идеи 'вещи существуют самостоятельнои независимо от нее в царстве идей, то причиной возникновения простой вещи можетбыть множество идей.
Для Аристотелянет никакого самостоятельного мира «эйдосов», есть лишь вещи как единство материии формы. Единичное нельзя отделить от общего, их неразделенность находит свое осуществлениецелостности вещи.
Аристотеляинтересует вопрос не только о сущности вещи, но и о ее существовании, причинах возникновенияи изменения. Он выделяет четыре принципа всякой вещи. Эти принципы, с одной стороны,причины возникновения вещи, а с другой ее структурные элементы:
— Первыйпринцип — форма, сущность бытия всякой вещи.
— Второйпринцип — материя. Она, по Аристотелю, состоит из двух уровней. В первом случае- материя это вещество, потенциальная предпосылка или возможность вещи, «бытие в- возможности». Это уже нечто положительное, обладающее потенциальными возможностямибытия. эта материя пассивна и неизменна и не содержит в себе источник своего движения.Во втором случае, речь идет о материи как субстрате, вещественной, чувственно воспринимаемойоснове вещи. Нет вещи без материи, также как нет вещи без формы. Всякая вещь — этоовеществленная форма.
— третийпринцип — движущая причина как переход возможности в действительность. Именно засчет движения происходит соединение существующих независимо друг от друга, материии формы.
— Четвертыйпринцип — целесообразность, цель. Итогом всякого движения должен быть результат,он и есть цель движения. Все выделенные выше причины существования вещи распадаютсяна материальную, пассивную и активную — формалъно – движуще-целевую причины. ПоследнююАристотелъ связывает с существованием активной первопричины всего мира — это Бог-ум,именно он является Перводвигателем, содержит в себе формы всех вещей и определяетцель мироздания.
Такимобразом, признавая материю необходимой, но пассивной основой существования мираантичное миросозерцание, ставит, пустую форму как единую и единственную в своемроде высшей материи.
Далеерассмотрим понятие материи и единства со стороны науки.
3. Понятие материи в науке
Как намуже известно, из выше сказанного древние философы понимали под материей первоосновумира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное.Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие — воздух, третьи — огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и всеснова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том,что все вещественное состоит из атомов – мельчайших материальных частичек, неизменныхи неделимых, которые вечно движутся в пустоте.
Потомпод материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметови явлений природы. Подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел отом, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нееесть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанномдвижении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно лиее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей.При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточнораскрыть законы движения атомов. В то время многие ученые стремились свести физическиеи химические процессы к механическому перемещению атомов.
Когдаже были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогдапредставления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц,об энергии. Физика, проникнув в микромир, т.е. в мир атомных явлений, столкнуласьс необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.
Преждевсего, был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица можетдвигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света (скорость света- около 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса электрона не остаетсяпостоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения. А таккак в то время под материей понималось все вещественное, имеющее постоянную механическуюмассу, то изменение массы электрона наталкивало на мысль, что электрон не материален,а значит, атом «дематериализуется» И материя исчезает.
Такоезаключение делалось и из открытия радиоактивности, т.е. свойства некоторых химическихэлементов, например, радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идет непрерывнои настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторыефизики пришли к выводу, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод обисчезновении материи.
Философ-идеалисти физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связимежду ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различныевиды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист иестествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следуетзаменить понятием «энергия». Махисты отрицали объективный характер законов природы,утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира,для упорядочения наблюдаемых явлений.
Почемуже в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? Многиеиз них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальныхобъектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость,инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривалиськак неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами.
Признаниематериальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными — это основнойпринцип метафизического, механистического материализма.
Именнометафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу обисчезновении материи. Однако на самом деле, открытия в физике означали, что не материяисчезает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знаниеидет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными,неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные,присущие только некоторым состояниям материи.
О бесконечностимногообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не толькокак вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящиеиз «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, полетяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и способны квзаимным превращениям.
Например,при взаимодействии таких частиц вещества с противоположным зарядом, как электрони позитрон, возникают фотоны кванты электромагнитного поля. В то же время фотоныпри определенных условиях порождают попарно электроны и позитроны. Исследуя связь,взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля, наука все глубже познает свойстванеживой природы.
В последнеевремя значительно обогатились и наши представления о живой материи. Ныне наука всеближе подходит к разгадке сокровенных тайн жизни.
Как быни изменялись естественнонаучные взгляды на строение материи, какие бы дальнейшиеоткрытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны,они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философскойкатегории, которая служит для обозначения объективной реальности.
4. Пространство и время как формы существования материи
Любойприродный объект всегда существует в пространстве и во времени. Все материальныетела имеют определенную протяженность: длину, ширину и высоту. Эти тела различнымобразом расположены друг относительно друга. Понятие пространства выражает сосуществованиеобъектов, их объем, протяженность и расположение друг относительно друга.
Материальныеявления характеризуются определенной длительностью, они совершаются либо одновременно,либо раньше, либо позже другого явления. Это значит, что они существуют во времени.Категория времени возникла на основе восприятия смены событий (у человека труд сменяетсяотдыхом, бодрствование — сном и т.д.), их круговорота (смена дня ночью и наоборот,смена зимы летом и наоборот и т.д.) Время, характеризует последовательность событийи представляет собой меру длительности изменений в материальных системах.
Пространствоu время — это всеобщие формысуществования материи, координации объектов, в этом заключается их абсолютность.
Действительно,любой материальный объект может существовать только в пространстве и во времени.Пространство и время связаны друг с другом, ибо любое тело существует, как в пространстве,так и во времени.
В то жевремя между ними имеются и различия: пространство имеет три измерения: длину, высотуи ширину, а время одномерно, оно всегда идет от прошлого через настоящее к будущему.Время неотвратимо и необратимо. А в пpocтpaнcтвe возможно движение в любом из трехнаправленй.
Пространствои время не только абсолютны, но и относитeльны. Их относительность заключается втом, что свойства пространства и времени определяются конкретными видами движенияматери.
Важнейшимположением материалистического учения о пространстве и времени является признаниеих объективности, т.е. независимости от сознания. Это свойство вытекает из признанияобъективной реальности, движущейся материи. Мы не можем остановить время или изменить,структуру пространства, пространственно-временная структура мира всецело определяетсяхарактером материального движения. Мы можем остановить время только в нашем воображении:вспомнить о прошлых событиях, несбывшихся надеждах и т.д.        
Времяобъективно, но сложно и неоднородно. Человек одновременно живет в четырех видахвремени:
1. Физическоевремя – секунда, сутки, год.
2. Социальноевремя — в переломные, революционные, кризисные периоды оно идет быстрее, чем в эволюционныеэпохи.
3. Биологическоевремя — у каждого человека есть биоритмы, свой сон, темп старения.
4. Психологическоевремя. Оно зависит от настроения: если ждем, оно идет медленно, если увлечены, илиторопимся — время летит быстро.
Это — субъективное восприятие времени.
Идея абсолютногопространства и времени соответствовала определенной картине мира, когда материюрассматривали как совокупность ограниченных друг от друга атомов, обладающих неизменнымобъемом и массой. Ньютоновское учение об абсолютном пространстве и времени былоиспользовано для создания законов классичесической механики. Но уже открытие электромагнитногополя показало несостоятельность классической картины мира.
Значительныйвклад в разработку вопроса о пространстве внес великий русский математик Н.И. Лобачевский.Он пришел к выводу, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковымии неизменными, а изменяются и создал совершенно новую геометрию, отличную от геометрииЕвклида. Сумма углов треугольника в этой геометрии не остается по­стоянной и равной180°, а меняется и всегда оказывается меньше 180.
Важнейшеезначение для развития наших пpeдставлений о пространстве и времени имеет созданиеА. Эйнштейном теории относительности. Частная (специальная) теория относительностиустанавливает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности- связь пространства и времени с материей. В этом заключается философское значениеэтих теорий.
В основечастой теории относительности лежат два постулата:
1. В любыхинерциальных системах отсчета все физические явления при одних и тех же условияхпротекают одинаково.
2. Независимоот движения своего источника скорость света постоянна (в пустоте).
Общаятеория относительности Эйнштейна привела к еще более глубокому раскрытию зависимостисвойств пространства и времени от движущейся материи. Было установлено, что реальныесвойства пространства тем сильнее отличаются от евклидовских, чем больше масса тел,находящихся в этом пространстве (так называемое искривление пространства). С изменениемгравитационного поля меняются не только свойства пространства, но и свойства времени.Чем больше материальные массы, чем сильнее гравитационное поле, тем медленнее течениевремени.
Такимобразом, теория относительности показала относительность пространства и времени,зависимость их конкретных свойств от различных видов и состояний движущейся, материи.Можно сказать, что пространство и время как формы не существуют сами по себе, аопределяются содержанием — движущейся материей. Без материи бессмысленно говоритьо пространстве и времени.
Абсолютностьпространства и времени в философии имеет смысл, отличный от физики. Мы считаем,что пространство и время абсолютны не в смысле Ньютона, а в смысле всеобщности.Любой процесс может происходить только в пространстве и во времени.
Пространствои время безграничны и бесконечны. Бесконечность проистекает из бесконечности движущейсяматерии. Нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о замкнутости мира илио его конце.

Заключение
Вопросо том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним изсамых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессови явлений окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребностьответить на этот вопрос, получивший со временем философское выражение.
В философиисложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, чтопервоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в егоматериальности. В противоположность к этому другие философы исходят из того, чтов основе всего существующего лежит идея, мышление, дух. А у науки, на этот счет,тоже свое мнение.
Итак,в данной контрольной работе мы выяснили, что материя – это объективный мир, существующийнезависимо от сознания. Человек воспринимает материальную действительность, ощущаетмногообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности егоразвития. В четком разграничении материи и сознания, материального бытия и мышлениясостоит одно из главных отличий материализма от идеализма.
Окружающийнас мир представляет собой различные виды материи, что в нем нет и не может бытьнематериальных и сверхъестественных начал. В процессе естественной эволюции происходитпереход от простейших форм материи к более сложным, от низших уровней ее организациик высшим. В ходе развития материи из неживого закономерно возникает живое.

Список литературы
1. Беляева Л.А. Философия,часть 1, история философии, Екатеринбург,2002г.
2.Губин В.Д. Основы философии,М., 2001г.
3. Спиркин А.Г. Философия,издание второе, М., Гароарики, 2002г.
4.Тихоновов Ю.В. Философия,учебное пособие, М, ИНФРА-М,2001г.
5. Философия, учебник, Екатеринбург,2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метод психологического взрыва в психике человека, как метод педагогического воздействия
Реферат Углубленные экзаменационные билеты по физике и ответы (11 класс)
Реферат Правовое регулирование общества с ограниченной ответственностью Понятие и
Реферат О квалифицирующих признаках преступления предусмотренного статьей 171 УК РФ
Реферат Переломный момент: какой минимум событий максимально влияет на вашу карьеру
Реферат Дайны
Реферат Правовые основы прохождения военной службы
Реферат Учет на предприятии малого бизнеса 2
Реферат Маркетинг оптового предприятия на примере ООО "Компания "Эйч-ди-си"
Реферат Река Волга и Астраханский заповедник
Реферат Мустафа Кемаль (Ататюрк)
Реферат Налогообложение имущества физических лиц 3
Реферат Рослинність кримських гір
Реферат Учет арендованных и сданных в аренду основных средств 2
Реферат Управление фирмой в условиях кризиса