30. ПОНЯТИЕ И СТ-РА ОБЩ. ФОРМАЦИИ. ФОРМАЦ ПОДХОД КАНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА
Три подхода к историиобщества:
Культурологическийподход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процессесть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личностивзаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Ноприходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новуюкультуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальныхотношений.
Формационный подход:Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производстваи общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая формаобщественно-производственной деятельности. Общеcтвенно-экономичеcкая формация — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности,функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективнымизаконами.
Формация фиксирует типоб-ва, то общее и сущ-ое, что присуще разным странам и народам с одинаковымуровнем развития. Наиболее существенными эл-ми в формации явл.:
-способ пр-ва;
-базис и надстройка
Кроме того
-формы соц. общности
Основа каждой формации — ПС, т.к. они – начальный момент становления соц.организма. Их саморазвитиеобусловлено всеми изменениями, кот. происх. с его структ.составляющими.Целостность об-ва, своебр. связей, черт, его структ. Эл-ов опред. ступень егоразв.
С-ма ПО – эк.базисоб-ва. Процесс смены Сарой сис-мы ПО новой ведет к переходу от одной формации кдругой. Это связано с тем, что именно сис-ма этих отношений, т.е.эк. базиспридает формации х-р конкр истор типа об-ва. Основу членения истор.процессаможно видеть и в господств. форме ПО, кот.находит свое отражение в опред. формесобств. В рез-те истории чел-во предстаетв виде 3 формаций, каждая их которыхимеет опред форму собственности: общинная, частная, общественная.
Не каждый народ проходитчерез все формации. В ист. челов-а смена формации ведет к более развитому типуобщ-ва. Однако прогресс челов-а состоит не столько в ступенчатом переходе,сколько в накоплении ценностей цивилизации на каждом витке прогресса
Социально-политическиеформации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.капиталистический, 5. социалистический. Человек не может производить в одиночку(в историческом плане).
Достоинства формацподхода:
-позв раскрыть диалктобщ жизн, выражающуюся в закономерностях истор. процесса
-позв выявить этизакономерности
— охарактеризоватьступени этого процесса в виде смены формаций
— выявить соц-эксущность той или иной страны или народа
— выявить спецификуэтапа развития
— подойти к пониманиюмногообразию чел.истории
Цивилизационный подход:Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.
Цивилизационный подходпредполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят«график развития». Реализация своей культурной программы. Учет историческихобобенностей и условий.
31.ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА
Три подхода к историиобщества:
Культурологическийподход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процессесть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личностивзаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Ноприходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новуюкультуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальныхотношений.
Формационный подход:Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производстваи общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая формаобщественно-производственной деятельности.
Цивилизационный подход:Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.
Цивилизация (терминпросветителей)-высокий разумный уровень развития общества. Цивилизация=культура(сообщество воспитанных и образованных людей, гражданские законы, моральныеправила, жизнь зависит от общества, религиозное благочестие).
Цивилизация – религия(Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская,Дальневосточная. Африка
Цивилизация – программаразвития общества с целями, закрепленная в социальных институтах, материальномсовершенстве. Цивилизация есть овеществление культуры, совокупностьинструментов для развития общества.
Шпенглер – цивилизация– закат культуры. Духовная деятельность омертвляется и подавляется техническимиальтернативами.
Энгельс: Цивилизация –историческая ступень развития. Цивилизации в этом контексте предшествуютдикость и варварство.
Цивилизационный подходпредполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят«график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностейи условий.
более Гибкий способ,чем формационный.
Цивилизационный методне знает жестких детерминаций. Цивилизация – это движение, а не состояние.Отсутствует необходимость в навязывании формы цивилизации.
Технический прогресс нерассматривается как общественная ценность. Общ ценность – мораль поколений,предки, община, традиция.
В рез-те отнош.людей кпредметам труда, между собой складываются технологические отношения.
Индивид – всего лишьчлен сообщества, не самостоятельная единица. Нет индивидуального выбора местажительства, карьерного пути.
Подходы:
-локальн-истор;
-истор.-стадиальн
-всем-истор
Каждый подход – свояклассификация цивилизаций
Выделение в понятии ц.техн.-технол. базиса как опред. компонента позв-ет пок-ть существ. черты цив:
-цив. хар-етсоц.организации об-ва
-ц – соц организацияоб-ва со всеобщ связью индивидов и базисн. соц.образований
-цель ц – воспр-воиприумножение общ.пр-ва
Достоинствацив.подхода:
-позв. выделить конкристор формы общ хоз-ва и понять их роль в разв. об-ва
-позв понять хар-ечерты и тенденции развития разл соц и этн об-в
-позв обогаитьпредстваления о соц-псих облике конкр об-ва
-позв наращиватьинтеграц процессы в об-ве
32. СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ
Диалектико-материалистическоепонимание истории начинается с решения основного вопроса философии в применениик обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает изпростого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище иодеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой,искусством, религией...” А для этого нужно трудиться, производить материальныеблага.
Итак, сущностьматериалистического понимания истории состоит в том, что:
1. Производство ивслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.
2.Исторический процесс,общественное бытие носят объективный характер.
3. Главнойдвижущей силой, преобразовывающие жизнь общества, являются народные массы.
4. Средства дляизменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальныхфакторах производства.
33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание — специфическичеловеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее отобъективного мира и созидающее его.
Объективный идеализм(Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственнуюсущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всегосущего.
Субъективный идеализм(Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всехобщественных связей, как единственную реальность, а все предметы — каксовокупность представлений отдельного человека.
Материализм понимаетсознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшейнервной деятельности.
Воззрения домарксовскихматериалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное,биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическуюдеятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира(Созерцательность).
Специфическиеособенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:
1) Сознаниеобщественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается каккомпонент практической деятельности общественного человека.
2) Человек мыслитс помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозгаявляется условием возникновения и развития человеческого сознания.
3) Сознание предметно,т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность — вэтом заключается смысл сознания.
4) Сознаниевключает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человекомсвоей психической деятельности (Самосознание).
5) Вместе с темсознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает какабстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Крометого, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть ит.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.
6) Сознание тесносвязано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение.Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданыпоследующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания,оно воплощается и в предметах культуры — продуктах труда, произведенияхискусства и пр.
7) Наряду стеоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностныеустановки личности, её социальные ориентации и пр.
8) Существуютразличия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневнойжизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественнымсознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формыобщественного сознания — наука, искусство, мораль и т.д. — несводимы киндивидуальному сознанию.
9) Функциясознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека вокружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствоватьпреобразованию реального мира.
Ощущения, понятия, восприятия,мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полнотысознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именноблагодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусесознания.
Св-ва созн:
-универсальность – в с.могут быть отражены любые явления
-избирательность – с.избирает 1 эл-т своим объектом
-объктивность –отражает так, как надо
-целеполагание-преждемыслить, чем думать
-активность;
-тв-во
В широком смыслепонятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов,операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В рядепсихологических теорий бессознательное — особая сфера психического или системапроцессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин«бессознательное» используется также для характеристикииндивидуального и группового поведения, действительной цели, последствиякоторого не осознаются.
Громадная роль в теориибс принадлежит ЗФ. В общем плане психика человека представляется Фрейдурасщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного ибессознательного, которые представляют собой существенные характеристикиличности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющимсуть человеческой психики, а сознательное — лишь особой инстанцией,надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, поФрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него впроцессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть сутьпсихики, а лишь такое ее качество, которое «может присоединяться или неприсоединяться к другим его качествам» Фрейд, подобно своим великимпредшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа — психоанализ вцелом — на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного,понимая таковое как психика минус сознание.
Само бессознательноеФрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказываетважную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это — во-первых,скрытое, «латентное» бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания,но может в дальнейшем «всплыть» в сознании; во-вторых, этовытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могутстать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримаясила. Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным(ПСЗ), а второй — собственно бессознательным (БСЗ, или «Оно», или«Id»).
34. ПРИРОДНЫЕПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ. ОТРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Сознание — высшая,свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующихв осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождениячеловек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируетсякак таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, котороепроисходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится кобъектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием.Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значениеми смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С др.стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессывключаются в данный момент в сознание. Таким образом сознание формируетсядеятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Отpaжение кaк генетичеcкaяпpедпоcылкa cознaния
Отражение — всеобщиесвойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов,с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения:
неживая природа:
а) в результате отражениясвойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии илиотпечатка
б) воздействие одногообъекта на другой не стимулирует активности этих объектов.
живая природа:
а) отражение активно; б)оновсегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несетфункциональный характер.
Общие свойстваотражения
а) оно воспроизводит свойстваотражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объектавоспроизводится с большими или меньшими искажениями.
Формы отражения:Раздражимость – первичная форма саморегул. живой природы. Лежит в основе всехуровней. Здесь реакция орг-ма проявл. целиком за счет энергии самого организма.Чувствительность – более высокая форма. Проявл. простейшие рефлексы и ощущенияпсих формы отражения. Рефлекс – законом реакция орг-ма на внешнее раздражение(осущ-ся с задержкой). Нейрофизиол – орг-м активно исп-ет свою внутр программу,строит свое поведение. Психика – необх приспс-е животн. к среде и главный рез-тмозга.
Ощущение>Воспритие>Представление
35.СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Сознание — высшая,свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующихв осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождениячеловек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируетсякак таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, котороепроисходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится кобъектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием.(пример со слепо глухонемым ребенком) Любое ощущение или чувство являетсячастью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не естьтолько знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не отбиологических факторов, телесной организации, хотя зависит – пол, возраст,национальность, физическое самочувствие/, но от общения с людьми, черезприобретения навыков, предметных действий. Тем не менее, нельзя отождествлятьсознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный моментв сознание (речь идет о бессознательном).
Сознание возникло впроцессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывносвязанно с языком. Основными подходами к происхождению сознания были следующие:Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душауправляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искоркабожественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческомсознании.
Декарт: сознание-внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С.- одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально — историческуюприроду сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения.Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.
36. ПОНЯТИЕОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ИХДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
О.С. — осознание о-вомсамого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. Это целостное духовноеобразование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в кот. обществоне только осознает себя и свое общ. бытие в реальном существовании, но и егоактивно преобразующую роль, кот. начинает свое преломление в поступательномразвитии об-ва и его бытия. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиятьна него, сл. бытие — фундамент. закономерности общ. созн-я — вторичность и егоотн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. — основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. нетолько в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весьстрой жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд.эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни.
Индивидуальноесозн-продукт деятельности отд.индивида в предметном мире.(Это не значит, что встановлении инд.с. не должны учитываться матер. и дух. ф-ры)
Общ и инд с. не сводимыдруг друга:
-о.с. не есть суммаинд.с.
-о.с. вбирает в себя некаждое инд созн.
Общ и инд. с.отличаются друг от друга носителем, ролью, способом существования, временнымирамками, степенью обобщенности
Фомы о.с. предст. собойразл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предметуотражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, кпробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в форме понятий,гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопоставляя науку ииск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F, прежде всего, выявл. своебразиекаждой формы о.с. Наука — познават. и практич. F, моральн. созн. — основаформир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формыо.с. делятся на 2 гр.: 1) регулир. чел. отн-й: Политическое — совокупностьполит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместес появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формыобщественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражаеткоренные интересы различных больших соц.групп. Право — совокупность норм иправил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль — совокупность нормповедения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественныммнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия — формы дух. идух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия — промежут.полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич.знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.
38. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Проявляющиеся в связи общ.с.и общ.бытия
1) абс.независимостьобщ.с. от общ.бытия как проявления безусловн. ценности общ.сознания
2) абс.зависимость общ.созн от общ бытия, определяющаяся соответствием содержанияобщ.с. общ. бытию;
3) относ.зависимость о.с. от общ бытия, обусловленная наличием границ возможного выбора
4) относительнаянезависимость общ. с. от общ. бытия, определенная промежутками в границахвозможного выбора
5) абс. незави-ьо.б. от о.с., вытекающая существоваия общ.б до и вне о.с.
6) абс. зави-ьо.б. от о.с., обусловленная пределами, в кот цель как закономерность определяетспособ и характер действий человека
7) относ.независимость о.б. от о.с., определенная невозможностью нарушения о.с. законово.б.
8) относ.зависимость о.б. от о.с., обуславливающаяся возм-ю воздейств о.с. в пределахобъект законов о.б.
Характеризующие связь сявлениями дух.порядка
1) обусловленностьуровня развтия о.с. уровнем разв. дух культуры, но зависимость от ест-науч,общих, гуман знаний
2) постоянноевозрастание роли общ.с. в дух. жизни об-ва, превращающее его в важнейший ф-рдух. развития людей
Собственно внутренниезакономерности
1) преемственностьв ходе смены представлений взглядов, теорий, идей в истор. разв. об-ва
2) опережениеобщ.с. реального процесса жизни или отставания от него
3) неравномерностьразвития о.с. (уровней, сфер, форм)
4) взаимосвязьразличных уровней, сфер, форм общ.с.
5) активностьвоздейстивя о.с. на процессы жизнедеятельности об-ва
39. ТЕОРИЯПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ,ИРРАЦИОНАЛИЗМ)
Познание естьспецифический вид духовной деятельности человека, процесс постиженияокружающего мира.
Большинство философскихсистем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) ирациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разнымифилософиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель)приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значениячувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонникиэмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источникомзнаний (Гоббс, Локк).
Кроме того, существуетеще и иррациональное познание.
Чувственное познаниеявляется начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане. Во-вторых,такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основеосуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она -предпосылкабез которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.
Для познания объектовданного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы,мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов.Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственнымпознанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания отнепосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостностьчувственного освоения материального объекта.
Рационализм — учение втеории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логическиепризнаки всеобщего знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений.Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму отрождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков,предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант,Гегель, Фихте, Шеллинг).
Рациональное познание занимаетсяидеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, вочевидность рационального рассмотрения.
Недостатки рационализма– в недоверии к опытным фактах и переоценка достоверности умозрительныхконструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой.Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза.Ничем не обогащается и кристаллизовывается. Познание должно соприкасаться спрактикой.
Рационализм проявляетсяв психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве(реализм, немистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике(рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).
Иррационализм (Бергсон,Дильтей, Ницше) — философское учение, настаивающее на ограниченных возможностяхразума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство,инстинкт… Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,подчиненной игре слусая, слепой воле (иррациональностью в частности являетсяэкзистенциализм).
Тактика иррационализма:человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута всябыть не может.
40. ПОЗНАВАЕМОСТЬМИРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Познаваемость мира — это предпосылка человеческой деятельности. Познаваемым может быть лишь мир,обладающий универсальными законами существования и развития (Если бы мир был толькоизменяющимся, то существование в нем каких бы то ни было устойчивых структур былобы невозможным; если бы он был только неизменным, то для существования в немживому существу было бы достаточно рефлекса).
Вопрос, над которымвеками билась неуемная мысль человека — как возможно познание, познаваем ли мирв принципе.
В самом деле, Вселеннаябесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможнопознание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскуюмысль в самых различных формах. В попытке ответить на него четко обозначилисьтри основных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждаютпринципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептикиже отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение вдостоверности знания.
В современной немарксистскойфилософии выдвигаются различные доводы в защиту невозможности познания тех или иныхявлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются наспецифику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолетьограниченность условий познания.
Основная проблема, скоторой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе егопознания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.
Однако логикаагностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания.
Сегодня ряд тенденцийсовременной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе опознаваемости сущности мира, а в особенности человека и общества. Диапазонтаких доктрин довольно широк — от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм,прагматизма и др.
Догматизм — антиисторический,недиалектический схематически — окостеневший тип мышления, при котором анализ иоценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учетаконкретной реальности условий места и времени.
Гносеологическая основадогматизма — одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютногомомента при одновременном игнорировании ее относительности. Психолог.догматизмпокоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способампознания и деятельности.
41. ОСН.СТУПЕНИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. ЕДИНСТВО ЧУВСТВ., РАЦ. И ИНТУИТ. В ПОЗН-И
В поиске истины человекпроходит чнрнз опред. ступени – именно они выступают условиями процессапознания:
-чувственная (ощущения,восприятия, представления)
-рациональная(понятие –сущность предмета, суждение – отказ от второстепенных признаков, умозаключение– без обращения к органам чувств)
— интуитивная (нерациональная)
Познание, начинаясь с ощущений,восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретическогомышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей ичувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолеваетметафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих рольчувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего рольощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное вущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышлениеневозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированиязаключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместес тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечнойспирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новыйвозврат к ним и их обогащение. Здесь важнейшую роль играет и интуитивноепознание, служащее связующим звеном между чувственным и рациональным. С каждым понятиемесли не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которыевыступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления,когда оно воплощается в конкретное дело.
Подчеркивая единство чувственной,рациональной и интуитивной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладаюти относительной самостоятельностью:
мышление есть качественносамостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структурычувственного и нерационального познания.
42. ПОНЯТИЕИСТИНЫ. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАР-КИ ИСТИНЫ
Наука не можетдовольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценкекачества знания ученый, прежде всего, и использует категории истины изаблуждения.
Истина достигается впротиворечивом взаимодействии субъекта (тот, кто познает) и объекта (то, чтопознается). В истине необходимым образом отражается единство объективной исубъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряетсвою содержательность, а без субъекта нет самого знания.
Истина идействительность — совершенно разные вещи. Действительность существует независимоот познающего субъекта. В самой объективной реальности никаких истин нет, в нейсуществуют лишь предметы со своими свойствами. Истина появляется в результатепознания людьми этой реальности.
Истина — это единствообъективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.
По своему источнику исодержанию истина объективна. Источником познания является объект, и оно — отражение его. Под объективной истиной понимают такое содержание знаний,которое целиком и полностью продиктовано объектом, и не зависит ни от человека,ни от человечества. Но истина не существует без человека и человечества. Еслиреальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегдасуществует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не самареальность.
Для характеристикипроцесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективногосодержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин.
Абсолютная истина — знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом,т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина впознании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат.
Относительная истина — знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующеесяотносительным соответствием своему объекту, т.е. это частично верная истина,она лишь приближенно и неполно соответствует действительности.
Об относительной истинекак раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинноезнание. В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу,лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.
Конкретность — этосвойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всехсторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.
Заблуждение — этосодержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждениятоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеютреальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблужденияобусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемыхпроблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
43. ПРОБ-АКР-ИЯ ИСТИНЫ В ИСТ-И ФИЛ-И. ПРАК-А И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Фома Аквинскийподразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины,выходящие за пределы его познавательных возможностей. Фома утверждает, чтовысказывание «Бог существует», с одной стороны является очевидным, сдругой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существованиеза что-то очевидное.
«Каждая вещь, — утверждает Фома, — постольку называется истинной, поскольку приближается ксходству с Богом...»»
Гегель приходит к выводу,что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстверазличные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смыслеГегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
В новоевропейскойфилософии принят критерий истины, при котором истина объявлялась вечной иобщезначимой. Истинное знание ( уже потому, что оно истинно ) никак не связаносо временем и местом его возникновения и не зависит от возможностей егопрактического осуществления. Истина, по определению, едина, тогда как историямногообразна.
Критерий истинности –человеческое сообщество. Достоверность – во всеобщности впечатлений. (Фейербах)
В качестве критерияистины всегда выступает практика, которая не только проверяет действие истины,но и прогрессирует, подходит к идеалу, к абсолютной истине. Люди посредствомпрактики изменяют вещи, по мере продвижения к истине. Практика зависит отзнаний – с появлением новых и устареванием старых изменяется и практика.Практика всегда носит продуманный, осознанный характер. Практика являетсядвижущей силой познания. Практика — это материальная, предметно-чувственнаядеятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразованиеприродных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силуразвития человеческого общества и познания. По отношению к познанию она играет троякуюроль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой,дает ему необходимый фактический материал.
Во-вторых, практикаявляется способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания.В-третьих, она служит мерилом, критерием истинности результатов.
Практика постоянноразвивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практикамногогранна — от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента.
В процессе развитияистинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве.
44.ПОНЯТИЕ НАУКИ. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Наука не агрегат, асистема, в которой целое (четкая взаимосвязь соотв. знаний) — важнее частей(Кант). Наука явл. осн. формой чел. познания. Наука, создавая законы, приноситих в природу.
Вып. социальныефункции: 1)культурно-мировоззр., 2)наука как непоср. производ. сила, 3)каксоциальн. сила (использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я). Вэтом историч. порядке функции возникали и расширялись. Снач. в эпоху Возрожд-я- борьба между теол. и наукой за право определ. мировоз-е. Процесс превр-янауки в произв. силу — созд-е и упрочение постоянных каналов для практ. использ-янауч. знаний, появл. прикладных иссл-й. В совр. эпоху наука выступ. тж. в кач.социальн. силы. След., многообразие наук об о-ве: 1) Этнография изучает быт икультуру народов земного шара, их происхожд., расселение икультурно-исторические связи. 2) Юридическая наука рассм. сущность и историюгос-ва и права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законыфункционирования и развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросывоспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целямии задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу,специфику лит. творчества, общественное значение худож. лит-ры. 6) Экономикаизучает экон. отношения людей, законы, управляющие производством,распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие 2уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующаядеятельность. Теор. знание — это сущностное знание, осуществляемое на уровнеабстракций высоких порядков. Теория — это обобщение практики, опыта илинаблюдений. Наблюдение и эксперимент — важнейш. методы иссл-я в науч. знании.Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя историческиэмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч. познанияприменяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами ипонятиями, мысленно создает нужные условия. Теория — это высшая, обоснованная,логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд насущественные свойства, закономерности, и.т.д. Теория — развивающаяся системаверных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теориисоставляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретическогознания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие ихклассификаций.
45.МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Эмпирическое итеоретическое. В науке различают эмпирические и теоретические уровниисследования. Это различие имеет своим основанием:
1. Методыпознавательной активности.
2. Характердостигаемых результатов.
Эмпирическоеисследование предполагает выработку программы исследований, организациюнаблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, ихклассификацию, первичное обобщение. Для эмпирического познания характернафактофиксирующая активность. Теоретическое познание — это сущностное познание,осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступаютпонятия, категории, законы, гипотезы… Исторически эмпирическое познаниепредшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного иистинного знания.
Эмпирическоеисследование, выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставитперед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшемусовершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит переднаблюдеием и экспериментом все более сложные задачи.
Структурапознавательного процесса:
— эмпирические методы
- наблюдение — этопреднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующихсвойств и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное значение,когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразитьобъекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено приварьировании условий.
- сравнение
- эксперимент, спомощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится вопределенным образом заданные условия, отвечающие целям иссследования.
- измерение
-теоретические методы(напр., формализация)
Часто говорят, что теория- это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используютряд осбых логических приемов:
1)приемуниверсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойстванаблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на всевозм. случаи.
2)прием идеализации,состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законахпроцессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности онипроисходить не могут.
3)приемконцептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия,заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл изначение.
-кроме того,используются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция идедукция, научная абстракция (выделение сущностных характеристик), гипотеза (предположение,исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность ещенедостаточно изученной области мира) и др.
46.ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Человека современная ф.понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ.условиями его функционированияи развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктомистории. Ч. — совокупность всех обществ. отношений.
Сократ видел задачуфилософии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни идеятельности. Он считал, что человек более всего нуждается в познании самогосебя и своих дел, определении программы и цели своей деят-и, ясном осознаниитого, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. ДляСократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в пост.самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, чтопоступки ч-а опр-ся степенью его осведомленности.
Фома Аквинский считал, чтов человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишьмыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные… формы, и од на производит все,что производят в других видах более несовершенные формы.
Маккиавели, он считал,так как желания человека ненасытны и так как природа наделила человекаспособностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишьнемногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность ипресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулитьсовременность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда уних нет для этого разумного основания.
К. Маркс придерживался следующегоопределения личности. Человек — есть ансамбль общественных отношений. Все, чемживет человек, имеет значение в свете его общения с другими людьми. Человек — разумное начало.
С конца XIX века вфилософии выдвигаются сомнения разум ности деятельности человека. Человек наподсознательном уровне может поступать неразумно, иррационально. Это былоподхвачено Ф. Ницше, который говорил, что в человеке живет не только творец, нои тварь. Чтобы уничтожить тварь, Ницше предлагал освободиться от морали. Он придерживалсяидеи сильной личности.
Н. Бердяев понимал личностькак существо, подч-ое сверхчеловеческому началу. Это начало творческое и в этомсмысле божественное. творческая энергия человека делает его подобным богу. Такойточки зрения придерживались и другие русские философы (Соловьев, Булгаков идр.).
З. Фрейд. Личность — подсознательное. Человеком управляют ряд инстинктов, пришедшие к нам изживотного мира.
47.АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Антропосоциогенез –параллельный процесс возникновения человека и человеческого общества; процессперехода биологической формы движения материи к социальной, являющийсянеразрывным единством превращения человека животного в человека и объединенияживотных в человеческое общество.
Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой — люди,формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формысобственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупностьразличных институтов, утонченная сфера духа.
Аристотель называлчеловека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), вобществе.
Фергюсон писал, что«Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гдасуществовало. История отдельного человека–лишь единичное проявление чувств имыслей приобре¬тенных им в связи с его родом и каждое иссле¬дование,относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а неот¬дель¬ных людей» — позитивизм
В антропосоциогенезецентральная роль отводилась и до сих пор отводится трудовой гипотезеФ.Энгельса, утверждающего, что человек был создан трудом. Являясь частьюприроды человек постепенно, в процессе труда и общения формируется каксоциальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека изживотного мира, формирования у него социальных побудительных мотивов вповедении.
Труд есть процесс,совершающийся между человеком и природой, та главная материальная сила, котораявела к возникнов. и формированию собственно человеческой жизни — общества.
Основная задачаантропосоциогенеза — показать отличие человека от ост. природы:
1) способностьпроизводить орудия труда
2) развитие языка.Язык- результат аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта,средство передачи знаний, мыслей, образов. Язык – система дифференцированныхзнаков, передающих информацию. Мысль – это внутренняя речь
3) практика — это материальная,предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение ипреобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу идвижущую силу развития человеческого общества и познания.
48.СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД»,«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ»
В философии нет единогорешения о месте ч-а.
Субъкт. ид-м: месточел-ка опр-ся рамками внутри мира чел-ка, отрвавшегося от объект основ бытия.Жизнь – произведение упорядоч. комплексов ощущений. Общего, упорядоченногоидеала быть не может. Поведение в об-ве опр-ся общ. нормами (конвенционализм)
Объект.ид-мрассматривает ч-а как главное творение бога. Направления:
-волюнтаризм: основачел.жизни – иррациональное устремление воли
-панлогизм (Гегель): вобщ.жизни реализуются замыслы мирового духа. Ч-к – ср-во воплощения этой идеи
-религ.антропологизмведет назначение ч-ка в свободное совершенство мира на путях приближения кидеалу, замысленному самим богом
Мат-м: назначениячел-ка из примата реальности. направления:
-натурализм – не видитсоц.специфики чел-ка. Жизнь полность обеспечена биол. законами
-социологизм –полностью игнорируется природа человека – только ф-я общ. жизни
-антропол.мат-м видит сущностьчел-ка в его естестве, отсутствует истор. взгляд на ч-ка
Дуализм: двойственностьчеловека: параллельное сущ-е в мире природы (матер сущ-е) и свободы (ид.сущ-е). Направления:
-натур.дуализм – чел-ксост из ряда уровней, обесп. его сущ-е в разл. мирах
-соц.дуализм(фрейд) –чел-к от природы порочен,
-спиритуализм указ-ет,что природа чел-ка регулируется ид. началом (высший божественный источник).Душа– ид.регулятор
Человека ф. понимаеткак целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования иразвития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктомистории.
Ч. — совокупность всехобществ. отношений.
Индивид (от лат.individuum — неделимое) — единичный представитель человеческого рода, родоваябиологическая характеристика человека; обозначение единичного в отличие отсовокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд.
человек — в отличие отколлектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность — неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования;неповторимое своеобразие какого-л. явления, отд. существа,
человека. В самом общемплане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в еекачественных отличиях, противопоставляется типичному общему,
присущему всемэлементам данного класса или значительной части их. Развитаяиндивидуальность->многообразие соц. качеств
Личность — общежитейскийи науч. термин, обозначающий:
— человеческого индивидакак субъекта отношений и сознат. деятельности в аспекте его социальных качеств,формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественныхотношений (лицо, в широком смысле слова)
— динамическую,целостную и устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующихиндивида как члена того или иного общества или общности; интеллектуальныхсоциально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в его сознании идеятельности.
Человек какиндивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки егоинтересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметноевоплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
49.ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Аристотель называлчеловека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), вобществе.
Фергюсон писал, что«Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гдасуществовало. История отдельного человека–лишь единичное проявление чувств имыслей, приобре¬тенных им в связи с его родом и каждое иссле¬дование,относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а неот¬дель¬ных людей» — позитивизм
Иcторичеcкие типывзаимоотношений человека и общества.
К.Маркс выделял триосновные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1),отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободныхиндивидуальностей (3).
1. Отношения личной зависимостихарактерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и дляклассово-антагонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко регламентированнуюлокализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех ит.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и довлеющей над человеком,определяет существенные особенности его поведения. Личная зависимость проявляетсякак непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид иреально, и в своем созн-и не выдел-тся из коллектива и осознает себя принадлежащимроду.
2. С развитием капиталистическоготоварного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочиеперегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов — частныхлиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловленоосуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда.Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождениетрудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидомоткрывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальнойи духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек производилпродукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условияхтоварного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом,становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивыйпроцесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированиемпредприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабовобщения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и другот друга.
3. На основеобщественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот типвзаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности,где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладаютантагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения,иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван неподавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, ненивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, неставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересыличности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становитсястоль же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитииличности.