Реферат по предмету "Философия"


Что такое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры

Федеральное агентство по образованияРФ
Филиал государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
Челябинский государственныйпедагогический университет в г. Миассе
Кафедра общегуманитарных исоциально-экономических дисциплин
Специальность: Экономика и управление
Контрольная работа по дисциплине:
Концепция современного естествознания
Тема:
Что такое наука? Ее основные черты иотличия от других отраслей культуры
Миасс 2009 г.
Содержание
Введение
Глава 1.
1.1 Что такое наука
Глава 2.
2.1 Наука как социальный институт
2.2 Наука как результат
2.3 Наука как процесс
Глава 3.
3.1 Особенности научной деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей работы: «Чтотакое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры».
В настоящее время в мирепроисходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данногоисследования по-прежнему несет актуальный характер, поэтому я выбрала даннуютему и с интересом провела анализ научной и научно-методической литературы.

 Глава 1
1.1 Что такое наука?
Наука — это область профессиональнойчеловеческой деятельности, как и любая другая: педагогическая, индустриальная ит.п. Единственное отличие заключается в том, что наука — эта та область деятельности,где основной целью является получение самого научного знания. Говоря о науке,необходимо иметь в виду три ее аспекта:— наука как социальный институт(сообщество ученых, совокупность научных учреждений);— наука как результат(научные знания);— наука как процесс (научная деятельность).
Глава 2
2.1 Наука каксоциальный институт
В систему научных учреждений входят сотнинаучно-исследовательских институтов, технологические и проектные институты,научные библиотеки, музеи и заповедники. Значительная часть научного потенциаласосредоточена в вузах. Тот факт, что в общеобразовательных школах, лицеях,гимназиях и т.д. все больше работает кандидатов и докторов наук, говорит о том,что и эти учебные заведения все активнее будут вовлекаться в научно-исследовательскуюдеятельность. Наука как социальный институт может функционировать лишь приналичии квалифицированных научных кадров. Подготовка кадров осуществляетсячерез аспирантуру или соискательство ученой степени кандидата наук, котораяприсуждается лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатскогоминимума, опубликовавшим результаты исследования и публично защитившимкандидатскую диссертацию. Из числа кандидатов наук через докторантуру илисоискательство готовятся научные кадры высшей квалификации — доктора наук. Нарядус учеными степенями преподавателям вузов присваиваются ученые звания какступени их педагогической квалификации: доцента (в основном из числа кандидатовнаук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научныхтрудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупныхнаучных работ).
2.2 Наука какрезультат
 
В этом смысле наука определяется как системадостоверных знаний о природе, человеке и обществе. Важно подчеркнуть в этомопределении два существенных признака:— наука рассматривается каквзаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний деньчеловечеству вопросам и отвечает требованиям полноты и непротиворечивости;—речь идет только о достоверных знаниях — в отличие от бытовых, житейских знанийкаждого человека. Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:
1. Кумулятивный характер развития научного знания —за каждые десять лет объем научных знаний удваивается.
2. Дифференциация науки. Накопление научных знанийприводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отраслинаучного знания, например: социальная психология, гендерная психология и т.д.
3. По отношению к практике наука как система знанийимеет следующие функции:
• описательная — сбор и накопление данных, фактов. Сэтой функции начинается любая наука, так как она может базироваться только набольшом количестве фактического материала. Так, например, научная химия моглапоявиться только тогда, когда ее предшественниками — алхимиками был накопленогромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;
• объяснительная — объяснение явлений и процессов,их внутренних механизмов;
• обобщающая — формулирование законов изакономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленныеразрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привестиклассификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина или тотже периодический закон Д.И. Менделеева;
• предсказательная — научные знания позволяютзаблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления. Так, например,«на кончике пера» были совершены открытия планет Уран, Нептун, Плутон, сточностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либокометой и т.д.;
• предписывающая, или нормативная, — научные знанияпозволяют, например, оптимально выстраивать государственные стандарты на те илииные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения напроизводстве, в школе и пр.
2.3 Наука как процесс (научная деятельность)
Здесь необходимо в первую очередь отметитьпринципиально разные цели, содержание, методы деятельности педагога илипсихолога как практика (в роли учителя, воспитателя или школьного психолога) ипсихолога как исследователя. Они принципиально различны. Если целипрактического работника — получение высоких результатов обучения и воспитанияучащихся, то цели исследователя совсем иные — получить новое научное знание. Втом числе объяснить, почему в том или ином случае получается хороший или плохойрезультат, и предсказать, в каких случаях результат будет хорошим, а в каких —плохим.
Кроме того, если школьному психологу, учителю,методисту приходится в своей работе учитывать одновременно и комплексно всестороны учебно-воспитательного процесса, не отдавая существенного предпочтениякакой-либо одной из них, то исследователь в силу необходимого разделения трудав науке интересуется, как правило, глубокой проработкой, лишь какой-то однойстороны учебно-воспитательного процесса, например самоконтроля учащихся иликультурой педагогического общения учителя.
наука знание процессрезультат

 Глава 3
 
3.1 Особенностинаучной деятельности
Особенностииндивидуальной научной деятельности
1. Четкое определение и ограничение цели научнойработы. Научный работник не может заниматься «наукой вообще», не может дажезаниматься психологией «вообще», а должен вычленить четкое и узкое направлениеработы, поставить конкретную цель и последовательно идти к ее достижению.
2. Научная работа строится «на плечахпредшественников». Прежде чем приступать к любой научной работе по какой-либопроблеме, необходимо изучить в научной литературе все, что было сделано вданной области предшественниками. Это необходимо особо подчеркнуть, посколькунередко в учебных заведениях начинают «экспериментировать», не изучив научнуюлитературу по проблеме «эксперимента», и тем самым зачастую «изобретаютвелосипед».
3. Научный работник должен освоить научнуютерминологию и строго выстроить свой понятийный аппарат. Дело не только в том,чтобы писать сложным «научным» языком, как, заблуждаясь, часто считаютначинающие исследователи. Достоинством настоящего ученого является то, что онпишет и говорит о самых сложных вещах простым языком. Дело и в другом.Исследователь должен провести четкую грань между бытовым и научным языком. Аразличие заключается в том, что в разговорном языке не предъявляется особыхтребований к точности используемой терминологии. И если мы будем говорить,например, об обучении, воспитании, развитии на педагогическом совете, то всяаудитория будет под этими терминами понимать примерно одно и то же. Однако кактолько мы начинаем говорить об этих же понятиях на научном языке, то сразувозникает вопрос: «А в каком смысле используются эти понятия?»
В научной психолого-педагогической литературепонятие, например, «обучение» используется как минимум в шести разных смыслах,«воспитание» — в пяти, «развитие» — в семи.
4. Результат любой научной работы должен бытьобязательно оформлен в письменном виде — как научный отчет, доклад, реферат,статья, книга и т.д. Это требование обусловливается двумя обстоятельствами.Во-первых, только в письменном виде можно изложить свои идеи и результаты настрого научном языке. В устной речи это никогда не получается. Во-вторых, цельлюбой научной работы — получить и довести до людей новое научное знание. И еслиэто «новое научное знание» осталось только в голове исследователя, о нем никтоне может прочитать, то это знание оказалось невостребованным.
Особенностиколлективной научной деятельности
1. Плюрализм научного мнения. Поскольку любаянаучная работа является творческим процессом, то важно, чтобы этот процесс небыл «зарегламентирован». Каждый исследователь имеет право на свое мнение,которое должно, безусловно, уважаться.
2. Коммуникации в науке. Любые научные исследованиямогут проводиться только в сообществе ученых — любому исследователю, дажесамому квалифицированному, всегда необходимо обговаривать и обсуждать сколлегами свои идеи, полученные факты и т.д. — чтобы избежать ошибок и заблуждений.Еще одним условием научного общения для любого исследователя является егообщение со всеми коллегами, работающими в данной отрасли науки, — черезспециально организуемые научные и научно-практические конференции, семинары(непосредственное общение) и через научную литературу — статьи в журналах,сборниках, книги (опосредованное общение).
3. Внедрение результатов исследования. Это важнейшиймомент научной деятельности, поскольку конечной целью науки является,естественно, внедрение полученных результатов в практику. Однако следуетпредостеречь от широко бытующего среди людей, далеких от науки, представления,что результаты каждой научной работы должны быть обязательно внедрены. Представимсебе такой пример. Только по педагогике и психологии ежегодно защищается более2500 кандидатских и докторских диссертаций. Если исходить из предположения, чтовсе полученные результаты должны быть внедрены, то учителя, школьные психологидолжны будут читать все эти диссертации, а каждая из них содержит от 100 до 300страниц машинописного текста. Естественно, никто этого делать не будет.
Механизм внедрения иной. Результаты отдельныхисследований публикуются в тезисах, статьях, затем они обобщаются (и тем самым«сокращаются») в книгах, монографиях как научных публикациях, а затем в ещеболее обобщенном и сокращенном виде попадают в вузовские учебники, методическиепособия для педагогов и психологов-практиков.

 Заключение
Наука есть постижениемира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять каквысокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производствуобъективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с темпроизводство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо дляподдержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы получить хорошую работу,молодой человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и какделается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобыудержать это рабочее место через пять лет после окончания университета, ондолжен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметьпостроить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новымитребованиями дня. Чтобы через десять — пятнадцать — двадцать лет стать лидером,руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускникуниверситета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, вобласти наук о человеке, наук социальных.
Россия может иметьдостойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и созданияновых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения — главнаяопора науки. Фундаментальная наука отвечает этому условию.
Список литературы
1.  Вернадский В.И. Труды по всеобщейистории науки. М., 1988
2.  Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
3.  Скачков Ю.В. Полифункциональностьнауки. “Вопросы философии”, 1995, №11
4.  Симонов П.В., Ершов П.М., ВяземскийЮ.П. Происхождение духовности. М., 1989
5.  Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987
6.  Пуанкаре А. О науке. М., 1983
7.  Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1987
8.  Карлов Н.В. О фундаментальном иприкладном в науке и образовании, или “Не возводи дом свой на песке”. “Вопросыфилософии”, 1995, №12
9.  “Вопросы философии”, 1995 № 2 – 12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Діловий етикет в практиці успішного приватного підприємства
Реферат Исследование влияния физических упражнений на открытом воздухе на уровень заболеваемости студентов.
Реферат Державна система охорони інтелектуальної власності України складова частина міжнародної системи
Реферат Проблема стратосферного озону. Хлорфторвуглеці(ХФВ) та їх вплив на озоновий шар
Реферат Iv гендерные аспекты глобализации социальной политики
Реферат Журналистские расследования в СМИ Смоленщины
Реферат Лабораторная работа по ВМС и ТКС
Реферат Динамічне гальмування асинхронного двигуна на прикладі фрезерного деревообробного верстата
Реферат Преимущества и недостатки систем с отрицательной обратной связью
Реферат Анализ внешних и внутренних связей на предприятии на примере ОАО Ивантеевский трикотаж
Реферат Was Hamlet Insane Essay Research Paper Was
Реферат Нарушения умственного развития при детском церебральном параличе
Реферат I россия на рубеже XVI-XVII веков смутное время §1 внутренняя и внешняя политика бориса годунова
Реферат Стихотворение И.А.Бунина
Реферат Гуманістичні теорії розвитку культури Е. Фромма і А. Маслоу