TOC o «1-3» h z u 1. Философиянауки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.PAGEREF _Toc166649642 h 2
2. Основныестороны бытия науки. Характерные черты научного знания.PAGEREF _Toc166649643 h 2
3. Наукаи духовная культура. Функции науки в жизни общества. PAGEREF _Toc166649644 h 5
4. Традиционалистскийи техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.PAGEREF _Toc166649645 h 9
5. Проблемывозникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука.PAGEREF _Toc166649646 h 12
6. Генезиси становление теоретического знания в античной культуре.PAGEREF _Toc166649647 h 14
7. Формированиепредпосылок научного мышления в средневековых университетах.PAGEREF _Toc166649648 h 17
8. Становлениеопытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения.PAGEREF _Toc166649649 h 20
9. Научнаяреволюция XVI-XVII вв.: формирование основматематического естествознания.PAGEREF _Toc166649650 h 22
10.Рационализми эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Новоговремени.PAGEREF _Toc166649651 h 25
11.Классическаянаука XVIII-XIX вв. Формирование наукикак профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание ихсоциальной роли.PAGEREF _Toc166649652 h 26
12.Позитивистскаятрадиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).PAGEREF _Toc166649653 h 30
13.Проблемноеполе и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.PAGEREF _Toc166649654 h 31
14.Социологическийи культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема«интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.PAGEREF _Toc166649655 h 32
15.Научноезнание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания,классификация наук.PAGEREF _Toc166649656 h 34
16.Эмпирическийуровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирическогознания.PAGEREF _Toc166649657 h 40
17.Теоретическийуровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.PAGEREF _Toc166649658 h 42
18.Гипотетико-дедуктивнаясхема развития научного познания.PAGEREF _Toc166649659 h 45
19.Возможностиприменения количественных методов в современной науке.PAGEREF _Toc166649660 h 45
20.Компьютеризациянауки, её проблемы и следствия.PAGEREF _Toc166649661 h 46
21.Основаниянауки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.PAGEREF _Toc166649662 h 47
22.Проблемавключения новых теоретических представлений в культуру.PAGEREF _Toc166649663 h 52
23.Процедурыобоснования теоретических знаний.PAGEREF _Toc166649664 h 53
24.Проблемныеситуации в научном познании и их роль в развитии науки.PAGEREF _Toc166649665 h 55
25.Научныереволюции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научногознания.PAGEREF _Toc166649666 h 57
26.Наукакак тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.PAGEREF _Toc166649667 h 60
27.Научныесообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.PAGEREF _Toc166649668 h 62
28.Наукав контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука ипаранаука.PAGEREF _Toc166649669 h 64
29.Главныехарактеристики современного этапа развития науки.PAGEREF _Toc166649670 h 65
30.Этическиепроблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научногоисследования.PAGEREF _Toc166649671 h 67
Философские проблемысоциально-гуманитарных наук (общая часть)PAGEREF _Toc166649672 h 73
1. Спецификасоциально-гуманитарного познания.PAGEREF _Toc166649673 h 73
2. Проблемагенезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.PAGEREF _Toc166649674 h 76
3. Роль философии в формировании иразвитии социально-гуманитарного знания.PAGEREF _Toc166649675 h 76
4. Природа ценностей и их роль всоциально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).PAGEREF _Toc166649676 h 76
5. Натуралистический икультурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.PAGEREF _Toc166649677 h 76
6. Жизнь как категория наук об обществеи культуре.PAGEREF _Toc166649678 h 77
7. Специфика субъектно-объектных отношений и особенностиметодологии в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649679 h 77
8. Рольязыка в развитии социального и гуманитарного знания.PAGEREF _Toc166649680 h 77
9. Роль традиций, образцов и«пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания.PAGEREF _Toc166649681 h 79
10.Проблемаобъективности познания в социальных и гуманитарных науках.PAGEREF _Toc166649682 h 82
11.Социально-историческаяреальность в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649683 h 84
12.Категориипространства и времени в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649684 h 85
13.Понятиефакта в социально-гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649685 h 86
14.Объяснениеи понимание в социальном и гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649686 h 87
15. Герменевтика как метод понимания иинтерпретации текста.PAGEREF _Toc166649687 h 88
16.Проблемаистины в социальном и гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649688 h 90
17. Прогностические возможности социальногои гуманитарного познания.PAGEREF_Toc166649689 h 93
18.Соотношениерелигиозного и научного социально-гуманитарного знания.PAGEREF _Toc166649690 h 94
19.Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании.PAGEREF _Toc166649691 h 95
20. Понятие личности в социальных игуманитарных науках.PAGEREF _Toc166649692 h 95
Современные философские проблемыэкономической теории. PAGEREF _Toc166649693 h 98
1. Экономическаятеория и философия науки.PAGEREF_Toc166649694 h 98
2. Историяэкономической науки и разработка философских проблем экономической науки.PAGEREF _Toc166649695 h 98
3. Потребности,интересы, деятельность.PAGEREF_Toc166649696 h 99
4. Позитивныйкомпонент экономической теории.PAGEREF _Toc166649697 h 100
5. Моделичеловека в структуре научной экономической мысли.PAGEREF _Toc166649698 h 102
6. Ценностныеаспекты научного экономического мышления.PAGEREF _Toc166649699 h 103
7. Проблемасоотношения этики и экономики.PAGEREF _Toc166649700 h 105
8. Динамические модели глобального и экономическогоразвития.PAGEREF _Toc166649701 h 105
9. Философско-методологическиевопросы и концепции общественного выбора.PAGEREF _Toc166649702 h 105
10.Новыетехнологии и «информационная экономика».PAGEREF _Toc166649703 h 1061. Философия науки, её предмет и основные проблемы.Взаимосвязь истории и философии науки.
Рассматриваянауку как деятельность, направленную на производство нового знания, важноучитывать историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развитиянаучного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития нетолько происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранеесложившиеся представления о мире. Со временем изменяются основы научногознания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от отдельных ученых кбольшой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.
Уже в XVIIв. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуредоминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции,наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в томчисле и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного наусвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собойразумеющееся.Во второй половине XIXстолетия наука получает все расширяющеесяприменение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческуюфункцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительнойсилой общества. В XXв. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управлениясоциальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок ипринятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинаетвоздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новуюфункцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. Приэтом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственнойпроизводительной силы.
Однакоподобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно ее будущегоразвития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами занимается философиянауки.
Предметомфилософии науки являются общие закономерности и тенденции научногопознания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в ихразвитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурномконтексте.
Чтобывыявить общие закономерности развития научного познания, философия наукидолжна опираться на материал истории различных конкретных наук. Онавырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их насоответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связьфилософии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегдаобращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин.Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, навыявление общих закономерностей их развития. Философия науки развиваетсявместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Теснаясвязь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории. Вдревности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой составотдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных науквозникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясьна достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, ас другой — она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологическойосновы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию ивключение в культуру.
Тематикафилософских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем иособенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц,Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки коформлению философии науки в качестве особой области философского знания.
Такое оформление произошло на относительно поздних этапах развитиянауки и философии, в середине XIXв. (труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). Вэтот же период был применен термин «философия науки». Он впервые был предложеннемецким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логикупознания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу неудалось, а его работы вызвали множество критических замечаний (в том числе и состороны марксистов: Ф. Энгельс даже написал книгу «Анти-Дюринг»), но самтермин оказался продуктивным. В последующем многие философы науки использовалиэтот термин, не связывая его с работами Дюринга.
В XXв. философия науки превратилась в специализированнуюобласть исследований, требующую не только собственно философских логическихзнаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.
Философия науки– научная дисциплина, исследующая структуру научного знания,средства, формы и методы научного познания, способы и формы обоснованияразвития научного знания (то есть изучаются законы развития и строения научногознания).
1.Общие проблемы философии наук.
1.1.Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки ифилософии науки.
Философия науки каксамостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр.возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт,Миль, Пуанкаре, Мах.2. Основные стороны бытия науки. Характерные чертынаучного знания.
Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательнойдеятельности человека. Однако четкая экспликация специфических черт науки вформе признаков и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуютмногообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблемедемаркации между ней и другими формами познания.
Научное познание, как и все формы духовногопроизводства, в конечном счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческуюдеятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализэтого различия служит первым и необходимым условием для выявления особенностейнаучного познания.
Деятельность может быть рассмотрена как сложноорганизованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты однойдеятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Например,железная руда как продукт горнодобывающего производства становится предметом,который преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводеиз добытой сталеваром стали, служат средствами деятельности в другомпроизводстве. Даже субъекты деятельности — люди, осуществляющие преобразованияобъектов в соответствии с поставленными целями, могут быть в определенной степенипредставлены как результаты деятельности обучения и воспитания, котораяобеспечивает усвоение субъектом необходимых образцов действий, знанийСтруктурные характеристики элементарногоакта деятельности можно представить в виде следующей схемы:
Правая часть этой схемы изображает предметную(объектную) структуру деятельности — взаимодействие средств с предметом деятельностии превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций.Левая часть представляет субъектную структуру, которая включает субъектадеятельности (с его целями, ценностями, знаниями операций и навыками),осуществляющего целесообразные действия и использующего для этого определенныесредства деятельности. Средства и действия могут быть отнесены и к объектной,и к субъектной структуре, поскольку их можно рассмотреть двояким образом. Содной стороны, средства могут быть представлены в качестве искусственныхорганов человеческой деятельности. С другой — они могут рассматриваться в качестве естественных объектов, которые заимодействуютс другими объектами. Аналогичным образом операции могут представать в разныхрассмотрениях: и как действия человека, и как естественные взаимодействииобъектов.
Деятельность всегда регулируется определеннымиценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или инаядеятельность?Цель — на вопрос: что должно быть получено в деятельности. Цель — это идеальный образ продукта. Онавоплощается, опредмечивается в продукте, который выступает результатомпреобразования предмета деятельности.
Поскольку деятельность универсальна, функциями ее предметов могутвыступать не только фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди,«свойства» которых меняются при их включении в различные социальныеподсистемы, а также сами эти подсистемы, взаимодействующие в рамках обществакак целостного организма. Тогда в первом случае мы имеем дело с «предметнойстороной» изменения человеком природы, а во втором — с «предметной стороной»практики, направленной на изменение социальных объектов. Человек с этой точкизрения может выступать и как субъект, и как объект практического действия.
На ранних стадиях развития общества субъектная и предметная стороныпрактической деятельности не расчленяются в познании, а берутся как единое целое.Познание отображает способы практического изменения объектов, включая вхарактеристику последних цели, способности и действия человека. Такоепредставление об объектах деятельности переносится на всю природу, котораярассматривается сквозь призму осуществляемой практики.
Известно, например, что в мифах древних народов силы природы всегдауподобляются человеческим силам, а ее процессы — человеческим действиям.Первобытное мышление при объяснении явлений внешнего мира неизменно прибегает ких сравнению с человеческими поступками и мотивами. Лишь в процессе длительнойэволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы изхарактеристики предметных отношений. Важную роль в этом процессе сыгралоисторическое развитие практики, и, прежде всего, совершенствование средств иорудий труда.
По мере усложнения орудий те операции, которые ранее непосредственнопроизводились человеком, начинали «овеществляться», выступая какпоследовательное воздействие одного орудия на другое и лишь затем на преобразуемыйобъект. Тем самым свойства и состояния объектов, возникающие благодаряуказанным операциям, переставали казаться вызванными непосредственнымиусилиями человека, а все больше выступали в качестве результата взаимодействиясамих природных предметов. Так, если на ранних стадиях цивилизации перемещениегрузов требовало мускульных усилий, то с изобретением рычага и блока, а затемпростейших машин можно было заменить эти усилия механическими. Например, спомощью системы блоков можно было уравновесить большой груз малым, а прибавивнезначительный вес к малому грузу, поднять большой груз на нужную высоту.Здесь для подъема тяжелого тела не нужно усилий человека: один грузсамостоятельно перемещает другой.
Подобная передача человеческих функций механизмам приводит к новомупредставлению о силах природы. Раньше силы понимались только по аналогии сфизическими усилиями человека, а теперь начинают рассматриваться какмеханические силы. Приведенный пример может служить аналогом того процесса«объективации» предметных отношений практики, который, по-видимому, началсяуже в эпоху первых городских цивилизаций древности. В этот период познаниеначинает постепенно отделять предметную сторону практики от субъективныхфакторов и рассматривать данную сторону как особую, самостоятельнуюреальность. Такое рассмотрение практики является одним из необходимых условийдля возникновения научного исследования.
Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразованияпредметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) всоответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразованиевсегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов,и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется сэтими законами. Поэтому основная задача науки — выявить законы, в соответствиис которыми изменяются и развиваются объекты.
Применительно к процессам преобразования природы эту функцию выполняютестественные и технические науки. Процессы изменения социальных объектовисследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могутпреобразовываться самые различные объекты — предметы природы, человек (исостояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующиев качестве феноменов культуры и т.д., постольку все они могут стать предметаминаучного исследования.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могутбыть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможныеобъекты будущего преобразования), и их исследование как подчиняющихсяобъективным законам функционирования и развития составляют первую главнуюособенность научного познания.
Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельностичеловека. Так, например, в процессе художественного освоения действительностиобъекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективныхфакторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Любое отражение предметовобъективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человекак предмету- Художественный образ — это отражение объекта, содержащее отпечатокчеловеческой личности, се ценностных ориентации, которые вплавляются вхарактеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение —значит разрушить художественный образ. В науке же особенностижизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входятнепосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяютсудить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретахкисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение иего личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; чей-либо портрет,написанный великим художником, всегда выступает и как своего рода его «автопортрет»).
Наука ориентирована на предметное и объективное исследованиедействительности. Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты иценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияютна его результаты.
Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемогообъекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера.
Рассматривая науку в ее историческом развитии, можнообнаружить, что по мере изменения типа культуры меняются стандарты изложениянаучного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которыеформируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных еефеноменов. Это воздействие может быть представлено как включение различныхсоциокультурных факторов в процесс генерации собственно научного знания.Однако констатация связей объективного и субъективного в любом познавательномпроцессе и необходимость комплексного исследования науки в ее взаимодействии сдругими формами духовной деятельности человека не снимают вопроса о различиимежду наукой и этими формами (обыденным познанием, художественным мышлением ит.п.). Первой и необходимой характеристикой такого различия является признакобъективности и предметности научного познания.
Наука в человеческой деятельности выделяет только еепредметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Какцарь Мидас из известной древней легенды — к чему бы он ни прикасался, всеобращалось в золото, — так и наука, к чему бы она ни прикоснулась, все для неепредмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам.
Здесь сразу же возникает вопрос: ну, а как тогдабыть с субъектом деятельности, с его целями, ценностями, состояниями егосознания? Все это принадлежит к компонентам субъектной структуры деятельности,но ведь наука способна исследовать и эти компоненты, потому что для нее нетзапретов на исследование каких-либо реально существующих феноменов. Ответ наэтот вопрос довольно простой: да, наука может исследовать любые феномены жизничеловека и его сознания, она может исследовать и деятельность, и человеческуюпсихику, и культуру, но только под одним углом зрения — как особые предметы,которые подчиняются объективным законам. Субъектную структуру деятельностинаука тоже изучает, но как особый объект. А там, где наука не можетсконструировать предмет и представить его «естественную жизнь», определяемуюего сущностными связями, там и кончаются ее притязания. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе и сособой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно ибезграничность, и ограниченность пауки, поскольку человек как самодеятельное,сознательное существо обладает свободой воли и он не только объект, но еще исубъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут бытьисчерпаны научным знанием, даже если предположить, что такое всеобъемлющеенаучное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.
В этом утверждении о границах науки нет никакого антисциентизма. Простоэто констатация бесспорного факта, что наука не может заменить собой всех формпознания мира, всей культуры. И все, что ускользает из ее поля зрения,компенсируют другие формы духовного постижения мира — искусство, религия,нравственность, философия. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наукане ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут бытьосвоены в рамках наличных, исторически сложившихся на данном этапе развитияобщества типов деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидетьвозможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которыесоответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира.
Как выражение этих целей в науке складываются не толькоисследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и слои исследований,результаты которых могут найти применение только в практике будущего. Движениепознания в этих слоях обусловлено уже не столько непосредственными запросамисегодняшней практики, сколько познавательными интересами, через которыепроявляются потребности общества в прогнозировании будущих способов и формпрактического освоения мира. Например, постановка внутринаучных проблем и ихрешение в рамках фундаментальных теоретических исследований физики привели коткрытию законов электромагнитного поля и предсказанию электромагнитных волн, коткрытию законов деления атомных ядер, квантовых законов излучения атомов припереходе электронов с одного энергетического уровня на другой и т.п. Все этитеоретические открытия заложили основу для будущих способов массовогопрактического освоения природы в производственной деятельности. Через несколькодесятилетий они стали базой для прикладных инженерно-технических исследованийи разработок, внедрение которых в производство, в свою очередь,революционизировало технику и технологию — появились радиоэлектроннаяаппаратура, атомные электростанции, лазерные установки и т.д.
Крупные ученые, создатели новых, оригинальных направлений и открытий,всегда обращали внимание на эту способность теорий потенциально содержать всебе множество будущих новых технологий и неожиданных практических приложений.
К.А. Тимирязев по этому поводу писал: «Несмотря на отсутствие всовременной науке узкоутилитарного направления, именно в своем, независимом отуказки житейских мудрецов и моралистов, свободном развитии она явилась, болеечем когда, источником практических, житейских применений. То поразительноеразвитие техники, которым ослеплены поверхностные наблюдатели, готовыепризнать его за самую выдающуюся черту XIXвека, является толькорезультатом не для всех видимого небывалого в истории развития именно науки,свободной от всякого утилитарного гнета. Разительным доказательством томуслужит развитие химии: была она и алхимией, и ятрохимией, на послугах и угорного дела, и у аптеки, и только в XIXвеке, «веке науки», ставпросто химией, т.е. чистой наукой, явилась она источником неисчислимыхприложений и в медицине, и в технике, и в горном деле, пролила свет и на стоящиев научной иерархии выше ее физику и даже астрономию, и на более молодые отраслизнания, как, например, физиологию, можно сказать, сложившуюся только в течениеэтого века»7.
Сходные мысли высказывал один из создателейквантовой механики — французский физик Луи де Бройль. «Великие открытия, —писал он, — даже сделанные исследователями, кот