Реферат по предмету "Философия"


Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

TOC o «1-3» h z u 1.   Философиянауки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.PAGEREF _Toc166649642 h 2
2.   Основныестороны бытия науки. Характерные черты научного знания.PAGEREF _Toc166649643 h 2
3.   Наукаи духовная культура. Функции науки в жизни общества. PAGEREF _Toc166649644 h 5
4.   Традиционалистскийи техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.PAGEREF _Toc166649645 h 9
5.   Проблемывозникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука.PAGEREF _Toc166649646 h 12
6.   Генезиси становление теоретического знания в античной культуре.PAGEREF _Toc166649647 h 14
7.   Формированиепредпосылок научного мышления в средневековых университетах.PAGEREF _Toc166649648 h 17
8.   Становлениеопытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения.PAGEREF _Toc166649649 h 20
9.   Научнаяреволюция XVI-XVII вв.: формирование основматематического естествознания.PAGEREF _Toc166649650 h 22
10.Рационализми эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Новоговремени.PAGEREF _Toc166649651 h 25
11.Классическаянаука XVIII-XIX вв. Формирование наукикак профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание ихсоциальной роли.PAGEREF _Toc166649652 h 26
12.Позитивистскаятрадиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).PAGEREF _Toc166649653 h 30
13.Проблемноеполе и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.PAGEREF _Toc166649654 h 31
14.Социологическийи культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема«интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.PAGEREF _Toc166649655 h 32
15.Научноезнание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания,классификация наук.PAGEREF _Toc166649656 h 34
16.Эмпирическийуровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирическогознания.PAGEREF _Toc166649657 h 40
17.Теоретическийуровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.PAGEREF _Toc166649658 h 42
18.Гипотетико-дедуктивнаясхема развития научного познания.PAGEREF _Toc166649659 h 45
19.Возможностиприменения количественных методов в современной науке.PAGEREF _Toc166649660 h 45
20.Компьютеризациянауки, её проблемы и следствия.PAGEREF _Toc166649661 h 46
21.Основаниянауки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.PAGEREF _Toc166649662 h 47
22.Проблемавключения новых теоретических представлений в культуру.PAGEREF _Toc166649663 h 52
23.Процедурыобоснования теоретических знаний.PAGEREF _Toc166649664 h 53
24.Проблемныеситуации в научном познании и их роль в развитии науки.PAGEREF _Toc166649665 h 55
25.Научныереволюции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научногознания.PAGEREF _Toc166649666 h 57
26.Наукакак тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.PAGEREF _Toc166649667 h 60
27.Научныесообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.PAGEREF _Toc166649668 h 62
28.Наукав контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука ипаранаука.PAGEREF _Toc166649669 h 64
29.Главныехарактеристики современного этапа развития науки.PAGEREF _Toc166649670 h 65
30.Этическиепроблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научногоисследования.PAGEREF _Toc166649671 h 67
Философские проблемысоциально-гуманитарных наук (общая часть)PAGEREF _Toc166649672 h 73
1.   Спецификасоциально-гуманитарного познания.PAGEREF _Toc166649673 h 73
2.   Проблемагенезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.PAGEREF _Toc166649674 h 76
3.   Роль философии в формировании иразвитии социально-гуманитарного знания.PAGEREF _Toc166649675 h 76
4.   Природа ценностей и их роль всоциально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).PAGEREF _Toc166649676 h 76
5.    Натуралистический икультурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.PAGEREF _Toc166649677 h 76
6.    Жизнь как категория наук об обществеи культуре.PAGEREF _Toc166649678 h 77
7.   Специфика субъектно-объектных отношений и особенностиметодологии в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649679 h 77
8.   Рольязыка в развитии социального и гуманитарного знания.PAGEREF _Toc166649680 h 77
9.   Роль традиций, образцов и«пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания.PAGEREF _Toc166649681 h 79
10.Проблемаобъективности познания в социальных и гуманитарных науках.PAGEREF _Toc166649682 h 82
11.Социально-историческаяреальность в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649683 h 84
12.Категориипространства и времени в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649684 h 85
13.Понятиефакта в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649685 h 86
14.Объяснениеи понимание в социальном и гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649686 h 87
15.  Герменевтика как метод понимания иинтерпретации текста.PAGEREF _Toc166649687 h 88
16.Проблемаистины в социальном и гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649688 h 90
17.  Прогностические возможности социальногои гуманитарного познания.PAGEREF_Toc166649689 h 93
18.Соотношениерелигиозного и научного социально-гуманитарного знания.PAGEREF _Toc166649690 h 94
19.Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649691 h 95
20.  Понятие личности в социальных игуманитарных науках.PAGEREF _Toc166649692 h 95
Современные философские проблемыэкономической теории. PAGEREF _Toc166649693 h 98
1.   Экономическаятеория и философия науки.PAGEREF_Toc166649694 h 98
2.   Историяэкономической науки и разработка философских проблем экономической науки.PAGEREF _Toc166649695 h 98
3.   Потребности,интересы, деятельность.PAGEREF_Toc166649696 h 99
4.   Позитивныйкомпонент экономической теории.PAGEREF _Toc166649697 h 100
5.   Моделичеловека в структуре научной экономической мысли.PAGEREF _Toc166649698 h 102
6.   Ценностныеаспекты научного экономического мышления.PAGEREF _Toc166649699 h 103
7.   Проблемасоотношения этики и экономики.PAGEREF _Toc166649700 h 105
8.   Динамические модели глобального и экономическогоразвития.PAGEREF _Toc166649701 h 105
9.   Философско-методологическиевопросы и концепции общественного выбора.PAGEREF _Toc166649702 h 105
10.Новыетехнологии и «информационная экономика».PAGEREF _Toc166649703 h 1061.    Философия науки, её предмет и основные проблемы.Взаимосвязь истории и философии науки.
Рассматриваянауку как деятельность, направленную на производство нового знания, важноучитывать историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развитиянаучного знания, обязана учитывать исто­ризм науки. В процессе ее развития нетолько происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранеесложившиеся представле­ния о мире. Со временем изменяются основы научногознания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от отдельных ученых кбольшой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.
Уже в XVIIв. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуредоминирующих мировоззрен­ческих образов. Обретая мировоззренческие функции,наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в томчисле и на обыденное сознание людей. Ценность образования, осно­ванного наусвоении научных знаний, стала восприниматься как не­что само собойразумеющееся.Во второй половине XIXстолетия наука получает все расширяю­щеесяприменение в технике и технологии. Сохраняя свою культур­но-мировоззренческуюфункцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительнойсилой общества. В XXв. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управле­ниясоциальными процессами, выступая основой квалифицирован­ных экспертных оценок ипринятия управленческих решений. Соеди­няясь с властью, она реально начинаетвоздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новуюфункцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. Приэтом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственнойпроизводительной силы.
Однакоподобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно ее будущегоразвития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами занимается философиянауки.
Предметомфилософии на­уки являются общие закономерности и тенденции научногопознания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в ихраз­витии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурномконтексте.
Чтобывыявить общие закономерности развития научного позна­ния, философия наукидолжна опираться на материал истории раз­личных конкретных наук. Онавырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их насоответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связьфилософии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегдаобращалась к анализу структуры и дина­мики знания конкретных научных дисциплин.Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, навыявле­ние общих закономерностей их развития. Философия науки развиваетсявместе с самой наукой. Она высту­пает своего рода самосознанием науки. Теснаясвязь философии и на­уки прослеживается на протяжении всей истории. Вдревности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой составотдель­ные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных на­уквозникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, фи­лософия, опираясьна достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, ас другой — она активно влия­ет в качестве мировоззренчески-методологическойосновы на про­цессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию ивключение в культуру.
Тематикафилософских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем иособенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц,Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки коформлению философии науки в качестве особой области философ­ского знания.
Такое оформление произошло на относительно поздних этапах развитиянауки и философии, в середине XIXв. (труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). Вэтот же период был приме­нен термин «философия науки». Он впервые был предложеннемец­ким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логикупознания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу неудалось, а его работы вызвали множество критиче­ских замечаний (в том числе и состороны марксистов: Ф. Энгельс да­же написал книгу «Анти-Дюринг»), но самтермин оказался продук­тивным. В последующем многие философы науки использовалиэтот термин, не связывая его с работами Дюринга.
В XXв. философия науки превратилась в специализированнуюоб­ласть исследований, требующую не только собственно философских логическихзнаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.
Философия науки– научная дисциплина, исследующая структуру научного знания,средства, формы и методы научного познания, способы и формы обоснованияразвития научного знания (то есть изучаются законы развития и строения научногознания).
1.Общие проблемы философии наук.
1.1.Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки ифилософии науки.
Философия науки каксамостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр.возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт,Миль, Пуанкаре, Мах.2.    Основные стороны бытия науки. Характерные чертынаучного знания.
Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм по­знавательнойдеятельности человека. Однако четкая экспликация специфических черт науки вформе признаков и определений оказы­вается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуютмногооб­разие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблемедемаркации между ней и другими формами познания.
Научное познание, как и все формы духовногопроизводства, в ко­нечном счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческуюдеятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализэтого различия служит первым и необходимым услови­ем для выявления особенностейнаучного познания.
Деятельность может быть рассмотрена как сложноорганизованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты од­нойдеятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Например,железная руда как продукт горнодобывающего производ­ства становится предметом,который преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводеиз добытой сталеваром стали, служат средствами деятельности в другомпроизводстве. Даже субъекты деятельности — люди, осуществляющие преобразованияобъектов в соответствии с поставленными целями, могут быть в опре­деленной степенипредставлены как результаты деятельности обуче­ния и воспитания, котораяобеспечивает усвоение субъектом необхо­димых образцов действий, знанийСтруктурные характеристики  элементарногоакта деятельности можно представить в виде следующей схемы:
Правая часть этой схемы изображает предметную(объектную) структуру деятельности — взаимодействие средств с предметом дея­тельностии превращение его в продукт благодаря осуществлению оп­ределенных операций.Левая часть представляет субъектную структуру, которая включает субъектадеятельности (с его целями, ценностями, знаниями операций и навыками),осуществляющего целесообразные действия и использующего для этого определенныесредства деятель­ности. Средства и действия могут быть отнесены и к объектной,и к субъектной структуре, поскольку их можно рассмотреть двояким обра­зом. Содной стороны, средства могут быть представлены в качестве ис­кусственныхорганов человеческой деятельности. С другой — они мо­гут рассматриваться  в качестве естественных объектов, которые заимодействуютс другими объектами. Аналогичным образом опера­ции могут представать в разныхрассмотрениях: и как действия челове­ка, и как естественные взаимодействииобъектов.
Деятельность всегда регулируется определеннымиценностями и це­лями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или инаядеятель­ность?Цель — на вопрос: что должно быть получено в деятельности.  Цель — это идеальный образ продукта. Онавоплощается, опредмечи­вается в продукте, который выступает результатомпреобразования предмета деятельности.
Поскольку деятельность универсальна, функциями ее предметов могутвыступать не только фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди,«свойства» которых меняются при их включе­нии в различные социальныеподсистемы, а также сами эти подсисте­мы, взаимодействующие в рамках обществакак целостного организ­ма. Тогда в первом случае мы имеем дело с «предметнойстороной» изменения человеком природы, а во втором — с «предметной сторо­ной»практики, направленной на изменение социальных объектов. Человек с этой точкизрения может выступать и как субъект, и как объект практического действия.
На ранних стадиях развития общества субъектная и предметная стороныпрактической деятельности не расчленяются в познании, а берутся как единое целое.Познание отображает способы практичес­кого изменения объектов, включая вхарактеристику последних цели, способности и действия человека. Такоепредставление об объектах деятельности переносится на всю природу, котораярассматривается сквозь призму осуществляемой практики.
Известно, например, что в мифах древних народов силы природы всегдауподобляются человеческим силам, а ее процессы — человече­ским действиям.Первобытное мышление при объяснении явлений внешнего мира неизменно прибегает ких сравнению с человечески­ми поступками и мотивами. Лишь в процессе длительнойэволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы изхарактеристики предметных отношений. Важную роль в этом процес­се сыгралоисторическое развитие практики, и, прежде всего, совершенствование средств иорудий труда.
По мере усложнения орудий те операции, которые ранее непо­средственнопроизводились человеком, начинали «овеществляться», выступая какпоследовательное воздействие одного орудия на другое и лишь затем на преобразуемыйобъект. Тем самым свойства и состо­яния объектов, возникающие благодаряуказанным операциям, пере­ставали казаться вызванными непосредственнымиусилиями человека, а все больше выступали в качестве результата взаимодействияса­мих природных предметов. Так, если на ранних стадиях цивилизации перемещениегрузов требовало мускульных усилий, то с изобретени­ем рычага и блока, а затемпростейших машин можно было заменить эти усилия механическими. Например, спомощью системы блоков можно было уравновесить большой груз малым, а прибавивнезначи­тельный вес к малому грузу, поднять большой груз на нужную высоту.Здесь для подъема тяжелого тела не нужно усилий человека: один грузсамостоятельно перемещает другой.
Подобная передача человеческих функций механизмам приводит к новомупредставлению о силах природы. Раньше силы понимались только по аналогии сфизическими усилиями человека, а теперь начина­ют рассматриваться какмеханические силы. Приведенный пример мо­жет служить аналогом того процесса«объективации» предметных отно­шений практики, который, по-видимому, началсяуже в эпоху первых городских цивилизаций древности. В этот период познаниеначинает постепенно отделять предметную сторону практики от субъективныхфакторов и рассматривать данную сторону как особую, самостоятель­нуюреальность. Такое рассмотрение практики является одним из необ­ходимых условийдля возникновения научного исследования.
Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобра­зованияпредметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) всоответствующие продукты (объект в конечном состоя­нии). Это преобразованиевсегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов,и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется сэтими законами. Поэтому основная задача науки — выявить законы, в соответствиис которыми изменяются и развиваются объекты.
Применительно к процессам преобразования природы эту функ­цию выполняютестественные и технические науки. Процессы изме­нения социальных объектовисследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могутпреобразовываться самые различные объекты — предметы природы, человек (исостояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующиев каче­стве феноменов культуры и т.д., постольку все они могут стать пред­метаминаучного исследования.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могутбыть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможныеобъекты будущего преобразования), и их исследование как подчиняющихсяобъективным законам функционирования и раз­вития составляют первую главнуюособенность научного познания.
Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельностичеловека. Так, например, в процессе художественного ос­воения действительностиобъекты, включенные в человеческую дея­тельность, не отделяются от субъективныхфакторов, а берутся в своеоб­разной «склейке» с ними. Любое отражение предметовобъективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение чело­векак предмету- Художественный образ — это отражение объекта, со­держащее отпечатокчеловеческой личности, се ценностных ориента­ции, которые вплавляются вхарактеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение —значит разрушить художест­венный образ. В науке же особенностижизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входятнепосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяютсудить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портре­тахкисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его ми­роощущение иего личностное отношение к изображаемым социаль­ным явлениям; чей-либо портрет,написанный великим художником, всегда выступает и как своего рода его «автопортрет»).
Наука ориентирована на предметное и объективное исследованиедействительности. Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты иценностные ориентации ученого не играют роли в науч­ном творчестве и не влияютна его результаты.
Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемогообъекта, но и многочисленными факторами социокуль­турного характера.
Рассматривая науку в ее историческом развитии, можнообнару­жить, что по мере изменения типа культуры меняются стандарты из­ложениянаучного знания, способы видения реальности в науке, сти­ли мышления, которыеформируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных еефеноменов. Это воз­действие может быть представлено как включение различныхсоцио­культурных факторов в процесс генерации собственно научного зна­ния.Однако констатация связей объективного и субъективного в любом познавательномпроцессе и необходимость комплексного ис­следования науки в ее взаимодействии сдругими формами духовной деятельности человека не снимают вопроса о различиимежду наукой и этими формами (обыденным познанием, художественным мышле­нием ит.п.). Первой и необходимой характеристикой такого различия является признакобъективности и предметности научного познания.
Наука в человеческой деятельности выделяет только еепредмет­ную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Какцарь Мидас из известной древней легенды — к чему бы он ни прика­сался, всеобращалось в золото, — так и наука, к чему бы она ни при­коснулась, все для неепредмет, который живет, функционирует и раз­вивается по объективным законам.
Здесь сразу же возникает вопрос: ну, а как тогдабыть с субъектом деятельности, с его целями, ценностями, состояниями егосознания? Все это принадлежит к компонентам субъектной структуры деятель­ности,но ведь наука способна исследовать и эти компоненты, потому что для нее нетзапретов на исследование каких-либо реально сущест­вующих феноменов. Ответ наэтот вопрос довольно простой: да, наука может исследовать любые феномены жизничеловека и его сознания, она может исследовать и деятельность, и человеческуюпсихику, и культуру, но только под одним углом зрения — как особые предметы,которые подчиняются объективным законам. Субъектную структуру деятельностинаука тоже изучает, но как особый объект. А там, где на­ука не можетсконструировать предмет и представить его «естествен­ную жизнь», определяемуюего сущностными связями, там и конча­ются ее притязания. Таким  образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе и сособой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно ибезгра­ничность, и ограниченность пауки, поскольку человек как самодея­тельное,сознательное существо обладает свободой воли и он не толь­ко объект, но еще исубъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут бытьисчерпаны научным знанием, да­же если предположить, что такое всеобъемлющеенаучное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.
В этом утверждении о границах науки нет никакого антисциентизма. Простоэто констатация бесспорного факта, что наука не может заменить собой всех формпознания мира, всей культуры. И все, что ускользает из ее поля зрения,компенсируют другие формы духовного постижения мира — искусство, религия,нравственность, философия. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наукане ограни­чивается познанием только тех предметных связей, которые могут бытьосвоены в рамках наличных, исторически сложившихся на дан­ном этапе развитияобщества типов деятельности. Цель науки заклю­чается в том, чтобы предвидетьвозможные будущие изменения объ­ектов, в том числе и те, которыесоответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира.
Как выражение этих целей в науке складываются не толькоиссле­дования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и слои исследо­ваний,результаты которых могут найти применение только в практике будущего. Движениепознания в этих слоях обусловлено уже не столько непосредственными запросамисегодняшней практики, сколько познавательными интересами, через которыепроявляются потребности общества в прогнозировании будущих способов и формпрактического освоения мира. Например, постановка внутринаучных проблем и ихрешение в рамках фундаментальных теоретических ис­следований физики привели коткрытию законов электромагнитного поля и предсказанию электромагнитных волн, коткрытию законов деления атомных ядер, квантовых законов излучения атомов припе­реходе электронов с одного энергетического уровня на другой и т.п. Все этитеоретические открытия заложили основу для будущих спосо­бов массовогопрактического освоения природы в производственной деятельности. Через несколькодесятилетий они стали базой для при­кладных инженерно-технических исследованийи разработок, вне­дрение которых в производство, в свою очередь,революционизирова­ло технику и технологию — появились радиоэлектроннаяаппаратура, атомные электростанции, лазерные установки и т.д.
Крупные ученые, создатели новых, оригинальных направлений и открытий,всегда обращали внимание на эту способность теорий по­тенциально содержать всебе множество будущих новых технологий и неожиданных практических приложений.
К.А. Тимирязев по этому поводу писал: «Несмотря на отсутствие всовременной науке узкоутилитарного направления, именно в своем, независимом отуказки житейских мудрецов и моралистов, свободном развитии она явилась, болеечем когда, источником практических, житейских применений. То поразительноеразвитие техники, кото­рым ослеплены поверхностные наблюдатели, готовыепризнать его за самую выдающуюся черту XIXвека, является толькорезультатом не для всех видимого небывалого в истории развития именно науки,сво­бодной от всякого утилитарного гнета. Разительным доказательством томуслужит развитие химии: была она и алхимией, и ятрохимией, на послугах и угорного дела, и у аптеки, и только в XIXвеке, «веке на­уки», ставпросто химией, т.е. чистой наукой, явилась она источником неисчислимыхприложений и в медицине, и в технике, и в горном де­ле, пролила свет и на стоящиев научной иерархии выше ее физику и даже астрономию, и на более молодые отраслизнания, как, напри­мер, физиологию, можно сказать, сложившуюся только в течениеэто­го века»7.
Сходные мысли высказывал один из создателейквантовой механи­ки — французский физик Луи де Бройль. «Великие открытия, —писал он, — даже сделанные исследователями, кот


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.